Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μikp. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1 Вероятно, сломанная в 20-е годы XX века годы домовая архиерейская церковь Спаса Нерукотворенного на Никольской улице в Московском Богоявленском монастыре, управляющим которого был епископ Трифон (Туркестанов). 2 Община сестер милосердия «Утоли моя печали», основанная в 1868 году княгиней Н.Б.Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. 3 Иверская община была основана в 1894 году, находилась на Большой Полянке. 4 Боевская богадельня, построенная в 1894 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. 5 Разрушенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле, где находилась чудотворная икона Нечаянной Радости. 6 Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского женского монастыря в селе Ваулове, учрежденный в 1903 году. 7 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. 8 Вероятно, Михаил Петров, признаваемый иоаннитами за святого Архангела Михаила. 9 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.2—3. 10 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.9. 11 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М., 1894. С.20. 12 Василиско-Златоустовский монастырь находился в двенадцати верстах от города Сухуми, на месте древнего города Команы, где в 407 году преставился святитель Иоанн Златоуст. 13 От смерти к жизни. СПб., 1904. С.36. 14 Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С.88. 15 Описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. 16 Кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Примеч. авт. 17 Подворье Воронцовского Благовещенского монастыря находилось в Петербурге на Очаковской улице. 18 Архимандрит Кирилл (Наумов), впоследствии епископ Мелитопольский (†1866). 19 Епископ Винницкий Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский (†1882) 20 Архимандрит Иоанн (Соколов), впоследствии епископ Смоленский (†18б9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2743...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († нач. IX в.), архиеп. Фессалоникийский (после 904 - ранее 925), визант. агиограф. Сведения о нем содержатся в Житии прп. Евфимия Нового Солунского († 889), составителем к-рого он является, за что и был прозван Синаксаристом. Написанное им житие отличается обилием исторических и топографических сведений. В. написал также службу прп. Евфимию с каноном 2-го гласа (греч. текст службы издан Л. Пти, в совр. греч. изд. Миней отсутствует, в рус. Минеях помещен без указания авторства). В. пострижен в монахи ок. 875 г. прп. Евфимием, подвизался на Афоне и в Фессалонике. Основал на Св. Горе обитель Вознесения (или св. Василия), к-рая существует до наст. времени и подчинена Хиландарскому мон-рю. После смерти архиеп. Иоанна был избран на Фессалоникийскую кафедру. Иногда ошибочно именуется святым в результате смешения с др. Василием , архиеп. Фессалоникийским, бывш. прежде митр. Гортинским ( Лопарев; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698). Ист.: BHG, N 655; Petit L. Vie et office de St. Euthyme le Jeune//ROC. 1903. N 8. P. 501-536; idem. P., 1904. (BHO; 5). Лит.: Petit L. Les évêques de Thessalonique//EO. 1901. T. 4. P. 221; idem. ROC. 1903. T. 8. P. 168-205; Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 469-476; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698. Василий (? - 1099 или 1110/11), богомил, ересиарх. Место рождения и этническая принадлежность точно неизвестны. По словам Евфимия Зигабена (Panopl. dogm. XXVII 52), В. изучал ересь богомильства 15 лет и 40 лет ее проповедовал. Возможно, вначале он был монахом, а затем стал врачом, но носил монашескую одежду; Анна Комнина приняла его за монаха (Alexias. XV 8), поскольку все богомилы носили одежду черного цвета и закрывали лицо. В., как и др. богомильские учители, имел 12 учеников-«апостолов». Имп. Алексей I Комнин (1081-1118), к к-рому был приведен схваченный В., принял его приветливо и убедил ересиарха, что хочет лучше узнать его веру. Поддавшийся на хитрость В. подробно изложил богомильское учение императору, а стоявший за завесой писец записал его слова. Впосл. эта запись в переработанном виде вошла в 27-ю гл. «Догматического всеоружия» Евфимия Зигабена.

http://pravenc.ru/text/150681.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИППИУС Зинаида Николаевна (8.11.1869, г. Белёв Тульской губ.- 9.09.1945, Париж), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист. Род. в семье судебного чиновника, предки по отцовской линии - выходцы из Германии, переселившиеся в Россию в XVI в. Слабое здоровье Г. помешало ей получить систематическое образование (в 1877-1878 неск. месяцев училась в Киевском жен. ин-те, в 1882 - в гимназии Фишер в Москве). После смерти отца переехала с семьей в Тифлис, в 1889 г. вышла замуж за Д. С. Мережковского . Союз с Мережковским предопределил лит. судьбу Г., их творческий и жизненный путь можно рассматривать как нек-рое единство. В С.-Петербурге на квартире Мережковских возник лит. салон, существовавший до 1917 г. Особую известность салон Г. приобрел в 1900-х гг., когда здесь велись беседы на темы «Церковь и культура», «язычество и христианство» и др. Первые 2 опубликованных стихотворения Г. созданы под заметным влиянием С. Я. Надсона (Сев. вестн. 1888. 12. С. 112). 2 книги «Собрания стихов» (М., 1904, 1910) объединили почти все написанное Г. до революции. Проза была для Г. в первую очередь формой проповеди религ. и общественных идей, тесно связанной с публицистикой. Рассказы Г. выходили в сборниках «Новые люди» (СПб., 1896), «Зеркала» (СПб., 1898), «Третья книга рассказов» (М., 1902), «Алый меч» (СПб., 1906), «Черное по белому» (СПб., 1908) и «Лунные муравьи» (М., 1912). Г.- автор романов «Чертова кукла» (М., 1911) и «Роман-царевич» (М., 1913), пьес «Маков цвет» (СПб., 1908) и «Зеленое кольцо» (Пг., 1916, в соавт. с Мережковским и Д. В. Философовым ). Она выступала со статьями о совр. лит-ре (чаще всего под псевд. Антон Крайний). В 1899-1901 гг. сотрудничала в ж. «Мир искусства», в 1906-1908 гг. печатала рецензии в символистских журналах «Новый путь» и «Весы» (собраны в кн.: Крайний Антон. Лит. дневник. СПб., 1908), в 1910-1914 гг. публиковала статьи в ж. «Русская мысль» и др. изданиях. З. Н. Гиппиус. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/165027.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (22.03.1819, Полтавская губ.- 18.09.1875, С.-Петербург), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы (1871-1875), автор духовно-муз. сочинений. Обладавший хорошим басом К. начал службу летом 1838 г. в числе 22 малороссийских певчих, набранных в капеллу занимавшим должность капельмейстера М. И. Глинкой и помощником учителя пения Д. Н. Палагиным. К. прослужил в этом хоре 37 лет: сначала - большим певчим, с 1864 г.- управляющим клиросом, с янв. 1871 г.- учителем пения. Его командировали в Малороссию для набора певчих (1857), в поездку за границу вел. кн. Константина Николаевича (1858), на время пребывания в городах Европы имп. Марии Александровны (1863, 1864). Эти факты говорят о том, что К. был инициативен и обладал муз. способностями. По печатным изданиям известны 3 сочинения К.: «На реках Вавилонских» и 2 херувимские. Песнопение «На реках Вавилонских» для смешанного хора при жизни К. было опубликовано изд-вом Ф. Т. Стелловского (СПб., 1868) и капеллой в «Обиходе нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемом» под ред. Н. И. Бахметева (СПб., 1869. Ч. 1: Всенощная. 18). Позднее оно вошло в «Церковно-певческий сборник» (СПб., 1898, 19002, 19033, 19164. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. 48), а также публиковалось в переложениях - А. Я. Губарева для 3-голосного однородного хора в изд. «Всенощное бдение, изложенное по напевам придворного нотного Обихода» (Екатеринодар, 1905) и для 3 и 4 мужских голосов под ред. Е. С. Азеева в «Сборнике духовно-музыкальных песнопений разных авторов» 24 П. М. Киреева (Постная Триодь. Пг., 1917. 4, 6). О популярности этого сочинения свидетельствует включение его в репертуар таких московских регентов, как Н. М. Данилин и Н. С. Данилов ; оно исполняется в церквах до наст. времени. Херувимские К. не получили такого распространения. Одна из них (A-dur) для смешанного хора была впервые напечатана в «Церковно-певческом сборнике» (СПб., 1900, 1901, 1903, 1904, 1915. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 74), обе (C-dur и A-dur) в переложении Азеева для 4 муж. голосов - в киреевском сборнике 8 (На литургии. Пг., 1914. 24, 25). Арх.: МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Информ.-библиогр. отд. Мат-лы из арх. Н. Ф. Финдейзена; РНБ ОР. Мат-лы историка Придворной певч. капеллы А. Е. Хомутенко. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2462067.html

Досифей, епископ Орловский и Севский (Ильин) Родился в 1751 году. Образование получил в духовном училище и Орловской духовной семинарии. По окончании семинарии был в ней преподавателем, а затем префектом и ректором. В 1788 году пострижен в монашество. С 31 января 1793 года – архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и присутствующий духовной консистории. 25 марта 1795 года хиротонисан во епископа Старорусского. С 26 октября 1798 года – епископ Орловский. 4 июня 1817 года уволен на покой с назначением управляющим Спасским Чолнским Трубчевским монастырем. Скончался 16 июня 1827 года в Чолнском монастыре. В Орловской епархии преосвященный Досифей всю свою деятельность посвятил заботам о просвещении детей духовенства, устройству училищ (в Брянске и Ливнах), обновлению брянских монастырей. Он вел борьбу с усилившимся в Орловской епархии расколом. Епископ Досифей отличался крутым нравом. Литература: Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). – Пг., 1917. – С. 433. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 168. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 60, 9 05, 922. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 168. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 66. Русский инок. – 1911, вып. 9, май. – С. 46. Русская старина. – 1904, сентябрь. – С. 688–690. Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 105. Исторический вестник. – 1906, апрель. – С. 265. Русский архив. – 1871, 12. – С. 2067, 2069. – 1895, кн. 1, 3. – С. 295. – 1904, кн. 1, 4. – С. 648. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11. – С. 409. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 1708. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 605. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ Сергей Александрович (8.08.1882, с. Н. Залегощь Новосильского у. Тульской губ.- 20.05.1929, Москва), регент, учитель пения, автор церковных песнопений. Род. в семье священника. Окончил Ефремовское ДУ, в 1897-1904 гг. учился в Тульской ДС, по окончании к-рой работал учителем. В 1906-1913 гг. учился на историко-филологическом фак-те Московского ун-та, но был уволен «как не внесший платы в пользу ун-та». Учитель пения, помощник регента в хоре А. П. Архангельского, после революции - регент московского храма Св. Троицы на Грязех (у Покровских ворот). Член секции духовных композиторов Драмосоюза с 1 дек. 1924 г. Первые духовные сочинения Б. были опубликованы в Москве в изд-ве Юргенсона в 1914-1917 гг., нек-рые из них исполнялись мн. хорами. Позднее в Петрограде в изд-ве Киреева вышло еще 6 номеров сочинений Б. Гармонический стиль духовных сочинений Б. типичен для XIX в., он опирается на традиц. средства западноевроп. музыки, лишь нек-рые сочинения имеют национальный рус. колорит. Для евхаристического канона Б. сочинял не только песнопения для хора, но и мелодии для возгласов священника и диакона. Фактура произведений Б. достаточно развита, многие написаны в концертном стиле для большого хора. Арх.: РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 2, 80; ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 320, 151. Муз. соч.: 1-10: Тропарь на молебне в Новый год, «Слава… Единородный Сыне», «Господи, спаси благочестивыя», Блаженны, «Молитву пролию ко Господу» (баритон соло и смеш. хор), «Милость мира», «Тебе поем», «Хвалите имя Господне» (смеш. хор), «Хвалите имя Господне» (4-голосный хор), Непорочны, поемыя в Великую Субботу на утрени (перераб. моск. распев). М., 1914-1915; 11-15: «Да исправится молитва моя» (трио и смеш. хор), «Разбойника благоразумнаго» (соло и смеш. хор), «Господи, спаси благочестивыя» и «Елицы во Христа крестистеся», «Покой, Спасе» (киев. распева), «Благослови, душе моя, Господа» (из всенощного бдения). М., 1917; «Блажен муж», «Свете тихий», Шестопсалмие, «Хвалите имя Господне» 2, «Хвалите имя Господне» 3, «Отче наш» (тенор соло). Пг., [после 1917]. Лит.: [Некролог]//Известия. 1929. 25 мая. 114 (3650). С. 6. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки

http://pravenc.ru/text/149571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНЦИЙ II (ок. 1760 - 17.06.1859, К-поль), патриарх К-польский (18 авг. 1834 - 26 сент. 1835). До 1819 г. состоял архидиаконом Кизического митр. Констанция, в сент. 1819 г. был избран епископом Кюстендилским, в июле 1827 г.- митрополитом Тырновским. В 1834 г. по решению Свящ. Синода он был лишен кафедры. Желая отомстить за свое смещение Констанцию I , К. начал интриговать против патриарха при султанском дворе вместе с бывш. валашским чиновником Панайотом (Панайотакисом) Ангелопулосом, в результате чего был возведен на Патриаршую кафедру. При нем был восстановлен упраздненный в 1657 г. обычай, согласно к-рому султан лично вручал новому патриарху берат и орден. Эта церемония повышала престиж патриарха в глазах османских чиновников. К. активно содействовал гражданским властям в выселении за пределы Османской империи священников, являвшихся подданными Греческого королевства. В 1835 г. он отправил на Афон в качестве экзарха Анкирского митр. Герасима для исследования политических настроений монахов ввиду уклонения нек-рых из них от верноподданства. Современники отзывались о нем как о необразованном и некомпетентном, а церковный историк М. Гедеон - как о патриархе, «не заслуживающем и речи» ( Γεδεν. Πνακες. Σ. 692). При К. Дриинопольская епископия была возведена в ранг митрополии (июль 1835). Он издал сигиллий о преобразовании мон-ря Ксиропотам на Афоне из идиоритмического в общежительный. К. предоставил ставропигиальный статус Большому Метеорскому мон-рю и мон-рям Св. Троицы «ту Спарму» близ Эласона, свт. Николая Чудотворца в Месемврийской епархии, Успенскому Карлуковскому к юго-западу от Плевена. Он отклонил ходатайство Иоанна и Георгия Манов из Бухареста о предоставлении им ктиторских прав на мон-ри Пресв. Богородицы на о-ве Халки и Преображения Господня на о-ве Проти. Правление К. вызвало всеобщее недовольство. Панайот Ангелопулос, получивший должность великого скевофилакса, вымогал деньги у мон-рей и унижал архиереев. Члены Свящ. Синода, кн. Стефан Вогоридис (Богориди) и вел. логофет Николай Аристархис заручились поддержкой нового министра иностранных дел Мехмета Акиф-паши и подали на К. жалобу султану. После отречения от престола К. проживал в к-польском предместье Мега-Ревма и скончался почти в 100-летнем возрасте. Лит.: Соколов И. И. История Правосл. Церкви в XIX в. Пг., 1901, М., 1998р. Кн. 1: Православный Восток. С. 73; он же. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 231-233, 537-539; История Греческих Церквей в XIX в.//Κωνστντιος. Ο Β//ΘΗΕ. 1965. Τ. 8. Σ. 49; Τσιμνης Π. Απ ψηλ σκοπι: Ο Πατριρχαι Κωνσταντινουπλεως. Αθναι, 1984. Τ. 2. Σ. 155-158; Ο Πατριρχες το Γνους: Απ τν Αλωση τς Πλης ως σμερα. Βλος, 1995. Σ. 112. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2057132.html

Е. Поселянин духовно-писательскую деятельность совмещал с государственной службой. В 1893 году он переселился в Царское Село (позже в Петербург) и поступил в канцелярию 2-го (крестьянского) департамента Сената. Через 5 лет перешел в Комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903-1904 годах работал в Канцелярии Российской Императорской Академии наук. Получил чин статского советника. В чине статского советника Евгений Поселянин был в 1904 году призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. 1913 году – чиновник особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. В том же году Евгений Николаевич был удостоен потомственного дворянства. В мировую войну служил в Военном министерстве (член Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие преступления). С фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, составившие книгу «Из жизни наших героев-воинов» (Пг., 1916). Несмотря на то, что много времени и сил отдавал работе в государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него главным в жизни. Он активно сотрудничал в журналах: «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Свет» и др., а также в газетах: «Церковные ведомости», «Новое время», «Московские ведомости». Отдельным изданием выходили книги: «Задушевные беседы» (СПб., 1901; 2-е изд.: Пг., 1915), «Герои и подвижники лихолетья XVII в.» (М., 1912), «От сердца к сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина» (СПб., 1914) и др. После 1917 года опубликовал лишь несколько статей в журнале «Божия Нива»: «Луч горнего света (Отец Иоанн Кронштадтский)» (1918, 1–2) и «Святая Русь – в изображении русских художников» (1918, 6–7). В дальнейшем возможности для Евгения Поселянина как церковного писателя практически исчезли. В его следственном деле 1924–1926 годов находится заявление уполномоченным Енисейского отдела ГПУ, где он говорит о своих литературных занятиях до ареста: «Я за последние годы обратился к исследованию биографии Пушкина, а мой ответ под заглавием «Отравленный Пушкин» заслужил лестный отзыв академика Кони и других известных пушкиноведов».

http://pravoslavie.ru/1673.html

И. М. Андреевский свидетельствовал, что в конце жизни А. принадлежал «к консервативному охранительному Православию о. Иоанна Кронштадтского» Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорд.; Н.-Й., 1968. Сб. 1. С. 304). Соч.: Философия и жизнь//Проблемы идеализма. М., 1902; В защиту чудесного//ВФиП. 1903. 70; 1904. 71; Христианство и политика. К., 1906; О любви к Богу и любви к ближним//ВФиП. 1907. 86; Старое и новое в религиозном сознании//Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; Святые как выразители христианства//Живая жизнь. 1908. 2; Русское «богоискательство» и Владимир Соловьев//РМ. 1912. 3; Алексей Александрович Козлов. М., 1912; Время и его религиозный смысл//ВФиП. 1913. 117; Мысль и действительность. М., 1914; О связи добра и зла. К., 1916; Религиозный смысл русской революции//Из глубины. М.; Пг., 1918; Религиозно-этическое значение Достоевского//Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Пг., 1922. Сб. 1; Письма к А. А. Золотареву/Публ. А. А. Сергеева и А. И. Добкина//Минувшее. М., 1992. Кн. 9. С. 352-379 (здесь же мат-лы А. А. Сергеева к библиогр. А.); Из писем к родным (1927-1941)/Публ. А. А. Сергеева//Минувшее. М.; СПб., 1992. Кн. 11. С. 292-331; Четыре разговора: Отрывок из задуманного романа «Мысленный образ Христа»/Публ. А. В. Лаврова//Там же. С. 487-507. Лит.: Андреев И. Путь проф. С. А. Аскольдова: Светлой памяти учителя и друга//Православный путь. Джорд.; Н.-Й., 1950; Филиппов Б. А. С. А. Алексеев-Аскольдов//Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Питтсбург, 1975. С. 186-189; он же. Всплывшее в памяти. Л., 1990; Лихачев Д. С. Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов): По юношеским воспоминаниям//Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 383-386; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории православного движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16; Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках К. М. Агеева, С. А. Аскольдова, Л. Ю. Бердяевой и др. М., 1997 [Указ. имен].

http://pravenc.ru/text/64524.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010