Клопский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 22 верстах от Новгорода, на берегу реки Веряжи, в 3 верстах от озера Ильменя. Существовал в начале XV века. Здесь под спудом почивают мощи преподобного Михаила. Над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806 году. В обители показывают колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою преподобного Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия преподобного Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход на лодках из окружных сел. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Судьба монастырского архива нам неизвестна - лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв. До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: " Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (...) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (...) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен " . Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял " монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия " определить в черные труды " , а в случае дальнейшего ропота - перевести в другой какой-либо монастырь. На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией. К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

http://sobory.ru/article/?object=00491

Деятельность архиепископа была разнообразна и далеко не ограничивалась делами Церкви и христианской благотворительности. При жизни своей он сумел сохранить мир и тишину в отношениях Новгорода с великими князьями московскими, которым самостоятельность Новгорода была как бельмо на глазу, и не раз увещевал Василия Темного не поднимать оружия на своих соотечественников. Когда новгородцы задумали присоединиться к Литве и тем навлекли на себя гнев Uoahha III , архиепископ Иона, уже в преклонных годах, ездил в Москву ходатайствовать за родной город и еще раз умолил князя пощадить его. Примечательно то, что репрессии Uoahha III против Новгорода, который к тому времени был единственным русским городом, не желавшим склониться перед великокняжеской волей, начались спустя примерно год после смерти архиепископа. Архиепископ Иона заранее готовился к смерти. Еще при жизни он изготовил себе гроб и завещал похоронить себя в Отне. Новгородскую кафедру он занимал до самой кончины. Скончался святитель 5 ноября 1470 года. В течение сорока дней тело его не было предано земле, но не издавало запаха тления. В 1549 году архиепископ Иона был причислен к лику святых. Мощи его находились в Предтеченском храме Отенской пустыни. От них совершались многие чудеса. Труды: Послание митрополиту Феодосию Бывальцеву 8 июля 1461 года//Русская историческая библиотека. – СПб., 1908. – Т. 6. – С. 690–694. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 245–247. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 86. Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп. М. В. Толстого . – М., 1887. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1090, 1111, 1353, 1355, 1356, 1553. Белковский Е. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михаило-Клопский монастырь. – Петроград, 1917. – С. 1–2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 122–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

монастырь был захвачен войсками Стефана Батория, вплотную приблизившегося к Новгороду, а в 1611 г. - отрядом шведского военачальника Самуила Коброна. И хотя в Описи Новгорода 1617 г. говорится только о разграблении монастырской ризницы шведами, можно предполагать, что и храмы пострадали в это смутное тяжелое время. Известно, что в 1632 г. игумен Никодим с братиею обратились с челобитной к царю Михаилу Федоровичу, после чего из царской казны были отпущены на возобновление обители. Рисунок члена австрийского посольства Мейерберга, сделанный в 1661-1662 гг., зафиксировал, хотя и условно, архитектурный облик Никольской церкви с трапезной после перестройки 1630-х гг. Монастырь изображен с юго-запада, со стороны реки Веряжи. Оба фасада храма развернуты в одной плоскости, завершены восьмикратной кровли и одном главой. Трапезная имеет двускатное перекрытие, при этом коньковый брус размещен по оси восток-запад, что соответствует действительности. К 1630-м гг. предположительно можно отнести устройство восьмискатного завершения церкви. Для новгородской архитектуры XVI в. характерно палаточное завершение, хотя не исключено и восьмискатное (церкви Благовещения на Торгу, Сретения в Антониевом монастыре). Сравнение рисунка Мейерберга с изображением монастыря в приделе Михаила Клопского позволяет предположить, что во второй половине XVII в. была осуществлена следующая перестройка церкви с трапезной палатой. В отличие от рисунка Мейерберга, настенное изображение более детально и реалистично. Храм представлен с четырех-скатным завершением. На фасадах четко показаны горизонтальные тяги и люнеты, расположенные по три на каждом фасаде в одном уровне над верхней горизонтальной тягой. Подобное расположение люнет предполагает, как наиболее вероятное, первоначальное палаточное завершение фасадов. В отличие от рисунка Мейерберга, трапезная представлена как протяженная на 10 оконных осей постройка. К северному фасаду примыкает двухъярусная паперть с крыльцом, но по высоте равная трапезной. Первый ярус ее решен как открытая галерея, верхний - с большими проемами.

http://sobory.ru/article/?object=06722

Во-первых, в описи 1581-1582 гг. Троицкий собор назван вновь построенным («поставлен ново»), в то время как о Никольской церкви не сообщается. Во-вторых, описи монастыря XIX века упоминают 2 колокола, отлитые в 1531 г. с одинаковыми надписями: «Лета 7039 лит колокол сей в обитель живоначальныя Троицы и Чюдотворца Николая и к Покрову Пресвятыя Богородицы Святителю Михаилу...». В этой надписи особо выделено 2 главных престола: св. Троицы и св. Николая Чудотворца, придельные же храмы Троицкого собора (имеется в виду церковь XV в.) - Покровский и Михаила Клопского, названы после них. Отливка сразу двух колоколов - важное событие в монастырской жизни, и вполне логично, что оно было связано с сооружением трапезной палаты с храмом, где обычно устраивались звонницы в соответствии с правилами монашеского общежития. В-третьих, в сравнении с другими памятниками новгородской архитектуры XVI в. Никольская церковь обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с Покровской церковью Троицкого Александро-Свирского монастыря. На это обращают внимание Е.Л. Турова, Н.Н. Кузьмина и другие исследователи. Автор Жития Александра Свирского, его ученик Иродион, свидетель строительства двух каменных храмов в монастыре, сообщает, что Покровская церковь с трапезой была заложена незадолго до смерти святого, последовавшей в 1533 г. Д.А. Петров, не доверяя житийному рассказу, относит Покровскую церковь к 1580-м гг., основываясь на композиционных и архитектурно-декоративных особенностях памятника. Если принять дату строительства Покровской церкви, исходя из житийного рассказа, то можно предположить, что трапезная с храмом Клопского монастыря была сооружена несколько ранее и послужила для него образцом. Таким образом, хронологические рамки строительства Никольской церкви с трапезной можно отнести к 1530-1570-м гг. Документальные источники, изобразительный материал, а также натурные данные позволяют выделить несколько основных этапов перестроек памятника. Первый этап можно отнести к 1630-м гг. В 1580 г.

http://sobory.ru/article/?object=06722

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода - многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям - Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу. Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII - нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы. По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ,  http://www.klopsky.ru/news/25

http://sobory.ru/article/?object=00491

В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В. Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. До сих пор наше внимание было сосредоточено на Троицком соборе XVI в. Его история, хотя и неполно, но все же сравнительно неплохо документирована. Гораздо сложнее обстоит дело с предшественниками здания XVI в. Ведь историю монастыря и его первых построек следует вести с начала XV в. Новгородская летопись под 1412 г. сообщают о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Монастырь к этому времени, надо полагать, уже существовал. Деревянный храм просуществовал около 7 лет. В 1419 г. его заменил новый, теперь уже каменный храм, возведенный при игумене Феодосии всего за 60 дней (НПЛ). Образцом, которому следовали строители, письменные источники называют церковь Николы на Лятке. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. - наличие подцерковья, что возможно связано с ориентацией на указанный образец. Подклет в новгородском храмовом строительстве получает распространение со второй половины XV в. и его столь раннее появление, фиксируемое летописью, как и другие особенности исчезнувшего храма 1419 г. требовали проверки, прежде всего средствами архитектурной археологии. Раскопки, проведенные в 1988-89 гг., прояснили некоторые вопросы, касающиеся судьбы первого каменного храма. Выяснилось, что при строительстве собора XVI в. кладка первоначальной постройки была почти полностью выбрана вместе с фундаментами. Удалось зафиксировать только два небольших фрагмента кладки начала XV в. Внутри существующего собора (в восточной части центрального нефа) на глубине 1,15-1,2 м от современного пола была обнаружена кладка принципиально отличающаяся от кладки XVI в. Фрагмент, расчищенный в центральном нефе, сохранил один ряд стеновой кладки из известняка, лежащий на фундаменте из валунов, сложенных насухо. В фундаменте всего два ряда впущенных в материковую глину валунов, глубина их заложения 60 см. У этой кладки выявлены три лицевые боковые поверхности, лишь с востока кладка срублена при рытье котлована под апсиду XVI в. Есть основания полагать, что открытая кладка является остатком внутренней опоры (столба) храма 1419 г.

http://sobory.ru/article/?object=05334

Покровский храм (бывший Зверин монастырь): преп. Савва Вишерский (XV в.). Свято-Георгиевский (Юрьев) монастырь: свт. Феоктист Новгородский (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), благ. кн. Феодосия Владимирская (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в братском корпусе), икона муч. Георгия Победоносца. Музей в бывшем Антониевом монастыре: преп. Кирилл, Климент, Исаакий, Никита и Никифор Алфановы, Сокольницкие (XIV в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), камень преп. Антония Римлянина. БОРОВИЧИ. Успенский собор: блаж. Иаков Боровичский (XVI в.) (частицы мощей). С. ВНУТО, Хвойнинского района. Успенский храм: преп. Никандр Городноезерский (XVI в.). С. МИГОЛОЩИ, Хвойнинского района. Храм Св. Иоанна Воина: преп. Марк Пустынник (XVIII в.) (могила около храма). С. МЕНЮША, Шимского района. Троицкий храм: муч. Иаков и Иоанн Менюжские (XVI в.). СТАРАЯ РУССА. Георгиевский собор: «Старорусская» икона Божией Матери. Д. ЛЕОХНОВО, Старорусского района. Спасо-Преображенский храм: преп. Антоний Леохновский (XVI в.). Д. КОСИНО, близ Старой Руссы. Николо-Косинский женский монастырь: преп. Константин и Косма Косинские (XIII в.) (мощи под алтарем). Д. СЕЛЬЦО, Новгородского района. Михаило-Клопский монастырь: блаж. Михаил Клопский (XV в.). Д. ВЯЖИЩИ, Новгородского района. Николо-Вяжищский женский монастырь: свт. Евфимий Новгородский (XV в.). П. ХУТЫНЬ, Новгородского района. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь: преп. Варлаам Хутынский (XII в.). Г. Окуловка: Святой источник Серафима Саровского Монастыри Новгородской области [ править править код ] Все монастыри Новгородской области Свято-Троицкий Никандров женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Никандров женский монастырь — действующий православный женский монастырь Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской православной церкви, располагающийся в деревне Никандрово, Любытинского района Новгородской области, на западном берегу озеро Городно.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

было перекрыто листовым железом. Следующий строительный этап по документальным материалам датируется 1850-1860 гг. Работы начались при игумене Дмитрии, который получил разрешение на исправление ветхости Никольской церкви настоятельского корпуса, и продолжились после его перевода в 1858 г. в Кириллов монастырь. В приходо-расходных книгах 1861-1862 гг. зафиксированы произведенные в эти годы работы в настоятельских покоях: устройство филенчатых дверей, отделка потолков, оклейка комнат шпалерами. Снаружи исправлялась штукатурка, чинились и красились кровли. К этому времени относится, вероятно, и растеска окон с лучковым завершением в уровне первого этажа настоятельского корпуса, а также кирпичная облицовка его северного фасада. Последняя перестройка, повлиявшая на архитектурный облик здания, относится к началу XX в. На фотографиях 1930-х гг. церковь предстает без восьмерикового завершения. Четверик перекрыт четырехскатной кровлей с изломом. Над ней возвышается маленькая главка. После упразднения монастыря в 1920 г. судьба здания Новгородского Клопского монастыря складывалась непросто. До того, как в 1930-е гг. он был передан в ведение музея, стоял вопрос о полном его уничтожении. Именно тогда началось постепенное разрушение архитектурного памятника - была проведена разборка западной части настоятельского корпуса. Это отчетливо видно при сравнении фотоснимков дореволюционного периода и 1930-х гг. До настоящего времени уцелели: стены храма с алтарной апсидой и часть трапезного корпуса - четыре прясла. Пятое прясло представляет собой груду развалин. На фасадах церкви и южном фасаде трапезного корпуса сохранились первоначальные двухуступчатые лопатки, следы междуэтажной тяги, несколько оконных проемов, а также нишек с килевидным подвышением на лопатках. При обрушении штукатурки на южном фасаде трапезного корпуса на второй с востока лопатке обнаружились следы круглого окна XVI в. Кроме того, выяснилось, что лопатки в нижнем ярусе храма были стянуты арками с килевидным подвышением, а восточные стены трапезы были декорированы сдвоенными арочками с гирькой между ними.

http://sobory.ru/article/?object=06722

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита - дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц - 50 лет. Сведения о постройках монастыря и его угодьях содержатся в ведомости 1919 г. В нем указаны следующие монастырские строения: 1) Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, " где и святые мощи его почивают " с притвором и папертью каменной. С южной стороны - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной - соборная ризница каменная. 2) К востоку от собора под входными воротами - колокольня каменная 3-х ярусная. 3) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса - трапезная, кухня, 7 келий. 4) Часовен при монастыре 2: одна из них на станции Шилка новгородской железной дороги, деревянная, другая - при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи. 5) К югу от колокольни - сестринский корпус каменный, одноэтажный. 6) В юго-восточном углу ограды - квасоварня, баня, ледник, кладовая, в юго-западном углу - кельи, каменные, одноэтажные. Такие же кельи в северо-восточном углу. 7) Ограда вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах. 8) С северной стороны к монастырю примыкает скотный двор, обнесенный каменной оградой. Последняя постройка, появившаяся в 1914 г., при игуменье Маргарите, - деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому пристроены хозяйственные постройки (Прим. - " Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню " ).

http://sobory.ru/article/?object=00491

Ведомость завершается следующими словами: " Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу " . Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них, в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора - " храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы " и " образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная. Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием " Всевидящее око " , кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (...) " . В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой - 102 пуда. Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

http://sobory.ru/article/?object=00491

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010