Списки монахинь обители до кон. XVIII в. утрачены, первый из сохранившихся датируется 1790 г. К 1764 г. в монастыре проживали игумения, 9 монахинь и 56 белиц (престарелых вдов и девиц) ( Хвощёв. 1904. С. 375). К 1790 г. в обители насчитывалось 18 насельниц (в т. ч. 3 рясофорные послушницы), в 1800 г.- 58 насельниц (в т. ч. 14 рясофорных и 29 простых послушниц), в 1862 г.- 64 насельницы. В 1909 г. в П. Т. м. подвизалось 82 чел. (игумения, 16 штатных и 47 нештатных монахинь, 18 указных послушниц), 252 сестры находились на испытании; в 1914 г. насчитывалось 98 чел. (игумения, 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указные послушницы), 239 сестер находились на испытании; в 1918 г. насчитывалось 222 чел. (игумения, 110 монахинь, 111 послушниц), 125 сестер находились на испытании. Среди известных пострижениц обители - мон. Дорофея (в миру Дарья Михайловна Новикова (урожд. Мартынова)), родная тетя Н. С. Мартынова, убившего на дуэли поэта М. Ю. Лермонтова . В П. Т. м. она поступила в 1788 г., а в 1795 г. приняла там постриг, позднее была настоятельницей нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря (22 июня 1802 - 22 февр. 1831). Мон. Дорофее посвятил оду «На пострижение благородной особы» пензенский вицегубернатор поэт кн. И. М. Долгоруков. В 1861 г. в П. Т. м. из тамбовского Вознесенского мон-ря была переведена старица Анна ( 23 апр. 1861). Она была сослана в Тамбов под именем вдовы коллежского асессора Анны Ивановны Степановой, однако на ее высокое происхождение указывал наперсный крест с надписью на оборотной стороне: «Царевна Анна» - и с вензелевым изображением имени имп. Павла I (по одной из версий, А. И. Степанова - внебрачная дочь имп. Павла I Петровича и Г. И. Алымовой). Материальное обеспечение Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Пензенский Троицкий монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. В марте 1698 г. подьячий Пензенской приказной избы Осип Иванов отказал мон-рю 2 усадьбы (Там же. С. 360). В 1699 г. игум. Анисия обратилась за содействием в получении земельных владений к проезжавшему через Пензу воспитателю царя Петра I Алексеевича боярину кн.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Даровской район. Пиксур. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Костромская область Галичский район. Старый Георгий, урочище. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Латвия Рига, город. Рига. Михаила Архангела, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Токсово. Михаила Архангела, собор Липецкая область Становлянский район. Шипово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Московская область Клинский городской округ. Введенское. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Коломенский городской округ. Коломна. Михаила Архангела, церковь Нижегородская область Чкаловск, город. Чистое. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Суворово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Нижний Новгород, город. Автозаводский район. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дальнеконстантиновский район. Малая Пица. Малопицкий Скорбященский женский монастырь. Домовая церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Новгородская область Маловишерский район. Большая Вишера. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Омская область Омск, город. Омск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на Старо-Северном кладбище, церковь Пензенская область Никольский район. Маис. Боголюбской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

В 1847 Пензенская гражданская палата утвердила дарения, а епархиальное управление – устав. Становление обители продолжилось при настоятельнице Татьяне Мартыновне Мещериной, жившей при богадельне со дня ее основания. Очень тяжелыми для Ковыляя выдались 1848-51-е: сначала холера повергла село в ужас (редкий дом не посетила тогда смерть), потом недород подкосил приход и довел крестьян едва не до нищенской сумы. В стенах обители не было ни одного случая заболевания. В Рождество-Богородицкую богадельню потянулись больные женщины из многих уездов. К 1850-м малочисленное собрание женщин-черничек превратилось в некрупный, но, по сути самый настоящий монастырь. Материальное благосостояние обители: разные хозяева, в т. ч. крестьяне, пожертвовали старицам еще 12 дес. земли; рядом с первым корпусом возле храма попечительница построила еще четыре деревянных келейных здания; в 1861 настоятельница Татьяна Мещерина купила 25 дес. пашни в полутора верстах от Ковыляя, – княжна Бибарсова присмотрела этот участок, чтобы перенести кельи в более тихое и приличествующее монастырю место. В 1862 на новом участке появился первый бревенчатый корпус и одновременно были заложены фундаменты двух храмов – летнего и зимнего. Но основательнице не суждено было увидеть плоды своего труда: в 1862 Н. Д. Бибарсова после тяжелой и продолжительной болезни скончалась на руках сестер-общинниц. В том же г. в пожаре сгорели все хозяйственные постройки, половина келий и больничка. Обитель вынуждена была в срочном порядке перебираться за полторы версты от села, на место, выбранное для обители еще покойной княжной. 22 сентября 1863 уже была освящена больничная теплая церковь во имя почитаемой населением иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм с одной стороны примыкал к трапезной, с другой – к больнице. Вторую церковь, холодную Троицкую, каменщики в основном закончили к 1868, но полностью он был завершен в 1873. Троицкий собор позднее был перестроен в теплый, так как больничная церковь для общины, насчитывавшей уже более ста человек, оказалась тесноватой. В подклете Троицкой церкви в 1864 была перезахоронена кн. Бибарсова, покоившаяся поначалу возле приходской церкви в селе. Склеп основательницы был уничтожен в советское время. В 1860-е в несколько этапов богаделенное учреждение было признано сестринской Рождество-Богородичной общиной. Преемницей Татьяны Мещериной стала игумения Агафия, ставленница пензенских архиереев. К сер. 1870-х число постриженных сестер выросло до 15 человек при 120 послушницах. В 1875 Св. Синод по ходатайству епархиального руководства и выборных людей от Краснослободского у. утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование – Троицкий (по собору). Всего на становление монастыря ушел 41 год. К 1895 штат Ковыляевского монастыря состоял уже из 82 монахинь и 230 послушниц. В 1910-х число насельниц достигло 370 чел.

http://sobory.ru/article/?object=17593

По масштабам Троицкая обитель встала в ряд  крупнейших монастырей края. Комплекс зданий состоял из трех храмов, пяти келейных корпусов, трех флигелей, гостиниц, усадебных построек, хозяйственных дворов. Имелось училище для девочек и больница. К кон. XIX в. монастырь значительно увеличил хозяйство. За ним числилось уже 763 дес. пашни, леса и покосов, ветряная мельница, подворье в Краснослободске, кирпичные сараи, мастерские, крупные счета в банках, хутор. В 1912 земельные владения сестер составляли 847 дес., что соответствовало крупному помещичьему имению. Игумения Агафия довела юридическое оформление монастыря до логического конца и построила основную часть зданий обители. В 1884 ее сменила игумения Феофания. На время правления иг. Феофании и сменившей ее игумении Афанасии (нач. ХХ в.) пришелся расцвет обители, и это касалось не одной экономики: были созданы крупные промысловые мастерские, в т. ч. художественные. В 1885 была учреждена иконописная школа-мастерская, в которой работали до 15 сестер-изографов. При школе вскоре открылась еще одна мастерская – чеканки по золоту. Из Ковыляевского монастыря вышло немало первоклассных окладов на киоты и иконы. Еще две мастерские занимались швейным промыслом и вышивкой золотыми и серебряными нитями. Социально-призренческая линия, принятая за основу деятельности обители, распространилась не только на больных женщин и сирот «из семей духовного звания», – монастырь брал на содержание престарелых священников, отслуживших большой срок в храмах. Для них были построены квартиры, полностью обеспечивавшиеся всем необходимым для спокойной старости. В 1888 сестры заложили второй каменный собор, так как прежний уже не вмещал общину. 12 июля 1897 епископ Пензенский и Саранский Павел освятил кресты, которые в тот же день были воодружены на собор, а 13 июля владыко освятил храм в честь св. Харлампия и блаж. старицы Феофании. Строительство собора продлилось полтора десятилетия; к 1902 он уже был полностью готов. Вместе с собором строилась многоярусная колокольня. Новый собор был вторично освящен в период с 1903 по 1905; прежний собор, обращенный в церковь при трапезной, выполнял функции теплого. Больницу тоже перестроили в камне. С западной стороны монастыря возник второй городок, имевший в длину свыше 120 м: это гостиницы для богомольцев, каменные корпуса для мирского персонала, бытовые службы, конюшни, каретные сараи, кузница, несколько лавок. Здесь все было подчинено обеспечению нормальных условий для паломников. Ковыляй превратился в место обязательной остановки на тропах, которые вели из Пензенской, Симбирской, Казанской, Саратовской губ. в Саров, Дивеево, Арзамас, Темников и Понетаевку. В монастыре имелся водопровод, о котором уездные города только мечтали.

http://sobory.ru/article/?object=17593

В 1900 году Троицкая церковь была разобрана и на ее месте построен новый Троицкий храм. К 1914 году в монастыре насчитывалось 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указанных послушницы и 239 временно проживающих на испытании. Следует отметить особый вклад в устроение обители игумении Надежды, которая управляла монастырем с 1837 по 1879 год, а также игумении Рахили, бывшей настоятельницей монастыря с 1883 по 1909 год. Обе, за свои труды, были награждены тремя крестами. Последней настоятельницей монастыря до революции была игумения Маврикия, в 1910 году награжденная наперсным крестом, а в советское время - игумения Руфь. После революции монастырь закрыли, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года. Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города. Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек - бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет. В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиепископа Серафима(Тихонова) женская обитель в Пензе вновь взродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания.Организовывать монашеский уклад в ней предстояло бывшей настоятельнице Троицкого Сканова женского монастыря игумении Митрофании(Перетягиной). Владыка Серафим испытывал особую любовь к пензенской обители. Лично следил за ходом ее восстановления. 6 января 1994 года состоялось первое после долгого перерыва богослужение в Духосошественском храме. 8 ноября 1999 года владыка Серафим освятил левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года уже новый управляющий Пензенской епархией архиепископ Филарет - его главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 26 мая 2005 года игумения Митрофания за свои труды по возрождению обители и по случаю 15-летия несения ею игуменского послушания была награждена крестом с украшениями. Сейчас в монастыре проживает 30 насельниц.

http://sobory.ru/article/?object=10922

Его Святейшество совершил чин малого освящения университетского храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Саратовского государственного университета и всенощное бдение в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова. 26 октября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Балашовского и Ртищевский Тарасия, епископа Покровского и Николаевского Пахомия, а также ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, наместника Сретенского ставропигиального монастыря Москвы архимандрита Тихона (Шевкунова) и духовенства епархий Саратовской митрополии возглавил чин великого освящения храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в нем. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с координаторами и руководителями проектов-победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива» от Саратовской митрополии, осмотрел музей истории Саратовской митрополии, а также Свято-Троицкий собор города Саратова, где побеседовал с духовенством и прихожанами. В завершение Первосвятительского визита в Саратовскую митрополию Его Святейшество посетил Иоанновский женский монастырь в селе Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. 2 ноября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург, где совершил в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, епископа Царскосельского Маркелла, а также духовенства Санкт-Петербургской митрополии Божественную литургию в храме святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца на Большеохтинском Георгиевском кладбище. В алтаре молился руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

В 1853 году по благословению Амвросия, епископа Пензенского, при игумене Филарете на монастырские средства построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь, в 114 саженях от монастыря, которая 3 октября 1854 года, тем же преосвященным, была освящена. После закрытия монастыря использовалась в качестве кормокухни для птиц, выращиваемых в стенах древней обители. В начале 2000-х годов осквернённая, пострадавшая после закрытия монастыря в 30-е годы прошлого столетия церковь отреставрирована. Божественная Литургия совершается в ней в день празднования Трубчевской иконы Божией Матери 3/16 октября. В 30-е годы прошлого столетия во время закрытия монастыря икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с неё была снята серебряная риза, позлащённый венец, из короны были " изъяты " драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На неё не обращали внимания и использовали как стол для эскпонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки " Трубчевская икона Божией Матери " написали: " утеряна " . Это было в 1976 году. В 1993 году, когда возобновился поиск утерянных святынь Православной Церкви, икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив её от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: " 1765 " , и три буквы - " ЕВФ " , что означало, что икона была написана в 1765 году иеромонахом мужского Челнского Трубчевского монастыря Евфимием. Икону возвратили монастырю. Вскоре, по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, икона была отправлена в сопровождении инокини монастыря Назарии (Качаловой) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9 месяцев. С тех пор обновлённая икона продолжает находиться в соборном храме обители. Из книги " Свято-Троицкий Сканов женский монастырь " , 2016. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=20478

В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. В 1993 году заботами и трудами местного населения и школьников близлежащих селений святое место было приведено в порядок. 26 августа 1993 года в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне. В 2007 году на Шиханской горе поставили деревянную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и в память о первом устроителе обители старце Сергии. Церковь освятили иерейским чином и начали регулярно совершать богослужения. В 2010 году указом епископа Пензенского Вениамина были направлены первые монахини для возрождения монашеской жизни на святом месте. Назначена старшая сестра монахиня Нимфодора (Свирко), насельница Пензенского Троицкого женского монастыря. В течение последнующих двух лет в обители возродилась полноценная монашеская жизнь. Был заново отстроен двухэтажный кирпичный келейный корпус для проживания сестер, устроены маленькая библиотека и канцелярия, кухня и трапезная, построены церковная лавка, просфорная, сооружена звонница. На склоне Шиханской горы был очищен и благоустроен святой источник во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 июня 2012 года Преосвященный Вениамин, епископ Пензенский и Кузнецкий, и настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря г. Пензы Митрофания (Перетягина) совершили закладку камня в основании строительства собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Решением от 2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Шиханский Покровский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=45110

Далее выездная рабочая группа посетила дополнительную учебную площадку — Троице-Сканов женский монастырь в Пензенской области. Это самый крупный монастырь Пензенской митрополии. В XVII веке монастырь был основан как мужской. В конце XX века обитель была возрождена как женская. Члены аккредитационной группы присутствовали на аттестации монашествующих в форме зачета по дисциплине «История монашества и аскетика». Зачет проходил в учебном классе, в форме устных ответов по 33 билетам. На зачете присутствовала настоятельница Троице-Сканова монастыря игумения Иннокентия (Татаркина) и преподаватель данной дисциплины иеромонах Феодосий (Юрьев). В перерыве члены комиссии проверили библиотечный фонд основной литературы курсов для монашествующих, техническое оснащение и документацию курсов. В завершение работы члены выездной комиссии отметили хорошие знания учащихся и высказали пожелание — продолжать дальнейшее обучение на курсах всех насельников и насельниц, не имеющих базового богословского образования во всех девяти монастырях Пензенской митрополии. Также члены комиссии передали в дар учащимся книги «Слово к монашествующим» — сборники проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях — и журнал «Монастырский вестник», где опубликованы Учебно-методические комплексы всех дисциплин курсов Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Пензенской митрополии были организованы в 2020 году по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, ректора Пензенской духовной семинарии. В течение трех лет курсы проводились в очном формате на базе Пензенской духовной семинарии и Троице-Сканова женского монастыря. На курсах учащиеся осваивали восемь базовых предметов программы с увеличенным количеством часов; было задействовано семь преподавателей Пензенской духовной семинарии. В обучении первого набора слушателей курсов приняли участие насельники и насельницы четырех монастырей Пензенской митрополии: Троицкого женского монастыря г. Пензы ( Пензенская епархия ), Троице-Сканова женского монастыря ( Сердобская епархия ), Вознесенского Скрябинского женского монастыря в Пензенской области (Сердобская епархия) и Тихвинского Керенского мужского монастыря в Пензенской области (Сердобская епархия).

http://patriarchia.ru/db/text/6098347.ht...

Ко времени перестройки от обители сохранялось пять корпусов: четыре двухэтажных каменных – бывшая трапезная, иконописная мастерская и два келейных корпуса (один из них надстроили третьим этажом), двухэтажный смешанный игуменский, и хозпостройки. Три корпуса занимала больница, один (восточный) – квартиры, а игуменский, самый ветхий, в 1997 г. передали верующим. Действующих церквей в Нижнем Ломове не оставалось, поэтому архиепископ Серафим благословил открыть в здании Успенский молитвенный дом как можно скорее. Перекрыли крышу, вставили окна, сделали отопление. И на престольный праздник в 1997 г. здесь уже прошел первый молебен. От Успенского собора уцелела лишь небольшая часть под колокольней, а также фундамент. 30 июня 1999 г. архиепископ Серафим освятил здесь место под строительство храма. Действительно, настоятелю протоиерею Сергию Шумилову пришлось скорее строить Успенский собор заново, чем восстанавливать. Неоценимый вклад в строительство внес тогдашний глава города Виктор Юрин. А губернатор Василий Бочкарев (родом тоже из Нижнеломовского района) пожертвовал купол на колокольню. Собор строился десять лет, он стал самым вместительным храмом в области, возведенным после революции. 21 октября 2009 г. временно управляющий Пензенской епархией епископ Люберецкий Вениамин провел здесь первую службу, а 15 ноября освятил собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 2013 г. владыка Вениамин освятил правый придел во имя мученика Виктора, а в декабре 2014 г. владыка Серафим – левый придел во имя прп. Серафима Саровского. По решению Синода, в июле 2012 г. монастырь снова стал действующим. Сюда переселились три монахини из Пензенского Троицкого монастыря. 28 августа 2012 г. владыка Серафим возвел настоятельницу, монахиню Варвару (Трофимову), в сан игумении. Осенью 2012 г. за алтарем Успенского собора были перезахоронены останки старца-священника Николая Ивановича Болоховского (1869-1926), чтимого в народе праведника. http://пензенская-епархия.рф Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=24468

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010