Глава 33. Погибель страшных и гордых язычников и спасение на Сионе верных Богу-Спасителю 1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. (Горе обидящим вас, вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас), и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут). У Израиля много врагов, питающих к нему непрестанную вражду и желающих его гибели; но горе этим людям: они не могут нанести обиды народу Божию; они желают отвергнуть или удалить народ с его родной земли или, по крайней мере, обессилить его, но за это они сами будут побеждены и сделаются жертвою плена; к позору своего могущества, они будут не только побеждены, но и выброшены из святой земли также легко, как вытряхивают моль из одежды. 2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. (Господи, помилуй ны, на тя бо уповахом: бысть племя непокоряющихся в пагубу, спасение же наше во время печали). От лица верных пророк молит Бога о спасении и вместе с тем исповедует, что племя непокорных Его закону при всех увещаниях пророка, обречено на погибель от меча врагов, а для покорно-преданных сам Господь будет спасителем во время печали – во дни предстоящего нашествия оных. 3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена. (Гласом страха твоего ужасошася людие от страха твоего, и разсеяшася языцы). Все враги людей Божиих ужаснутся от грозного гласа Божия, возвещающего им погибель и рассеются от этого гласа, когда Господь, по милости своей будет спасать свой народ. 4. И будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. (Ныне же соберутся корысти ваши малаго и великаго: якоже аще кто соберет пруги, тако наругаются вам). Рассеявшиеся от страха гласа Божия оставят все свои добычи – и малые, и великие: а люди спасаемые возьмут эти добычи без страха, как собирают пруги – саранчу. Так, многочисленные враги нападут, как саранча, и покроют землю, но не одержат победы и не покроются геройской славой, а погибнут все, как саранча, и покроются позором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 137 Все должны исповедовать Господа, ибо высок Господь над всеми, но Он видит смиренного и спасает его. Псалом Давиду, Аггеа и Захарии. Псалом, принадлежащий Давиду, как писателю, был, вероятно, в употребление пророков Аггея и Захарии, – по возвращении Иудеев из плена Вавилонского. 1–2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое Святое. Псалмопевец, благодарный Богу за оказанную ему милость, прославляет имя Божие. – Исповедаю, или славлю я Тебя, Господи, от всего сердца моего, говорит псалмопевец: буду воспевать Тебя и пред Ангелами, т. е. во храме, где в невидимом присутствии Божием предстояли Господу, как Царю славы, сонмы Ангелов, где и созерцал их благоговейный взор великого пророка Исаии, как и других. – Так буду я прославлять Тебя, Господи, за то, что Ты «услышал! всё слова уст моих!» – мою молитву и – спас меня (ст. 7). – «Поклонюсь я пред святым храмом Твоим!», – по обету своему, именно там, где воспевают! Тебя и сонмы Ангелов Твоих, и многолюдные сонмы предстоящих и молящихся Тебе: там «буду славить Имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил Имя Твое святое над всем», – Ты проявил превосходство своего могущества и владычества над всеми силами и властями всех царей и народов, и их мнимых богов! особенно, разумеется, Египетских! и др. (ст.4–6; ср. Пс.134:1–2,5–11 ; Пс.135:1–4,10–21 ). 3–6. В оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею. Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня: яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. В тот день, когда я призову Тебя в молитве моей о помощи, Ты услышь меня: умножиши мя в души моей силою Твоею, – помогая мне своей силой, Ты умножишь мужество в душе моей. – Да прославят же Тебя, Господи, все цари земные, как единого Царя небесного ( Пс.135:1–6,26 ): «ибо они слышали все слова уст Твоих», или – они были все свидетелями – очевидцами исполнения всех Твоих слов – откровений о судьбе народа Твоего, а вместе и об их судьбах (ст. 2). И да воспоют в путех Господних, – да прославляют в пении пути Промысла Божия о всех народах, ибо велика слава Господня – слава Имени Его (ст. 2). – Высок Господь – по своей силе и власти над всеми царями и народами и их мнимыми богами, но – Он и смиренных видит, и высоких издалека знает, т. е. хотя и на небесах пребывает, но видит всех и на земле, а потому – смиренных спасает, а гордых погубляет, – так, как он Израиля спас из его уничижения – рабства Египетского, а гордого Фараона и других многих, великих и сильных царей погубил ( Пс.134;135 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 142 Гонимый и спасающийся бегством, укрывающийся в потаенных местах подземелья, но угрожаемый смертельной опасностью, Давид, – по молитве к Богу и по милости Его, – спасается от смерти, скорби и позора. Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его. (Повествование об этом гонении содержится во 2-й книге Царстве: гл.13–19). 1–4. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему, – усердному и продолжительному, – по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей: т. е. яви правду свою в том, что услышишь меня, хотя гонимого, но совершенно невинного. – И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих: ибо – «человек в беззаконии зачинается и во грехах рождается», – так, что «никто не рождается и не бывает чистым от скверны греха (первородного), хотя бы и один день жизни было его на земле» ( Пс.50:7 ; Иов.14:4 ). – «Враг начал гнать – преследовать душу мою, – с намерением убить ее. Смирил есть в землю живот мой, – признавая себя победителем, он как-бы втоптал уже в землю жизнь мою (– что делали именно жесточе победители над побежденными, в собственном смысле – повергая их на землю, ходили по ним и даже умерщвляли их). – Посадил мя есть в темных, – враг-гонитель принудил меня сидеть в мрачных пещерах подземелья, как бы мертвого между умершими от века, т. е. давно. – И, вследствие этого, уныл во мне – относительно себя самого – дух мой, смутилось во мне и сердце мое, – потрясенное страхом за жизнь мою, так что я теряю мужество и надежду на свое спасение. 5–8. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 30. Преступный и постыдный союз Иудеи с Египтом против Ассирии. Покаяние перед Богом – основа спасения народа и страны. Бог – победитель ассирийцев 1–2. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. (Горе, чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не мною и заветы не Духом моим, приложити грехи ко грехом: идущии снити во Египет, мене же не вопросиша, еже помощь имети от фараона и заступление от Египтян). Сыны Божии – жители Иерусалима оскорбили своего великого и мудрого Отца – Господа тем, что без Его воли решились искать зашиты у древних врагов своих, а теперь соседей – Египтян: святое правосудие требует наказания виновных, ради их же спасения. И вот пророк возвещает народное «горе», именно нападение и осаду от ассирийцев, от которых искали защиты евреи в Египте. Мысль вождей народа была проникнута убеждением, что Египтяне помогут им потому, что ассирийцы одинаково опасны как для евреев, так, по завоевании их, и для самих Египтян. И вот, по общему совету между собой, но не испрашивая воли Божией, через пророка или первосвященника, представители иудейского правительства решились заключить завет или договор с Египтом. Но, поступая так, они прилагали новый грех к прежним подобным грехам ослушания воли и власти своего Царя – Господа (гл.5:13–19,21,24–30). И это новое преступление весьма велико потому, что существенно нарушает весь закон и совершенно расходится с неоднократным особенным откровением воли Божией через пророка. Притом, Египтяне были всегдашними врагами, от которых евреи избавлялись только при помощи Божией; Египтяне были язычники, а потому, как несоединенные священными узами веры, всегда могли оказаться изменниками Израильтян, если то было выгодно. И как можно было ожидать помощи от фараона более, нежели от Бога, если некогда одного из его предшественников Господь так страшно поразил и потопил со всем войском в пучине Красного моря? Так, очевидно, новый грех евреев представлял несчастное соединение глубокого нечестия с великим неблагоразумием и влек за гобой неизбежно величайшее «горе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Показав в родословии, что Иисус Христос есть обетованный потомок Авраама и Давида, евангелист в самом начале своего Евангелия показывает, что Господь и Спаситель наш не был по плоти сыном Иосифа, как о нем ложно думали многие Иудеи, и для этого повествует о таком чудесном событии, которое неоспоримо свидетельствует о Его безсеменном зачатии от Духа Святаго. Приступая к повествованию об обстоятельствах рождества Христова, евангелист Матфей говорит: РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА БЫЛО ТАК: ПО ОБРУЧЕНИИ МАТЕРИ ЕГО МАРИИ С ИОСИФОМ, – не сказал евангелист: Девы, но просто – Матери, дабы речь была понятнее; а обручение в те времена состояло в договоре между родителями жениха и невесты, а если их не было в живых, то между их ближайшими родственниками. Евангелисты не говорят, как произошло обручение Матери Божией с Иосифом; но церковное предание сохранило об этом такие сведения: Пресвятая Дева, приведенная родителями в трехлетнем возрасте во храм Иерусалимский, пребывала здесь до четырнадцатилетнего возраста. В то время все еврейские девушки, побуждаемые надеждой рождения обетованного Спасителя, считали величайшим несчастьем оставаться навсегда девицами; но Пресвятая Мария, по глубокому смирению Своему, не позволяла Себе и думать о такой надежде и, возлюбив Бога всей душой, дала обет всегдашнего девства, что видно из Ее слов Архангелу ( Лк. 1:34 ): «как будет это, когда Я мужа не знаю». (Она не могла бы этого сказать, если бы не давала обета девства). Между тем Ее святые родители уже умерли; позаботиться о Ней должны были первосвященники и священники, служители храма. Узнав о Ее обещании оставаться девой, они были в затруднении: как поступить с Ней? Они считали грехом принуждать Ее к нарушению обета, но в то же время считали неприличным, чтобы взрослая девица жила в храме. В недоумении они обратились к Богу с молитвой и Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который, под видом супружества, был бы хранителем Ее девства. Для этого избраны были двенадцать безженных мужей из рода Давидова, в числе их был и праведный Иосиф, которому, по преданию, в то время было восемьдесят лет. Первосвященник отобрал у них жезлы и положил их на ночь на алтаре Господнем. Наутро оказалось, что жезл Иосифа процвел, подобно древнему жезлу Аарона, и праведный старец, древодел из Назарета, стал обручником Пресвятой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Что думает Бог, когда мы молимся в гневе? Когда люди прерывают общение по идеологическим причинам, то это больно и скорбно 23 апреля, 2015 Когда люди прерывают общение по идеологическим причинам, то это больно и скорбно Как пойти на примирение, если в душе кипит обида? Что делать при остром приступе раздражения? Чем мы вредим себе, когда злимся? И… что думает Бог, когда мы молимся в гневе?  Наша повседневная жизнь соткана из общения. И из наших характеров. Кто-то легкий и отходчивый смотрит на мир проще, а кого-то способен вывести из равновесия брошенный на него случайный хмурый взгляд. Как бы мы, такие разные, ни работали над собой, иногда спорные, конфликтные ситуации всё же возникают. Чтобы досадные недоразумения не омрачали взаимоотношений и, тем более, не перерастали в жизненные драмы, можно попробовать научиться выходить из них с наименьшими потерями. Но при этом шаг за шагом преодолевать гневливую страсть. Как именно – об этом мы спрашивали у наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы (Черепанова). – Владыка, есть в Евангелии ставшая знаменитой фраза: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» . Всё чётко сказано: пойди и примирись. Но что если в данный конкретный момент с гневом совладать никак не можешь, а уже время идти в храм на воскресную Литургию или читать вечернее правило. Можно ли молиться, ощущая в душе злость, или необходимо ждать, пока утихнет, и только потом становиться на молитву? – Если мы с кем-то в ссоре, это повод для сугубой молитвы. Повод просить Господа, чтобы Он отнял у нас этот гнев , чтобы изменил нас, помог стать христианами. Гнев – это одно из проявлений сатанинского лукавства, гордыни. Даже больше лукавства, потому что, гневаясь или обижаясь на кого-то, мы всегда выгораживаем себя, оправдываемся. Вот это чувство правоты, самооправдание – самое злокачественное в гневе. Оно блокирует стремление к миру в душе, желание примириться с ближним.

http://pravmir.ru/chto-dumaet-bog-kogda-...

Глава 62. Благоустройство и слава Церкви Божией в Новом Завете 1–2. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. (Сиона ради не умолчу и Иерусалима ради не попущу, Дóндеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжжется. И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е). Проникнутый чувством глубокой и живейшей радости в ожидании предстоящего спасения, Пророк продолжает благовествовать о нем своему народу. – Сиона ради не умолчу, возвещает он, и Иерусалима ради не попущу или не допущу, не позволю себе молчать, или иначе – не успокоюсь, доколе не изыдет как свет правда моя, т.е. оправдание Господне, возвещаемое Мною, и спасение мое как светило, точнее – светильник воспламенится: иначе говоря, Пророк будет благовествовать об оправдании и спасении прежде, пока о том все узнают. «И увидят народы правду твою (т.е. оправдание от Бога) и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, какое Сам Господь наименует»: соответственно новым свойствам, при новых и лучших отношениях народа к Богу, Господь даст ему и новое имя, знаменующее те свойства: «благожеланный», «избавленный», «святой» (ст.4,12). 3–5. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. (И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего: и не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя, и земля твоя вселенная, яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будешь якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 117 Бог, по беспредельной благости своей, положил «Краеугольный камень» для спасения верующих, т. е. даровал миру Христа-Искупителя. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–4. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Созерцая дело спасения верующих во Христе-Искупителе, псалмопевец призывает всех прославлять Бога за Его вечную милость. – Исповедайте – прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо милость Его пребывает во век. Итак, да скажет ныне дом – народ Израильский: ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет дом – род Ааронов: ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажут все боящиеся Господа: ибо Он благ, ибо во век милость Его. 5–6. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне Помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. О том, что Бог благ к пароду Израильскому и ко всем богобоязненным (ст. 1–4), это знает псалмопевец и по опыту в собственной жизни. – Находись в скорби, говорит! псалмопевец, я призвал в молитве Господа, и Он услышал меня, и вывел на пространство – на простор, на свободу, т. е. я стал совершенно свободным ( Пс.115:7 ).Так, Господь мне помощник, а потому я и не устрашусь: что сделает мне человек? – хотя и сильный враг-человек, но, при помощи Божией, он ничего не сделает... Господь мне помощнику, а потому я буду смотреть на врагов своих спокойно, ибо, при помощи Божией, и тысячи тысяч врагов ничего не могут сделать... ( Пс.3:1–5. 7 ). А потому, говорит псалмопевец, в бедствиях и скорбях от врагов, лучше надеяться на Господа, нежели на человека, – лучше, нежели надеяться на помощь и защиту князей. – «Не надейтесь на князей и на сынов человеческих, заповедует еще псалмопевец, в них нет спасения. Изыдет дух из него, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помысли его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворшего небо и землю, море, и все, что в них... ( Пс.145:3–6 и сл. ср. Пс.75:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 46 Народ Израильский должен торжественно прославлять Бога, как великого и страшного Царя всей земли. 1. В конец, о сынах Кореовых. 2–5. Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь Велий по всей земли. Покори люди нам, и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. В сознании величия Бога, как царя, псалмопевец прививает все народы к Его прославлению. – Восплещите руками все народы, – что обыкновенно и всегда служило выражением чувства радости, – все народы, потому что Бог есть царь всей земли. – Воскликните Богу гласом радости или – выражайте пред Богом свою радость не только рукоплесканием, но и громким голосом, – радость именно потому, что Он ваш Бог, – что Всевышний страшен – внушает страх врагам и благоговение своему народу и этим ограждает мир и благополучие земли Израильской. – Он покорил нам народы и племена под ноги наши, разумеется – те народы и племена Ханаанской земли, какие обитали в ней до пришествия сюда народа Израильского (ср. Пс.43:3–4 ). При завоевании земли Ханаанской, «поразил Иисус Навин и сыны Израилевы по эту сторону Иордана, к западу – на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах и в пустыне и на юге – Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев... Всех царей тридцать одного» ( Нав.12:7–8, 24 ). – Он избрал нам достояние свое или – дал нам в собственность землю, избранную в ряду других земель, – доброту Иаковлю, юже возлюби, иначе – красу Иакова, т. е. землю добрую или прекрасную, именно Ханаанскую, которую возлюбил, как землю благословенных патриархов, обетованную и потомкам их. 6–8. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Избрав Себе и народу своему землю Ханаанскую в наследие, Господь восшел в нее вместе с народом торжественно: «восшел Бог при восклицаниях, Господь – при звуке трубном». – Псалмопевец напоминает о том собственно, как Иисус Навин с народом вступил в первый город Ханаана – в Иерихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Во-первых, удалял от учеников всякое подозрение; во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одной проповедью; в-третьих, показывал им Свое могущество». Потому-то и говорит им после: имели ли вы в чем недостаток, когда Я посылал вас без одежды и без обуви? И не сразу говорит им: «не берите», но сначала заповедует: «прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте», присовокупляя: «даром получили, даром давайте». Он хотел приучить их к строгой жизни, как и раньше не позволял им заботиться даже о завтрашнем дне. Он готовил их быть учителями вселенной, поэтому делает, так сказать, их из людей ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения, чтобы они заботились только об одной проповеди. Потом, предупреждая вопрос, – «откуда же мы будем получать необходимое пропитание?» – не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: «взгляните на птиц небесных», каковой заповеди они еще не в состоянии были выполнить, но выразился проще:  ИБО ТРУДЯЩИЙСЯ ДОСТОИН ПРОПИТАНИЯ , т.е. будете питаться от учеников своих; они обязаны доставлять вам это, как делателям. «Впрочем, – замечает блаженный Феофилакт, – сказал: «достоин пропитания», т.е. пищи, а не роскошного стола; потому что учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни». «Апостолы, – говорит святитель Златоуст, – должны получать пропитание себе от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, и чтобы ученики их не охладели к ним. Затем, чтобы апостолы не сказали: «итак, Ты велишь нам жить милостыней?» и не вменили этого себе в стыд, Он назвал их «трудящимися», а то, что получать будут, «пропитанием». Хотя дело ваше, – говорит Он, – состоит только в учении, но ваше занятие сопряжено с великими трудами и что давать вам будут ваши ученики, то давать будут не даром, но в вознаграждение: «ибо трудящийся достоин пропитания». Все это Он сказал не потому, что труды апостолов того только и стоили, совсем нет, напротив: ученикам давал правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не из щедрости, не из милости, а по долгу».  В КАКОЙ БЫ ГОРОД ИЛИ СЕЛЕНИЕ НИ ВОШЛИ ВЫ , не обращайтесь к первому встречному, но прежде  НАВЕДЫВАЙТЕСЬ , разведайте – не о том, кто в городе богаче, чей дом великолепнее, но  КТО В НЕМ ДОСТОИН  того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, гостеприимен, благочестив, расположен к принятию проповеди вашей и вас самих, чтобы недоброй славой того, кто принял вас, не унизить достоинства самой проповеди. Поступайте во всем с большой осторожностью: это послужит вам к приобретению и чести, и пропитания, особенно если вы кроме необходимого ничего более не потребуете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010