Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов. АРХАНГЕЛЫ В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов: 1) Михаил (с евр. – «кто как Бог»; Дан. 10:13 ; Иуд. 1:9 ) – Архистратиг бесплотных Сил. 2) Гавриил (с евр. – «муж Божий»; Дан. 8:16 ; Лк. 1:19 ) – служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих. Четыре имени встречаются в неканонических книгах: 3) Рафаил (с евр. – «помощь Божия»; Тов. 3:16 ) – целитель недугов. 4) Уриил (с евр. – «огонь Божий»; 3Езд. 4:1 ) – служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания. 5) Селафиил (с евр. – «молитва к Богу») – служитель моления, научающий молитве. 6) Иеремиил (с евр. – «высота Божия»; 3Езд. 4:36 ). Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах: 7) Иегудиил (с евр. – «хвала Божия») – помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию. 8) Варахиил (с евр. – «благословение Божие») – служитель Божиих благословений. Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Откр. 1:4 ). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт. Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению. 1 . Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя. 2 . Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный. 3 . Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя. 4 . Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. 5 . Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами. 6 . Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем. 7 . Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении. 8 . Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную. 9 . О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь 13. Творение видимого мира Богооткровенное учение о происхождении видимого мира с наибольшей полнотой излагается в 1-й главе книги Бытия. В начале Бог сотворил небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... ( Быт.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

   И души убиенных за слово Божие, по научению Откровения, просят Господа о мщении (Откр. 6:9). В том же Откровении читаем: «и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр 5:8). И еще: Ангелу «дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр 8:3, 4). Можно ли доказать из св. Писания, что к Ангелам люди обращались с молитвой?   Можно. Патр. Иаков, благословляя Иосифа и сынов его, молился так: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:16). Слышат ли Ангелы наши молитвы и могут ли они видеть наши нужды?   Ангелы слышат наши молитвы. Ангел, явившийся прор. Даниилу, говорил, что он слышал его молитвы: «с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день» (Дан 10:12, 13).    Затем, Ангелы и не могут не знать наших нужд, так как Спаситель сказал о верующих в Него: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:6, 10). Помогают ли Ангелы людям?    «Ангел Господень, — говорит Псалмопевец, — ополчается вокруг боящихся Его (Господа) и избавляет их» (Пс. 33:8).    Ангел говорит праведнику Товиту: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою» (Тов 12:12). В книге же прор. Захарии читаем такую молитву Ангела: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, — говорит прор. Захария, — изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах 1:12, 13).    Таково заступление за нас Ангелов Божиих. Поэтому-то и говорит о них Ап. Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О таинстве Причащения Откр.17:3–5 . Под блудницей, упоминаемой в 17 главе Откр., сделавши общий вывод из толковников, должно разуметь церковь неверную, или особенное греховное состояние части человечества в последние времена, когда будет действовать антихрист, изображаемый в этой же главе, как равно и в 13-й, под образом зверя. Эта часть человечества не обнаружит тогда истинной веры в Бога и должного исполнения Его святого закона, будет отличаться совершенным неверием в Бога, как и предсказал Спаситель: Лк. 18:8 ; члены такой церкви будут людьми в высшей степени плотскими, чувственными. Ничего подобного отнести к Православной Церкви, как делают еретики, отнюдь нельзя. Да и можно ли приравнивать таинство св. Причащения к упоминаемой в 17 главе чаше, когда это таинство установлено Самим Господом нашим И. Христом? Лк.22:19–20 ; сравн. Евр.10:29 . Об антихристе О крещении Об идолопоклонстве О заблуждающихся О церкви Христовой О почитании Ангелов Откр.19:9–10 . Св. Иоанн объят был великою радостию, внимая вести о брачной вечери Агнца: ст.2, 9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя темной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 : 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Об апокалипсическом звере Откр.19:19–20 . Под «зверем» разумеется лжепророк, которого пошлет антихрист (Дракон) вместе с другим лжепророком пред кончиною мира отвращать людей от истинного пути: срав. Откр.12:7–17; 13:1–18; 16:13; 20:10 . Он будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: 13:2, 6. Действуя по власти и силе пославшего его сатаны: 20:2, он повелит тем, которые поверят ему, сделать «образ» (по-славянски «икону») зверя, т. е. изображение другого лжепророка: 13:1–10, и заставит поклоняться этому образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

21:9–27 Слава Нового Иерусалима «Ораторы часто описывали великолепие городов и возносили им славу, таким, как Рим (Элий Аристид) или Афины (Исократ); Иоанн здесь описывает самый великий из всех городов на свете. Он восхваляет обновленный город, его прообразом был «ветхозаветный город, который любили и прославляли (напр.: Пс. 47 ) и который был грядущей славой и надеждой пророков (см., напр.: Иез. 40–48 ). В еврейской литературе после Иезеки-иля также отдается дань восхищению славой нового Иерусалима (напр.: Тов. 13:9–18; 5 Q 15, в «Свитках Мертвого моря, у «раввинов), часто как часть их хвалы Богу за Егогрядущее освобождение народа. В некоторых иудейских концепциях о конце времен подчеркивалось возвращение Израиля к своим истокам, к аграрному обществу, при этом существование городов не отрицалось (см. «Сивиллины оракулы 3:744–751), но в «Новом Завете и в большинстве произведений еврейской литературы этого периода приводятся скорееурбанистические картины, в отличие от большинства ветхозаветных описаний конца времен ( Ам. 9:13–15 ). Обращение к символическому образу рая призвано наиболее полно охватить все культуры, к которым адресовано это описание. 21:9. У иудеев в древности, согласно условиям обручения, после помолвки невеста уже считалась женой (как в 19:7). 21:10. Описание этого откровения в 21:9,10 точно соответствует таковому в 17:1–3. Древние «ораторы обычно применяли контрастные сравнения, а здесь ясно и убедительно противопоставляются Вавилон-блудница и новый Иерусалим-невеста. Наставники публичных ораторов подчеркивали необходимость приводить яркие и живые картины, и это описание удовлетворяет таким требованиям. «Апокалиптические тексты иногда использовали в качестве примера горные вершины, простирающиеся до небес, чтобы подчеркнуть возможность хорошего обзора сверху («1 Енох. 17:2; ср.: 18:6–8; 24:1–3; 77:4; Мф. 4:8 ); Иерусалим также описывался стоящим на вершине горы (Послание Аристея 83, 84, 105,106; часто в «Ветхом Завете, напр.: Иоил. 2:1 ); этот образ восходит к Иез. 40:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

7 . Тебе приятно, когда тебе помогают в нуждах твоих. Посему старайся и ты, сколько можешь, помогать ближним во всех их нуждах. Милостыня (всякое благодеяние) от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех . Творящии милостыни и правды, исполнятся жизни, говорит слово Божие ( Тов.12:9 ). Впрочем здесь нужно наблюдать порядок. Именно 8 . Должно прежде других оказывать помощь тем, с коими Божие Провидение связало нас преимущественно пред другими, как то: родителям, родственникам, начальству, благодетелям, слугам, подчиненным и единоверным. В отношении к первым св. Апостол сказал: аще кто о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть ( 1Тим.5:8 ). А о единоверных учит так: да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере ( Гал.6:10 ). 9 . За сим, прежде других оказывай помощь тем, которые имеют в ней нужду преимущественно пред другими, как-то: больным и увечным. Ежели не можешь снабдить их тем, что им нужно, то по крайней мере посещай их, как-нибудь прислуживай им и утешай их. Так поступай, хотя б они оказывались совершенно неблагодарными тебе; ибо любовь не ищет своих си ( 1Кор.13:5 ): тебя наградит Господь Бог. 10 . Оказывая помощь всем ближним живым, не лишай своей помощи ближних умерших. Молись за всех умерших, а особенно за тех, которые умерли неожиданно, и без надлежащего приготовления, и посему, может быть, в тяжких грехах: чаще поминай их, подавай для их спасения возможную милостыню. Многие из умерших ближних, особенно умершие без надлежащего приготовления, нуждаются в нашей помощи несравненно больше, нежели в самой крайней степени бедствующие в настоящей жизни; потому что умершие уже никак не могут помочь себе сами. Им можем оказать помощь только мы живые. 11 . Наша любовь к самим себе может быть, и, к несчастию, часто действительно бывает, порочна. Так многие люди желают и домогаются только земных благ, как то: большой чести, уважения, достатка, и проч. Посему Господь наш Иисус Христос благоволил означить меру нашей любви к ближним с большою определенностию; Он заповедал, чтоб мы любили ближних, как Он возлюбил нас. Да любите друг друга, якоже возлюбих вы ( Ин.15:12 ). Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). А Господь Иисус Христос возлюбил нас верующих – свою Церковь так, что Себе предаде за ню, да освятит ю,... представит ю Себе не имущу скверны или порока, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Он старался и старается произвести во всех нас твердую веру в Бога Отца и в Себя Самого ( Ин.3:16 ), доставить нам верное познание Бога ( Ин.1:18. 17:3 ), произвести в нас любовь к Нему ( Ин.17:26 ), с любовию ревность к исполнению заповедей Божиих ( Ин.14:21. 23. 24 ) и ввести нас в живот вечный ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С патриарха же Тихона следует взять расписку о том, что он не будет говорить проповедей и речей на политические темы». 26 июля/8 августа. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 27 июля/9 августа. Служил всенощную в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Письменно обращение патриарха Тихона к председателю ВЦИКа М. И. Калинину с протестом против поругания святых мощей. 28 июля/10 августа. Празднование Смоленской иконы Божией Матери. Служил литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. 31 июля/13 августа. Выносил Крест в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 2/15 августа. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Яблочный Спас»). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 9/22 августа. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 12/25 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Постановление Народного комиссариата юстиции о повсеместной и окончательной ликвидации святых мощей. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Постановление СНК по протесту патриарха Тихона на постановление Московского губисполкома «О перевозке мощей из Троице – Сергиевской Лавры в один из московских музеев»: Жалобу гр. Белавина (патриарха Тихона) от 10 мая оставить без последствий. Предложить Московскому исполкому С. Р. и К. депутатов в порядке циркуляра наркомата юстиции от 25 августа о ликвидации мощей закончить ликвидацию мощей Сергия Радонежского, т. е. привести в исполнение постановление Московского губисполкома от 26 марта с. г. о перевозке мощей в московский музей. Секретно. Предложить тов. Крыленко расследовать действия помощника управляющего делами ВКИ П. Н. Мольвера в производстве им расследования по жалобе гр. Белавина (патриарха Тихона), передав ему доклад Мольвера и заключение по нему 8 – го отдела Комиссариата Юстиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Именем Л. освящены 15 храмов и часовен на Украине, 2 храма в Белоруссии и 1 храм в Узбекистане (Ташкент). Также освящены во имя Л. храмы в Сербии, на Кипре, в Польше, Германии, Греции. Учрежден орден св. Луки Крымского Украинской Православной Церкви. В городах России, Украины и Узбекистана установлены памятники и мемориальные доски в честь Л. С 2006 г. в Москве и Подмосковье проходят ежегодные научно-практические конференции «Духовное и врачебное наследие свт. Луки (Войно-Ясенецкого)». Биографии Л. посвящено большое количество публикаций в СМИ, радио- и телепередач. Об истории жизни и духовного подвига Л. сняты фильмы. Соч. на духовную тематику: Памяти Свят. Патр. Сергия//ЖМП. 1944. 8. С. 17-18; Слово на литургии на 2-й день Св. Пасхи//Там же. 1945. 6. С. 44-47; Слово в Великую Пятницу//Там же. 1946. 5. С. 22-23; Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне//Там же. 1953. 2. С. 37-41; Слово на пассии//Там же. 1971. 4. С. 40-41; Слово на пасхальной вечерне//Там же. 1977. 4. С. 27-28; Не судите, да не судимы будете//Там же. 1982. 4. С. 40; О благодати//Там же. 1986. 12. С. 45-47; О воспитании детей//Там же. 1990. 8. С. 50-52; О посте (в Неделю сыропустную)//Там же. 1991. 2. С. 40-42; В день памяти прп. Серафима Саровского//Там же. 7. С. 36; О духах злобы и наших сердцах//Там же. 1992. 11/12. С. 52-54; Воспоминания//Там же. 1993. 12. С. 37-58; О лицемерии//Там же. 1994. 1. С. 10-14; Наука и религия: Дух, душа и тело. Р.-н/Д., 2001; Слушайте Писание: Проповеди на евангельские темы. М., 2007; «Я полюбил страдание...»: Автобиография. М., 2008. Арх.: РГИА. Ф. 831. Д. 218; ГАРФ. Ф. 3917. Оп. 13. Д. 143; Ф. 9506. Оп. 77. Д. 343; Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 9, 51, 89, 97, 120, 189, 284, 331, 796, 1032, 1596, 1700, 1797, 1897, 1997; Оп. 2. Д. 66, 309; Ф. 6991-С. Оп. 7. Д. 72; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 98. Д. 14650; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 1, 5, 7, 14; Архив МВД Респ. Узбекистан. Д. Р-6177; Архив СНБ Украины. Д. 9610; Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 17. Лит.: РПЦ и Великая Отечественная война: Сб. М., 1943. С. 22, 23, 35, 36; Поляков В. А. В. Ф. Войно-Ясенецкий (к 80-летию со дня рожд.)//Хирургия. М., 1957. 8. С. 127-135; Ветелев А., прот. Архиеп. Лука: (Некр.)//ЖМП. 1961. 8. С. 35-38; Войно-Ясенецкий В. Ф.//Большая мед. энцикл. М., 1976. Т. 4. С. 388; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 195-206; Поповский М. А. Жизнь и житие Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. П., 1979. СПб., 2005; Марущак В., протодиак. Святитель-хирург: Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997; «Секретно»: архиеп. Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов/Сост.: прот. Н. Доненко, С. Б. Филимонов. Симф., 2004; Шевченко Ю. Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный: (Ист. очерк). СПб., 2007; ЖНИР. Май. С. 272-386; Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. М., 2009; Крымская епархия в док-тах свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов, 1946-1961: Сб. док-тов/Сост.: прот. Н. Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. Симф., 2015.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

Новгород, 1914). Труды совещания инспекторов, законоучителей и учащих высших начальных училищ 3–9 июня 1914 г./Под рук. М.С. Григоревского (Н. Новгород, 1915). Училищеведение. Для учительских институтов, учительских семинарий, педагогических курсов, VIII класса женских гимназий (Н. Новгород, 1916). В помощь учителю трудовой школы. Школоведение (М., 1923). Литература 1 . Воспитанникам Глуховских гимназий посвящается... [Электронный ресурс]. – Режим доступа://http://glukhov-gymnasien.com/welcome . 2 . Григоревский М.С. Вопросы нравственного воспитания (Безрелигиозная мораль)/ Народная школа. Педагогический сборник под ред. М.С. Григорьева. – Н. Новгород, 1914. – С. 30–38. 3 . Григоревский М.С. Лекции по педагогической психологии, читанные народным учителям. – Н. Новгород, 1914. – 267 с. 4 . Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. – М., 2007. – 286 с. 5 . Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Вениамин Алексеевич Снегирев: психолог и богослов//Ярославский педагогический вестник. – 2015. – 3. – С. 138–150. 6 . Марков. О школьной молодежи//Вестник воспитания. – 1913. – 6. – С. 162–199. 7 . Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна: Издательский дом «Феникс», 1995. – 336 с. 8 . Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – 567 с. 9 . Рубинштейн М. О религиозном воспитании//Вестник воспитания. – 1913. – 1. – С. 75–123. 10 . Рыбников Н. Религиозная драма ребенка//Психология и дети. – 1917. – 5. – С. 21–32. 11 . Смирнов Н. Эстетическое воспитание и религия//Вестник воспитания. – 1912. – 6. – С. 44–76. 12 . Стоюхина Н.Ю. Религиозное воспитание в российской психолого-педагогической публицистике начала ХХ в.//Психология и школа. – 2013. – 1. – С. 104–126. 13 . Стоюхина Н.Ю. Судьба и творчество Н.М. Боголюбова – российского и украинского богослова и у ред. Г., Суходуб Т./Тов-во рос. при Укр. Полтавський нац. тех. ун-т Ю. Кондратюка; Г.С. Сковороди НАН Центр гум. НАН – Полтава: ООО 2014. – С. 317–332. Читать далее Источник: Стоюхина Н.Ю., Сироткина Т.В. Богослов и педагог Митрофан Семёнович Григоревский//Украинский журнал русской философии. 2016. Выпуск 12. С. 389-399. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

14, 18; 3. 16, 18; 1 Ин 4. 9) и ν ες τν κλπον το πατρς (сущий в недре Отчем - Ин 1. 18). Св. Троица в деяниях. Пелена. Москва, мастерская Матрены Годуновой. 1592-1593 гг. (ГММК) Св. Троица в деяниях. Пелена. Москва, мастерская Матрены Годуновой. 1592-1593 гг. (ГММК) Термин μονογενς известен в древнегреч. лит-ре со времен Гесиода (700 г. до Р. Х.). Первая часть, μονο-, указывает на характер рождения, а не на источник (в отличие от слов διογενς - рожденный Зевсом или γηγενς - рожденный от земли). Отсюда μονογενς означает «единственный рожденный», «не имеющий братьев или сестер», «единственный наследник», но никак не «рожденный от одного». У греч. писателей этот термин использовался для усиления смысла: μονογενς вместо μνος, чтобы подчеркнуть, что родители никогда не имели более одного ребенка ( Aeschyl. Agam. 898; Plat. Crit. 113d). В переводе LXX μονογενς использовано для передачи древнеевр.   в Суд 11. 34, где речь идет о единственной дочери Иеффая (ср.: Тов 3. 15; 6. 11; 8. 17). В Пс 21. 21 это слово указывает на душу - в смысле ее уникальности и исключительности. Иосиф Флавий употребляет μονογενς в смысле «единородный» ( Ios. Flav. Antiq. I 222; V 264). В НЗ термин встречается в Евангелиях от Луки, от Иоанна и в Послании к Евреям в значении «единородный»: Исаак - единственный сын у Авраама от жены Сарры (Евр 11. 17), у наинской вдовы - единственный сын, к-рого воскрешает Христос (Лк 7. 12), тем же словом обозначаются дочь Иаира (Лк 8. 42) и бесноватый отрок, к-рого исцелил Иисус (Лк 9. 38). Только в Евангелии от Иоанна термин μονογενς используется для указания на отношение Сына Божия к Богу Отцу: только Сын Божий действительно родился от Отца по Божеству; в этом случае исключается понимание рождения Сына от Отца в несобственном, переносном смысле. В отношении др. лиц в Евангелии возможно только метафорическое уподобление рождению (уверовавшие в Сына Божия становятся чадами Божиими, к-рые «от Бога родились» - Ин 1. 12-13); это рождение происходит «от воды и Духа» (Ин 3.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010