Трудно предугадать, как будет выглядеть мир после «короны». Однако ясно, что люди будут счастливы, если они снова будут иметь возможность пойти на концерт, в театр или отправиться в путешествие, не опасаясь вируса. – Изменилась ли роль Церкви в общественной жизни за последний год? Как сербский народ в целом оценивает труды на духовном поприще почившего в октябре минувшего года митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича)? Что он значил для Вашего народа? – Роль Церкви с началом пандемии несколько изменилась. Запрет на собрания распространялся и на храмы, поэтому в прошлом году верующие не могли церковно отметить некоторые важные праздники, как это бывало обычно. Велась полемика на тему того, должны ли священники выполнять свои обязанности, как и прежде, или же Церкви следует приспособиться к новым обстоятельствам. Сербская Православная Церковь стремилась сохранить баланс между необходимостью не подвергать опасности здоровье верующих и – не поколебать их доверие своими действиями, что было непросто. Роль Церкви в общественной жизни Сербии очень важна. В силу традиционного отношения к ней большинства населения Церковь является одним из столпов нашего общества. Однако в предыдущие десятилетия Церковь пережила тяжёлые времена, большие искушения и сильное давление. Всё это, конечно, имело свои последствия. Но и в наиболее трудные времена даже один сильный духовник был в состоянии изменить ситуацию к лучшему. Ярким примером тому являются жизнь и труды блаженнопочившего митрополита Амфилохия (Радовича), который укрепил роль Сербской Православной Церкви в Черногории и возродил веру в людях. Своими неустанными трудами и удивительным даром слова он оставил неизгладимый след в памяти нашего народа. Его погребение показало, каким большим уважением и искренней любовью он пользовался среди людей. Уход митрополита Амфилохия в столь непростое время для сербского народа ставит нас перед новыми вызовами. К сожалению, в прошлом году мы остались и без Святейшего Патриарха Сербского Иринея (Гавриловича), и без епископа Валевского Милутина (Кнежевича), а также без настоятеля монастыря Святого Стефана в Сланцах архимандрита Андрея (Йовичича). Поэтому Сербская Православная Церковь сегодня находится в ожидании перемен. Выборы нового Сербского Патриарха должны состояться 18 февраля (новым сербским Патриархом избран митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич). - Ред.). Порядок избрания Патриарха в Сербской Церкви позволяет избрать мудрого Предстоятеля, обладающего большим авторитетом, которому удастся примирить наше разделённое общество и противостоять всевозможному давлению в предстоящее время.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/20/...

И последующее время было отмечено огромными достижениями в русской отечественной богословской науке. К концу XIX — началу XX веков Санкт-Петербургская духовная академия ничем не отличалась от прославленных западных университетов. Филологическая подготовка, богословская, философская, церковно-историческая были здесь на таком высоком уровне, что до сих пор нам приходится мечтать о том, чтобы достигнуть этого уровня. Празднование юбилея в духовной школе всегда должно сопровождаться размышлениями о настоящем и будущем. Мы сегодня еще поговорим с вами об этом, но я думаю, что дивный пример Санкт-Петербургской дореволюционной духовной академии должен сегодня всех нас вдохновлять на труды во благо отечественной богословской науки, во благо просвещения юношества и во имя просвещения всего нашего народа. Хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка ректор, профессорско-преподавательской корпорации, учащимся помощи Божией в том большом, важном, великом деле, которое вы совершаете. Я думаю, что уже по многим показателям нынешняя Санкт-Петербургская академия сравнялась с дореволюционной. Но есть целый ряд показателей, которых мы еще не достигли. Мы должны поспешать для того, чтобы не только достигнуть, но и превзойти, потому что требования, которые сегодня мир предъявляет нам, в первую очередь к тем, кто учит от лица Церкви, несоизмеримо возросли по сравнению с теми, что были сто лет тому назад. Я хотел бы на память о сегодняшнем богослужении, в котором приняли участие, что для меня особенно было дорого, члены Священного Синода нашей Церкви, архипастыри, связанные с нашей духовной школой, а также гости, прибывшие к нам из разных Поместных Православных Церквей и представляющие учебные заведения нашей Церкви — действительно было радостно вместе со всеми вами совершить Божественную литургию, помолиться Господу о процветании Санкт-Петербургской духовной школы, а, значит, и о процветании богословской науки и богословского просвещения в нашей Церкви — я хотел бы, владыка, на память преподнести Вам святую панагию в благодарность за Ваши труды. Вы еще совсем немного несете служение ректора, но положительные результаты Ваших деяний уже налицо. Дай Бог Вам, не останавливаясь перед трудностями, идти вперед, объединяя вокруг себя способных, талантливых людей, как и из того поколения, которое пришло в мое время, так и из молодежи, с которой мы связываем наши надежды. Дай Бог Вам вдохновенно и мудро управлять этим замечательным духовным коллективом — Санкт-Петербургскими духовными школами.

http://patriarchia.ru/db/text/807498.htm...

Что может быть прекраснее на земле, чем жизнь равноангельная? Что может быть прекраснее ваших черных монашеских одежд? Цвет их символизирует покаяние, но сами они — образ светлых ангельских одеяний, ибо человек, который в этом земном бытии потрудился в святой схиме, верим, облечется в грядущей вечной жизни уже не в черные одежды покаяния, а в светлые одежды радости и ликования о Боге. Хотел бы пожелать всем вам не забывать о сути монашеской жизни, потому что иной раз иноки и инокини, отягощенные многими заботами и послушаниями, в сердце своем и уме становятся подобны мирским людям. Внешне они исполняют послушания, но внутренне — растерзаны, не могут сосредоточиться, отрешиться от праздных мыслей, и труд их оказывается тщетен пред Богом. Дай Бог, чтобы ваши труды были не тщетны пред Господом. Дай Бог, чтобы каждая из вас всегда пламенела любовью к Богу, а когда будет угодно Ему, догорев, подобно свече, перешла из этой земной жизни, наполненной заботами и скорбями, в жизнь иную и лучшую. Я приехал к вам, дорогие матушки, чтобы помолиться вместе с вами, чтобы вместе совершить по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Божественную литургию. Предстоятель Русской Православной Церкви очень любит вашу святую обитель, он бывал   здесь и своим Первосвятительским вниманием всегда озаряет ваши труды. Матушка игумения, в своем слове Вы упомянули, что Церковь наша переживает сейчас не самый легкий период своей истории: волны мира сего пытаются потопить церковный корабль. Но мы знаем, что злоба мира сего не одолеет Церковь. В эти дни особая ответственность лежит на кормчем нашего корабля, поэтому мы должны сугубо молиться о нашем Предстоятеле и о нашей Святой Церкви. Будем молиться, чтобы никакие бури мира сего не поколебали Церковь, чтобы Господь даровал нам мир и безмятежие и в тишине мы могли проводить нашу христианскую жизнь. Прошу ваших святых молитв обо мне и о моих спутниках. Я приехал в обитель вместе с человеком, которого знаю двадцать лет: его зовут иеросхимонах Гавриил, он почти всю свою жизнь был католиком, а около двух лет назад я его перевел в Православие. Отец Гавриил принял святую схиму, живет он в одиночестве в горах Швейцарии, а ныне вместе со мной совершает паломничество к святыням этого монастыря. Также меня сопровождает мой помощник отец Иоанн, которого вы хорошо знаете и который мне много рассказывал о вашей святой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/2171974.ht...

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион вручил В.Т. Спивакову орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского (I степени) «во внимание к особому вкладу в развитие музыкально-исполнительского искусства, за сотрудничество с Русской Православной Церковью в области эстетического воспитания молодежи и в связи с 70-летием со дня рождения». Затем митрополит Иларион обратился к маэстро со словами поздравления: «В этот знаменательный для Вас день, когда вся страна празднует Ваш юбилей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл просил меня передать Вам вместе с этой церковной наградой слова любви, уважения и признательности за подвиг Вашей жизни, за все то доброе и светлое, что Вы делаете для людей, для молодежи, для всех, с кем соприкасаетесь в этой жизни. Ваша музыкальная карьера началась очень рано. Мир сначала узнал Вас как скрипача, потом как дирижера. И на протяжении всего этого времени, уже более полувека, Вы несете людям добро и свет через музыку, которую исполняете. Миллионы людей стали свидетелями того, как благодаря Вам заново открываются шедевры классической музыки. Это происходит и тогда, когда Вы берете в руки скрипку и смычок, и тогда, когда у Вас в руках дирижерская палочка. Вы создали два музыкальных коллектива, которые успешно продолжают свое служение искусству, людям. Будучи замечательным музыкантом, на протяжении всего этого времени Вы совершали добрые дела по отношению к самым разным людям: к одаренным детям, к молодежи, к детям, которые страдают различными заболеваниями. Благодаря созданному Вами фонду, в который Вы вкладываете и свои личные средства и все свое сердце, многие дети получили музыкальные инструменты — путевку в жизнь, а есть и такие, которые благодаря Вам сегодня живут. Трудно перечислить все те добрые дела, которые Вы совершили. Я хотел бы от имени Святейшего Патриарха сердечно поблагодарить Вас за все то, что Вы делали и делаете для людей во всем мире. И от себя лично, присоединяясь к словам признательности Святейшего Патриарха, хотел бы поблагодарить Вас за те выдающиеся творческие достижения, свидетелями и в некоторой степени участниками которых мы все становимся. Я хотел бы в этот день пожелать Вам, чтобы еще долгие-долгие годы Вы несли людям свет, добро, чтобы Господь благословлял Ваши труды, даровал Вам крепкое здоровье, чтобы мы еще многие годы и десятилетия радовались Вашему искусству. Пусть Господь хранит Вас на многая и благая лета!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3738677...

Предваряющий Международные образовательные чтения региональный этап прошел с сентября 2020 года по январь 2021 года при поддержке Государственной Думы и Министерства просвещения России во многих епархиях Русской Православной Церкви. С учетом эпидемической обстановки большинство мероприятий регионального этапа состоялось в очно-заочном формате. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению Итоговый документ XXIX Международных образовательных чтений. 2. Выразить благодарность Организационному комитету за понесенные труды по подготовке и проведению XXIX Международных Рождественских образовательных чтений. 3. Провести XXX Международные Рождественские образовательные чтения в период с 25 по 28 января 2022 года на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».   ЖУРНАЛ 30 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно отчетов синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году. Справка: Согласно пункту б статьи 29 главы V Устава Русской Православной Церкви: «Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод… утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году. 2. Выразить благодарность руководителям и сотрудникам синодальных учреждений за поддержание работы церковных ведомств на высоком уровне в условиях распространения коронавирусной инфекции и связанных с этим ограничений.   ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ информацию о ходе работ по идентификации «екатеринбургских останков». Справка: Освященный Архиерейский Собор 2016 года постановил: «Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию " екатеринбургских останков " . Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании " екатеринбургских останков " святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований» (пункт 10 Постановлений Собора 2016 года).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820911...

В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт К-польского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского Патриархата. А. Э. был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого рус. правительством из-за того, что в ряду правосл. Патриархов Московскому Патриарху отводилось 5-е место. 12 февр. 1593 г. Собор вост. иерархов в К-поле еще раз признал законность учреждения в России Патриаршества и подтвердил 5-е место Московского Патриарха в ряду др. правосл. Патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала А. Э., благодаря чему у него завязались отношения с Патриархом Александрийским Мелетием Пигасом . «Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и Патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья» ( Фонкич. Греческо-русские культурные связи. С. 58). Видимо, с начала своего пребывания в Москве А. Э. стал делать подробные записи о совр. ему событиях. В Триоди митр. Фотия (ГИМ. Син. греч. 462) он оставил запись об основании в 1589 г. Московского Патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590-1593 гг. А. Э. написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского Патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России Патриархата, в поэме не расходится с рус. источниками (посольскими книгами). А. Э. старается оправдать действия Патриарха Иеремии против обвинений Патриарха Мелетия Пигаса, считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия. А. Э. делал многочисленные вклады в греч. мон-ри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, мон-ри Палестины и Афона.

http://pravenc.ru/text/76326.html

И святейший Патриарх Кирилл говорит на значимые для современного общества темы. Нельзя отделить норму веры от нормы жизни, и нельзя разделить веру и жизнь как таковые. В законодательстве  нашей страны и в других странах говориться о том, что люди имеют свободу не только внутренне исповедовать религиозные убеждения, но и поступать в соответствии с ними. Право жить по убеждениям должно уважаться всем обществом. Вера определяет в жизни верующего человека все.  Именно поэтому так важно, что сегодня мы имеем Предстоятеля, способного дать ответы на самые разные вопросы верующих и общества. Ответом на эти книги должна быть заинтересованная, серьезная дискуссия, которая позволит сделать наш мир, нашу страну лучше, чтобы жизнь нашей страны строилась в соответствии с христианскими нормами. Нам не нужно этого бояться. Да, в нашей стране есть люди разных убеждений, да, мы относимся к этому с уважением, но мы как православные люди, как православный народ должны иметь возможность организовывать свою жизнь согласно собственным духовно-нравственным идеалам». Семь книг Ответственный редактор издания Евгений Полищук рассказал о том, что из себя будет представлять собрание трудов Патриарха Кирилла: «Собрание состоит из тематических серий, посвященных тому или иному направлению деятельности Первосвятителя Русской Православной Церкви. Первый том — серия «Слово Предстоятеля» —  содержит материалы официального характера. Вторая книга собрания является первым томом серии, имеющей название «Слово пастыря» и посвященной служению Святейшего Патриарха как проповедника. Третья серия носит рабочее название «Слово к ближним и дальним» и посвящена выступлениям Первосвятителя во время поездок по епархиям. Четвертая серия посвящена богословским вопросам и духовному образованию, пятая — попечению о христианском единстве и межрелигиозном мире. Еще две серии посвящены миссии Церкви в современном мире, а также проблемам внутрицерковным. Наконец, последняя серия будет содержать выступления Святейшего Владыки по разным поводам, в том числе слова поздравлений, соболезнований и др».

http://pravmir.ru/trudy-patriarxa/

Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка Иларион! Мы рады приветствовать Вас и в Вашем лице радетеля, который развивает межправославные отношения. Я рад, что наши две Церкви пребывают в единомыслии и братской любви. Хочу поблагодарить Его Высокопреподобие архимандрита Филиппа за усердные пастырские труды, преуспеяние духовной жизни в этом храме и заботу о реставрации Никольской церкви, за его братолюбивое отношение к духовенству Болгарской Православной Церкви. В лице архимандрита Филиппа мы видим достойного сослужителя, представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и всей Русской Православной Церкви. Желаем духовенству и прихожанам этого храма нести ревностное служение для прославления нашего Господа Иисуса Христа и Его Святой Церкви. Сегодня, когда мы отмечаем 100-летие великого освящения храма святителя Николая, я рад разделить эту радость с Вами, Высокопреосвященнейший владыка Иларион, и вместе засвидетельствовать единство о Господе. Надеюсь, что и Вы сохраните в своем сердце воспоминания об этом посещении Болгарии и, укрепленный благодатью, продолжите осуществлять ответственное служение Церкви и Отечеству». Святейший Патриарх Болгарский Неофит подарил митрополиту Волоколамскому Илариону архиерейский жезл — точную копию средневекового жезла Охридской архиепископии. Далее прозвучало ответное слово председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона: «Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Болгарский Неофит! Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы, прежде всего, передать Вам, Ваше Святейшество, сердечное приветствие и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который с большой любовью вспоминает встречи с Вами, посещение Болгарии, братское общение и сослужение Божественной литургии. Святейший Патриарх Кирилл также просил меня передать всей пастве этого храма — подворья Русской Православной Церкви свое благословение и свою любовь. В нынешнем году прошли торжества по случаю 100-летия со дня освящения этого святого храма, посвященного святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских, память которого по старому календарю совершается сегодня, а по новому календарю праздновалась тринадцать дней назад.

http://patriarchia.ru/db/text/3883201.ht...

24 апреля 1965 года троицкий насельник был награждён наперсным крестом, 18 апреля 1968 года возведён в сан игумена. В 1968 году Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игумена Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I — орденом благоверного князя Владимира III степени. В 1969 году Совет Академии выразил благодарность отцу Матфею “за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 года”. 25 апреля 1970 года была получена последняя награда от Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) — крест с украшением. «25 февраля 1970 года исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвящённое этому юбилею. С докладами выступили игумен Матфей — “О духовном значении храма”…» 5 (Текст см. в Приложении). В 1971 году на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви — Патриарх Пимен. Совет Московской Духовной академии на своём заседании от 14 июня выразил отцу Матфею благодарность за “участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года”. 11 июля 1971 года ректор Академии епископ Дмитровский Филарет возвёл его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 года архимандрит Матфей был назначен “Определением ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА… уставщиком и главным регентом Тро­ице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора”. С 1963 по 1974 год отец Матфей преподаёт в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Литургику. При этом ведётся постоянная работа с хором. М. Х. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 году: “Объединённый хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений”. Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью 6 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

б) «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»; в) «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»; г) «О светской трудовой деятельности священнослужителей». Также члены Синода выслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя XXIX Международных образовательных чтений, об итогах Чтений и IX Парламентских встреч. Члены Синода постановили: 1. Принять к сведению Итоговый документ XXIX Международных образовательных чтений. 2. Выразить благодарность Организационному комитету за понесенные труды по подготовке и проведению XXIX Международных Рождественских образовательных чтений. 3. Провести XXX Международные Рождественские образовательные чтения в период с 25 по 28 января 2022 года на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно отчетов синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году (журнал 30). Синод постановил: 1. Одобрить отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году. 2. Выразить благодарность руководителям и сотрудникам синодальных учреждений за поддержание работы церковных ведомств на высоком уровне в условиях распространения коронавирусной инфекции и связанных с этим ограничений. Члены Синода слушали доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата (журнал 32). Синод постановил: утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 20 апреля 2021 года 15-37) и от 8 июня 2021 года 38-53). Члены Синода имели суждение о докладе Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшемся заседании Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан (журнал 33). Синод постановил: утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 22 апреля 2021 года 1-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/17/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010