«Что было бы, если бы Давид не принял предложение Авенира? Было бы то, что на месте Иевосфея в скором же времени явился бы узурпатор, – если не сам Авенир, то кто-нибудь другой, – которого Давид не мог, да и не должен был терпеть. Пришлось бы предпринять новую, быть может, продолжительную, междуусобную войну. Этим могли воспользоваться враждебные евреям соседние народы, и Израиль был бы доведен до полного политического ничтожества. В силу таких-то, нужно думать, соображений Давид и решился ускорить неизбежную развязку» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 144). «Не увидишь лица моего, если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула» ( 1Цар.18:20,26,25:44 ). Возвращение Мелхолы, насильно отданной Саулом другому, было бы восстановлением чести Давида, а вместе с тем и восстановлением его связи с царствующим домом Саула, подкреплявшей в глазах народа его права на еврейский престол. 2Цар.3:14 .  И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саулову, сказать: отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний Филистимских. См. ( 1Цар.18:20–28 ). 2Цар.3:15 .  И послал Иевосфей и взял ее от мужа, от Фалтия, сына Лаишева. См. ( 1Цар.25:44 ). По объяснению блаженного Феодорита , в данном случае не было нарушения закона, изложенного во ( Втор.24:4 ), так как «Давид не отпускал от себя Мелхолы; но отец ее, противозаконно разлучив ее с супругом, отдал другому. Посему сочетание с другим (Фалтием) было не браком, а насилием» (толк. на 2 Цар., вопр. 11). 2Цар.3:16 .  Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее до Бахурима; но Авенир сказал ему: ступай назад. И он возвратился. Бахурим – город Вениаминова колена. 2Цар.3:17 .  И обратился Авенир к старейшинам Израильским, говоря: и вчера и третьего дня вы желали, чтобы Давид был царем над вами, «Вчера и третьего дня», т. е. прежде, во время царствования Саула, вы упорно желали видеть своим царем победителя филистимлян – отважного, разумного и скромного Давида. 2Цар.3:18 .  теперь сделайте это, ибо Господь сказал Давиду: «рукою раба Моего Давида Я спасу народ Мой Израиля от руки филистимлян и от руки всех врагов его».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Не думай, будто одним инокам нужны наставления из Св. Писания; они нужны и для тех, которые ходят в мирской жизни» (И.Златоуст. На Посл. к Ефес. Беседа 21, §2). «Пусть не кажется тебе, что ты уже знаешь Писание. Слово Божие можно черпать до безконечности, и никогда не исчерпать. Да это только отговорка. Иные говорят: «всегда читается одно и то же». Но если бы вы действительно знали все это, то и тогда не надлежало бы оказывать пренебрежете. Скажи мне: не вразумляешь ли ты своего сына? Но если бы он сказал тебе, что постоянно слышит от тебя одно и то же, то не принял ли бы ты сего за оскорбление? Тогда можно было бы не говорить одно и то же, когда бы все вполне знали это и показывали на деле. Но невозможно, никогда невозможно исчерпать содержащееся в Св. Писании. Это- источник, не имеющий предела» (И.Златоуст. На Деян. Беседа 19, §5). «Ты говоришь: одно и то же приходится слышать каждый день. Но не все ли вещи в мире одни и те же? Не одно ли и то же всегда восходит солнце? Не одну ли и ту же мы всегда у потребляем пищу?... Но я желал бы испытать тебя. Так как ты говоришь, что каждый день слышишь (в церкви) одно и то же, то скажи мне, из какого же пророка заимствовано сейчас прочитанное место? из какого Апостола? из какого послания? Но ты не скажешь этого. При таком вопросе, тебе вдруг покажется, что ты слышал не повторение прежнего, а нечто совершенно тебе неизвестное» (И.Златоуст. Толк. на 2Фес. Беседа 3, §4). «Отчего это, слушая Божественное учение, мы тяготимся и устаем? Оттого, что худо располагаем свою душу и тем погашаем в ней охоту и ревность к таким предметам. Признаком болезни, между прочим, служит то состояние, когда не хочется ни есть ни пить. Если же это, бывая в теле-, служит признаком тяжкого недуга и производит ослабление, то не тем ли более, когда бывает в душе» (И.Златоуст. На Евангелие Иоанна Беседа 18, §4). «Другой говорит: «Я не понимаю того, что содержится в Св. Писании». Но здесь все ясно и просто; все необходимое понятно. Во всяком случай, ты знаешь то, что там сказано ясно, чтобы спросить о том, что не ясно... Все эти ссылки на неясность один предлог и пустые слова» (И.Златоуст. на 2Фес. Беседа 3, §4).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

б) «Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. Для вас (т.е. апостолов) не будет никакой трудности, как по причине совершившихся уже событий, так и по достоинству Моего лица, – так как Я посылаю вас. Этим Он (Христос) возвышает души учеников и показывает, что их слова будут вполне достоверны, так как они примут на себя Его дело. И теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властью дарует ученикам силу. Дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся има, и имже держите, держатся (ст. 22, 28). Как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос, посылая учеников, облекает их такою же властью. Как же Он прежде сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет ( Ин.16:7 ), а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию... Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, – так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений»... (т. VIII, стр. 588–589). в) В толк. 20 ст. 1 гл. кн Деяний апостолов: епископство его (т. е. Иуды) да приимет ин, т. е. начальство, священство» (т. IX, стр. 32). IV. Бл. Феодорит: В толков. 109 псалма: «Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание, когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси : сия бо есть кровь Моя, нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ) (т. III, стр. 260). V. Бл. Симеон Солунский : «О том, что после преображения Христос, какбы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедывать пред лицем Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения И данная идея имеет отношение не столько к форме государственного устройства, а сколько к самому русскому народу. Ведь за последние 110 лет не один раз менялась форма правления в русском государстве. В письме инока Филофея указывается следующие слова: «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть ; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования (ведь XV веке Русь только же освободилась от ига, в религиозном плане переживала религиозный кризис – ересь жидовствующих, апокалиптические настроения конца XV века). Но Россия является Третьим Римом прежде всего, как последний оплот Православия, последний рубеж обороны. Вот ключевое значение — это идеи. И эта идея – политическое выражение Евангельской притчи о винограднике и виноградарях и о предназначении народа. В Библии (особенно в Ветхом Завете) явно говорится о том, что каждый народ имеет свое предназначение, даже языческие народы имеет свои задачи от Господа. Повторяет об этом святитель Феофан Затворник. Он пишет, что Господь не раз наказывал Россию Западом, было смутное время 1612 года, а также наполеоновское нашествие 1812, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, и утверждает, что снова «накажет нас Господь, а нам в толк не берётся… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо» «кажется начал уже забываться тот урок» Напомним евангельский текст: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:33-41).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/id...

По гордости своей, с хвалою себя и унижением других молится фарисей так: «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». «Даю десятую часть» – у Евреев был закон давать Господу, т. е. в храм, на содержание храма и служителей его: священников и левитов, десятую часть из полевых плодов и скота ( Лев. 27:30 ; Чис. 18:21 ). За таковую, недостойную, молитву, при том еще при своей не истинно добродетельной, фарисейской жизни, фарисей и был осужден Богом. Мытарь молился совершенно иначе. Он не видел в себе ни одной добродетели, прямо сознавал себя великим грешником и «стоял вдали», у порога церковного, позади всех, почитая себя недостойным приблизиться к святому месту в храме, «не смел поднять глаз на небо», а смотрел на землю, в знак скорби, ударял себя руками в грудь и просил себе милости Божией, просил не взыскивать с него за грехи его, говоря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И был помилован и прощен. О плодах молитвы мытаря и фарисея сказано, что " сей, – т.е. мытарь, – пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», т. е. фарисей. Это не означает того, чтобы и фарисей пошел оправданным, только меньше, чем мытарь, но что он пошел вовсе не оправданным (Толк. еванг. Михаила). Кого же представляют собою фарисей и мытарь? Фарисей не представляет Иудейских мытарей, обращавшихся ко Христу, и людей подобных им, которые искренно каются в грехах своих. На такое значение притчи указывают и последние слова Евангелия: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Что особенно поучительного в притче о мытаре и фарисей? И каким образом притча эта приготовляет к посту? Пример мытаря и фарисея, из которых первый молился сокрушенно и смиренно, второй – гордо, с перечислением своих добрых дел и осуждением других, научают как должно приносить покаяние – со смирением и самоосуждением, а не с чувством самоправедности и оправдания себя худыми примерами других: смирение и грешников оправдывает, гордость и праведных подвергает осуждению. Уроком мытаря и фарисея притча и приготовляет к посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

7 ст. Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников. Т. е. пошли на дело Божие, а посему достойны всякой помощи, тем более что за дело свое они ничего не берут с язычников, не берут потому, чтобы кто-либо не укорил их, что они действуют из корыстных расчетов. Нет сомнения, что апостол говорит здесь о странствующих проповедниках Евангелия Христова, которые назывались в апостольской Церкви евангелистами, не в смысле писателей Евангелий, а в смысле просто проповедников из устно излагаемого Евангелия Христова ( Деян.21:8 ; Еф.4:11 ; 2Тим.4:5 ; Толк, апост. кн. 2-я соб. посл. св. ап. Епископа Михаила стр. 438). 8 ст.      Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Таковых, т.е. проповедников Евангелия Христова, мы, т. е. христиане, должны принимать с любовью, с готовностью помочь им во всем, ибо принимая, успокаивая их среди евангельских трудов их, мы этим самым споспешествуем, содействуем распространению среди людей Евангельской истины. 9 ст. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. В этом смысле я писал церкви, т. е. обществу верующих, к которым принадлежал Гаий, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, т. е. нас в общем смысле – странников, проповедников слова Божия. 10 ст. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Итак некто Диотреф не только не принимает проповедников учения Христова, но даже запрещает это делать и тем, которые желали бы принять их и изгоняет из церкви, т. е. отлучает от общества верующих и доходит до того, что поносит нас злыми словами, т. е. клевещет на нас проповедников Евангельской истины. Все это, говорит Св. Иоанн, я, если приду к вам, раскрою и припомню ему, т. е. употреблю но отношению к нему свою апостольскую власть. 11 ст. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. Ты, Гаий, не подражай дурным поступкам и действиям этого Диотрефа, а старайся украшать себя добрыми делами. Помни, что кто делает добро, тот творит волю Божию, с тем и в том Сам Бог; наоборот, кто не делает добра, водится своею злою волею, а не Божией, с тем нет Бога, тот своими действиями показывает, что он не знает Бога, не видит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Потом он говорил мне: – Ах, отче, ну ты видел? Я роптал пред Богом, какими только не называл женщин, а что дал мне Бог? Я думал об одном, а Бог готовил мне другое. Я сказал ему: – Мне и сказать тут нечего, ты сам сказал всё. Ты сказал нечто очень верное и очень богословское: наш Бог богат, бесконечно великодушен, щедр и подает нам всё. Поэтому улов апостолов и оказался таким большим, и лодки уже готовы были пойти ко дну от такого груза. И тут святой апостол Петр понял, что в этом нет ничего случайного. Ведь некоторые и сейчас готовы утверждать, что это произошло случайно: «Одно случайно, другое случайно!» Постой, друг мой, а разве всё делается случайно? То есть, извини, случайно одно, случайно другое – это что, нас всё случайности посещают? Но я не призывал случайность, чтобы это происходило случайно, – я призывал Бога и говорил: – Господи мой Иисусе! Христе мой, Создателю мой, соверши чудо! Я к Нему взывал. Ты можешь говорить, что это случайность, но я Ему молился, чтобы этот молодой человек нашел себе супругу. Я не призывал какую-нибудь случайность или знак зодиака. Когда святой апостол Петр осознал, Кто такой Христос, знаете, что было? Он был в шоке. Сердце его не могло этого выдержать, и, чтобы не умереть (потому что, когда понимаешь, что перед тобой Христос, и осознаёшь, Кто Он и что в Себе несет, ты бываешь потрясен, ты столбенеешь, и сердце готово выскочить из груди), святой апостол Петр бросился на колени. Его объяло невероятное благоговение, и вместо того, чтобы сказать Христу: «Как я люблю Тебя, как я хочу, чтобы Ты был со мной!» – он сказал Ему: – Молю Тебя, уйди от меня! Я недостоин того, чтобы Ты был здесь, рядом со мной, потому что я понял, Кто Ты! Я понял это только сейчас, когда увидел это дивное чудо. Я ведь рыбак и знаю толк в рыбной ловле, понимаешь? Это как если бы на глазах у хирурга произошло чудо с онкологическим больным, который вдруг стал здоровым. Вот что он испытал. Он пережил чудо в сфере своих занятий. Ты тоже будешь переживать чудо, связанное с твоей сферой занятий, потому что Христос тем и велик, что входит в твои обстоятельства, в твою меру. Потому что если я скажу тебе, что в городе Ларисса произошло чудо, ты скажешь:

http://pravoslavie.ru/117584.html

На вопрос о том, почему, заметив выше ( 2Цар.14:27 ), что Авессалом имел трех сыновей и одну дочь, писатель сообщает теперь, что Авессалом поставил себе памятник во увековечение вследствие отсутствия у него сыновей, блаженный Феодорит отвечает: «Справедливо то и другое, ибо вероятно как то, что он рождал детей, так и то, что дети его умирали. Иосиф же (Флавий) замечает, что Авессалом сделал это потому, что дети не могли жить долго; здание же могло долее сохранить память о нем» (Блаженный Феодорит, толк. 2 Цар, вопр. 34). 2Цар.18:21 .  И сказал Иоав Хусию: пойди, донеси царю, что видел ты. И поклонился Хусий Иоаву и побежал. Имеется в виду не советник царя Хусий ( 2Цар.15:32–37,17:5–16 ), а некто иной. По мнению Властова («Священная летопись», т. IV), вместо «Хусий» следует в данном случае читать «Хушит» или «Кушит», т. е. поселенец, раб или наемник еврейский «из ефиоплян». 2Цар.18:24 .  Давид тогда сидел между двумя воротами. И сторож взошел на кровлю ворот к стене и, подняв глаза, увидел: вот, бежит один человек. «Между двумя воротами» городской стены – внешними и внутренними. 2Цар.18:25 .  И закричал сторож и известил царя. И сказал царь: если один, то весть в устах его. А тот подходил все ближе и ближе. «Если один, то весть в устах его», т. е. если идет один, то это, по всей вероятности, вестник о благополучном ходе военных действий, так как пораженные в бою не идут, а бегут, и притом целыми группами. 2Цар.18:29 .  И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Ахимаас: я видел большое волнение, когда раб царев Иоав посылал раба твоего; но я не знаю, что [там] было. Желая порадовать царя приятной вестью о победе его войска, Ахимаас не решался сообщить отцу о гибели сына. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Царств. 174-236 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 ст. В Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его. Т. е. чрез крестные страдания Которого мы искуплены, нам прощены грехи. По богатству благодати Его, т. е. ни в чем так не проявляется богатство и изобилие благодати Его, как в этом величайшем жертвоприношении где Сын Божий заклается, как Агнец непорочный во искупление грехов людских. 8 ст. Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении. Эту благодать Господь даровал нам в преизбытке, что проявляется в той мудрости христиан, которую они проявляют при определении и распознании цели, к которой должен стремиться и достигать в своей жизни каждый христианин, и в том разумении, т. е. в умении разбираться в тех средствах и условиях которые ведут к достижению этих христианских целей. (Розанов. Посл. Еф. стр. 6). 9 ст. Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 ст. в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом. Т. е. мало того, что Господь даровал нам мудрость к определению цели христианской жизни, и средств, которые ведут к достижению этой цели, Он по преизбытку, благодати Своей открыл нам тайну Своей воли, т. е. то, что составляет конечную цель искупления людей, именно: восстановление единения между небом и землей, которое было нарушено грехом человека, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом, т. е. с одной стороны мир ангельский, а с другой – мир человеческий и мир вещественный. С падением человека единение мира ангельского и мира человеческого нарушилось; между ангелами и человеками стал грех . Чрез искупление людей кровью Господа Иисуса Христа под Его главенством это единение восстановлено и будет окончательным в предопределенном Богом на то времени, когда все покорит под ноги Его. Это объединение проявляется в том, что Ангелы и люди сообща борются под предводительством Христа, против диавола и против всего, что грех внес в природу человека и земли. Следствием такого объединения под главенством Христа является образование одного духовного Царства Христова, состоящего из ангелов и святых Божиих людей. (Толк. посл. ап. А. Иванова стр. 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Бог воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всех чинов ангельских: «начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф.1:20–21 ). Поэтому мы и именуем Христа Царем и Господом неба и земли, ангелов и человеков, и не только во времени, в условиях нынешнего порядка мира, но и в вечности, когда все будет приведено к Богу и «Бог будет все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является «главою Церкви, которая есть Тело Его», всецело проникнутое Его живым присутствием: «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ) (быть главою чего-то значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его: Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в каждой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: «Христос есть полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ). «В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах»; и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию» (еп. Феофан, Толк. посл. к Ефес., стр. 125). Апостол дал здесь образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою – Христом. 2. Спасение язычников через Церковь (Еф.2:1–22) Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово – Церковь , наравне с иудеями. Язычники были ранее «мертвы по преступлениям и грехам» ( Еф.2:1 ), были подчинены «воле князя» бесовского ( Еф.2:2 ), пребывающего, по учению иудеев, в воздушных пространствах, т. е. вплотную с людьми, чтобы совращать их ко греху. Также и иудеи водились похотями плоти и помыслов, «были чадами гнева» ( Еф.2:3 ). И вот из этого, казалось, безысходного состояния, вывел нас Бог, по одной Своей неизреченной милости, «оживотворил со Христом», «воскресил с Ним и посадил на Небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–6 ). В лице Христа как Богочеловека Бог уже возвел нас на небеса, но вступаем мы туда по мере проявления в нас новой благодатной жизни («что в Нем совершилось, то ради всех совершилось, и совершается делом во всех, кои последуют Ему верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010