В самом начале очерков говорилось, что христианство началом всего считает Бога-Творца. При изложении истории творений мы сознательно стремились оставаться на почве точно установленных фактов и общепринятых в наш атеистический век мнений, противопоставляя им библейский рассказ и не поднимаясь до богословских созерцания и мысли. Теперь же, кончая этот очерк, стоит, может быть, слегка прикоснуться к ним хотя бы намеками. Из библейского рассказа о сотворении мира видно, что в создании мира после его сотворения действовали и развивались природные силы и природные процессы: “и произвела земля зелень”, “да произведет вода пресмыкающихся” и т. п. Но действовали эти стихии не самочинно, а по получении особых способностей, дарованных им Богом: “И сказал Бог: да произведет земля зелень”, — и она произвела, “да произведет вода пресмыкающихся”, — и она произвела, то есть материя не просто развивалась в результате изначально имеющихся у нее свойств, а воля Божества, переходя от одного этапа к другому, даровала новые способности стихиям, выражая Себя в виде естественных, то есть сохранивших свое значение до настоящего времени законов. Иными словами, Бог, сотворив материю, не оставил ее пребывать в хаосе, но как мудрый Правитель направлял развитие обособленной от Него Вселенной, являясь в таком смысле Творцом всему видимому и невидимому. Проявление воли Божией видно через всю историю человечества, но выражается она в большинстве случаев в виде естественных законов — неприметно для внешнего мира, который даже чудесам не внимает, но знаменательно для христианина. Христианин-ученый должен уметь видеть разумом и чувствовать сердцем проявление Божественной Воли в Природе и в истории человеческой и поведать о Ней. “Тайну государеву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально” (Тов 12:11). 1 Продолжение статьи, опубликованной в 2/3 (9/10) за 1996 г. 4 См. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). — Сс. 26–27. — Ред. 5 В священных книгах слово “день” вне связи с астрономическими сутками употребляется весьма часто. Иисус Христос все время Своего служения называет “днем”. “Авраам, отец ваш, — говорит Он, обращаясь к евреям, — рад был увидеть день Мой” (Ин 8:56). Апостол Павел говорит: “Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы” (Рим 13:12); “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2 Кор 6:2). В последнем случае днем называется время после Рождества Христова. “Пред очами Твоими, — обращаясь к Богу, образно восклицал в псалме Давид, — тысяча лет, как день вчерашний” (Пс 89:5), а апостол Петр писал: “У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет 3:8).

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

Поскольку говорится, что Он был в повиновении у отца Своего и Матери Своей (Лк. 2:51). И на кресте [сказал] ученику: се, Матерь твоя! И Матери Своей: се, сын Твой (Ин. 19:26-27).    Уважать старших весьма угодно Богу и похвально у человеков. И должную честь воздавать старикам подобно же — Богу приятно, нам же — хорошо и полезно. Потому что если и мы доживем до того же самого возраста, то, конечно же, будем иметь такое же воздаяние. Но если и преждевременно уйдем отсюда, то будем иметь воздаятелем Господа. И в том и в другом случае то же самое воздаяние будет сопутствовать в старости ли или в юности [если рано умрем], и Воздаятель — Тот же. Ибо говорится: «Как ты поступал, так будет и с тобой» (ср. Тов. 4:16). Первым же Мои сей заповедует, говоря: Пред лицем седого вставай и почитай [Col. 1769] лице старца (Лев. 19:32). Иов же: Во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение (Иов. 12:12). И другой:Венец старцем многоразличное искусство, и похваление их страх Господень (Сир. 25:8). И Апостол к Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца (1 Тим. 5:1). Но ты мне, конечно же, скажешь в ответ: «Следует же, чтобы и старцы были бдительны, степенны, здравы в вере, в любви (Тит. 2:2), по Апостолу. Ибо, по Писанию, не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости (Прем. 4:8-9)». Однако об этом судить не наше дело, но испытующего сердца наши (1 Фес. 2:4) Бога. Наше же дело — всем воздавать должное: кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7), и не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:18). И быть братолюбивыми друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждать (Рим. 12:10). Ибо написано: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12). Также и Петр: младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:5-6). Посему подобает, чтобы все христиане воздавали должное, поскольку этому мы научаемся у Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо ради Своего неизреченного к нам снисхождения Он не посчитал чем-то недостойным прийти к Иоанну, чтобы креститься от Него. Тот же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Владыка же [ответил] рабу: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14-15). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Силой самых исключительных обстоятельств, Промысл Божий настойчиво призывает и побуждает нас к милостыне, которая имеет величайшую цену перед Богом не только как исполнение нашего долга, обязанности, а и как положительная заслуга наша, низводящая на нас милость и благословение Божие. «Милуяй нища взаим дает Богови: no даянию его воздастся ему», – говорил еще в Ветхом Завете Премудрый ( Притч.19:17 ). «Раздробляй алчущим хлеб твой и нищие введи в дом твой...тогда откроется, как заря, свет твой, правда твоя пойдет пред тобою и слава Господня обымет тебя», – так обетовал Всевышний через пророка Исаию ( Ис.58:7,8 ). «Милостыня от смерти избавляет и тая очищает всякий грех; творящие милостыни исполнытся жизни, – говорится в книге Товита ( Тов.12:9 ). «Милостыня измет тя от всякого озлобления, паче щита тверда и паче копия тяжка, – поучает Сирах ( Сир.29:15,16 ). «Блажен разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь», – взывает Псалмопевец ( Пс.40:2 ). «Зови нищия, маломощныя... и блажен будеши... воздаст ти ся в воскрешение праведных», – говорится в Евангелии ( Лк.14:13,14 ). Наконец, Сам Спаситель сказал: «...благотворите и взаим дайте ничесоже чающе, и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго» ( Лк.6:35 ). Он Сам ублажает милостивых – «яко тии помиловани будут ( Мф.5:7 ). Он Сам, по Его непреложному обетованию, в день судный призовет в царство небесное милостивых к Его меньшим несчастным братьям ( Мф.25:34,35 ). Поэтому-то и св. отцы указывали на милостыню, как на великую силу в распоряжении христианина, возводящую его к вечному блаженству. «Не так солнце – говорит св. Иоанн Златоуст , – упадши на лед, растопляет его, как милостыня, покрыв множество грехов, разрешает оные» 7 . «Милостыня к подающему возвращается, – говорит св. Василий Великий , – дал ты голодному – о себе позаботился, ибо, что ты дал, получишь с избытком» 8 . «Человек милосердый, – говорит св. Амвросий медиоланский , – помогая другому, себе великую пользу делает: чужим лекарством свои раны исцеляет» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

(Ср. Мк.9:47–48 ). Конструкция данного стиха одинакова с предыдущим. Одинаковая мысль повторяется ради выразительности. Мф.18:10 .  Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Данный стих содержит «удивительно прекрасную мысль о том, что малые как таковые пользуются особенной защитой у Бога, которая подается им Ангелами – посредниками, видящими лицо Божие». Поэтому попытки добавить и изменить эту мысль в том виде, что под «малыми» понимаются только «верующие во имя Мое» или «пребывающие в Церкви» (как в стихе 6), представляются ограничениями, не соответствующими общей мысли Христа и общему тону Его речи. Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно «малые» не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением. Здесь весьма тонкое продолжение ответа на вопрос, кто больше в Царстве Небесном. Так как больше всех «малые», то ошибочно умалять и унижать их. Толкование, что Христос заимствовал эти образы из существовавшей тогда иудейской ангелологии и что слова Его имеют более или менее близкие параллели в обычаях тогдашней придворной жизни при царях (ср. 3Цар.10:8 ; 4Цар.25:19 ; Есф.1:14 ; Мф.5:8 ; Евр.12:14 ), собственно, ничего не объясняют. Ближе к евангельским выражениям Тов.12:15 ; Дан.9:13, 20–21 . Правильнее думать, что здесь новое учение об Ангелах, самостоятельная мысль о них, выраженная Христом и Его апостолами в многочисленных местах Нового Завета и представляющая собственную, самобытную новозаветную ангелологию, хотя, может быть, и имеющую некоторое формальное сходство с ветхозаветной и иудейской ангелологией. Во всяком случае, мысль, что у «малых» имеются Ангелы, которые защищают их пред Богом, нигде не встречается в таком именно виде, как в Новом Завете. Под «малыми» нужно, скорее всего, понимать детей, которые служат образами для поучения и назидания взрослых, но затем и этих последних; этих «малых» мы должны не соблазнять, а «подражать Ангелам и их попечению о малых сих» (Бенгель).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первых веков Христиане всегда умеренность, а в подобающее время пост с молитвою соединяя, за собственной между собою знак честного, гражданского, христианского жития ставили, от роскошной же жизни и от излишества всегда удалялися. О чем святой Климент Александрийский в книге 2, пед. в главе 1 и 2-й свидетельствует. 176 Но пост телесный содержа, непременно надобно содержать и душевный, то есть, постяся телеснее и моляся, должно удалятся вседушно от всякого беззакония и неправды и напротив того быть милостивым, и всякому делу Богоугодному прилежать. Благо бо молитва с постом, милостынею и правдою: Тов.12:8 . Если же бы кто и пост держал, да без любви и правды к ближнему, таковый пост Богу неприятен: не сицевого бо, сказует Господь, поста аз избрах, и дне еже смирити человеку свою душу, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен.. Не такового (бо) поста аз избраз, глаголет Господь: но [постяся] разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушения в свободу, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей и от свойственных племене твоего не презри. Тогда воззвеши (моляся), и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Исаии.58:5–7, 9. Подобное сему чрез пророка Захарию подает наставление Господь, в главах 7, 8. 138 177 Где же поста и трезвости не бывает, но вместо того всегдашнее пресыщение от брашен и пития, там бесчисленная злая не токмо телесная, но и душевная раждаются. Иакова.4:1 . Там святыни и чести, в коих апостол каждому завещает сосуд свой стяжевати. Места не обретается, 1Солун.4:4–5, 7 , но единое жилище люты скотским и бесовским страстям. Мф.12:44–45 . 139 Истину сию содомское развращение и погибель, и другие примеры, неоспоримо доказывают. 178 Дабы чин молитвы и все последование других должностей, с нею сопряженных, можно в целости соблюсти, то конечно надлежит в нас быть трезвости и бдения духовному, а притом и телесного не оставлять. Правило сие сам Господь наш Христос Иисус предписал: блюдите, рече, бдите и молитеся. А яже глаголю вам, всем глаголю, бдите. Марк.13:33, 37 . Мф.24:42 . И паки: се гряду яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходить. Апок.16:15 . В следствие словес Христовых и апостолы к тому же нас приводят: трезвитеся, рече, бодрствуйте. 1Пет.5:8 . И паки: да не спим якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся. 1Солун.5:6 . Таковое бдение и трезвость столь нужно есть Христианом, сколь очи 140 в теле, и чувственный свет очесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

«Многое и малое, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Бог ценит не по мере подаваемого, а по достатку и по изволению подающего» 12 . Зато, с другой стороны, было бы конечно преступлением, если бы в только что приведенных священных изречениях мы стали отыскивать для себя обход и ими стали прикрывать свою скупость, свое недостаточное усердие. Нет, от христианина требуется самоотвержение в пользу ближнего, требуется именно жертва, жертва ощутительная для подающего, щедрая, обильная, сообразно нужде наших ближних и нашему имущественному состоянию. Ограничиться подачей куска хлеба или нескольких копеек, когда мы можем, в состоянии принести более значительный дар – это значит именно исполнить только форму, соблюсти обряд, обманывать сознательно и себя, и Бога, а вовсе не значит исполнить надлежащим образом христианский долг, на нас лежащий. К сожалению, такое именно отношение к обязанности милосердия есть самое обычное явление в наше, так и названное, «практическое» время, время узкорассчетливых, своекорыстных интересов и забот, когда каждый заботится только о приобретениях да о сбережениях, как говорят, «на чёрный день», хотя этим днём для большинства является печальный день смерти, когда уже всякое житейское стяжание бесполезно. Нет, не такое, только казовое, формальное и ничтожное самоотвержение потребно для христианина. «Будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть» ( Лк.6:36 ), – заповедал нам Сам Спаситель наш, Иисус Христос . Милосердие Божественное, бесконечное, всех и все обнимающее – вот идеал, до которого, конечно, никогда не может возвыситься милосердие наше человеческое, но к которому оно должно приближаться и величию, всеобъемлемости которого должно подражать. Мы должны самоотверженно отдавать Господу, в лице Его меньших, страждущих братий, соразмерно тем бесконечным благодеяниям божественным, которыми мы всегда и во всем пользуемся, которыми все мы живем, движемся, есмы. «Будь милосерд, – завещевал еще в Ветхом Завете Товит сыну своему, – на столько, на сколько ты можешь: если ты имеешь много, то и давай с избытком, если имеешь немногое, дай из малого» ( Тов.4:8 ). Св. Псалмопевец прославляет и ублажает не просто милостивого к бедным, а щедрого, до расточительности милостивого, того, кто расточи, даде убогим . «Сейте с изобилием, – говорит св. ап. Павел о милостыне, и тогда только изобильно пожнете» ( 2Кор.9:6 ). «Пусть ваши благотворения, – продолжает тот же св. апостол, – не только восполняют нужды ваших братий, но доставляют им обилие» ( 2Кор.9:12,13 ). «Не подавать только, а подавать щедро – вот в чем особенно состоит милостыня», – разъясняет слова апостола святой Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

1 Эвдемонизм – мировоззрение, согласно которому счастье, блаженство являются высшей целью человека. 5 Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года. (Этолоакарнания – регион в Западной Греции.). 6 См.: Старец Пассий. Слова. Т. 4. О семейной жизни. Суроти, Салоники, 2008. С. 84 (на греч. яз.). 25 В русском переводе: сжалился. Церковнославянский перевод лучше передает следующую далее мысль владыки Афанасия: и мил ему бысть. 31 «Егда кто от монахов ко Господу отъидет, понеже не подобает омыватися телу его, ниже видетися отнюд нагу, на сие учиненный монах губою отирает мощи его теплою водою, творя прежде губою крест на челе скончавшагося, на персех, на руках, и на ногах, и на коленах, вящше же ничтоже. Потом же приносит чистую ризу, и облачит его, отъемшейся первее ветсей, никакоже наготу его видев; и по внегда облещи его, возлагает на него кукуль. Аще великаго образа есть, обложив шлемом свыше главы, и свесив и даже до брады, якоже не видетися лицу мощей его» (Последование исходное монахов). 40 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене, 8. М., 1999. С.365–366. 42 Икономия (oikonomia греч. – искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos – дом, nomos – закон) – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства (икономия имеет определенные границы). 43 «Синаксарь» – жития святых; в Греческой Церкви так называется сборник поучений, читаемых на утрени после 6-й песни канона. Следующий далее рассказ можно прочитать в «Житиях святых» в переложении свт. Димитрия Ростовского , месяц октябрь, 29-й день. 46 Древний патерик. Гл. 13(17). М., 1899. С. 251 –252; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Иоанне Колове, 37. М., 1999. С. 216–217. 50 Дословно: Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь ( Тов.8:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп.3. Д. 297. Л. 1. 5 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. 1920/Публ. М. Ю. Крапивина//Исторический архив. 2011. 2. С. 96. 6 Раскол в среде российского духовенства//Известия ВЦИК. 1919. 11 декабря. 278. С. 2. 7 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. С. 97. 8 Овсянников Н. Как заставить сытых разуметь голодных//Коммунистический труд. 1922. 5 февраля. 27. С. 3. 9 Красиков П. Голод и христианство//Революция и церковь. 1922. 1–3. 10 Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2014. 3 (58). С. 55. 11 Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 190. 12 ГА РФ. Ф. 7632. Оп. 1. Д. 16. Л. 23–23об. 13 История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Т. VIII. М., 1967. С. 61. 14 Речь тов. Калинина на открытии III сессии ВЦИК (12 мая 1922 г.)//Бюллетень Центральной Комиссии помощи голодающим ВЦИК. Февраль – апрель 1922 г. 5–6–7. М., 1922. С. 2. 15 Иванов С., диак. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 38. 16 Иванов С., диак. Церковное серебро в денежной реформе 1922–1924 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 38. 17 Отчет Производственно-коммерческого отдела Валютного управления за 1922 год (май – декабрь). Народный комиссариат финансов. М., 1923. С. 64. 18 Мстиславский С. Голод//Большая советская энциклопедия: В 66 т. 1-е изд. Т. 17. М.: Советская энциклопедия, 1930. С. 463. 19 Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 141. 20 Там же. С. 163. 21 Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922. С. 39. 22 Троцкий Л. Вне-октябрьская литература (окончание)//Правда. 1922. 19 сентября. 210. С. 3.

http://e-vestnik.ru/history/izjatie_cerk...

Интересные ссылки – у Исаии (6:20) о Серафимах. Херувимы – Быт. 3:24 . Здесь много упоминаний – Еф. 1:21 ; Рим 3:38 . Престолы, начала, господства, власти – Кол.1:16 ; Еф.1:21 и 30:10. Архангелы – 1Фес. 4:16 ; Иуд.1: 9 . Ангелы – 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 Эти ссылки для нас важны, потому что они устанавливают разные ангельские чины. Между ними нет совпадающих. Что понимать под чинами? Неизвестно. Когда мы говорим о небесной иерархии, речь идет о священноначалии, о предстоянии перед Богом. Что означает тот или иной чин предстояния перед Богом, мы не знаем. В догматическом богословии известно, что существует субординация между Ангелами. Так, пророк Даниил называет Архангела Михаила “одним из первых князей” ( Дан. 10:13 ) В другом месте (12:1) Даниил называет его “великим князем”. Вот, по сути дела, то немногое, что мы знаем. Хочу сделать замечание о книге “О небесной иерархии” Дионисия Ареопагита . Он устанавливает между чинами ангельскими субординацию, которая делится следующим образом: высшая иерархия (Серафимы, Херувимы, Престолы), средняя иерархия (Господства, Силы, Власти), низшая иерархия (начала, Архангелы, Ангелы). Несмотря на то, что это довольно признанная в нашей церковной практике схема, она не бесспорна. Против такого расположения существует много доводов, и оно не догматично. Это мнение Дионисия Ареопагита . Замечание Иоанна Златоуста этими чинами число чинов ангельских не исчерпывается. Златоуст ссылается на ап. Павла ( Еф.1:21 ): “Посадил его превыше всякого начальства и власти и силы и всякаго имене, именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем”. Это цитата Иоанна Златоустом прочитывается так: вероятно, в жизни человечества будут еще откровения, связанные с ангельским миром, и будут даны новые имена. Потому что когда говорится “имена чинов”, а рядом говорится о именах в веце грядущем, то это можно понимать как упоминание о новых чинах ангельских. Есть еще одно упоминание вне чинов ангельских – семь высших Ангелов (Архангелов, Архистратигов). Они не относятся к чинам ангельским, это совершенно особые, какие-то высшие Ангелы, о которых нам не дано знать. Это прежде всего Михаил (перевод этого имени “Кто яко Бог”, или “Кто равен Богу”) Дан. 10:13 ; Иуд.1:9 . В Откровении говорится о нем (12:7–8). Гавриил – “Муж Божий”, “Сила Божия” ( Дан. 8:16 ; Лк. 1:19,26 ). Рафаил – “Помощь, исцеление Божие” ( Тов. 3:16 ; гл. 12). Уриил “Огонь, свет Божий” ( 3Ездр. 4:1 и 5:20). Салафиил – “Молитва к Богу” ( 3Ездр. 5:16 ). Иегудиил – “Славитель Бога, хвала Божия” (в Св. Писании нет этого имени, оно взято из Предания), Варахиил (тоже нет в Св. Писании) – “Благословение Божие”. Обычно их называют Архистратигами воинств небесных. Назначение мира чистых духов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2009. 4 . Бибихин В. В. Софиология о. Сергия Булгакова //С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения/А. П. Козырев, ред.; М. А. Васильева , А. П. Козырев, сост. М.: Издательство Русский путь, 2003. С. 79–85. 5 . Бойко О. А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К. Г. Юнга//Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010. С. 182–186. 6 . Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова . В 4-х т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. Т. 2. 7 . Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж: YMCA-Press, 1933. 8 . Булгаков С. , прот. Апокалипсис Иоанна. Париж: Издательство YMCA-Press, 1948. 9 . Булгаков С. , прот. Главы о Троичности//Православная мысль. 1. Париж, 1928. C. 31–70. 10 . Булгаков С. Ипостась и ипостасность (Scholia к Свету Невечернему) //Он же. Труды о Троичности/под ред. А. И. Резниченко. М.: ОГИ, 2001. С. 19–38. 11 . Булгаков С. Купина Неопалимая. Париж: Издательство YMCA-Press, 1927. 12 . Булгаков С. , прот. Невеста Агнца. Париж: Издательство YMCA-Press, 1945. 13 . Булгаков С. Свет Невечерний. М., Сергиев Посад: Тип. И. Иванова , 1917. 14 . Булгаков С. Н. Трагедия философии//Он же. Сочинения: В 2 т. М.: Издательство Наука, 1993. Т. 1. С. 309–518. 15 . Булгаков С. , прот. Утешитель. Париж: Издательство YMCA-Press, 1936. 16 . Булгаков С. , прот. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии//Православная мысль. 1. C. 70–88. 17 . Булгаков С. , прот. Центральная проблема софиологии//Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. 101–102. Вып. III–IV. 1971. C. 104–108. 18 . Булгаков С. Что дает современному человеку философия Владимира Соловьева//Он же. От марксизма к идеализму. Сб. статей (1896–1903). СПб.: Тов. Общественная польза, 1903. С. 195–262. 19 . Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. 2004. 2. С. 97–111. URL: http://rl-online.ru/articles/2–04/432.html (дата обращения 13.05.2021).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010