Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Преподобный Макарий Египетский (его жизнь, творения и богословие) I. Жизнь 696 О преп. Макарии, который, по словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина , первым поселился в Скитской пустыне 697 , сообщают многие древнецерковные писатели, однако их сообщения касаются преимущественно различных чудес, совершенных этим святым мужем, но содержат мало конкретных сведений относительно жизни его. Имеется также достаточно богатый житийный материал, средоточием которого является «Житие» святого, приписываемое свт. Серапиону Тмуисскому и дошедшее до нас в различных редакциях (коптской, греческой, сирийской, арабской и древнеславянской). Однако авторство свт. Серапиона очень и очень сомнительно, поскольку он умер, скорее всего, раньше преп. Макария. Само же «Житие», как предполагают, является позднейшей компиляцией и датируется, вероятно, VIII веком 698 . Впрочем, такое позднейшее происхождение данного памятника отнюдь не означает его малую ценность: очень вероятно, что в нем сохранились многие жемчужины древнего предания о святом. Обычно даты земного жития преподобного устанавливаются приблизительно 300–390 годами; Палладий в своем «Лавсаике» 699 говорит, что он прожил девяносто лет, проведя в пустыне шестьдесят из них, то есть начав свои подвижнические труды сравнительно молодым человеком ( τριακονταετς νελθ ν νος) 700 . Все источники единодушно утверждают, что родом он был египтянин, то есть копт 701 , причем Сократ добавляет, что Макарий происходил «из верхнего Египта» 702 . Но это свидетельство Сократа скорее относится к родителям преподобного, которые до его рождения действительно жили в Верхнем Египтеи «были благочестивые, богобоязненные, вообще добродетельные люди. Отец его ревностно проходил звание священника Церкви Божией. Изобилуя материальным достатком, следовательно, не имея нужды прилагать заботы к приобретению жизненных средств, они особенно пеклись о спасении своих душ» 703 . Затем они разорились и переселились в Нижний Египет, в селение Пижижвир, где занялись достаточно успешно земледелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Спас-Талица. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты В одном из храмов Вятской епархии случилось чудо. Явления, подобные этому, люди называют проявлением Бога на земле. Для них это большая радость. А для тех, кто искренне верит в Бога, это еще больше укрепляет их веру. Храм Спаса Нерукотворного был построен в начале семнадцатого века. Точной даты история до наших дней не сохранила. Известно только, что почти три века храм оставался действующим. Для многих прихожан это до сих пор остается загадкой. Настоятель церкви сейчас пытается разгадать другую тайну. Отец Николай (настоятель храма Спаса Нерукотворного): «И когда поставил икону к свету, вернее, стекло, то увидел, что на стекле отобразилась икона. Не просто общие очертания, а вплоть до мельчайших деталей». Второе изображение Божьей Матери на стекле отец Николай заметил во время реставрации иконы. Засвидетельствовать это чудесное явление пригласили комиссию из епархии. Сейчас Нерукотворный Образ тоже считается иконой. Правда, пока она выставлена в храме только на всеобщее обозрение. Свечки к ней еще не ставят, но жизнь прихожан она уже изменила. То, что храм пережил советскую власть, местные жители тоже называют чудом. Нерукотворный образ Богоматери Скоропослушницы в ближайшее время должен стать уже действующей иконой. Местом, где она впервые явилась людям, считается местный храм. С появлением необычной иконы сюда уже начали приезжать паломники. (источник статья авторов: М. Постникова, А. Стахеев., сайт Телекомпании CTC-9 канал (23.03.2004г.) Спасская церковь каменная, построена в 1778 г. расстоянием от г. Вятки в 50 верст, от уездного города и от благочиния в 25 верст. Часовни деревянные: сельская Спасская, построена в 1728 г., Троицкая Цепелевская и Владимирская. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщика Пупышева, который живет в своем доме. Земли: усадебной 2 десятины 288 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, неудобной 1530 сажень. Братский денежный доход: 1-го священника 676 руб. 59 коп., псаломщик 285 руб. 53 коп., 2-го св. 697 руб. 23 коп., псаломщика 232 руб. 41 коп., диакона 457 руб. 94 коп. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2886 муж. пола, 3026 жен. пола. Приход состоит из 54 селений расстоянием до 10 верст.

http://sobory.ru/article/?object=08527

Т.Г. Леонтьева Глава V. Духовенство и революция 1. Вера, власть, церковь: испытание войной Серьезные потрясения обычно либо сплачивают общество, нейтрализуя в нем деструктивные тенденции через веру, либо, напротив, ускоряют его развал. Вступление России в мировую войну показало наличие и той, и другой тенденции. Вторая оказалась сильнее, хотя вся глубина пропасти безверия открылась не сразу. Часть интеллигенции (к ней относился известный историк церкви А.В. Карташов) полагала, что «войну надо принимать религиозно». Но ее большинство считало такую позицию частью казенного патриотизма 691 . Простой народ, со своей стороны, понимал войну, как «кару Божью», никак не связывая ее с необходимостью защиты православного Отечества. В 1916 г. один вологодский крестьянин так и заявил: в прошлом году пришлось пережить трудное лето – должно быть, Господь разгневался на нас за наши грехи 692 . В ужасах войны (жертвы, мобилизации, реквизиции, наплыв беженцев) народу виделось наказание Божье, а в редких удачах на фронте – надежда на прощение. Служители культа отмечали, что наблюдался наплыв прихожан в храмы, участились обращения к исповеди и покаянию, а «проявления безверия, распущенности и хулиганства гасли в общем массовом благочестии» 693 . Большую роль, считали священники, сыграло «благодетельное отрезвление народа по Царскому слову» – прекращение казенной торговли вином. Из деревенской жизни исчезли обычные прежде ссоры, драки, кражи, стали спокойнее сельские и волостные сходы, снизилась преступность 694 . В Тверской губернии уменьшилось даже количество нищих, босяков. Полицейские сводки рисовали трогательную картину готовности народа к жертвам «на благо Родины» 695 . Оживление религиозных чувств отмечали в своих отчетах практически все епархиальные архиереи 696 . Но довольно скоро обнаружилось, что все это временные явления: кто-то «успокоился», а кто-то по привычке крестился лишь на «всякий случай» – пусть чаще, чем ранее. Снижалась и активность священников. Епископ Владимирский и Суздальский сообщал: «Пастыри являются только совершителями богослужения и отправителями треб, а не духовными руководителями своих пасомых... Пасомые, со своей стороны, равнодушно относятся к делам церкви и, если и обращаются к духовенству, то, по большей части, по принуждениям чисто внешним». Война не помогла преодолеть их былого взаимоотчуждения. Наряду с этим отмечалось и нечто новое в поведении верующих. В 1915 г. священнослужители – депутаты Государственной думы в записке обер-прокурору Синода В.К. Саблеру констатировали «оскудение в церкви религиозного духа и охлаждение к ней всех слоев общества» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христодор Коптийский (491–518 гг.) Христодор, происходивший из египетского города Копта, писал в царствование Анастасия. Его эпические поэмы (в том числе одна на христианский сюжет) утеряны. В Палатинской антологии под его именем приводятся две маловыразительные надгробные эпиграммы (VII, 697–698) и занимающий всю II книгу антологии экфрасис, описывающий в 408 гекзаметрах 88 статуй богов, героев, а также философов, поэтов и государственных мужей как Греции, так и Рима. Жанр экфраснса, получивший развитие еще во времена второй софистики, пользовался большим распространением в ранневизантийской поэзии (например, Агафий – «На изображение архангела Михаила»; Павел Силенциарий – «Освещение купола храма св. Софии»). ОПИСАНИЕ ИЗВАЯНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ГИМНАСИИ, КОТОРЫЙ ИМЕНУЕТСЯ «ЗЕВКСИППОВЫМ» 199 (отрывки) 200 Первым стоял Деифоб, на алтарь стопы опирая, В медных доспехах, отвагой кипя, дерзновенный воитель! Так он в троянскую ночь у дверей пылавшего дома Некогда встал, Менелаю оружием вход заградивши. В точности был он подобен идущему; верно художник Сгорбленный злостью хребет изваять сумел под доспехом, – Ярое бешенство боя! Глаза исподлобья взирали, Будто следили с опаской движенья врагов подступавших; Щит округленный он шуйцей вперед выставлял, а десницей Меч высоко воздымал, и рвалась рука изваянья Плоть врага растерзать, беспощадным железом пронзая, – Если бы только природа движенье дозволила меди! Был там и муж Кекропид, громоблещущей речи искусством Дивный Эсхин. Округленные щеки под мягкой брадою В складки стянулись, как будто стоял он на площади шумной, Яростным спором волнуем, вития! Поодаль виднелся Сам Аристотель, премудрости вождь. Покоясь, стоял он, Руки перстами сплетя; однако и в меди безмолвной Мысль не утихла его, но, мнилось, в труде неустанном Вечным раздумьем была занята. Ланиты втянулись, Время усилий ума многодумного взору являя, А проницательный взор обличал высокую мудрость. Звонкоголосый меж ними вития блистал Пеанийский 201 , Мудрый родитель речей громкозвучных, во граде афинян

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Организация сельскохозяйственной артели Первое упоминание о Зосимовой пустыни как о «трудовой общине» появилось в советских документах в апреле 1919 года. Официальное закрытие монастыря произошло, по сути дела, в результате февральского Декрета 1918 года об отделении Церкви от государства. Но насельницы обители не были изгнаны из стен монастыря, и в храме продолжались богослужения. Как складывались взаимоотношения с властями, как удавалось одновременно сохранять внутренний монастырский уклад и оставаться верными своим обетам, данным Богу, – об этом немного рассказали сухие протоколы земельных и волостных уездных организаций. Рассмотрим найденные источники. 14 апреля 1919 года на заседании Рудневского волостного исполкома слушался вопрос о снабжении дровами богадельни, находившейся в трудовой общине Зосимовой пустыни. Постановили: «Дровами потребное количество для богадельни удовлетворить из дров, имеющихся в роще бывшей Самарина» 692 . То есть уже – «в роще бывшей Самарина», а не в монастырских владениях! Потеряв землю-кормилииу, насельницы Зосимовой пустыни предприняли попытку выстоять, используя внешнюю форму трудового коллектива 693 . 31 января 1920 года трудовой общине было предложено «выработать устав, представив таковой со списком входящих в трудовую общину на утверждение для регистрации» 694 . Список сохранился,в нем перечислены 206 насельниц бывшего монастыря, 18 беженок и 9 членов семейств священников. Некоторые имена беженок, такие как Никодима, Магдалина, Ювеналия, позволяют предположить, что эти беженки были монахинями (возможно, какого-то западного монастыря) 695 . Продолжали ли жить в Зосимовой пустыни некоторые красностокские матушки или к 20-му году прибыли другие – данный вопрос требует специального исследования. В списках 1920 года мы впервые встречаем имя председательницы трудовой общины Зосимовой пустыни Афанасии Лепешкиной 696 . В более подробном списке за сентябрь того же года указано, что бывшая игумения «София Никаноровна Быкова проживает в богадельне» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #e868ce575c Закрыть Благодарю! К юбилею Р.Рождественского. Вместо комментариев к статьям… Людмила Владимирова   21:08 22.06.2022 697 Время на чтение 10 минут Фото: http://pobeda.mosmetod.ru/ …Удалось прочитать несколько публикаций к 90-летию Роберта Рождественского. Благодарна авторам: Руслану Семяшкину (Симферополь) « В песню, в стихи свои ушел …», его же: « За гранью смертельного круга »; Николаю Головкину (Дмитров, Москва) « Боль моя, ты покинь меня... » ( ); искуснику краткости, архипродуктивному Александру Балтину   « К 90-летию Р. Рождественского » . Надеюсь, что немало публикаций к юбилею поэта, публициста, переводчика, прожившего очень непростую и, увы, недолгую жизнь: всего 62 года, есть и в других СМИ. …Но не могу не поблагодарить – сердечно, искренне! – самого Роберта Ивановича Рождественского! …За шёпот и за крик, За вечность и за миг, За отгоревшую звезду, За смех и за печаль, За тихое прощай, За всё тебя благодарю. …Вспоминаю: Я родился –          нескладным и длинным – в одну из душных ночей. Грибные       июньские ливни звенели,       как связки ключей. Приоткрыли          огромный мир они зайчиками прошлись по стене... «Ребенок удивительно смирный...» – врач сказал обо мне… Вот и сейчас – за окнами наконец разразился июньский ливень, но за грибами не поохотишься… А до ливня-то грохотало – страх! И хотя уже почти привычно, но так и просятся слова: «То ли гроза, то ли эхо… войны…» Ох, простите, – спецоперации… А вчера, отмечая юбилей, весь день читала стихи из томиков «Ровеснику» (1962) и «Стихотворения» (1988) – из серии «XX век Поэт и время», слушала многие песни, вспоминала... Вспоминала, как в 14 лет, не принимая возникших вдруг «стиляг», писала в своих «стихах» и о смысле и цели жизни: об их постыдных «узеньких брючках пижонских», а чуть позже познакомилась со стихами Роберта Рождественского «Вступающим в жизнь» и «Парни с поднятыми воротниками», что «в куртках кожаных/в брюках–джинсах…», «совет»:

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/22/...

Г. Э. Щеглов Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича 1. Кирилло-Мефодиевское братство при церкви Минской Духовной Семинарии//Минские ЕВ. – 1886. – – С. 472 – 477. 2. Материалы для истории Минской епархии. Материалы к биографии преосвященного Виктора Садковского//Минские ЕВ. – 1891. – – С. 692 – 697. 3. Материалы для истории Минской епархии (продолжение). Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа//Минские ЕВ. – 1891. – 1892. – – 12, 15 – 24 и отдельно: Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I – CL)/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. – 201, XVI с., алф. указ. 16 с. 4. Студенты проповедники/С.Г. Р[ункевич]. – СПб., 1892. – 16+58 с. 5. Памяти преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года//Минские ЕВ. – 1892. – – С. 401 – 422 и отдельно: Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г. – Минск, 1892. – 22 с. 6. Памяти преосвященного Виктора Садковского. К столетию со дня освобождения преосвященного из Ченстоховской крепости 21 июля 1892 г.//Прибавления к Ц Вед. – 1892. – – С. 1022 – 1028. 7. Материалы для истории Минской епархии/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. 8. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апр. 1893). – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 127, IV с. 9. Материалы для истории Минской епархии. К истории Минского кафедрального собора//Минские ЕВ. – 1893. – – С. 517 – 529 и отдельно: К истории Минского кафедрального собора. – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 12 с. 10. История Минской архиепископии (1793 – 1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – 16, 572, XXXVIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава 11. ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ МОЛИТВЫ 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник . Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых. Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 . Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли... чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере... не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 . 11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 6. Богословие личности согласно прот. Думитру Станилоэ Протоиерей Думитру Станилоэ как представитель неопатристического синтеза Одним из наиболее выдающихся и плодотворных 683 православных богословов двадцатого века, признанным патрологом 684 и мыслителем, 685 но одновременно еще не вполне хорошо известным и изученным ввиду языковых трудностей, является румынский священник и исповедник прот. Думитру Станилоэ. Отца Станилоэ «можно по праву назвать богословом любви» и «личного общения», 686 видевшим задачей подлинного богослова, отвечая на новые запросы современности, 687 наглядно показать взаимосвязь «догмы и личной духовности». 688 Его относят к ярчайшим представителям неопатристики и богословского персонализма, наряду с «о. Г. Флоровским , проф. В. Н. Лосским , преп. Иустином Поповичем , о. Софронием Сахаровым » 689 и другими. Прот. Станилоэ известен как «ведущий переводчик и специалист по святоотеческой литературе», 690 комментатор многочисленных святоотеческих сочинений 691 и одновременно догматист с солидным знанием, как современного богословия, так и философии. 692 Ему было свойственно «творческое и внимательное прочтение источников», 693 причем особенное влияние на его богословие оказало учение преп. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы . 694 Сам о. Думитру, отвечая на критику ряда западных богословов, обвинявших его творческий синтез в неоправданных «инновациях», вносимых в древнюю Традицию, настаивал на том, что его богословский подход нужно называть не «творческим богословием», а лишь попыткой «творческого прочтения» 695 Предания. Прот. Станилоэ, по оценке исследователей его творчества, «одновременно открыт» к изучению «современных идей» и в то же время способен отыскивать в них «концепции, кристаллизующие интуиции Отцов». 696 «Богословие диалога», «богословский персонализм», «динамика общения с Богом и обожения» и многие другие темы, привлекающие внимание современных богословов и философов, можно сказать, были глубоко «поставлены» и развиты в рамках размышлений о. Станилоэ. Будучи серьезным, глубоким богословом, о. Думитру осознанно и «решительно отказался от схоластического метода трактовки догматов как абстрактных формул, которые, как он сам замечает, представляют исключительно теоретический интерес, в значительной степени преувеличенный и не имеющий никакой связи с глубинами духовной жизни человека». 697

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010