10 окт. 1259 г. Фукуа был избран на освободившуюся Нарбонскую архиепископскую кафедру. Ему вновь пришлось долго ждать одобрения результатов выборов папой, так что церемония интронизации состоялась лишь в нач. 1261 г. В апр. того же года Фукуа принес франц. королю присягу верности; Людовик IX повелел ежегодно выплачивать Нарбонскому архиеп-ству денежную компенсацию за церковное имущество, к-рое было захвачено альбигойцами , а затем конфисковано в королевскую казну. Фукуа издал новые статуты Нарбонского диоцеза. В рамках борьбы с ростовщичеством архиепископ принял меры против евреев (в частности, подтвердил обязательное ношение евреями отличительного знака), однако нередко он выступал в защиту евреев, проживавших на территории архиеп-ства, перед королевскими чиновниками. Оставаясь королевским советником, Фукуа часто был посредником в судебных тяжбах. Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в. Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в. 17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV (1261-1264) возвел Фукуа в достоинство кардинала-епископа Сабины. Первоначально архиепископ негативно отнесся к этому назначению, не желая покидать Нарбон. Кор. Людовик IX также не хотел отпускать Фукуа, рассчитывая использовать его как посредника в урегулировании конфликта между женой, кор. Маргаритой Прованской, и братом, Карлом Анжуйским. Лишь осенью 1262 г. по настоятельному требованию папы Римского Фукуа отправился в Италию. Из-за угрозы со стороны итал. гибеллинов (приверженцы императора Свящ. Римской империи, противостоявшие гвельфам ) во главе с Манфредом, незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II (с 1254 управлял Сицилийским королевством, в 1258 провозгласил себя королем), папская курия в тот период находилась в разных городах Центр. Италии (в Витербо, Орвието и Перудже). Прибыв к папскому двору, Фукуа получил должность верховного пенитенциария (1263); в нояб. был назначен папским легатом на Британских о-вах. Одной из его главных задач на этом посту было разрешение конфликта между англ. кор. Генрихом III (1216-1272) и баронами. Вскоре стало известно, что противоборствующие партии в Англии согласились на посредничество короля Франции, поэтому Фукуа отложил отъезд до апр. следующего года, когда выяснилось, что вмешательство Людовика IX лишь усугубило конфликт.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Графы Тосканские наделили Г. привилегиями и владениями, к-рые были подтверждены и расширены грамотами Римских пап Бенедикта VIII , Бенедикта IX и др. С момента основания мон-рь являлся важным духовным и культурным центром, был вовлечен во мн. исторические процессы, подвергаясь разрушениям и перестройкам. В 1084 г. он пострадал из-за военных действий норманнского герц. Роберта Гвискара , к-рый пришел на помощь папе Григорию VII против герм. имп. Генриха IV в борьбе за инвеституру и политическое влияние в Италии. В 1088 г. папа Урбан II рассматривал настоятеля Г. Николая II как кандидата, к-рый мог бы возглавить посольство в К-поль к визант. имп. Алексею I Комнину для обсуждения вопроса об опресноках. В 1122 г. мон-рь был выведен из юрисдикции епископа г. Фраскати и подчинен непосредственно Римскому престолу, сохранив визант. литургическую традицию. В 1131 г. норманнский кор. Сицилии Рожер II утвердил за настоятелем Г. Леонтием титул барона Рофранского. В том же году маленькая часовня во имя мучеников Адриана и Наталии была перестроена и освящена во имя основателей мон-ря святых Нила и Варфоломея; в часовню были перенесены их мощи в серебряных раках. Из-за войны между римлянами и тосканцами монастырская церковь в 1140 г. лишилась особо почитаемого чудотворного образа Божией Матери, к-рый был возвращен в Г. только в 1230 г. благодаря помощи папы Григория XI . В 1191 г. Г. была разрушена римлянами, монахи вынуждены были искать временное прибежище в бенедиктинском мон-ре Субиако. Папа Гонорий III (1216-1227), рассматривая Г. как один из наиболее влиятельных центров греч. общин в Италии, поручил настоятелю Феодосию II инспекцию и реформирование южноитал. греч. клира. В 1241-1242 гг. в мон-ре находились войска герм. имп. Фридриха II Штауфена. В период схизмы в католической Церкви мон-рь был неск. раз разграблен, в 1379 г. он оказался в эпицентре сражения войск антипапы Климента VII и папы Урбана VI . В 1413 г. здесь находился военный лагерь кор. Владислава Неаполитанского. Собор Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата. XI в.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Конечно, мы не знаем, могли бы надежды папы Григория на улучшение церковных отношений с Константинополем принести больший результат, нежели прежние действия кардинала Гумберта. Да и вероятность быстрого успеха была очень незначительна. Однако почетное место, которое византийцы были готовы даровать Римской церкви, к тому времени уже не соответствовало папским претензиям на первенство. Категорические заявления Григория в «Dictatus papae» не оставляют сомнений на этот счет 148 . Следует учитывать и неуступчивость самого понтифика. Тем не менее, возможность для примирения оставалась. И, как убедительно показывает деятельность собора 1089 года, состоявшегося при патриархе Николае III (1084–1111), обе стороны готовы были ее использовать. Конечно, к этому моменту ни Гвискара, ни Григория уже не было в живых, а новый папа Урбан II оказался более сговорчив и дружелюбен. Фактически он стремился восстановить отношения с Константинополем, что подтверждает тактичная отмена осуждений, произнесенных папой Григорием. Однако вместе с тем римский понтифик стремился к тому, чтобы его имя значилось в богослужебных диптихах. Папу огорчало, что его не поминают за Евхаристией в Константинополе, и он требовал от Алексия объяснений. В ответ на папскую жалобу в 1089 году собрался собор 149 . Важно отметить, что после исследования патриарших архивов, как свидетельствуют соборные деяния, никто не мог представить соответствующего документа, объясняющего причину изъятия имени папы из диптихов. Это было странно, поскольку такой шаг не мог быть осуществлен без официальной санкции, соответственно, должен существовать документ. «Ибо противоречит законам и канонам исключать имя папы из списка святейших патриархов в диптихах прежде канонического осуждения» 150 . Как и следовало ожидать, учитывая отсутствие документальных свидетельств, собор безотлагательно вынес решение, что имя понтифика было удалено ошибочно. С другой стороны, собору было хорошо известно о напряженных отношениях между Римом и Константинополем. Но следовало принять во внимание еще один факт: Урбан не уведомил Вселенский патриархат о своем избрании на римский престол, что было вопиющим нарушением. Во всяком случае, он не отправил Константинопольской церкви обычного уведомительного послания, где содержалось бы официальное сообщение об избрании папы и исповедание его веры. В результате собор постановил обратиться к понтифику за этим традиционным посланием. Если оно будет соответствовать православной вере, Урбан сразу же будет допущен к евхаристическому общению. На практике же имя папы должны были временно внести в диптихи до тех пор, пока не соберется собор (на котором должен будет присутствовать сам папа или его легаты), чтобы устранить разногласия между двумя церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Схватка двух пап завершилась бесславной вооруженной борьбой в Италии, в которой помимо французов и неаполитанцев приняли участие и венгры. Интересы Климента VII защищали французские войска, союзные с Иоанной Неаполитанской, в то время как Урбан, признавая притязания венгерских Анжу на Неаполь, мог опереться на итальянское и венгерское оружие. Рим вновь раскололся на две партии; во главе оппозиции Урбану стоял род Орсини. В начале 1379 года победу одержали наемники Урбана, так что в их руки попал и Замок Святого Ангела, и Ватикан; Урбан укрепил свою власть и в Церковном государстве. Климент VII бежал из Фонди в Неаполь, а в июне 1379 года он окончательно поселился в Авиньоне. Из своих французских сторонников он назначил новых кардиналов и в не остывших еще папских дворцах тотчас приступил к новой организации курии. Таким образом, у святой матери-церкви появилось две главы - двое пап, две курии, и соответственно поступающие из Рима и Авиньона, в равной степени претендующие на свою исключительность и законность параллельные назначения, противоречащие друг другу постановления, налагаемые и той и другой стороной налоги - все это создавало анархию в управлении церковью. В этой обстановке блюстителями распадающегося церковного порядка стали выдавать себя светские князья; от их воли зависело осуществление того или иного папского постановления, заполнение бенефиций. Тем самым соперничающие между собой папы сами предоставляли возможность государству стать над церковью и содействовать созданию национальной церковной автономии. В то время как в масштабе Европы борьба двух пап находилась в зависимости от результатов соперничества Англии и Франции, в Италии это определялось междоусобной борьбой между членами Анжуйской династии. Королева Иоанна Неаполитанская усыновила Людовика Анжуйского, желая этим с помощью французского королевства обеспечить для себя трон. Однако венгерский король Лайош I и военачальник папы Урбана Карл Дураццо разбили французское войско и заняли Неаполь. Урбан VI лишил Иоанну неаполитанского трона ив 1381 году короновал герцога Дураццо неаполитанским королем под именем Карл III, что давало папе право быть сюзереном над Неаполем. В 1382 году по приказу Карла Иоанна была убита.

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

15 бил. А. Константин X Дука. Характер правления. Сельджуки и успехи Алп-Арслана. Половцы. Роман IV Диоген. Италия. Роберт Гвискар. Неблагоприятный оборот дел на Востоке Манцикерт. Свержение Романа. Михаии VII Дука Парапинак. Характер правления. Пселл. Восстание болгар. Дела на востоке. Алексей Комнин, Никифор Вриенний. Никифор III Вотаниат. Столкновение с Гвискаром. Воцарение Алексея I Комнина (118–128). B. Организация сухопутной армии и разведочной службы. Военно-административная реформа Льва Исавра. Ее положительные стороны. Римские наемники в армии (59–62). C. Иоанн Малала. Личность. Сочинение. Его источники, конструкция, состав; влияние Малалы; некоторые стороны вопроса (77–84). 16 бил. А. Алексей I Комнин. Система титулов. Борьба с норманнами. Венеция. Смерть Гвискара. Восстание богомилов. Попытки унии с Западом. Урбан II. Первый крестовый поход (его ход и исход, отношение к Византии). Боэмунд. Новая война с сельджуками. Церковная политика. Вопрос о престолонаследии. Иоанн II Комнин. Характеристика. Морские дела. Венеция. Успехи в борьбе с сельджуками. Мадьяры. Печенеги. Конец Иоанна (129–138). Б. Солдаты и граждане. Аграрный вопрос и крестьяне: законодательство Льва Исавра, Романа Лекапина, Константина Порфирородного и Никифора II Фоки (62–65). С. Иоанн Антиохийский; его отношение к Малале. Пасхальная хроника. Георгий Синкелл: его личность; хроника; ее источники (84–91). 17 бил. А. Мануил I. Западное влияние. 2-й Крестовый поход. Сельджуки и Иерусалимское королевство. Мадьяры и Сербы. Стефан Неманя. Отношение к Норманнам. Рожер. Погром в Греции. Вильгельм I. Венеция. Отношение к Фридриху Барбароссе. Алексей II. Латинофильство правительства. Андроник Комнин. Его характеристика. Национальное восстание против латинян. Андроник I – император. Исаак Ангел. Гибель Андроника I (138–150). B. Аграрная политика Василия Болгаробойцы. Феодализм. Приход франков. Архонты (55–67). C. Феофан Исповедник . Влияние Феофана. Продолжение Феофана. Патриарх Никифор; его два сочинения (91–99).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Аббат св. Гуго (Гуго I; 1049-1109) с 15 лет подвизался в мон-ре Нантюа, где выполнял обязанности приора и затем аббата; переселившись в Клюни, он занимал должность великого приора при аббате Одилоне, после его смерти был единогласно избран аббатом и получил посвящение от Гуго де Салена, архиеп. Безансонского. Аббат Гуго I пользовался уважением Римских пап, особенно Льва IX (как папский легат, он участвовал в неск. Соборах), и герм. императоров (имп. Генрих IV был его крестником, см.: Lynch J. H. Hugh I of Cluny " s Sponsorship of Henry IV: Its Context and Consequences//Speculum. Camb., 1985. Vol. 60. N 4. P. 800-826), поэтому он смог выступить в роли посредника во время спора об инвеституре . При Гуго I аббатство Клюни получило дополнительные привилегии. В 1058 г. папа Римский Стефан IX даровал аббату Гуго право чеканить монету (в Сувиньи чеканка монеты началась в 1080, в Сен-Марсьяль в Лиможе - в 1096); эту привилегию подтверждали папы Каллист II (в 1120) и Иннокентий III (в 1204). Особое внимание к нуждам К. к. проявлял папа Урбан II , бывш. великий приор Клюни. В 1088 г. он подтвердил право Клюни принимать любого, кто желал поступить в мон-рь для «улучшения жизни» в соответствии с бенедиктинским уставом (PL. 151. Col. 291). Подразумевалось, что монахи из др. монастырей с согласия своих аббатов могли переходить в Клюни, чтобы более строго следовать уставу. Необходимость получить согласие аббата на переход (transitus) в др. монастырь подчеркивалась в соглашении, заключенном Гуго I и Понтием, аббатом мон-ря Ла-Шез-Дьё, при посредничестве папы Урбана II на Клермонском Соборе (1095). Однако уже в 1097 г. настоятель Клюни получил право принимать монахов и регулярных каноников без согласия их аббатов и приоров на переход в др. мон-рь (PL. 151. Col. 487). Эта привилегия противоречила традициям бенедиктинского монашества, к-рое придавало особое значение безусловному послушанию настоятелю и неизменности места монашеского подвига (stabilitas loci). В нояб. 1100 г. папа Пасхалий II разрешил аббату Клюни принимать в монахи мирян и секулярных клириков, в т. ч. отлученных от Церкви за к.-л. прегрешения, а также регулярных каноников (PL. 163. Col. 53, 57). Привилегия от 1097 г. о принятии монахов из др. обителей даже в случае несогласия их аббатов была подтверждена папой Пасхалием II в 1107 г. (Ibid. Col. 226; ср. буллу папы Каллиста II, в к-рой дарована такая же привилегия, но в иной форме - Ibid. Col. 1165). Впосл. особые права клюнийцев привели к конфликту между традиц. и реформированным монашеством.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Бенедикт XIV (антипапа), (1425 – 1430 [?]) Евгений IV (Габриэле Кондульмер), 1431.III.3 – 1447.II.23 Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа), (1439.XI.5 – 1449.IV.25) Николай V (Томмазо Парентучелли), 1447.III.6 – 1455.III.24 Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа), 1455.IV.8 – 1458.VIII.6 Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини), 1458.VIII.19. 1464.VIII.15 Павел II (Пьетро Барбо), 1464.VIII.30 – 1471.VII.26 Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9 – 1484.VIII.12 Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо), 1484.VIII.29 – 1492.VII.25 Александр VI (Родриго де Борджа), 1492.VIII.11– 1503.VIII.18 Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини), 150З.IX.22 – 1503.Х.18 Юлий II (Джулиано делла Ровере), 1503.Х.31 – 1513.II.21 Лев Х (Джованни Медичи), 1513.III.11 – 1521.XII.1 Адриан VI (Адриан Флоренс), 1522.I.9 – 1523.IX.14 Климент VII (Джулио Медичи), 1523.XI.19 – 1534.IX.25 Павел III (Алесеандро Фарнезе), 1534.Х.13 – 1549.XI.10 Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте), 1550.II.7 – 1555.III.23 Марцелл II (Марчелло Червини), 1555.IV.9 – 1555.IV.30, Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23 – 1559.VIII.18 Пий IV (Джованни Анджело Медичи), 1559.XII.25 – 1565.XII.9 Св. Пий V (Антонио Микеле Гислиери), 1566.I.7 – 1572.V.1 Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 – 1585.IV.10 Сикст V (Феличе Перетти), 1585.IV.24 – 1590.VIII.27 Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья), 1590.IX.15 – 1590. IX.27 Григорий XIV (Никколо Сфондрати), 1590.XII.5 – 1591.Х.16 Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти), 1591.X.29 – 1591.XII.30 Климент VIII (Ипполито Альдобрандини), 1592.I.30 – 1605.III.5 Лeb XI (Алессандро Медичи), 1605.IV.1 – 1605. IV.27 Павел V (Камилло Боргезе), 1605.V.16 – 1621.I.28 Григорий XV (Алессандро Людовизи), 1621.II.9 – 1623.VII.8 Урбан VIII (Маффео Барберини), 1623.VII.6 – 1644.VII.29 Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили), 1644.IX.15 – 1655.I.7 Александр VII (Фабио Киджи), 1655.IV.7 – 1667.V.22 Климент IX (Джулио Роспильози), 1667.VI.20 – 1669. XII.9 Климент Х (Эмилио Альтьери), 1670.IV.29 – 1676.VII.22

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Урегулировать конфликт в ходе военного противостояния оказалось невозможно. Не удалось решить дело и мирным путем. Из-за характеров соперников и их уверенности в собственной легитимности ни один из предлагаемых способов: via cessionsis - «путь уступки», предполагавший, что один из пап или же оба отрекутся от Папского престола, и via concilii - созыв Собора, который положил бы конец схизме в католич. Церкви, не мог быть выбран. Ни К., ни Урбан VI не хотели уступать друг другу право на созыв Собора. Авторитет сторон оказался примерно равен. К. поддержали почти все члены папской курии, до начала схизмы отвечавшие за финансовые дела Папского престола. В распоряжении антипапы оказалась большая часть архива и б-ки курии, на его сторону перешли почти все кардиналы. К. поддержали мн. монашеские ордены: бенедиктинцы Клюнийской конгрегации , цистерцианцы , премонстранты , большая часть доминиканцев и францисканцев . Урбан VI сохранил контроль над Римом. Поскольку схизма затянулась, европ. государям пришлось принять сторону одного из пап. Правители итальянских гос-в, за исключением кор. Джованны I Неаполитанской, сохранили союз с Урбаном VI. Впосл. к ним присоединились король Англии (под его властью тогда находились также Гиень и Аквитания), император Свящ. Римской империи, короли Португалии, Венгрии, Польши, Дании, а также города Утрехт, Льеж и др. На стороне папы Римского выступала Екатерина Сиенская, впосл. канонизированная Римско-католич. Церковью (1461). Союзником К. был король Франции. К. поддерживали правители Арагона, Кастилии, Шотландии, Сицилии и некоторых регионов Германии, а также проповедник-доминиканец католический св. Винсент Феррер и кард. блж. Петр Люксембургский. За Неаполитанское королевство, к-рое традиционно считалось папским леном, шла борьба. Кор. Джованна I выступила на стороне авиньонского антипапы, однако у нее не было законных наследников. Папа Урбан VI обещал поддержку одному из ее родственников, Карлу III Малому (король Неаполя в 1382-1386). К. предложил Джованне I усыновить Людовика Анжуйского и т. о. сделать его наследником престола. Успех сопутствовал Карлу III: ему удалось захватить Неаполь и взять королеву в плен. В 1380 г. скончался франц. кор. Карл V, поэтому Людовик Анжуйский не мог покинуть страну и отправиться воевать в Италию. Позднее он попытался отвоевать Неаполитанское королевство, однако деньги на выплаты наемникам быстро закончились, а в армии началась эпидемия, от к-рой скончался и Людовик.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

В это время римляне взбунтовались против ненавистного им Урбана VI, который навязал им новую войну. Папа бежал к своим союзникам в Неаполь. Против явно нервнобольного Урбана его собственные кардиналы начали плести заговор при поддержке Карла III. Папа раскрыл заговор и в январе 1385 года в Ноцере велел схватить шесть замешанных в заговоре кардиналов и бросить в тюрьму. Когда выяснилось и соучастие короля, курия бежала в Геную, а Урбан предал анафеме своего прежнего союзника. Увезенных с собой кардиналов - за исключением одного - он велел безжалостно убить. Действия папы, недостойные главы церкви, вызвали глубокое отвращение. В 1386 году неаполитанское королевство попало в руки французских Анжу, что отрицательно сказалось на положении Урбана в Италии, но позволило ему в 1388 году возвратиться в Рим. Хаос и разруха по-прежнему продолжались в Вечном городе. Папе пришлось издать специальное постановление, которое запрещало использовать покинутые кардиналами дворцы и церкви в качестве каменоломен. И все же каждый облегченно вздохнул, когда осенью 1389 года полусумасшедший папа Урбан скончался. Многие, в том числе и сам Климент VII, считали, что тем самым будет восстановлено единство церкви и его признают единственным папой. Выяснилось, однако, что раскол был намного глубже. Римские кардиналы быстро достигли согласия - ведь большинство из них принадлежало к неаполитанской партии. Папой был избран малообразованный в области теологии выходец из обедневшей неаполитанской баронской семьи кардинал Томачелли, принявший имя Бонифация IX (1389-1404). Ему удалось добиться признания Неаполем и таким образом укрепить свои позиции также и в Центральной Италии. Понтификат Бонифация IX характерен, наряду с процветающим непотизмом, также дальнейшим упадком в области финансов, дальнейшим ростом задолженности курии. Он начал продавать за деньги должности в курии и в Церковном государстве. Смысл этих сделок состоял в том, что папа продавал определенные церковные должности «навечно» за наличные деньги, выплаченные единой суммой. Покупатель затем мог извлекать из этой должности столько дохода, сколько мог. С именем Бонифация IX связана также продажа по объявленным ценам бенефиций, подпадающих под папскую резервацию, передача в аренду банкирам или желающим нажиться церковным или светским феодалам права осуществлять сбор церковных налогов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

Самая ранняя из сохранившихся грамот, касающаяся дарения базилике П. Н. церквей и земельных владаний архиеп. Арнустом, относится к 911 г. ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 130-131). В это время при базилике существовала община клириков во главе с аббатом. В позднейших источниках основание общины приписывалось Карлу Великому ( Sabarth è s. 1893. P. 89). Архидиак. Леутард, занимавший должность аббата в 939 г., подарил клирикам мельницу при условии соблюдения ими общежития (in unum conuersari et communiter uiuere - Gallia Christiana. P., 1739. T. 6. Instr. Col. 17). Начиная с X в. клирики храма именовались канониками (напр.: Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 285, 287, 321, 350, 352, 365, 374-375, 400). Община каноников подчинялась архиепископу и в то же время находилась под покровительством виконта Нарбона ( Kr ü ger. 2002. S. 242-244). В 1093 г. папа Урбан II одобрил принятие канониками августинского устава при условии неприкосновенности прав и привилегий архиепископа ( Jaff é . RPR. N 5482). В XII в. капитул пытался освободиться от власти архиепископа, к-рый контролировал имущество храма, назначал каноников и утверждал аббатов, однако папа Римский Александр III (1159-1181) подтвердил полномочия архиепископа (Papsturkunden in Frankreich/Hrsg. W. Wiederhold. Vat., 1985. Bd. 1. S. 10-11). Впосл. архиепископы редко вмешивались в дела капитула, фактически предоставив ему автономию ( Sabarth è s. 1893. P. 98-102). В XIII в. каноники уже не соблюдали августинский устав; начиная с этого времени, капитул состоял из 12 каноников во главе с аббатом, к-рым подчинялись помощники-клирики и обслуживающий персонал (всего до 60 чел.; подробнее см.: Ibid. P. 91-157). В X-XII вв. вокруг базилики П. Н. существовало неск. пригородных поселений-бургов, на одно из к-рых распространялась светская юрисдикция капитула. Впосл. бурги были обнесены крепостной стеной и включены в состав города ( Griffe. 1943; Caille J. Urban Expansion in Languedoc from the 11th to the 14th Century: The Example of Narbonne and Montpellier//Urban and Rural Communities in Medieval France: Provence and Languedoc, 1000-1500/Ed.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010