Одним из первых рус. библеистов можно назвать А. M. Бухарева (архим. Феодора). Его многочисленные толкования книг ВЗ и НЗ, однако, настолько субъективны, что их трудно считать научными исследованиями. В отношении исагогических вопросов он придерживался вполне традиц. взглядов. Распространение знаний о Свящ. Писании обусловило написание и издание мн. учебных пособий для духовных школ. Так, признание получил учебник А. Н. Хергозерского «Исагогика, или Введение в книги Священного Писания Нового Завета» (СПб., 1860). Большую помощь в изучении Свящ. Писания оказали «Толковая Библия», к-рая начала выходить под ред. А. П. Лопухина в 1904 г., «Толкование Евангелия» (СПб., 1905) Б. И. Гладкова , написанное простым языком для широкой публики, содержит исагогические данные традиционно-церковного характера. Много исагогических статей появилось в энциклопедических словарях (Новый энциклопедический словарь/Сост.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.; Пг., 1911-1916. Т. 1-29; Православная богословская энциклопедия/Ред.: А. П. Лопухин, Н. Н. Глубоковский. СПб., 1900-1911. Т. 1-12; Энциклопедический словарь/Ред.: И. Е. Андреевский. СПб., 1890-1907. Т. 1-82). В нач. XX в., после ослабления цензурных ограничений, в России были написаны работы, отличающиеся подлинно научным подходом к изучаемому предмету. Так, патролог Н. И. Сагарда написал экзегетическое исследование «Первое соборное послание св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова» (Полтава, 1903), в к-ром затрагивал в т. ч. и исагогические вопросы, касающиеся этого послания. Писания св. Иоанна Богослова исследовал прот. В. В. Платонов. В магист. дис. «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы» (Серг. П., 1916) он высказал гипотезу, что перикопа Ин 8. 1-11 была внесена в текст Евангелия самим евангелистом при окончательной редакции текста. Кн. Откровение Иоанна Богослова исследовал В. В. Четыркин. Его главная работа - «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова: Исагогическое исследование» (Пг., 1916). В этом сочинении он анализирует все гипотезы с древнейших времен до XX в. о происхождении Апокалипсиса. Четыркин считал, что нет веских оснований отрицать древнее церковное Предание об авторстве ап. Иоанна, к-рого он отождествляет с пресв. Иоанном.

http://pravenc.ru/text/674796.html

И. М. Андреевский свидетельствовал, что в конце жизни А. принадлежал «к консервативному охранительному Православию о. Иоанна Кронштадтского» Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорд.; Н.-Й., 1968. Сб. 1. С. 304). Соч.: Философия и жизнь//Проблемы идеализма. М., 1902; В защиту чудесного//ВФиП. 1903. 70; 1904. 71; Христианство и политика. К., 1906; О любви к Богу и любви к ближним//ВФиП. 1907. 86; Старое и новое в религиозном сознании//Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; Святые как выразители христианства//Живая жизнь. 1908. 2; Русское «богоискательство» и Владимир Соловьев//РМ. 1912. 3; Алексей Александрович Козлов. М., 1912; Время и его религиозный смысл//ВФиП. 1913. 117; Мысль и действительность. М., 1914; О связи добра и зла. К., 1916; Религиозный смысл русской революции//Из глубины. М.; Пг., 1918; Религиозно-этическое значение Достоевского//Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Пг., 1922. Сб. 1; Письма к А. А. Золотареву/Публ. А. А. Сергеева и А. И. Добкина//Минувшее. М., 1992. Кн. 9. С. 352-379 (здесь же мат-лы А. А. Сергеева к библиогр. А.); Из писем к родным (1927-1941)/Публ. А. А. Сергеева//Минувшее. М.; СПб., 1992. Кн. 11. С. 292-331; Четыре разговора: Отрывок из задуманного романа «Мысленный образ Христа»/Публ. А. В. Лаврова//Там же. С. 487-507. Лит.: Андреев И. Путь проф. С. А. Аскольдова: Светлой памяти учителя и друга//Православный путь. Джорд.; Н.-Й., 1950; Филиппов Б. А. С. А. Алексеев-Аскольдов//Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Питтсбург, 1975. С. 186-189; он же. Всплывшее в памяти. Л., 1990; Лихачев Д. С. Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов): По юношеским воспоминаниям//Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 383-386; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории православного движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16; Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках К. М. Агеева, С. А. Аскольдова, Л. Ю. Бердяевой и др. М., 1997 [Указ. имен].

http://pravenc.ru/text/64524.html

1923 Глубокий анализ эсхатологической темы в старообрядческой мысли XVII века дает отец Г. Флоровский («спасение и есть типикон, т.е. священный ритм и уклад, чин или обряд, ритуал жизни, видимое благообразие и благосостояние быта»). Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. С. 68). См. также: Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке... 1924 Например, классическая русская энциклопедия уделяет Аввакуму лишь три колонки и даже не упоминает о его литературной деятельности. Интересно сопоставить лаконизм информации об Аввакуме со статьей об арабском военачальнике XIX века из Алжира Абд-эль-Кадере, которому отведено 65 строк (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 1. М., 1890. С. 22, 52–53). П.Н. Полевой в своей фундаментальной " Истории Русской словесности» (М., 1900) посвящает произведениям Аввакума только пятнадцать строк, сообщая, что протопоп предлагает " правдивую картину привычек и нравов» (т. 1, с. 293–294). Стандартный дореволюционный учебник по древнерусской литературе еще более краток в оценке литературной деятельности Аввакума, замечая лишь, что " его язык характеризуется силой, выразительностью и пылом» (Саводник В. История древней русской словесности. М., 1910. С. 269). Незеленов А.И. в своей " Истории русской словесности» (М., 1904. С. 122) аттестует Аввакума как " главного раскольничьего писателя» всего в пяти строчках. Первый подробный анализ и оценка " Жития» Аввакума даны Александром Бровковичем (позднее известным как архиепископ Никанор), который вопреки полемичности собственного труда признает, что язык протопопа не лишен " выразительности и привлекательности» и " на человека простого... может действовать сильно и пагубно» ([Бровкович А.]. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Записки Александра Б. СПб, 1861. 4. 1. С. 15). 1926 Виноградов В.В. О задачах стилистики: Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума//Русская речь. Сборник статей под ред. Л.В. Щербы. Вып. I. Пг., 1923. С. 195–293.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

2 . Иеромонах Михаил. Отец Иоанн Кронштадтский . СПб., 1903. 3 . Епископ Евдоким (Мещерский). Два дня в Кронштадте: Из дневника студента. [Сергиев Посад], 1902. 4 . Милость Божия и благодатная помощь по молитвам о.Иоанна. 5 . Беседы о. протоиерея Иоанна Кронштадтского с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. 2-е изд. Пг., 1915. 6 . Большаков Н.И. Источник живой воды. [О. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский).] СПб., 1909. 7 . Завет с священной гробницы приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1914. 8 . Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского . М., 1909. 9 . Пустошкин В.Ф. Правда дороже золота. [Об Иоанне Кронштадтском .] СПб., 1911. 10 . Иеромонах Методий. Отец Иоанн Кронштадтский . Сливен, 1938. 11 . Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский . Белград, 1938. 12 . Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский . Paris, 1990. Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника. К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки – о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами – остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования. Привожу здесь то, что успел выписать из трех тетрадей его дневника за 1904–1907 годы. На первой странице отец Иоанн делает такой заголовок: «Некоторые заметки о богослужении Православной Церкви на память мне самому и дорогой братии моей – отцам иереям и диаконам, отчасти псаломщикам, 12 мая 1907 года». Написано неразборчиво и ниже стоит такая приписка: Едва разобрал слово «отчасти» (читал «о печати»). Как я скверно, неразборчиво, слитно, некорректно пишу, безобразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Оно является разнообразным по содержанию, красочным по форме, доходчивым до читателя (даже тогда, когда касается глубоких вопросов сокровенной молитвенной жизни человека). Книги и статьи Евгения Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель. Большую часть своих трудов Евгений Поселянин посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия: «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» (СПб., 1907; репринт: СПб., 1995); «Собор московских чудотворцев» (М., 1912); «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века» (СПб., 1905; репринт: Сергиев Посад, 1990); «Святыни земли русской. С описанием жизни и подвигов святых и знамений, бывших от чудотворных икон» (СПб., 1899); «Преподобный Серафим Саровский чудотворец (с новыми сведениями о Старце)» (СПб., 1903; репринт: М., 1990); «Русские праведники последних времен» (Пг., 1917, кн. 1–8); «Святая юность. Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых» (М., 1994); «Иоасаф царевич» (М., 1895, 2-е изд., М., 1904); «Под благодатным небом. Один за всех (о преп. Сергии Радонежском)» (СПб., 1994); «Власть духовная и власть мирская» (М., 1996) [О митрополите Арсении Мацеевиче] и др. Евгений Поселянин умел показать своим современникам нетленную красоту подвига святых: «Кому приходилось испытывать то необыкновенное впечатление, какое переживаешь, когда вдруг до души, измученной житейской тревогой, издали донесутся тихие, бесстрастные, отрадные и счастливо спокойные, как вечность, звуки церковного песнопенья, тот поймет, что подобное впечатление испытываешь и тогда, когда после долгого забвения высших интересов души, долгого периода, во время которого уста от полноты сердца не шептали молитвы, – развернутся вдруг перед глазами правдивые сказания о подвигах былых людей христианства, тех вольных мучеников, которые с такой последовательностью стремились взять и взяли от жизни лишь одну духовную ее сторону. Какой бы пропастью ни была отделена наша беззаконная жизнь от их светлых «житий», но раз мы вызываем внутри себя те сокровища, то лучшее содержание нашей души, которое отчасти раскрадено, отчасти затоптано гнетом жизни, но ростки, которого не погибают в человеке совершенно, пока он дышит – как этой лучшей стороной нашего существа мы и поймем этих дальних и странных людей... Прекрасны они цельностью своих могучих характеров, той великой сосредоточенностью с какой провели свой земной век, не отходя от ног Христа Учителя, слушая Слово Его».

http://pravoslavie.ru/1673.html

Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Оно является разнообразным по содержанию, красочным по форме, доходчивым до читателя (даже тогда, когда касается глубоких вопросов сокровенной молитвенной жизни человека). Книги и статьи Евгения Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала ХХ столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель. Большую часть своих трудов Евгений Поселянин посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия: «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» (СПб., 1907; репринт: СПб., 1995); «Собор московских чудотворцев» (М., 1912); «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века» (СПб., 1905; репринт: Сергиев Посад, 1990); «Святыни земли русской. С описанием жизни и подвигов святых и знамений, бывших от чудотворных икон» (СПб., 1899); «Преподобный Серафим Саровский чудотворец (с новыми сведениями о Старце)» (СПб., 1903; репринт: М., 1990); «Русские праведники последних времен» (Пг., 1917, кн. 1–8); «Святая юность. Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых» (М., 1994); «Иоасаф царевич» (М., 1895, 2-е изд., М., 1904); «Под благодатным небом. Один за всех (о преп. Сергии Радонежском)» (СПб., 1994); «Власть духовная и власть мирская» (М., 1996) [О митрополите Арсении Мацеевиче] и др. Евгений Поселянин умел показать своим современникам нетленную красоту подвига святых: «Кому приходилось испытывать то необыкновенное впечатление, какое переживаешь, когда вдруг до души, измученной житейской тревогой, издали донесутся тихие, бесстрастные, отрадные и счастливо спокойные, как вечность, звуки церковного песнопенья, тот поймет, что подобное впечатление испытываешь и тогда, когда после долгого забвения высших интересов души, долгого периода, во время которого уста от полноты сердца не шептали молитвы, – развернутся вдруг перед глазами правдивые сказания о подвигах былых людей христианства, тех вольных мучеников, которые с такой последовательностью стремились взять и взяли от жизни лишь одну духовную ее сторону. Какой бы пропастью ни была отделена наша беззаконная жизнь от их светлых «житий», но раз мы вызываем внутри себя те сокровища, то лучшее содержание нашей души, которое отчасти раскрадено, отчасти затоптано гнетом жизни, но ростки, которого не погибают в человеке совершенно, пока он дышит – как этой лучшей стороной нашего существа мы и поймем этих дальних и странных людей… Прекрасны они цельностью своих могучих характеров, той великой сосредоточенностью с какой провели свой земной век, не отходя от ног Христа Учителя, слушая Слово Его» .

http://azbyka.ru/fiction/zhitie-muchenik...

«Юбилейный сборник. 1612-1613-1812» (1912), посвященный столетию Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царствования дома Романовых,- последний цикл произведений И.-И. в области духовной музыки; в нем он обращается к разным пластам древнерус. культуры (Тропарь на празднование в честь явления иконы Богородицы во граде Казани; Духовный стих о патриархе Гермогене на собственные слова; Тропарь из службы преподобному Дионисию Радонежскому (согласно ремарке автора, текст тропаря, составленный в XVII в. Симоном (Азарьиным) , взят из рукописи Московской Синодальной б-ки, мелодия 3-го гласа заимствована из древних песнопений)), а также создает музыкально-исторические композиции («Величание князю Пожарскому, гражданину Минину и сподвижникам их» на слова Н. С.; «О воцарении Дома Романовых» на слова «в духе народных сказаний» В. Буслаева; «Гимн-марш «1812 год»» на слова Е. Федотовой). В большинстве духовных песнопений И.-И. проявляется стиль московской синодальной школы церковного пения: опора на интонации древнерус. распевов (хотя и без цитирования), хоровые унисоны («Блажен муж»), использование солиста в роли канонарха, мелодии к-рого затем подхватывает хор (напр., в кондаке ап. Матфию, ор. 49). В свободном, ариозном стиле нек-рых песнопений («Трисвятое», прокимен «Не отврати лица Твоего» и др.) заметно влияние музыки П. И. Чайковского . Хоровая фактура в сочинениях И.-И. плотная, насыщенная, нередко используется divisi (особенно 2 сопрано, дублируемые 2 тенорами). Преобладающий аккордовый склад иногда оттеняется краткими имитационными эпизодами (лишь в «Достойно есть» имитации становятся основным средством изложения). Библейская тематика нашла воплощение в опере И.-И. «Руфь» (библейские картины по А. К. Толстому, 1887; изд.: М.; Лпц.: Юргенсон, 1888), в циклах для пения в сопровождении фортепиано «Три библейских стихотворения» (на слова К. Р. (вел. кн. Константина Константиновича ): «Псалмопевец Давид», «Царь Саул», «Легенда о Мертвом море» (ор. 40, 1904)) и «Семь псалмов царя Давида» для пения с аккомпанементом фортепиано или арфы (тексты - свободное переложение Пс 45, 61, 63, 86, 99, 125, 147, автор не указан; ор. 41, 1905). И.-И. также принадлежит «Сказание о святом Серафиме» (из цикла «15 детских хоров для 1, 2 и 3 голосов», op. 51, 3 последних хора a cappella, текст заимствован из «Родного слова» К. Д. Ушинского; вариант для смешанного хора: «Легенда о святом Серафиме» (М., ок. 1900; ОРРИ МГК. Х-41102, 41103)) и муз. произведение на собственный текст «Печальник земли (Сергий Радонежский): Картины русской жизни» (изд.: Пг.: Тип. товарищества А. С. Суворина «Новое время», 1915).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Среди первых работ об отце Иоанне можно указать на очерк А.А. Зыбина «Иоанн Ильич Сергиев. Протоиерей, ключарь Кронштадтского Андреевского собора», Пг., 1891. «Находясь в близких, тесных отношениях с досточтимым пастырем, – пишет автор, – я решился написать этот слабый очерк его жизни и деятельности для того, чтобы дать ясное и верное понятие о его личности. Многое о его жизни и деятельности, мне известное, здесь не помещено, – не время. Все же помещенные факты, как из жизни, так и исцелений, совершившихся по его молитве, мною точно проверены. Очерк свой я не могу назвать биографией, а только материалом для будущей биографии» (109, с.3). В 1897 году, в Москве, вышла книга С. И. Цветкова «Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и чудодейственная сила его молитвы». Этот автор во многом повторил А. А. Зыбина. Интерес представляет вторая часть книги, где собраны сведения обо всех известных чудесах, совершенных святым пастырем. Одной из ранних полных биографий отца Иоанна можно считать книгу иеромонаха Михаила (Семенова) «Отец Иоанн Ильич Сергиев». СПб., 1904. Этот труд был написан по поручению Санкт-Петербургского «Общества религиозно-нравственного просвещения». Автор использовал статьи об отце Иоанне из церковной периодики, отдельные брошюры, а также книгу ректора Московской Духовной Академии, епископа Евдокима (Мещерского) «Два дня в Кронштадте», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. В 1893 году, будучи студентом, Василий Мещерский посетил Кронштадт; поездка и послужила поводом для написания книги. Это объемный труд, содержащий 460 страниц, однако, большинство материалов является выписками из творений отца Иоанна. Самое ценное в книге – личные впечатления автора: живо и проникновенно пишет он о том, как святой пастырь служил Божественную Литургию, как проводил «Общую исповедь». Это описание послужило основным материалом для многих биографов, в частности, его использовал и иеромонах Михаил. Нельзя не упомянуть и еще одно имя из бесчисленного множества паломников к всероссийскому пастырю: это Иван Леонтьевич Щеглов. Только один день пробыл он в Кронштадте, но в своей небольшой книге «У отца Иоанна Ильича Сергиева», СПб., 1905, нарисовал яркий, запоминающийся портрет святого пастыря, описал его трудовой день, рассказав о том времени, когда имя отца Иоанна стало известно всей России и со всех сторон стекались к нему тысячи людей. Это не биография, но ценный материал для нее. Это откровенный рассказ очевидца, который, обладая талантом художественного изложения, смог сделать свой краткий очерк не только исторически достоверным, но и глубоко захватывающим и поучительным. «Я лучшего ничего не читал» (35, с.97), – говорит Высокопреосвященный Вениамин (Федченков) . А ведь Владыка тоже был очевидцем трудов отца Иоанна и, конечно же, хорошо представлял общую атмосферу жизни кронштадтского пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

См. о них в главе III, § 3. 179 Трудности этого библейского текста разобраны, например, в книге Ceuppens-Genese I-III. См. также: Толковая Библия. Под ред. Лопухина, 1904. 180 Из новых комментаторов, это мнение развивает в упомянутой книге Ceuppens-Genese I-III. 181 Ср. слова Господа в Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 28). 182 Это прекрасно раскрыто акад. В. И. Вернадским в этюде «О научном мировоззрении». См. Вернадский. Очерки и речи. Пг., 1922. 183 См. об этом подробнее в ч. III, гл. II: Церковь и свобода духа. 184 Здесь уместно указать на ошибку Л. Толстого, который сверхразумное отожествлял с неразумным и потому отвергал христианское Учение о Триедином Боге. 185 «Иррациональность» этого очень ярко подчеркивал наш знаменитый химик Д. И. Менделеев. 186 Напомним слова Господа: «Блаженны чистые сердцем — они Бога узрят». Живое чувство Бога дается только нашему сердцу (в его чистоте). 187 Только у Платона в диалоге «Тимей» есть учение о Демиурге как творце мира, но Демиург творит не от себя мир, а по идеям, от чего независимым, и из материи, тоже от него независимой. 188 р. Lemaitre G. Prof de 1 " Universite, Louvain «L " hypothese de 1 " atome primitife». Neuchatel, 1946. См. также его брошюрки «L " Univers» (1951) и «Rayons cosmiques et cosmologie» (1949). 189 «Галаксией» называется система звезд и туманностей, к которой принадлежит и наша Солнечная система; но за пределами нашей Галаксии (в которой насчитывают миллиарды звезд) есть, как ныне считают, более или менее сходные, многочисленные иные галаксии. «Вселенная состоит из галаксий» — учат нас современные теории. О современных астрономических учениях см. книгу известного астронома Fr. Hoyle «Aux frontieres de l , astronomie». Trad. franc, 1956. 190 По гипотезе Lemaitre, вся нынешняя масса была сосредоточена в первичном «атоме», так что развитие Вселенной со всеми ее галаксиями есть продукт разложения этой массы и ее эволюции. 191 В католической догматике со времени Фомы Аквината (XIII в.) утвердилось учение, возникшее под влиянием Аристотеля, что идея творения, утверждаемая христианством и принимаемая в порядке веры, не может быть философски защищаема с достаточной силой. В современном неотомизме (т. е. у современных последователей Фомы Аквината) это учение получило особенно соблазнительное выражение. См., напр.: Sertillanges. L " idee de la creation. Paris. См. об этом мой этюд «Основные принципы христианской космологии» (Православная мысль, Париж, 1942). 192

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

СПб., 1903. 3. Епископ Евдоким (Мещерский). Два дни в Кронштадте: Из дневника студента. [Сергиев Посад], 1902. 4. Милость Божий и благодатная помощь по молитвам о. Иоанна. 5. Беседы о. протоиерея Иоанна Кронштадтского с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениеюТаисиею. Пг., 1915. 6. Большаков Н.И. Источник живой воды. [о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)]. СПб., 1909. 7. Завет с священной гробницы приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1914. 8. Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского. М., 1909. 10. Методий, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский. Сливен, 1938. 11. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1938. 12. Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский. Paris, 1990.     Иоанн Кронштадтский Неизданный дневник Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника. К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки — о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами — остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования. Привожу здесь то, что успел выписать из трех тетрадей его дневника за 1904–1907 годы. На первой странице отец Иоанн делает такой заголовок: " Некоторые заметки о богослужении Православной Церкви на память мне самому и дорогой братии моей — отцам иереям и диаконам, отчасти псаломщикам, 12 мая 1907 года " . Написано неразборчиво и ниже стоит такая приписка: " Едва разобрал слово " отчасти " (читал " о печати " ). Как я скверно, неразборчиво, слитно, некорректно пишу, безобразие. 6 июля 1907 г. "     29-го марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010