Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Езекия Езекия [евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, «Яхве – моя сила» ]: 1) иуд. царь, сын Ахаза ( 4Цар. 18:1 – 4Цар. 20:1 ; 2Пар. 29 – 2Пар. 32:1 ; Ис. 36 – Ис. 39 ), правивший в 725–697 гг. до Р.Х. Полагают, что прим. с 729 г. Е. был соправителем Ахаза, а прим. с 716 г. – единовластным правителем. На время его царствования приходится поход Синаххериба (Сеннахирима) на Иерусалим, который, согл. ассир. источникам, состоялся в 701 г. до Р.Х. ( 4Цар. 18:13 ; Ис. 36:1 ). Т.о., болезнь и выздоровление Е., дарование ему Богом еще 15 лет царствования ( Ис 38:1,5 и след.), а также посольство от Меродаха Валадана ( Ис. 39:1 ) следует отнести ко времени, предшеств. ассир. нашествию. Получается, что Е. правил в общей сложности 29 лет ( 4Цар. 18:2 ); при этом некоторые сложности в подсчетах вносят 4Цар. 18:1.9 , которые относят правление Е. и израил. царя Осии к одному и тому же периоду. О Е. в Библии сказано: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его» (т.е. предок) ( 4Цар. 18:3 ). Е. начал свое царствование с очищения храма, восстановления богослужения и празднования Пасхи, на которое он пригласил и остатки колен, уведенных в плен ассирийцами. Он заново упорядочил служение священников и левитов, снес языч. жертвенники, изображения ⇒ Астарты , «отменил высоты» (⇒ Высота ) и даже «истребил медного змея, которого сделал Моисей» и которому израильтяне поклонялись как идолу ( 4Цар. 18:3–6 ; 2Пар 29–31 ). Поведение Е. во время вторжения Синаххериба также свидетельствует о его уповании на Бога. Правда, в своей внешней политике Е. не прислушался к совету пр. Исаии, предостерегавшего его от присоединения к Египту и отпадения от Ассирии. После смерти Саргона II (705 г. до Р.Х.) Е. открыто отошел от Ассирии. Из сообщения о походе на запад, оставленного Синаххерибом на шестигранной глиняной призме, известно, что жители филистим. города Экрона (Аккарона) пленили своего царя Пади, отвергавшего всякое сопротивление ассирийцам, и выдали его Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ, ПРОМ (ПРОВ) И АРИС [греч. Ηλας, Πρμος (Πρβος) κα Αρης] († 308), мученики Египетские (пам. 19 дек.). Сведения о И., П. и А. содержатся в сочинении Евсевия , еп. Кесарийского, «О палестинских мучениках». Христиане из Египта отправились для оказания помощи единоверцам, сосланным в Киликию при имп. Максимине Дайе (305-313). Они прибыли к городским воротам Аскалона (ныне Ашкелон) в 14-й день месяца Апеллая (дек.), по мнению большинства ученых, в 308 или в 309 г., как считает Э. Шварц, издатель критического текста трудов Евсевия. Христиане открыто исповедали свою веру, и многим из них, по обычаю установленному правителем Фирмилианом, перерезали сухожилия на левой ноге, вырвали правый глаз, а затем отправили на рудники. Др. христиане из Египта были приговорены к смертной казни: А. был сожжен, И. и П. отрубили головы. Свт. Иоанн Златоуст составил Похвальное слово Египетским мученикам ( Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col. 693-697). Святитель прославляет христиан, сосланных на работы в рудники, однако имена И., П. и А. не упоминаются, поскольку, вероятно, в то время (кон. IV - нач. V в.) они были хорошо известны. Служба в честь И., П. и А. совершалась в к-польской ц. мч. Филимона в Стратигии ( Janin. Églises et monastères. P. 492). В ряде визант. синаксарей XII-XIII вв. (Mess. gr. 103; Paris. gr. 1571) Пром назван Провом, память мучеников отмечена 18 дек. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет П. и И. с мучениками Промом и Иларием (Иларионом), память к-рых под 16 дек. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в нек-рых греч. стишных синаксарях ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 132; ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 530). Ист.: BHG, N 1193; BHO, N 98; Euseb. De mart. Palaest. 10; Eusebius of Caesarea. History of the Martyrs in Palestine/Éd., trad. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 34; Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col 693-697 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала египетским мученикам//Творения: В 12 т. СПб., 1898-1906. М., 1991-1998р. Т. 2. Кн. 2. С. 741-745); PG. 117. Col. 213-214 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 327; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 357-358; ЖСв. Дек. С. 546.

http://pravenc.ru/text/389419.html

§ 156. Св. Григорий – толкователь Свящ. Писания и учитель нравственности. Св. Григорий писал несколько сочинений в объяснение Свящ. Писания, но это были более размышления о словах богодухновенных, чем толкования их. а) Восемь бесед на 3 главы Екклезиаста – прекрасные наставления о добродетели и пороке и их действиях. Объяснение оканчивается 13 стихом 3-й главы. б) 15 Бесед на Песнь Песней с предварительным наставлением, что эту книгу надобно читать тем, у кого сердце чисто в свободно от любви земной. «В песни описывается брачный обряд, но разумеется союз души с Богом.» в) Исследование о Пифониссе показывает, что являвшийся в виде Самуила есть дух злобы. г) Два размышления о надписаниях псалмов в беседа о 6 псалме: в размышлениях общее обозрение псалмов и их действия на сердце 696 . д) 5 Бесед о молитве Господней в 8 бесед об 8 блаженствах 697 . Первые драгоценны по высоким мыслям о необходимости и силе молитвы. Беседы о блаженстве с основательными уроками о смирении, кротости, бедности духа и проч. Отселе уже видно, что св. Григорий заботливо помышлял о христианском благочестии. Для назидания в благочестии он много писал и особых сочинений. Таковы: а) Три исследования о христианском совершенстве 698 . В первом разыскивается, к чему обязывает нас имя христианина и наша вера? Во втором определяется, как достигать совершенства? В третьем в ясном виде представляется цель христианской жизни. б) Жизнь Моисея или совершенная жизнь: в примере Моисея показывает добродетели христианина 699 . Несколько похожи на то «жизнь св. Григория Чудотворца » и «жизнь св. Макрины» 700 . в) Наставления о частных предметах нравственности: о любви к бедным; против ростовщиков? к тем, которые строго судят других; против блудников 701 ; о девстве; против тех, которые неравнодушны к оскорблениям; о том, что не надобно плакать об умерших; против откладывающих Крещение или покаяние 702 . г) Между письмами св. Григория 703 замечательны два письма о путешествии в Иерусалим. Св. Григорий показывает ошибки и погрешности, которые допускали некоторые из современных ему посетителей Св. Земли; объясняет, как тяжки эти погрешности: но он не говорит, что благочестивые путешествия во всяком случае неблагочестивы, как напротив понимали его старые протестанты 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Б О безначальном рождении Сына Божия, 217. Есть ли в человеке чувство бессмертия? 657. Разбор возражений неверующих в бессмертие души, 663, примеч. О бессмертии души, 658. Признаки Божественного происхождения Библии, 57. Содержание библейских книг, 36. Благодать Божия не стесняет свободы человека, 427. Какая благодать сообщается в таинстве миропомазания? 507. Действия на человека благодати , 405. Необходимость благодати для человека, 425 – 427. Условия получения благодати , 404. Христос оживляет церковь Своею благодатию , 425. О благодати священства, 577. Библейский текст о благодати , 423. Сила благословения святых Божиих, 461. Сила пастырского благословения , 589. Откуда священники получают право благословлять ? 589. Обетование, заключающееся в благословении , данном первому человеку, 168. Как примирить правду в Боге с Его благостию? 110, примеч. Благочестивые люди часто получають помощь от Бога, 192, 193, 194, 196. Полного блаженства не будет до всеобщего суда, 668. Библейские тексты и святоотеческия изречения о вечном блаженстве , 694, 697. Откровения Божии о вечном блаженстве праведников, 685. Степени блаженства праведников, 700. Близость Бога к тварям, 116. Несколько исполнившихся пророчеств, как доказательства богодухновенности Священного Писания, 59. Вера в богодухновенность Св. Писания, 56. Высота Богооткровенного учения, 57. Чистота Богооткровенного учения, 57. Естественное богопознание, 24. Препятствия в людях к совершенному богопознанию , 26. Догмат о почитании Богородицы , 252. Внешний вид Пресвятой Богородицы , 255. Примеры помощи Пресвятой Богородицы , 257. Бог непостижим, 99, 100; – есть Дух, 102, – самобытен, 103; – един, 103; – истинен, 104; – бесконечен, 104; – всеблажен, 104; – свят, 105; – высочайше свободен, 105; – премудр, 105; – всеведущ, 108; – вечен, 109; – благ, 110; – всемогущ, 112; – вездесущ, 114; – правосуден, 117; – неизменяем, 120. Иисус Христос есть истинный Бог , 205. Дух Святой есть истинный Бог , 388. Бог – виновник мира, 87. Где Бог , там все доброе, 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вениамин, епископ Воронежский и Елецкий (Сахновский) Родился в 1693 году в семье сербского протоиерея города Косово. Юношей тайно ушел из дома к своему соотечественнику Воронежскому митрополиту Пахомию (Шпаковскому), которым был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и отправлен во флот. 19 июля 1726 года определен архимандритом Святогорского монастыря Псковской епархии. В 1730 году переведен в Псково-Печерский монастырь. 25 июля 1731 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. С 18 мая 1739 года – епископ Вятский. Со 2 декабря 1742 года – епископ Воронежский и Елецкий. Скончался 28 марта 1743 года. О преосвященном Вениамине сохранилось следующее воспоминание: «Он был телом статен, громогласен и гостеприимен, и хотя сам был мало учен, однако ученых любил». Особенная внешность епископа Вениамина, как полагают, послужила причиной его перевода в Вятку. Под влиянием фаворита императрицы Анны Иоанновны Э.И. Бирона, который «ярких образцов русской красоты на виду не любил», преосвященный Вениамин был переведен на Вятскую кафедру. Переведенный в Вятку против собственного желания, епископ Вениамин считал себя не на своем месте и потому ничего не хотел делать и не оставил после себя никаких плодов своей деятельности. После падения Э.И. Бирона и воцарения императрицы Елизаветы Петровны епископ Вениамин был вызван в Москву на коронацию, затем переведен в Воронеж, где вскоре (через 3 месяца) скончался. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 38. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 697. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 386, 391, 799, 838, 1032. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Волоста-Пятница. Церковь Михаила и Федора Черниговских. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила и Феодора Черниговских Год постройки:не ранее 1736. Год утраты:1814 Адрес: Смоленская область, Угранский район, Михалёвское сельское поселение, Волоста-Пятница Координаты: 54.971702, 34.358563 Проезд:ж/д станция Волоста-Пятница, село на границе Вяземского и Угранского районов. В 25 км к югу от Вязьмы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего селения с названием Волоста-Пятница было древнее село, упоминаемое в летописях XV века как Волста Вяземского княжества. В летописях упоминаются два волостных центра - Волста Нижняя и Волста Верхняя. Название топонима происходит от вблизи протекающей реки Волоста. По преданиям, здесь стоял окованный медью столб - граница Литвы и Московии. В 1736 году в селе было 57 дворов. В том же году священником Михаилом Григорьевым совместно с прихожанами был построен деревянный храм, освященный во имя святой мученицы Параскевы и Святителя Николая. В 1774 году приходе церкви состояло 193 двора. В соответствии административно-территориальными преобразованиями 177 года была образована волость с центром в селе Волоста, которая до 1922 года входила в состав Юхновского уезда, в дальнейшем присоединена к Вяземскому уезду (СУ, 1922,155, ст. 697). До конца XVIII века село именовалось Волоста. Приставка к названию села - Пятница, топоним получил по названию храма. В «...селе Волсте церковь Святые мученицы Параскевы нарицаемые Пятницы» (ГА СО, ВФ, Ф.81,Оп.2, Св.11, Д.99, 1787г.). Пятница - почетное прозвание святой Параскевы, во имя которой нередко ставились часовни на распутьях. В 1830-х годах на средства дворянина Александра Жеребцова на месте деревянного и к тому времени обветшалого храма был построен трехпрестольный каменный храм, освященный во имя Святых мучеников Михаила и Федора Черниговских Чудотворцев, Святителя и Чудотворца Николая и Святой Мученицы Параскевы. В начале XX века в селе было две водяные мельницы, чайная, две мануфактурные лавки, молочная лавка, училище, больница. До 1917 года в селе было имение Козловой Анастасии Григорьевны. Имение было довольно обширно: двухэтажный дом с двумя флигелями, две конюшни, три амбара, мельница, кузница, две избы со дворами, кладовая, сараи, баня и другие постройки. В настоящее время существует еще одна деревня с названием Волоста, в двух километрах южнее села Волосто-Пятницы. Появление деревни более позднее, чем села, в связи с переселением части крестьян из села на новое место. Название родного села переселенцами было сохранено, несмотря на то, что новое селение расположено на берегу реки Озёрная (Озерня).

http://sobory.ru/article/?object=32175

Ивановское. Церковь Илии Пророка (старая). Ильинская Церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:Между 1811 и 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, село Ивановское Координаты: 57.30719, 38.930745 Проезд:по Угличскому шоссе, переехать речку Лехоть, незаметный поворот направо; дорога асфальтовая, затем крутой, почти назад поворот до Ивановского, по грунтовке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее местная пятиглавая, каменная, в связи с трехъярусной колокольнею, церковь построена в 1832 г. усердием прихожан, а до 1831 г. здесь находились две деревянные, весьма древние, с шатровою колокольнею, но, сколько лет они существовали, неизвестно. Церковь имела три престола: во имя св. прор. Илии, вмч. Димитрия Солунского и Рождества Христова. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». - Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Нынешний деревянный храм построен в 2004 году на месте взорванного в 1960 году храма Ильи Пророка. Каменный храм был сооружен в 1832 году на месте двух шатровых церквей. Церковь Ильи Пророка строилась в селе Ивановском с 1811 года – об этом свидетельствует выданная для построения храмозданная грамота. Через 21 год (в 1832 году) церковь была полностью построена. Престолов в церкви было два. Второй освящён во имя великомученика Дмитрия Солунского. По преданиям, сама история создания первой церкви в Ивановском на Лехте необычна: её хотели построить на другом месте, за версту от реального места нахождения. Привезли туда материалы для строительства храма, но за ночь они чудесным образом очутились на том месте, где ему и должно было стоять. Строители подивились и решили строить церковь именно в Ивановском. По описям 80-х годов 19 века, к приходу церкви Ильи Пророка относилось около 10 деревень. Население составляло 697 душ мужского пола и 840 женского. В 1911 году была перестроена и увеличена на один ярус колокольня и устроен придел во имя Рождества Христова. При церкви находилась церковно-приходская школа, располагавшаяся в сторожке.

http://sobory.ru/article/?object=56888

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА [Кунигунда Польская, Венгерская; лат. Kinga, Kynga, Cunegundis; венг. Kinga; польск. Kinga, Cunegunda] (5.03.1224, Эстергом, Венгрия - 24.07.1292, Стары-Сонч, Польша), св. Римско-католической Церкви (пам. 24 июля), супруга вел. кн. польск. Болеслава V Стыдливого (1243-1279). Основными источниками сведений о К. являются 2 ее Жития (одно из них было составлено польским историком каноником Яном Длугошем († 1480), автор 2-го Жития (нач. XV в.) неизвестен), а также описание посмертных чудес святой (1-я пол. XIV в.) (BHL, N 4666-4668). К.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; племянница католической св. Елизаветы Тюрингской. Как сообщается в Житии, с детских лет К. отличалась религиозностью и склонностью к молитвенному уединению, проводила много времени в часовне в Вишеграде (Vita S. Kyngae. 1884. P. 688). В 1239 г. К. вышла замуж за сандомирского кн. Болеслава, регентом при к-ром был вел. кн. польский Генрих II Благочестивый (1238-1241). К. убедила мужа дать обет целомудренной жизни в браке. В 1241 г. К., кн. Болеслав и его мать кнг. Гремислава бежали от нашествия монголов в Краков, а затем, после падения Кракова, Люблина и Завихоста,- в Венгрию, где их приняли старшая сестра Болеслава католическая блж. Саломея и ее супруг князь Славонии Коломан (1226-1241), который был дядей К. 11 апр. 1241 г. кн. Коломан погиб в ходе сражения с монголами на р. Шайо. Члены семьи Болеслава, в т. ч. Саломея, прибыли в Моравию, а затем вернулись в Польшу. После гибели вел. кн. Генриха II в битве при Легнице (9 апр. 1241) в стране началась междоусобная борьба, в результате которой Болеслав стал великим князем. В Житиях сообщается о помощи К. прокаженным и нищим: она раздавала им пищу и одежду (Vita S. Kyngae. 1884. P. 695-696, 703-704), а также о совершённых ею многочисленных чудесах, в т. ч. об изгнании беса из одержимого (Ibid. P. 697, 703-708). К. являлась одним из инициаторов канонизационного процесса Станислава , еп. Краковского (канонизирован в 1253 папой Римским Иннокентием IV ) (Ibid. XXXV). После смерти мужа (1279) К. отказалась от своего имущества в пользу бедных и поселилась в построенном при ее содействии мон-ре кларисс в г. Стары-Сонч. В 1287 г. из-за нашествия монголов К. и монахини были вынуждены временно покинуть обитель и переселиться в Пениньский замок на территории горного массива Тши-Короны ( Joannes Dlugossius. Vita beatae Kunegundis. 1887. P. 268-272). 24 апр. 1289 г. К. принесла монашеские обеты. Уступив уговорам насельниц, она согласилась стать настоятельницей монастыря.

http://pravenc.ru/text/2462259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНА [Греч. Μηνς] (VI в.?), прп. Синайский (пам. 5 янв. и в Соборе Синайских преподобных). Сведения о М. взяты составителем поучительного раздела нестишного Пролога (XII в., Др. Русь) из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (PG. 88. Col. 697-700). Судя по тексту повествования, М. был старшим современником прп. Иоанна Лествичника (относительно времени кончины прп. Иоанна существуют серьезные разногласия, считается, что это могло произойти в период 595 (605) - ок. 680). М. умер до того, как прп. Иоанн стал игуменом мон-ря вмц. Екатерины на Синае, вероятно в VI в. Он занимал 2-ю должность после игумена, 59 лет жил в киновии и прошел все монастырские послушания. Прп. Иоанн отмечает среди др. присущих М. добродетелей необыкновенное послушание и рассказывает, как однажды игумен захотел испытать его терпение. М. пришел в игуменскую келью «и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание: то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, и тогда уже, благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем». Ученик М. спросил у наставника, не напал ли на него сон, но преподобный открыл, что, лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь. Далее прп. Иоанн Лествичник пишет, что в 3-й день по кончине М., когда братия, в числе к-рой был и сам преподобный, совершала обычное молитвословие об упокоении, внезапно из того места, где лежало тело подвижника, распространилось «неизреченное благоухание». Игумен велел открыть раку, и все увидели, что из честных стоп М., как из 2 источников, истекает благовонное миро. Тогда игумен сказал: «Видите ли, вот болезни ног и поты трудов его принесли Богу миро. И справедливо!» Составитель поучительного раздела нестишного Пролога использовал в тексте только сюжеты о многолетней жизни М. в Синайском монастыре и о мироточении его ног. В нек-рых списках этот рассказ перенесен на 26 дек. (напр., в РНБ. Соф. 1324, 2-я часть с учительными текстами). Данного текста нет во мн. списках краткой редакции нестишного Пролога ( Прокопенко. 2010. С. 267). В ВМЧ рассказ о М. включен под 3 и 5 янв. (ВМЧ. Янв. Дни 1-6. Стб. 160, 177). Постепенно главный персонаж поучительной истории стал восприниматься как святой. Краткая заметка о М. включена в «Книгу житий святых» (Четьи-Минеи) свт. Димитрия Ростовского (К., 1764. Кн. 2. Стб. 274), а Житие помещено в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 207). Память М. указана в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2563236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАОС [Греч. νας - храм, святилище, от ναω - пребывать], центральное помещение христ. храма, предназначенное для молящихся. Термин «наос» используется с ранневизант. времени для обозначения основного внутреннего пространства церкви, где собиралась христ. община для проведения священных служб и действ. В античности Н. называлось внутреннее закрытое святилище (целла) древнегреч. храма, где находилась статуя языческого божества. В НЗ слово νας неоднократно встречается для обозначения Святая Святых храмов (наряду со словом ερο, обозначавшим церковное здание целиком), а также используется ап. Павлом как метафора в утверждении, что всякий христианин есть храм Божий и вместилище Св. Духа (1 Кор 3. 16). Н. называли и иудейский храм (напр., в Послании Варнавы - Barnaba. Ep. 16. 2). Слово Н. по отношению к части храма, предназначенной для молящихся, использовал в VII в. прп. Максим Исповедник в соч. «Мистагогия». В разд. «О том, как и каким образом Святая Церковь есть образ мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых» он рассмотрел символику церковного здания и выделил 2 его части: ερατεον (алтарь), предназначенный для священнослужителей, и νας - место, доступное для всех верующих (PG. 91. Col. 668). В рус. текстах слово «наос» традиционно переводилось как «храм» (напр., см. перевод сочинения Максима Исповедника: Творения прп. Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты/Пер., вступ. ст., коммент.: А. И. Сидоров. С. 159). К XIV-XV вв. под Н. понимался весь храм, напр. в сочинениях свт. Симеона Солунского (PG. 155. Col. 697-749). В терминологии рус. письменных источников позднего средневековья и восходящих к нему терминов регионального церковного обихода центральное помещение храма обозначали как «церковь» или словом «настоящая». Примеры можно найти в метриках, к-рые из храмов разных епархий и губерний присылали в Академию художеств с кон. 80-х гг. XIX в.; в наст. время они представляют собой исторические источники (хранятся в ИИМК РАН. Ф. P-III). В классических сочинениях по церковной истории и литургике часть храма, предназначенную для присутствующих и молящихся мирян, также называли «собственная церковь» ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 162), или «собственно храм» ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 10). Существование слова «наос» в рус. традиции зафиксировано в Словаре Брокгауза и Ефрона, согласно к-рому оно «доныне употребляется для обозначения продолговатой части внутри православных церквей, простирающейся от главных входных дверей до алтаря» (ЭС. Т. 20а. С. 530). В XX в. с развитием церковного искусствознания и археологии слово «наос» укоренилось как научный термин, обозначающий одну из функциональных зон христ. храма.

http://pravenc.ru/text/2564666.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010