Итак, Христос научает нас: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . Он учит нас сему не только словом, но и всею жизнью Своею. Умирая на кресте, Сын Божий молится за Своих распинателей и восклицает: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Своим незлобивым учением Христос возводит нас всех, покоряющихся Его святой воле, на высоту Божественного Совершенства. По Златоусту, это 9 ступеней восхождения от злобы к незлобию, от ненависти к Любви, от диавола к Богу. Первая ступень в сем восхождении: «не начинать обиды; вторая – когда она (обида) уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обиженному того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию (то есть лучше страдать самому); пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу» 39 . Вот ступени духовного совершенствования, восходя по которым мы удаляемся от диавола и приближаемся к Богу. В текстах Нагорной проповеди мы можем найти путь, который возведет нас от плотского (бесовского) состояния, явившегося в жизни людей в результате грехопадения, в состояние душевное (ветхозаветное) и позовет далее к вершинам духовного – не душевного, а именно духовного (новозаветного) – Бытия. Человек плотской уподобляется диаволу; человек душевный уподобляется праведности книжников и фарисеев («праведности срединного пути»). Человек духовный уже в этой, земной жизни начинает уподобляться Богу! И далее мы читаем: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 45; 48). Когда я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением – это было в 1986 году в Троице-Сергиевой Лавре, – то исповедовавший меня старец 40 задал мне вопрос: есть ли у меня лучший друг? Услышав положительный ответ, он в течение получаса расспрашивал меня, как я понимаю, что такое дружба. Удовлетворившись моим ответом, старец сказал: «Если ты действительно хочешь стать добрым священником и хорошим христианином, то с этого момента к каждому человеку, с которым ты будешь встречаться на своем жизненном пути, относись так же, как и к своему лучшему другу». Эти слова старца поразили и немало озадачили меня. Потом, когда у меня возникали проблемы во взаимоотношениях с разными людьми, я всегда старался вспоминать эти слова.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Как быстра и легка мысль о чем-либо или как легко сказать что-либо, так удобно Творцу всё сотворить – великое или малое, без различия, ибо для Него всё ничтожно. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася [ Пс. 32, 9 ]. Веруй твердо в совершимость всякого слова, особенно во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог Слово, что Сам Бог наш, в Троице поклоняемый, выражается тремя словами, или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует [бытие], или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся с словом и дорожи им. Помни, что как Ипостасное Слово Божие – Сын Божий – всегда соединен со Отцем и Духом Святым, так и в слове Священного Писания и в молитве или в писаниях богомудрых отец участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный разум, творческое Его Слово, и совершитель – Дух Святый. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие [ Мф. 12, 36 ]. У Бога не останется бессильным никакое слово [ Лк. 1, 37 ]. Это вообще свойство слова – сила и совершимость его. Таким оно должно быть в устах человека. Как бесконечно высший всего и Сам простой, Бог во мгновение всё может сотворить или претворить, ибо всё ничтожно пред Ним, всё подчинено Его беспредельному могуществу. Никакая тварь не может противиться Творцу или быть равной Ему. Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» [ Ис. 45, 9 ]. Не властен ли горшечник над глиною... кто противостанет воле Его? [ Рим. 9, 21, 19 ]. Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть [ Евр. 2, 1 ]. Слышишь? Надо быть крайне внимательным к слову Божию, к богослужению, к учению Церкви, к молитве, к церковным постановлениям или учреждениям, чтоб нам по невниманию не отпасть от веры. Ибо мир, грешная плоть с своим мудрованием, диавол с своими непрерывными кознями сильно увлекают наше сердце к маловерию, невнимательности и пренебрежению к вере. Я един Сущий, бесконечный. Только захочу, чтоб было что-либо, – и будет, не захочу – не будет, ибо Я един Сущий и только по Моей воле может что-либо существовать. Помни: Я – бесконечное, первое существо, Существо существ, от Которого все существа. Я – простое существо, всё от Меня и всё во Мне и ничего – вне Меня, ибо ничто не может быть вне Меня, единого Сущего, бесконечного. Я и диавола содержу в узах мрака, и тьма кромешная под Моею державою, и все муки ада. Все из Него, Им и к Нему [ Рим. 11, 36 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как ты говорить, что человекообразно Божество? Перестань, отец честной, так думать и возьми в руки святые книги Дионисия и Григория Богословов , и Иоанна Златоуста , и Дамаскина, и в них там найдешь, что неприкосновенного касаешься, и о чем небесные силы не смеют помышлять, то ты хочешь постигнуть». Филарет же, не покоряясь, говорил: «Много ты книг читал, да Евангелию ты не веруешь, а мне у тебя что слушать?» Дионисий же со смирением просил его: «Скажи, отец честной, в чем я Евангелию не верю?» И Филарет говорил: «Если бы ты верил Евангелию, то не исключил бы слова Луки евангелиста, как сказано: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”». Отец Дионисий сказал так: «Отец Филарет, дело было, да совершилось, а мне тебя жаль, что в вере Христовой ты нетвердо умствуешь, книгам не хочешь верить». Филарет же сказал: «Я больше пророческим словам верю». Дионисий же сказал: «Да как ты нашел в пророках, что Божество человекообразно?» Филарет сказал: «Сам Господь Бог говорил: „Сотворил человека по образу нашему и по подобию”». Дионисий же сказал: «И каков образ Божий во Адаме, и в чем подобие его?» Филарет говорил: «Я о том с тобою не хочу и говорить». Дионисий же сказал: «Хорошо ты сказал, что ты не понимаешь и не различаешь, что есть образ и что есть подобие; ты, отец Филарет, скажи, имеет ли Бог части тела человеческие?» Филарет говорил: «Скажи ты мне, государь архимандрит, что Давид говорит: „Руки твои сотворили меня и устроили меня», и „Моя нога стоит на прямом пути” – о чем Давид говорит?» Дионисий сказал: «Скажу тебе все, но ты мне раньше поясни сказанное Давидом: „Насадивший ухо не услышит ли? и создавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, кто учит человека разумению!”» Логин же сидел и смеялся. И архимандрит Дионисий сказал ему: «Что, преславный певец, чему ты смеешься?» Логин же стал плевать чуть ли не в лицо Дионисию. И встали оба, Филарет и Логин, и хотели выйти из его келии. Дионисий же, поклонившись им до земли, сказал: «Пощадите меня и не понуждайте меня впасть в грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие старцы у нас были… Отец Кирилл (Павлов) – герой Второй мировой… Отец Феодорит… Батюшка Кирилл много не говорил, но он сам был – наглядный пример. Никто не видел, что он обижался, или ссорился, или осуждал кого-то, или ругал. Кротость и смирение. А тысячи и тысячи людей спас. Отец Феодорит уже старенький был. В 1969 году на левый клирос меня поставили; старцы на буднях всегда пели, и он тоже стоял на клиросе. И никто не ходил по храму, не разговаривал – не то что боялись, а было стыдно перед этим святым человеком. Такой он благодатный был. У него большая библиотека была. И вот за месяц до смерти он начал ее раздавать – всем, кто к нему приходил. Я тоже зашел. Мне попалась книга – дореволюционного издания, большая – «Иноческие уставы». И житие Иоанна Крестителя. А когда он скончался и наместник пришел в его келью, она была пуста: всё раздал. И одежду – всё, что было. Остались только выписки на столе: он очень любил Димитрия Ростовского , и читал его, и выписки делал, и проповедовал из его творений. Такие были великие святые люди. Так жила Церковь. Благодатью Божией исцелялись, и знамения преподобного Сергия совершались. Та же благодать с нами. Только самим нужно быть верными. Будьте верными Господу, и Господь нас не оставит. Рейтинг: 10 Голосов: 336 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2: 4–5). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий 16 февраля 2018, 14:59 Очень сильные чувства остаются от каждого посещения Троице-Сергиевой Лавры. Если ты пришел с благоговением и любовью, Преподобный Сергий за руку тебя поведет, и когда будешь покидать Лавру не раз еще с тоской оглянешься и еще долго с тихой радостью будешь вспоминать эту неизреченную благодать. Галина Конкина 6 февраля 2016, 20:18 Как научиться молиться, хотя бы положенное правило читать.

http://pravoslavie.ru/77418.html

Корабль, нагруженный товаром, диавол хочет погрузить ненавистию и скупостию. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? [ Деян. 9,4 ]. Этот глас, ненавистник, Иисус Сладчайший обратил к тебе: ты в брате своем гонишь Иисуса Христа. Остерегись. Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому, что когда враг тебя гонит, ты еще сам себя внутренно гонишь. Ибо скажи: не гонение ли, не самое ли жестокое гонение мучить себя ненавистию к врагу? Люби врага – и ты будешь премудр. О! Если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство – любить врага и делать ему добро! Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торжествует Своею любовию над неблагодарным и злонравным родом человеческим; так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками [ Рим. 5,8 ]. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись Богу, спасемся Им от гнева [ Рим. 5,10 ]. Взаймы давайте, не ожидая ничего [ Лк. 6,35 ]. Так ты давай братии твоей, гостям твоим снеди, ничего от них не ожидая, не ожидая от них взаимного угощения. Очевидно, Господь располагает нас этими словами к братолюбию и хочет доставить нам, по великому благоутробию Своему, случаи к получению небесных наград. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? [ Лк. 6,34 ]. Не так же ли поступают и язычники? [ Мф. 5,47 ]. Когда приступает к сердцу твоему какая-либо страсть, вспомни тогда слова апостола: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми [ Гал. 5,24 ], и, изобразив на чреве своем с верою знамение креста, произнеси, тоже с живою верою, означенные слова – и страсть отразится. Распять плоть со страстьми и похотьми – не легкое дело, а притрудное и прискорбное. Не напрасно сказано – распяша [ Гал. 5,24 ]. Как распятие на кресте соединено с великими мучениями душевными и телесными, так и распятие плоти с ее страстями, вкоренившимися глубоко в существо человека и составляющими, так сказать, его существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Матерь Божия вкусила смерть, и этим самым она нам подала пример, что именно в смерти нет ничего неестественного... Ибо если бы смерть в себе заключала что-то неестественное, что-то злое, то кто- кто, а Матерь Божия не была бы подвержена этому злу. Но Она вкусила смерть, тем самым, и нам подала утешение и отраду, которые именно должны пройти через эти врата смерти для нашего утешения, что смерть не страшна. Надо помнить, что в смерти зла нету, что смерть для нас – неизбежность. Вот это надо помнить каждому для спокойного приготовления, для достойного перехода из одного состояния в будущее. И празднуя сегодня этот праздник – Успения Божией Матери, мы и обязываемся, чтоб достойно праздник праздновать, чтоб позаботиться о нашем достойном при уготовлении к исшествию из этой жизни в другую жизнь. А для этого надо нам внимание каждому обратить на свою внутреннюю духовную жизнь, на свое внутреннее поведение, внутреннее состояние. Ибо только те, которые достигнут чистоты сердечной, свободно могут так же перейти из этой жизни в другую жизнь, подобно переходу из этой жизни Матери Божией, подобно Ея Успению. Поэтому надо стараться, дорогие, эту жизнь нам провести богоугодно, спасительно, разумно, стараться во всем угождать Богу, жить достойно Бога и приносить добрые плоды во всяком благом деле. Надо исполнять волю Божию. Только тот спасется и угоден будет Богу, кто именно будет жить по воле Божией, исполнять святую волю Божию. Эту святую волю Божию нам возвестило Святое Евангелие, возвестили и святые Апостолы. И вот святой апостол Павел нам и повествует, что если мы желаем спастися, то нам именно нужно стяжать христианского учения и жить по этому учению. Вот что вещает святой апостол Павел в Послании к Колосянам: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Мне кажется, нет единого правила, как и когда себя вести, поступать с врагами. Но если человек находится в правильном состоянии, он может верно решать – не умом, а сердцем. Меня этот вопрос тоже в свое время волновал: в молодости ездил в Сергиев Посад в электричке, а там хулиганы, богохульники, и было непонятно, что с ними делать. Я взял одного за шкирку, начал выкидывать, а он говорит: «Меня вчера один батюшка выкинул, а его сегодня в милицию посадили за хулиганство». Но я его все-таки выкинул, он хулил Церковь , Божию Матерь. А у отца Кирилла (Павлова) потом спросил: как к подобным вещам относиться? Выкидывать богохульников или делать вид, что я ничего не вижу, не слышу, отношусь ко всему спокойно? Отец Кирилл, мудрейший наш наставник в Троице-Сергиевой Лавре, сказал: «Если ты чувствуешь в себе силы, то вступайся, а не чувствуешь – читай Иисусову молитву, молись за этих людей». Действительно, не каждый способен открыто противостоять, рискнуть своей жизнью, своим достоинством. Но если искренне человек начинает молиться, то, бывает, все устраивается, успокаивается. Я бы даже так сказал: начинать надо с молитвы. Укрощение строптивого Царская добродетель кротости уподобляет христианина Учителю–Христу и позволяет вступить в наследование нетленных благ как здесь, на Земле, так и в Вечности. Как укротить самого себя к радости всех окружающих – об этом наша очередная беседа. Хвалу и клевету приемли равнодушно Главный пример кротости – Сам Господь Иисус Христос . Пророк Исаия говорит о Нем: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» ( Мф. 12:18–21 , Ис. 42:1–4 ). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Священном Писании : «Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, (...) возвещая о кротости Его, говорит: «...не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «...трости надломленной не переломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную». 80

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Моим духовным поискам способствовало активное чтение различных серьезных книг философской направленности, в числе прочего Достоевского. Все это служило работе и организации мысли. Процесс шел стремительно, убежден, что не без Божьего содействия. Оставив свой наивный материализм, я вскоре пришел к пониманию того, что миром управляет некое идеальное начало. Затем я осознал, что таким началом должно быть высшее разумное существо, то есть Бог. Но это был Бог философов, представление о котором соответствовало не живой религиозной традиции, а абстрактному теизму. Рождение веры Переломным моментом стала встреча с Евангелием . Произошла она несколько неожиданным образом. Однажды мне попалось произведение Л.Н. Толстого «Исповедь». Насколько оно удачное или неудачное, судить не берусь. Оно мне почти не запомнилось. Но вот эпиграф произвел на меня неизгладимое впечатление. Это был отрывок из Нагорной проповеди Спасителя о совершенной любви: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; …любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5:39 , Мф. 5:40 , Мф. 5:44 ). Меня словно озарило. В этом я почувствовал что-то невероятно родное, именно то, что искал. Рациональное объяснение здесь трудно найти: почему я должен кому-то что-то отдавать? И как можно любить врагов?! Но сердцем я ощутил в этих евангельских словах глубокую правду. Истина самоочевидна, она не нуждается в обосновании. И эта способность почувствовать высшую Истину есть вера. Поэтому встреча с Евангелием стала для меня моментом рождения веры. Мне было едва ли 17. Церковь Христова Но приняв Бога, которого проповедует Евангелие Христово, я не готов был принять основанную Им на земле Церковь, я не понимал ее значения. И эта ситуация распространённая: восхищение словом Божиим и одновременная неготовность до конца последовать этому слову на деле, то есть войти в церковную жизнь во всем ее многообразии и полноте. Как-то мой верующий друг пригласил меня на несколько дней к нему в гости в Москву, а когда я, взяв на работе отпуск за свой счет, приехал, деликатно, но настойчиво предложил съездить в Троице-Сергиеву Лавру . И я согласился. Стоя на лаврской службе и ничего еще в ней не понимая, я вдруг осознал: если Бог есть, то Он здесь и только здесь – такой, каким Его знает и проповедует Православная Церковь.

http://azbyka.ru/way/episkop-siluan-vjur...

Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Мы прославляем преподобного Сергия как одного из родоначальников и возобновителей русского монашества. Но монашество началось с Самого Господа Иисуса Христа, Который явил высочайший пример монашеского жития: Он был полноценным Человеком, во всем подобным нам кроме греха, — как говорят Святые отцы, но не вступал в брак, не заводил семью, у Него не было детей. И когда однажды Он изложил ученикам Свое учение о браке, то апостолы сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»(Мф.19.10). На что Сын Божий ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Мф.19,11-12). В монашеской традиции Господь Иисус Христос всегда воспринимался как подлинный идеал монашеского жития и девственнического подвига. Именно этому идеалу подражали те, кто решил пойти по стопам Спасителя, отрекшись от мирской жизни. И первым был святой апостол Павел, который говорил: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7,7-8), имея в виду, что он не вступал в брак, вел одинокую жизнь, и все свои силы отдавал апостольским трудам. И после апостола Павла были в Церкви девственники и девственницы, а также вдовцы и вдовицы, которые не вступали во второй брак — те, кто решил посвятить всю свою жизнь Богу. И в IV веке эта группа лиц в Церкви оформилась в монашеское движение: они стали уходить из городов в пустыни и создавать монашеские общины, которые впоследствии стали монастырями. И очень редко случалось, что монастырь, который был кем-то основан, потом увядал и угасал. Как правило, в каждом монастыре, коль скоро он был основан, монашеская жизнь передавалась из поколения в поколение. Так и в этой святой обители, которая была основана преподобным Сергием в дремучих радонежских лесах. Со временем в обитель Живоначальной Троицы к преподобному стали приходить ученики, и с тех пор этот поток людей, ищущих жития постнического, никогда не оскудевает: в течение многих веков из поколения в поколение сюда приходили и приходят те, кто решил во всем подражать Господу Иисусу Христу, в том числе и в выборе одинокого образа жизни.

http://mospat.ru/ru/news/48331/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010