Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография Божией Матери ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского КОРЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, 20 марта и 11 июня), чудотворная, находится в корецком во имя Св. Троицы женском мон-ре Ровненской епархии КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом)

http://pravenc.ru/rubrics/123210_3.html

Усмань. Собор Богоявления Господня. Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 2000 и 2015. Архитектор:А.Г. Федорец Адрес: Россия, 399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Вельяминова, 20а Координаты: 52.044343, 39.725814 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Описание церкви, прежде существовавшей в г. Усмань. Соборная церковь каменная, теплая, построена в 1812 г. на средства прихожан. Престолов три: главный - в честь Богоявления Господня и придельные – в честь чудотворной Корсунской иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня. Местно-чтимая Корсунская икона Божией Матери. Приход открыт в 1812 году. Дворов 520, душ муж. пола 1986, жен. пола 2000, великороссы. Школы две церковно-приходские: 1-я Кирилло-Мефодиевская, двухклассная, мужская, 2-я Корсунско-Богородичная, женская, двухклассная, в последней вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Заведующий школами, он же законоучитель в первой школе, состоит сверхштатным священником при соборе, получает 900 руб. Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1808 г. При церкви три библиотеки: благочинническая, церковная и школьная. Штат: протоиерей, два священника, два диакона и три псаломщика. У причта полевая земля в двух участках: близ города 96 десятин 1524 кв. сажени, из них 26 десятин под топями и мелким ольховым лесом, 70 десятин пахотной, и в 15 верстах от города 87 десятин 987 кв. сажень, близ деревни Мансуровой, вся пахотная. Причтового капитала 17570 руб. и церковный капитал 1730 руб. А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 368. Комментарии и обсуждение В 1645 году была построена оборонительная крепость Усмань. К этому же времени относятся первые упоминания о деревянной церкви на Базарной площади. В 1790-х годах построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Церковь была перестроена в 1812 году. Храм был снесен в 1930-е годы.  Летом 2000 г. с благословления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось возрождение храма. 16 июля 2001 года была обретена утерянная Корсунская икона Божией Матери, которая прославилась многими чудесами. 25 мая 2005 года владыка Никон освятил придел нижнего храма в честь Царственных мучеников. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19328

Помимо 3 основных праздников, упомянутых в Иеронимовом Мартирологе, в различных источниках сохранились сведения о др. памятных днях, связанных с И. П. Напр., в италийской редакции Мартиролога упоминается местное празднество в Аквилее (Италия) в память принесения реликвий И. П., апостолов Андрея и Луки и вмц. Евфимии (MartHieron. Comment. P. 486). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция), к-рые относятся к эпохе еп. Перпетуя (458/9-488/9), указаны 2 праздника в честь И. П., 1-й (natale sancti Iohannis) между Богоявлением и Кафедрой Петра, т. е. в янв. или февр., не имел аналогов в зап. традиции. Праздник 24 июня, которому предшествовал период поста, назван памятью мученичества И. П. (passio sancti Iohannis). Богослужение в этот день совершалось в баптистерии ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). В испано-мосарабской традиции помимо Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, известен праздник Обретения главы святого 24 февр. ( F é rotin. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum. 1995r. P. XLVI). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.), положившем начало традиции составления «исторических» мартирологов, перечислено 4 праздника - Обретение главы (24 февр.), Рождество (24 июня), Зачатие (24 сент.) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.) (см.: Quentin. 1908. P. 48-49, 52, 54). Эти же праздники указаны в получившем широкое распространение Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.- MartUsuard//PL. 123. Col. 791; 124. Col. 187, 411, 501). Праздник 24 февр. был введен в римско-франк. литургическую традицию Бедой, к-рый изложил историю обретения главы И. П. в «Толковании на Евангелие от Марка» ( Beda. In Marc. II 6//PL. 92. Col. 192-193). В то же время в галликанской традиции праздновалось только 2 дня памяти И. П.- Рождество (24 июня) и Усекновение главы (24 сент.) (Missale Gothicum//The Ancient Liturgies of the Gallican Church/Ed. J. M. Neale. Burntisland, 1855. P. 121-122, 124-125; Das irische Palimpsestsakramentar im Clm 14429 der Staatsbibliothek München/Hrsg. A. Dold, L. Eizenhöfer. Beuron, 1964. S. 71-72). В Англосаксонском Мартирологе (2-я пол. IX в.), так же как и в Иеронимовом Мартирологе, указано 3 дня памяти И. П.- Рождество, Зачатие и Усекновение главы (An Old English Martyrology/Ed. G. Herzfeld. L., 1900. P. 102, 104, 156, 176). В XVI в. кард. Цезарь Бароний , основываясь на Мартирологе Узуарда, включил в Римский Мартиролог 3 дня памяти святого - 24 февр. (1-е Обретение главы), 24 июня (Рождество) и 29 авг. (Усекновение и 2-е Обретение главы).

http://pravenc.ru/text/471450.html

на фреске храма Успения мон-ря Трескавец. В XI-XIV вв. создавались миниатюры, на к-рых И. П. был представлен дважды, до и после казни: святой склонился, покорно ожидая удара мечом, а рядом лежит его уже обезглавленное тело; Саломия держит в руках отсеченную главу И. П.: Четвероевангелие (Paris. gr. 74. Fol. 28v, 75v, 3-я четв. XI в.); Четвероевангелие царя Ивана-Александра (Lond. Brit. Lib. Add. gr. 39627. Fol. 44v, 103v, 1356 г.). Древнерус. изображения «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» в домонг. период создавались в визант. традиции. На Руси был воспринят наиболее популярный в Византии извод, где И. П. изображался склоненным, со связанными впереди руками в ожидании удара палача, к-рый занес над ним меч: фрески в юж. апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125); в жертвеннике Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (ок. 1140, в поновлении кон. XIX в.); в диаконнике ц. Благовещения на Мячине в Вел. Новгороде (1189). В XV в. в рус. иконографию «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» с образом И. П., ожидающего казни, было сделано важное добавление - изображение главы И. П., лежащей в пещере: икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» из иконостаса собора в Каргополе (кон. XV - 1-я пол. XVI в., КМРИ); шитая пелена «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» (90-е гг. XV в., ГИМ). Изображение главы И. П. внутри пещеры (в саркофаге, а впосл. в драгоценном сосуде) было заимствовано из иконографии праздника Обретения главы Иоанна Предтечи ( Бродовая. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя». 2004. С. 162-177). Соединение указанных сюжетов восходит к текстам служб в дни памяти усекновения и обретений честной главы св. Иоанна Предтечи, где сопоставляются темы казни И. П. как момента наивысшего кеносиса святого и обретения его главы как кульминации его прославления: «Твоего боговещанного гласа, Предтече Иоанне, ни меч посече окаянного прелюбодеяния, Божественную бо свою нам являеши главу от земли» (2-й тропарь 3-й песни канона на праздник 1-го и 2-го Обретения честной главы Иоанна Предтечи; см.: Минея (МП).

http://pravenc.ru/text/471450.html

5) Его же. Изъяснение Евангелия в 9-ю неделю по Пятидесятнице, ( Мф.14: 22–34 ), «Воскресное чтение», 1810. Новейшие толкования в духовных 6) Ирод ( Мф.14:1–11 ). Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1875. Вифсаида ( Мф.14:13 ). Там же. 1874. Иродия ( Мк.6:17–28 ). 1875. 7) А. Лашкарев. Святой Иоанн Креститель как проповедник при дворе Ирода ( Мф.14:3–4 ). «Странник», 1868. 8) Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. «Воскресное чтение», 1820. 9) Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Воскресное чтение», 1881. 10) Соллертинский О мученической кончине св. Иоанна Предтечи. «Христианское чтение», 1886. 11) Темница св. Иоанна Крестителя. «Воскресное чтение» , 1818. 12) Прот. Руднев. Несколько мыслей по случаю праздника Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна. «Душеполезное чтение», 1868. 13) Рассказ об обретении главы святого Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1880, 1803. 14) Усекновение честной главы святого Иоанна Крестителя. «Духовная беседа», 1860. 15) Выписка из синаксаря на усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1801. 16) Праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1829. 17) Объяснение тропаря на Усекновение св. Иоанна Предтечи. (О проповеди Иоанна Предтечи во аде: предмет проповеди, лица, цель и следствия). «Воскресное чтение», 1821. 18) Е.П. Ак-нов. На рубеже двух заветов. Личность Иродиады. Обличение Иоанном Предтечею незаконного брака и недовольство обличаемых. Поступательное движение против Иоанна Крестителя со стороны иудейских вождей в союзе с Ангиной и Иродиадой. Заключение Предтечи в Махерон. Местоположение Махеронской крепости и положение в ней Иоанна Крестителя. доступ к нему учеников его. Празднество в Махероне и мученическая кончина Иоанна Крестителя. «Странник», 1888. 19) Матфея 14:2, 15–16, 28 . Мысли епископа Феофана. «Домашняя беседа», 1871. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 20) Ст. 14–22. Чудесное насыщение народа. «Воскресное чтение», 1825. 21) Матфея 14: 22–34 . «Воскресное чтение», 1817.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

традиции: иконы с 4-6 клеймами образуют краткие циклы, остальные памятники, имеющие свыше 8 сцен, относятся к группе т. н. сводных. Однако сводные циклы сравнительно с византийскими изменили характер. Если в визант. циклах каждая сцена вводилась как указание на определенный пласт событий, вслед. чего ее изображение носило знаковый характер, то в соответствующих древнерус. циклах события подробно развернуты на плоскости. Появились тематические циклы, близкие к более ранним византийским, но существующие не отдельно, а в составе обширных сводных. Расширился цикл детства И. П., в к-ром выделена тема зачатия. Напротив, проповеднический цикл, к-рому в визант. живописи уделялось большое внимание, был сокращен до 1-2 сцен - «Проповеди св. Иоанна Предтечи» или «Крещения Господня». Изменился страстной цикл: развитие получила тема реликвий И. П., более подробным стал цикл «Обретений честной главы св. Иоанна Предтечи», и сложилась их рус. иконография. Особое значение приобрели изображения погребения И. П., впервые была проиллюстрирована апокрифическая легенда о погребении И. П. и его отца Захарии в Иерусалимском храме. Даже в традиц. иконографическую схему «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» были введены новые мотивы, связанные с темой прославления святынь И. П. Кроме того, стали изображать посмертные чудеса И. П., не имеющие аналогов в визант. искусстве: «Чудо от перста» и «Явление св. Иоанна Предтечи Иоанну-монаху». Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Икона. XVII в. (ГИМ) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Икона. XVII в. (ГИМ) Пир Ирода. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Paris. Supll. gr. 1286. Fol. 10v) Пир Ирода. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Paris. Supll. gr. 1286. Fol. 10v) Нестабильность состава житийного цикла И. П. была обусловлена состоянием древнерус. житийной лит-ры о святом, насчитывавшей множество вариантов Жития, разнообразных по содержанию ( Творогов. 1987).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Февр. С. 694). Однако в клеймах житийных икон И. П. встречаются и иные варианты иконографии его казни. Так, на ярославской иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 16 клеймах» (сер. XVI в., ЯХМ) данная сцена построена по древней византийской схеме: И. П. склонился под занесенным мечом палача, изображения усекновенной главы нет. В клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ) эта композиция дополняется пустой чашей. На иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в.) Саломия держит блюдо, на к-рое воин кладет отсеченную главу, тело святого простерто на земле между ними; эта сцена совершенной казни совмещена с эпизодом «Передача главы св. Иоанна Предтечи Иродиаде». Схожая композиция представлена в клейме малороссийской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с изображением евангелистов и житием в 4 клеймах» (кон. XVI в., Народный музей в Пшемысле, Польша). В сюжете передано историческое событие - момент отсечения главы И. П.; сцена трактуется в повествовательном, «житийном» контексте, в то время как в композициях «Усекновение с обретением» событие имеет вневременной характер. Извод с изображением совершившейся казни становится популярным в кон. XVII-XVIII в., напр. икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» из местного ряда Софийского собора в Вологде (XVIII в.). Этому изображению соответствует описание «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» в Сводном иконописном подлиннике XVIII в.: «На Предтече риза от влас велбужьих, руки связаны, тело его лежит в темнице, спекулатор стоит над ним гордым образом, в руце держит за власы главу Предтечеву, в другой руке меч обнаженный… Из главы и из тела Предтечева течет кровь и вода, темница об одних дверях, а около ея ограды все темное, понеже нощию было Усекновение… А в руке пишут свиток, а в нем написано: аз видех и свидетельствовах, се Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся, приближи бо ся Царство небесное, уже и секира при корени дерев лежит, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432-433).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче (имя рек),/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь общий преподобным Печерским, двум или многим, глас 3 Преблаженнии и Богоноснии отцы наши (имя рек),/яко стяжавшии дерзновение ко Господу/равноангельным своим житием,/егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/молим вас прилежно:/испросите душам нашим очищение/и велию и богатую милость. Кондак, глас 4 Богатство благодати и сыноположения стяжавше многими подвиги и добродетельми,/ихже ради Христос всели души ваша/в Небесная селения Своя,/даровав благодать нетления и чудес мощем вашим./К нимже притекающе, вопием:/радуйтеся (имя рек), отцы наши,/ликов иночествующих похвале и удобрение. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы (имя рек),/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. 29/11 Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный. Тропарь Предтече, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет 49 свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного./Темже за истину пострадав, радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося Плотию,/вземлющаго грех мира,/и подающаго нам велию милость. Кондак, глас 5 Предтечево славное усекновение,/смотрение бысть Божественное:/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродиа,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный 50 . Ин кондак, глас 4 Ирод, Предтече, беззаконновав,/жене подаде главу твою честную,/ейже покланяющеся, веселимся;/Иродия же плачет и рыдает,/и Ирод, и плясавшая. Величание Величаем тя,/Крестителю Спасов Иоанне,/и почитаем вси честныя твоей главы усекновение. Припев Святый великий Иоанне Предтече Господень,/моли Бога о нас. 30/12 Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских. Преподобного Александра Свирского (1533). Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652). Собор святых Сербских просветителей и учителей: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часовня на месте обретения главы св. Иоанна Предтечи, Иерусалим. Между 1890 и 1910 гг. Православная Церковь помимо 2 великих праздников в честь И. П.- Рождества (24 июня) и Усекновения главы (29 авг.) - отмечает также Зачатие Иоанна Предтечи (23 сент.), Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) и дни памяти Обретения его честной главы (24 февр. и 25 мая). Рождество и Зачатие Иоанна Предтечи праздновались уже соответственно в IV и V в. на Востоке и на Западе христ. мира, даты этих празднований были отсчитаны от дня Рождества Христова на основании евангельских свидетельств о рождении И. П. на 6 месяцев ранее Спасителя (ср.: Лк 1. 26-56). В связи с этим в нек-рых древних груз. и сир. календарях Рождество Иоанна Предтечи отмечено 25 июня ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 367; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 74; т. наз. Сирофиникийские Минеи IX-X вв.- Болотов В. В. Следы древних месяцесловов Поместных Церквей//ХЧ. 1893. Ч. 1. 1/2. С. 188), а Зачатие Иоанна Предтечи в лат. Мартирологах - 24 сент. (MartHieron. P. 125). Совр. исследователи считают Зачатие Иоанна Предтечи праздником к-польского происхождения, первоначально он совпадал с праздником новолетия, перенесенным ок. 462 г. с 23 на 1 сент. Богослужение по Студийскому Типикону предусматривало также совершение предпразднества и попразднества Рождества Иоанна Предтечи (Ταμεον. Σ. 223-224, 226. N 685-687, 693). Свидетельства о празднике Усекновения главы И. П. восходят к V в., т. к. точная дата его казни была неизвестна, предполагают, что празднование было приурочено ко дню освящения церкви в Севастии, где хранилось тело И. П. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 706). В. В. Болотов выдвинул предположение, что этот праздник был установлен Александрийской Православной Церковью в противовес празднованию александрийского Нового года, отмечавшегося 29 сент. ( Болотов В. В. Михайлов день: Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября?//ХЧ. 1892. Ч. 2. С. 596), см. подробнее в статьях Рождество Иоанна Предтечи , Усекновение главы Иоанна Предтечи .

http://pravenc.ru/text/471450.html

В Четьих Минеях под 11 числом октября повествуется о чуде истечения крови и воды от иконы Господней, бывшем около 760 г. в городе Берите (нынешнем Бейруте в Сирии). С целью надругаться над Господом Иисусом Христом местные иудеи взяли гвозди и прибили икону Господню к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги Христовы. Затем, надевши на трость губку с оцтом, они приложили к устам Господа и, наконец, принесли копье и велели одному из них ударить в ребро Господне. И как только тот пронзил икону копьем, тотчас же потекла из нее кровь и вода. При виде столь великого чуда, всех присутствовавших объял великий страх. Собравши кровь и воду в сосуды, они решили привести слепых, хромых, бесноватых и помазать их сею кровью. «Если приведенные получат исцеление, – говорили они, – мы все уверуем в Распятого». И, действительно, больные исцелились; после чего все иудеи того города уверовали во Христа и приняли святое крещение. – часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери ( Ин. 13:4 ); – частица камня от столба, к которому привязан был Иисус Христос во время бичевания. Верхняя часть этого столба хранится в римской церкви во имя преп. Пракседы, 14. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Констанинополе; – плат, которым обвернута была глава положенного во гроб Иисуса ( Ин. 20:7 ); – часть волос Божией Матери; еще часть волос Божией Матери имеется в Ватиканском соборе; – часть ризы Божией Матери, обретенной в Назарете в 458 г. и тогда же положенной во Влахернском храме во имя Божией Матери в Константинополе, в память чего установлено ежегодное празднование 2 июля; – часть челюсти честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (память 23 сентября – зачатие, 7 января – собор, 24 февраля – первое и второе обретение честной главы, 25 мая – третье обретение честной главы, 24 июня – рождение и 29 августа – усекновение честной главы). Часть честной главы Иоанна Предтечи имеется в Риме в церкви во имя святого Сильвестра, папы римского (San Silvestre in Capite). Другая часть его честной главы имеется в Амьенском кафедральном соборе во Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010