При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Миголовская или Миголощская, Новг. г., II, 923. Мигулинский-Троиц., Донской, I, 515. Микитьева пустынь-Псковский, II, 946. Милогорская, Новг. г., II, 923. с Милца Зачатей.-Псковский, II, 805. Минский-Екатерин., I, 355. Минский-Петропавл., I, 355, 356. Мирожский-Псковский, II, 1162. Мироновский-Богослов., Черниг. г., II, 925. Мироносицкая, Каз. г., II, 924. Миропольский – Николаев. – Белогорский, Кур. г., II, 975. Михаило – Архангель. – Устюжский, II, 623. Михаилова, Влад. г., II, 926. Михаилов.-Богослов.-Киевский, I, 67. Михаилов.-Выдубецкий, Киев. г., I, 147. Михаилов.-Златоверх.-Киевский, I, 196. Михаилов.-Клопский, Новг. г., II, 872. Михаилов.-Ново-Рождеств., Ряз. г., II, 1018. Михаилов.-Переяславский, Полт. г., II, 927. Михаилов.-Предт., Харьк. г., I, 299. Михаилов.-Псковский, II, 1354. Михаилов.-Сковородский, Новг. г., II, 1147. Михаилов.-Сорочинск. Полт. г., II, 928. Михаилов.-Усть-Узский, Пск. г., II, 779. Михаилов.-Чудов-Москов., II, 1357. Михаилов-Архан.-Корельский, Арх. г., II, 629. Михаилов-Архангель.-Юрьевский, II, 628. Михалицкий-на Молоткове-Новгородск., I, 300. на Мишариной горе Иоанно-Богословск.– Псковский, II, 836. Млевский-Троиц., Твер. г., II, 1274. Могилевская-Успен., Твер. г., II, 929. Могилевский-Братский-Богоявл., I, 88. Моденский, Новг. г., II, 930. Можайская-Никол.-Борщовск., II, 957. Можайский-Колоцкий, Смол. г., II, 881. Можайский-Петров., II, 1043. Моздокский-Преображ., I, 391. Моисеевский-Московский, II, 931. Мокрый Ильин.-Запсковский, I, 213. Мокрый Ильин.-Новгородский, II, 830. Мокшанский-Богород.-Казан., I, 56. Моложский-Афанасиев. – Троицкий-Холопий, I, 22. Моломская, Волог. г., II, 1164. на Молоткове Михалицкий-Новгородский, I, 300. Молочков, Пск. г., II, 932. Молчанская-Софрон., Кур. г., II, 933. Молчанский-Печерский-Путивльский, II, 934. Монзенский – Ферапонтов – Благовещ., Костр. г., II, 1336. Моргарский или Мгарский, Полт. г., II, 1097. Морозова, Яросл. г., II, 935. Мороцкий-Успенск.-Николаев., Мин. г., I, 548. в Морчуках Зосимо-Савват., Моск. г., II, 1150.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Новгородской области будет восстановлен Троицкий собор Клопского монастыря 3 июля 2018 г. 15:22 Троицкий собор Свято-Троицкого Михаило-Клопского мужского монастыря в Новгородской области, построенный по повелению Ивана Грозного, будет отреставрирован, сообщает ТАСС . «Общее состояние южного придела оценивается специалистами как аварийное. Памятник, которому в следующем году исполнится 450 лет, страдает от протечек. Кровля пропускает дожди, происходит намокание стен с живописью XVIII-XIX веков», — заявили 28 июля 2018 года в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры Российской Федерации. Специалисты выполнят реставрацию кирпичной кладки стен и сводов южного придела собора, отремонтируют кровлю и чердак, изготовят и смонтируют кресты, поставят двери и окна. Сроки начала и проведения работ в сообщении не указываются. В настоящее время Северо-Западная дирекция проводит конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ, ведомство рассмотрит заявки 5 июля. Собор Троицкого Клопского монастыря расположен в 23 км от Великого Новгорода на реке Веряже у места ее впадения в озеро Ильмень и является уникальным памятником архитектуры XVI века. Храм отличается сложной композицией с четырьмя наружными приделами, галереей и колокольней. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5231330.ht...

Потом настоятель храма - архимандрит Иларион говорит молящимся о судьбе Церкви, о любви к Отечеству. Просто и емко звучат слова. В сердце сходит тишина и благодать. Все присутствующие на молебне с благоговением прикладываются к Святыням Крестного хода и Святыням храма. После молебна в церкви совершается Крестный ход вокруг храма. Затем огромное количество людей идет Крестным ходом по центральной улице села Бронница. " Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! " Крестный ход, к которому присоединяются люди, стоящие по пути его следования, проходит мимо завода фарфоровых изделий " Возрождение " (основан в 1966 г. на базе небольшого литейного цеха завода " Пролетарий " ). " Возрождение " изготовляет кобальтовую, так называемую " синюю " посуду, а " Пролетарий " - столовую фарфоровую. Взгляд крестоходцев невольно задерживается на искусно расписанных изделиях с подглазурной и надглазурной росписью, которые выставлены на продажу местными умельцами. Особенно хороши большие блюда с новгородскими всадниками-богатырями. Дальше наш путь лежит в поселок Крестцы. До свидания, озеро Ильмень, гостеприимный Приильменский край! Напоследок хочется перечислить монастыри, которые находились на территории Приильменья: Благовещенский (на озере Мячино) Пантелеимонов Юрьев Богородицкий Перынский монастырь Николо-Лядский Кириллов Ситецкий Нередицкий Шилов Сковородский Коломецкий Николо-Липенский Ковалевский Волотовский Николо-Островский Савво-Вишерский Понедельский Мостищский Сутоцкий Спасо-Верендовский Клопский Ефремо-Перекомский Пустошский Взвадский Сохранился: Юрьев монастырь, на месте Богородицкого Перынского монастыря находится Рождество-Богордицкий Перынский скит. Восстанавливаются: Михаило-Клопский монастырь; поставлена часовня на месте Ефремо-Перекомского монастыря. Вси Святии Земли Новгородской, простите нас! На фото: 1. 08.05 крестный ход прибыл в монастырь преподобного Михаила Клопского. В монастыре был отслужен молебен с помазанием святым елеем у мощей преподобного Михаила. Монастырь поразил природной красотой и величественной тишиной (фото 9) Мы потрудились на монастырских послушаниях после которых нас ожидала баня. После бани особо приятно было одеть новые русские рубашки которые вручили участникам крестного хода.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

Сейчас она перенесена в Музей деревянного зодчества " Витославлицы " (в 1964г). Это самый ранний из сохранившихся образцов шатрового храма типа " восьмерик на четверике " . В настоящее время в Курицко находится каменная Успенская церковь, построенная в 1899г по проекту новгородского архитектора А.Н. Дьякова. Выстроили храм на пожертвования. Для сбора средств была даже устроена небольшая переносная часовенка, в которой находилась икона Успения. Ее выносили на тракт, а в прикрепленную кружку собирали подаяния на постройку храма. Вот так и вырос красавец-храм с сияющим куполом и высокой колокольней. Внутреннее убранство храма поражает своей красотой, " рукотворностью " . Оно сохранилось в советское время благодаря вере местных прихожан. Нас встречают у храма множество людей, особенно много детей. Они радостно вторят взрослым: " Христос Воскресе! " " Небеса - это доброта! " Мы попали на небеса - с такой добротой и любовью был накрыт стол, где мы отведали озерной рыбы, хрустящих огурчиков, хрусткой капустки, терпкого смородинного морса. И кругом - пасхальная радость, трепет, с которым люди прикладываются к святыням, идут вместе с Крестным ходом по Святой Позерской земле. Как не хочется покидать этот красивый храм, позолотой отливающие иконы, образ Спасителя, такой величественный и любящий, словно вбирающий в свои объятия каждого пришедшего. О. Александр Фролов, окормляющий вверенную ему паству Поозерья, служит здесь уже 20 лет. И видно, что относится он к своему служению с большим энтузиазмом, добросовестно и честно, ведь столько людей - от мала до велика - присоединяются к общей молитве. К Крестному ходу присоединяются и машины, и автобусы, - все хотят приобщиться Благодати Божией. Каким чутким и внимательным должен быть пастырь, " педагог " (по-славянски " пестун " , по-русски " детоводитель " ), чтобы привести другого человека к Вере Христовой! Дай, Боже, сил всем нашим пастырям и нам, рабам Твоим! Крестный ход идет по асфальтированной дороге к деревне Хотяж. В 1941 г. во время сильной бомбежки в деревне сгорело более десятка домов. В послевоенные годы Хотяж вновь отстроилась, а вот соседние старинные деревни - Карпово, Большой и Малый Донец - безследно исчезли. Напротив Хотяжи наш старый знакомый - Михаило-Клопский монастырь, только теперь нас разделяет водная гладь реки Веряжи.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том же монастыре старинный шитый покров без надписи, с изображением преп. Антония Римлянина во весь рост, вышитым по тёмно-лазуревому атласу золотом, серебром и жемчугом с камнями; опушен зелёной камкой, на которой вышит золотом тропарь преподобному. Правая рука у него благословящая именословно, а в левой – свиток. В ризнице новг. Софийского собора два покрова XVII века, атласные, с каймами. На одном вышит во весь рост шёлком, золотом и серебром св. Никита, епископ новгородский, в крестчатых ризах, а на другом св. Иоанн архиепископ в мантии. Оба покрова сии обнизаны в приличных местах жемчугом; на обоих правые руки благословящие, у первого именословно, а у второго святителя большого перста не видно за безымянным. На покрове св. Никиты кругом вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ покровъ Никиты епископа Новгородского чудотворца, великого господина преосвященнаго Питирима, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ, Долю во о казной, труды и князя Ивана Даниловича Дашкова жены его княгини Дарьи Ивановны въ лто 7180 (1672) мсяца вдень совершенъ бысть покровъ, при великомъ господин митрополит Великого Новаграда и Великихъ Лукъ». На покров св. Иоанна по каймам вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ си покровъ, при великомъ господин митрополит Великого Новаграда и Великихъ Л., Софйской Домовой казной, а и труды князя и боярина Дашкова жены ево княгини Дарьи Ивановны, а намели и писалъ иконописецъ Михаило Новгородецъ въ лто 7181 (1673)». Последние слова показывают, что шитье изображений и надписей производилось по рисунку иконописцев. В Клопском монастыре покров конца века, с вышитым изображением пр. Михаила Клопского во весь рост; у него правая рука благословящая, а в левой свиток; одежда из схимы, но голова обнажена 539 . В Савво-Вишерском монастыре покров из шёлковой наклеенной материи с изображением пр. Саввы, начертанным красками; у него правая рука благословящая, а в левой свиток. В средине покрова с двух сторон надпись чёрной краской: «лта 1721 540 года положилъ покровъ на святаго чудотворца Савву посадникъ бурмистръ ома Ивановъ сынъ Ларинъ, по своему отъ потопа, по себ и по своихъ родителехъ въ вчное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На Феодосиев день Михаила сам принял святые дары и, взяв с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья. И когда пришли к нему, то келья была закрыта. Открыли, и фимиам еще курился, а его уже не было в живых. И стали искать место, где его положить, и везде земля была мерзлая. И надумали чернецы и игумен проверить то место, где стоял Михаила. Попробовали они копать в этом месте, и оказалась земля тут талой. И погребли они его здесь честно. Некий христолюбивый купец, Михаила Марков, глубоко чтил святого старца Михаилу. Когда однажды пошел он торговать за море и, пробыв за морем год, возвращался назад, то поднялась сильная буря, вздымались волны великие, било корабль о дно моря, наступила великая беда. Начал купец плакать и призывать Бога на помощь и его угодника Михаилу. Взывает купец к Михаиле: «Господин Михаила, был ты мне помощником при жизни своей, теперь о мне, грешном, Богу помолись!» И явился Михаила купцу без промедления на море, удерживая корабль за нос, и сразу исчез. И наступила полная тишина. Избавился корабль от потопления. И когда вернулся купец в дом свой, то прославил Бога и угодника его Михаилу. И взял на себя обет чтить память святого до своей смерти. Так и было. А вот другое пророчество Михаилы – Никифору-попу. Украл тот панагию, и он, Михаила, говорит Никифору-попу: «Ума лишишься!» И после этих слов у попа ни ума, ни памяти. И велел Михаила печь разобрать, а панагия в печи. И еще. Стал владыка Евфимий Первый притеснять монастырь – захотел деньги с монастыря получить. И взял из монастыря коня вороного. И Михаила владыке говорит: «Мало тебе жить, останется все!» И с тех пор разболелся владыка и преставился. Приехал посадник Иван Васильевич Немир в монастырь, а Михаила по монастырю ходит. И Михаила спросил посадника: «Что ездишь?» И посадник отвечает ему: «Был я у пратещи своей, у Ефросиний, да приехал к тебе благословиться». И Михаила сказал ему: «Что это, чадо, за совет у тебя такой – ездишь да с бабами совещаешься?» И посадник в ответ ему: «Летом придет на нас князь великий – хочет подчинить себе землю нашу, а у нас уже есть князь – Михаил Литовский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник . 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л.167:168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л.234:235). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С.368:471, 472, 473. История Русской Церкви преосвященного Филарета. Ч. III. С. 136. АИ. Т. I. 45. С. 92; 66. С. 118. АИ. Т. I. 27. С. 28. АИ. Т. I. 19. С. 28. Книга Степенная. Ч. I. С. 480. Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С.19:20). “Послал есьм грамоту к вам с поучением”. — АИ. Т. I. 281. С. 516. Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 6. С. 66. ДАИ. Т. I. 221. С. 369. Там же. 43. С. 60. АИ. Т. I. 112. С. 169. Митрополит Даниил в послании к неизвестному епископу говорит, что он писал прежде ему послание, “ныне же повторих на пользу твою и инех”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 227. Таково послание протоиерея Сильвестра Казанскому воеводе, где он вместе с наставлением этому князю делает наставления ко всем людям того царства, “обше господам моим молю и челом бию всем священническому чину, и князем, и бояром, и всем христианом, простым людям, богатым и нищим”. В конце своего послания Сильвестр делает приписку: “Благоверный княже Алекандре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание”, прочитай сам и “не скрый сего святого писания и прочим государским воеводам советным ти о государеве деле и священническому чину и христоимянитому стаду, да со вниманием прочетшее на пользу душам своим, и начнут вся сия творити и учити, яже есть писано…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 393–399.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010