При наступлении дня Пятидесятницы, все (апостолы и прочие верные) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и недоумевая говорили: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же (апостол), став с одиннадцатью, т.е. апостолами, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, но это есть предреченное пророком Иоилем ( Деян. 2:1–8, 11–15 ). Доселе св. Лука. Далее апостол Петр приводит слова пророка Иоиля, предсказавшего за несколько сот лет это славное событие Духом Святым. Здесь Божественное чудо заключается в том, что все апостолы получили внезапно от Духа Святого дар говорить на разных языках всех народов, к которым они должны были идти с проповедью Евангелия и, тогда как один Дух возглашал благодатию, все слушавшие племена оглашались различно, и каждый слышал свой язык; и апостолы будучи простыми и неучеными умудрились так, что могли говорить ясно и сильно, проникновенно о великих и спасительных делах Божиих, сделались новыми людьми святыми и пламенными, самоотверженно любящими Бога и способными покорять вере Христовой все народы. И они, благодатию Духа Святого пронесли повсюду благовестие Христово во все концы мира и всех научили вере Христовой, так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – Первозванному апостолу Андрею дан был дар говорить, между прочими, и на славянском языке и он, быв с проповедью в пределах Руси, проповедал Евангелие русским славянам на их природном языке. А в девятом веке по рождестве Христовом Бог послал к славянам возобновить проповедь Евангельскую равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, изобретших славянскую азбуку и начертавших на славянском языке Евангелие от Иоанна и литургию св. Иоанна Златоустог о. И это было делом и мудростию Духа Святого. От них началось слово Божие и Божественная служба на славянском языке и у нас русских. И так, слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице, приобщившей и нас к Церкви спасаемых во Христе Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С каждой страницы Евангелия на меня смотрел монастырь Я еще даже некрещеной была, и верующей себя не считала, но вот, если говорить о Промысле Божием в жизни, то с каждой страницы Евангелия на меня смотрел монастырь. Я читала: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31–34) и думала: это о монашеской жизни. Читала: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лук. 9, 23) – значит, монастырь. Читала: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25) – и ясно понимала, что нужно отказаться от мирской жизни. Рядом с нашим художественным училищем Памяти 1905 года находился Знаменский храм, и вот как-то на Троицу, на последнем курсе училища, я пришла к храму, ходила вокруг него и думала: как жаль, что я неверующая! А на следующее утро, в День Святого Духа, ясно поняла: я верю в Бога! Шел 1980-й год, и мне исполнилось 22. Не было никаких скорбей или болезней, через которые часто приходят к Богу, я была юная и полная сил, радужных надежд и творческих мечтаний, но Господь явно призывал меня, и я ясно услышала Его призыв, но, к сожалению, не сразу на него ответила. Скит с высоты птичьего полета О возрождении старинной Казанской девичьей обители Я готовилась стать театральным художником, мне было очень жаль прощаться со своей мирской мечтой, и я ещё 7 лет оставалась в миру. За эти годы покрестилась, окончила институт, филологический факультет. Шутила еще, что образование у меня будет, как у благородных девиц: немного живописи, немного литературы... Одновременно работала в драматическом театре и ТЮЗе, потом ещё преподавала в институте методику ИЗО. Потом мне уже самой захотелось в монастырь, но у мамы случился инсульт, и старец-архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой лавры благословил сначала доходить маму. И я ухаживала за ней, работала, но мирская жизнь все больше теряла для меня свою ценность, тянуло в церковь, и я стала работать в храме святых апостолов Петра и Павла простой уборщицей.

http://pravoslavie.ru/113672.html

С конца XVIII-haчaлa XIX в. в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты . Крест на головном уборе - не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII-haчaлe XVIII в. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии. До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский патриарх Макарий подарил патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки. Современный монашеский клобук - это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется " шлем надежды спасения " , а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает " шлем спасительного упования " . Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: " Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения " (1 Фес. 5:8), и в другом месте: " Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие " (Еф. 6:14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Святые любили Бога и в Боге любили всех людей. Весь мир во зле лежит, но мир не зло (миром называются все страсти вместе). Мы должны святой, глубокой любовью облегчать жизнь других людей, особенно страждущих. Мы должны сами, приближаясь к Богу постоянными покаяниями, и других приближать к Богу. Бог наш есть Бог любви. Некоторые люди, не имущие в сердце Бога, называют любовью нечто совершенно противоположное любви, а именно: страсть, эгоистическую привязанность, увлечение и так далее. Но мы, христиане, знаем хорошо, что не это есть любовь. “Бог любы есть”. Он молится за нас так: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный, и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” ( Ин. 17:24-26 ). Учитесь, учитесь, чада мои, у препод. Сергия и препод. Серафима, учитесь у них постоянной молитве и смиренной православной любви к Богу и ближним”. Одной из духовных чад старец благословил заниматься чтением священных книг и выписками из них. Придет, бывало, она к старцу, хочет помочь ему чем-нибудь в хозяйстве, не соглашается старец. “Нет,— скажет,— я уж сам лучше посуду вымою, пол подмету, а ты почитай, расскажи, спроси меня, что для тебя неясно. Попиши, что продиктую тебе. Благословил я тебя, чадо мое духовное, написать мою биографию. Не хотел бы я ничего о себе другим передавать. Да велит мне делать сие совесть моя, потому что не для меня недостойного являл Господь тьмочисленные чудеса и милости Свои, а для всех нас, верующих во имя святое Его, для всех чад Церкви Православной… И велит мне Царица Небесная продиктовать часть из этих милостей Божиих, которые видел я за свою многолетнюю жизнь, и избрал я тебя благословением своим, чтобы написала ты все сие и передала другим, которых я уже не увижу телесными очами, но о которых буду молиться и увижу их в другой, вечной жизни, которая одна только поистине и может быть названа жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, напр., как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга; как сон восстанавливает силы человека и пр.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – не смотря на успехи естественных наук, – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов 6 в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы едва можем постигать и то, что на земле, и что под руками с трудом понимаем, и за этим прибавляет: а что на небесах – кто исследовал 7 ? И так, если тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верой, не постигая разумом: то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества? Твари ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Иерус.) и все говорят в свое время; но как говорим, сего не можем мы сказать: как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств её, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога» 8 и смиренно сознавать, что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия 9 . Итак, братия, во имя Отца и Сына и Св. Духа просим у вас на будущее время вашего внимания учению о величайшем таинстве Христианской Веры. Будем помнить, что от правильного познания Трисиятельного Божества зависит наша вечная судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа 10 . Аминь. Беседа вторая В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. Троич. Постн. Тр. л. 212. В прошедший воскресный день мы обещались начать беседу свою о высочайшем таинстве Христианской Веры – о троичности Лиц божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, наприм., как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга; как сон восстанавливает силы человека и пр.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – несмотря на успехи естественных наук, – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов 7 в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом, и за этим прибавляет, а яже на небесех, кто изследи 8 ? Итак, если есть тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верою, не постигая разумом, то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне триипостасного Божества? Твари ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Иерус.), и все говорят в свое время; но как говорим, сего не можем мы сказать; как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств ее, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога» 9 и смиренно сознавать, что Божия никтоже весть, точию Дух Божий 10 . Итак, братия, во имя Отца и Сына и Святого Духа просим у вас на будущее время вашего внимания учению о величайшем таинстве христианской веры. Будем помнить, что от правильного познания трисиятельного Божества зависит наша вечная судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа 11 . Аминь. Беседа 2-я В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. (Троич. Постн. Тр. л. 212). В прошедший воскресный день мы обещались начать беседу свою о высочайшем таинстве христианской веры – о троичности Лиц Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Собственно говоря, Бог Сам никого не наказывает, а наказывает нас грех и виновник греха – диавол. Потому говорится: Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя [ Иер. 2,19 ]. На главу его неправда его снидет. Бог есть Любовь, Бог милости, щедрот и человеколюбия. В моей жизни я ясно вижу перст Божий. Но, как он действует в моей жизни, так действует в жизни каждого человека, в жизни семейств, наций, народов, всего мира. Это верно как дважды два – четыре. Почему святые удобно и скоро слышат нас? Потому что они – один дух с Господом, так как сказано: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [ 1Кор. 6,17 ]. Как должны быть высоки и почтенны в глазах наших святые Божии человеки?! (Златоуст и другие.) Этот умерший, или эта умершая, при жизни, как и я, признавала себя грешною, сокрушалась о грехах своих, которые мучили ее, и возводила очи свои к Богу, чая от Него ослабления и прощения грехов своих, а теперь и тем более нуждается в этом прощении, чтобы почить душою своею. Войди таким образом в ее чувства и желания и молись об ней с совершенною искренностию, так, как ты пожелал бы молить о себе или как ты молился бы о себе. Совершенный молитвенник ни одного слова не говорит не от сердца, – и это как в молитве, так и во всей жизни. Для примера искренности молитвы возьмем, например, молитвы: Царю Небесный... Святый Боже... Пресвятая Троице... и Отче наш, с славословием: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... веков. Аминь. Чувствуете ли силу каждого слова и истину каждого?.. Когда же молишься о грешниках живых, то молись об них так же, как о себе. Видишь, например, пьяницу и знаешь, что ему угрожает огонь вечный, – всеми мерами старайся восхитить его из огня. Так молись и о всех других грешниках и всеми мерами старайся об их спасении. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася [ Пс. 32,9 ]. Одним повелением Божиим явился мир. Одним же повелением Божиим творится и Тело и Кровь из хлеба и вина. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Если бы все молились истинно и причащались достойно, тогда все были бы праведники; не было бы ни прелюбодеев (члены Христовы [ 1Кор. 6,15 ]), ни хищников (Иисус Христос – Сокровище нетленное), ни завистников, ни ненавистников, ни сребролюбцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Св. Григорий Палама . Беседы. Часть 2. М., “Паломник”, 1993. С. 190. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон”, 1995. С. 72–74. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука”, 1996. С. 207. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149–150. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62–63. Св. Максим Исповедник . Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Так, слово мытаря оказалось пред Богом сильнее фарисеева дела! Фарисеи называли себя праведниками и думали, что они весь закон исполняют. Посему, когда они слышали слова Христовы, что Он пришел грешников спасти, то с гордой укоризною говорили: разве уверовал в Него кто из начальников или из фарисеев? ( Ин. 7:48 ) И не хотели иметь общения с кающимися грешниками. Посему они и в церкви Божией осуждали мытарей, как лихоимцев, и, перечисляя свои добродетели, величались ими. Слышал сие мытарь и, не имея дерзновения, боялся и очи поднять к небу, но ударял себя в перси, чтобы подвигнуть себя на покаяние, тронуть сердце умилением, ибо от сердца исходят всякие грешные помыслы, и говорил: «Боже милостив буди мне, грешному. Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!» ( Лк. 18:13 ) Итак, братие, будем и мы подражать сему мытарю. Великое добро – смирение, которым Сам Хритос смирил Себя и спас нас, и всех учит смиренномудрию и говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, ( Мф. 11:29 ) и – всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется ( Лк. 14:11 ). Егда сотворите вся, повеленная вам, глаголите, яко раби непотребни есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17:10 ). Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 )». Богу нашему слава во веки. (Из рукописного «Сборника» XIV в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) Себя не хвали и людей не суди «Всяк возносяйся смирится, смиряли же себе вознесется» ( Лк. 18:14 ) К некоторым людям, которые уверены были, что они праведны, а других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже очи возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, милостив буди мне, грешному!» – Я сказываю вам, – прибавил Иисус Христос, – что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всяк возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя – возвысится« ( Лк. 18:9–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим «ощущениям» и «мнениям». А чем еще является такая байка: «По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил» (Знамение времени//Благовест. Самара, 1999, Был ли там этот «старец»? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля? Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла//Творения. Ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с.141 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб..1911, с.568. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6» ( http://www. pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/tihon.htm). Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.7.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010