Впереди - поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова. Это Царство Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии. И если сегодня, по слову Апостола Павла, мы видим будущую жизнь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (см. 1Кор. 13, 12), то именно через жизнь и труды ради ближних и дальних, в богослужениях и Таинствах Церкви нам приоткрывается завеса вечности и дается предвкушение неземной радости вместе с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Православный храм - это небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли Евангельскому гласу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое - благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29-30). Воистину, с Богом в душе жить легко и радостно. И даже когда временные трудности и испытания эпохи обрушиваются на нас, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель, незримо, но действенно простирает нам Свою милующую руку. И тогда перед силой Божией неминуемо отступает всё зло и неправда. Об этой «победе, победившей мир» (1 Ин. 5, 4), убедительно свидетельствует Церковь Христова на протяжении уже двух тысячелетий. Об этом же свидетельствуют события и итоги уходящего года, о которых я вам рассказал сегодня. Сердечно благодарю всех вас за понесенные труды. Мы делаем важное дело, и оно милостью Божией приносит добрые плоды. Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над Первопрестольным градом Москвой и над всей Русью, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней - мир, справедливость, процветание и благополучие. Согласно «Временному положению о материальной и социальной поддержке священнослужителей...», принятому Архиерейским Собором 2011 года, «в состав епархиальной попечительской комиссии входят: Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

– Генералы-то у вас есть и ещё будут, а церковной армии при них нет и не будет, – спокойно заметил Патриарх. – Почему? – удивлённо воскликнул совспец. – К нам перешли люди большого образования и выдающихся дарований, и народ за ними пойдёт! – Церковный народ ищет в своих вождях чистоты и святости, а про ваших «генералов» он знает, что это церковные отбросы; «Советы», рассчитывая на этих «генералов», – добавил Патриарх, – забывают русскую пословицу: из навоза лепёшки не сделаешь! В настоящее время, очевидно, и «Советы» уже поняли, что прав Патриарх, ибо своим «церковным генералам» стали давать назначения, более соответствующие их природе: один из них ныне уже состоит комендантом концентрационного лагеря, а другой председателем губернского ГПУ. Была испытана против Патриарха и его Церкви и система интервенции. В целях разложения и ослабления «Тихоновской Церкви» в 1919 и 1920 гг. власти усердно поддерживали баптистов. Даже «Известия» стали отводить место статьям и воззваниям главарей баптизма. Потом газеты оповестили весь мир о попытках Рима установить «контакт» с «Советами», «работать в РСФСР». Со времени «Собора» 1923 г., на коем присутствовал и «выступал» методистский епископ Блейк, и печатно и устно заявивший себя горячим сторонником российских церковных новообразований и «Советов», над разложением «Тихоновской Церкви» и разносторонней поддержкой «живцов» трудится некий методист д-р Геккер, кажется не имеющий на свои труды благословения высшего управления методистской епископальной Церкви. Почивший Патриарх к представителям религиозной «интервенции» относился так, как велят святые каноны: ни на какие вероисповедные соглашения с ними не шёл и даже от встреч с ними воздерживался. Православная масса следовала примеру Патриарха. С 1919 г. широко стали применять в борьбе с «Тихоновщиной» издевательства над личностью Патриарха. Но издевательства вели не к умалению его, а к возвеличению. Народ останавливался пред карикатурным изображением Патриарха, крестясь, благоговейно причитал: «Исповедник ты наш, мученик ты наш, да укрепит тебя Господь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.302-338. Сидоров А.И. Манихейство в изображении Августина//Вестник древней истории. – М.,  1982. – 2. Сизов В.С. Мысли о Логосе в " Исповеди " Августина Аврелия//Сознание-мировоззрение-мышление. – Киров: Вятский пед. ун-т, 1997. – Вып. 2. Синискалько П. Res publica и populus у Августина Блаженного//Древнее право. - М. : Спарк, 1996.- С.178-181. Скворцов К.И. Августин Иппонийский как психолог//Труды Киевской Духовной Академии. – 1870. – 4,5 6,8. Скворцов К.И. Августин Иппонский как психолог//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).  Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2001. С.183-203. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.219-244. Скурат К.Е. Патрологические труды профессора МДА И.В.Попова//Богословские труды. – М., 1990. – Сб. 30. С.90-102. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.235-242, 300-301. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности: К проблеме исторического хронотопа//Философия культуры’97. – Самара, 1997. Старостин Б.А. Становление историографии науки: (От возникновения до XVIII в.). – М.: Наука, 1990. С.82-85. Степанцов В.С., Фокин А.Р. Августин Блаженный//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». – Т. I.    Степанцов С. Высота как знак гордости в толковании блаженного Августина на псалом 128//Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. – Вып. 4.

http://bogoslov.ru/person/2529560

священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить итоги работы Юбилейной комиссии. 3. Утвердить рабочие группы и их председателей с пожеланием помощи Божией в осуществляемой ими работе по подготовке к Юбилею пришествия в мир Христа Спасителя. СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся 16-18 декабря 1998 года в г. Москве и Сергиевом Посаде (МДА) Научном и религиозно-общественном Форуме по теме — «Россия в истории христианства», в рамках программы Юбилея — 2000-летия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о состоявшемся 23 декабря 1998 года Епархиальном собрании города Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Опубликовать Обращение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру и приходским советам храмов города Москвы и распространить его по всем епархиям Русской Православной Церкви. 3. Обратить внимание Преосвященных архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви на необходимость руководствоваться в разрешении вопросов, возникающих в пастырской практике, рекомендациями, содержащимися в докладе Его Святейшества. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О предстоящем юбилее жизни Его Святейшества — 70-летия со дня Рождения. ПОСТАНОВИЛИ: С благодарностью Господу отметить возрождение миссионерства, религиозного образования, социального служения, пастырского окормления в армии и пенитенциарных учреждениях, обновления всех сфер жизни Церкви, рост Ее авторитета в обществе в период патриаршего служения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Просить Его Святейшество принять в знак благодарности за Его Первосвятительские труды и любви всей полноты Церковной орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об участии возглавляемой им делегации Русской Православной Церкви в Одиннадцатом богословском собеседовании с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, состоявшемся в г. Лаппеенранта, Финляндия, с 12 по 19 октября 1998 года на тему «Церкви, религиозная свобода и отношения между Церковью и государством».

http://patriarchia.ru/db/text/4970081.ht...

Прости меня, особенно мною любимый храм Христа Спасителя, краса не только России, но и всего мира. Твой величественный вид невольно напоминает величие Творца, твоя высота к небу возвышает дух к молитве. Простите меня и сонм моих помощников. Скажу, что все, что сделал я полезного для паствы, сделано благодаря вашему голосу и указаниям. Вы всегда старались делать все полезное для блага паствы и служили не только за страх, но и за совесть. Прости меня и вся благочестивая московская паства, которая неопустительно посещала богослужения. Прости меня во всех моих вольных и невольных прегрешениях. У меня всегда было на душе желание никогда никого не оскорблять и не обижать. Но мог ли я, при немощи человеческой, не оскорблять и не обижать делом и словом и помышлением?! Но молю вас, покройте, возлюбленные, вашею любовью грехи мои. Пусть мир и любовь водворятся между мною и вами. И я усердно молю Господа Бога, чтобы Он изгладил из книги жизни все обиды и оскорбления. Мир и любовь оставляю вам. Да благословит Господь по молитвам московских святителей всех вас» 33 . В Санкт-Петербурге митрополит Владимир действовал в том же духе, что и в Москве, поддерживая все благие начинания и добрых тружеников на ниве Христовой; кроме того, в Санкт-Петербурге ему пришлось быть организатором многих официальных мероприятий, как например проведение празднования в честь 300-летия дома Романовых. В знак благодарности за труды владыка был пожалован Императором крестом для предношения в священнослужении. Митрополит Владимир вместе со всем царствующим домом Романовых участвовал и в торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского , которому в значительной степени обязана и сама Россия сохранением в Смутное время государственности и православия. Ко времени прославления Патриарха Ермогена уже была разработана программа Поместного Собора и сформулирована необходимость восстановления беззаконно попранного государственной властью канонического церковного строя; прославление Патриарха Ермогена было как бы последним призывом священномученика – восстановить Патриаршество! Перестать государственной власти попирать православие! «Благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей, и не могу слышать пения латинскаго в Москве...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В Казани прошла презентация арабского перевода книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» 10 июня 2015 г. 13:34 9 июня 2015 года в Казанском епархиальном управлении состоялась презентация арабского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность. В поисках гармонии». Презентацию провел автор арабского перевода — профессор Ливанского университета Сухейль Фарах. В мероприятии приняли участие митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий , настоятели храмов и монастырей Казанского и Зеленодольского благочиний, руководители епархиальных отделов и сотрудники епархиального управления. Доктор философских наук Сухейль Фарах является известным в Ливане и на Ближнем Востоке православным писателем, религиоведом и переводчиком. В 2012 году им был подготовлен и опубликован перевод на арабский язык книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», получившей широкую известность, как в Ливане, так и за его пределами. «В книге " Свобода и ответственность " Святейший Патриарх Кирилл приводит сильнейшие аргументы против сложившейся в ряде государств либеральной системы ценностей, которая разрушает дух человека. Ознакомившись с вескими аргументами, изложенными красивым, духовным языком, я задумался о необходимости перевода этой книги на арабский язык. По благословению Его Святейшества я написал небольшое предисловие к книге и слегка адаптировал текст для аудитории, владеющей арабским языком, сохранив при этом смысл и стилистику автора. Святейший Патриарх ознакомился с итоговым результатом, после чего неоднократно положительно отзывался о моей работе», — рассказал С. Фарах. Зарубежный гость передал митрополиту Анастасию печатные и электронные экземпляры своих работ. В ответном слове митрополит Анастасий поблагодарил Сухейля Фараха за его труды и за добрые слова в адрес Русской Церкви и ее Предстоятеля. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл являет нам идеал проповедничества, и мы очень рады, что в Ливане с такой любовью относятся к нашему Патриарху и к его проповедям, которые касаются сердца каждого человека. Мы все молим Господа о том, чтобы на Ближнем Востоке, наконец, воцарился мир», — сказал глава Татарстанской митрополии . По материалам сайта «Православие в Татарстане» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4114526.ht...

20. Удальцова Э.В. Культурные связи Византии с Древней Русью. М., 1985. С. 16. 21. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. Париж, 1989. С. 198. 22. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998. 23. Ефимов Н.И. «Русь – новый Израиль»: Теократическая идеология своеземнаго православия в до-Петровской письменности. Казань, 1912. 24. Идея Рима в Москве: XV–XVI вв.: Источники по истории русской общественной мысли. Рим, 1993. С. XXIX–XXXIV. 25. Ромейское царство – это не конкретное политическое образование или геополитическое понятие, но функция, лишенная пространственно-временной характеристики; носителями ее могут быть разные государственные образования. Великий Рим ее утратил, не сохранив конфессиональной чистоты; Греческое царство перестало быть ее политическим гарантом; теперь она перешла к России, что служит залогом продолжения земной истории человечества (здесь выражена идея историческо-культурных и духовных корней и исторической ответственности). Отныне: Третий Рим – Русское государство, Ромейское царство: «Многажды и апостол Павел поминает Рима в Посланиих, в толковании глаголет: Рим весь мир». 26. Экзегеза апокалиптической жены в трактате «Об обидах Церкви» – жена бежит из старого Рима в новый, но, не обретя там покоя, движется далее в «пустыню» – «Рим третий» (весьма провиденциально – главный престол Русской Церкви в православном государстве, в Москве посвящен Успению Пресвятой Богородицы). 27. Billington J. (Биллингтон, Дж.). Images of Moscow//Slavie Review. 1962. 3. С. 356. 28. МДА. Библ.: Мумриков А.П. Завет Преподобного Сергия Радонежского как направление в православном богословии: Рукопись, 1983. С. 25 – «Понятие, выражаемое созерцанием, глубже, чем понятие, выражаемое дискурсивно». 29. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII в. Киев, 1988; Степнов П.П. Древняя Русь: государство и власть: Проблемы морально-этического сознания. М., 2003. 30. Основные материалы, составляющие наследие и относящиеся к наследию Святейшего Патриарха Никона, см.: Патриарх Никон. Труды…; также см. исследования свящ. Самуила Михайловского «Жизнь Святейшего Никона, Патриарха Всероссийского» (М., 1863, 1878, 1907) и «Никон Патриарх Всероссийский: Историческое повествование» (М., 1895, 1896), в которых описаны и проанализированы заслуги Патриарха Никона перед Церковью, государством и народом.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Послание было подписано: митрополитом Феофилом, архиепископами: Тихоном и Виталием, епископами: Алексием, Арсением, Иоасафом, Вениамином, Леонтием, Иеронимом и Макарием. Представителем Митрополичьего округа в Архиерейских Соборе и Синоде избран был преосвященный Алексий, епископ Алеутский и Аляскинский. 11–24 июля 1937 г. в Белграде после мучительной болезни скончался Патриарх Варнава. Велика была скорбь всего Русского Зарубежья. В «Р. А. П. В.» авг. 1937 г. было напечатано следующее обращение митр. Феофила: «Скорбные, тяжелые вести о смертельной болезни святейшего патриарха сербского Варнавы давно мучили нас, а ныне пришла ужасная весть: умер патриарх Варнава. Столь сильный, столь великий муж ушел из сего мира! Отошел в вечность образ могучего поборника Вселенского Православия, мудрого иерарха, главы Сербской Церкви, столь преданного своему многострадальному народу, высокоблагородного славянина, вмещавшего в своем богатом сердце все славянство. Не стало благостного покровителя Русского рассеяния, не стало защитника единства Русской Церкви. Отошел от нас посланник неба, давший столь много умиротворения Православной Церкви. Велико горе наше, неописуема утрата в лице в Бозе почившего святейшего патриарха Варнавы. Пусть Господь венчает его, Своего верного служителя славою за те труды, которые почивший совершил во славу Его святого имени на земле. Вечная память доблестному вождю своего народа, богомудрому хранителю заветов святителя Саввы Сербского ! – Митрополит ФЕОФИЛ. В беседе с П. Дроздовым, о кончине патриарха Варнавы, помещенной в 880 газеты «Россия» от 31 июля 1937 г., митр. Феофил говорил: …Болея душою о страданиях Русской Церкви и любя искренно русский народ, патриарх Варнава устранил церковные несогласия в Заграничной Церкви и дал Русской Церкви желанный мир и единение… Я хочу выразить свою глубокую скорбь и сочувствие нашим заграничным русским иерархам, особенно нашему главе – первосвятителю митрополиту Анастасию, который всегда находил ласковое покровительство, помощь и заступничество со стороны нашего покойного святейшего отца патриарха Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С 2005 года — руководитель Пресс-службы Московской Патриархии (в 2009 году преобразована в Пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси). Служит в домовом храме мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова. Периодически принимает участие в богословских конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научных встречах, фестивалях, где выступает с докладами и лекциями на темы «Церковь и культура», «Религия и интеллигенция», «Церковь и пресса», «Церковь и литература», «Церковь и телевидение». Член Союза российских писателей. Библиография работ автора: В 1998 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга о. Владимира «Последняя грань». Статьи о. Владимира публиковались в научных изданиях издательства «Искусство», альманахе «Поэзия», журналах «Новый мир», «Огонек», «Литературное обозрение», «Знамя», «Православная беседа», «Журнал Московской Патриархии», в светских и церковных газетах — «Литературная газета», «,«Независимая газета», «Московские новости», «Неделя», «Радонеж», «Татьянин день» и др. Награды: К 50-летию в 2001 году указом Святейшего Патриарха Алексия награжден орденом святителя Иннокентия Московского III степени за усердные миссионерские труды. К Пасхе 2002 года награжден Святейшим Патриархом Алексием правом служения в камилавке. Во внимание к трудам и в связи с 250-летием МГУ им. М.В. Ломоносова и 10-летием возобновления богослужебной жизни храма мц. Татианы священник Владимир Вигилянский был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Место работы: Руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Протоиерей Владимир Вигилянский - руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла, член Союза писателей. Он автор многих статей, посвященных взаимоотношению Церкви и СМИ. Отец Владимир в своей новой книге, составленной из его дневниковых записей и выписок из материалов прессы, анализирует одну из самых мощных за последние два десятилетия информационных атак, которой подверглась Церковь в начале 2012 года. Какая идеология стоит за этой атакой? Какими методами пользовались руководители СМИ, развязавшие эту кампанию? Что может противопоставить Церковь этой информационной войне? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в книге " Что это было? " .

http://bogoslov.ru/person/648176

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010