Единственным аргументом Менара было указание на существующий параллелизм между списком степеней клира в древней лат. молитве, читаемой в Римской Церкви в Великую пятницу, и похожим списком в 11-м прав. Карфагенского Собора 254 г., входящем в состав «Statuta ecclesiae antiqua», небольшого канонического сборника, появившегося в Галлии в кон. V в. ( Divi Gregorii papae... Liber sacramentorum/Ed. H. Menard. P., 1642. Перепечатано: PL. 78. Col. 313-314). Молитва, читаемая в Великую Пятницу, упоминает неких исповедников среди низших степеней клира: Oremus et pro omnibus episcopis, presbyteris, diaconibus... ostiariis, confessoribus, virginibus, viduis et pro omni populo Dei (Помолимся и за всех епископов, пресвитеров, диаконов… привратников, исповедников, дев, вдов и за весь народ Божий - Das Sacramentarium Gregorianum/Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 1921. S. 47). В списке правила Карфагенского Собора на месте confessores, сразу после ostiarius стоит «psalmista, id est cantor» («псаломщик, т. е. певец» - PL. 56. Col. 887-889). Менар ссылается также на 6-е и 9-е правила Толедского Собора 400 г. («Равно и девица, посвященная Богу, да не имеет близких отношений с исповедником или с каким-либо другим мирянином, чуждым ей по крови: да присутствует на трапезе одна, если там нет собрания пожилых или благочестивых [мужей], или вдовиц и благочестивых [жен], какой-либо исповедник может там благопристойно участвовать в трапезе, при многих свидетелях»; «Никакая посвященная [дева] или вдовица, в отсутствие епископа или пресвитера, да не устраивает в своем доме антифонов с исповедником или своим рабом» - Collectio canonum ecclesiae Hispanae. Madrid, 1808. Col. 323). Гипотезу Менара пытался подтвердить Ж. Морен, доказывая, что именно к низшим степеням клира обращен известный трактат донатиста Макробия «Ad confessores et virgines» (К исповедникам и девам), к-рый следует отождествлять с трактатом «De singularitate clericorum» (О безбрачии клириков), помещающимся в рукописной традиции среди сочинений сщмч.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 года епископом Фродоином в Барселоне, в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар. Сейчас они пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны. Деяния Евлалии Барселонской ­практически полностью повторяют деяния Евлалии Меридской. По этой причине, а также потому, что нет никаких свидетельств почитания святой до VII века, большая часть ученых считает, что Евлалия была только одна — в Мериде, а со временем ее почитание в Барселоне превратило ее в местную святую. Наименее скептическую позицию занимал каталонский историк Фабрегас Грау. Его основной аргумент в пользу почитания Евлалии Барселонской как отдельной святой — гимн мученице «Fulget», написанный предположительно около 656 года Кириком, епископом Барселоны. Другой аргумент — одна из редакций истории ее мученичества, относящаяся, по его мнению, ко второй половине VII века и менее похожая на деяния меридской святой. Даже если Кирик, автор гимна, и Кирик, епископ Барселоны и участник X Толедского собора в 656 году, — одно лицо (что не очевидно) и аргументы ученого о разных редакциях деяний также верны (в чем другие ученые сомневаются), почитание святой в Барселоне в конце VII века еще не подтверждает историческую достоверность ее мученичества в начале IV века. В вопросе о почитании Евлалии есть и политическая составляющая. Теорию о том, что Евлалия была только одна, в Каталонии называют «имперской» и отчаянно ей сопротивляются, защищая покровительницу города от исторической критики. Ошибочные критерии  Говоря о правильных критериях общецерковного почитания древних святых, следует упомянуть и о некоторых критериях, которые, на мой взгляд, ошибочны. Если у нас есть достоверные сведения о почитании святого в неразделенной Церкви, то, на мой взгляд, некорректно ставить вопрос об отношении этого святого к Filioque и папскому примату. Если следовать этой логике, из святцев следовало бы исключить сонм западных святых, которые не соответствуют современному пониманию вопроса о Filioque в антикатолических кругах или современной православной экклезиологической модели.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

Святитель Леандр умер в Севилье в 596 году. Св. Леандру принадлежит авторство чина испанской литургии, которые позднее был скорректирован св.Исидором Севильским и известен под названием Мозарабского чина. Святой Леандр написал два небольших сочинения «Против ариан», «Похвала и триумф Церкви» (ныне утраченные) и дошедшее до нас сочинение «Наставления девам и о презрении к миру». Святитель Леандр Севильский мирно предал свой дух Господу, оставив нам образец ревностного жития во имя Божие, деятельной любви и служения в деле обращения заблудших братьев. Память святителю Леандру Севильскому празднуется вместе с памятью святому мученику Ерменингельду в соответствии с Полным православным месяцесловом Востока 1 ноября по старому – 14 ноября по новому стилю. Тропарь святителю Леандру Севильскому Злосмрадие арианское победивший И народы готские и свевские ко Христу приведший, Православие утвердивший , Целомудрие утверждавший и девство в чистоте соблюдший,     Крест трудов и болезней до конца претерпевший , Твердый Православия исповедниче Святителю отче Леандре, Моли Милостивого Христа Бога нашего и Заступницу усердную Спастися душам нашим. Тропарь составлен прихожанином одного из испанских приходов Русской Православной Церкви Мощи святителя Леандра покоятся в Королевской часовне Кафедрального собора Севильи Адрес: La Catedral de Sevilla Plaza Virgen de los Reyes 41001 Sevilla , Spain +34 95 421.49.71 Capilla Real.    При составлении жития использованы следующие материалы: 1)  Орландис Х. Хроника III Толедского Собора. 2)  Бартолом К., Кихано О.Р. Проповедь в визиготской Испании: Св.Леандр и торжество Православия. 3) Javier Gonzaga . La antigua Iglesia espanola y los Concilios de Toledo. 4) Домингес У. Леандр Севильский и борьба с арианством. 5)  Бакли Г. Св. Леандр Севильский. 6) Житие святых мучениц Хусты и Руфины. 7) О. Эндрю Филлипс.  «Святые Испании» (Saints of spain)// http://www.orthodoxengland.org.uk 8) Житие святого мученика Ерменингельда, царевича Готфскаго, составленное святителем Димитрием Ростовским.

http://pravoslavie.ru/1842.html

Емилиан, чье житие включено в настоящий сборник. Однако первый общежительный монастырь, о котором есть достоверные сведения, связан с именем другого святого – преп. Викториана Асанского. Он основал несколько монастырей, 33 и ныне можно посетить руины главного его монастыря, расположенного в красивейшей местности на севере Арагона 34 . О самом Викториане достоверно известно немного: он родился в Италии, где начал свою монашескую жизнь. Затем, перейдя Альпы, он оказался во Франции, а затем и в Испании, где подвизался в пещере и им построенном храме св. архангела Михаила, ему посвятил элегию Венанций Фортунат. 35 Через некоторое время он стал игуменом монастыря, расположенного неподалеку, где приобщил к общежительному монашеству многих отшельников, живших ранее в уединении. Скончался преп. Викториан 80 лет от роду 12 января 558 г., в седьмой год правления короля Атанагильда. 36 Подробное житие святого – безусловно, позднего происхождения – было издано всего лишь однажды, в 1676 г. 37 Стоит обратить внимание на желание Викториана собрать отшельников в общежительный монастырь. Очевидно, что к отшельникам-анахоретам отношение было настороженно-подозрительным. 5-е правило VII Толедского собора направлено против тех, кто, живя в монашеском уединении, не прошел общежительной школы, и приравнивает их к бродягам. Автобиографические писания Валерия Бергиденского (ок.625 – ок.695), публикуемые в настоящем сборнике – весьма ценное свидетельство об отношениях между иерархами и отшельниками в древней Испании. Говоря о вестготских монахах-отшельниках, следует обратить внимание на то, что прикоснуться к их жизни можно не только через книги. В Испании сохранилось немало пещерных монашеских храмов вестготской эпохи – уникальных, и по большей части неизвестных широкой публике. Регион между Бургосом, Паленсией и Кантабрией называют «испанской Каппадокией». В самых крупных и значимых пещерных храмах совершаются богослужения, в других – богослужения не совершались уже много веков, но обычно их можно посетить, взяв ключи у одного из жителей села.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известный интерес, при этом не лишенный курьезности, представляет трактат Исидора, озаглавленный «О свойствах народов» («De proprietatibus gentium») и разделенный на две части с перечнем достоинств и пороков разных народов, к каковым он относит «зависть иудеев, неверность персов, лукавство египтян, хитрость греков, раболепие сарацин… обжорство галлов, пустое тщеславие лангобардов, жестокость гуннов, нечистоту свевов, дикость франков, глупость саксов, тупость баваров, изнеженность гасконов, сладострастие скоттов, пьянство испанцев, суровость пиктов… злобу британцев, нечистоту славян, алчность норманнов» . Творения Исидора Севильского рано получили известность в кругах ученого монашества за пределами Испании, в особенности в Ирландии, оказав влияние на дальнейшее развитие богословской и исторической литературы Запада, на естественнонаучные представления людей раннего средневековья. Церковь Испании в середине VII века Король Сисенанд Король Сисенанд умер в один год с Исидором. В 636 году королевский престол перешел к Хинтиле. В источниках нет сведений о том, каким образом он стал королем, вероятно, что не по праву наследства и не через переворот, но по избранию советом знати и епископата, в соответствии с 75-м каноном IV Толедского собора. За время своего краткого правления он дважды созывал в столице королевства соборы. Первый из них состоялся уже в первый год его царствования. Председательствовал на V Толедском соборе епископ Цезаравгусты (Сарагосы) Браулион. В соборе участвовало 22 епископа, а еще двое епископов прислали своих представителей. В Толедо не приехали епископы из Септимании. Причины этого бойкота неизвестны, но, возможно, они связаны с местным сепаратизмом. На соборе присутствовали король и государственные сановники. V Толедский собор принял 9 канонов, большая часть которых направлена на защиту привилегий короля, из чего можно заключить, что Хинтила столкнулся с оппозицией, вероятно, со стороны готской аристократии, и нуждался в церковной поддержке. Прошло полтора года, и в январе 638 года он снова созвал собор.

http://pravoslavie.ru/108026.html

Киприана Карфагенского ( Morin. 1912). Мнение Менара подверг критике Б. Ботт, к-рый убедительно доказал, что в III-VI вв. в Римской Церкви не было особого чина певцов и что не упоминающий об И. список апокрифических «Statuta ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления) отражает не римскую, а галльскую практику (см. также в ст. Аколуф ). Что касается 6-го и 9-го правил Толедского Собора, то нет никаких оснований полагать, что в них слово confessor означает певца. До свт. Исидора Севильского (ок. 560-636), свидетельство к-рого зависит от «Statuta ecclesiae antiqua», нет никаких данных о существовании в Испании чина певца ( Botte. 1939. P. 238-240). Чтобы петь антифоны (прав. 9), необязательно иметь степень певца, следов., confessor, о к-ром идет речь, не является певцом. Правило 6, запрещающее девице иметь близкие отношения с исповедником, не имеет смысла, если под исповедником понимать певца: не ясно, почему именно с певцом (а не с иподиаконом, чтецом и т. д.) нельзя иметь отношений. По мнению Ботта, это правило имеет смысл только тогда, когда девица сама в нек-ром роде подпадает под термин confessor, т. е. если этот термин означает лицо, посвященное Богу, ведущее аскетический образ жизни и, как следствие, пользующееся всеобщим авторитетом, либо когда имеется в виду исповедник в первоначальном смысле этого слова, т. е. лицо, пострадавшее за веру ( Idem. 1941. P. 143). Во всяком случае нет оснований видеть здесь в И. монахов, понимаемых как особый чин, т. к. эти правила относятся к периоду, когда монашества в Испании и Галлии еще не существовало. Примерно к этой же эпохе или, возможно, еще более ранней относится молитва рим. литургии в Великую пятницу, в которой под confessores могут пониматься не столько монахи, сколько просто благочестивые христиане, каждодневно исповедующие свою веру во Христа (Ibid. P. 144). Хотя нельзя полностью исключить вероятность того, что слово confessores в нач. IV в. могло указывать на мужей, посвятивших себя Богу и произнесших некие обеты (своего рода аналог посвященных дев и вдов).

http://pravenc.ru/text/675007.html

На VI Толедском соборе присутствовало 53 епископа, из которых трое представляли епархии Септимании. Поэтому в источниках он иногда называется собором епископов Испании и Галлии, в состав которой в прошлом входила и Септимания. Помимо церковно-дисциплинарных тем и этот собор, очевидно по инициативе короля, издал каноны, направленные на упрочение власти монарха. Собор постановил отлучать от Церкви политических эмигрантов в случае их поимки и доказательства их измены, заключавшейся в причинении вреда Вестготскому королевству. Собор также постановил изгнать из страны всех, кто уклонялся от исповедания кафолической веры, иными словами – иудеев и ариан, а тем из них, кто принял Православие, собор предписал сделать на сей счет публичное заявление. Это решение не было, однако, исполнено, возможно, потому, что король Хинтила, вероятно настаивавший на этой радикальной мере, скончался через полтора года после собора – 20 декабря 639 года. Его преемником стал Хиндасвинт. При нем в 646 году состоялся VII Толедский собор, который учредил при столичной Толедской кафедре постоянно действующий синод в епископском составе. Поддерживая короля в его стремлении укрепить власть монарха, собор принял решение подвергать анафеме всех соучастников преступлений против трона, включая клириков и епископов. Никогда в истории вестготской Испании – ни раньше, ни позже – королевская власть не была такой сильной, как при Хиндасвинте. Это не значит, что в его правление в Испании утвердился абсолютизм. И готская знать, и весь народ завоевателей страны, и епископат оставались участниками верховной власти, но пресловутая готская страсть к переворотам встретила со стороны короля мощный отпор. Как и создатели абсолютных монархий нового времени, вроде Людовика XI, Генриха VIII, Ивана III, Хиндасвинт, опережая эпоху, стремился к трансформации феодальных магнатов в служилую аристократию. Удалось ему это лишь отчасти и лишь ненадолго. После его смерти престол перешел к его сыну Реккесвинту, в течение четырех лет разделявшему с отцом правительственные труды.

http://pravoslavie.ru/108026.html

Но для вечного спасения необходимо твердо верить также в Воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Такова правая вера: мы верим и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Сын Божий, есть Бог и Человек: Он есть Бог, от сущности Отца, рожденный прежде веков; и Он есть Человек, от сущности Матери, рожденный во времени; Совершенный Бог, Совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела, равный Отцу по Божеству, низший Ему по Человечеству. Хотя Он есть и Бог, и человек, но не двое, а один является Христом, один не потому, что Божество вошло в плоть, а потому, что Человечество было принято в Бога; совершенно один не из-за смешения Сущностей, а благодаря Единству Лица. Ибо, так же, как разумная душа и тело составляют одного человека, так и Бог и человек составляют одного Христа. Он пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. С Его Пришествием все люди воскреснут в своих телах и каждый отдаст отчет в своих делах; те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а те, кто творил зло, – в вечный огонь. Такова кафолическая вера, которой если кто не придерживается твердо и верно, не сможет быть спасен. XI Толедский собор (7 ноября 675 г.) Толедский символ Этот поместный собор собрал лишь 17 епископов. Во время его открытия митрополит Куирикий предлагал Символ веры , который был вскоре принят и который остается важным для нас. В нем мы находим самые глубокие мысли и самые ясные формулы о двух основных тайнах христианства: Троице и Воплощении. На самом деле речь идет о заимствовании догматического решения, особенно решения VI Толедского Собора (638) 7 ; Символа веры , особенно так называемого Символа Афанасия и трудов великих Учителей Церкви: Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), Гилария (Илария) Питавийского (ок. 315–367), Фульгенция Руспийского (467–532) и особенно св. Августина (354–430). Почтение к этому Символу впоследствии придало ему догматическое значение. Он намеренно не был подтвержден ни Вселенским Собором, ни папой, но большинство его утверждений принадлежат вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Ортис не просто собрал и подготовил к печати доступные ему мосарабские рукописи. Он в значительной мере переработал весь материал, расположив его в соответствии со своими представлениями о том, какими должны быть литургические книги (главным ориентиром для него были римские Миссал и Бревиарий). Так, в Бревиарии он отделил службы святым от служб Рождественского и Пасхального циклов, а молитвы мессы вычленил из состава оффиция и перенес в Миссал. В Бревиарий была включена полная Псалтирь, но малые часы (служба на заре, часы 1, 3, 6, 9-й, служба перед повечерием и повечерие) были вставлены после Пс 117. Следующий за ним Пс 118 был разделен на части и распределен по часам, но, поскольку Ортис поместил в издание только 4 часа из 12, известных по рукописям, Пс 118 должен был читаться с пропусками. В Санкторал были включены не только древние службы, но и новые (напр., праздник Тела Христова). Т. о., Ортис стал по сути родоначальником новой традиции. Тем не менее его издания спасли И.-м. о. от полного забвения. Благодаря компилятивному характеру они сохраняют научное значение, поскольку включают материал из утерянных древних рукописей (Ортис часто допускал ошибки, в частности, мн. контракции в рукописном тексте были раскрыты им неправильно). В 1503 г. в Толедском соборе была открыта мосарабская капелла Тела Христова для служения мессы по И.-м. о. с использованием книг Ортиса. Ее окончательное оформление как института с особым капитулом, отдельным от кафедрального, произошло между 1508 и 1511 гг. С 1517 г. богослужение по И.-м. о. раз в месяц стало совершаться и в капелле Спасителя в Старом соборе в Саламанке. После издания в 1568 г. буллы папы Пия V «Quod a nobis», допускавшей к использованию в католич. Церкви помимо рим. книг, изданных после Тридентского Собора, только те, что были старше 200 лет, Миссал и Бревиарий Ортиса не были запрещены, но и богослужение по И.-м. о. не стало массовым. В 1755 г. Миссал Ортиса был переиздан в Риме с комментариями А. Лесли (Missale Mixtum secundum regulam beati Isidori, dictum Mozarabes/Praef., not.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Основным критерием, очевидно, будет являться достоверность их подвига и/или мученической кончины, а также почитание в православной Испании и Португалии в эпоху неразделенной Церкви. Если любой православный человек в Париже знаком с именем святой Женевьевы, нет причин, по которым нашим прихожанам должны быть не знакомы имена Леокадии Толедской или Леандра Севильского. Когда работа будет закончена, в нашем календаре может появиться день памяти собора святых, в земле Испанской просиявших. Священник Зарубежной Церкви в Великобритании Андрей Филипс, известный исследователь православной Европы, называет около 300 имен святых неразделенной Церкви, просиявших на Иберийском полуострове. Для славян почитание этих святых означает преодоление этнического «русского» («украинского», «молдавского») православия, для самих испанцев или португальцев — осознание православного прошлого их стран. И в Испании, и в Португалии есть как мощи святых, так и храмы эпохи неразделенной Церкви. Ни разу католики не препятствовали молебнам перед святыми мощами или совершению Божественной литургии в храмах, стены которых помнят православную Испанию. В этом отношении, для того чтобы совершить приходское паломничество, необязательно ехать на родину. Церковь по природе наднациональна, и когда она перестает быть апостольской, неся слово Божие каждому человеку на родном для него языке, она перестает быть Церковью. Поэтому создание этнических, по сути закрытых общин и приходов, по моему мнению, есть путь в никуда, который искажает саму природу Церкви. В любой церковной общине должно быть место для выходцев из любых стран и республик, но ее двери должны быть открыты и для местных жителей. Лишь в этом залог того, что православная эмиграция не растворится в Европе, а станет убедительным свидетелем верности Христу в новом тысячелетии. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Сеть дешевых немецких супермаркетов. 2. 3. Акафист теперь недоступен по основной ссылке, однако любители литургического творчества по-прежнему могут ознакомиться с полным текстом этого шедевра на сайте лавры: http://www.pochaev.org.ua/?p=film/4 . 28 июня 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010