Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список Тотемской иконы Божией Матери. Епископу Тарасию в благодарность за труды на благо Церкви Предстоятель вручил наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Для храмов епархии Святейший Патриарх Кирилл передал восемь напрестольных Евангелий. Верующим были вручены иконки праведного Прокопия Устюжского с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном дворище и церковь Вознесения Господня в Великом Устюге. Завтра, 19 августа, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит служение Божественной литургии в городе Котласе Архангельской области. Прокопьевский собор посвящен святому праведному Прокопию — небесному покровителю Великого Устюга (†8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых — спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года. Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь — благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный в честь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского. В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь — святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году в нем был устроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

Сколько она жила при дворе – неизвестно. Горя любовью к Небесному жениху и желая себя уневестить Ему, три фрейлины единовременно уговорились оставить мир и провести остальную жизнь в подвигах. В то время, как двор имел пребывание в Царском селе (где находятся дворцы императорские, окруженные громадными садами), – оставили они платья свои на берегу большого и глубокого пруда, чтоб убедить всех, что они утонули купаясь, и тем изгладить из памяти всякое воспоминание о себе. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами и принявши вольную нищету и юродство, которое святыми отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество. Все мы смертные не лишены желания и питаем надежду быть участниками вечного блаженства, не обращая при этом серьезного внимания на то, что для желающих быть на пути к небу предварительно нужно силою собственной воли заставить себя отрешиться навсегда от всех страстей и земных привязанностей, освободиться от похотей плоти, чтобы предаться влечению духа, попрать все земное, чтобы мудрствовать горнее, извергнуть мир из сердца, чтобы оно было свободно для безпредельной любви к бесконечному Богу. Такие люди, если и встречаются в жизни нам,– мученикам суеты мирской, – то действительно кажутся какими то смиренными и по образу жизни своей ненормальными, какой казалось многим и старица Евфросиния, потому что мир по убеждению большинства дарован для пользования и наслаждения его благами, а подобные люди не только не пользуются благами мира и мира не ищут, но их мир ищет, им мир не нужен, но они миру нужны. А между тем, если бы мы знали, то убедились бы в том, что добровольная страдалица–высокого ума и образования; тогда невольно бы приняли во внимание ее прошлое и настоящее. Сама старица рассказывала, что она была у Феодосия Тотемского – Вологодской губ. и жила в монастыре на скотном дворе и доила коров, а в другом монастыре несколько времени была в просфорне. Потом, когда физические силы ей изменили, старица трудом настолько уже распяла свою плоть, что могла вступить в молитвенный подвиг и пришла в Москву к митрополиту Платону и, поведав ему свою тайну, просила ради богоугодной ее цели скрыть ее от преследования мира под покров всегдашней неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приспе день светлаго торжества,/людии Волынстии радуются,/и с ними вся Российская Церковь ликовствует/во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/всем возсия память/святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских:/святителя Стефана чуднаго,/иерархом Волынским первопрестольника,/и святаго благовернаго Ярополка,/блаженнаго страдальца Богомужнаго,/и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/и победоноснаго Феодора, Острожскаго князя Богодарованнаго,/и преподобнаго Иова, Почаевскаго присноблаженнаго,/ихже молитвами, Господи,/землю отеческую нашу в Православии и мире утверди/и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/и чудотворней иконе на горе Почаевстей/и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/Иулиании, блаженныя девы Ольшанския,/и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго. Ин тропарь, глас тойже Приспе день светлаго торжества, обитель Печерская радуется,/и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/всем возсия память преподобных и Богоносных отец Печерских,/от нихже волею Божиею изыдоша/первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ихже молитвами, Господи,/землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/Пречистую Матерь Свою Богородицу,/от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/в просвещение и спасение душ наших. Кондак, глас 8 Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли/похвальная восписуем вам, святии:/Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/Тем, яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/от всяких нас бед свободите,/да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарне:/радуйтеся, преславнии угодницы Божии и земли Волынския украшение. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери " Ломовская " (25 июня). Название иконы происходит от слова " разломанная " . По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери " Утоли моя печали " и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

http://religare.ru/2_96420.html

затухание преподобнического типа святости: воскресает он уже только в XIX веке. Другой тип святости на Руси — юродство Христа ради — возник еще в XIV веке. Известно, что с середины XVI века юродство уходит из Москвы на русский Север, на свою древнюю новгородскую родину (первым русским юродивым был Прокопий Устюжский). Тотьма, наряду с Вологдой, Каргополем, Архангельском и Вяткой, становится в XVII веке городом, где подвизались последние святые юродивые : из семи известных блаженных XVI 1 столетия двое подвизались в Тотьме, являясь местными уроженцами. Жития их не сохранились, кроме малоизвестных широкому читателю сведений, распыленных по разным источникам. Обращаясь к житиям, деяниям, чудотворениям и истории почитания Тотемских святых, автор преследует цель не только познакомить читателя с утраченным духовным наследием прошлого, но и привести в систему все те ценные заметки, записи, которые известны разве только исследователям. Для большей ясности повествование ведется о каждом святом отдельно. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ТОТЕМСКИЙ был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии, где ему было посвящено несколько храмов. Слава преподобного Феодосия, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ. Престолы, ему посвященные, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Строки его жития сообщают, что «Феодосии Ульянов Суморин» родился около 1530 года в городе Вологде в благочестивой и состоятельной семье. Отличаясь в юности религиозным настроением души, «желание свое ко Христу Богу вперив», Феодор (его мирское имя) мечтал о иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор вынужден был подчиниться родительской воле и жениться на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены, устроив дочь, он принимает монашеский постриг с именем Феодосии в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой . Феодосии, исполнив свою давнюю мечту, «...последовал еси преподобному Димитрию и обители его

http://pravicon.com/info-3497

Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас первой половины XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая иконостасу «вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора — цельное собрание устюжской живописи XVII-XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI — начало XVII в.) — приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова — образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника». Реставрация иконостаса была выполнена в 80-90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись. В 2017 году потомками Афанасия Гусельникова в дар собору была передана малая икона «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» — точная копия знаменитой работы мастера. С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор находился в совместном ведении «Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии. В 2016 году собор был передан в собственность Великоустюжской епархии. Прокопиевский собор с 2015 года имеет статус кафедрального. Настоятель собора — епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

Камень Христос, каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника:/созывает бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги,//и подает согрешений прощение. праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/и, с любовию к Нему добродетельми приближаяся,/земная оставив, Небесная восприял еси,/блаженне Максиме, отче наш,/моли Христа Бога/сохранитися граду Тотьме невредиму//и спастися душам нашим. Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Божественному гласу последуя,/возревновал еси наставляти паству свою/не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/непрестанными молитвами и слезными струями/душу и тело омывая,/воздушными стихиями плоть изнуряя,/темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/да с верою зовем к тебе://радуйся, Богомудре отче наш Максиме. Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому О, преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный! Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя Престолу Божию и принося о людех Безкровныя Жертвы. Егда же, ко Господу крайним желанием одержим, юродивое житие Христа ради избрал еси, мирския прелести отринул еси, наготою телесною, якоже багряницею, одеяся, солнечный зной и великий мраз с любовию претерпе, подвизаяся во граде Тотьме, и сего ради наследовал еси Небесный Чертог в селениях праведных. Но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, пролей о нас, о святче Божий, теплыя молитвы, да избавимся мы всякия нужды и всякаго сопротивнаго зла. Не престай молити Слова, Христа Бога нашего, о граде и людех, сохранитися им неврежденным от глада и язвы, огня и меча и от нашествия супостатов. Низпосли с Небесе, о священная главо, преблаженне Максиме, на нас, усердно притекающих к тебе и с любовию лобызающих святый образ твой, мир, благодать и спасение душам нашим, да и мы со всеми святыми наследницы будем Небеснаго Царствия, воспевающе купно Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Н. был опытным распевщиком. В этом убеждает содержание крюковой части его рукописи, где записаны отдельные песнопения из богослужения литургии, утрени и др. служб суточного и годового круга. Большое число нотированных Н. фрагментов имеет на полях более пространный вариант; при этом киноварные крюки на полях дают не только др. варианты распева, но порой и справу (т. е. безвариантную замену одной нотации на другую); имеются также технические указания распевщика типа «выдержи» над знаком «змеицы» в песнопении «Свете тихий». В основном корпусе текста автор часто приводит др. муз. вариант и делает это в строке, повторяя слова стихиры, но пишет над ними совершенно др. нотацию. Отдельные песнопения он переписывает целиком дважды ради др. распева, предпосылая новому варианту определение «Инъ переводъ». Следов., Н. знал множество муз. вариантов одного и того же песнопения и творил музыку в процессе ее записи. Муз. творчеством Н. занимался до конца жизни: в марте 1662 г. он написал 1-й и 2-й покаянные стихи, в 1665/66 г. создал блок нотированных богослужебных песнопений и в апр. 1667 г., за месяц с небольшим до смерти, приписал уже нетвердой рукой к ранее написанным стихам последний покаянный стих. Эпистолярные и гимнографические сочинения Н. являются достоверным личным свидетельством о внутреннем мире человека, подвизавшегося ради Христа в юродстве. Ист.: Понырко Н. В. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Др. Руси. Л., 1976. С. 195-199; она же. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Др. Руси. Л., 1984. С. 205-213; она же. Стихи покаянные Галицкого юродивого XVII в. Стефана//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 596-600; Сочинения галицкого юродивого Стефана/Подгот. текста, коммент.: Н. В. Понырко//БЛДР. 2013. Т. 17. С. 411-426; Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукоп. книги XIX-XX вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 268-269.

http://pravenc.ru/text/2565176.html

Все умное свое желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси,/и житейския молвы отринув,/в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/и ныне со ангелы Святей Троице предстоя,/отнюду же и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/иже тебе с верою почитающим/исцеление подаваеши невидимо/и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/от враг видимых и невидимых вси тебе вопием:/преподобне отче наш Варлааме,/моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Варлааме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче Ангелов. 16/29 Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650). Тропарь апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне,/имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами/даруй нам велию милость. Кондак, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим/и того верою целуем вериги,/прегрешений разрешение приемлюще. Ин кондак, глас тойже Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника,/созывает бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги/и подает согрешений прощение. Тропарь праведному Максиму, иерею Тотемскому, Христа ради юродивому, глас 4 Непорочным священством Богови послужив,/посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/взем бо крест последовал еси Христу, невозвратным помыслом/и с любовию к Нему приближался,/земная оставив, Небесная восприял еси,/блаженне Максиме отче наш,/моли Христа Бога/сохранитися граду Тотьме невредиму/и спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественный Евангельский глас услышав,/радостною душею Тому последуя,/пришел еси в тихое пристанище безстрастия,/частыми молитвами и постом, и слезными струями душу с телом омывая,/воздушною тягостию плоть умерщвляя,/руганием людским помышления смиряя,/о нападствующих молился еси:/Господи, не постави им греха./Тем и по смерти чудесы тя Бог прославляет/и всех звати тебе научает:/радуйся, богомудре Максиме отче наш. Ин кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. V; Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 559; Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 45-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 243. З. Н. Мехреньгина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/674101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010