В 3 часа дня Святейший встал, ему помогли пересесть в стоящее рядом кресло. Он трижды глубоко вздохнул и затих. Так мирно отошел ко Господу четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Пимен на девятнадцатом году своего первосвятительского служения. Крестный путь завершен, и Воскресший Христос принял душу его от великих трудов и подвигов в вечную радость. «…Блажени… умирающии о Господе» (Откр.14:13). Посмотрите, дорогие мои, родные, чада Божии и Церкви, на кончину жизни наших первосвятителей, начиная от ныне канонизированного Святейшего Патриарха Тихона, его преемников Святейших Патриархов Сергия и Алексия и до ныне поминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Неужели праведная их в Боге жизнь не откроет пред нашим взором чуда промыслительного действия руки Божией, покоящейся на наших первосвятителях, а через них на нашей Церкви и на нас? Святейший Патриарх Тихон, терновым венцом которого были и клевета, и откровенная ложь, и заточение, в день радостного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы завершил свой крестный путь. Отслужив у престола Божия свою последнюю Божественную литургию, он в тот же день со словами: «Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже слава Тебе Боже!» – предал многострадальную праведную душу свою в руце Божии. Не прошло и века, как весь мир, верующий и неверующий, объявил его избранником Божиим и святым угодником. Святейший Патриарх Сергий… Не явил еще Господь миру вполне его сокровенного подвига. Он продолжает нести и по смерти тяготу непонимания от многих, а часто и откровенной лжи. Но кончина его? Разве ни о чем не скажет она нам? Да она – Божие свидетельство о нем. В день кончины он служит свою последнюю Божественную литургию, причащается Святых Христовых Таин, совершает своими руками последнюю архиерейскую хиротонию, чтобы сказать в тот же день Господу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Святейший Патриарх Алексий… Труды и труды, труды, превышающие меру сил девяностотрехлетнего старца. Службы Великого поста и ожидание великого праздника. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя…» желанием служить в этот день Божественную литургию и читать Евангелие лицом к народу.

http://pravoslavie.ru/35063.html

К сожалению, в последнее время медицинская наука и врачебное искусство в своем развитии нередко опираются на принципы и средства, противоречащие вероучению Церкви. В таких условиях православные врачи должны активно свидетельствовать о недопустимости использования противных Богу методов лечения и стремиться строить свою профессиональную деятельность на основании евангельских заповедей. Желаю всем присутствующим крепости сил, терпения и помощи Божией в ответственном врачебном служении. Призываю на вас и ваши труды благословение Господне. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ , молдавська за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] За Церкви в про людей з ментальними порушеннями Одинцовський Красногорський Фома у Красногорська постраждалих теракту в «Крокус та звершив панахиду на з ключовими словами Церква медицина   Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам форума «Традиционные ценности народов Востока и современный мир» Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В. Вилинбахову с 75-летием со дня рождения Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Патриаршее приветствие участникам VI Международных Иоанновских чтений в Душанбе Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3272176...

Христиане никогда не считали дольний мир идеальным, но они убеждены в невозможности создать на земле рай путем социальных преобразований, пока человек остается в падшем своем состоянии. Этим и обусловливается спокойное и сознательное послушание властям, отказ от участия в борьбе за гражданские права и свободы. Истинная свобода для христианина в том, чтобы стать духовно свободным, свободным от уз греха, а уже результатом этого и будут последующие социальные преобразования. Размышляя в собственно христианской традиции, Патриарх Никон сформулировал идею «симфонии» властей, каждая из которых выполняет присущую ей функцию: духовная власть есть довлеющая и направляющая власти светской (мирской), но никак не наоборот, когда Церковь является подчиненной, когда узурпируется духовная власть. Таким образом, для социально-нравственного учения Патриарха Никона характерным является то, что он рассматривает жизнь человека в Церкви и государстве с позиции единства и неразрывности – «симфонической» гармонизации – как путь к очищению и обожению посредством исполнения заповедей Божиих и активного доброделания, высоконравственной жизни. 58. Духовное завещание Никона, Патриарха//Патриарх Никон. Труды. 59. Апостол Павел говорит о Христе как о Главе и христианах как о членах тела Церкви – см.: Еф. 1, 23; ср.: 1Кор. 12, 12. 60. Эти права Церковь строго охраняла и каноническому нигилизму цезарепапистской теории противопоставляла учение о Божественной основе своих прав, которое разработано в трудах русских канонистов: епископа Иоанна Смоленского, митрополита Филарета, Т. Барсова, Н. Остроумова и других, конечно же, и Патриарха Никона, явившегося, если и не канонистом-систематиком, то прекрасным знатоком, ревностным защитником канонов, устраивающим всю жизнь в соответствии с их духом и буквой.См.: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 1992; Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия//Богословские труды. 2002. 37.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Это было бы весьма уместно. - А может быть, Вы возьметесь и в этом как-то помочь? - Пока у меня руки до этого не доходят. Мы по горячим следам готовим к выпуску большую книгу о святителе. Потому что столько было проработано, столько поднято документальных свидетельств из архивов, которые никому до сих пор не известны. И мне хотелось бы, чтобы мир узнал о них, это поможет воплотить в жизнь ту самую мечту - чтобы как можно больше людей узнали о деяниях Патриарха Гермогена, вспомнили свою забытую историю. - Скажите, пожалуйста, а что этот проект значит лично для Вас? - Я его расцениваю как своё послушание. Но никто мне это послушание официально не давал, ведь я не монахиня, не инокиня и не послушница в монастыре, а живу и тружусь, так сказать, в миру. Правда у меня есть благословение на мои труды игумена Иоанна (Ермакова). Сама же я расцениваю свою общественную деятельность на посту Председателя Правления Гермогеновского фонда как послушание перед Господом Богом нашим Иисусом Христом и святым Патриархом Гермогеном, и как жертвенное служение своей стране и русскому народу. Я причастна не только к одному этому памятнику, в смысле постановки памятников, но могу Вам сказать только одно. Что даже ради только вот этого одного большого дела создания памятника Патриарху Гермогену стоило бы появиться на белый свет. Вместо послесловия В один из дней этим летом на Подворье был отслужен благодарственный молебен по случаю успешного завершения трудов Гермогеновского Фонда, которые привели к постановке памятника святителю Еермогену. По окончании молебна отец Иоанн отметил труды Председателя Правления Фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену Галины Васильевны Ананьиной и от имени Подворья и «Народного Собора» вручил Галине Васильевне в знак благодарности за понесённые труды памятный образ Божией Матери «Неувядаемый цвет». Вот как об этом рассказала нам виновница этого торжества: - Батюшка отслужил благодарственный молебен в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках в знак признательности Господу, Божией Матери, Иоанну Крестителю, Апостолу Матфею и святителю Гермогену за благословение наших общих трудов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

«Никому и в голову уже не придет губить этот храм, как то было в истории. Он будет тем местом, где каждый приходящий будет испрашивать Божие благословение на свою жизнь, на труды, зная, что и после его кончины за него здесь будут молиться, потому что пред Богом все живы. А бессмертная душа нуждается в молитвах и прощении грехов человека», — отметил владыка. В дар приходу митрополит Ювеналий передал его настоятелю протоиерею Василию Александрову евхаристические сосуды. Отцу Василию была вручена медаль Московской епархии  «За жертвенные труды». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за заслуги перед Церковью и в связи с 55-летием со дня рождения владыка вручил главе городского округа Лыткарино Е.В. Серегину орден прп. Сергия Радонежского, а также подарил ему Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Архипастырь также вручил награды основным участникам восстановления храма. Из Петропавловского храма митрополит Ювеналий проследовал в восстанавливающуюся Никольскую церковь. Е.В. Серегин рассказал о перспективах развития этой территории как духовного и культурного центра микрорайона Петровское, в котором в скором будущем планируется жилищное строительство. Затем владыка посетил конно-спортивный комплекс «Созидатель», после которого побывал в Лыткаринской центральной больнице, при которой находится домовый храм прмц. Елисаветы, окормляемый духовенством Петропавловского прихода. У входа в больницу архипастыря встречал главный врач Е.Н. Грищенков. Митрополит Ювеналий наградил старшую сестру православного сестричества милосердия при больнице Л.М. Пахомову епархиальной медалью «За дела милосердия», а сестер милосердия Н.П. Голикову, Н.Б. Кузнецову, А.А. Савину — митрополичьими грамотами. Владыка поблагодарил сотрудников лечебного учреждения за труды и подарил всем присутствующим иконки прмц. Елисаветы. В этот день митрополит Ювеналий также посетил городской дворец культуры «Мир», недавно отремонтированный зал которого вмещает до 900 человек, Лыткаринский машиностроительный завод (филиал НПО «Сатурн»), Лыткаринский завод оптического стекла.

http://patriarchia.ru/db/text/1220582.ht...

В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя и удостоил ряд клириков г. Москвы богослужебных наград 1 мая 2013 г. 14:32 1 мая 2013 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; священнослужители г. Москвы. За богослужением, в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и ревностное пастырское душепопечительство ряд клириков г. Москвы к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебных наград. В сан протоиерея возведены 37 клириков: В сан протодиакона возведены:  Перед Причастием проповедь произнес священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . После богослужения состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви с награжденными священнослужителями. От лица клириков Святейшего Патриарха поблагодарил протоиерей Иоанн Ермилов. Обращаясь к духовенству, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Братья, всех вас сердечно поздравляю с наградой, которой отмечены ваши труды. Я знаю, как много делает сегодня духовенство города Москвы, потому что вижу, что происходят реальные перемены в нашей церковной жизни. Но мы с вами в самом начале пути. Мы трудимся в особое время, от которого зависит будущее и нашей страны, и нашего народа. И самое главное, от чего зависит будущее, во многом в наших руках. Если народ наш станет православным — не только статистически, но и реально православным, если будет прибегать к молитве, к благодати Божией, то изменится и личная, и семейная жизнь, изменится жизнь нашего государства, нашего Отечества. Помните, пожалуйста, о вашем высочайшем предназначении, расширьте ваши горизонты, посмотрите на мир с другой точки зрения. Когда поднимаешься на колокольню, видишь больше, чем когда стоишь внизу. Нужно подняться на воображаемую колокольню, чтобы увидеть всю меру вашей пастырской ответственности за народ Божий. К этому я вас и призываю, в надежде, что награды, которых вы сегодня удостоены, послужат вам утешением и неким авансом к будущим трудам. Храни вас Господь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

«Прибыв к вам, к своей новой пастве, я не привез вам злата и серебра, не привез блестящих дарований ума или красоты мысли, не привез вам витийства и красоты проповеди, а привез вам в дар только одно, самое необходимое и самое дорогое для верующего человека: я привез вам мир Божий и благословение от московских святынь и обители преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников, в Лавре которых я совершал последнее богослужение перед отъездом к вам и молился за свою новую паству». Патриарх Алексий желал видеть владыку Пимена своим первым и ближайшим помощником по окормлению Русской Православной Церкви и потому назначил его 9 октября 1963 года митрополитом Крутицким и Коломенским. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, мне больно вспоминать время ухода из земной жизни Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)… Для всей нашей Церкви это было очень тяжело. Мы чувствовали себя осиротевшими в самом прямом смысле этого слова. И потому сейчас я не нахожу возможности говорить что-либо о Святейшем Алексии, но приведу собственные слова приснопоминаемого Патриарха, оставленные в его завещании пастве: «Самая главная просьба ко всем, с кем мне приходилось иметь общение, — это просьба о молитве за меня, да приимет Господь дух мой в Свои светлые Обители, простив мне вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием. Сам я, расставаясь с этой временной жизнью и отходя в жизнь вечную, в которую во все периоды моей жизни я глубоко веровал, ни на кого не имею обиды и недоброжелательства, а если кого-либо обидел, прошу меня простить и покрыть любовью и молитвою о душе моей... Паству, вверенную мне Господом в этой жизни, знаемых и незнаемых рабов Божиих, да хранит Господь в мире и благополучии». Прими, Господи, дух Святейшего раба Твоего Патриарха Алексия в Свои светлые Обители, и прости ему вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием, и сохрани паству, вверенную Его Святейшеству в этой жизни, в мире и благополучии! Глубокая духовная связь и совместные труды Патриарха Алексия и митрополита Пимена обусловили единогласное избрание Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена путем открытого голосования четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Избрание состоялось 2 июня 1971 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1227641.ht...

8 сентября 1943 г. Собор епископов Русской Православной Церкви избрал Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 12 сентября в Елоховском Кафедральном Соборе. Внезапная кончина, наступившая 15 мая 1944 г., прервала активную и плодотворную деятельность Патриарха Сергия 163 . Велики заслуги Святейшего Патриарха Сергия в деле развития богословия. Его теоретические труды в этой области пользовались заслуженным вниманием при его жизни и сохраняют свое значение сегодня. Русский философ В. Н. Лосский следующим образом охарактеризовал его богословские достоинства: «Патриарх Сергий был богослов не по имени только, не потому, что обладал обширной эрудицией в области догматики, патристики и других церковных дисциплин. Он жил догматами Церкви; они были для него не внешними формулами, с трудом приемлемыми разумом, а внутренним опытом. Более того: богомыслие стало в нем неотъемлемым качеством его духа, тем качеством, благодаря которому он смог осуществить свое дело, превышавшее всякие человеческие силы. Напомним две истины веры, к которым он постоянно возвращался, которые он неустанно повторял за долгие годы своего служения Церкви. Архимандрит Сергий (Страгородский) . Фото 1901 года. Первая: в изменчивом и текущем мире Церковь одна остается неизменной, непоколебимой, верной своей задаче – в новых исторических условиях она должна возжигать в сердцах людей все тот же божественный огонь, сошедший в день Пятидесятницы на апостолов. Вторая: мир управляется Промыслом Божиим, и нет в нем такой автономной области, которая находилась бы вне божественной воли; поэтому для христиан не может быть ничего случайного в происходящем, ничто не должно их смущать, приводить в замешательство или отчаяние. Отсюда два качества Сергия Московского, необходимые для богослова, по мнению святого Максима Исповедника : всегда горячее сердце при спокойном, невозмутимом, холодном уме» 164 . К числу исторических заслуг Патриарха Сергия следует отнести его заботу о возрождении в нашей стране духовных учебных заведений. Велико было влияние Святейшего Патриарха на христианскую мысль не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сменивший его на посту предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Алексий I писал: «Не только Русская Церковь , но и Православный Восток и инославный Запад хорошо знали и ценили духовную мудрость Патриарха Сергия и выражали свое глубокое почтение к нему, к его посланиям, обращениям и церковным мероприятиям» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Характерной чертой письменного наследия Патриарха Иоаса­фа является его связь с деятельностью Собора 1666–1667 годов. Эти грамоты печатались в Служебниках в 1667 и 1668 годах в качестве приложений 14 . Патриаршее “Поучение попом и диаконом”, «Увещание о книзе Иоанна Златоуста о священстве и о книзе “Жезл правления”» сохранились в списках конца XVII века. Н. Каптерев опубликовал грамоту Патриарха Иоасафа Константинопольскому Патриарху Мефодию (1669–1671) с просьбою об оказании помощи возвращающемуся из Москвы Александрийскому Патриарху Паисию. В другой грамоте он просит Иерусалимского Патриарха Нектария (1661–1669) о восстановлении в архиерейском достоинстве Газского митрополита Паисия (Лигарида) 15 . Наконец, известны два воззвания Патриарха Иоасафа с Собором ко всем православным против раскольников, а также к царю с просьбой о защите Церкви от раскольников 16 . Трудно говорить об авторском стиле Патриарха Иоасафа, так как “его грамоты, послания и воззвания носили официальный характер и нередко составлялись от его имени другими лицами” 17 , прежде всего старцем Симеоном Полоцким. После кончины царицы Марии Ильиничны Милославской, первой супруги царя Алексия Михайловича, Патриарх благословил его вступление в брак с Натальей Нарышкиной. Скончался Святейший Патриарх 17 февраля 1672 года за три месяца до рождения Петра Алексеевича. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение. Почивший Первосвятитель был по традиции погребен в Успенском соборе. Патриарх Иоасаф усердно трудился по управлению Церковью, невзирая на свою старость. Его труды не могли равняться трудам его предшественника, тем не менее они были направлены к тому, чтобы положить конец церковным нестроениям, установить мир и спокойствие в Церкви. В издательстве “Крафт+” была выпущена книга М. М. Рассолова “Белорус на Московском Патриаршем престоле” (М., 2004), посвященная Святейшему Патриарху Иоасафу II. Для автора Патриарх Иоасаф II — урожденный белорус в его романе характерны такие эпитеты: оршанский настоятель (С.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-patriarh...

Трудно предугадать, как будет выглядеть мир после «короны». Однако ясно, что люди будут счастливы, если они снова будут иметь возможность пойти на концерт, в театр или отправиться в путешествие, не опасаясь вируса. – Изменилась ли роль Церкви в общественной жизни за последний год? Как сербский народ в целом оценивает труды на духовном поприще почившего в октябре минувшего года митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича)? Что он значил для Вашего народа? – Роль Церкви с началом пандемии несколько изменилась. Запрет на собрания распространялся и на храмы, поэтому в прошлом году верующие не могли церковно отметить некоторые важные праздники, как это бывало обычно. Велась полемика на тему того, должны ли священники выполнять свои обязанности, как и прежде, или же Церкви следует приспособиться к новым обстоятельствам. Сербская Православная Церковь стремилась сохранить баланс между необходимостью не подвергать опасности здоровье верующих и – не поколебать их доверие своими действиями, что было непросто. Роль Церкви в общественной жизни Сербии очень важна. В силу традиционного отношения к ней большинства населения Церковь является одним из столпов нашего общества. Однако в предыдущие десятилетия Церковь пережила тяжёлые времена, большие искушения и сильное давление. Всё это, конечно, имело свои последствия. Но и в наиболее трудные времена даже один сильный духовник был в состоянии изменить ситуацию к лучшему. Ярким примером тому являются жизнь и труды блаженнопочившего митрополита Амфилохия (Радовича), который укрепил роль Сербской Православной Церкви в Черногории и возродил веру в людях. Своими неустанными трудами и удивительным даром слова он оставил неизгладимый след в памяти нашего народа. Его погребение показало, каким большим уважением и искренней любовью он пользовался среди людей. Уход митрополита Амфилохия в столь непростое время для сербского народа ставит нас перед новыми вызовами. К сожалению, в прошлом году мы остались и без Святейшего Патриарха Сербского Иринея (Гавриловича), и без епископа Валевского Милутина (Кнежевича), а также без настоятеля монастыря Святого Стефана в Сланцах архимандрита Андрея (Йовичича). Поэтому Сербская Православная Церковь сегодня находится в ожидании перемен. Выборы нового Сербского Патриарха должны состояться 18 февраля (новым сербским Патриархом избран митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич). - Ред.). Порядок избрания Патриарха в Сербской Церкви позволяет избрать мудрого Предстоятеля, обладающего большим авторитетом, которому удастся примирить наше разделённое общество и противостоять всевозможному давлению в предстоящее время.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/20/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010