Из отмеченных в современном нам Церковыом Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не показаны следующия: сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; января 9 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; мая 27 – Нил Столобенский; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит Московский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которых нет в современном нам Церковном Уставе: сентября 5 – Глеб князь; октября 5 – святятели: Петр, Алексий и Иона; яяваря 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Консгантин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 8 – Василий и Константин, Ярославские князья; июня 13 – Андроник Московский. Из славянеких святых в святцах рукописи отмечены: октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский, «иже преложих русскую грамоту с греческия и крести словены и болгары»; мая 26 – Георгий в Средце граде болгарском, пострадавший от турок в 1514 году; июня 2 – Иоанн Сочавский. Из русских праздников Богородичных показаны: октября 1 – Покров, октября 22 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы и мая 21 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы. 661. Сборник богослужебный , в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., за исключением 117–158 лл. московской печати, в поврежденном дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 52, 59, 60, 72, 73, 104, 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. тропари покаянные и молитвы, положенные по стихословии кафизм, особые для каждой из 20-ти (818–834 об.); 116) многомилостивое, цеваемое в праздники Господские и во дни нарочитых святых внегда устав указует, т. е. величания с избранными псалмами (835–856 об.); 117) соборник 12 месяцем (857– 917), т. е. месяцеслов с тропарями и кондаками; в нем делаютея ссылки на уставы Соловецкий и Кириллов. 118) Пасхалия зрячая и Лунное течение (917 об.–929 об.); 119) каноны: а) за единоумершаго и б) за умерших (930–939 об.). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не значатся следующие: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит: января 10 – Павел Комельский; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; июня 5 – благоверный князь Феодор Ярославич; июля 10 – Антоний Печерский. В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующие памяти русских святых, которыя не показаны в современном Церковном Уставе; сентября 5 – благоверный князь Глеб; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Вологодский; ноября 27 – Всеволод, князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин, января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополигг; апреля 11 – Варсанофий епископ Тверской; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 13 – Андроник «игумен Всемилостивого Спаса обители иже на Москве на реце Яузе»; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; авгуеста 4 – Петр митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Лашкина (Лукашёва), Анна Ивановна; г. р. неизв., С.-Петербург - 1.07.1853, там же), юрод. Окончив один из петербургских ин-тов, А. П. готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел др. девушку. А. П. разочаровалась в возможности земного счастья, покинула родной город и приняла подвиг юродства; после долгих скитаний вернулась в С.-Петербург. Стараниями некоего архимандрита, к-рому она предрекла епископство, А. П. под вымышленными именем и званием дочери умершего работника медицинского ведомства Ивана Лашкина была определена в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре ушла оттуда, будучи не в состоянии вести праздную жизнь богаделки. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, А. П. бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной пл. к утрене или ранней обедне. Обитатели Сенной пл.- торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики - хорошо знали А. П., охотно подавали ей милостыню, знали ее и многие духовные лица. Все полученное подаяние А. П. раздавала бедным, ее подарки считались добрым предзнаменованием. Многие люди видели в блаженной лишь оборванную, ворчливую нищую и относились к ней недоброжелательно. А. П. не гневалась на обидчиков, призывала их впредь не грешить, в противном случае пророчила различные беды, и, если грешник не исправлялся, ее предсказания сбывались. А. П. похоронена на выбранном ею месте Смоленского кладбища при огромном стечении народа. Почитавшие А. П. люди брали землю с ее могилы для исцеления от болезней. В нач. XX в. над могилой блаженной была установлена часовня. Лит.: ЖПодв. Июль. С. 5-16; Раба Божия Анна Ивановна Лашкина, или Лукашёва, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1903; Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 19142. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АНДРЕЙ Иосифович Дальников († 1920 или 1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Добрынин (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Косовский (1878-1920), прот., сщмч. (пам. 3 дек. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Иванович Гневышев (1872-1941), мч. (пам. 22 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_8.html

В Великом Устюге молитвенно отпраздновали 720-летие со дня преставления праведного Прокопия Устюжского 22 июля 2023 г. 10:41 21 июля 2023 года, в день памяти праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва возглавил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга Вологодской области. Богослужение было совершено в памятный день — 720-ю годовщину со дня преставления праведного Прокопия Устюжского, первого Христа ради юродивого на Руси. Главе Вологодской митрополии сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также секретарь Великоустюжского епархиального управления иерей Димитрий Рыжков, настоятель храма Святой Троицы города Тотьмы протоиерей Георгий Титов, благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин, настоятель Спасо-Суморина мужского монастыря Великоустюжской епархии иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира города Красавино протоиерей Михаил Волков, настоятель архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), настоятель Георгиевского храма Великого Устюга иерей Феодор Фомин, настоятель Спасской Леденгской церкви в селе имени Бабушкина иерей Иоанн Алешин, настоятель Казанского храма города Никольска иерей Александр Мелков, настоятель Александро-Невского храма села Кич-Городок иерей Олег Викторов, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, духовенство епархии; диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов. Песнопения исполнил хор Прокопьевского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Фоминой. За богослужением молились глава Великоустюгского округа А.В. Кузьмин, казаки Великоустюжского станичного казачьего общества во главе с атаманом С.Н. Аксеновым, меценат В.М. Перевалов. Во время Литургии были вознесены особые прошения о Российском воинстве. Владыка Савва возгласил молитву о Святой Руси.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_10.html

затухание преподобнического типа святости: воскресает он уже только в XIX веке. Другой тип святости на Руси — юродство Христа ради — возник еще в XIV веке. Известно, что с середины XVI века юродство уходит из Москвы на русский Север, на свою древнюю новгородскую родину (первым русским юродивым был Прокопий Устюжский). Тотьма, наряду с Вологдой, Каргополем, Архангельском и Вяткой, становится в XVII веке городом, где подвизались последние святые юродивые : из семи известных блаженных XVI 1 столетия двое подвизались в Тотьме, являясь местными уроженцами. Жития их не сохранились, кроме малоизвестных широкому читателю сведений, распыленных по разным источникам. Обращаясь к житиям, деяниям, чудотворениям и истории почитания Тотемских святых, автор преследует цель не только познакомить читателя с утраченным духовным наследием прошлого, но и привести в систему все те ценные заметки, записи, которые известны разве только исследователям. Для большей ясности повествование ведется о каждом святом отдельно. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ТОТЕМСКИЙ был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии, где ему было посвящено несколько храмов. Слава преподобного Феодосия, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ. Престолы, ему посвященные, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Строки его жития сообщают, что «Феодосии Ульянов Суморин» родился около 1530 года в городе Вологде в благочестивой и состоятельной семье. Отличаясь в юности религиозным настроением души, «желание свое ко Христу Богу вперив», Феодор (его мирское имя) мечтал о иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор вынужден был подчиниться родительской воле и жениться на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены, устроив дочь, он принимает монашеский постриг с именем Феодосии в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой . Феодосии, исполнив свою давнюю мечту, «...последовал еси преподобному Димитрию и обители его

http://pravicon.com/info-3497

Блаженный Андрей родился в 1638 году «в пределах Вологодских», в селении Усть-Тотемском. По смерти родителей он пришел в город Галич, где и поселился у одного инока Воскресенского монастыря. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа, и Андрей стал юродствовать. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищей служили ему только хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. По смерти наставника своего Стефана перешел он в город Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Здесь он продолжал свой подвиг: днем ходил, юродствуя по городу, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Еще при жизни блаженный Андрей обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. Раз зимою он шел, по обыкновению, босой к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слуху Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый и получил исцеление. Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святыми Тайнами. Причастившись Святых Тайн, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и воскурил фимиамом. Вслед за тем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею храма Воскресения. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 октября 1673 года 456 , когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей, блаженный Андрей прославился чудесами. Память его местно чтится в день кончины 10 октября 457 ; мощи почивают под спудом в городской Воскресенской церкви 458 . Блаженный Максим Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

•  После гибели прп. Афанасий был признан местно чтимым святым уже в 1658 г., в 1666 г. составлено житие его на польском языке. Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский (+ 1650) Память его празднуется 16 янв. в день преставления Св. праведный Максим (Попов) был в течение 45 лет священником в городе  Тотъме,  нес подвиг юродивого Христа ради и был при жизни чудотворцем. Он скончался в глубокой старости.  Гробница его  находится в городской церкви св. Параскевы Пятницы, и на ней изображены некоторые из его чудес. Там же находилась и икона его.  В 1715 г. он был причислен к лику святых. Жизнеописание и описание чудес его сгорели, но записаны два исцеления им от лихорадки (1680 и 1697), в 1703 г. — исцеление расслабленного и в 1705 г. исцеление безумной Анны Татауровой, которой он явился и приказал отслужить на могиле две панихиды. •  Тотьма — город на северо-востоке от Вологды, известен с 1137 г. Ныне — районный центр Вологодской обл. (Вологодская епархия).   •  Погребен прав. Максим в Воскресенской Варницкой церкви, в которой служил. После чудесных исцелений, происходивших у его гроба, началось местное почитание прав. Максима, а с благословения архиепископа Велико-Устюжского Иосифа в 1715 г. было разрешено служить ему молебны, как прочим угодникам Божиим. Мощи святого были перенесены в церковь Параскевы Пятницы, и устроена над ними гробница. Преподобный Иов, игумен Почаевский (+ 1651) Память его празднуется 28 окт. в день преставления, 28 авг. в день обретения мощей и 10 окт. вместе с Собором Волынских святых После татарского нашествия вся Юго-Западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце XV в. была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.  В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

При составлении Четьих Миней митрополит Макарий убедился, что на Руси много святых, но одни почитаются повсюду, а другие прославлены только местно. С этой целью святитель Макарий созывает два знаменитых Собора, в 1547 и 1549 гг. На них было прославлено 39 святых, из которых 30 общерусских и 9 местночтимых. Деятельность этих Соборов служила духовному объединению Земли Русской и почитанию святых подвижников, трудами и подвигами которых осолялась ( Мф.5:13 ) Русская Земля 472 . Современник Соборов писал: «Как про них молвити, про святыя чюдотворцы? А они по Божию милосердию истинные великие чюдотворцы, и велика от них благодать Божия и исцеление бывает в верою приходящим и есть велико Божие милосердие» 473 . Митрополит Макарий не только канонизовывал святых, но он и при жизни в своей деятельности общался со святыми подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью . Это преподобный Александр Свирский († 1533; пам. 30 авг.), преподобный Трифон Печенгский († 1583; пам. 15 дек.), блаженный Василий Христа ради юродивый († 1557; пам. 2 авг.), преподобные Адриан Пошехонский († 1550; пам. 5 марта), Феодосий Тотемский († 1568; пам. 28 янв.), Максим Грек († 1555; пам. 21 янв.) и др. 474 Эпоха середины XVI в. – это время интенсивной соборной церковной жизни на Руси. В 1550 г. созывается земский Собор, на котором был утвержден царский Судебник, теперь уже отвечавший требованиям централизованного государства. Это был важный этап в развитии русской правовой мысли после Судебника Uoahha III . В 1551 г. святитель Макарий созывает Собор, получивший название Стоглавого, т. к. его материалы были изложены в 100 главах. О нем мы узнаем из самой книги постановлений. 23 февраля проходило торжественное открытие Собора в царских палатах. На Соборе присутствовало 9 епископов, много архимандритов, игуменов, старцев из монахов. Собор открыл сам царь по примеру византийских императоров. Соборные постановления Стоглава были направлены на искоренение различных недостатков в русском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010