Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15). Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе.

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

Все азартные игры гладят, как говорится, по головке корыстолюбивое сердце. Они ласкают, с одной стороны, страсть сребролюбия, зложелательства и злорадства, с другой стороны, возбуждают недоброжелательство и зависть. Можно ли христианину смотреть на них как на невинное препровождение времени? Не богопротивны ли они? Не отнимают ли от нас драгоценнейшего времени, данного для вечности, не делают ли нас праздными и празднолюбцами? Дорожа временем, потому что дни лукавы [ Еф. 5, 16 ]. Как усердно мы служим плотскому и греховному человеку! Не надеюсь на тлен. Бог моя надежда. Согрешил сегодня: осудил братию, поскупился, повраждовал. Помни заповедь апостола: Кто ест, не уничижай того, кто не ест, – пусть не говорит: такой-то жадный, ест много; и кто не ест, не осуждай того, кто ест [ Рим. 14, 3 ], – сам не вкушая пищи, да не жалеет оной для ядущаго. Будем поступать между собою единодушно, по-братски, поставляя себя на месте брата. Всегда радуйся, когда позовут тебя на какую-либо требу, потому что идешь беседовать с Самим Господом и служить овцам Его, которых Он возлюбил до смерти, и смерти крестной [ Флп. 2, 8 ]. Радуйся и о том, что ты, служа членам Христовым, исполняешь слово Спасителя: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою... так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 26, 28 ]. О плате не думай: что дадут, то и ладно. Беда, коли корыстолюбие вкрадется в святое дело. Запнет враг, и совершишь Таинство или молитву неискренно, небрежно, в суд и во осуждение себе. Бойся [также] крайне неохоты, медлительности, лености в святом деле. Поспешай ко всякому бедному, не чуждайся его в сердце, не говори в себе: сухая ложка рот дерет – ничего там за труды не дадут, не стоит трудиться. Ты Господу Иисусу Христу работаешь, Который воздаст тебе животом вечным. Блажен будешь, что бедные не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 14 ]. Люди – сиротки большею частию в этом мире, потому что большая часть людей живут без Отца и Сына и Духа Святого, в Троице славимого Бога нашего: нет Его в людских сердцах, мерзость запустения стоит в нерукотворенных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись ( Рим. 5:8,10 ). Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 9 июня 1988 г.) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Еф. 1:2 ). Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, с благодарностью Богу обозревая 1000-летний путь Христовой веры в нашем Отечестве, свидетельствует глубокую верность отеческим преданиям всех наследников спасительного дела святого князя Владимира и вместе с тем с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных – тех, кто проявил непоколебимую твердость в сохранении старых русских обычаев, с теми, кто ввел в церковное употребление богослужебные традиции, распространенные в Поместных Церквах на Православном Востоке. Болезненное, исполненное печали разделение усугублялось многими обстоятельствами, среди которых немаловажным было неизбежное приобщение Московской Руси к обычаям и культуре западноевропейских стран. Неотвратимость культурных, социальных и политических изменений и многие другие причины с течением времени усиливали и осложняли происшедшее разделение. Преследования придерживающихся древних обрядов со стороны властей, стремление во что бы то ни стало преодолеть твердость старообрядческих общин мерами принуждения породило много трагических последствий. Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 году в Троице-Сергиевой Лавре от гроба печальника земли Русской Преподобного игумена Сергия подтвердил равночестность древних обрядов. Сердца многих с благодарностью Богу восприняли эту благую весть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛЕДА ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru прот. Глеб Каледа Г.А.Каледа на фронте (1942 год) и в 45-годовщину Победы (1990 год) Однако окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны , и его призвали армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом , Сталинградом (ныне Волгоград ), Курском , в Белоруссии и под Кенигсбергом (ныне Калининград ). Его товарищи считали, что он оставался жив только чудом. Вернулся с фронта с многочисленными наградами. Научный и духовный рост Осенью 1945 года поступил в Московский геологоразведочный институт. Вскоре познакомился с тайным священником отцом Сергием Никитиным, будущим владыкой Калужским . После открытия Троице-Сергиевой Лавры состоялось его знакомство с наместником Лавры архимандритом Гурием (Егоровым) , впоследствии митрополитом Симферопольским. Отец Гурий познакомил его с отцом Иоанном Вендландом , будущим митрополитом Ярославским, который до церковного служения был учёным-геологом. Духовное руководство отцов Гурия и Иоанна в значительной степени определило дальнейший жизненный путь отца Глеба. В 1951 году, окончив институт с отличием и поступив в аспирантуру, женился на Лидии Владимировне Амбарцумовой , дочери своего первого духовника. Свадебное путешествие они провели в геологической экспедиции. По окончании института получил благословение заниматься научной деятельностью, хотя тогда уже у него возникло стремление целиком посвятить себя служению Церкви. В своей научной деятельности руководствовался заветом апостола Павла : «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол 3, 17 ). Ежегодные научные поездки в Среднюю Азию позволили регулярно общаться с владыкой Гурием, в то время епископом Ташкентским.

http://drevo-info.ru/articles/16564.html

Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие, нуждающиеся в их помощи, просили их? ( Быт. 20, 4 ; Иов. 42, 8 – 10 ; Исх. [о Моисее] 32, 11 – 14, 31–33.) Как диавол во мгновение убивает приражением к сердцу каким-нибудь противозаконным пожеланием или неправедным помыслом, так и Бог и Его Ангел-хранитель оживляет мгновенным притоком святых желаний и помышлений. Надо быть внимательным и благодарным Господу за Его духовные дары света. Что значат ежедневные призывания святых, в каждый день различных, в продолжение всего года и всей жизни? Значит то, что святые Божии, как братия наши, только совершенные, живы, и не далеки от нас, и слышат нас, и помогать нам всегда готовы по благодати Божией. Мы живем с ними вместе в одном дому Отца Небесного, только на разных половинах: мы – на земной, они – на небесной; и для нас, и для них есть средство проникать друг к другу: для нас – молитва веры и любви, для них – их духовная природа, всегда готовая к деятельной помощи по любви, которою проникнуты их души. Вера подается человеку Духом Святым, оттого никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ). Духа Святого открыл нам Иисус Христос, Духом Святым зачавшийся и родившийся, Духом Святым возраставший и укреплявшийся, изгонявший бесов, Духом Святым воскресший. О Духе Святом проповедали апостолы, мученики, преподобные, святители, и весьма многие запечатлели кровию учение о Святой Троице. Я – немощь; Бог – сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным. Бросить и совсем курить. Преосвященный Феофан грозил, когда курил я, а сам он был в язве от Бога и в печали и в озлоблении о вверенной ему пастве. От табаку и ночь не спал. Иереи Божии! Совершайте Таинство Крещения благоговейно, с подобающею верою. Вы делаете чрез крещение величайшее благодеяние для младенца, и тем больше, что он безответен и совершенно немощен: от вас зависит изгнать или не изгнать из него духа лукаваго, сокрытаго и гнездящагося в сердце его. Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Диавол хитр и силен: придет врасплох, пустит головешку горящую в сердце – тлей себе, пепели душу, да и убежит сам. На то и сказано: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить [ 1Пет. 5, 8 ]. Для чего все подвижники сильно постились? Для того, чтобы беспрепятственнее сражаться с диаволом, который удобно побеждает ядущих и пиющих чрез пристрастие плоти к пище и питию. Святые, поскольку они один дух с Господом, как Дух Святый, вездесущи; потому, призываемые с живою верою в сущего везде и исполняющего вся Духа Святого и с уверенностию, что они в Нем и Он в них, как един Дух, являются с быстротою молнии на помощь, особенно же Преблагая, Пресвятая, Пречудная Госпожа нас всех, Владычица Богородица. Если же они так просты и вездесущи в Боге, как Бог прост и вездесущ, то они и святы, как свят освящающий и содержащий их в святости Дух Божий. Итак, о Владычица, Ты свята, как свят освятивший Тебя Духом Своим чрез Сына Своего Бог Отец. Святые Божии человеки! Вы все святы, как свят Дух Божий, насколько души ваши могли вместить безмерной святыни Духа. Вы в Духе Святом вездесущи и, с верою и любовию призываемые, как Бог в Троице, пребыстро являетесь к нам на помощь. Говори помыслу скупости, когда частые гости будут вкушать с твоего стола: не мое это – Божие: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь [ Иов. 1, 21 ]. Господня земля и что наполняет ее [ Пс. 23, 1 ]. Другие трудились, а вы вошли в труд их [ Ин. 4, 38 ]. Мы неохотно допускаем, чтоб другие одолжались нам, положим, деньгами, хлебом-солью, чаем-сахаром, особенно если часто прибегают к нам за одолжением, между тем сами весьма часто одолжаемся другими во многих случаях жизни и пользуемся даром многими удовольствиями, приготовленными нам от других. Например, я гуляю в прекрасном, многодревесном, убранном многими цветами и перерезанном широкими, чистыми, сухими дорожками саду. Я получаю в этом саду большую пользу для тела и великое эстетическое удовольствие. Разве я не одолжил этим прежде всего моего Господа, Который возрастил этот сад, а потом добрым трудолюбивым людям, которые озаботились развести этот сад, не пощадив издержек и трудов для пользы и удовольствия общества, и особенно этим людям в низкой доле рождения, которые, подобно пчелам, трудятся не для себя, а для пользы и удовольствия других? Так, я чувствую себя весьма много одолженным для них и готов излить чувства моей благодарности добрым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь душ родителей с душами детей». «Яблочко от яблони не далеко падает» – так гласит народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе женихов и невест давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по ее матери, считая, что у родителей уже в полной мере были выявлены те склонности, которые еще недостаточно ясны в детях. О той же зависимости детей от родителей говорят законы Богом созданной природы, Священное Писание и история Церкви. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе». И далее: «Человек познается в детях своих» ( Сир.30:4 ). Сам Господь обличал фарисеев: «...вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф.23:31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» ( Мф.7:16–17 ). Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей можно найти в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. Таковы были, например, семья семи мучеников Маккавейских (2Макк.7) из Ветхого Завета, семья мученицы Филицаты (память 25 января) из Нового, все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа. Три дочери мученицы Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из 10 детей трёх святителей (Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». Яблочко от яблони недалеко падает – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые еще недостаточно ясны в детях. О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе»(30, 4). И далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28). Сам Господь в обличениях фарисеев говорит: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф. 23, 31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»( Мф. 7, 16–18 ). Но по отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом. Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей находятся в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. История рассказывает о целых семьях, в которых все дети отличались высоким благочестием. Такими были, например, в Ветхом Завете семья семи мучеников Маккавейских( 2Мак. 7 ), в Новом – семья мученицы Фелицаты (память 25 января), все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа; три дочери мч. Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из числа десяти детей трех святителей (Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе 154 . Что после этого для верного Христианина земная жизнь? Постоянное приготовление к будущей; непрестанное стремление души к царствию Божию от здешней суетной жизни, от нападающего на нас непрестанно греха – беспристрастие к временным благам и пользование ими настолько, чтобы они не привязывали к себе нашего сердца и не владели им: все мне позволительно, говорит апостол, но ничто не должно обладать мною 155 . – Между тем земная жизнь слагается у нас так, что земные попечения и заботы – почти всегда на первом плане, а это не согласно с действительною целью нашей жизни. Ищите прежде царствия Божия и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вам 156 , дастся как бы в придачу. Что впервые христианские времена, да и ныне, одушевляло и одушевляет верных христиан в святой, равноангельской жизни? Уверенность в воскресении мертвых, в будущей бесконечной жизни и в воздаянии каждому по делам. Что подвизало и укрепляло мучеников в твердой решимости – претерпевать ради имени Христова бесчисленные виды всяких мучений и бодро и весело идти на смерть? – Уверенность в воскресении, в суде и воздаянии Они имели постоянно в сердце слова Христовы: в терпении вашем, стяжите души ваша 157 и влас главы вашея не погибнет 158 . Что подвизало и одушевляло святых Отцов нашей святой православной церкви в подвигах молитвы и поста, в борьбе со страстями, в борьбе с еретиками за православие нашей веры, например, за истинное учение о Святой Троице и соединении двух естеств во Христе – Божеского и Человеческого, – о почитании святых икон? – Твердое убеждение в спасительности православной веры и в будущем воздаянии. Что одушевляло и умудряло дивных и пресладких песнопесцев нашей св. церкви в составлении таких и столь мудрых, – приводящих в восторг всякую верующую душу – церковных песней, столь разнообразных по названию и по содержанию? Какая поэзия человеческая может сравниться с чудной небесной, святой поэзией наших Боговдохновенных песнопевцев? Прислушайтесь хорошенько чутким сердечным и разумным слухом, например, к пасхальным песнопениям, – вообще к праздничным и воскресным, – да и ко всем обыденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода по-евангельски Беседа с кандидатом богословия протоиереем Георгием Климовым 31.03.2021 719 Время на чтение 12 минут – Отец Георгий, что в Евангелии говорится о свободе человека? – Евангелие предлагает свободу человеку, но свидетельствует о его несвободе: человек находится в рабстве из-за искаженных представлений о Боге, о мире, о себе самом. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными»(Ин. 8:31–32), – говорит Христос. Евангельская свобода – это свобода от рабства греху: «…всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34–36). – Для чего был дан Ветхозаветный закон? – Моисей получил скрижали спустя 400–430 лет после обетования Аврааму о спасении человека. Люди оказались настолько нравственно слабы, что понадобилось оградительное средство, чтобы избранному народу дожить до времен исполнения обещанного. Апостол Павел доказывает, что закон был временной мерой, обнаруживающей грех, делающей его живым. Сами умертвить грех люди в себе не могли. Для этого и потребовалось Боговоплощение. Не знавший греха Христос делается для нас «жертвою за грех» (дословно по подлиннику – «грехом»), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Безгрешный берет на Себя грех мира, чтобы связать его, пригвоздить ко Кресту. Тайная вечеря. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – Господь освободил нас на Кресте, но как каждому из нас усвоить этот дар свободы, принесенной Христом человечеству? – На вопрос богатого юноши: «что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь отвечает просто: «соблюди заповеди»(Мф. 19:17). Это требуемое от каждого из нас условие нашего спасения. Хранение заповедей своим критерием имеет любовь: всем сердцем, и всею душею, всем разумением – к Богу; и к ближнему своему – как к самому себе (Мф. 22:37, 39). Это две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). Если исполняя заповеди, которые и нацелены на возвращение человека к Богу, я, встретившись с Ним, вдруг «отошел с печалью»(Мф. 19:22), как это случилось с богатым юношей, значит, что-то во мне не так. Если исполняя заповеди, я начинаю ненавидеть ближнего, значит, жизнь моя требует пересмотра…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/svobod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010