Варда поместил его под пристальное наблюдение полиции и перемещал его часто с места на место, чтобы препятствовать коммуникациям между ним и лидерами недовольных. Чтобы остановить дальнейшие волнения, было бы хорошо получить от Игнатия свидетельство, в котором он бы не рассматривал себя как патриарха. Ссылка Никиты на отказ Игнатия от этого показывает, что правительство и Фотий безуспешно пробовали это осуществить. Если принять на веру это сообщение Никиты, то остаётся только задаться вопросом: почему Игнатий не подписал декларацию, требуемую от него, когда это бы так эффективно внесло вклад к общему умиротворению? Ф. Дворник считает, что виной тому стали методы, используемые Вардой. Игнатий, должно быть, был особо чувствителен к преследованию его друзей. Возможно, что некоторые из его приверженцев сказали, что правительство использует в своих целях декларацию. Кроме того, Игнатий мог сказать, что он уже сложил полномочия и не считал нужным повторять это. Последствия этих конфликтов среди епископата и монашества К сожалению, невозможно получить адекватное представление относительно произошедшего раскола, документы в нашем распоряжения в этом отношении неопределённы. В любом случае, не кажется, что византийский епископат присоединился к радикальной партии. Феогност в Libettus пишет, что таковых было десять митрополитов и пятнадцать епископов. Но Римский папа Николай в письме к Михаилу III называет только шесть митрополитов. Трудно сказать, точно ли число, указанное Феогностом, поскольку мы видели, что Феогност часто преувеличивает и его информация не всегда столь надёжна. Иное дело обстояло с монашеством. Монашеский мир, ядро которого составляли студиты, отказал в преданности новому патриарху. «С прежней настойчивостью, граничащей с упрямством, он [Игнатий] отстаивает предания церковной старины и букву канона; по-прежнему игнорирует нарастающие законы жизни, подозрительно, даже враждебно смотрит на научное движение, чувствуя в его критицизме непримиримого врага слепой традиции; ищет и находит опору в монашестве, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДЕМУА [франц. Cordemoy] Жеро де (6.10.1626, Париж - 15.10. 1684, там же), франц. философ-картезианец, историк. Имеются разночтения относительно дат жизни К. Так, на сайте Французской академии годом рождения указан 1620, а датой смерти различные источники называют также 8 окт. 1684 г. Жизнь и труды Ж. де Кордемуа. Гравюра. XVII в. Ж. де Кордемуа. Гравюра. XVII в. К. род. в дворянской семье; его отец, также Жеро де Кордемуа, был профессором Парижского ун-та. Когда К. было 9 лет, умер отец: это единственное, что достоверно известно о его детстве. К. рано женился (на Мари де Шазель); первый ребенок род., когда К. было 25 лет; он имел четырех сыновей и дочь. К. избрал профессию адвоката, изучал математику и философию. С 1657 г. он активно посещал собрания картезианцев в Париже, участвовал в философских дискуссиях. В 1673 г. по протекции еп. Жака Бениня Боссюэ начал преподавать историю наследнику франц. престола. 2 дек. 1675 г. К. был избран членом Французской академии, в 1683 г. стал ее главой. В последние годы жизни работал над «Историей Франции», опубликованной посмертно. Первое сочинение К.- «Рассуждение о действии тел» (Discours de l " action des corps) вышло в свет в 1664 г. в одном томе с первой публикацией трактата Р. Декарта «Мир, или Трактат о свете» и физическим трактатом Ж. Роо о тепле. В 1666 г. был опубликован главный труд К.- «Различение тела и души, в шести рассуждениях, для прояснения физики» (Le discernement du corps et de l " âme, en six discours, pour servir à l " éclaircissement de la physique). В 1704 г. в собрании сочинений К. эта книга была издана под новым названием: «Шесть рассуждений о различии и единстве тела и души» (Six discours sur la distinction et l " union du corps et de l " âme). «Рассуждение о действии тел» вошло в этот трактат в качестве 2-го Рассуждения. Из 6 разделов («рассуждений») книги первые 3 посвящены вопросам атомизма и механицистской физики, вторые 3 - окказионализму и его приложению к взаимодействиям между телами, а также между телом и душой.

http://pravenc.ru/text/2057234.html

Одно из центральных мест в догматической системе христианского богословия занимает сакраментология, но её рассмотрение вне контекста всей церковной догматики представляется невозможным. Нельзя говорить только о Таинстве Крещения, при этом не затронув учения о первородном грехе, Крестной Жертве Спасителя и Божественной благодати. Пришествие в мир Спасителя, Его рождение, земная жизнь, учение, крестная смерть и Воскресение есть средоточие христианской сотериологии. Поэтому, исходя из того, как понимается цель спасительной миссии Христа, можно рассматривать и осмысливать вытекающие из этого остальные аспекты христианского вероучения, и в частности Таинство Крещения. Необходимо сразу отметить, что единства в осмыслении Жертвы Христовой в христианском богословии нет. При рассмотрении конфессиональных догматических систем мы найдём значительную разницу во взглядах на смысл искупления у православных, католиков и протестантов. Эти расхождения заключаются не в каких-то мелких деталях, а проходят по основам вероучения, касающегося самого сокровенного в межличностных отношениях человека и Бога. Архиепископ Сергий Страгородский писал: «Крайности на Западе не случайны, они – естественный вывод из ложного основного начала. Необходимо, следовательно, прежде всего, отвергнуть это основное начало (правовое жизнепонимание) и потом уже, независимо от него, приступить к изучению истины» 137 . Таким образом, по мнению будущего патриарха, именно юридический подход при осмыслении христианских вероучительных истин в западном богословии и явился одной из причин догматического расхождения. Появление правового характера взаимоотношений человека с Богом в западном богословии большинство исследователей связывают с изначальным восприятием римского права как основы идеального образа регулирования сосуществования людей. С распространением христианства на Западе человек, воспитанный в правовом государстве, в силу сформировавшегося менталитета воспринимает Евангельскую весть через призму правовых отношений. Архиепископ Сергий замечает: «Религия не составила исключения, – она была тоже одним из применений права. Становясь христианином, римлянин и христианство старался понять именно с этой стороны, – он и в нём искал прежде всего состоятельности правовой» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Была испытана против Патриарха и его Церкви и система интервенции. В целях разложения и ослабления «Тихоновской Церкви» в 1919 и 1920 годы власти усердно поддерживали баптистов. Даже «Известия» стали отводить место статьям и воззваниям главарей баптизма. Потом газеты оповестили весь мир о попытках Рима установить «контакт» с «советами», «работать в РСФСР». Со времени «Собора» 1923 года, на коем присутствовал и «выступал» методистский епископ Блейк, и печатно, и устно заявивший себя горячим сторонником российских церковных новообразований и советов, над разложением «Тихоновской Церкви» и разносторонней поддержкой «Живцов» трудится некий методист д-р Геккер, кажется, не имеющий на свои труды благословения высшего управления методистской еп. Церкви. Почивший Патриарх к представителям религиозной «интервенции» относился так, как велят св. каноны: ни на какие вероисповедные соглашения с ними не шел и даже от встреч с ними воздерживался. Православная масса следовала примеру Патриарха. С 1919 года широко стали применять в борьбе с «тихоновщиной» издевательства над личностью Патриарха. Но издевательства вели не к умалению его, а к возвеличению. Народ останавливался пред карикатурным изображением Патриарха, крестясь, благоговейно причитал: «Исповедник ты наш, мученик ты наш, да укрепит тебя Господь!» После освобождения Патриарха из уз пытались подорвать доверие к нему путем распространения в печати и устно сообщений о «покаянии» Патриарха. Сообщалось, что Патриарх отрекся от своего прежнего образа мыслей и действий, «сменил вехи». Одни злорадствовали, другие скорбели, но знающие Патриарха были уверены, что в данном случае дело приходится иметь со злонамеренной клеветой на Патриарха. Так оно и оказалось на деле. С прошлого года время от времени стали появляться в печати сообщения о тяжких недугах Патриарха. Появилось сообщение, что Патриарха постиг удар. Потом этот «удар» повторили еще и еще. Потом появилось сообщение о тяжком почечном заболевании. Переписывающиеся с Патриархом знали, что эти сообщения ложны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/s...

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Предстоятеля Коптской Церкви Патриарха Шенуды III 18 марта 2012 г. 20:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования членам Священного Синода Коптской Церкви в связи с кончиной Предстоятеля Коптской Церкви Папы и Патриарха Шенуды III. В Священный Синод Коптской Церкви Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья во Христе! С глубокой скорбью узнал печальную весть о кончине Его Святейшества Патриарха Шенуды III, который более сорока лет ревностно исполнял служение Предстоятеля Коптской Церкви. Весь христианский мир понес тяжелую утрату, лишившись выдающегося богослова и вдохновенного проповедника, столь долгие годы стоявшего во главе Церкви-исповедницы. Заслуги почившего Первоиерарха как перед полнотой Коптской Церкви, так и перед всем христианским миром поистине можно назвать великими. Его неустанные труды по созиданию церковной жизни коптской диаспоры, борьба за права христианского меньшинства в Египте, искреннее стремление к взаимопониманию с другими христианскими Церквами, многочисленные богословские работы, проповеди снискали покойному Предстоятелю Коптской Церкви заслуженный авторитет во всем мире. Мы высоко оцениваем труды почившего Патриарха Шенуды III. С любовью и теплым чувством вспоминая нашу последнюю встречу во время моего визита в Египет в апреле 2010 года, свидетельствую об искреннем и сердечном отношении покойного к Русской Православной Церкви. В свою очередь и наша Церковь неизменно и последовательно поддерживала и поддерживает египетских христиан, систематически подвергающихся преследованиям, с уважением признает вклад Коптской Церкви в сохранение традиционного египетского монашества и духовной культуры. Убежден в необходимости продолжить наше соработничество ради достижения мира и справедливости на Ближнем Востоке и во всем мире, защиты прав христиан в местах, где они попираются. Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного раба Своего Святейшего Патриарха Шенуды. Вечная ему память! С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2089086.ht...

«Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила её. В прах повержена Германия. Знамя победы развевается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской, и, благодаря соединённым усилиям союзных Правительств и воинств, – мир на землях многих» 448 , – так начинается Послание Патриарха Алексия, посвящённое победе в Великой Отечественной войне. В этом послании подчёркивается тема важности и необходимости мирного сосуществования народов – в дальнейшем она послужит центральной темой многих проповедей и воззваний Патриарха. Дело «мира во всём мире» горячо поддерживалось Русской Церковью, в «Фонд мира» шли обязательные отчисления из всех храмов страны. Многие считают эти пожертвования принудительными, а слова о мире – наигранными, но разве не искренни эти слова: «Приветствую вас с светлой радостью Воскресения Христова, и ничто да не омрачит этой радости. Да не омрачит и не умалит радости нашей и то скорбное, что видим мы в настоящее время в мире, когда за пределами нашего Отечества, стоящего, по свидетельству самих миролюбивых народов, во главе движения за мир, творятся обширные приготовления к войне и тем обнаруживаются враждебные планы тех, кто ради своих корыстных целей покушается ввергнуть мир в кровавые ужасы и бедствия новой всемирной брани. Однако, наряду с этими враждебными миру действиями и выступлениями, растёт, расширяется и всё более укрепляется международная борьба за мир, и новые миллионы людей вовлекаются в эту священную борьбу, которая, мы веруем, завершится победой нашего общего правого дела защиты мира над кознями врагов мира и свободы народов. Не обольщаясь, однако, столь очевидными успехами борьбы за мир, будем каждый, по мере своих возможностей, с ещё большей ревностью вести эту борьбу и, как это свойственно церковным людям, прежде всего, усилим нашу молитву ко Господу сил, да укрепит Он силой Своей вождей и руководителей народов, борющихся за мир, и да посрамит происки врагов мира» 449 . Всё чаще и чаще в это время в проповеди Патриарха звучит тема сохранения мира на Земле и важности мирных движений: «Во имя соблюдения заповеди Христовой о любви, Патриарх Алексий ставит свою подпись под Стокгольмским Воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами и благословляет, призывает подписать эти важнейшие исторические документы пастырей и чад Святой Православной Церкви и этим самым „засвидетельствовать своё горячее неуклонное стремление бороться за мир“», 450 – вспоминает иподиакон Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексий, архиеп. Владимирский и Суздальский. О безблагодатности таинств у еретиков и раскольников//Прибавления к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Синоде. Спб., 1914, 48, с. 1899. Разбор оснований, на которых раскольники-безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе их в раскол//Христианское чтение. Спб., 1865, ч.1, с. 621. цит. по: Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 7, с. 317. Разбор оснований, на которых раскольники-безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе их в раскол//Христианское чтение. Спб., 1865, ч.1, сс. 611-612. свящ. Владислав Цыпин. К вопросу о границах Церкви//Богословские труды. Юбилейный Сборник, посвященный 300-летию МДА. М., 1986, с. 211. Блаж. Феодорит Кирский. Письмо 112. Епископу Антиохийскому Домну//Творения. Ч. 7. Письма. Вып. 1. Сергиев Посад, 1907, с. 129. См. Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, с. 189. См. Сидоров А. И. Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфееева) «Мир преподобного Исаака»//Православное книжное обозрение. 1999, 4. См. Житие Св. Мефодия. Цит. по: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 89. Св. Мефодия, патриарха Константинопольского, послание патриарху Иерусалимскому о низложении отступивших священников.//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, сс. 180-181. См. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 109. Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 8, с. 506. Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии//Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002, сс. 159-160. Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 7, сс. 340-341.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ныне ни едино убо осуждение сущим о Христе Иисусе. Бог оправдаяй, – кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же воскресый, Той есть правда и мир наш. Да будет же и у вас, братья, мир Христов. Мир вам и благословение от матери вашей, святой Православной Церкви. Предки ваши были православные и боролись за веру православную, но вы лишь недавно возвратились в лоно Церкви Православной. Как некогда апостол Фома, осязавший воскресшего Христа, уверовал в Него и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – так и вы ныне очима и ушима своима убедились в истине православной веры, в Православной Церкви познали родную мать свою, в ее священноначалии признали истинных и законных пастырей и учителей и в союзе и любви с ними приобрели мир себе. Темже убо, братие, стойте в вере православной и берегите ее как великое сокровище. Мир вам и благословение от Российского Святейшего Синода, который, приняв от меня с чувством благодарения Богу и радости весть о возвращении вашем в православную Церковь , посылает вам благословенную грамоту. Мир вам и благословение и от моего не достоинства. Своим присоединением к Православной Церкви вы изобильно исполнили сердце наше веселия и радости, дав нам утешение видеть, что Господь благословляет наше делание здесь и умножает чад Церкви Своей. Примите от меня в благословение святую икону покровителя вашего храма – Крестителя Господня Иоанна. Он был светильник, светя и горя: он свидетельствовал о Свете и, возлюбив правду Божию паче, нежели правду человеческую, за истину пострадал радуяся. Иже пути Господни уготовавый, к Тому же исправил и ваши стези и, проповедник Света, просветил и вас, почитающих память его в храме его. Ходите же во свете веры православной и, правдолюбцы, право творите стези Господни. Да будет мир у вас с пастырем вашим, вместе с которым вы вступили в лоно Православной Церкви и который доныне поучает вас истине и словом и житием своим. За труды его Святейший Синод награждает его святым крестом; имейте и вы его в любви своей за дело его на пользу вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

     Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам... "      Что тут добавишь! Как говорится - " чтущий да разумеет " ...            НАВЕРНЯКА НАЙДУТСЯ желающие обвинить меня в излишней " политизированности " . Скажут, что Церковь, мол, " не от мира сего " , так что нечего и лезть в мирские дела. Скажут, пожалуй, о том, что не стоит будоражить народ разговорами о " заговоре против России " , что сейчас главное - сохранить мир любой ценой, избежать возрождения " имперских амбиций " , что надо смириться с " ходом истории " , который будто бы привел к развалу страны " по объективным причинам " ...      Воистину, мир надо хранить всеми силами. " В мире место Божие " , - свидетельствует нам Священное Писание. Вот только - всякий ли мир от Бога, любой ли хорош для православного человека? " Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ? - вопрошал святейший патриарх Тихон, когда России в очередной раз пытались навязать " позорный " мир. - Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом,... десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна,... мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, " мать городов русских " , колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери " .      Семьдесят пять лет назад это предвидение русского первосвятителя исполнилось с пугающей точностью. Сбудется ли опять? Или мы все же не повторим дважды одной и той же страшной ошибки, распознаем обманщиков и недругов России, отзовемся на глас отеческого вразумления патриарха-исповедника: " Противостаньте им силою веры вашей, - молил он народ русский, - вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной " .

http://zavet.ru/book/ioanns08.htm

Образ был написана греческим мастером по случаю исторической встречи Вселенского патриарха Афинагора и папы Павла VI, на которой были сняты все взаимные анафемы, наложенные в XI веке в период Великой Схизмы. На этой иконе изображены два брата - апостолы Петр и Андрей, первый покровитель западного христианства, второй - покровитель России и всего славянского мира, где он по преданию проповедовал. Этот кардинальный поворот церквей, повернувший их от конфронтации к сотрудничеству, произошел в 1964 году на Святой Земле. Апостолы Петр и Андрей - родные братья, изображены обнявшись, над ними благословляющий их Спаситель, таким образом, их встреча происходит во Христе, они едины не только по крови, но, прежде всего, - по духу. Крест, на котором был распят апостол Петр вниз головой, и Андреевский крест в виде буквы " X " - орудие мученичества Андрея, свидетельствуют о подлинности исповеданий Христа братьями (по-греч. " мученик " - υ - значит свидетель). Эту икону можно назвать поистине плодом соборного творчества Церкви. Рацингер И. " Введение в христианство " .- Брюссель, 1988.- С.22. См. Вздорнов Г.И. " История открытия и изучения... " До того как были отрыты главные произведения иконописи, трудно было изучать икону в полном объеме, но русская дореволюционная наука фундаментально исследовала иконографию, " азбуку иконы " , по точному выражению Н.П. Кондакова. Его труды, в частности " Иконография Богоматери " и " Иконография Христа " до сих пор не потеряли своего значения. Работы Н.В. Покровского, в частности " Евангелие в памятниках иконографии " , исследование киевских фресок и мозаик Д.В. Айналовым, труды многих других ученых позволили открыть дверь в огромный и многообразный мир православной иконы, (см. подробно: Вздорнов Г.И. " История открытия и изучения русской средневековой живописи " .- М., 1986 г.). Школа В.Н. Лазарева занималась и продолжает заниматься изучением стиля различных регионов византийского мира и его эволюцией. Труды самого В.Н. Лазарева, в частности " Византийская живопись " и " Древнерусская живопись " , а также его последователей О.С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010