«Истинно говорю вам, – свидетельствовал сам Иисус Христос , – из рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Но православная Церковь сохранила много достопамятных сказаний как о зачатии и рождении его, так о всей его жизни на земле, мученической кончине и троекратном обретении честной главы его; по сему и именует его гласом Слова, светильником Света, денницею Солнца 17 , и усвояет ему имена всех почти праведников, взывая к нему: «Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новыя благодати, светлый Слова гласе, твоими священными ходатайствы, молитвенная творения к Богу благоутробному исправи» 18 . Высокое же свое уважение к Иоанну Предтече православная Церковь выражает семью ежегодными празднествами, воспоминая его 1) зачатие, 2) рождество, 3) собор (крещение им Господа), 4) усекновение главы, 5) первое и второе обретение главы, 6) третье обретение главы и 7) (собственно наша Греко-российская Церковь ) перенесение десницы его из Мальты в Гатчину. В настоящем сочинении имеют быть собраны сведения о всех сих праздниках и представлены в следующем порядке: а) история, б) начало, в) образ и г) вероучительная и нравственная цель праздника. I. Праздник Зачатия Иоанна Предтечи а) история Для полноты изложения событий, ознаменовавших зачатие Иоанна Предтечи, кратко упомянем о безутешном состоянии рода человеческого с грехопадения Адамова и до времени зачатия Иоанна. Тяжкие последствия греха Адамова распространились на всех его потомков и не было на земле средства ко спасению людей. «Когда человек согрешил и пал, – говорит св. Афанасий Александрийский , – а с падением его все пришло в смятение, усилилась «смерть от Адама, даже до Моисея» ( Рим.5:14 ), земля подверглась проклятию, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо, человек в конец развратился и уподобился скотам, диавол же поругался над нами; тогда Бог , который человеколюбив, и не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его человек, изрек: «Кого послю, и кто пойдет?» Все безмолствовали, и Сын сказал: «се Аз, посли Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

398 Креститель, Иоанн Предтеча (Ιωννης о Βαππστς, Ιωννης о Πρδρομος; 6–2 годы до Р.Х. – ок.30 года н. э.) – сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходится родственником Господа Иисуса Христа по материнской линии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии. Повинуясь Божиему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29,36 ). Услышав это, двое из учеников Иоанна, апп. Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, присоединились к Иисусу Христу. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники (по ст. ст.): 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 12 октября – праздник перенесения его десницы из Мальты в Гатчину. 399 Елисавета (Ελισβετ, букв, «почитающая Бога», «заклинающая Богом») – мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии, двоюродная сестра Пресвятой Богородицы (также как Она, происходи ла из рода Царя Давида, и мать была старшей сестрой св. Анны). Основной эпизод евангельской истории праведной Елисаветы – сретенье ею Богородицы Девы ( Лк.1:39–56 ). Во время избиения младенцев укрывалась в пустыне. Её супруг Захария отказался отвечать, где они, и был убит прямо в храме. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал Ангел до времени его выхода на проповедь . Память праведной Елисаветы – 5 сентября и 30 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник ). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак . Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами (Richard M.//ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. 156, кон. XIII - нач. XIV в., Хлуд. 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. (Τωμαδκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

http://sedmitza.ru/text/972174.html

встречаются во мн. греч. рукописных Минеях, Триодях и Макаризматариях (ркп. Синайской б-ки: 880 г. 522), IX-X вв. 607), X в. 609, 620, 735), ок. 1000 г. 578, 579, 595, 614, 631), XI в. 598), XIII в. 828); ркп. БАН. РАИК. 109, IX в.; РНБ. Греч. 89, ок. 1000 г. (фрагмент ркп. Sinait. gr. 578) и 712, X в.; ГИМ. Син. Греч. 181, XI в.; Crypt. gr. Г. α. XXVII и Crypt. Δ. β. II, XII в.), где содержатся тропари на Б. на все двунадесятые праздники (кроме Пятидесятницы), на праздники Иоанна Предтечи (Рождество, Усекновение и Обретение главы), на пред- и попразднство Рождества Христова и попразднство Богоявления, на Собор Бесплотных сил, на все воскресные дни Великого поста, на субботы поста 1, 2, 4-ю и Лазареву, а также на памяти святых: прп. Симеона Столпника, прор. Моисея и праведных Иоакима и Анны, прор. Захарии, ап. Иоанна Богослова, свт. Василия Великого, свт. Николая Мирликийского, первомч. Стефана, свт. Григория Нисского, прп. Феодосия Великого, убиенных в Синае и Раифе преподобных отцов, прп. Антония Великого, святителей Афанасия и Кирилла, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Василия (26 апр.), свт. Симеона (24 мая), апостолов Варфоломея и Варнавы, Петра и Павла; на нек-рые праздники (Рождество и Благовещение Пресв. Богородицы, Неделю ваий) известно неск. циклов тропарей на Б. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 258-274; Bertoni è re. P. 182-183, 190, 196; Пентковский, Йовчева. С. 31-35, 48, 52-53; Никифорова. С. 158-161). Праздничные тропари на Б. встречаются также в слав. рукописях (НБКМ. 113, XIII в.; РНБ. F. п. I. 72, XIII-XIV вв.; ГИМ. Хлуд. 163, XIV в.; Одесская гос. науч. б-ка. Собр. Григоровича. 1/101, XIV в.; т. н. Ильина книга - РГАДА. Тип. 131, XII в.) на праздники Рождества Богородицы, Воздвижения Креста, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Успения, а также на память апостолов Петра и Павла. Наборы тропарей в рукописях могут различаться, напр., в ркп. НКБМ. 113 и РГАДА. Тип. 131 в успенских циклах тропарей совпадают только ирмос и троичен. К нек-рым из помещенных в слав. книгах циклов тропарей на Б. обнаружены греч. аналоги (напр., тропари на Рождество и Успение Пресв. Богородицы, Сретение Господне), др. могут быть оригинальными слав. сочинениями. Троичны слав. циклов тропарей на Б. часто заимствованы из Октоиха, что может свидетельствовать как о существовании греч. аналогов, так и о том, что троичен мог быть заимствован из Октоиха слав. гимнографом. Оригинальные троичны содержат слав. циклы тропарей на Преображение Господне и на память апостолов Петра и Павла; последний содержит слова: «Дай силу языку новоизбранну», что, видимо, указывает на слав. песнотворца ( Пентковский, Йовчева. С. 50-53, 56, 58). Иногда слав. циклы тропарей на Б. совпадают с греч. по ирмосу, но набор тропарей отличается (напр., тропари на Б. Рождества Христова). В целом жанр праздничных тропарей на Б. в слав. Минеях был не столь распространен, как в греч. рукописях.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

С Алляциевым еще сходнее календарь, изданный Фронтоном в 1720 году и относимый им не позднее как к первой половине 8 века (от 714 по 741 г.) 59 . Разности между тем и другим ничтожны, именно: во Фронтоновом есть памяти: 16 янв. св. Маркелла, 13 мая освящение Марии, 14 мая св. Феликулы, коих нет в Алляциевом, но в Алляциевом есть 3 мая Обретение св. креста, 15 мая св. Вита, 22 июня св. Пракседы, 29 авг. св. прор. Елисея, 22 янв. Анастасия монаха, которых нет во Фронтоновом; кроме того св. Силивестра 31 дек. во Фронтоновом, а не 2 янв. и Усекновение главы Иоанна Предтечи не 29 авг., а 30. Бандиниев и другие Замечателен календарь, писанный в начале 9 века, находящийся в кодексе медицейской лаврентиевой библиотеки во Флоренции и обнародованный в каталоге сей библиотеки, составленном г. Бандини 60 . К сожалению сохранился не весь; начинается с 6 июня и кончается 27 дек. Каждому числу предшествуют два ряда латинских букв – знаков пасхальных; в первом ряду идут 19 букв по латинскому алфавиту (от а до 1), во втором 7 букв (от а до g), и затем повторяются; показывается положение солнца по знакам (во льве, раке, и т. д.), показаны и другие времена или части года; напр. 20 июня солнцестояние (solsmicium), 7 ноября начало зимы; показаны месяцы и но египетским названиям; некоторые строчки и слова писаны зелеными и красными чернилами, наприм. g. d. VI (27 дек.) пятый египетский месяц Тиби (зелеными чернилами, 1-е число его падало на 27 дек.). Кончина (namale) Иоанна евангелиста ; 26 июля тень исчезает в Мерое (umbra absumitur in Meroe – египетское озеро). Это показывает древность календаря, потому что после 1 всел. собора вся вселенская церковь руководилась времясчислением александрийской церкви, где процветала астрономия, и александрийские предстоятели вперед вычисляли время пасхи, след. всего церковного года, и это расчисление посылали по другим церквам. Св. Кирилл александрийский составил свой пасхальный канон, начиная 153 годом эры Диоклитиана (437 годом по Р. X.) и кончая 247 годом той же эры (531 годом по Р. Хр.). Дионисий малый, римский аббат, продолжил этот канон до 892 года и изменил его только в том, что вместо эры Диоклитиана ввел в него эру от Р. X. Этот канон Дионисия или правильнее св. Кирилла и принят всеми христианскими церквами 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из старших славянских сборников, содержащих слова и поучения об Иоанне Предтече, упомянем так называемый Златоуст Ягича (ГПБ, Q.n.1.56), где на л. 66–72 читаются: «Слово святаго Иоанна Златоустаг о. Похвала Иоанну Крестителю» (нач.: «Прииде Иисус от Галилеи на Иордан...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаг о на усекновение Иоанна Крестителя» (нач.: «Пакы Иродья бесится, паки метется, паки мутится...»), «Слово святаго Иоанна Златоуста на усекновение главы Иоанна Крестителя» (нач.: «Яко се муж един любяи пустыню на месте лесне...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на обретение главы Иоанна Предтечи» (нач.: «Бысть в дни Ирода царе усекновение святаго Иоана...»), «Слово святаго Иоана Златоустаго на рождьство святаго Иоана Крестителя» (нач.: «Елисавефи же рече еуангелист...»), а на л. 245–249 об. – «Слово святаго Иоанна Златоустаго на рождьство крестителя Иоажа» (нач.: «Понеже убо преблагы бог и человеколюбець не презре рода человечьскаго»). Слово Евсевия Александрийского о сошествии Иоанна Предтечи в ад читается в сборнике XII–XIII вв. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 12 и в сборнике 11 того же собрания, относящегося к XIV в., а также в Успенском сборнике XII–XIII вв. – ГИМ, Синод. собр., 1063/4. Слово Климента Охридского на рождество Иоанна Предтечи входит в состав сборника XII в. (ГПБ, F.n.I, 46). На русской почве слагались сказания о чудесах от церкви Иоанна Предтечи. Они изданы в ПЛ (вып. 1, с. 251–252) и А. И. Никольским (Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития святого Иоанна Предтечи и крестителя господня. – ИОРЯС за 1907 г., т. 12, кн. 3, 1908, с. 98–116). Изд.: Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 41–43, 204–214; Антоний. Памятники древнеболгарской проповеднической письменности. – ПС, 1881, декабрь, с. 350–358; Ундольский В. М. Климент, епископ словенский. М., 1895, с. 23–33; ВМЧ, сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868, стб. 271–281; сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869, стб. 1356–1370. Успенский сборник XII–XIII вв./Изд. подг. О. А. Князевск ая, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 358–368; Климент Охридски. Събр. съч. София, 1970, т. 1, с. 158–185, 378–396; 1977, т. 2, с. 35–51, 259–268, 370–415, 807–813.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4 Пророче и Предтече пришествия Христова,/достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя:/неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися/славным и честным твоим рождеством,//и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. Кондак Рождества Предтечи, глас 3 Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает,/и той есть исполнение всякаго пророчества:/Егоже бо пророцы проповедаша,/на Сего во Иордане руку положив,//явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча. Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Усекновения, глас 5 Предтечево славное усекновение,/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие;/да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,//но притворный, привременный. Тропарь Первого и второго обретения Главы, глас 4 От земли возсиявши, Предтечева глава/лучи испущает нетления верным исцелений,/свыше собирает множество Ангел,/доле же созывает человеческий род,//единогласную возсылати славу Христу Богу. Кондак Первого и второго обретения Главы, глас 6 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние. Тропарь Третьего обретения Главы, глас 4 Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,//спасающа нас от тления молитвами твоими.

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

И в жизни, и в смерти святой Иоанн Предтеча остается для всех христиан пророком и учителем духовной жизни. Своей безупречной жизнью он показал нам, как бороться с грехом вплоть до смерти, не только из почитания справедливости и ради соблюдения Закона Божия, но и ради того, чтобы возрастать в добродетели и чистоте сердца. Поэтому всякий разум, очищенный созерцанием Закона Божия, подобно святому Иоанну Предтече, готовит путь Господу в исполненной раскаяния душе, чтобы открыть ей познание спасения (ср.: Лк. 1: 76) . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 11 сентября 2012 г.  Он был сыном Ирода Великого и четвертовластником Галилеи и Переи с 4 г. до P. X. по 39 г. по P. X., то есть именно к нему Пилат отправил Иисуса (см.: Лк. 13: 31). Добиваясь под давлением Иродиады царского титула, он отправился в Рим, но был обвинен в предательстве и казнен в Лионе.  Этот Филипп – не четвертовластник в Итурее и Трахонитиде, упоминаемый в Евангелии (см.: Лк. 3: 1), но другой сын Ирода Великого, единокровный брат Ирода Антипы.  Она была дочерью Иродиады от первого брака и впоследствии вышла замуж за тетрарха Филиппа, своего двоюродного дедушку. Ее имя не упоминается в Евангелии, однако оно известно из «Иудейских древностей» историка Иосифа Флавия (18. 5. 2–4).  Блж. Иероним пишет, что Иродиада набросилась на отрубленную голову и пронзила язык св. Иоанна ножом.  Празднуются три обретения главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе – 24 февраля, третье – 25 мая. Тело св. Иоанна было сожжено во времена Юлиана Отступника, но некоторая часть его мощей была взята из огня и передана свт. Афанасию в Александрию. Оттуда частицы мощей разошлись по всему христианскому миру. Десница Предтечи почитается в монастыре Дионисиат на Афоне, а его левая рука хранится в древнем дворце турецких султанов в Константинополе (Топкапы).

http://pravoslavie.ru/put/55998.htm

К 1739 г. в М. м. находилась также надвратная деревянная ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, после упразднения (1776) которой в 1815 г. на 2-м этаже собора был освящен одноименный придел. В 1829 г. указом Казанской духовной консистории нижний этаж собора был передан служителям Спасского прихода, окормлявшего 17 населенных пунктов. До 1860 г. Мироносицкая ц. была центром прихода. Указом Синода от 9 сент. 1860 г. прихожане монастырского храма были распределены между приходами сел Кильмакова (Кузнецова), Азанова, Акашева. К северу от собора находился каменный 2-этажный братский корпус (XVIII в.). К кон. XIX в. обитель была обнесена каменной оградой с 3 сторон, а с 4-й, северной - деревянной. Одновременно у зап. стены обители был сооружен деревянный 2-этажный братский корпус (не сохр.). В юж. части М. м. располагались сад и огороды, а в северной - хозяйственные постройки. Небольшой обретенный образ, вставленный во Владимирскую (?) икону Божией Матери, находился в соборной холодной церкви и именовался как «храмовый явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен мироносиц на каменной апсиде»; вокруг явленного образа «обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким... И та доска вложена во доску же простую аршинную, росписанную на красках,- акафист Божией Матери. Сверх же оной доски - риза, кованая серебром и позлащенная; на ней - убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими». К иконе, украшенной позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, крепилось множество «привесов». Также «для подвесу» была изготовлена серебряная проволока и «на прутке серебряном подвешена небольшая против воздуха пелена краснаго бархату, на коем вышит серебром и золотом образ святых жен мироносиц с седящим при гробе ангелом, вкруг [пелена] обложена широким золотым газом, снизу нашита сетка золото-сребряная; подбита дволишковою тафтою. А оная доска подбита красным сукном кармазниным; у того образа подвешена вторая пелена ж подобно первой, по красному бархату шита золотом и серебром, образ же святых жен мироносиц, на ней сверху вышит образ Нерукотворенного Спаса с двумя херувимами; вкруг обложена позументом золотым с городками серебряными, подбита китайкою кирпичнаго цвету. Третья пелена большая, алой тафты, по ней шит таковой же образ св. жен мироносиц золотом и серебром; вкруг обложена сеткой серебряной» ( Малов. 1896. С. 20-22). Икона неск. раз поновлялась и в мон-ре, и за пределами обители. Так, в 1809 г. она была отправлена в Казань «серебряных и золотых дел мастеру для обложения литым серебряным окладом» (Там же. С. 26-27).

http://pravenc.ru/text/2563342.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010