Знаю другой случай, когда в храм вошли две девушки без головных уборов и священник, увидев их из алтаря, послал к ним алтарника, велев передать, что пусть они или наденут платочки, которые можно взять за ящиком, или выйдут из храма. Девушки, понятно, вышли. Кто-то скажет: «И правильно! Пусть чтут традиции!» А я уверен, что тот, кто встретит в храме любовь и останется в нем, в свое время полюбит и традиции наши. Если же эти традиции заслоняют главное — Иисуса Христа, то мельничный жернов плачет по их ревнителям. Впрочем, подобных примеров можно приводить бесчисленное множество. Этим не удивишь. В одной книге по сектоведению читал, что в большинстве сект существует такой прием для вовлечения новых членов, который условно называют «Бомбардировка любовью». На вновь пришедшего или случайно заглянувшего на собрание секты обрушивают такой шквал приветливости, доброжелательности, сочувствия, что очень трудно устоять и не впасть в руки сектантов. И вся эта любовь, разумеется, фальшива, притворна. А у нас, подумалось мне, часто в храме человек подвергается бомбардировке грубостью, недоброжелательностью. Зато искренне! Возразят, что так не везде. Согласен, не везде, но убежден, что такого не должно быть нигде. Если не в Церкви будет находить человек любовь, понимание, внимание, то чего стоит эта церковь! «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»(Матф.5:13) Слава Богу, все не так однозначно плохо. Вспоминается моя первая Пасха . Я пришел в Покровский храм Духовной академии и семинарии в Троице-Сергиевой лавре . Заранее занял место. Ближе к полуночи народу прибывало все больше, становилось все теснее. В те времена, а это были восьмидесятые годы, в храмах и вокруг храмов на Пасху собиралось множество людей просто любопытных, желающих поглазеть на крестный ход. Обычно они стояли возле храма, но тут трем девушкам удалось проникнуть внутрь. При этом им непременно хотелось протиснуться к самой солее, и они упорно добивались своего, раздвигая локтями ожидающих начала пасхальной службы. Выглядели они не совсем трезвыми и очень контрастировали с окружающими, особенно с нарядными, в белых кофточках и белых косыночках, студентками Регентской школы.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

И в большинстве случаев бывает так, что все, взлелеянные юношескими мечтами, высокие идеалы и намерения начинают при столкновении с серой будничной жизнью увядать, превращаясь только в красноречивые слова, не имеющие связи с делами и поступками, и юноша начинает жить жизнью, ничем не отличающейся от жизни общей массы. Всякие религиозные сомнения проходят, критицизм исчезает, и юноша либо возвращается к вере, к которой формально принадлежит, либо избирает некий компромисс: отвергая некоторые религиозные догматы и обряды, как неважные, по его мнению, веру же в Бога оставляет. Становится он тогда человеком, как у нас обычно говорится, верующим по-своему. Иногда после периода глубокой внутренней борьбы с сомнениями, наступает полное равнодушие к вопросам религии, которое остается на всю жизнь, и такой тип людей больше всего встречается. О таких людях Тайновидец в Откровении сказал: “Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” ( Откр.3:15-16 ). Бывают и такие типы людей, которые, обладая сильной энергией и волей, пытаются осуществлять в личной жизни свои юношеские религиозные взгляды и идеалы. К такому типу людей принадлежат аскеты и вообще мужи идеи. В древности такими людьми процветали пустыни в Египте, Палестине и на Афоне, а также монастыри в России, Греции и других православных христианских странах. Они основывали монастыри, которые прославились святостью жизни и многими подвигами их насельников-иноков. В России к таким принадлежат знаменитые Лавры: Киево-Печерская, Троице-Сергиевская, Почаевская; монастыри на островах Ледовитого океана, на крайнем диком севере России, Валаамские обители и множество других. Все это множество благочестивых мужей и жен шло в Царство Небесное тяжелыми подвигами аскетизма и достигали его. Слова Христа Спасителя были для них руководственным правилом: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

И далее мы читаем: Мф.18:20 . «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Быть собранными во имя Его и означает принадлежать к Церкви, ибо Церковь и есть собрание тех, которые стремятся исполнять слово Его. И всякий раз, когда мы нарушаем Его слово, мы оказываемся за Церковной «оградой». Церковь называется Святой, это означает, что в ней нет грешных, ибо грех и святость есть понятия несовместимые. Сказано: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» ( Евр.12:15 ), то есть один нераскаянный грешник, потерявший доступ к благодати по собственному нерадению, представляет духовную угрозу для всех окружающих, почему Господь незримо и отсекает его от Церковного общения. Но когда мы, отлученные от Церкви своими собственными грехами, приносим покаяние, участвуя в исповеди, то священник именно соединяет нас с Церковью. В разрешительной молитве мы и находим следующие слова: « примири, и соедини его (то есть исповедующегося – О.С.) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем ». Таким образом, Церковь всегда пребывает Святой и не запачканной от человеческих грехов и преступлений, сохраняет свою Чистоту и Святость. Таинство Исповеди называется в Церкви «вторым крещением», вот и получается, что через Таинство Крещения человек входит в Церковь , а через Исповедь возвращается в неё. Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, цикл Семейная жизнь ветхозаветных патриархов мы окончим в следующей передаче, так как данный цикл опубликован в виде книги и доступными стали видеокассеты цикла, который читался мною в Троице-Сергиевой Лавре. Спрашивайте книгу и диски в православных магазинах. Завтра в храме Рождества Иоанна предтечи в Сокольниках возобновляется цикл бесед по Книге Исход, после Божественной Литургии; также по понедельникам метро «Таганская», Первый Котельнический переулок, д. 8, Храм Святителя Николая в Котельниках, читается мною цикл бесед по 1-й Книге Царств, начало лекций: 19.00. Каждый понедельник до Нового Года в это же время лекции будут проходить в этом же Храме, и в это же время. Справки по телефону: 495–915–05–06.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И когда мне пришлось выступать, я спросил уважаемое собрание, читали ли они Евангелие. Все, как один, ответили, что читали.  Предложил вспомнить слова Спасителя о погибших в Иерусалиме при падении Силоамской башни:   " В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " (Лк. 13, 1-5).  И напомнил, что несколько дней назад в Москве при расстреле Белого дома и в Останкино погибли десятки, если не сотни простых русских людей. И они не были более грешными, чем мы все, собравшиеся в этом зале. А ведь Россия стояла на пороге гражданской войны, которая могла вспыхнуть по всей стране.  А ничего страшнее гражданской, братоубийственной войны для России быть не может. И Патриарх, как это было во все века истории России, когда на страну обрушивались бедствия, нашествия врагов, мор, глад или междоусобная брань, вместе с народом молится у великой святыни Русской земли Владимирской иконы Богородицы. Может, эта молитва к Пречистой предотвратила еще большие бедствия, которые могли обрушиться на страну по нашим грехам. Каждый иконописец и реставратор, думаю, понимает, что без Божией помощи и в своей работе ничего доброго не сделаешь. И тогда в Третьяковке я  призвал их помнить, что хотя они заняты важнейшим делом, сохраняя икону, но не мы храним эту святыню, а чудотворный образ Богородицы хранит нас. И Россию хранит под своим Небесным Омофором Царица Небесная. Некоторые из сотрудников и реставраторов со мной согласились.  Многие православные люди уверены, что находясь в Третьяковской галерее, икона оказывала огромное миссионерское воздействие на посетителей музея. А в Троице-Сергиевой Лавре это миссионерское значение иконы будет ограничено.

http://radonezh.ru/2023/06/11/vozzreniem...

И когда пророк и царь воздели свои руки к Богу, Господь их сразу, сразу и услышал. Ассирийцы приготовились к штурму – Ангел губитель за одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч воинов его (см. 4Цар. 19:35 ). Посмотрите – 32-я глава, 20-й стих: «И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». Вот что это значит помолился? Помолиться можно вальяжно, так это, между делом, так – без внимания, без усердия. А смотрите, ведь написано: И помолился царь и пророк Исаия, и возопили к Небу. – Это был действительно вопль. Это была такая молитва, что она пробила сразу Небо. И Господь их молитву принял: « И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов». Вот эти пожертвования и складывались в сокровищницах Храма: были специальные помещения; поэтому Храмы, помимо всего, они были богаче, я не знаю, дворцов царских. Поэтому все враги в первую очередь стремились грабить храмы. «Товарищи» наши получили от Руси Православной такие храмы, с таким богатством, что они могли бы перманентную эту революцию делать и совершать, я не знаю, столетиями. Потому что всё оказалось в их руках – все монастыри были ограблены. Вот на одной иконе «Знамение Божией Матери», которая у нас в Академическом храме, – посмотрите её фотографию в дореволюционной книге, скажем, той же Снессоревой или Поселянина: «Чудотворные иконы» 20 (вот во второй части даёт ) так не видно ризы! Риза, во-первых, из драгоценностей сделана; и потом, все, кто получал исцеление, жертвовали на икону – кто колье, кто эти , кто драгоценности свои – и всё это вешали, что вот – в знак благодарности. Сколько дарили! А ведь таких икон было тысячи. Французский один журналист говорит: «Вы жемчуг желаете черпать совком, жемчуг? Вот поезжайте в Троице-Сергиеву Лавру, там стоят кадушки, полные жемчуга». Вот осыпается жемчуг – с одежды священнической, его собирают и бросают в эту кадушку. Так это же сокровища были! Это были сокровища. Если Борис Годунов жертвовал кованые потиры – не позолоченные, а кованные из золота, как из железа – потиры, дискосы, лжицы, весь необходимый, понимаете ! Дискос. Так ведь это же ценности были всё. Ценности. И вот, народ-то жил, конечно, тоже бедно. В курных избах жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

иеромонах Иов (Гумеров) Девство должны сохранить до брака как невеста, так и жених. Священное Писание определяет блуд (плотские отношения вне брака) как непотребство, равно запрещенное как женщинам, так и мужчинам. Блудники и блудницы не допускались среди народа Божия: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» ( Втор. 23:17 ). Блудника в библейские времена сравнивали с псом: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» ( Втор. 23:18 ). В Новом Завете блуд назван среди тех смертных грехов, которые лишают человека вечной жизни: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6: 9–10 ). Библейский взгляд на блудников и блудниц как на нравственно нечистых усвоен был святыми отцами. Определяя многолетнее наказание за блуд, составители канонов не различают мужчин и женщин. Вина и наказание равные. «Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению» ( Василий Великий ,святитель. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 4. С. 147). Согласно 59-му правилу святителя Василия Великого : «Блудник семь лет да не причастится святых таин: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до святого причастия» (Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 438). В святоотеческих творениях есть еще одна особенность: в них подробно говорится о том, насколько блуд является опасным для нравственного здоровья. Он, как сильный яд, отравляет духовный организм, оскверняет весь его состав: «Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души; но блудодей есть самый бесславный раб греха, ибо, осужденный им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и исправляет нечистую работу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иногда древние хоросы, делясь на двенадцать и более частей, каждой своей частью изображали отношение Земли и Солнца – на выпуклой дуге в начале и в конце дуги ставилось по светильнику. Это изображало восход и заход Солнца в последовательных членах хороса так, что не было конца этому коловращению (хоровращению): «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс.18:2–7 ). В центре хороса обычно подвешивается центральная большая лампада – ее можно уподобить самой Земле, царствующей во Вселенной (в «круге небесном»). Но что Вселенная и всякая другая материя без венца творения, без человека? Поэтому на хоросах стали изображать святых апостолов – такая традиция распространена в Греции. В России изображения святых на паникандиле, кроме образов апостолов на паникандиле в Троицком Соборе Троице-Сергиевой Лавры, мне не встречались. Конструкция хороса для Храма во имя Преображения Господня, разработанная Приходским Советом, воплощала следующие идеи обустройства центрального светильника православного храма: во-первых, диаметр хороса должен быть не менее 50% ширины того помещения, в котором он будет висеть (так в афонских монастырях); во-вторых, в качестве модели части хороса была использована часть древней русской дароносицы, в которой и были обозначены «восход», «заход» и движение «светила»; в-третьих, помимо той смысловой нагрузки, которая означает Вселенную, хоросу было усвоено значение «подсвечника Русской Церкви» – в текстах служб русским святым употребляется выражение – «ты еси новая свеча на подсвечнице Церкви», поэтому было решено представить хорос именно как такой «подсвечник». В соответствии с задуманным на хоросе были уготованы места для установки образов русских святых; было специально написано 48 икон святых, которые были размещены как снаружи, так и внутри хороса;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Испытавшие на себе многократно спасение Божие часто не иначе называют Бога, как Богом спасения своего, и говорят: Боже, Боже спасения моего [ Пс. 50,16 ], или Бог спасений наших. Бог... спасати [ Пс. 67,20 – 21 ]. Так говори чаще и ты сердцем и устами. Этим ты и славу Богу воздашь за неисчетные Его спасения души твоей. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся [ Пс. 19,6 ]. Так невольно часто я радуюсь о спасении Бога и величаюсь, хвалюсь именем Господа Бога моего – Спасителя моего. Чтобы тебе с дерзновением и великою верою призывать Святого Утешителя Духа, посмотри мысленными очами на святых Божиих человеков: смотри, какой благой и кроткий Дух наполнял [их], но вместе величественный и строгий; какими щедрыми дарами Своими Он обитал в них. Молись: щедроты Его готовы по достоянию 43 излиться и на тебя. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, ибо сие есть Кровь Моя... изливаемая во оставление грехов [ Мф. 26,26–28 ; Мк. 14,22–24 ]. Если пречистые Тайны оставляют мне грехи, значит, верно и то, что в них Тело и Кровь Спасителя. Если верно следствие, то и причина. Животворящие Тайны действительно очищают грехи мои, покоят, оживляют мою душу. Если я скажу, что не очищают, не покоят, не оживляют, то я буду подобен диаволу – ложь. Но я громогласно должен сказать и говорю, что они покоят, оживляют. А Сам Господь говорит, что Дух животворит [ Ин. 6,63 ]. Покой, Господи, усопшия праотцы, отцы и братию нашу, как Ты покоишь нас после достойного причащения Святых Таин Твоих; согрей, оживи их любовию Твоею, ослабу даруй им, легкое иго Твое возложи на них. О молитве. Что делает усердная общественная молитва? Примеры апостольской Церкви. Из житий святых. Грешники! Молитесь с надеждою: ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит нас, нового Израиля, от всех беззаконий наших. О Троице. За Таинство Пресвятой Троицы ручается Сам Христос. Истина. Мать моя – простая и кроткая агница. Смотря на нее, простую, необразованную, бедную, незнатную, прославляй немолчно от полноты благодарного сердца Человеколюбца Господа, удивившего на тебе великую милость Свою, и чти высоко родительницу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Святого Иоанна Златоуста бесед. 16 к ант. народ. Святого Иоанна Златоуста огат. б adv. Jud. Святого Иоанна Златоуста бесед. 3 на Быт. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Полн. собр. соч. протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), m. II. объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Сравни— Марк. 5:1–20; Лук. 8:26–39. Интересно отметить сообщаемую путешественниками особенность этой местности, именно, что там и до сих пор бедные жители находят себе кров в этих именно пещерах, приспособив их к своему убогому домашнему обиходу. Некоторые из этих пещер настолько обширны, что в них может помещаться до двадцати человек. Эта черта живо воспроизводит перед нами рисуемую евангелистами картину обитания в гробничных пещерах. Жалкая деревня на месте древней Гадары называется теперь Ум-Кейс, и имеет до 200 человек пещерного населения. Этим естественно объясняется тот факт, что евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а евангелисты Марк и Лука тольво об одном. Эти подробности передаются евангелистом Марком и Лукой. Некоторые толкователи затрудняются объяснить себе, каким образом могло оказаться там столь многочисленное стадо свиней, на которых всякий истый иудей смотрел как на самых грязных и нечистых животных, так что самое существование их было вопиющим оскорблением для почитателей Иеговы и закона Моисеева. Но затруднение легко устраняется предположением, что это стадо могло принадлежать языческим жителям города, или если даже и иудеям, то не для их собственного употребления, а в качестве предмета промысла, — в качестве продовольствия для стоявшего в этой области римского легиона. Последнее предположение, если бы оно имело какое-нибудь основание, пролило бы тем больше света на душевное состояние этих древних иудеев — “интендантов,” которые, лишившись в своем стаде целого капитала, грубо просили Христа, причинившего им такой большой убыток, поскорее оставить их страну.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Итак, Христос научает нас: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»; Он учит нас сему не только словом, но и всею жизнью Своею. Умирая на кресте, Сын Божий молится за Своих распинателей и восклицает: «…Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» ( Лк. 23:34 ). Своим незлобивым учением Христос возводит нас всех, покоряющихся Его святой воле, на высоту Божественного Совершенства. По Златоусту, это 9 ступеней восхождения от злобы к незлобию, от ненависти к Любви, от дьявола к Богу. Первая ступень в сем восхождении: «не начинать обиды; вторая – когда она (обида) уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обиженному того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию (т.е. лучше страдать самому); пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу» (7:209). Вот ступени духовного совершенствования, восходя по которым, мы удаляемся от дьявола и приближаемся к Богу. Здесь в текстах Нагорной проповеди мы можем найти путь, который возведет нас от плотского (бесовского) состояния, явившегося в жизни людей в результате грехопадения, в состояние душевное (ветхозаветное) и позовет далее к вершинам духовного, не душевного, а именно духовного (новозаветного) Бытия. Человек плотской уподобляется дьяволу; человек душевный уподобляется праведности книжников и фарисеев («праведности срединного пути»). Человек духовный уже в этой, земной жизни начинает уподобляться Богу! И далее мы читаем: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:45; 48 ). Когда я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением, – это было в 1986-м году в Троице-Сергиевой Лавре, – то исповедавший меня старец задал мне вопрос: есть ли у меня лучший друг. Услышав положительный ответ, он в течение получаса расспрашивал меня, как я понимаю, что такое дружба. Удовлетворившись этим моим ответом, старец сказал: «Если ты действительно хочешь стать добрым священником и хорошим христианином, то с этого момента к каждому человеку, с которым ты будешь встречаться на своем жизненном пути, относись так же, как и к своему лучшему другу». Эти слова старца поразили и немало озадачили меня. Потом, когда у меня возникали проблемы во взаимоотношениях с разными людьми, я всегда старался вспоминать эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010