Состав: 1) чин крещения и келейная молитва (1–3); 2) последование вседневной полунощницы (3–10 об.); 3) ин устав о искушении епископских инок (11 об.); 4) краткий месяцеслов (12–17); 5) последование церковного пения и собрания вселетного от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы (19–47); 6) круг вруцелетия (47–50). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не показаны следующия: сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 30 – Григорий Пельшемский и Михаил митрополит Киевский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 23 – Иаков Боровицкий; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 – Антоний Сийский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – Корнилий Комельский; июня 15 – Иона митрополит; июля 10 – Антоний Печерский; августа 3 – Антоний Римлянин. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которыя не показаны в современном нам Церковном Уставе: ноября 27 – Всеволод (Гавриил) князь Псковской; января 17 – Антоний Римлянин; марта 30 – Иона митрополит; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 27 – Макарий Калязинский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский. Из славянских святых в святцах нашей рукописи поименованы следующие: февраля 13 – Симеон, сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский; мая 26 – Георгий в Средце болгарском, пострадавший от турок в 1514 г.; июня 2 – Иоанн Сочавский. Из русских праздников Богородичных в святцах нашей рукописи показаны следующие: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородиды; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на Колоче; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго († 1482) 9 октября Святаго апостола Иакова Алфеева (I) Преподобнаго Андроника и супруги его, святыя Афанасии (V) Святаго Стефана Новаго, Бранковича, Сербскаго († 1427) 10 октября Святых мученик Евлампия и Евлампии († ок. 303–311) Святителя Василия (Вассиана), чудотворца (V) Преподобнаго Амвросия Оптинскаго († 1891) Святых 26 Зографских преподобномученик: игумена Фомы, иноков Варсонофия, Кирилла, Михея, Симона, Илариона, Иакова, Иакова, Иова, Киприана, Саввы, Мартиниана, Космы, Сергия, Мины, Иоасафа, Иоанникия, Павла, Антония, Евфимия, Дометиана, Парфения и 4х мирян († ок. 1284) Собор Волынских святых: святителей Стефана († 1094) и Амфилохия († 1122), епископов Владимиро-Волынских; преподобных Феодора, князя Острожскаго († ок. 1483), и Иова, игумена Почаевскаго († 1651); благовернаго князя Ярополка, Владимиро-Волынскаго, в Крещении Петра († 1086); преподобномученика Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго († 1678); праведныя девы Иулиании, княгини Ольшанския (XVI) Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынскаго († 1122) Святаго блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго († 1673) 11 октября Святаго апостола Филиппа, от 70-ти, единаго от седми диакон (I), и преподобнаго Феофана, Исповедника и творца канонов, епископа Никийскаго († ок. 850) Собор преподобных Оптинских старцев: Льва († 1841), Макария († 1860), Амвросия († 1891), Моисея († 1862), Антония († 1865), Илариона († 1873), Анатолия († 1894), Исаакия († 1894), Иосифа († 1911), Варсонофия († 1913), Анатолия († 1922), Нектария († 1928), преподобноисповедника Никона († 1931), преподобномученика Исаакия († 1938) В Неделю, ближайшую к 11 октября: Святых отец Седмаго Вселенскаго Собора (787) (2 службы) 12 октября Святых мученик Прова, Тараха и Андроника († 304) и преподобнаго Космы, святоградца и творца канонов, епископа Маиумскаго († ок. 787). Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, в память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящего Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя (1799)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Свт. Димитрий Ростовский. Икона. Нач. ХХ в. (Преображенский собор Ново-Валаамского мон-ря, Финляндия) В 1767 г. обер-прокурор Синода И. И. Мелиссино предложил законодательным путем ослабить в России почитание св. мощей и икон. Несмотря на то что предложения Мелиссино не нашли поддержки, новая церковная политика привела к фактическому прекращению К. «народных святых» и ряду деканонизаций в отношении тех святых, которые вызывали сомнения у священноначалия. По распоряжению Синода и епархиальных архиереев в синодальный период было прекращено празднование следующим местночтимым святым: ок. 1721-1723 гг.- прп. Корнилию Переяславскому († 1693); в 1722 г.- блж. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому († 1584); в 1745 г.- св. блгв. кн. Владимиру и кнг. Агриппине Ржевским (до 1178 - ок. 1226); в 1746 г.- блгв. кн. мч. Феодору Стародубскому († 1330); вероятно, в 1746 г.- мч. Василию Мангазейскому; в 1778, 1849 гг.- прп. Савватию Тверскому († до 1434); в 1801 г.- прав. Прокопию Устьянскому. Прекращение местных К. во 2-й пол. XVIII в. было связано с тенденцией к «общему» как выражению сути централизованного гос-ва, а также с влиянием идей протестантизма. Деятельность епархиальных архиереев находилась под контролем Синода - исключалась их самостоятельность, а соответственно и субъективизм в вопросе К. святых. ( Наумов А. Е. Святость в эпоху Петра Первого//Рус. агиография. СПб., 2011. Т. 2. С. 603-610). Однако это не означало прекращения прославления новых святых в синодальный период. Уместно говорить лишь об отсутствии канонизаций на определенном отрезке времени после учреждения Синода. Общероссийские К. возобновились с сер. XVIII в. и продолжались до нач. ХХ в. в рамках синодальной системы. В рассматриваемый период Святейшим Синодом к общецерковному почитанию были прославлены только 5 святых: в 1757 г.- свт. Димитрий, митр. Ростовский († 1709, чин К. совершен в 1763); в 1798 г.- прп. Феодосий Тотемский († 1568); в 1804 г.- свт. Иннокентий (Кульчицкий) , еп. Иркутский († 1731); в 1832 г.- свт. Митрофан , еп. Воронежский († 1703); в 1861 г.- свт. Тихон Задонский , еп. Воронежский (†1783).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Первый Казанский архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 окт.) в конце своей жизни не мог сам передвигаться, в святительской службе так говорится о его последних днях: «Иова праведнаго терпению подражал еси, в болезни слежа, и на одре, телом дручим, изнемогал еси, поя Творцу твоему пение непрестанно» 291 . Путём древнего праведника шёл блаженный Симон Юрьевецкий (XIV; пам. 4 нояб.): «...живот препроводил еси твой во множестве... искушений, искусився же, и победи, якоже Иов, и наречеся светло при конце страдальчеств» 292 . Святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) нёс свой подвиг, благоугождая «Богу, по непорочному Иову» 293 . Преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; пам. 7 авг.) в службе уподобляется праведному Иову. Господь «смотрением Своим подал есть образ спасения, Иовлю попусти на тя болезнь, да тою искусишися, яко злато в горниле, тело твое уязвив многоболезнене» 294 . Эта же мысль встречается и в службе Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших, в которой говорится о Киево-Печерском подвижнике: «Иовлю терпению подобяся, многовременную болезнь претерпел еси усердно и, ныне в неболезненном сый покои, болезней мя всяких избави, равноангельне Пимене» 295 . Ветхозаветному праведнику уподобляются также и древнерусские святые князья северо-западной Руси. Благоверный князь Всеволод-Гавриил (†1138; пам. 11 февр.) Псковский: «Иову праведному поревновав, во искушении изгнания непоколебим пребыл еси, яко столп неподвижим» 296 . В службе благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая) говорится: «Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен» 297 . В службе праведного Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая), петровского солдата, взятого в плен турками, говорится: «...был еси в конском стоялищи, якоже Иов на гнощи, утесняемь и оскорбляемь» 298 . Одинаковым образом прославляются вологодские святые: блаженный Прокопий Устюжский (†1303; пам. 8 июля), Христа ради юродивый, – «Радуйся, древнему Иову уподобивыйся терпением» 299 ; блаженный Максим Тотемский (†1650; пам. 16 янв.) – «Радуйся праведному Иову уподобивыйся терпением» 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преподобный Феодосий Тотемский почил в основанном им Спасо-Суморином монастыре в 1568 году. Его мощи были обретены при перестройке собора в 1768 году, началось общерусское почитание святого, и запустевший к тому времени монастырь вновь стал процветать. После революции и закрытия монастыря мощи преподобного были переданы в краеведческий музей. В 1988 году они были возвращены Церкви и хранились в Вологде, а в 1994 году вернулись в Тотьму и находятся теперь в действующем Рождественском храме, где угоднику можно поклониться в любой день. Рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского в действующем храме Рождества Христова Тотемская земля дала Церкви еще двух святых: Христа ради юродивых Андрея и Максима Тотемских, современные мозаичные иконы которых можно увидеть на стенах Успенского и Воскресенского храмов. Местные туристические службы предлагают паломникам включить в свой маршрут также село Погорелово в 60 км от Тотьмы, где был погребен преподобный Вассиан Тиксненский (на месте могилы стоит поклонный крест), и село Погост со святым источником. Можно также посетить Музей церковной старины: в недействующем Успенском храме показывают деревянную скульптуру, иконы и предметы церковного обихода из храмов Тотемского уезда. О земном Официальные сайты анонсируют в тишайшей Тотьме два ресторана, пяток кафе и три гостиницы. Мы же не успели воспользоваться всем этим великолепием, а купили еды в малюсеньком гастрономе и отправились обратно в Вологду, откуда приехали тем же утром. На осмотр Тотьмы и небольшое путешествие по реке Сухоне (которое очень советуем при благоприятной погоде повторить, договорившись с любым местным лодочником) нам хватило одного дня. В русле Сухоны, кстати, лежит огромный камень Лось: можно взобраться на него и оценить на взгляд, мог ли Петр I на нем разместиться со всей своей свитой, как гласит легенда. Мы до русла и Лося не доехали, удовлетворившись бесконечным отражением неба и храмов в тихой реке, – а значит, вы можете увидеть в Тотьме больше нас. Остатки декора и росписей во Входо-Иерусалимской церкви

http://pravmir.ru/zachem-ehat-v-totmu-ti...

Место погребения А. Т. почиталось жителями Тотьмы. В житии описаны 8 посмертных чудес святого, последнее из к-рых датировано 20 дек. 1716 г. По прошению тотьмичей архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф благословил строительство церкви над гробом А. Т. В 1707 г. вместо старой колокольни Воскресенской ц. была выстроена ц. во имя мч. Андрея Стратилата - святого, тезоименного А. Т., и к этому же времени, по предположению Е. Е. Голубинского , относится установление местного празднования блаженному. В кон. XIX в. мощи А. Т. почивали под спудом в новом здании Воскресенской ц. (в наст. время районная б-ка им. Н. Рубцова), выстроенном в 1749 г. на месте сгоревшей Андреевской ц. по сведениям И. Верюжского, мощи святого находились у левого клироса Успенской ц., расположенной рядом с Воскресенской (ныне филиал районного краеведческого музея). Изображение А. Т. было помещено в одном из клейм серебряной раки прп. Феодосия Тотемского , находившейся в нач. XX в. в Суморином тотемском мон-ре . Местная канонизация А. Т. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В Минее (МП) под 10 окт. помещены тропарь и кондак А. Т. В службе Собора Вологодских святых А. Т. упомянут в 1-м тропаре 9-й песни канона утрени. Ист.: Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского//Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-XX вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 263-272; Минея (МП). Октябрь. С. 262; Май. Ч. 3. С. 464. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 72-76; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. М., 1880, 1994р. С. 680-689; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 322-323; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1895. С. 258-260; Голубинский. Канонизация святых. С. 159; Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни/Сост. в 1849 г. П. Савваитовым, пересм. и доп. Н. Суворовым (1896), И. Суворовым (1911). Вологда, 1911. С. 21; Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности//Тотьма: Ист.-лит. альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 131-138, 248-266; Хрусталев М. Ю. Тотемские святые//Там же. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/115330.html

отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский Феодор Алексеевич (1676 – 1682) Мученик Павел Русский Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) Мученик младенец Гавриил Белостокский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Преподобный Корнилий Переяславский Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский Святитель Питирим, епископ Тамбовский XVIII век Святитель Митрофан, епископ Воронежский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский Преподобный Иов Анзерский Преподобномученик Пахомий Анна Иоанновна (1730 – 1740) Праведный Иоанн Русский, исповедник Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иоасаф, епископ Белгородский Елисавета Петровна (1742 – 1762) Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский Екатерина II (1762 – 1796) Святитель Софроний, епископ Иркутский Блаженная Ксения Петербургская XIX век Николай I Павлович (1835 – 1855) Преподобный Герман Аляскинский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Александр II Николаевич (1855 – 1881) Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Александр III Александрович (1881 – 1894) Святитель Феофан, затворник Вышенский Николай II Александрович (1894 – 1917) Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский В. И. Ленин (1917 – 1924) Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Царственные мученики Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна Преподобномученица инокиня Варвара Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик архимандрит Сергий Мученик Иоанн Ковшаров И. В. Сталин (1924 – 1953) Мученик

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

И., началось почитание Пуховской иконы Божией Матери. В Сказании о Пуховской иконе, известном в единственном списке (РНБ. Q.I.488. Л. 430, нач. XVIII в.), повествуется об исцелении больных, к-рым явилась Пресв. Богородица и повелела, чтобы они шли поклониться Ее иконе в Пухове. Рассказ о чудесах 1708-1710 гг. изложен в форме челобитной на имя архиеп. Великоустюжского и Тотемского Иосифа, в к-рой говорится, что исцеления от Пуховской иконы произошли благодаря «заступничеству» И. В конце Сказания приведен указ архиеп. Иосифа от 4 марта 1710 г., к-рым А. Суровцеву благословлялось собрать пожертвования от жителей Великоустюжского у. и всей епархии на строительство часовни в Пухове и на устройство колокола для располагавшегося неподалеку Гледенского во имя Св. Троицы мон-ря . Построенная в Пухове часовня была приписана к Гледенскому мон-рю, в рассказах о чудесах от Пуховской иконы упоминается настоятель Гледенского мон-ря игум. Иоасаф, из чего можно сделать вывод, что чудеса были записаны иноками этой обители. В 1764 г. в Пухове был построен каменный храм во имя И. (сохр. в руинированном виде). Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание Вел. Устюга в устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году»//Бысть на Устюзе...: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1993. С. 172. Лит.: Жития святых Рос. Церкви, также иверских, и славянских, и местночтимых. СПб., 1858. Май. С. 449-454; Ключевский. Древнерусские жития.С. 278, 319; Попов А. М. Церковь св. Иоанна юродивого, Устюжского чудотворца, в г. Устюге//Вологодские ЕВ. 1874. 21. С. 351-365; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 124, 433, 434; Верюжский. Вологодские святые. С. 349-358; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 255-258; Голубинский. Канонизация святых. С. 101; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 161; Акафист св. блж. Иоанну, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу.

http://pravenc.ru/text/469408.html

После смерти Вассиана на месте его подвигов создалась небольшая иноческая обитель. Архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр благословил: «...церковь Живоначальныя Троицы строить над мощами преподобного отца Вассиана и братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину» . Первым настоятелем строителем новой Троицкой пустыни стал иеромонах Спасо-Суморина монастыря Протасий (в миру Прохор). Он начал свою деятельность в 1694 году со строительства на месте деревянной часовни над мощами преподобного Вассиана каменной церкви Святой Троицы. Освятили ее в 1698 году. Погребение преподобного оказалось в новой церкви под спудом. Имя Вассиана становится широко известным начиная с середины XVII века, в связи с избавлением от морового поветрия в 1647 году . Чудо, происшедшее при его гробе, дало повод к почитанию преподобного как чудотворца, а имя нового святого стало известным в Москве и на Русском Севере. На некоторых старинных иконах преподобный Вассиан писался как Тотемский (по уезду) и даже Вологодский (по епархии) чудотворец. По преданию, список чудес, проистекших от его мощей, достаточно велик. Местное празднование с местной канонизацией было установлено, по всей видимости, кем-то из епископов Великоустюжских и Тотемских, но когда — неизвестно. Днем празднования его памяти был определен день кончины 12/25 сентября н. ст. Житие преподобного написал игумен Иоасаф в 1745 году. Монастырь, возникший на месте подвигов преподобного, был упразднен еще до штатов 1764 года в силу естественных причин. Храм Святой Троицы был приписан к Преображенской церкви, где был устроен придел имени преподобного и хранились реликвии. Ныне на месте обители высится шестипрестольный храм Спаса Преображения, полуразрушенный, но реставрируемый. БЛАЖЕННЫЙ МАКСИМ ТОТЕМСКИЙ дает нам пример другого типа русской святости — святости Христа ради юродивых. Известно, что юродивые, блаженные пытались побороть в себе корень всех грехов — гордость. И для этого вели необычный образ жизни, представляясь как бы лишенными

http://pravicon.com/info-3497

блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении. БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием. Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву . После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов. Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет.

http://pravicon.com/info-3497

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010