ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить предложения Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом в отношении времени, места и порядка подписания Акта о каноническом общении, а также представленный доклад «Об итогах совместной работы Комиссий». 2. Выразить председателю и членам Комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью благодарность за понесенные труды. 3. Признать необходимым в связи с предложениями, сформулированными на расширенном заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 7-10 декабря в Нью-Йорке, достигнуть согласования по вопросам, которые должны быть урегулированы до вступления в силу Акта о каноническом общении. С указанной целью пригласить в Москву полномочную делегацию Русской Зарубежной Церкви.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о участии Его Святейшества в праздновании Дня народного единства. Справка: В нынешнем 2006 году Российская Федерация во второй раз отмечала День народного единства, утвержденный в качестве государственного праздника в декабре 2004 года. В рамках празднования Русской Православной Церковью была проведена выставка «Русь Православная», кроме того, при содействии Комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия был проведен ряд мероприятий межнационального форума «Единение», призванных стать выражением идеи дружбы, взаимопонимания и единения российских народов, а также значения межэтнической солидарности в становлении гражданского общества. С участием Русской Православной Церкви были организованы следующие мероприятия: Круглый стол: «Вызовы времени и цивилизационный выбор России» (2 ноября), Научно-практическая конференция: «Межэтническая толерантность и безопасность в обществе» (3 ноября), Московский международный фестиваль национальных искусств «Красота спасёт мир» (3 ноября), Цикл книжно-иллюстративных выставок из фондов Государственной Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова, передача книг детским домам и школам-интернатам  города Москвы, Московской, Белгородской, Новгородской, Тверской  и Ярославской областей Российской Федерации (1-8 ноября).

http://patriarchia.ru/db/text/175655.htm...

Трудно даже представить, какой крест был на плечах Святейшего Тихона. Сознавая свое богоизбранничество, он не мог не сознавать и возложенную на него ответственность за состояние народа. Своими глазами он видел, что с народом происходит: как те, кто еще вчера посещал храмы, сегодня стали сбрасывать кресты с куполов, закрывать святыни, убивать священнослужителей, глумиться над верой и Церковью, ядом пропитывать сердца и умы молодежи. Наверное, люди церковные, проходя через все эти тяжелейшие испытания, порой связывали их с концом мира, с концом истории. Некоторым казалось, что антихрист пришел и именно он разрушает Святую Русь, а через нее разрушит и весь мир. Многие так думали и готовились к последним дням, которые для них действительно явились последними, потому что эти люди были умучены и ушли в другой мир. Зная, что произошло с Россией, с Церковью нашей, которая умирала, но воскресла, мы должны через этот пример взирать и на то, что сегодня происходит с нами и со всем родом человеческим. Иногда кажется, что уже наступили последние времена и враг рода человеческого торжествует. Но еще не конец... И как воскресла Россия после трагических лет, в том числе связанных с земной жизнью Патриарха Тихона, так, верим, по молитвам в первую очередь новомучеников и исповедников Российских и сегодня Россия не отступит с путей своего духовного возрождения, и никакие соблазны, никакая лесть, как сказано в молитве ко святому Тихону, никакой обман, никакие искушения не отвратят народ наш от спасительного пути, который предначертан ему святыми, в земле нашей просиявшими верой православной. И сегодня нужно особенно молиться святителю Тихону, чтобы он дал мудрость, спокойствие, духовную силу всем тем, кто в Церкви несет ответственность за ее жизнь, за ее служение, за ее труды. Также святителю Тихону надо молиться и о властях, и о воинстве, и о всем народе нашем, чтобы святитель, предстоя Господу, ходатайствовал пред Ним, чтобы возрождение Руси не пресеклось, но достигло того момента, когда глубоко в сердцах людей поселится вера, — того момента, когда вера будет вновь передаваться из поколения в поколение, являясь стержнем, основной опорой народа нашего и государства. Мы молимся святому Тихону, Патриарху Всероссийскому, и верим, что он слышит наши молитвы. Святителю отче Тихоне, моли Бога о всей исторической Руси, о державе нашей Российской, о Церкви нашей и о народе нашем. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/3415985.ht...

Совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Высшего религиозного Совета народов Кавказа Шейх-Уль-Ислама Аллахшукюра Паша-Заде 11 июня 2005 г. 18:22 Мы, Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Высшего Религиозного Совета народов Кавказа, памятуя о высокой ответственности перед Всевышним Творцом и нашими духовными чадами, встретились в Москве, дабы продолжить совместные труды ради созидания мира на Кавказе и развития добрых отношений между нашими религиозными общинами, народами и государствами. И христианство, и ислам заповедуют человеку жить так, чтобы после него мир стал совершеннее и добрее. Исполняя замысел Творца, мы должны преображать этот мир, работая сообща, но оставаясь собой — мусульманами, христианами, азербайджанцами, русскими, сынами и дочерьми иных народов. У нас есть уникальный опыт межрелигиозного сотрудничества, который приносит добрые плоды и может служить поучительным примером. Минул год после посещения Азербайджана — страны древних исламских традиций — Предстоятелем Русской Православной Церкви. Этот поистине исторический визит, ставший закономерным итогом многолетнего братского соработничества духовных лидеров двух стран, ознаменовал начало XXI века, который, даже вопреки новым трагедиям, должен стать веком мира и братолюбия. Во время этого визита мы продемонстрировали прекрасный образец взаимодействия во имя мира и согласия, благополучия и счастья для людей разных национальностей и вероисповеданий. Время, минувшее с прошлогодней нашей встречи, не убавило старых забот, а принесло новые, требующие от нас ясного ответа и совместного приложения сил. В ходе братского диалога в Свято-Даниловом монастыре нами обсуждены многие насущные проблемы — как относящиеся к жизни наших народов, в том числе положение в регионе Карабахского конфликта и на Северном Кавказе, а также имеющие глобальное значение. Мы убеждены, что наши религии не приемлют принуждения в вопросах веры, агрессивного насилия, терроризма и экстремизма в любых их проявлениях. Кощунственными видятся нам попытки использовать религиозные лозунги и символы для разжигания вражды. Нас тревожит многолетняя, хорошо спланированная экспансия в страны Содружества Независимых Государств зарубежных религиозных течений и организаций, разрушающих духовную самобытность народов ради того, чтобы расширить свое земное влияние. Особенно пугает проникновение в наши страны политизированных, экстремистски настроенных псевдомиссионеров, а также тоталитарных и деструктивных сект. Мы не приемлем стратегии и практики прозелитизма, которая разделяет и ссорит верующих по всему миру.

http://patriarchia.ru/db/text/24568.html

Издательство Московской Патриархии регулярно осуществляет выпуск Православного церковного календаря в настольном, стенном и сувенирном исполнении. К большому сожалению, следует отметить участившиеся случаи " пиратского " издания церковных календарей, часто имеющих недопустимо низкий уровень. Издательство Московской Патриархии отнюдь не пытается стать монополистом в выпуске календаря: оно с радостью предоставляет церковным и светским издательствам сведения о церковных праздниках и приветствует выпуск ими календарей. Однако нужно делать различие между " оцерковленным " светским календарем, где указаны православные праздники, и календарем с богослужебными указаниями и чтениями, в котором недопустимы расхождения и ошибки. Вот почему все календари такого рода полезно выпускать в контакте с Издательским Советом и Издательством Московской Патриархии. Недопустимо решение календарно-литургических вопросов частными лицами, а также случаи, когда Преосвященные продают заказанные ими календари в Москве и по всей территории Русской Церкви. Издательство Московской Патриархии за межсоборный период выпустило большое количество церковно-официальной, богослужебной, святоотеческой, церковно-исторической и иной литературы, продолжило издание сборника " Богословские труды " . Возобновляется выпуск журнала " Пчелка " , готов к печати первый номер журнала " Православное обозрение " . Совместно с ИТАР-ТАСС начат выпуск в печатном (и планируется в электронном) виде информационного вестника " Православный мир " , который будет публиковать сведения о новых законах, нормативных актах и иных документах, регулирующих взаимоотношения Церкви и государства, а также постановления церковного Священноначалия с последующими разъяснениями и комментариями. На базе Издательства Московской Патриархии с 1996 года действует Институт церковной журналистики, где обучается двадцать пять православных молодых людей. Деятельность института расширяется, и полагаю, что сегодня, когда так остра потребность в православных журналистах, его труды очень существенны. Считаю нужным отметить научную работу Издательства Московской Патриархии, особенно по созданию компьютерных поисково-информационных систем и освоению Интернета, а также проводимую церковно-общественную деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Юрий Лужков, мэр Москвы Мы глубоко скорбим о невосполнимой утрате, постигнувшей православный мир. Из жизни ушел духовный руководитель миллионов православных людей в России и во всем мире, выдающийся общественный деятель, поборник нравственности, неутомимый труженик на ниве созидания межконфессиональной и межнациональной гармонии, пламенный патриот России. С именем Святейшего связаны огромные созидательные труды по возрождению Православия в умах и сердцах людей во времена крутых исторических перемен, выпавших на долю народа и государства в эпоху реформ и испытаний конца минувшего века. Подвигом Святейшего стало восстановление и налаживание религиозной жизни в возрожденных и вновь возведенных храмах и монастырях в Москве и во всей России, неустанные заботы по укреплению Православия во всем мире, везде, где был жив дух православной веры, равно как и там, где он подвергался неправедному давлению неораскольников. Выдающимся свершением и вершиной деятельности Патриарха Московского и всея Руси Алексия II является долгожданное и благое воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом, разорванных на две ветви единой веры в трагических перипетиях русской и мировой истории XX века. Для миллионов православных москвичей и жителей Москвы, принадлежащих к другим традиционным российским конфессиям, Алексий II был огромным нравственным авторитетом, человеком, преисполненным добра и бескорыстной любви к людям. Светлая и благодарная память о Патриархе Московском и всея Руси Алексии II навсегда сохранится в наших сердцах. Никита Михалков, кинорежиссер Я не могу похвастаться тем, что был допущен туда, куда мог быть допущен человек близкий. Частная жизнь Патриарха была достаточно закрытой, как у истинно православного человека. Поэтому мои впечатления о нем ограничивались нашими публичными встречами. У нас были дружеские, теплые отношения. С его стороны чувствовалась симпатия. А с моей... Ну а как может относиться верующий православный человек к Патриарху Московскому и всея Руси? Еще было ощущение, что с ним можно говорить на любые темы.

http://pravoslavie.ru/37167.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1.2. Соотнесение библейского повествования о сотворении мира с научными гипотезами Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Серьезной темой является сопоставление Шестоднева с научными взглядами на происхождение мира. Это тема, многократно встречающаяся на страницах как произведений церковных авторов, так и сочинителей антицерковного направления, потому что именно научными данными пытались опровергнуть истинность Священного Писания и через это вообще поставить под сомнение истинность самой христианской веры. В результате были написаны многие труды, посвященные согласованию научных данных с тем описанием, которое мы видим в книге Бытия. Но я не буду заниматься обзором имеющихся на настоящее время гипотез. Прежде чем решать задачу, следует выяснить принципиальную возможность существования ее решения. Его может и не быть. Мы знаем, что мир первозданный, и мир, в котором мы существуем, разделены между собой одним событием. Каким? Грехопадением, совершенно справедливо. Что произошло в грехопадении? Пал сам человек, он потерял первоначальную чистоту, которую имел, потерял свои первоначальные способности. И по вине человека (и ради человека) земля (но не рай) подпала проклятию. Что же мы имеем? Облеченный в «кожаные ризы» человек своим падшим умом познает мир, подпавший проклятию, подчинившийся суете и тлению, и, изучая этот мир, пытается сопоставить то, что он видит, с тем, что описывается в книге Бытия, где каждый акт творения сопровождается словом: «И увидел Бог, что это хорошо». Мы не знаем, как изменился мир. Поэтому даже придумав самую точную модель его существования после грехопадения, мы не можем ее распространить на время до него. Поэтому имеющиеся «противоречия» Шестоднева, такие как явный геоцентризм библейской картины мира; сотворение света и растений прежде сотворения светил; особый порядок в находках останков живых существ, противоречат только современному устройству мира и не более того. А тогда мир был просто другим. Мы не знаем, какова была тварь до этого падения, и, кроме того, мы не знаем даже, каков был ум Адама до того, как он пал, и поэтому, конечно, несколько опрометчиво пытаться сопоставлять то, что мы видим сейчас, с тем, что мы могли бы увидеть, будучи на месте Адама.

http://sedmitza.ru/lib/text/430802/

Русский мир продолжает быть наследником Византии. Это не та « la miserable Byzance », в которой Чаадаев видел только сонное царство и придворные интриги. Русский мир проявил и продолжает проявлять себя в областях близких православному мироощущению. Если наука, то – фундаментальная. От русских ученых никто не ждал изобретения зубной щетки на батарейках. Говорящий унитаз в будущем тоже будет придуман не ими. Это сделают народы земные и предприимчивые. Русский ученый хочет полететь в космос или открыть тайну атомного ядра. Он понимает науку не в прикладном, а в глубинном смысле, и хочет скорее служить истине средствами науки, чем быть изобретателем. Если искусство, то – опять-таки служение красоте. Пусть Большой театр никак по видимости не связан с православием, пусть нам кажется, что русский балет или опера – это виды секулярного искусства, которыми нельзя хвалиться. На самом деле можно. Поскольку русский певец, танцор, художник, актер тоже будет не работать, а служить. Он вложит в свое дело столько крови и боли, столько бессонных ночей и прочитанных книг, что «господин из Сан-Франциско» в очередной раз уронит монокль и прослезится в ложе, а пресса неделю будет мусолить тему о «загадочной русской душе». Не надо думать, что изучение Русского мира совпадает с изучение истории Церкви по семинарскому учебнику. Мусоргский и Шостакович это тоже русский мир. Суворов и Ушаков – тоже. И Лазарев , и Беринг. И Чехов, и Платонов. И Эйзенштейн, и Тарковский. И Ахматова, и Пастернак. Я мог бы продолжать очень долго, а там, где я ничего не знаю – в шахматах и архитектуре, в живописи и медицине, меня могу подменить другие. И я намеренно не говорю о храме Покрова на Нерли, о соборах Кижей, о монастырях и старцах, о колокольном звоне, о том, что «под венец – в слезах, а на войну – с песнями, и все – всерьез». Все это как бы   знакомо. Подчеркиваю – «как бы». Об этом нас ждут длинные и предметные разговоры. Но сейчас я хочу сказать, что все лучшее в русской истории тайно вскормлено православием, всего этого лучшего так много, что борьба с гордостью представляется одной из главных аскетических задач. Военные победы, наука, искусство, святость – это плоды той эстафеты, что передала при Владимире дряхлеющая Византия-мать неожиданному северному приёмному ребенку. Русь многое реализовала, и прошли века. Но время требует новых трудов, быть может еще больших. Способна ли она на эти труды? Я думаю, да. В своей внутренней жизни Русь сохранила монолитную цельность и верна себе. Если бы так думал только я, можете смеяться в мою сторону своим ехидным либеральным смехом. Но так думает Патриарх. А это уже гораздо серьёзнее.

http://radonezh.ru/analytics/chto-zhe-ta...

Его расстреляли в Анкаре на открытии фотовыставки, когда Андрей Карлов рассказывал турецким друзьям о том, какая она — Россия. Страна, которая умеет сотрудничать, дружить, помогать и защищать мир, в том числе и от международного терроризма. Оружием Андрея Карлова были переговоры. Но убийцы говорят на другом языке. И этот язык не приемлют все нормальные люди, чьи ценности Андрей Карлов защищал всей своей жизнью. И умер как герой. По международному праву, убийство посла — это тягчайшее преступление, которое выходит за рамки цивилизованных отношений. И Россия не оставит его безнаказанным. Все, кто причастен к его организации, должны ответить за это. Стреляли не просто в российского посла. Стреляли в каждого, для кого мир и человеческая жизнь являются высшей ценностью». Соболезнования патриарха Фото: ria.ru Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также выразил соболезнования в связи с трагической гибелью Андрея Карлова. «Глубокой болью отозвалось в моем сердце печальное известие о трагической гибели от рук террориста Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Геннадиевича Карлова. Господь судил мне лично знать покойного. Свидетельствую, что Андрей Геннадиевич, исполняя высокое дипломатическое служение, стремился действовать в соответствии со своими патриотическими и религиозными убеждениями. С благодарностью вспоминаю его неизменную готовность помогать установлению и развитию диалога между Русской Православной Церковью и государственной властью Корейской Народной Демократической Республики, где погибший нес свои труды в качестве Посла Российской Федерации с 2001 по 2006 год. Прошу передать мои глубочайшие соболезнования Марине Михайловне, супруге почившего, родным и близким. Человеколюбивый Господь да утешит их в постигшей скорби и ниспошлет крепость сил, чтобы достойно перенести это тяжелое испытание. Возношу молитвы Милосердному Богу об упокоении новопреставленного в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

http://pravmir.ru/ubiystvo-andreya-karlo...

1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас Господи. Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме. Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Отвеща Ему на пути крепости Его; умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене во преполовение дней моих; в роде родов лета Твоя. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Ты же Тойже еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их вовек исправится. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. 1-й лик: Слава: Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко Долготерпелив, примирися и помилуй нас. 2-й лик: И ныне, Богородичен: Пресвятая Владычице Всепетая, Благословенная, яко благолюбивая, утеши и помилуй нас. Диакон возглашает: Ко Пресвятей Госпоже Владычице нашей Деве Богородице, преклонше колена, помолимся. Певцы: Пресвятая Богородице, спаси нас. Всем преклоншим колена предстоятель чтет молитву: О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница! Нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй рабов Твоих, святейших патриархов православных, великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и весь священнический и иноческий чин, и всех православных христиан ризою Твоею честною защити и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада и губительства, от земли трясения и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных, и междоусобныя брани, от внезапныя смерти, от нападения вражия, от тлетворных ветров, от смертоносныя язвы и от всякого зла. Подаждь, Господи, мир и здравие рабам Твоим всем православным христианам и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби нас, грешных рабов Твоих, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТАМИ [аль-Бистами, Абу Язид (Баязид) Тайфур бен Иса бен Сурушан; араб.              ] (?-875, Бистам, пров. Кумис, сев.-зап. Иран), персид. мистик, эпоним суфийского течения тайфурия. Дед Б. был гебром, принявшим ислам; отец входил в круг местного патрициата; братья Адам и Али стали мусульм. аскетами. Наставником Б. на мистическом пути считается Али ас-Синди, к-рому Б. давал уроки араб. языка, необходимого для молитв и чтения Корана , а тот в свою очередь открыл перед ним мир мистики. После смерти Б. его имя практически стало символом суфизма , о чем говорят его почетное прозвище «султан аль-арифин» (султан интуитивно познавших) и определение, данное ему Джунайдом аль-Багдади (ум. 910): «Абу Язид среди нас подобен Джабраилу [Гавриилу] среди ангелов». Цельное представление об идеях Б. составить довольно сложно, т. к. до нас дошли ок. 500 его изречений, записанных теми, кто был близок к нему или посещал проводившиеся им собрания; письменные труды не сохранились. Основные записи на персид. языке, сделанные племянником и учеником Б. Абу Мусой Исой бен Адамом, были переведены на араб. язык и снабжены комментарием Джунайдом аль-Багдади. Изречения Б. сохранились также в книгах ас-Сарраджа (ум. 988), ас-Сулами (ум. 1021), аль-Кушайри (ум. 1072/73) и аль-Худжвири (ум. ок. 1072). Двое последних заметили, что нек-рые приписывают Б. сомнительные высказывания с целью подкрепить свои отступления от шариата . Б., несомненно, был человеком с чрезвычайно развитым религ. чувством и при этом крайним эгоцентриком, о чем свидетельствуют нек-рые его высказывания: «Под этим плащом нет никого кроме Бога»; «Я искал Бога 60 лет. Затем заметил, что я - это Он»; «В течение двенадцати лет я был кузнецом самого себя, пока не сделал из себя чистое зеркало». Джунайд аль-Багдади не находил в этих словах ничего предосудительного или противоречащего исламу. Он пояснял, что Б., погружаясь в созерцательное размышление о единстве божества, терял ощущение собственного бытия, поэтому его высказывания следует относить не лично к нему, а к Богу, чьи слова он повторяет, не ведая об их содержании.

http://pravenc.ru/text/149231.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010