95 Видел во сне... двух свиней ... облепленных тестом, как делают пред Пасхой... – Известен русский народный обычай в конце Великого поста запекать поросенка и на Пасху освящать его в церкви вместе с яйцами и куличами. 96 ...Видел пред утром, часа в три, покойного императора Александра III , молящимся в моей спальне... – Запись очевидно связана с впечатлениями отца Иоанна, присутствовавшего в Ялте при кончине императора. Этими впечатлениями Батюшка поделился с П.П.Левитским, записавшим с его слов весь этот живой рассказ. Левитский пишет: «– Какой истинно русский человек был этот Государь! – словно беседуя с самим собою, воскликнул Батюшка. – Как сейчас вижу перед собою его чистый взор. Как он любил Россию, как искренно был предан Церкви Божией, как благожелательно относился к нам, духовным. Я застал Государя очень уж слабым. Большею частию при нем находились только ближайшие члены Августейшей семьи и двое или трое лиц свиты. Когда, благословляя Государя и молясь о нем, я возложил ему на голову руку, Государь соизволил сказать мне: «Мне легче. По крайней мере, утихает головная боль. Подержите, Батюшка, еще мою голову». Я держал обеими руками эту благородную голову царственного венценосца, призывая благость Божию на верного сына нашей святой Церкви – молил Господа об уменьшении страданий Государя. В промежутке, когда боли утихали, Государь с чарующей ласковостью, но заметно упавшим голосом говорил мне: «Батюшка, у вас отекли руки. Отдохните». Однако желание хоть как-нибудь быть полезным твердому духом страдальцу заставляло меня забыть и усталость. И я вновь, сколько хватало сил, крепко держал в ладонях голову Государя» (Прот. П.П.Левитский. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Пг., 1916). 97 ...Наследника младенца видел... очень ласкового... – В одной из дневниковых записей за 1905–1906 гг. отец Иоанн вспоминает: «Благодарю Господа, удостоившего меня величайшей чести и радости присутствовать и молиться во всем благолепии священнического сана при крещении высоконоворожденного Наследника Всероссийского престола, Благоверного Государя Цесаревича и Великого князя Алексия Николаевича (11 августа 1904 года в среду) в церкви Петергофского дворца и – видеть Россию во всех ее высших представителях мужского и женского пола». (В кн.: Горе сердца. Из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1908. С. 120). В память об этом событии отец Иоанн в своих покоях в Иоанновском монастыре на одной из стен распорядился повесить в рамке телеграмму имп. Николая II с приглашением на крещение наследника-цесаревича (Лебедева ЕЛ. Петроград и его святыни. СПб., 1992. С. 56). Отец Иоанн присутствовал при крещении царевича Алексея Николаевича, и в память об этом событии ему был пожалован золотой наперсный крест, украшенный сапфирами, бриллиантами и двумя золотыми медальонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

8 . Шахматов А. А. Один из источников летописного сказания о крещении Владимира. Харьков, 1904. 9 . Платонов А. Ф. Святой равноапостольный князь Владимир. К 900-летию со дня его кончины. Пг., 1915. 10 . Владимирский сборник. Белград, 1938. 11 . Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Четии-Минеи. В 4-х книгах. Изд. Киево-Печерской Лавры. 1689–1705 (Изд. 4-е, М., 1829). Месяц июль, день 15-й. 12 . Сборник в память 900-летия Крещения Руси. Под ред. акад. А. И. Соболевского. Киев, 1888. По церковной традиции в день памяти равноапостольного князя Владимира читается «Слово о Законе и Благодати» святителя Илариона, Митрополита Киевского († 1054; память 21 октября). Слово о Законе и Благодати святителя Илариона, Митрополита Киевского 70 О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. Господи, благослови, Отче. Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему ( Лк.1:68 ), что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную. Да восхвалим и прославим Его, хвалимого ангелами беспрестанно, и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой ( 1Цар.9:16 ). И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас. Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! ( Пс.76:14 ). Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины. Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 3-43) литургических толкованиях; монография, продолжающая работу свящ. К. Никольского о чинопоследованиях древнерус. Требника, вышедших из употребления после патриарха Никона ( Он же. К истории правосл. богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889); многочисленные публикации по церковной археологии и апокрифическим и псевдоэпиграфическим памятникам визант. лит-ры. Дмитриевского, ученика Красносельцева в КазДА (впосл. Дмитриевский был профессором КДА на кафедре Л. и церковной археологии и проч.), можно назвать самым знаменитым русским литургистом. Главный труд Дмитриевского - многотомное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (К., 1895-1901. Т. 1-2; Пг., 1917. Т. 3; издание не было доведено до конца). Ему также принадлежат монографии: «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств...» (Каз., 1884), «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в IX-X вв.» (Каз., 1894), «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (К., 1904), «Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Критико-библиографическое исследование» (К., 1907). Дмитриевский первым обнаружил и ввел в научный оборот такие важнейшие памятники, как Евхологий Серапиона (Евхологион IV в. Сарапиона, еп. Тмуитского. К., 1894), «Завещание» прп. Саввы Освященного, древнейший палестинский Часослов в рукописи Sinait. gr. 863 и др.; впервые опубликовал полный текст Типикона Великой ц. , Евергетидского Типикона и проч. Среди учеников Дмитриевского - его преемники на кафедрах литургики и церковной археологии (единая кафедра была разделена на две) прот. В. Д. Прилуцкий и Н. Н. Пальмов, а также А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын, Е. П. Диаковский, прот. К. С. Кекелидзе , каждый из к-рых внес заметный вклад в литургическую науку.

http://pravenc.ru/text/литургика.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прот.И.Сергиев”. См.: Беседы о.протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. 2-е изд. Пг., 1915. С.60–61. 90 Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, разработал учение о “сверхчеловеке”, предпринял радикальную критику всех общечеловеческих ценностей, в том числе христианства. 93 Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867) – выдающийся проповедник и богослов, государственный деятель. Его многочисленные творения остаются душеполезным чтением и поныне. В 1994 г. переизданы проповеднические труды высокопреосвященного Филарета в 5 т. и его толкования на “Бытие” Ветхого Завета в 3 т. Причислен к лику святых. 94 Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) – русский публицист патриотического направления, постоянный сотрудник “Нового времени”. Расстрелян большевиками в городе Валдае. 98 “А.Ф–вна” – Анна Федоровна Аксакова, урожденная Тютчева (1829–1889) – фрейлина высочайшего двора (1853–1858), затем до 1866 г. воспитательница младших царских детей; мемуаристка, автор книги “При дворе двух императоров”. Жена И.С.Аксакова. 99 В Государственном Совете не одни мы отказались почтить Толстого вставанием: почти вся правая группа удалилась из зала, чтобы не участвовать в этом “почитании»... 105 Поселянин Евгений Николаевич, настоящая фамилия Погожее (1870–1931) – видный духовный писатель, автор многих книг на церковную тему. Расстрелян большевиками. 106 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Начало первой мировой войны Б. воспринял с космополитических и резко антимилитаристских позиций, более того, для него она стала вопиющим симптомом всеобъемлющего кризиса европ. культуры и цивилизации, о чем он поведал в четырехчастном цикле литературно-философских этюдов «На перевале»: «Кризис жизни» (Пг., 1918), «Кризис мысли» (Пг., 1918), «Кризис культуры» (Пг., 1920), 4-я часть, «Кризис сознания» (1920), осталась неопубликованной. В авг. 1916 г. Б. был призван на военную службу и возвратился на родину; в сент. получил отсрочку и до янв. 1917 г. жил в Москве и Сергиевом Посаде. Февральскую революцию он встретил в Петрограде, наивно восприняв ее как предвестие грядущего преображения, революции духа (очерк «Революция и культура» - М., 1917). Ф. А. Степун отмечал неукорененность Б. в лоне культурно-исторического сознания и традиции: «Белый витал над историей. Его пророческое сознание жило космическими взрывами и вихрями» (Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990. С. 269). Финал написанного в авг. 1917 г. стихотворения «Родине» передает отношение поэта к падению самодержавия: И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня. Россия, Россия, Россия - Мессия грядущего дня! Это отношение проецируется Б. и на Октябрьскую революцию 1917 г., о чем свидетельствует поэма «Христос воскрес» (Пг., 1918), идейно созвучная поэме «Двенадцать» А. Блока. С 1918 г. Б. активно участвует в работе лит. студии московского Пролеткульта, становится одним из зачинателей ряда культурных инициатив (с 1919 г. председатель Вольной философской ассоциации в Петрограде), выступает с лекциями, участвует в альманахе «Записки мечтателей» (1919-1921), пишет автобиографическую поэму «Первое свидание» (Пг., 1921). Эту поэму нек-рые исследователи (Лавров) считают вершиной поэтического творчества Б. В авг. 1918 г. Б. побывал в Черниговском скиту (близ Сергиева Посада), вероятно, по совету свящ. П. Флоренского. С сент. 1919 по март 1920 г. Б. работает в Отделе охраны памятников старины. 28 янв. 1920 г. он заключает договор с изд-вом 3. И. Гржебина на издание собрания сочинений, но проект не был осуществлен. «Военный коммунизм пережил он, как и все мы, в лишениях и болезнях,- вспоминал В. Ф. Ходасевич.- Ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях. Чтобы прокормить себя с матерью, уже больною и старою, мерил Москву из конца в конец, читал лекции в Пролеткульте и в разных еще местах, целыми днями просиживал в Румянцевском музее, где замерзали чернила, исполняя бессмысленный заказ Театрального отдела (что-то о театрах в эпоху французской революции), исписывая вороха бумаги, которые, наконец, где-то и потерял. В то же время он вел занятия в Антропософском обществе, писал Записки чудака, книгу по философии культуры, книгу о Льве Толстом и другое» (Некрополь: Восп. М., 1991. С. 60).

http://pravenc.ru/text/77962.html

Теперь же к этому прибавляется тревога и мука за моего милого Жоржа. Видно, что тяжко ему приходится. Даже в подписи стоит «Егор» или иной раз и «Егорка». Это лишний раз свидетельствует о его внутреннем опустошении. Я вспоминаю, как Жорж любил книги Олдингтона «Смерть героя» и особенно – «Все люди – враги». Тогда он не думал, что ему придется переживать то же самое, что заставляло в свое время страдать героев этих романов, эту ненавистную и отвратительную бойню, которая превращает людей или в свирепых зверей, или в беспомощных и обреченных скотов... 23.3.43 г. Сейчас пронесся слух, что нам, м.б., придется-таки ехать в санаторий имени Загорского, т.к. детский дом, в помещение которого мы собирались вселиться, не хочет туда отправляться, а требует формального выполнения постановления Совнаркома, т.е. переезда школы инвалидов в назначенное место, в санаторий. Начальник МООСО Медведев и председатель Загорского горсовета Павлов поехали хлопотать в Москву о переводе детского дома и о нашем вселении в его помещение. Результаты пока неизвестны. А эти колебания, перемены, исправления и различные слухи отвратительно действуют на нервы. Уже инвалиды ворчат, что они не поедут в такую даль и глушь. Они прекрасно понимают, что тогда на загорский рынок не прогуляешься, как это они делают сейчас почти каждый базарный день. Слышно теперь, что больницу, которая помещается в нашем корпусе, переводят в Царьдар, в помещение тамошнего туберкулезного санатория 128 . Сейчас пойду к завхозу больницы В.Р. Никитиной. М.б., узнаю что-нибудь более определенное. Да надо вернуть книги, взятые у ней: 1) Гумилев Н. Мик. Пг., 1921. 2) Гумилев Н. Фарфоровый павильон. Пг., 1922. 3) Гумилев Н. Стихотворения. Пг., 1923. 4) Гумилев Н. Тень от пальмы. Рассказы. Пг., 1922. С удовольствием перечитал всё это. Только поэма «Мик» мне не понравилась. В ней нет единства внутреннего стиля, и есть нечто, роднящее ее до некоторой степени с юношеской приключенческой литературой, которой я не люблю. Стихи посмертные очаровательны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сравн. ссылку, которую раньше делали на Достоевского. Подросток в тот самый период, когда он осознает свою свободу, спрашивает: " И кто спрашивал меня, когда я появлялся в этот мир? " Бессознательно, неосознанно он формирует великую тему онтологической необходимости, которая существует в биологической ипостаси. 47 Святой Максим Исповедник, следуя за Григорием Нисским ( " О сотворении человека " 16–18, ПГ 44.177 и далее), приходит к самому корню проблемы существования человека, когда он рассматривает биологическое воспроизводство как результат греха ( " Тщеславие " 42, 42, ПГ 81.1309А, 1340С и далее; срав. " Фелассию " : О различных вопросах " 61, ПГ 90. 6363). Те, кто приписывают эту точку зрения Максима монашескому или аскетическому влиянию, игнорируют тот факт, что он является не обычным мыслителем, а возможно одним из величайших и самых творческих гениев в истории и что поэтому для него невозможно заявить что-то, что не являлось бы органичной частью всего его мышления. Позиция Максима по этому вопросу вдохновлена текстом Мф.22,30, то есть основополагающей предпосылкой, что истинное " бытие человека заключается только в его эсхатологическом состоянии (смотри ниже). Победа над смертью, бессмертие личности являются непостижимыми без изменения сущностного способа человеческой ипостаси, без трансцендентности биологической ипостаси. Этим не подразумевается манихейство: биологические и эсхатологические ипостаси не являются взаимоисключающими (смотри ниже в примеч. 61). 48 Системы сотериологии, которые не вдохновлены истинным патристическим богословием, породили следующую дилемму: или ипостась без экстаза (своего рода индивидуалистический пиетизм) или экстаз без ипостаси (форма мистического ухода от тела, экстаз типа эллинистических мистерий). Ключ к сотериологической проблеме равным образом лежит в сохранении и экстатических и ипостатических аспектов личности, без " страстей " онтологической необходимости, индивидуализма и смерти. 49 Искусственная концепция человеческого бытия, если она когда-либо достигается, никоим образом не подразумевает свободу в качестве определяющего способа человеческой ипостаси. Вместо этого она подразумевает впредь несвободную замену природы и ее законов законами человеческого разума. 50

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010