После него святительствовал Иаков Домский с 8 января 1884 г. и, наконец, вышеупомянутый исследователь инородческой жизни епископ Мелетий Якимов . Дух этих архипастырей и их доступность и готовность на всякое добро много способствовали к поддержанию власти Православной Церкви в этой области, переполненной анархией сектантства и преступности. В их дни основалась Покровская Нининская община в 83 вер. от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний Николаевский с 31 марта 1873 г., Исаакий Положенский с 30 мая 1881 г. и Тихон Донебин с 8 марта 1886 г., сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина Благонравова. Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 г. Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богодельней, больницей для духовенства епархии и школою иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881 – 3 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население – как выражался владыка – от злоумышленников против божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного. На долю же владыки Тихона Донебина выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина Добронравова по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 г, был назначен отдельный архипастырь Георгий Орлов и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 г. Первым архипастырем на эту дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта I899 г. и ныне состоит высокопреосвященный Евсевий Никольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В их дни основалась Покровская Нининская община в восьмидесяти трех верстах от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний (Николаевский) с 31 марта 1873 года, Исаакий (Положенский) с 30 мая 1881 года и Тихон (Донебин) с 8 марта 1886 года, сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) . Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 году Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богадельнею, больницею для духовенства епархии и школой иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881–1883 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население, как выражался Владыка, «от злоумышленников против Божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного». На долю же Владыки Тихона (Донебина) выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина (Благонравова) по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 года был назначен отдельный архипастырь Георгий (Орлов), и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 года. Первым архипастырем на эту Дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта 1899 года и ныне состоит Высокопреосвященный Евсевий (Никольский). Владивостокско-Камчатская епархия вначале заключала в себе Южно-Уссурийский край, Сахалин, Командорские острова и Камчатку с громаднейшими Анадырским, Гижигинским и Удским уездами, а потом, с 1907 года, добавлены все приходы Маньчжурии и Харбина, и, наконец, с 1908 года, по указу Святейшего Синода от 27 октября 1908 года за 12565, присоединена учрежденная в 1897 году Корейская миссия с ее девятью заграничными станами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В жизни святителя Феофана его церковное служение органично перемежалось с педагогической стезей: ректор КиевоСофийских духовных училищ (1841), инспектор Новгородской семинарии (1843), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1845), ректор Олонецкой духовной семинарии (1855), ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1857). В существующих жизнеописаниях святителя Феофана, Затворника Вышенского эти периоды представлены, как правило, в общих чертах. В первом томе «Летописи...» расширенный круг привлеченных источников обогатил историческую картину конкретными фактами. Так, в списках учившихся под началом архимандрита Феофана обнаружилось много имен выдающихся архиереев Русской Православной Церкви, богословов, педагогов, духовных писателей, государственных деятелей. В их числе – Николай (Касаткин) , впоследствии архиепископ Японский, Герасим (Добросердов) , Гермоген (Добронравин) , Тихон (Донебин), П.Ф. Ганкевич, М.Я. Морошкин, Л. А. Павловс кий, А. И. Романов, И.И. Сперанский, В. В. Никольский , В.А. Смарагдов, М.И. Боголюбов, В.Ф. Никитин, А.П. Щепин, В.В. Розен, А.Г. Вишняков... Со всем основанием можно утверждать, что в их заслугах перед Отечеством есть доля святителя Феофана. В Новгородской духовной семинарии служение молодого иеромонаха Феофана протекало под сенью достопамятных имен не только митрополита Иова, братьев Лихудов, но и такого великого светильника Русской Церкви, как святитель Тихон Задонский , – сугубо почитаемого святителем Феофаном на протяжении всей его жизни, с раннего детства. Включенные в «Летопись...» фрагменты «Жития иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца» отчетливо оттеняют это духовное преемство. Период ректорства в Олонецкой семинарии (Петрозаводск) наиболее подробно отражен в переписке архимандрита Феофана с епископами Аркадием (Федоровым) и Иеремией (Соловьевым) , в его письмах к семье С.О. Бурачка. «Учеников числом мало (около 90) – и те небыстры. Корпуса семинарского нет. Библиотека достаточна. Страна дика. Кругом раскол. Город нешумен – верующ, но церквей мало» 784 , – так описывал молодой ректор место своего нового назначения, отличавшееся от предыдущих невероятно широким диапазоном обязанностей и поручений: от строительства корпусов, составления учебных программ до энергичной противораскольнической работы. Данный раздел «Летописи...» существенно дополняет историю Олонецкой семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Троицкая родительская суббота 27.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Троицкая родительская суббота Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня вечером у нас будет служба Пятидесятницы, и завтра после поздней литургии впервые мы преклоним колена перед Богом Живым, перед Пресвятою Троицею и будем молиться о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь упокоил в жизни вечной всех прежде усопших отец, братий и сестр наших. Эту службу предваряет сегодняшняя Троицкая родительская суббота. Святая Церковь напоминает нам, что Царство Божие — это не то, куда мы придем после того, как умрем. Она говорит, что Царство Божие пришло к нам — не мы пришли к этому Царству, а оно к нам пришло. Бог и небо, и вечная жизнь к нам пришли — вот что будет означать наша коленопреклоненная молитва, и вот что означает наша жизнь в Церкви. Ради этого и создан человек. Эта вечная жизнь есть любовь, и мы можем любить, потому что Бог первым возлюбил нас. Не мы Его возлюбили, а Он нас возлюбил, и потому мы можем любить Его и друг друга, потому что Он дал нам эту новую жизнь. Никто и ничто не может отнять от нас этой вечной жизни, потому что она означает такую любовь Божию, которая совершила сошествие с небес Сына Божия, Его приобщение всему пути человеческому от рождения до смерти. Его Крестная смерть, Его воскресение, Его вознесение и ниспослание даров Духа Святого на всякую плоть человеческую, принимающую дар новой жизни, и есть любовь, которую невозможно одолеть — это вечная жизнь, которая нам дается Господом. Мы призываемся быть причастными этой вечной жизни. Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих. Даром Христа, Его откровением, Его благодатью научаемся мы этому. Не любящий брата своего пребывает в смерти, во тьме, во аде — и в вечности и здесь, на земле. Мы не можем, не имея Христовой любви, помочь отсюда тем, кто находится там, ни они не могут помочь нам, если они не достигли этой любви.

http://moral.ru/троицкая-родительская-су...

Этот рассказ является поворотным пунктом в тексте, поскольку сообщает о начале важнейшего этапа в истории христ. миссии, к-рый завершением проповеди среди иудеев характеризуется обращением к проповеди среди язычников. Для ап. Луки, постоянно заботящегося о сохранении своего рода паритета между Павлом и П., крайне важно показать, что Павел не был единственным протагонистом расширения христ. проповеди на язычников: параллельно к этой идее приходила вся Церковь, источником же ее было прямое вмешательство Бога. Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Видение ап. Петру сосуда с нечистыми тварями в доме Симона-кожевника в Иопии (Деян. 10. 9–16). Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Фото: Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. М., 2008. Т. 2. С. 155 Сотник Корнилий характеризуется как «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (см. в ст. Корнилий Сотник ). В видении Корнилий получает от ангела повеление позвать П. из Иоппии (Деян 10. 1-8). Иоппия отстояла от Кесарии на 48 км, и посланным понадобилось меньше суток, чтобы приблизиться к городу. Их приход в дом Симона-кожевника был предварен событием, имевшим большое значение для П. Он поднялся на крышу для молитвы и пришел в состояние, к-рое ап. Лука обозначает словом κστασις (исступление, экстаз), здесь оно указывает на особое духовное состояние, в к-рое человек может прийти на высших стадиях молитвенного опыта (ср.: Деян 22. 17-18). П. «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (ср.: Деян 10. 9-16).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута 28 мая 2023 г. 15:20 28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены! В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем. Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

http://patriarchia.ru/db/text/6031554.ht...

Проповедь Предстоятеля Русской Церкви за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры 28 мая 2009 г. 16:30 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В заключение богослужения Патриарх обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , иерархам, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня. Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса и вспомнили, конечно, о том, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в этой гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения Его в Божественную славу. И, наверное, Евангельская история была бы ущербной, если бы не было этого видения Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд Евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо. Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/659322.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троицком храме г. Реутова 11 июня 2017 г. 23:55 11 июня 2017 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком храме г. Реутова Московской области. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Этот день, первое воскресенье после Троицы, посвящается воспоминанию всех святых. В этот день каждый из нас празднует как бы малые именины, потому что Церковь вспоминает и тех святых, в честь кого мы названы. Именно на сегодняшний день выпадает особое Евангельское чтение, которое мы слышали за Божественной литургией. В нем содержатся слова, которые часто шокируют человека, так что даже верующие нередко задаются вопросом, как это все понять, — «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Многим кажется, что слова Господа расходятся с самим духом Евангелия. Мать, отец, дети кого ж еще больше любить? Казалось бы, что может сравниться с материнской любовью и почему Господь противопоставляет любовь матери к ребенку, которая является высшим проявлением человеческой любви, любви к Нему? Неужели одна любовь может противопоставляться другой любви? Как понять эти таинственные божественные слова? У Господа нет ни одного праздного слова — каждое исполнено глубочайшего смысла и имеет отношение к жизни нашей и к нашему спасению. Что значит возлюбить Господа? Некоторые думают, что любовь к Богу это та же любовь, что к отцу или матери, детям, жене или мужу, брату или сестре, друзьям…Человеческая любовь имеет своим источником человеческое чувство, которое сильно воспламеняется, и многие знают, что ничего более сильного, чем любовь, в жизни они не переживали. Именно эта любовь распространяется на людей нам близких и дорогих. Может ли человек так любить Бога? Трудно ответить на этот вопрос. Бога никто никогда не видел. Можно любить Господа Иисуса Христа, Его образ, Его жизненный путь, но эта любовь будет всегда отличаться от любви, которой мы любим наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/4930839.ht...

Председатель Отдела внешних церковных связей совершил Литургию в Троицком кафедральном соборе в Париже 21 мая 2018 г. 11:20 20 мая 2018 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Троицком кафедральном соборе в Париже. За Божественной литургией ему сослужили епископ Корсунский Нестор и клирики храма. По окончании Литургии епископ Нестор тепло приветствовал митрополита Илариона, пожелав помощи Божией в ответственном служении на посту председателя ОВЦС. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Нестор! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я рад возможности посетить в этот день Париж и совершить богослужение в сем святом храме. В нем легко служить, легко молиться, и я с радостью совершил здесь сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию. Хотел бы передать вам благословение Его Святейшества и заверить в том, что он помнит и об этом храме, и о Корсунской епархии , и о всех вас; он всегда держит этот храм и эту общину в своем сердце, в своих молитвах. В прозвучавшем сегодня за Литургией зачале из Евангелия от Иоанна (чтение этого Евангелия началось в Пасхальную ночь, а завершится в праздник Пятидесятницы) мы слышим, что Господь Иисус Христос после того, как в последний раз побеседовал с учениками на Тайной Вечере, обратился с молитвой к Своему Небесному Отцу. Он начал эту молитву такими словами: " Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную " (Ин. 17:1-2). О каком часе говорит Господь Иисус Христос? О том, ради которого Он пришел на землю. Мы можем вспомнить, как в Кане Галилейской, когда Господь совершил Свое первое чудо по просьбе Своей Матери, Иисус обратил к Ней загадочные слова, которые вряд ли поняли находившиеся рядом: " Еще не пришел час Мой " (Ин. 2:4). Но когда незадолго до смерти Он беседовал со Своими учениками, Спаситель сказал: " Душа Моя теперь возмутилась " и добавил: " …на сей час Я и пришел " (Ин. 12:27). И вот сейчас Он говорит об этом часе предстоящих Ему страданий и смерти как о часе, когда будет явлена слава Божия, — не в громах и молниях, как она являлась Моисею, а в уничижении и страдании Того, Кого Бог послал на землю, чтобы спасти этот мир и открыть путь к жизни вечной для каждого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5207471.ht...

«Один в поле – не воин». Архимед не нашел (слава Богу!) точку опоры, чтобы перевернуть землю. Любой из нас собственными силами не может не только стать богом, но и спастись от смерти. Закрытая система обречена на гибель. Автономное и атомизированное существование человека обрекает его на одиночество, начинающееся в этой жизни и продолжающееся в вечности. Человек спасается только соборно, и, спасенный, пребывает в общении с Богом и ближними. Но погибает человек в одиночестве, и пребывает в вечной смерти в одиночестве. И в этом адском одиночестве для него не имеет значения, сколько человек погибло – миллион, триллион или он один. Спасенное человечество – это единство во множестве ипостасей, по образу и подобию Пресвятой Троицы. Погибший человек – это человек, по условиям своего пребывания единственный во вселенной, существующий вне всякого общения. И сколько бы ни было таких людей, их нельзя сложить и сосчитать. Математика здесь не работает, и любой процент солжет. Одиночество – такое свойство, которое остается одиночеством, даже становясь коллективным. Поэтому главной пользой, которую мы можем извлечь из сложившейся болезненной ситуации, может стать понимание необходимости для нас навыка общения с Богом и ближними, общения, к которому призывает нас Сам Бог в Своих главных заповедях: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 29–31).  Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 11–12.   Григорий Богослов , свт. Слово 45, на Святую Пасху//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 666.  Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 111–112.

http://pravoslavie.ru/141055.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010