В 1847 Пензенская гражданская палата утвердила дарения, а епархиальное управление – устав. Становление обители продолжилось при настоятельнице Татьяне Мартыновне Мещериной, жившей при богадельне со дня ее основания. Очень тяжелыми для Ковыляя выдались 1848-51-е: сначала холера повергла село в ужас (редкий дом не посетила тогда смерть), потом недород подкосил приход и довел крестьян едва не до нищенской сумы. В стенах обители не было ни одного случая заболевания. В Рождество-Богородицкую богадельню потянулись больные женщины из многих уездов. К 1850-м малочисленное собрание женщин-черничек превратилось в некрупный, но, по сути самый настоящий монастырь. Материальное благосостояние обители: разные хозяева, в т. ч. крестьяне, пожертвовали старицам еще 12 дес. земли; рядом с первым корпусом возле храма попечительница построила еще четыре деревянных келейных здания; в 1861 настоятельница Татьяна Мещерина купила 25 дес. пашни в полутора верстах от Ковыляя, – княжна Бибарсова присмотрела этот участок, чтобы перенести кельи в более тихое и приличествующее монастырю место. В 1862 на новом участке появился первый бревенчатый корпус и одновременно были заложены фундаменты двух храмов – летнего и зимнего. Но основательнице не суждено было увидеть плоды своего труда: в 1862 Н. Д. Бибарсова после тяжелой и продолжительной болезни скончалась на руках сестер-общинниц. В том же г. в пожаре сгорели все хозяйственные постройки, половина келий и больничка. Обитель вынуждена была в срочном порядке перебираться за полторы версты от села, на место, выбранное для обители еще покойной княжной. 22 сентября 1863 уже была освящена больничная теплая церковь во имя почитаемой населением иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм с одной стороны примыкал к трапезной, с другой – к больнице. Вторую церковь, холодную Троицкую, каменщики в основном закончили к 1868, но полностью он был завершен в 1873. Троицкий собор позднее был перестроен в теплый, так как больничная церковь для общины, насчитывавшей уже более ста человек, оказалась тесноватой. В подклете Троицкой церкви в 1864 была перезахоронена кн. Бибарсова, покоившаяся поначалу возле приходской церкви в селе. Склеп основательницы был уничтожен в советское время. В 1860-е в несколько этапов богаделенное учреждение было признано сестринской Рождество-Богородичной общиной. Преемницей Татьяны Мещериной стала игумения Агафия, ставленница пензенских архиереев. К сер. 1870-х число постриженных сестер выросло до 15 человек при 120 послушницах. В 1875 Св. Синод по ходатайству епархиального руководства и выборных людей от Краснослободского у. утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование – Троицкий (по собору). Всего на становление монастыря ушел 41 год. К 1895 штат Ковыляевского монастыря состоял уже из 82 монахинь и 230 послушниц. В 1910-х число насельниц достигло 370 чел.

http://sobory.ru/article/?object=17593

Делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Пензенскую епархию 12 июля 2010 г. 15:47 С 9 по 10 июля 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина состоялась рабочая поездка сотрудников Управления делами Московской Патриархии в Пензенскую епархию . В ходе командировки делегация участвовала в архиерейском богослужении в день престольного праздника Тихвинского Керенского мужского монастыря районного центра Вадинск, а также посетила Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь села Норовка, Троице-Сканов женский монастырь села Сканово. В Пензе сотрудники Управления делами Московской Патриархии побывали в Троицком женском монастыре, Покровском архиерейском соборе, Введенской церкви, храме во имя святителя Митрофана Воронежского, Никольской церкви микрорайона Терновка, храме во имя мученицы Татианы при Пензенском государственном архитектурно-строительном университете, в Пензенском духовном училище и муниципальном образовательном учреждении — гимназии святителя Иннокентия, епископа Пензенского. Кроме того, в Пензенском епархиальном управлении прошла встреча сотрудников Управления делами Московской Патриархии с епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином, секретарем епархии игуменом Серафимом (Домниным), руководителями епархиальных подразделений. Представители Управления делами Московской Патриархии рассказали о деятельности этого Синодального учреждения, о работе Общецерковного суда, Межсоборного присутствия , Наградной комиссии, а также познакомили собеседников с системой документооборота Московской Патриархии, разъяснили механизмы составления Годовых епархиальных отчетов, представили возможные направления организации информационной деятельности епархии. На встрече владыка Вениамин и сотрудники епархиального управления проинформировали гостей из Москвы о социальной, молодежной, миссионерской, катехизаторской, ревизионной деятельности епархии. Были озвучены проблемы, с которыми они встречаются в региональной действительности, после чего стороны обсудили пути их решения — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Опираясь на Постановления Архиерейского совещания от 02 февраля 2010 года и различные выступления Святейшего Патриарха Кирилла, сотрудники Управления делами Московской Патриархии предложили участникам беседы методические рекомендации по развитию деятельности епархиальных отделов. В состав делегации Управления делами Московской Патриархии вошли: исполняющий обязанности заместителя управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) , специалисты Управления делами Московской Патриархии А.С. Брильков и Е.Е. Жуковская. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1218711.ht...

Первые постройки монастыря были деревянными. В 1676 и 1785 они были полностью уничтожены пожарами, но неизменно, с огромными усилиями прихожан и молитвой монахов восстанавливались. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. После пожара 1676 года в монастыре был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, а через два года церковь во имя св. Николая Чудотворца, разобранная в 1802 году. После пожара 1785 года, вторично уничтожившего деревянную постройку, Троицкую церковь возвели каменной. Тогда же по резолюции епископа Тамбовского преосвященного Феофила (монастырь относился к Тамбовской епархии) было принято решение все строения в монастыре возводить каменными. Каменные сооружения Троице-Сканова монастыря, сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XVIII — XIX веков. Комплекс монастыря сочетает в своей архитектуре элементы провинциальных и столичных построек, декоративные элементы барокко и классицизма, приемы культовой и светской архитектуры. История Сканова монастыря хранит многие чудесные явления и тайны. В конце XVII – начале XVIII веков Пензенский край из пограничной зоны постепенно превращается во внутреннюю область России. С этого времени начинается массовое каменное строительство, которое велось не только в крупных городах, но и в провинциальной глубинке. Это было связано с выходом в 1762 году манифеста “О вольности дворянства”. Освободившись от воинской обязанности дворянство, активно занялось хозяйством, строительством усадеб и возведением церквей в своих вотчинах. Строительный период XVIII – первой половины XIX века для Пензенской губернии является наиболее значимым — именно в это время проводилась широкомасштабная застройка, формировался облик губернии. Стилистически этот период связан в губернии со становлением и развитием архитектурных стилей барокко и классицизма. Принято считать, что автором первых каменных построек Наровчатского Троице-Сканова монастыря – колокольни и собора был иеромонах Арсений I, принадлежащий к роду дворян Левицких.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из " Пензенских епархиальных ведомостей " 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). " ... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь " . На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/ Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

http://sobory.ru/article/?object=02766

В Дивеево продолжаются торжества в честь преподобного Серафима Саровского Дивеево, 1 августа 2013 г.      31 июля крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского прибыл из города Сарова в Свято–Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. С 29 июля его святые мощи пребывали в Свято-Успенском мужском монастыре - Саровской пустыни. В крестном ходе приняли участие клирики Нижегородской епархии и большое число паломников из многих регионов России, Украины и Белоруссии. Раку с мощами несли на носилках, изготовленных по образцу сделанных в 1903 году для перенесения мощей преподобного Серафима в день его прославления, сообщает пресс-служба Нижегородской митрополии . Во святых вратах Дивеевской обители крестный ход встретили архиереи Русской Православной Церкви. С торжественными песнопениями мощи перенесли в Троицкий собор, где состоялись малая вечерня с чтением акафиста преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение.      Богослужения совершил сонм архиереев: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, митрополит Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Пензенский и Кузнецкий Вениамин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Покровский и Николаевский Пахомий, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Кинешемский и Палехский Илларион, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава.      После всенощного бдения для паломников был открыт доступ к мощам. Всю ночь на Соборной площади монастыря священнослужители исповедовали всех желающих причаститься на праздничном богослужении 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, которое транслировал в прямом эфире канал НТВ. В 13 часов 30 минут в обители состоится закладка собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 15 часов на Соборной площади города Арзамаса начнется открытие музея русского Патриаршества. 1 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63173.html

В 1980 году во время обследования пещер московскими спелеологами в одном из ходов было обнаружено 17 черепов с пулевыми отверстиями, что даёт основание полагать о проведении здесь массовых казней людей в разгар кровавых репрессий. Для сокрытия следов своих преступлений и прекращения паломничества верующих, монашеские пещеры целенаправлено взрывались органами НКВД. Вот почему в советское время в пещеры можно было попасть не через хорошо оборудованный вход, а только через узкие лазы. Прошли те страшые времена, отношение к религии с годами стало меняться. По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина), определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года на пещерах был учреждён отдельный монастырь - Сканов пещерный мужской преподобных Антония и Феодосия Печёрских. И хотя братии ещё не много, но, самое главное, дух мужской монашеской жизни возгорелся здесь вновь, идёт молитва, совершается Божественная литургия, поминаются имена прежних насельников. Из книги-брошюры " Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печёрских " На вершине горы Плодская была выстроена каменная церковь с колокольней. Постройка этой церкви начата при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1866 году, а окончена в 1870 году, в котором 6 сентября и освящена. Один престол в ней был освящён во имя Киево-Печёрской иконы Пресвятой Богородицы и прп. Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев (1870 год), второй - во имя св. вмч. Варвары (1886 год). В годы разорения храм на Плодской горе был полностью разрушен. Кирпич разобрали местные крестьяне для ремонта своих печей, а большая часть стройматериала пошла для строительства совхозного коровника. Из книги " Свято-Троицкий Сканов женский монастырь " , 2016 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Конкретного адреса монастырь не имеет, он расположен в лесу, внутри горы " Городок " и у ее подножия. Вход стал платный, собирают его где то у источника, где именно не нашел. Вход строго со сторожами. Походить по пещерам не получиться, ведут одной тропкой. Информации от сторожей не получить.

http://sobory.ru/article/?object=20475

Племянницей ее была Игумения Таисия (с 30 мая 1818 года по 28 ноября 1840 года), дочь провинциального секретаря города Петровска, Саратовской губернии, девица, по фамилии Кузнецова. В 1800 году поступила в Троицкий Пензенский монастырь. В 1802 году перешла в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Там же пострижена в монашество в 18007 году архимандритом Макарьеского Желтоводского монастыря Израилем. В 1817 году определена в число сестер Староторжского Галичского монастыря, а в следующем 1818 возведена в сан Игумении. В свое 22-летнее управление эта настоятельница сделала столько, сколько ни одна ни из предшествующих ей, ни из последующих за ней. Ею преобразован монастырь и с внешней и с внутренней стороны. Умная, энергичная, предприимчивая, она изыскала средства на переустройство всего монастыря. Она устроила кирпичный завод. Из выработанного на этом заводе кирпича устроены следующие здания: корпус для сестер, трапезная, кухня, просфорная, гостиница, хлева, каменная ограда с воротами, заложен соборный храм и выведен его фундамент. На эти постройки, по ее ходатайству, 2 раза отпускались казенные средства: в первый раз 6846 рублей, а во второй 7451 рубль. При ней же устроен храм Живоносного источника. Она исходатайствовала у города землю, составляющую часть нынешнего кладбища. Желая обеспечить монастырь в будущем хотя бы самым необходимым, она во все время своего управления неустанно, несмотря на неудачи, хлопотала перед Преосвященным и пред высшими государственными учреждениями о наделении монастыря земельными угодьями и рыбными ловлями, на что ей давали надежду два Высочайшие манифеста. С той же целью она знакомилась с дворянами, жившими недалеко от Галича и просила у них помощи на устройство обители. Одна из них, г-жа Налетова пожертвовала усадьбу Сокорово и сама пожелала остаток дней своих провести в монастыре монахиней. Затем, игуменья Таисия развила среди сестер искусство приготовления свечей и ходатайствовала перед Начальством о дозволении продавать эти свечи в часовне. Наконец ею же устроены подвалы при часовне для сдачи их в аренду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1859 г. четыре училища–Рязанское, Харьковское, Тульское и Каргопольское – в женских монастырях находились под епархиальным управлением, в введении настоятельниц находилось 27 женских училищ. В 1860 г. учреждены женские общины с училищами: Преображенская и Верхнеченская Троицкая в Пермской епархии 419 . В 1866 г. была открыта община со школой в г. Екатеринославле 420 . Монастырские училища этого периода существовали в основном для сирот и детей бедных родителей духовного звания. Для поддержания некоторых из них отпускалось пособие со стороны Синода, хотя и в ограниченных размерах, а также местного духовенства, братств, попечительств и земств, частных лиц. Не имея училища или школы, женский монастырь или община все равно были местом, где молодые девушки и девочки могли получить начальное обучение. В 1862 г. была учреждена Старобельская женская община «Всех скорбящих радости». Все поступающие в общину малолетние девочки обучались чтению и письму, община содержала двух стипендиаток в Харьковском епархиальном училище, выплачивая училищу по 200 руб. ежегодно 421 . Со второй половины 60-х годов XIX в. благотворительность в женских монастырях и общинах – их отличительная особенность. Практически в каждом монастыре и общине существовали различного рода благотворительные учреждения: больницы, богадельни, приюты, училища, аптеки и т. д. Отчасти это явление было связано с законодательством 60-х годов XIX в. В определении Синода от 25 апреля 1866 г. о разрешении на учреждение Свято-Троицкого мужского монастыря рядом с г. Киевом, в частности, предлагалось объявить печатными указами о «монаршей воле, чтобы на будущее время, при учреждении новых монастырей, предлагаемо было учредителям устроять при них благотворительныя или воспитательныя заведения» 422 . Несколько по-иному обстояло дело с женскими монастырями. Александр II обратил внимание обер-прокурора на отчет могилевского губернатора за 1866 г., в котором говорилось о том, что открытие женских учебных заведений, больниц и богаделен «могло бы возвысить значение монастырей в общественном мнении». Циркулярный указ Синода от 29 февраля 1868 г. обязал епархиальных преосвященных предложить женским монастырям «озаботиться принятием мер к осуществлению предположения об устройстве при них учебных заведений для девочек, преимущественно духовного звания, и других благотворительных учреждений, если представиться к тому возможность по имеющимся в монастырях средствах» 423 . После указа при 36 монастырях и пяти общинах было организовано 38 школ, пять богаделен, две больницы и предполагалось открыть три училища. Однако при 88 монастырях и 15 общинах из-за нехватки средств и «по крайней бедности большей части сих монастырей» благотворительных учреждений не было учреждено и не предполагалось открыть. В их числе все монастыри (46) и общины (9) 19-ти епархий: Архангельской, Астраханской, Воронежской, Вятской, Екатеринос-лавской, Енисейской, Кишиневской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Полтавской, Самарской,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит Волоколамський очолив святкування дня пам " преподобного Серафима Саровського в 16 2019 р. 11:57 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь , где возглавил празднование дня памяти преподобного Серафима Саровского. 14 января 2019 года, в канун праздника, митрополит Иларион с сонмом архипастырей совершил в Троицком соборе обители, где пребывают мощи святого, малую вечерню с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение. 15 января в Троицком соборе была отслужена праздничная Божественная литургия. Богослужение в день памяти преподобного Серафима возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Валентин (Мищук) , митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Канашский и Янтиковский Стефан , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , настоятели мужских монастырей, другие клирики епархии. В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря (село Лукино Богородского района) игумения Гавриила (Суханова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в деревне Быдреевка игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря ( Симбирская епархия ) игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в городе Ворсма монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354721...

Патриарший визит в Нижегородскую митрополию. Литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2023 года 1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . В этом году отмечается 120-летие прославления преподобного Серафима Саровского. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. 20 июля (2 августа по новому стилю) Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. Святейшего Патриарха Кирилла у святых врат встречали:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин; губернатор Сахалинской области В.И. Лимаренко; архиереи, прибывшие на торжества в Дивеево; настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. Святейший Владыка возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на площади перед Преображенским собором монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий;  митрополит Курский и Рыльский Герман ;  митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ;  митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ;  митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ;  митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин ;  митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим ;  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ;  епископ Краснослободский и Темниковский Климент ;  епископ Балахнинский Илия ;  епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ;  епископ Канашский и Беловолжский Стефан ;  епископ Дальнеконстантиновский Филарет ;  епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий ;  епископ Выксунский и Павловский Варнава ;  епископ Муромский и Вязниковский Нил ;  епископ Кинешемский и Палехский Иларион ;  епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ;  епископ Сормовский Иннокентий ;  епископ Котласский и Вельский Василий ;  епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон ;  е пископ Лысковский и Лукояновский Силуан ;  епископ Железногорский и Льговский Паисий .

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010