Бог воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всех чинов ангельских: «начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф.1:20–21 ). Поэтому мы и именуем Христа Царем и Господом неба и земли, ангелов и человеков, и не только во времени, в условиях нынешнего порядка мира, но и в вечности, когда все будет приведено к Богу и «Бог будет все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является «главою Церкви, которая есть Тело Его», всецело проникнутое Его живым присутствием: «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ) (быть главою чего-то значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его: Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в каждой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: «Христос есть полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ). «В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах»; и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию» (еп. Феофан, Толк. посл. к Ефес., стр. 125). Апостол дал здесь образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою – Христом. 2. Спасение язычников через Церковь (Еф.2:1–22) Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово – Церковь , наравне с иудеями. Язычники были ранее «мертвы по преступлениям и грехам» ( Еф.2:1 ), были подчинены «воле князя» бесовского ( Еф.2:2 ), пребывающего, по учению иудеев, в воздушных пространствах, т. е. вплотную с людьми, чтобы совращать их ко греху. Также и иудеи водились похотями плоти и помыслов, «были чадами гнева» ( Еф.2:3 ). И вот из этого, казалось, безысходного состояния, вывел нас Бог, по одной Своей неизреченной милости, «оживотворил со Христом», «воскресил с Ним и посадил на Небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–6 ). В лице Христа как Богочеловека Бог уже возвел нас на небеса, но вступаем мы туда по мере проявления в нас новой благодатной жизни («что в Нем совершилось, то ради всех совершилось, и совершается делом во всех, кои последуют Ему верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Удивительная красота младенца поражала не только взгляд людской, но он был прекрасен пред Богом! Указом фараона все младенцы мужского пола израильтян были утопляемы. Смертная тень осеняла всякого новорожденного мальчика. Какая сила могла подвигнуть обреченных, чтобы воспротивиться распоряжению фараона? Такая сила нашлась – это была красота новорожденного младенца, которую не могла поглотить злоба людская. Даже не сила материнской любви, а красота, которую нельзя было сгубить, укрепила в те страшные дни Иохавед. Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца ( Исх. 2:2 ). Красота младенца Моисея укрепила веру его родителей: Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления ( Евр. 11:23 ). А ведь, будь дело иначе, могли бы и устрашиться. Красота Моисея спасла ему жизнь. И причем дважды. Первый раз она укрепила веру родителей, и они скрыли его, уберегая жизнь. Но они не могли скрыть его надолго. Ребенок рос, и скрывать его становилось все труднее. Но не могши долее скрывать его, Иохавед взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и. положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки ( Исх. 2:3 ). Однако что, как не гибель, могло ожидать младенца в корзинке в водах Нила? И вот, вторично приходит спасение. На сей раз через дочь фараона, пришедшую сюда мыться, но опять по причине красоты. Дочь фараона с рабынями находит корзину с Моисеем-Младенцем. Об этом пишет при. Ефрем Сирин : «Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь фараона разсудила с своими рабынями, что египетские боги неплодству ея уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения, получит великое утешение» Толк, на кн. Исход, с. 343]» О красоте и необыкновенном росте Моисея говорит древнее иудейское предание. Иосиф Флавий: «У царя была дочь именем Фермуфис. Гуляя по берегу реки и увидев корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить ее ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Смотри, как бы в орденах не забыть тебе о нищете Христовой и о том, что ты окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг [ Откр. 3, 17 ], чтобы не презреть ничем не отмеченную низшую или бедную братию свою в рубищах, у которой, быть может, вся слава внутрь и на которую Господь призирает оком благоволения и милости за ее простоту и смирение. Смотри, как бы слава мира сего не лишила тебя славы небесной, ибо всё высокое в человеках есть мерзость пред Богом. Гордый князь века сего учит сынов своих самомнению, тщеславию и исканию отличия, дабы лишить их будущей славы. Скажи, кто тебя отличает? Что имеешь ты, чего бы не принял от Бога, и если принял, то за что хвалишься, как бы не принявший? [ 1Кор. 4, 7 ]. Вот я чувствую горько, как отревает меня от небесного, от духовного, вечного, от любви Божией желание земных наград, которые, в существе дела, нелепы, несправедливы, ибо награда наша только в Боге и от Бога! Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Святые Архангелы и Ангелы, помогите нам презирать дольнюю мимотекущую славу! Святой Предтече Спасов Иоанне! поправший мужески славу мира сего и пустыню возлюбивший с безмолвием, молитвою, постом, совершенною нестяжательностию! Помоги нам презреть дольнюю, преходящую, как сон, славу! Вси святии апостоли, мученицы, святителие, преподобные и праведные и вси святии, помогите нам презреть суетную дольнюю славу. Аминь. 23 июня. Вечер, 11 часов. Образ благочестия у многих есть, а силы его нет [ 2Тим. 3, 5 ] – враг давно украл из сердца за самолюбие и разные житейские пристрастия. Сердце мое непрестанно почти двоится – и тогда, когда не молюсь, и даже нередко тогда, когда молюсь и совершаю Таинства: плевелы греховные глубоко пустили во мне свои корни. Господи, помилуй! Есть о чем христианину подумать, размыслить, есть что прочувствовать, что полюбить всей душой, чего достигать всей силой, в чем совершенствоваться! До того ли, чтобы заниматься житейскими пустяками и убивать напрасно и ко вреду себе столь дорогое и столь краткое время, данное для приготовления к вечности? Где толк? Неумеренность в пище – мое бессилие, лишение благодати; воздержание – моя сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

25 . Не видех праведника оставлена и проч. Т.е. не видел праведника, лишенного Божия о нем промышления; потому что праведный Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Св. Афанасий и другие разумеют духовные блага, коими с избытком наделяет Господь праведников. Хлебы, – «разумеет, – говорит св. Афан., – мысленные хлебы, а это суть Бож. словеса». С Евр.: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». 28 . Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Беззаконницы же изженутся; в Рим. издан. LXX: накажутся; в других изданиях: изгонятся. Нечестивые народы были наказаны, изгнаны из среды живых народов, и семя их, т.е. потомство потребилось, исчезло с лица земли. 34 . С Евр.: «Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь». 35 . Видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. С Евр.: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву» – т.е. подобно Ливанскому кедру, дереву из всех высочайшему, крепчайшему и величественному. (См. толк. на Пс. 28:5 ). Давид говорит о скоротечности земного благополучия гордых нечестивцев, о скоротечности, в которой легко мог убедиться примерами Саула, Авессалома, Голиафа и других. 36 . И мимо идох, и се не бе. Св. Афанасий: «увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть, даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они». 37 . Яко есть останок человеку мирну. Т.е. храни незлобие, наблюдай правду, потому что за это для человека мирного или благочестивого есть останок; по Афан., – достояние добрых; по другим, потомство, добрая память по Иерон. и бл. Август, – благополучный конец – вечная слава и блаженство в будущем. «Симмах, – говорит бл. Феод., – выразил это так: «храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирного есть будущее»... настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда». С Евр.: «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил... Благоволив же, чтобы священство сие (новое. – Г.Ф.) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается... Мелхиседек– иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, Новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей, и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах патриарха первообраз собственного своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос но плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово» Толк, на Псалтирь, 109, ст. 4]. Следуя древним отцам, толкует и монах Евфимий Зигабен : «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову. Господь был иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою... Христос есть иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего, потому что о том умолчала история Писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала, ни конца» Толковая Псалтирь, Пс. 109, 4 ]. Апостол Павел уже в христианские времена скажет: ...имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия ( Евр. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А если все три варианта не сработали? Значит, надо обратиться в самую высшую инстанцию: к Богу. И, пожаловавшись Ему, успокоиться: Он все знает. Наши полномочия исчерпаны, мы сделали все, что могли. А выносить сор из церковной избы – это не по-христиански, и для многих может быть соблазнительно. Борьба с грехами братьев через публичное их осуждение прямо противоположна законам православной аскетики. Святые отцы советуют покрывать грехи ближних забвением, и заниматься исправлением своей души. Преподобный Иустин Попович пишет: «Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Последний суд принадлежит Богу, не человеку. Тут всегда действительно евангельское благовестие и заповедь: «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7,1). Ибо только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху» (Толк. на Мф.18,17). Этому пути Церковь и следовала на протяжении всей своей истории. Не о том ли и слова Спасителя: « Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего " , а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,3-5)? Преобрази самого себя светом веры Христовой – это будет лучший способ оздоровления Церкви. А путь критиканства и обличения – дорога в никуда. Представьте себе, что апостолы тратят всю жизнь не на проповедь Евангелия, а на публичную борьбу со своими обидчиками. Или что преподобный Серафим постоянно злословит братию монастыря и всем рассказывает о них «правду». Вообразите любого святого, который бы поставил своей целью сделать известными всему миру грехи неугодного ему священноначалия. Трудно представить - потому что святые никогда не стали бы заниматься духовным самоубийством. Осуждение ближнего, раскрытие грехов другого – есть ли что-нибудь более противное христианству?

http://radonezh.ru/analytics/doroga-v-ni...

Исключительность великого Моисея в Ветхом Завете подобна Христовой в Новом Завете. Есть, конечно, и разница: в Новом Завете мы научаемся веровать во Христа, Ветхий Завет – это не вера в Моисея, это закон Моисея данный Ягве Богом, единым над всеми богами. И, все-таки, Моисей – это не просто один из пророков Израилевых, Моисей – Посредник, Ходатай и Законодатель Ветхого Завета, и в этом вполне подобен Христу-Мессии. В Новом Завете ряд текстов сопоставляет Моисея и Христа и даже уподобляет их друг другу, одновременно и противопоставляя. Св. Иоанн Креститель восклицает: И от полноты Его (Христа) все мы приняли и благодать на благодать ( Ин. 1:16 ). Блж. Феофилакт поясняет: «И мы приняли благодать, разумеется, нового завета, вместо благодати законоположения» Толк, на Ин. 1, 16–17 ]. Блж. Феофилакт, как и ранее св. Иоанн Златоуст , принимают слова Евангелия буквально: κα χριν ντ χριτος, т.е. «благодать вместо благодати». И далее евангелист продолжает: Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). Как благодать Евангелия дана чрез Христа, так ранее еще дан был по благодати закон через Моисея. А вот размышления св. апостола Павла: Для чего же закон Моисеев? Он дан после обетования Аврааму по причине преступлений, до пришествия семени Авраама, т.е. Иисуса Христа, к которому относится обетование Авраамле, и преподан через ангелов на Синайской горе, рукою посредника, т.е. великого Моисея ( Гал. 3:19 ). Моисей здесь назван посредником Ветхого Завета. Он посредник между единым Богом Ягве и Его народом Израилем. Глубокое сопоставление Моисея и Христа дается в послании к Евреям: Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (Апостола) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всём доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его. Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его. Дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр. 3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вот это объяснение все сполна: «О образе Софии Премудрости Божии, списано с местного образа, что в великом Новгороде». « Церковь Божия, София, Пречистая Дева Богородица, то есть, девственных душа, и неизглаголанного девства чистота, смиренной мудрости истина, имеет над главою Христа. Толк: Премудрость бо Сын и Слово Божие 314 . – А что простерты небеса превыспрь Господа – толк: Преклонив небеса, снизшел на землю и вселился в Деву чистую. Любящие девство подобятся Пресвятой Богородице. Она родила Сына, Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа: любящие девство рождают словеса деятельные, то есть, неразумных поучают. Сию возлюбил Иоанн Предтеча и сподобился быть Крестителем Господним; устав девства показал – о Боге жестокое житие. – Имеет же девство лицо девичье, огненно. Толк: Огонь – божество, попаляющее тленные страсти, просвещающее всякую душу чистую. – Имеет же над ушами тороки 315 , как бывают у Ангелов. Толк: Житие чистое Ангельскому равно есть, тороки же – покоище Св. Духа. – На главе ее венец царский. Толк: Смирение царствует над страстьми. – Сан же препоясанием чресл. Толк: Образ старейшинства и святительства. – В руке держит скипетр. Толк: Царский сан являет. – Крылья же имеет огненные. Толк: Высокопарное пророчество разум скор являет. Очень зоркая эта птица, любит мудрость, и когда видит ловца, выше возлетает: так и любящие девство не легко уловляемы бывают от дьявола. – В левой же руке своей имеет свиток написан, а в нем написаны недоведомые тайны. Толк: То есть, преданные писания ведать и разуметь; ибо непостижимы Божественные действа ни Ангелам, ни человекам. – Одеяние же света – престол, на котором сидит. Толк: Оного будущего света покоище являет. – Утверждена же седьмью столпами. Толк: Седьмью дарами Духа, что в пророчестве Исаии писано. – Ноги же полагает на камне 316 . Толк: На сем камени созижду Церковь мою, и врата Адова не одолеют ю; и еще сказано: на камени мя веры утверди». Вот какая стройная, прекрасная поэма о девственном житии, вознесенном до апотеозы, сложилась на основании древнейшего символического изображения премудрости Божией! Икона Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010