Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Клопский, прп. - житие Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (память 11 января по старому стилю) Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (U 1389 г.) Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Димитриевич, в 1419 г. лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода». Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса. В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: « " Чашу спасения приму и имя Господне призову " (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись. Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия. Блаженный Михаил преставился 11 января ок. 1453-1456 гг. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Михаил Клопский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2962

Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь - православный мужской монастырь в Новгородской области. Основан в 1408 году, упразднен в 1934. Передан Церкви в 2005 году. В настоящее время продолжается восстановление древней обители. Содержание История [ править править код ] Преп. Михаил Клопский Судьба монастырского архива нам неизвестна - лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв. До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: " Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись. Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы. С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен " . Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял " монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия " определить в черные труды " , а в случае дальнейшего ропота - перевести в другой какой-либо монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Вып. 2. С. 55-67; она же. Эволюция архит. ансамбля Троицкого Клопского мон-ря с XV в. до наст. времени//Ежег. НГОМЗ, 2006. В. Новгород, 2007. С. 64-73; она же. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 381-403; Бобров А. Г. Троицкий Клопский мон-рь//София. Новгород, 1999. 2. С. 8-11; Булкин В. А., Прудникова О. А. О Троицком соборе Клопского мон-ря//Там же. С. 13-14; Сосновцева И. Икона «Прп. Михаил Клопский со сценами жития»//Там же. С. 12; Петров Д. А. «Мастер Игнатий»//Новгородские древности. М., 2000. С. 121-158. (Архив архитектуры; 11); Гордиенко Э. А. Архит. ансамбль Клопского мон-ря: Что мы теряем?//Исчезающая красота: Проблемы сохранения ценностей культуры в совр. России: Мат-лы всерос. конф. Вел. Новгород, 2002. С. 25-33; Еремина Т. С. Юродивый из Клопского мон-ря// Она же. Мир рус. мон-рей: История, предания. М., 2002. С. 231-239; Брагина Е. Заступиться за заступника//Новгородские ведомости. 2003. 10 окт. С. 1-4; Кузьмина Н. Н. Троицкий собор Клопского мон-ря близ Вел. Новгорода//Мат-лы ИКОМОС: Консервация и реставрация: Науч.-информ. сб. М., 2004. Вып. 4. С. 8-12; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//Новгородский архивный вестн. 2005. Вып. 5. С. 251-252; Кузьмина Н. Н., Секретарь Л. А. История изучения и реставрации Троицкого собора Клопского мон-ря//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новгород, 2005. Вып. 1. С. 304-317; Турилов А. А. Когда умер Михаил Клопский и кто предсказал церк. карьеру Новгородскому архиеп. Ионе?//Славяноведение. 2005. 4. С. 43-49; он же. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 180-212; Архит. наследие Вел. Новгорода и Новгородской обл. СПб., 2008. С. 320-326; Веткин С. «…И вновь церковь сотвориша»//Новгородские ведомости. 2008. 51, 18 апр. С. 3; Иаков (Ефимов), иером. Жива обитель святая//История Св.-Троицкой Михайло-Клопской обители: Ист. очерки разных лет. Вел. Новгород, 2009. С. 23-28; он же.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

Омск. Церковь Михаила Клопского. Галкинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя святого Михаила Клопского в Новослободском форштадте. Построена в 1902 г. Основные жертвователи - семья купца 2-й гильдии Михаила Галкина. В качестве образца использован проект храма св. Ольги на Дудерговской горе при Красном селе в пригороде Санкт-Петербурга, недалеко от Стрельны, сделанный Д.И. Гриммом. Кирпичная, одноэтажная, в форме «корабля». Церковь представляет собой квадратную в плане постройку, основной объем окружен с трех сторон открытой арочной галереей, замкнутой с восточной стороны жертвенником и дьякоником. Над храмом восьмигранный купол, над алтарем пятигранная конха. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, пилястрами на углах, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы - на куполе, алтаре и колокольне, кресты восьмиконечные. Декоративные элементы: крупные рельефные кресты на глади стен, поребрик под карнизом, маленькие колонки, встроенные в углы крупных объемов. Колокольня: Высокая восьмигранная шатровая колокольня была двухъярусной, украшенная кокошниками, православными крестами на гранях шатра. Высокий шатер имеет декорированные окошечки. Луковичная главка на тонкой цилиндрической шейке. Иконостас: двухъярусный резной. Приход: безприходная. В 1940-е годы в здании храма размещалось общежитие пожарной охраны. С храма сняли главы, разрушили колокольню. В конце 1950-х годов церковь была снесена. Сейчас на месте храма сквер с памятником Герою Советского Союза Д.М. Карбышеву, установленном в 1961 году. Источник: Памятники культового зодчества Омского Прииртышья. Наталья Лебедева. http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/mihkl.htm В районе Ильинского прихода, на упраздненном кладбище, имеется однопрестольная каменная церковь во имя св. Михаила Клопского, сооруженная на средства купеческой вдовы Веры Лаврентьевны Галкиной, в которой по праздничным дням одним из очередных священников совершается богослужение. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37835

С. 154). Житийная икона М. упоминается в описи имущества 1685 г. ц. вмч. Параскевы Пятницы на Торгу в Вел. Новгороде. В 1671 г. по повелению царя Алексея Михайловича «да у той же церкви приделанъ пределъ и с папертью каменой же во имя преподобнаго отца Михаила Клопскаго, и тот пределъ и паперть покрыта тесомъ подъ одну кровлю скатомъ; а строенъ тотъ пределъ въ 179-м году государевою казною. А образы и Деисусы и всякую церковную утварь в церкви святой великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, и в пределе преподобнаго отца Михаила Клопскаго строили мы, попы, собою лавочными церковными зборными оброчными денгами… В пределе преподобнаго отца Михаила Клопскаго: двери царские и сень и столпцы резные, на краскахъ… Образъ преподобнаго отца Михаила Клопскаго в чюдесехъ писанъ на золоте, пелена выбойчатая. Передъ темъ образомъ ламъпада медная на цепочкахъ» (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 229, 234). Сцены сгруппированы блоками, с крестообразным выделением центральных клейм в рядах. Приход в мон-рь старца связывается с чудесным изведением источника во время 3-летней засухи. Встреча М. с гонимым братьями кн. Константином Димитриевичем привела к чудесному скорому (60-дневному) строительству и освящению 1-й каменной Троицкой церкви. Центральная группа клейм, рядом со средником, посвящена демонстрации пророческого дара М.: о чуде исцеления провинившегося перед монастырем и покаявшегося посадника Григория Посахно, о пророческом предупреждении враждующим новгородцам, землевладельцам Олоферию Ивановичу и Ивану Семеновичу Лощинскому, и о случившемся во время суда на Куретцком погосте параличе Олоферия Ивановича. Следующий «блок» посвящен смерти праведника и его прославлению, представленный в центральном нижнем клейме торжественным погребением, к-рому как бы предшествуют сюжеты «Погребение игумена Феодосия» (где пропущено чудо прибытия на погребение оленя), «Предречение преподобным места своего погребения рядом с могилой игумена», «Причащение Св. Таин в день своего представления».

http://pravenc.ru/text/2563470.html

СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва о благословении на открытие Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря в д. Сельцо Новгородского района Новгородской области и о назначении иеромонаха Иакова (Ефимова) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря в д. Сельцо Новгородского района Новгородской области. 2. Назначить иеромонаха Иакова (Ефимова) наместником Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря д. Сельцо Новгородского района Новгородской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва о благословении на открытие Николо-Косинского женского монастыря в д. Косино Старорусского района Новгородской области и о назначении монахини Надежды (Чановой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Николо-Косинского женского монастыря в д. Косино Старорусского района Новгородской области. 2. Назначить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Николо-Косинского женского монастыря д. Косино Старорусского района Новгородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла о благословении на открытие Николо-Бавыкинского мужского монастыря в поселке Заря Свободы Сараевского района Рязанской области и о назначении игумена Гурия (Покровского) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Николо-Бавыкинского мужского монастыря в поселке Заря Свободы Сараевского района Рязанской области. 2. Назначить игумена Гурия (Покровского) наместником Николо-Бавыкинского мужского монастыря поселка Заря Свободы Сараевского района Рязанской области.   +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

http://patriarchia.ru/db/text/343769.htm...

Одним из условий дальнейшего развития русского песнотворчества следует признать тот факт, что в конце XIV — начале XV века Русская Церковь меняет строгий Студитский Устав богослужения, принятый преподобным Феодосием Печерским, на торжественный Иерусалимский, с большим количеством праздников, имеющих всенощное бдение. Ф. Г. Спасский признает большое влияние митрополита Киприана и Григория Цамблака на поступательный рост гимнографического творчества в Русской Церкви после трудов Пахомия Логофета. Подлинный расцвет русской гимнографии наступает при святителе Макарии Московском, который еще в бытность свою архиепископом Новгородским возгревает развитие русского литургического творчества. В период Макарьевских Соборов, в 1547 году, ставится вопрос о канонизации русских святых, и еще до канонизации пишется Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим. В этот период — в середине XVI века, согласно указаниям Ф. Г. Спасского — число служб достигает сотни, тогда как раньше они исчислялись двумя–тремя десятками . Можно согласиться с указанным автором и в том, что наряду с количественным ростом произведений в эпоху «золотого века» русского литургического творчества, который он определяет 1540–1630 годами, имеется и качественный расцвет самостоятельной русской гимнографии . Остановимся на творчестве тех авторов, которые наиболее характеризуют «золотой век» нашей русской гимнографии. Инок Илия (Тучков) и его служба преподобному Михаилу Клопскому Одним из первых в этом периоде следует упомянуть Михаила Тучкова, во иночестве Илию (обозначенного в труде Ф. Г. Спасского и как пресвитер Илия), которому (по указанию архиепископа Филарета Черниговского) еще в 1537 году митрополитом Макарием было поручено писать канон преподобному Михаилу Клопскому и Службу святому благоверному князю Александру Невскому . Особого внимания заслуживает Служба преподобному Михаилу Клопскому, поскольку авторство Службы святому благоверному князю Александру Невскому недостоверно. Служба преподобному Михаилу являет собою солидный, серьезный и сознательный труд, в котором отпечатлены образование автора и его подлинная духовность. В обоих канонах пресвитер Илия подчеркивает и ублажает жизнь преподобного Михаила в юродстве как особую, высоко избранную им стезю. Автор проводит продуманные параллели с событиями и личностями Ветхого и Нового Заветов, в канонах же он высказывает и свое мнение государственного мужа, преданного своему отечеству человека. Черты государственного мышления он приписывает и преподобному Михаилу, называя его отечестволюбцем: Яко отечестволюбец, побори враги, отче, воюющия на ны . Этим же именем называет гимнограф преподобного Михаила и в стихирах на Господи, воззвах . Стиль написания всей Службы несколько трудноват для непосредственного восприятия, но подлинная духовность пронизывает строки всего произведения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

в Синодике Клопского монастыря 1660 г. и пришел к выводу, что его отцом был женатый на сестре Димитрия Донского кн. Дмитрий Михайлович Боброк Волынский, принявший схиму с именем Максим. Отождествление получило признание в лит-ре ( Дмитриев. 1988. С. 302), но оно не может быть принято, т. к. на Руси отчество детей никогда не определялось по монашескому (и тем более по схимническому) имени отца. Модификацией предложенной версии является гипотеза А. В. Кузьмина, согласно которой М. был не сыном, а внуком кн. Боброка Волынского ( Кузьмин. 2001; Он же. 2002). Возможному отождествлению противоречит то обстоятельство, что к.-л. упоминания о М. в весьма подробном родословии Волынских отсутствуют. Крестное (приходящееся на день рождения) имя Максим носил 3-й сын Димитрия Донского, можайский и белозерский кн. Андрей Димитриевич (14 авг. 1382 - 1432): оно зафиксировано в Синодике Троицкого Слуцкого мон-ря, где в записи рода кн. Константина Крушинского содержится поминание «князя Андрея Можайского, нареченного во святом крещении Максима» (БАН Литвы. Ф. 21. 799. Л. 4 об., 30-е гг. XVII в.). С признанием М. сыном можайского кн. Андрея его рождение следует датировать (с учетом возраста отца) не ранее 1397-1398 гг., но и не позднее 1400 г. О матери М. неизвестно ничего, кроме имени Анна, сохранившемся в Синодике. А. А. Турилов Почитание Прп. Михаил Клопский. Роспись царского молельного места в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде. 1572 г. Прп. Михаил Клопский. Роспись царского молельного места в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде. 1572 г. По сведениям Жития, М. пришел в Клопский мон-рь, будучи уже монахом, при игум. Феодосии (впосл. нареченный архиепископ Новгородский), следов., до 1 сент. 1421 г. (в этом году игумен, как и предсказывал святой, был избран на Новгородскую кафедру, но не хиротонисан; спустя 2 года отстранен, после чего вернулся в обитель). Редакции Жития сообщают о разном количестве лет, проведенных М. в Клопском мон-ре: 50 лет и 6 мес. (вариант А 1-й редакции) и 44 года (вариант Б, 2-я и Тучковская редакции).

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Святые мощи преподобного Михаила Клопского почивают под спудом в Троицкой соборной церкви Клопского монастыря, на южной стороне, в бронзовой позолоченной раке под резным балдахином на 12-ти колоннах. Клопский же Троицкий, мужской, 3-го класса монастырь находится на правом берегу реки Веряжи и ручья – безымянного, в 20-ти верстах от Новгорода к югу и в 3-х верстах от озера Ильменя к северо-западу. Время основания сего монастыря неизвестно, летописи в первый раз упоминают о нем в 1408 году, когда пришел сюда блаженный Михаил, Клопский чудотворец. Троицкая соборная церковь , где почивают мощи преподобного, построена первоначально в 1562 году: по сторонам её два придела, один с южной стороны в честь Покрова Богородицы, а другой во имя преподобного Михаила Клопского. Теплая Николаевская церковь , построенная также около 1502 года имеет тоже два придела, – один в честь Тихвинской иконы БожиеЙ Матери, а другой во имя Св. Иоанна воина, которые оба устроены в нынешнем столетии. По штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу с настоятельством игуменским. В Клопский монастырь бывает крестный ход из соседних сел или погостов 23 числа июня месяца, – в день прибытия блаженного в обитель. В монастыре показывают колодезь на том месте где по молитве преподобного Михаила, открылся источник воды. Память преподобного Михаила Января 11 дня. См. прол. и Чет. Мин. Янв. 11, Карамз, т. V, 262 стр., кратк. опис. Клоп. мон. 1813 г. 12-го числа Преподобного Мартиниана Вожеозерского Преподобный Мартиниан, в мире Михаил, родился от благочестивых родителей, живших в 60-ти или 70-ти верстах от губернского города Вологды, в селении Сяма, (Березники тож), при котором находился получивший от сего селения свое название Сямский – Рождественский мужской монастырь. Пострижение в иноки или монахи принял Михаил в Кирилло-Белоезерском монастыре с именем Мартиниана. По смерти преподобного Кирилла, Мартиниан удалился из Белозерской обители на острове Воже-озера в 100 верстах от Новгорода. Когда начали стекаться к нему на сожитие ищущие иночества, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Спаса и основал в XY веке или столетии монастырь (ныне упраздненный) называвшийся Вожеозерским Спасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра с рис. А. Майерберга. 1661–1662 гг. Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра с рис. А. Майерберга. 1661–1662 гг. В 1985-1992 гг. коллективом архитекторов Новгородского филиала ин-та «Спецпроектреставрация» были проведены комплексные научные исследования, в полном объеме выполнены архитектурно-археологические обмеры и разработаны неск. вариантов проектов реставрации собора (научный консультант - Красноречьев, научный руководитель и автор - Кузьмина). Археологические исследования подземных частей выполнил Булкин. В диаконнике был обнаружен каменный саркофаг с мощами прп. Михаила Клопского (не вскрывался). В исследовательских и проектных работах приняли участие Г. М. Кулакова, О. Н. Коваленко, Е. Л. Казанцев, В. А. Дружинин и др. Одновременно в небольших объемах продолжалась реставрация Троицкого собора. В 1989 г. были реставрированы главы, частично - декор барабанов и четверика, установлены кресты, над храмом устроена временная кровля, юж. галерею покрыли листовой медью, к-рая вскоре была похищена. В 2002 г. на заседании архитектурной секции федерального научно-методического совета Мин-ва культуры РФ были рассмотрены варианты проекта реставрации Троицкого собора, разработанные еще в 1992 г. К исполнению был принят вариант консервации храма в формах XIX в. с реставрацией в первоначальном виде лишь нек-рых деталей. После 2002 г. удалось обнаружить дополнительные следы сводов приделов и колокольни, стен между приделами и др. архитектурных форм и конструкций, к-рые позволили разработать новый вариант проекта реставрации (автор - Кузьмина). Из 2 вариантов проекта - компромиссного, предусматривающего консервацию основного объема с сохранением форм XIX в. (4-скатная кровля, поздний карниз), восстановление приделов и колокольни в формах XVI в., и варианта реставрации памятника в первоначальных формах ( Кузьмина, Секретарь. 2005. С. 304-307) - после повторного рассмотрения был утвержден второй. К 2012 г. были восстановлены первые ярусы колокольни и юж. приделы собора.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010