е) В толк. на кн. пр. Аввакума: «И будут бодрствовать те, которые замышляют тебе козни... Эти слова могут быть истолкованы также и в отношении антихриста, который будет настолько горд и надменен, что сядет в храме Божием, представляя себя Богом; и как ад и смерть он погубит и соберет к себе столь многих, что если бы это было возможно, будет обольщать даже избранников Божиих ( Мк.13:22 ). А соберет он к себе все племена и подвергнет своему обольщению все народы. Но те, которые впоследствии увидят, что он убит духом уст Христовых, поймут, что было истинно прежде предсказанное о нем, и скажут слова, которые следуют за сим в тексте, понимая их в том смысле, в каком мы изъяснили их в отношении к диаволу. А слова: и будут грабить тебя все остальные народы за кровь людей, за нечестие земли и города и всех живущих на ней – мы будем понимать в отношении к тем остальным народам, которые не послужили антихристу, и чрез которых будет ограблен нечестивый за нечестие, которое он распространил по всей земле, за опустошение града, т. е. церкви и за преследование всех, которые обитали в ней. В конце мира опустошение будет столь велико, а нечестие столь губительно, вследствие свирепствования антихриста, и вследствие умножения неправды многих (ч. XIV, стр. 163–164). ж) В толк. кн. пр. Захарии: «И сказал мне Господь: Возьми себе сосуды неразумного пастыря... Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира, и показывается, каковым он имеет придти... Ныне Захария принимает вид неразумного, неискусного пастыря, чтобы провозвестить того, кто имеет придти. Этот пастырь восстанет во Израиле.., потому что истинный Пастырь сказал: Я не буду пасти вас. Об этом же пастыре пророчествуется под другими именами и у пророка Даниила ( Дан.9:27 ), и в Евангелии ( Мк.13:14 ) и в послании Павла к Фессалоникийцам ( 2Фес.2 ) – пророчествуется под именем мерзость запустения о том, что он имеет сесть в доме Божием, объявит себя Богом; он же и у пророка Исаии называется высокомерие. И пришел он не для того, чтобы исцелить, но чтобы погубить стадо Израиля... Иудеи приняли этого пастыря, которого Господь убьет духом уст Своих и упразднить явлением пришествия Своего, – так что те, которые не веровали истине, не спасутся, поверят лжи и будут судимы, так как приникли к неправде» (ч. XV, стр. 142–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

VII. Бл. Феофилакт Болгарский : В толк. на 2-е посл. к Солунянам: «3ане любве истины не прияша, во еже спастися им. Любовию истины он называет Христа, ибо он был и то и другое, и приходит ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истину. Апостол намекает на то, что больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев, ибо они не приняли Христа, ни уверовали в Него. Об этом и Христос говорит им: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене, аще ин приидет во имя свое, того приемлете. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи. Послет, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил Бог, и ложь овладела ими... Да суд приимут все не веровавшии истине, но благоволившии в неправде. Не сказал: да получат наказание (ибо если бы и не пришел антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом Его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от которого все? В таком случае, как вы поверили антихристу, который выдает себя за Бога! Христос все относил к Отцу, а этот напротив. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он Спаситель, а тот сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощенная неправда» (В рус. пер. изд. 1888 г., стр. 63–64). 6 Иероним в толк. 15–17 ст. 11 гл. пр. Захарии говорит, что под пастырем неразумным следует видеть «антихриста, который придет в конце мира» (ч. XV, стр. 142). Читать далее Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами/Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Ягве говорит Моисею: Я поставил тебя богом фараону; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить (ему) всё, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону... ( Исх. 7, 1–2 ). Итак, он (Аарон) будет твоими (Моисей) устами; а ты будешь ему вместо Бога ( Исх. 4:16 ). Об Аароне, как об устах Моисеевых, как о пророке Моисеевом говорит прп. Ефрем Сирин : «У Моисея, как у безмолвного Бога, Аарон был вещим пророком» Толк, на кн. Исход 4, 12]. Бог безмолвствует среди людей. Люди не слышат Его слов и речей, не понимают Его. И вот тут-то и нужен пророк. «Пророк есть истолкователь Божий», – как говорит св. Иоанн Златоуст [Толк, на 1 послание к Коринфянам, Беседа 36]. Пророк несет бремя своего дара, как непраздная женщина, уже не вольная в своем бремени, она несет его и в свое время должна родить. Так и пророк может даже устать от своего пророческого бремени, но он должен сказать, чего не могут удержать его уста, ибо он – уста Божии. Река должна в устье вырваться из берегов в океан. Пророк – это человеческие берега, посредь, которых пробивается, извиваясь, струится и стремится к устью река Божественного откровения, Божественных слов и видений. Будучи изреченной пророком, эта вода вырывается из реки в океан людской. 32 Сотворив людей, Бог связал Себя с ними. Люди ничего не могут без Бога, но ведь и Бог ничего не делает без них! Так бывает только у друзей, или ещеё более – у супругов. Адонай Ягве 33 ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам ( Амос 3:7 ). Ничего значимого не произошло в истории, и нет требований Божиих, о которых бы Ягве не возвестил, заранее не сказал бы пророкам. А потому: Ягве посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал... ( Иер. 25:4 ). 1.3. Способы получения пророческих откровений Различны были способы, которыми пророки получали вести от Бога. Различны были ступени их восхождения к Богу. В исключительном положении и выше всех стоял Моисей. Бог Сам свидетельствует, что не так, как другим пророкам, открывался Он Моисею:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Они говорили, что если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен; – также, если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые (говорил им по этому поводу Господь наш)! Что больше, – золото, или храм, освящающий золото? Дар, или жертвенник, освящающий дар?.. Но как ни печально было умственно-нравственное состояние этой первенствующей иудейской секты, вид добродетели и религиозности, каким прикрывали фарисеи свою духовную нищету, сделал их вождями народа, и они, по свидетельству Иосифа Флавия 2 , снискали себе в народе такое уважение, что все обряды, относящиеся до богопочитания, как молитвы и жертвоприношения, происходили единственно по их предписанию, и все города иудейские с великими похвалами свидетельствовали о них, что они как жизнью своею, так и словами показывают себя последователями одной добродетели. Другой толк, противоположный фарисейскому, составляли саддукеи; но они далеко не имели такого значения, как фарисеи, у иудейского народа. На иудейской почве саддукейский толк представлял отпрыск сухого, бессердечного рационализма, какой подчиняет себе умы, когда в обществе ослабевает или заглушается религиозное чувство. Фарисеи с кучею своих мелочных правил, желавшие подвести жизнь человека под механический закон, навлекали на себя упрек в суеверии; саддукеи напротив давали повод обличать их в неверии. Если у тех было слишком много внешних предписаний, то у этих слишком мало. Они верили в одно Пятикнижие и не допускали никаких аллегорических толкований его, и потому отвергали все, чего нельзя было вывести из буквы писания. Воззрение их на вещи было слишком плоско и безжизненно: мир духовный для них почти не существовал, и они не верили ни в воскресение, ни в вечную жизнь, ни в бытие высших бесплотных существ. Идея самого Промысла Божия им представлялась в туманной дали и неясном полумраке: она отождествлялась у них с представлением слепого рока; потому что в действиях Промыслителя они не видели любви и благой воли, и считали недостойным Его заботиться о частных живых существах мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Остаток Израиля (шерит Исраэль) причастен святости Ягве. Страшные потрясения и наказания ожидают народ Божий. Израиль спасется и сохранится только в своем остатке. Если бы Ягве Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре ( Ис. 1:9 ). Такова надежда, возвещенная пророком, рядом с его же сетованием: И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город ( Ис. 1:10 ). От Содома и Гоморры не осталось ничего. Ушли под асфальтовое дно. Над ними мертвые воды Мертвого моря. Так бы за беззакония и отступления и с иудеями случилось, если бы Ягве Саваоф не оставил нам небольшого остатка. Вот в этом остатке и спасение Израиля. Обратимся к разумению пророческих слов святыми отцами церкви. Они говорили о спасении Израиля от халдеев и плена в его остатке, но прозревали в этом и спасение мессианское. Св. Иоанн Златоуст усматривает в словах пророка указание на спасшихся от вавилонского плена: «И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были бехом, и яко Гоморру уподобилися быхом... Но Бог оставил нам семя, – разумеет спасшихся от плена» Толк, на пр. Исаию, гл. 1, п. 4]. При. Ефрем Сирин говорит о том, что Ягве Бог не уничтожил иудеев при Навуходоносоре тотально полностью, как некогда жителей Содома и Гоморры, но оставил им потомство для продолжения рода: «Аще не бы Господь оставил нам оставшегося Семене, яко Содома убо были быхом и яко Гоморру уподобилися быхом. Уподобились бы Содому и Гоморру... так что от них ничего не осталось. И Иерусалим, и его жители уподобились бы Содому и Гоморру, если бы не умилосердился над ними Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 1]. Мертвецы покрыли землю иудейскую после халдейского нашествия, но Ягве оставил остаток, род продолжился, продолжилась священная история. Св. Иустин Философ находит в словах Исаии (1:9) мессианское пророчество. Во-первых, согласно пророку, сама принадлежность к семени Авраамову вовсе не гарантирует спасение: «И кроме того, они [иудеи. – Г.Ф.] обольщают и самих себя, и вас, думая, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраамова, хотя бы они были даже грешники и неверующие и непокорные Богу, несомненно будет дано Его вечное царство, – несправедливость чего доказывается самыми Писаниями. Иначе Исаия не сказал бы так: И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра ( Ис. 1:9 )» Разг. с Трифоном иудеем, п. 140]. Спасутся не все от семени Авраамова, а только те, кого Ягве Саваоф оставил от семени праотца, да и это еще милость Ягве, а то и вовсе погибли бы все и были бы как Содом и Гоморра.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Каждый из нас может назвать десятки свидетельств, когда Господь ему Себя являл. Следовательно, если мы уклоняемся от Бога, то в силу лукавства нашего сердца, в силу того, что наше сердце изменчиво, в силу того, что оно лживо, в силу того, что оно непостоянно. А раз мы таковы и не хотим это свое лживое и непостоянное сердце исправить, значит, мы сами добровольно отвергаемся благодати Божией; мы удовлетворяемся вот таким простым хождением в церковь : чтобы правило читать, яйца красить на Пасху, время от времени причащаться, время от времени на исповеди говорить одно и то же. Как мы жили в грехах, так десятилетия за десятилетиями проходят, и ничего не меняется, мы к Богу не приближаемся, и нам этой жизни хватает. Если тебе этого хватает – пожалуйста, но только это не есть духовная жизнь, не надо обольщаться, потому что в Евангелии говорится совсем о другом. Конечно, мы вряд ли можем достичь того, чего достигли святые отцы или апостолы, но в свою меру каждый может и должен достичь, а у нас и этого нет. У многих из нас уже голова седая, а они до сих пор не умеют себя просто вести элементарно, то есть не достигли еще праведности фарисеев. Но Господь сказал: если вы не превзойдете «праведности... фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». А апостол Павел даже перечисляет, какие люди никогда не войдут в Царствие Небесное. Это все совсем не шуточки. Конечно, неплохо в церковь ходить, это хорошее времяпрепровождение, лучше, чем телевизор смотреть, безусловно. И любой доктор, и генеральный директор телевещания вам скажет, что в церковь , конечно, ходить лучше, это каждый знает. Но нужно, чтобы от этого хождения был какой-то толк. А толк есть только один: Христос пришел на землю, чтобы дать нам свет, просветить наши души, чтобы свет Христов был у нас внутри. И надо душу свою очистить, чтобы свет этот исходил изнутри наружу. Господь так и говорит: «Да просветится свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». А вот этого-то у нас и нет: у нас и поступки нехорошие, и слова нехорошие, и мысли нехорошие, и чувства нехорошие, и мы как-то вполне с этим соглашаемся, удовлетворяемся и никак не хотим идти вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Прп. Ефрем Сирин просто пишет об этом: И изыдет жезл: из корене Иессеева, т.е. от Давида; и отрасль от корене его, т.е. от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии» Толк, на кн. пр. Исаии, 11, 1]. Св. Кирилл Александрийский , толкуя текст Ис. 11, 1–3 , говорит: Таким образом, жезлом от корене Иессеева наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом [таков текст в LXX. – Г.Ф.]. И чрез жезл [так переведено «хотер», отрасль. – Г.Ф.], как это понятно, Он косвенно знаменуется, как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства... А Он есть еще цвет [так переведено «нецер, ветвь. – Г.Ф.], потому что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Азъ, говорит Он, цвет польный, и крин удольный (Песн., 2:1). Соделался же Он и для нас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца» Толк, на пр. Исаию, гл И, ст. 1–3]. Подобным образом толковали этот текст и другие отцы. 5.3. Место рождения Мессии и Его происхождение Откуда ждать Мессию? Где Он родится? Каково Его происхождение? Видимо, не раз задавали себе эти вопросы ожидавшие Мессию Иудеи. Когда волхвы с востока пришли в Иерусалим, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу? ( Мф. 2:3 ). Книжники ответили Ироду, ведь уже давно все изучавшие пророческие Писания обратили внимание на слова пророка Михея, изреченные еще в VIII в. до Р.Х.: И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Михей 5:2 ). Таргум, Талмуд, Мидраш на Плач также относят пророчество Михея к рождению Мессии. Это общепринятое понимание иудеев. Весь текст 5-й главы описывает картину Мессии и Его Царства. Мы рассмотрим только 2-й стих, указывающий: место рождения Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному. Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: будут знамения на небе, в солнце, и луне, и звездах ( Лк. 21:25 ). Днем же великим и просвещенным пророк называет второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслех, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его грядущим на облацех ( Мф. 24:30 ), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысящи тысящ песнословить Его» ч.V, Толк, на пр. Иоиля, гл. 2]. Славянский толкователь отмечает, что пророк Иоиль возвещает бедствия иудеям, современным ему, за их согрешения, но в этих бедствиях предвозвещаются и грядущие суды дня Господня: «Здесь начинает пророк увещавать иудейский народ к покаянию... Купно же возвещает и тяжчайшыя казни на будущее время: ибо не довольно того, чтоб люди были чувствительны к настоящим бедствиям, но чтоб боялися и впредь» Толк, на 1, 15]. И далее этот толкователь, вполне следуя древним отцам, разъясняет пророческие слова и в отношении ветхозаветных иудеев, и в отношении кончины времен, когда Господь придет на суд. Пророчество Иоиля о дне Ягве, как дне излияния Духа Святого на всякую плоть И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего... прежде нежели наступит день Ягве, великий и страшный ( Иоиль 2, 28–29. 31 ). Сионская горница. Иерусалим. День Пятидесятницы, третий час дня. 102 Огненными языками Дух Святой сошел на апостолов. Христос с неба крестил Своих учеников Духом Святым. Людям они кажутся пьяными, но они не пьяны. Исполнилось предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог: излию Духа Моего на всякую плоть. Апостол Петр объяснил все это собравшимся на праздник в Иерусалим. С тех пор Дух Святой действует в церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В то время, как праведники исполняют эту Его волю и поклоняются Богу и становятся действительно царством Христа ( Апок.11:15 ), грешники – в ответ на этот призыв – отвечают « свирепостью » ( Апок.11:18 ) и, поклонившись зверю и образу его, терпят мучение в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем ( Апок.14:10 ) и хулят Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаиваются в делах своих ( Апок.16:11 ); поэтому день Господень, день света, пророками и называется днём тьмы для жителей земли (то есть для грешников): «да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень... день тьмы и мрака, день облачный и туманный» ( Иоил.2:1–2 ), который «тьма и нет в нем Сияния» ( Ам.5:20 ). – Что же следует из этого повествования, как не полная зависимость мучений грешников от собственного их душевного состояния? б) Мучения грешников как свободное их противление истине Разберём, однако, подробнее условия мучения грешников. Прежде всего обращает на себя внимание повествование Апокалипсиса о свободном признании всею тварью Агнца Судией, Вседержителем – и свободное поклонение Ему одних и отпадение от Него других. В этом и заключается мысль о самоосуждении твари. На самом деле, привлечь душу к суду, помимо её воли, не значит ли убить её в собственном смысле этого слова, то есть лишить её неотъемлемого дара свободы? Таким образом, сами люди придут к Агнцу и получат после этого или блаженство, или мучение – не Агнец будет судить их, а осудит их истина, воплощением которой лишь является Агнец. Василий Великий выражает эту мысль так: «при исследовании жизни Господь Сам подвергает Себя суду всякого и Свои заповеди противопоставляет делам грешников, в оправдание Своё приводя доказательства, что Он сделал всё, от Него требовавшееся ко спасению судимых, чтобы грешники, убедившись, сколько они виновны во грехах и приняв суд Божий, не без согласия терпели наложенное на них наказание » (Толк. на Пс.7:9 ). Таким образом, человек будет судим самим собою, своею неотъемлемою, врождённою способностью знать истину, то есть неизменною сущностью вложенного в его природу образа Божия. Св. Иоанн Златоустый говорит, что «свобода в человеке важнее сущности – та более человек, нежели эта. Не сущность ввергает в геенну, не она вводит в Царство Божие, но одна свобода» (Толк. на Кол.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами? Вот иносказание, касающееся жертвоприношений: « С умножением блага умножаются от него вкушающие – когда приносят много доброхотных жертв, умножаются священнослужители, которые едят от них. И каков толк для его владельца пред Пресвятым? Кроме видимого глазами Его – кроме того, что Он сказал, и воля Его исполняется» [там же]. " Сладок сон служителя Богу, мало ли, много ли он съест . Мало или много лет жизни ему доведётся вкусить, вознаграждение мало прожившему, как если бы он прожил много … [ мидраш Танхума]. А сытость богача , обладающего преданием, то есть Учением, передаваемым от учителя к ученику, не даёт ему спать в могиле. Как сказано: в движение приводит уста спящих ( Песн. 7:10 ) – когда произносят слышанное из уст какого-либо мудреца умершего, уста его шевелятся в могиле» [там же]. Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть. Св. Григорий Чудотворец : «Бедный, хотя бы он был и раб и не переполнял своего чрева, однако пользуется приятным отдыхом во сне. Сильное же желание богатства соединено с бессонницей и томлением души» 5]. А он (богач) во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. «И, коротко сказать, для такого человека дни – мрак, а жизнь – скорбь» [там же]. От чего пытался уйти накоплением богатства, в том и пребывал во все дни свои. Св. Киприан Карфагенский , говоря о том, что «не должно пристращаться к имуществу и деньгам», ссылается на «Соломонову книгу Екклесиаста: любяй серебро не насытится сребра » Три книги свидетельств против иудеев, кн. 3, гл. 61]. Св. Василий Великий говорит о том, что любовь к богатству отвлекает от любви к Богу: «Так и в душе, сколько расточается любви к чему не должно, столько по необходимости оказывается недостатка в любви к Богу. Ибо кто однажды начал любить сребро, тот изливает на сие всю любовь свою. Ибо любяй сребро не насытится сребра » Толк. на прп. Исайю, гл. 1, 23]. Невозможно немного полюбить серебро, а потом Бога. От серебра не оторвёшься.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010