Капелла свт. Николая Чудотворца была построена, вероятно, на месте оратория св. Кесария в вестиарии Латеранского дворца. Строительство и украшение капеллы, начатое К., было закончено предположительно антипапой Анаклетом II. В сочинениях рим. антикваров (П. Сабино, О. Панвинио, Я. Гримальди) сохранились подробные описания разрушенной в 1747 г. Бенедиктом XIV капеллы и копии настенных росписей. Капелла задумывалась как монумент завершению борьбы за инвеституру. Апсиду капеллы украшали 2 ряда изображений: в верхнем ряду в центре находилась Богоматерь с младенцем, с 2 сторон ее окружали ангелы. Согласно сохранившимся подписям, далее справа от Богоматери изображен Римский еп. св. Сильвестр I , слева - Римский еп. св. Анастасий I (без тиары). Два Римских понтифика с квадратными нимбами (К. справа и папа Анастасий IV слева) представлены коленопреклоненными перед троном Богоматери. Вероятно, изначально вместо Анастасия I и Анастасия IV на фреске были изображены Римский еп. Анаклет I и антипапа Анаклет II (у ног Богоматери), однако после осуждения антипапы и предания памяти о нем забвению подписи к изображениям изменили. С 2 сторон фрески была посвятительная надпись, в которой сообщалось, что церковь была построена и украшена по повелению К. (о точности копии посвятительной надписи до наст. времени ведутся споры). В нижнем ряду были изображены Римские папы периода борьбы за инвеституру в хронологическом порядке (Александр II, Григорий VII, Виктор III, Урбан II, Пасхалий II и Геласий II), сгруппированные вокруг свт. Николая Мирликийского и стоящих по бокам от него свт. Григория I Великого и свт. Льва I Великого. Все папы изображены с нимбом и названы в подписях святыми. Настенные росписи зала советов сохранились в копиях XVI в., выполненных, вероятно, по заказу А. Шакона. По всей видимости, уже в XVI в. представлялось затруднительным разобрать иконографию фресок, что стало причиной нестыковок между эскизами и подписями, сохраненными О. Панвинио. 3 из 4 фресок в капелле, посвященных победам пап над антипапами, имеют схожую композицию: в центре восседает папа, у его ног изображен стоящим на коленях сверженный антипапа (иконографически сцены близки изображениям Христа, восседающего на престоле и попирающего зверей (Пс 90. 13)). Согласно пояснительным подписям, на фресках были изображены папа Римский Александр II и антипапа Гонорий II, папы Григорий VII, Виктор III и Урбан II и антипапа Гильберт (Климент III) , папа Пасхалий II с антипапами Теодериком, Альбертом и Сильвестром IV. Композиция последней фрески, на к-рой изображены К. и Григорий VIII, отличается: К. восседает на троне рядом с императором, они держат в руках свиток Вормсского конкордата, у ног К.- антипапа Григорий VIII (на фреске воспроизведена иконография дарения грамоты с привилегиями святому покровителю мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

При сем же папе Церковь Римская получила богатое наследство, или имения, какие отказала ей Маркграфиня Матильда 178 . Урбан II, учредитель крестовых походов, продолжал борьбу с государями 179 и между прочим освободил епископов от обязанности давать государям присягу. Пасхалий II, за право инвеституры сражаясь с Генрихом V, мирится с ним, уступая ему сие право: но на Соборе Латеранском (1112 г.) уничтожает договор свой и опять возжигает брань. Наконец Калликст II заставляет императора принять Вормский конкордат (1122 г.), по которому право инвеституры посредством перстня и жезла уступлено папе, а императору оставлено право быть при избрании епископов и аббатов и утверждать их посредством скиптра. – Император Фридерик I тщетно старался ограничить власть пап и возвратить себе право над Римом: после долговременных сражений, он принужден был примириться с папой Александром III и признать власть его, которую столь долго оспаривал. Иннокентий III совершенно подчинил себе Рим и его область, и располагал коронами государей 180 . Во все время крестовых походов папы были главными распорядителями священных браней и сила их торжествовала почти над всеми земными силами 181 . Но в 14-м веке власть и сила пап стали ослабевать. Филипп Красивый, король французский, убедил Климента V перенесть кафедру свою в Авиньон (1305 г.): тогда папы стали в зависимости от королей французских, а в Италии потеряли много владений и везде – власти и доходов. В Авиньоне жили папы до 1376 г. и старались вознаграждать потерю доходов своих в Италии всякими средствами, как то: продажею ингульгенций, духовных чинов и прав и т. д. Еще более произошло зла, когда Григорий XI перенес кафедру опять в Рим. После него избраны были в одно время два папы: Урбан VI в Риме и Климент VII в Авиньоне. Последовало разделение западных Церквей на две враждебные между собою части, продолжавшееся 50лет, в течение которых папы один другого проклинали и старались усилиться всякими, законными и незаконными средствами. 1409 г. кардиналы 182 созвали Собор Пизский; но, на место прежних пап избрав нового, подали только случай быть трем папам в одно время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9; 6.11.1362–19.12.1370. Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор, 30.12.1370; 5.1.1371–27.3.1378. Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8; 18.4.1378–15.10.1389. Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2; 9.11.1389–1.10.1404 Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма (Козимо) Мильорати. 17.10; 11.11.1404–6.11.1406. Григорий XII, венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406–4.7.1415. Вакансия 28 месяцев. [Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9; 31.10.1378–16.9.1394]. Избран папой одновременно с Урбаном VI кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. [Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де Луна, 28.9; 11.10.1394–23.5.1423]. Избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен Констанцским собором 26.7.1417. После его смерти назначенные им кардиналы избрали нового антипапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423–26.7.1429, а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.11.1425–1430. [Александр V, с острова Крит, Петр Филарго, 26.6; 7.7.1409–3.5.1410]. [Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17; 25.5.1410–29.5.1415]. Мартин V, римлянин, Оддо Колонна. 11; 21.11.1417–20.2.1431. Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431–23.2.1447. [Феликс V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440–7.4.1449]. Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо Парентучелли, 6; 19.3.1447–24.3.1455. Каликст III, испанец из Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха (Борджа), 8; 20.4.1455–6.8.1458. Пий II, сиенец, Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464. Павел II, венецианец, Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471. Сикст VI, итальянец из Савоны, близ Генуи, Франческо делла Ровере, 9; 25.8.1471–12.8.1484. Иннокентий VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо, 29.8; 12.9.1484–25.7.1492. Александр VI, испанец из Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503. Пий III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9; 8.10.1503–18.10.1503.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В XV веке Константский собор определил, что в делах веры всякий, даже папа, подлежит вселенскому собору; следовательно непогрешим не папа, а собор, представляющий церковь . На основании сего определения и базельский собор поставил власть собора выше папской и высказал, как вещь общепризнанную, что папа, подобно всем прочим, подвержен заблуждению в делах веры. На Флорентийском соборе римские богословы о непогрешимости папы и не упоминали: они знали, что не было никакой надежды подвигнуть, греков к признанию такого притязания. Сами папы подрывали свой догматический авторитет своими погрешностями и противоречиями общепринятому в церкви учению или определениям других пап. Так римский епископ Ливерий, как мы выше сказали, впал в арианство, а римский епископ Онорий I осуждён за монофелитскую ересь. Римские папы Иннокентий I и Геласий I объединили причащение малых детей столь необходимым, что умерших до причастия обрекали в ад 91 . Папа Стефан II позволял расторгать брак с рабой, тогда как другие папы брак между свободными и несвободными людьми объявляли не расторжимым 92 . Тот же папа определил, что крещение вином, в случае нужды, действительно 93 . Папы Константин II, Стефан VII, Сергий III, Лев IX, Григорий VII, Урбан II многие рукоположения епископов и пресвитеров объявляли недействительными, и заставляли их принимать вторичное рукоположение, вопреки постоянному учению церкви, что действительность таинств не зависит от достоинства лица, совершающего оныя, и что никто не рукополагается в тот же сан вторично 94 . Папа Николай 1 уверял болгар, что крещение в одно имя Христово вполне достаточно, тогда как папа Пелагий I, согласно со всей восточной и западной церковью, находил безусловно необходимым при крещении призвание Святой Троицы 95 . Папа Николай II, на римском соборе в 1059 году, постановил, что в евхаристии тело Христово чувственным образом (sensualiter) приемлется руками, преломляется и раздробляется зубами 96 . Папа Урбан II учил, что рукоположение не действительно, если совершено епископом святокупцем 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Весной 1620 года в Киев прибыл патриарх Иерусалимский Феофан III, возвращавшийся из Москвы на родину. Вскоре после приезда он издал благословенную грамоту «всем в Православии сияющим, иже в Малой России, изряднее же обывателем Киевским». Осенью того же года, по многочисленным просьбам священников и мирян, он начал рукополагать для Малой России епископов. Сначала на Перемышльскую кафедру был рукоположен игумен Исаия Копинский, затем на Киевскую и Галицкую митрополию игумен Иов Борецкий, и, наконец, в сан архиепископа Полоцкого был рукоположен Мелетий Смотрицкий (спустя несколько лет автор «Фриноса» и знаменитой «Грамматики славянского языка» присоединится к униатству). Восстановление православной иерархии Киевской митрополии стало причиной новых притеснений со стороны королевской власти и униатских епископов. Одним из главных ревнителей унии в этот период был Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Его трагическая история – одно из многочисленных свидетельств взаимной неприязни православных и униатов. Получив от короля грамоту на подчинение своей власти всех православных монастырей и храмов, Кунцевич стал требовать присоединения к унии от всех священников епархии. Кунцевич не только отнимал храмы у православных, но даже запрещал совершать православное богослужение в частных домах и шалашах, а непокорных священников отлавливал и сажал в тюрьму. 12 ноября 1623 года Кунцевич был зверски убит жителями Витебска, его труп был изуродован и брошен в Двину. Король ответил на убиение Кунцевича жестокой карой: девятнадцати гражданам были отрублены головы, около сотни других жителей города, успевших бежать, были приговорены к смерти заочно. Папа Урбан VIII, не зная о том, что казнь уже состоялась, в письме от 10 февраля 1624 года требовал расправы над виновными в убийстве Кунцевича: «Жестокость убийц не должна остаться ненаказанной. Там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови. И ты, державный, не должен удержаться от меча и огня; пусть ересь почувствует, что жестоким преступникам нет пощады». В 1643 году папа Урбан VIII беатифицировал Кунцевича, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив духовным покровителем Руси и Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перед нами раскрывается очередная попытка примирения Церквей, причем инициатива всецело принадлежит папе и императору. Урбан II, этнический француз, вовсе не считал раскол Церкви свершившимся фактом и мудро признавал, сколь много ошибок в отношениях с Константинополем было сделано его предшественниками. Отменив отлучение, он отправил к византийцам своего кардинала Рожера и аббата Греко-итальянского монастыря Николая. В духе икономии и примирения апостолик просил у императора разрешить в Константинополе служить по «латинскому» обряду для западных христиан – всего лишь. Алексей Комнин тут же созвал синод, который уведомил Рим, будто прежнее исключение имен апостоликов из восточных диптихов есть недоразумение и что вообще по канонам такое исключение может иметь место лишь по приговору Собора. Затем Константинопольский патриарх Николай III (1084–1111) написал папе ответ, в котором великодушно разрешал латинским церквам не только вновь открыться в византийской столице, но и служить по своему обряду. Он обещал вписать имя папы в диптихи своей церкви, если тот соблюдет старое формальное правило и пришлет в Константинополь собственное исповедание веры, как это повелось со времен древней Церкви. К сожалению, протянутые друг другу руки так и не сомкнулись: скоро новые проблемы овладели и императором, и папой. Урбан II так и не прислал просимого патриархом исповедания веры – впрочем, не лишено основания предположение, что понтифик просто не желал вновь поднимать старый спор о Filioque, неизбежный, как только ему пришлось бы собственноручно писать Символ веры . В 1090 г. инициативу проявили уже византийцы. Диакон Константинопольской церкви Николай по тайной просьбе царя обратился с письмом на имя Болгарского архиепископа Феофилакта, выдающегося богослова своего времени и весьма авторитетного лица. Николай просил того описать заблуждения латинян, если таковые, конечно, имели место. И архиепископ ответил, что подавляющее большинство богослужебных отклонений латинян носит несущественный характер. Даже об употреблении опресноков Феофилакт отвечал, что хотя квасной хлеб более уместен с символической точки зрения, но здесь дело традиции, а не канонов. Практика поститься по субботам также не может быть признана порочной, хотя, конечно, следы ее в святоотеческой литературе нигде не видны. И все же, отмечал архиепископ, с горечью приходится признать, что византийцы сами начали проявлять не свойственные христианам узколобость и непримиримость к выдуманным ими же нарушениям латинян, не замечая, что сами зачастую ошибаются. Очевидно, для Феофилакта никакой схизмы нет вообще – дело лишь во взаимных ошибках и недоразумениях. Он настоятельно рекомендовал латинянам и грекам примириться 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно мнению отдельных категоричных историков, история папства начинается лишь в христианское средневековье, и о папстве в современном понимании мы можем говорить лишь начиная с понтификата Григория VII. Эта концепция явно исходит из того, что папская верховная власть, как результат длительного исторического развития, действительно стала цельной во всех отношениях при Григории VII, хотя возвыситься над императором папа смог лишь во времена преемников Григория VII. После смерти Григория VII император Генрих оказался на вершине триумфа. В Рим возвратился антипапа Климент III. Григорианские епископы, бежавшие к норманнам, лишь в 1088 году смогли избрать папой под именем Урбана II (1088-1099) епископа из Остии. Урбан был по происхождению француз и из приора Клюни стал самым близким и доверенным сотрудником Григория. Однако в противоположность своему предшественнику он избегал всего, из-за чего благодаря своей непримиримости потерпел поражение Григорий. Император Генрих стремился соединить своих южноитальянских противников с североитальянскими приверженцами папства, примером чему может служить тот факт, что он женил едва достигшего 17-летнего возраста сына баварского герцога Вельфа на 43-летней тосканской маркграфине Матильде, главной опоре папства. В 1090 году Генрих IV вновь совершил поход в Италию, однако в 1092 году потерпел поражение от войска Матильды. В 1093 году против императора восстал и его старший сын Конрад, которого архиепископ Миланский короновал королем Италии. В результате переговоров в Кремоне в 1095 году папа привлек на свою сторону Ломбардию и итальянского короля. Позиции Генриха в Северной Италии оказались окончательно подорванными, когда папа вновь активизировал движение патариев, направив его против германцев. В результате в 1097 году Генрих навсегда покинул Италию. Несмотря на то что в то время большинство кардиналов поддерживало антипапу Климента, Урбану удалось заставить признать себя главой вселенской церкви. При поддержке норманнов в 1093 году он возвратился в Рим. Папа Урбан был первым, кто в противовес угрожающей власти германского императора и норманнских герцогов увидел и нашел опору в возвышающейся французской монархии. Уже в 1094 году он отправился во Францию. Во время этого путешествия в 1095 году он провел многолюдный собор в Пьяченце, на котором предал анафеме антипапу Климента.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Храбрые мужи западной Европы отозвались на призыв церкви, но предпринятый ими второй крестовый поход, как известно, нисколько не улучшил положения дел на востоке. Мусульманская сила с каждым годом становилась все грознее, отнимая у христиан область за областью. Наконец, и самый Иерусалим не устоял пред полчищами Саладина. Весть об этом печальном событии снова вызвала в западной Европе призывы к оружию. Папа Григорий VIII обращается ко всем верующим христианам с воззванием, в котором с глубоким сокрушением извещает о потере священного города и о великих бедствиях христиан на востоке. Усматривая в этих печальных событиях наказание божественное за грехи всего христианского народа, он высказывает опасение, как бы не было утрачено и все то, что еще осталась во владении христиан на востоке, и взывает к народам запада, чтобы они напрягли свои силы и снова отвоевали у неверных потерянную землю 109 . Все эти и подобные им воззвания представителей церкви так ясно формулируют задачу крестоносного движения, что в этом отношении, по-видимому, не может быть ни малейшего сомнения. Эта задача состоит в завоевании, в освобождении Иерусалима и Палестины от мусульманского владычества. Правда, смотря по ходу событий, она принимает то наступательный, то только оборонительный характер; но существо ее, конечно, нисколько от того не изменяется. Завоевание святой земли всегда было и останется неизменною целью крестоносного движения. Христиане обязаны употребить все свои силы на освобождение Палестины, потому что это земля святая, особо избранная и излюбленная Богом, Божие наследие. Папа Урбан в своей речи называет ее: «Dei haereditas» 110 , «specialis haereditas Crucifixi» 111 выражается о ней папа Люций III в своём воззвании к королю Англии, Генриху 2-му. В этом именно смысле изъясняет Урбан II слова пророка Исаии: «виноград бо Господа Саваофа дом Израилев есть» ( Пс. 5:7 ). По его словам, от начала Бог в особенности избрал себе как бы в собственность эту страну и преимущественно священный город, то есть Иерусалим, как и псалмопевец свидетельствует: «любит Господь врата Сиона, паче всех селений Иаковлих» 112 .( Пс. 86:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

PL200: Александр III (папа Римский) PL201: Арнульф (епископ Лизьё); Гийом (архиепископ Тирский); анонимный продолжатель Гийома Тирского; Луций III (папа Римский); Алан Осерский; Пётр (аббат Клерво); Эмерик (патриарх Антиохийский) PL202: Иоанн Белет; Гуго Этериан; Пётр (епископ Шартрский); Жильбер Фолио (епископ Лондонский); Роберт (аббат Ториннейо); анонимная «Хроника св. Михаэля в опасном море» (421–1154, две редакции); Урбан III (папа Римский); Григорий VIII (папа Римский) PL203: Филипп Арвенг PL204: Ренье Сен–Лоранский из Льежа; Генрих из Кастро–Марсиако; Балдуин (архиепископ Кентерберийский); Бонакурс; Бернард (аббат Фонт–Клод); Генрих из Сеттимелло; Лаборант (кардинал); Лаврентий из Льежа; анонимные «Анналы св. Витона Верденского»; Стефан из Мурето; Стефан из Лициако; Пётр Бернард; Герард Итерий; Гийом Дандина; Эрменгауд; Климент III (папа Римский) PL205: Пётр Кантор; Гийом (архиепископ Реймсский); Гарнерий (епископ Лангрский); Жоффруа де Бретёй; Мавриций из Сюлли (епископ Парижский); Одо (епископ Тульский); Александр (аббат Жюмьежский); Геральд (епископ Каорский); Матфей Вандомский PL206: Фома Цистерцианец; Целестин III (папа Римский) PL207: Пётр Блуаский PL208: Мартин Леонский PL209: Мартин Леонский; Вальтер Шатильонский; Вильгельм, аббат в Дании; Абсалон (архиепископ Лундский); Гийом (архиепископ Реймсский); Иоанн (архиепископ Лионский); Гуго V (аббат Клюни); Ростан Юпонийский; Балдуин I (император Константинопольский); Элиас де Кохида (аббат цистерцианцев); Томас де Радолио PL210: Алан Лилльский PL211: Абсалон (аббат Шпрингирсбахский); Стефан (епископ Турне); Адам (аббат Персеньский); Пётр из Пуатье; Гвиберт из Жамблу PL212: Пётр из Риги; Эгидий Парижский; Одо из Сюлли (епископ Парижский); Гунтер (монах–цистерцианец); Хелинанд Фруадмонский PL213: Сикард (епископ Кремонский); Пётр из Во–де–Серне; анонимные сочинения второй половины 12 и первой половины 13 в. PL214–217: Иннокентий III (папа Римский) PL218: Указатель авторов и анонимных сочинений PL219–221: Указатель авторов и анонимных сочинений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010