От нас это сокрыто. Вот переходим теперь к царям. Вы сделали вертикальную черту в своих тетрадях? И эту вертикальную черту будем продолжать до безконечности, потому что с этими царями не знаю, что и делать. Но я быстро с вами прогоню , потому что когда же будет нам учить? Итак, 3-я Царств. Смотрим в столбик царей Иудейских. Какие вы там вы оставили имена? – Ровоам! И всё? Вот. Ровоам. Смотрите – царствовал семнадцать лет. И посмотрите, что о нём говорится. Открывайте 14-ю главу, 21-й стих, 3-й Царств: «Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь И делал Иуда неугодное пред очами Господа [это персонификация царства – Иудейское царство равно Иуда – одним словом сказать. Под Иудой разумеется не человек, а разумеется царство], и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами [в потомстве умножаются грехи отцов – вот, что это значит], и устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». А блудники – это известный вам сорт людей однополых, и плюс жрецы. В английском переводе так и говорится. Это слово названо на букву «п», как они называются. Вот. Вот они и развращали, а их почитали. Что это была за религия? Что это за религиозная проституция? Как Ровоам мог рядом с Храмом позволять быть таким культам? Ведь это же вело к погибели, это – к вырождению нации! Вот за эти «хорошие» дела – в 25-м стихе говорится – «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища ». Город-то не разрушил, Господь ему не попустил, а царство разорил, и в первую очередь, видите, разоряли храмы. На первом месте стоит – и взял сокровища дома Господня. Почему это на первом месте стоит? Да в этих храмах несметные скапливались сокровища! Потому что туда и от войн все трофеи складывали и вносили личные завещания. Наши монастыри – Соловки, это, понимаете, Троице-Сергиева Лавра – да там ковшом можно было черпать из бочек изумруды. Столько было их. Они осыпались, их складывали в бочки, и вот эти бочки стояли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

По Златоусту, это 9 ступеней восхождения от злобы к незлобию, от ненависти к Любви, от дьявола к Богу. Первая ступень в сем восхождении: «не начинать обиды; вторая – когда она (обида) уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обиженному того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию ( то есть лучше страдать самому- О.С. ); пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу» (7, 209). Вот ступени духовного совершенствования, восходя по которым, мы удаляемся от дьявола и приближаемся к Богу. Здесь в текстах Нагорной проповеди мы можем найти путь, который возведет нас от плотского (бесовского) состояния, явившегося в жизни людей в результате грехопадения, в состояние душевное (ветхозаветное) и позовет далее к вершинам духовного, не душевного, а именно духовного (новозаветного) Бытия. Человек плотской уподобляется дьяволу; человек душевный уподобляется праведности книжников и фарисеев («праведности срединного пути»). Человек духовный уже в этой, земной жизни начинает уподобляться Богу! И далее мы читаем: Мф.5:45; 48 . «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» . Когда я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением, – это было в 1986-м году в Троице-Сергиевой Лавре, – то исповедавший меня старец задал мне вопрос: есть ли у меня лучший друг. Услышав положительный ответ, он в течение получаса расспрашивал меня, как я понимаю, что такое дружба. Удовлетворившись этим моим ответом, старец сказал: «Если ты действительно хочешь стать добрым священником и хорошим христианином, то с этого момента к каждому человеку, с которым ты будешь встречаться на своем жизненном пути, относись так же, как и к своему лучшему другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поклоняясь Пресвятой Троице и творя молитву Каждому Лицу Пресвятой Троицы, всячески берегись мысленно испытывать тайну Троичного Божества; помни правило: чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай [ Сир. 3,21 ]. Помни свое ничтожество, свою ограниченность. Довольно для тебя знать, что Бог Отец привел тебя из небытия в бытие чрез Сына во Святом Духе и так возлюбил тебя, что и Сына Своего Единороднаго дал за тебя на смерть, чтобы тебе, падшему от жизни, не погибнуть навеки, но иметь ради Его живот вечный; что Сын Божий сотворил и искупил тебя, а Дух Божий – животворит, научает всему доброму и полезному и, совершая тебя, руководит тебя, как мать дитя, к Небесному Царствию. Не ощутят [слав.: осяжут] ли Его (Бога) и не найдут ли [ Деян. 17,27 ]. Найти и осязать невидимого, но недалеко от каждого из нас находящегося Бога есть цель нашей жизни, по апостолу Павлу. Найти и, так сказать, осязать или ощутить невидимого Бога есть верх нашего блаженства на земле, потому что Бог весь – Блаженство. Кто нашел Бога, кто испытывает постоянно Его животворное к себе прикосновение, тот ни на что на свете не променяет счастие иметь Его в сердце своем и ищет всячески случаев, в которых Невидимый соприкасается с нашим духом. Видя Невидимого, был тверд [ Евр. 11,27 ] (Моисей). Дойди до такого совершенства веры, чтобы ты невидимого Бога как бы видел глазами, имей Его в сердце, взирай на него сердечными очами – и ты будешь не последний из христиан, и стопы твои исправятся. Много значит, когда человек может искренно сказать: невидимого Бога я как будто вижу глазами – так в Нем уверен! Всячески остерегайся, как бы тебе на молитве не быть в противоречии с собственными словами. Например, в молитвах ко причащению ты просишь неосужденного принятия животворящих Тела и Крови Господа. Но, вместо Тела и Крови Господа, не питается ли, смотри, сердце твое предметами твоих страстей, не пожирает ли оно их с радостию. Смотри: где твое сокровище? Так и во всех других случаях. Смотри: не противоречишь ли ты словами своими сердцу твоему? Не приближаешься ли ты только устами своими, а сердце твое далеко отстоит [ Мф. 15,8 ]? Не лицемер ли ты?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день св. Пятьдесятницы. И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин и возрастила благодатию Святого Духа бесчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине бесчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, бессребренников, праведников и всех святых. Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества – искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и бессмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви. Слава Тебе, вознесшемуся со славою Христу Богу нашему и нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника 4 . «При наступлении дня Пятьдесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:1–4 ). Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно – насколько возможно – Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятьдесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:11–12 ). Состояние ветхозаветной Церкви во дни Первого Пришествия Сына Божия есть образ того состояния, каким оно может оказаться и у христиан перед Вторым Пришествием Сына Божия на землю. Сын Божий, Господь Иисус Христос, Сам свидетельствует о последних временах: «…Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Тогда Он нашел для Себя около 120 верующих, а во дни Второго Пришествия может найти и менее: все остальные «отломятся», отпадут. Сказано об иудеях и христианах: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим.11:17–21 ). Итак, человеческая зависть толкала людей на непризнание Иисуса из Назарета как Христа, Истинного Мессии Израиля (именно в этом и заключается трагедия еврейского народа). Дело в том, что стандартные, житейские представления иудеев о Мессии по большей части лежали в плоскости материальных, а не духовных интересов. И сегодня, стремясь к славе мира сего, люди порой теряют ощущение духовной реальности и становятся противниками Бога. «Троицкие цветки с луга духовного» повествуют: «…рассказывал бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, – в обители Преподобного Сергия жил в качестве послушника один молодой, с виду изящный, человек по имени Александр. Он обладал сильным и приятным голосом. Его чистый первый тенор выделялся своей мелодичностью среди голосов поющей братии и невольно располагал сердца молящихся в Лавре к Богу. Жил он в обители три года и своим пением поистине украшал всю обитель. К сожалению, нашлись в Лавре у Александра советники, которые внушили ему стать известным певцом, предварительно усовершенствовав свои певческие способности в консерватории.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

После смерти Сталина в 1953 году меня взяли послушником в Троице-Сергиеву лавру в Загорске. Послушанием моим было отчитывать бесноватых. Их жалко было, кто им поможет? Начал отчитывать не понимая, что для болящих это попущение Божие. Были и некрещеные, многие женщины делали аборты, убивали детей во чреве. Я, конечно, их отчитывал. Привели ко мне одну бесноватую, когда я стал ее кропить святой водой и мазать маслом, она увидела огонь, испугалась и говорит: «Я такого никогда не видела». Я ей ответил: «Теперь ты убедилась, что есть злые духи, которые мучают людей». Однажды вызвали меня к уполномоченному по делам религии. Он говорит: «Что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь. – Я сказал: какие они сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. – Он говорит: Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей ученые не могут вылечить, а ты вылечил. – А я ему: «После отчитки многие из них работают воспитателями в детских садах, врачами в больницах, есть и учителя». Он не поверил, позвонил Патриарху Пимену, и меня в 1974 году перевели в Псково- Печорский монастырь, и наместник архимандрит Гавриил благословил меня заниматься отчиткой». Старчество издавна являлось крепостью монастырской. Можно в монашестве и затворе прожить долгую жизнь, но не стать старцем. Старчество есть Божий дар. Старец непременно должен обладать даром рассуждения и прозорливости, которые дают ясную картину и помогают отличать добро от зла. Старцы ведают не только о том, что мы делаем, но и что думаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Кор.1.14). Известны в церковной истории Валаамские, Саровские, Оптинские старцы, к которым за советом, благословением и утешением стекались народные реки страждущих: «...Вопроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ) Информационная служба Псковской епархии, по благословению владыки Евсевия, обратилась с вопросами к архимандриту Адриану (Кирсанову), надеясь что ответы его станут утешением для многих верующих людей, которые не могут, по тем или иным причинам, посетить старца. Обращаться к старцам – традиция древняя: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу». Но в наше время мы более живем по своей личной воле, скорее, по своему своеволию, а это редко бывает полезно нашей душе, а значит, нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. (Рим.1:18-27) " Не стоит забывать, что все видимое и невидимое, все радости, стремления, и прочее необходимое человеку - сотворил Бог. Андрей 7 июля 2015, 21:16 Если в каком-либо государстве, абсолютно серьезно начинают регистрировать браки собачек, кошечек, содомитов и прочего безрассудства, то грош цена этому регистрационному органу и этому государству. Выбор прост, или регистрировать свой брак в одной очереди с собачками, или зарегистрировать свой брак на небесах, в Церкви. Другой вопрос, у кого может возникнуть такой интерес, чтобы обесценить государственность. Светлана 7 июля 2015, 18:54 Страшно, что такое происходит. США - страна лидер. И то, что сейчас происходит там, будет и в других странах. У государства есть сила и власть. Маленький человек им может быть раздавлен. Но, что первично: государство или народ?... Христианам надо реально объединяться. Если мы будем сострадательны, милосердны, будем оказывать посильную помощь друг другу, то сможем противостоять духу времени. Дмитрий 7 июля 2015, 17:33 Господи Спаси нас. Пусть все хорошо будет. Дмитирий 7 июля 2015, 14:47 Все чаще и чаще вспоминаются слова, что люди будут бежать в Россию и тут держаться как некогда держалась Троице-сергиевая лавра Елена 7 июля 2015, 14:23 Спаси Господи, Елена! Ирина 7 июля 2015, 13:57 Согласна на 100% с Еленой по поводу 4-го пункта! Россия-самая лучшая страна для жизни православного человека и не только! Сама в скором времени вынуждена буду возвращаться на свою историческую Родину и понимаю, что ужасно не хочу... Люблю Россию, ее людей, храмы, монастыри, природу...это моя страна. Валентина 7 июля 2015, 13:11 Господи спаси и сохрани Россию от этого ужаса и весь мир. Мария 7 июля 2015, 11:52

http://pravoslavie.ru/80479.html

Почему добрые дела творить сложнее      Часто можно услышать такой вопрос: «Почему плохие дела делать легко, а хорошие, наоборот, трудно?» Проблема известна всем поколениям. Апостол Павел от лица всех людей говорит об этой немощи: Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7, 18-19). После грехопадения Адама человеческая природа стала удобопреклонна ко греху. Грех распространился и стал очень живуч и жизнеспособен. Он подобен сорняку: произрастает без всяких усилий. Чтобы вырастить полезный злак, нужно поливать его, рыхлить и удобрять почву, словом, ухаживать за ним. А сорная трава лезет сама и без всякого труда вырастает в человеческий рост. Так и грех. Творить его легко, но последствия его весьма печальны. Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). Да, совершать плохие поступки легко и просто, но будет ли легко потом? Нет, не будет, за все в жизни придется платить. Только наши добрые дела принесут нам пользу и настоящую радость и пойдут с нами в вечность. Даже маленький ребенок должен обязательно бороться с плохими желаниями и побуждениями. Он должен понуждать себя, как бы это ни было трудно, на хорошие дела. Этому учит нас Бог. Конечно, будет непросто, на этом пути нам будут мешать враги нашего спасения, темные силы, но Господь обязательно поможет. Другого пути нет.      Вот одна реальная история об этой борьбе. Священник Олег Стеняев работает с людьми, пострадавшими от тоталитарных сект. Как-то после долгих бесед он привел в православие одного кришнаита. Но не все было так гладко, вскоре начались трудности. Бывший кришнаит пришел к священнику и спросил: «Батюшка, почему, когда я поклонялся синему Кришне, бил в бубен, ел прасад, ходил в сари, меня не мучили страсти блуда и винопития? А сейчас, когда я стал христианином, я страшно страдаю от них и ничего не могу с собой поделать. Я стал мучиться от блудной страсти и предаюсь пьянству. Почему? Отец Олег послал юношу к старцу Кириллу в Троице-Сергиеву лавру. Отец Кирилл дал ему такой ответ: «Когда ты был кришнаитом, бесы помогали тебе справляться с пьянством и блудом, так как ты и так был в их власти. А теперь мучают тебя, чтобы погубить». «Сколько же будет продолжаться эта борьба!» — воскликнул молодой человек. «Всю жизнь», — ответил старец. 7 августа 2017 г. Рейтинг: 7.8 Голосов: 493 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104747.html

Преподобный Максим написал на стенах своей темницы углем канон Святому Духу, по сей день известный в Православной Церкви. Я думаю, это говорит о том, что он испытывал действие благодати Святого Духа, потому что Духу Святому никто не может воспрепятствовать проникать туда, куда Он хочет, и действовать там, где хочет. Дух дышит где хочет, – сказано в Евангелии 155 , и Он дышал в этой темнице. Он был с великим подвижником, с мучеником, который страдал от своих же собратьев по вере – от тех, кому он пришел помочь своим образованием, учением, переводами, и в благодарность от которых получил темницу. Только тогда, когда враги святого Максима отошли в мир иной – завершилось царствование его гонителя Василия III, и умер на покое митрополит Даниил, – Максим Грек в возрасте уже почти восьмидесяти лет был выпущен из своего заключения и даже с почетом принят в среду братии Троице-Сергиевой лавры. Он был настолько изнурен скорбями и болезнями, что не мог стоять и даже сидел с трудом. Иван Грозный, собираясь после взятия Казани и победы над татарами на богомолье в Кириллов монастырь со своей супругой и малолетним сыном, хотел взять у преподобного Максима благословение на это путешествие, но старец ответил ему: «Бог присутствует везде, не нужно тебе туда ездить, царь, тратить лишние силы и утруждать мать и младенца. Помоги вдовам тех воинов, которые погибли при взятии Казани, – это лучше любого богомолья». Но Иван Грозный не послушал праведника и отправился в путешествие, а по дороге его маленький сын умер. Так он был наказан за непослушание и за то, что не внял благословению преподобного Максима. Преподобный Максим окончил жизнь в относительном покое, но перед этим он пережил очень много скорбей. В день его памяти читается Евангелие, посвященное преподобным отцам, в котором говорится о кротости и смирении: о том, что человек может приобрести душевный покой только тогда, когда уподобится в кротости и смирении Самому Господу. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко 156 . Конечно, невозможно вынести такие нечеловеческие страдания: несправедливость, мучения, лишение причастия, клевету, причем клевету самую страшную для православного христианина, обвинение в ереси, – если при этом не уподобиться Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Преподобный Симеон Новый Богослов в «Благодарении Богу (I)» описывает, как он вымолил себе у Бога духовного руководителя – старца 794 . В «Главизнах практических и богоразумных» содержатся основополагающие мысли преподобного Симеона Нового Богослова о выборе истинного старца и о благоговейном послушании ему 795 . К сущности старческого руководства относятся слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что как «повинующемуся», так и «управляющему» необходимо приобрести такое качество, как «неозабоченность», или «беззаботность» 796 . 351 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. – Репр. – СПб., 1995. С.25. [Далее: Лествица]. 353 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого . Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться. 356 Цит. по: Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С.541. 357 См. ( Мф.19.10–12 ): «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». 397 В столп были заключены мученица Ирина при императоре Траяне, мч. Христина (†300) при Диоклетиане, мч. Варвара (†306). 398 Алексий (Кузнецов), иерш. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. [Далее: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество...] 405 Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Диссертация на соиск. ученой степени магистра богословия. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1977. С.136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010