По мнению мудрых века сего, дьявол – это олицетворение злого начала, присущего нам и действующего в мире, а подчиненные духи – дальнейшее развитие этого олицетворения. Но слово Божие открывает нам, что пространство между небом и землей, – вся видимая нами лазуревая бездна, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с Неба ( Еф.6:12 ; Откр.12:7 ). С учением о дьяволе, как о действительно существующем, личном, живом и злом духе, мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, дьявол , вошедши в змея, обольстил наших прародителей и склонил их к преступлению заповеди Божией ( Быт.3:1–19 ). Что дьявол был виновником греха, который в Адаме погубил весь род человеческий, свидетельствует премудрый Соломон: «Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его; завистью же дьяволею смерть вниде в мир: вкушают же ю, иже от ея части суть» ( Прем.2:23–24 ). По этой причине дьявол называется человекоубийцею от начала ( Ин.8:44 ). О том, что и Моисею существование злых духов было известно, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» ( Втор.32:17 ), то есть, как поясняет св. Иоанн Златоуст , приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы 74 . Каким изображается злой дух в книге Бытия, таким он описывается в книге Иова, т. е. клеветником. Там он клевещет на Бога, а здесь на его праведника, которого поразил гноем лютым от ног и до головы. Он поразил бы ненавистного ему праведника и смертью , если бы это не было ему запрещено Богом ( Иов.1:6–22, 2:1–7 ). Дьявол попустил Давида, «да сочислит народ израильский» ( 1Пар.21:1 ). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила ( Тов.3:8 ); злой дух овладевал Саулом ( 1Цар.16:14–15 ). Св. Иоанн Богослов истину бытия злых духов тесно связывает с истиной пришествия в мир Сына Божия: «Творяй грех от дьявола есть, яко исперва дьявол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела дьявола» ( 1Ин.3:8 , ср. Мф.12:24–29 ; Иак.2:19 ; 2Кор.2:11 ). Из этих слов следует, что, не зная, кто такой дьявол, мы не можем знать, что сделал для нас Иисус Христос , и отрицание злых духов ведет к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны искупления. В самом деле, для чего Христу было приходить на землю, когда дьявола нет? А отрицание искупления необходимо должно привести к отрицанию всего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сии семь высших ангелов по имени и «порядку в чину своем» (св. Димитрий Рост.) суть: Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или, — кто равен Богу (Дан 10, 13; 12, 1; Иуд 9 ст.; Апок 12, 7–8), Гавриил — муж Божий, сила Божия (Дан 8, 16; 9, 21; Лк 1, 19, 26), Рафаил — помощь, исцеление Божие (Тов 3, 16; 12, 12–15), Уриил, — огнь или свет Божий (3 Езд 4, 1; 5, 20), Салафиил — молитва к Богу (3 Езд 5, 16). К этим же ангелам причисляются еще Иегудиил — славитель Бога или хвала Божия, и Варахиил — благословение Божие, коих имена не встречаются в Св. Писании [ 24 ]. Эти ангелы в церковно-богослужебных песнопениях называются архистратигами небесных воинств. Они, по верованию церкви, ближайшие к величеству Божию, превыше всех небесных чинов, непосредственно предстоят престолу триипостасного Божества, и, по изволению Божию, управляют всеми чинами и иерархиями ангельскими (Димит. Рост. Чет.-Мин. под 8 нояб.). В откровении Иоанна Богослова находится упоминание ο них в такой связи речи: годать вам и мир от Сущаго, и иже бе, и грядущаго, и от седми духов, иже перед престолом Его суть (1, 4; сн. 8, 2). II. Tbopehue мира видимого § 45. Моисеево сказание ο творении мира вещественного. Исторический его характер I. B откровении учение ο происхождении мира вещественного содержится в священной истории мироздания, которой начинается Писание, т. е. в бытописании Моисеевом (Быт 1 гл.). Полнее и подробнее, чем в этом бытописании, не говорится ο происхождении мира ни у одного из священных писателей не только Ветхого, но и Нового Завета; восполнение этого сказания у позднейших священных писателей состоит только в более ясном, чем у Моисея, указании на участие в деле творения всех лиц Св. Троицы. Отсюда, при раскрытии учения ο Боге-Творце мира видимого, требуется выяснение характера и смысла этого повествования.   II. No сказанию Моисея, вселенная со всем живущим на ней получила бытие не по единому мановению всемогущего Творца, а через неоднократные творческие действия Божии. Спрашивается: представляет ли собой повествование Моисея ο постепенности миротворения действительную историю миротворения, или это есть иносказание, в котором свободно изображается свящ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

ст. Ангелология ), однако они не подчинены законам физиологии. Представления о том, что ангелы могут вступать в половые сношения с людьми, навеянные ошибочным объяснением текста Быт 6. 1-4, Церковью не признаны. В их пользу ничего не говорит и Тов 6. 15, где демон предстает любящим невесту Товии, ибо демонская любовь всегда выступает «со знаком минус». Случай с невестой Товии нашел объяснение в христ. аскетической лит-ре, где подробно описывается плотская брань подвижника с бесами блуда. Темные силы представляют собой царство зла, к-рое возглавляет сам диавол (ср.: Лк 11. 18), увлекший за собой в своем падении, по выражению прп. Иоанна Дамаскина , «бесконечное множество находившихся под его властью ангелов» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 4). Нек-рые толкователи, рассматривая Откр 12. 3-4, 7-9, где говорится о том, что «большой красный дракон», «великий дракон… называемый диаволом и сатаною», «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю», полагают, что звезды символизируют здесь ангелов, отпадших от Бога вместе с диаволом ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 562-564). Несмотря на то что падение ангелов привнесло в тварный мир дисгармонию и беспорядок, само царство зла представляет собой определенную структуру, в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует ап. Павел , называвший определенные чины диавольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» (Еф 6. 12; Кол 2. 15). Поскольку нек-рые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам (Еф 1. 21; Кол 1. 16), до конца неясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует 2 предположения, согласно к-рым входящие в нее ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний ( Ioan. Cassian. Collat. VIII 8). Ветхозаветные представления о злых силах О наличии в мире демонских существ есть свидетельство уже в кн. Бытие, где описывается искушение змеем первых людей.

http://pravenc.ru/text/171673.html

Что могут означать выражения «то, что не допускает открыться (Антихристу)» и «удерживающий» приход беззаконника? Прежде всего, отметим, что апостол Павел ссылается на свою устную проповедь: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2:5). Апостол имеет в виду некие слова, содержание которых нам неизвестно. И, тем не менее, начиная со святоотеческих времен и вплоть до наших дней, экзегеты пытаются разгадать загадку. В общих чертах можно сказать, что существует два вида толкования, как говорил уже Иоанн Златоуст : «Одни полагают, что здесь имеется в виду благодать Духа, другие римское владычество». 6 Действительно, это место можно понимать в том смысле, что римский Император («удерживающий») или же шире Римская империя («то, что не допускает») были в то время гарантом «Pax romana» и препятствовали войнам, которые могли бы стать предзнаменованием конца. Позже, согласно этой же логике, под удерживающей властью понимали христианскую империю (и даже русскую). Некоторые экзегеты толковали это как апостольскую проповедь, как действие Святого Духа в Церкви (Феодор Мопсуестийский, Феодорит, см. ТОВ., комментарий sub loco). Третья часть 3:13 – 3:16. а. 2:13 – 3:5. Призыв к стойкости. Увещевания апостола начинаются с благодарственной молитвы за то, что Бог избрал фессалоникийцев «через освящение Духа» «ко спасению» (2:13). Они должны твердо придерживаться предания, которому научил их апостол (2:15). б. 3:6–15. Апостол Павел требует «удаляться» от брата, «поступающего бесчинно» (366). Он просит также. Чтобы фессалоникийцы подражали ему, трудившемуся, чтобы не обременять их: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь» (3:10). Подобного рода указания не раз встречаются в его посланиях ( 1Фес.2:9 ; 1Кор. 4:12 ; 2Кор. 11:9 ; Деян. 20:33–35 ). Вместе с тем апостол признавал, то проповедник может получать материальное вспомоществование ( 1Кор. 9:8–10 ). Заключение 3:17–18 Эта часть нуждается в комментарии. а. «Приветствие моею рукою Павловою» (3:17). Подобное уточнение содержится в конце двух других посланий апостола ( 1Кор. 16:21 ; Кол.4:18 ). Из этого следует, что некоторые Павловы послания были на самом деле написаны его помощниками. Вероятно, составителем обоих Посланий к Фессалоникийцам был Силуан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

деградация... но чтоб настолько? Семен 21 марта 2017, 17:07 Что ж, трогательная попытка автора большим объемом текста найти оправдание безвольному отречению царя... Но неубедительно. р.Б. Валерий 21 марта 2017, 16:41 Отличная статья. Изложено ясно , увлекательно , объемно по мысли ,и в полном соответствии с иными источниками , опирающимися на документы (например Мельгунов .Мартовские дни 1917 года). павел 21 марта 2017, 16:20 хорошо что революция случилась, а то заполонили эти богатеи толстосумы страну, всякие графы, его высочества, господины. Сейчас в России то же самое повторяется и плюс путин о возрождении монархии заговорил. опять революция нужна. Как тогда эти богатые аборзели и простому народу житья не давал и народ взбунтовался, так и сейчас аборзели эти богатые. Елена 21 марта 2017, 15:02 Интересно, как сложились судьбы предателей - Алексеева, Рузского, Бубликова, Львова? За Царя и Его семью просто сердце разрывается, когда читаешь о тех событиях. 21 марта 2017, 14:48 кошмар! Читатель 21 марта 2017, 13:26 А какая, собственно, разница, сфабрикована подпись царя на отречении, или нет? Кто-нибудь может представить себе отречение тов. Сталина от руководства СССР году этак в 1943 с подделанной подписью? И что было бы с теми, кто попробовал бы осуществить подобный выкрутас? Ответ, думаю, очевиден для большинства. Романовы сдали Россию в самый ответственный для нее момент. Что мешало великому князю Михаилу принять на себя царствование и ответственность за страну? Что мешало это сделать остальным великим князьям? Жду ответа. Михаил 21 марта 2017, 12:50 " Старая власть, создавшая разруху во всех областях государственной жизни, оказалась бессильной " - суть. Все остальное просто слова, пытающиеся опровергнуть очевидное. По дереву судят по плодам. Вехи правления такие: Ходынка, кровавое воскресение, Распутин и... КРОВАВЫЙ ХАОС. Никого не обвиняю. Но может уже и обелять хватит? Михаил. Наталия 21 марта 2017, 09:51 Протоиерей Артемий Владимиров в эфире радио Радонеж сказал о том, что отречения Царя не было и подпись его под Манифестом сфабрикованная, что и показала современная экспертиза. Сейчас настолько много противоречивых мнений даже среди духовенства, что порой сам приходишь в растерянность... Тем более, что все оперируют фактами и документами. Какие из них достоверны? Ведает только Господь... игорь 21 марта 2017, 09:11 Спасибо Отцам Матери Церкви за то,что доносят до нас Правду! Последнее время активизировались на эту тему главные организаторы,в надежде преподнести Русскому народу свою версию трагических событий! На воре и шапка горит! Спасибо Сергею Александровичу Нилусу за его труды! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/102018.html

Вероятно, архим. Софроний не внял просьбе короля о прекращении беспорядков в обители, и тот на его место назначил нового архим. Вассиана, бывш. настоятеля минского Вознесенского монастыря (АЗР. Т. 2. 216; Голубев. 1883-1898. Т. 1. С. 5; Описание док-тов. 1897. С. 17-18). В кон. 1541 - нач. 1542 г. архим. Вассиану была выдана королевская жалованная грамота на управление Печерской архимандритией. После кончины архим. Илариона в 1573 г. в течение некоторого времени Киево-Печерский монастырь оставался без настоятеля («архимандритство… через час немалый, перво сего ваковало»: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 15. С. 65). В 1574 г. братия избрала архимандритом Мелетия (Хребтовича-Богуринского). 10 нояб. 1576 г. по просьбе насельников и по ходатайству сенаторов и послов Киевской земли на сейме в Торуни кор. Стефан Баторий дал подтвердительную жалованную грамоту о. Мелетию на Киево-Печерскую архимандритию «до его живота» (т. е. пожизненно) и особым посланием известил об этом правосл. магнатов и шляхту. В грамоте отмечалось, что Мелетий избран печерским архимандритом братией и киевским духовенством, после чего утвержден в должности кор. Генрихом Валуа (Там же. 14. С. 62-63). Речь шла и о необходимости передать в управление архим. Мелетия давно принадлежащие Киево-Печерскому монастырю владения со всеми доходами на Киевской, Волынской землях и в Великом княжестве Литовском (Там же. 15. С. 66). Кроме того, в ответ на просьбу Владимиро-Волынского еп. Феодосия (Лазовского) 23 дек. 1579 г. кор. Стефан Баторий дал архим. Мелетию жалованную грамоту на управление Владимиро-Волынской и Брестской епископиями (Там же. 19. С. 119-122). 16 апр. 1580 г. он утвердил передачу Владимиро-Волынской и Брестской епархии еп. Феодосием (Лазовским) киево-печерскому архимандриту (Там же. 20. С. 123-125). Фактически между престарелым Владимиро-Волынским еп. Феодосием и архим. Мелетием была заключена сделка об уступке последнему епископской кафедры со всеми владениями и с имуществом. Архим. Мелетий стал нареченным епископом и получил права на кафедру и часть доходов епархиальных владений, сохранив за собой Киево-Печерский мон-рь и его владения. 20 апр. 1580 г. архим. Мелетий вступил в управление Владимиро-Волынской епархией на правах нареченного епископа и принял владения и имущество кафедры. В 1588 и 1589 гг., во время посещения Речи Посполитой (на пути в Москву и обратно в К-поль), патриархом Иеремией II был проведен ряд преобразований. В их числе важное место отводилось ежегодному созыву Соборов правосл. иерархов Речи Посполитой. В июне 1590 г. в г. Бресте состоялся Собор, в к-ром принимал участие и архим. Мелетий (Хребтович-Богуринский). В 1592 г. Иеремия II грамотой подтвердил статус Киево-Печерского монастыря как ставропигии К-польского патриарха (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 12).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

С нашей стороны, мы готовы были бы предложить вам целую духовную трапезу, полное учение о духах бесплотных и их благодатном союзе с человеками, но краткость времени не позволяет ни нам преподать, ни вам принять сего учения вполне. Посему ограничимся, вместо многих, единым брашном от духовной трапезы; но за то возьмем такое, которого было бы совершенно достаточно для утоления духовного глада и для подкрепления духовных сил. Таково учение Православной Церкви нашей об Ангеле Хранителе, учение простое и вместе глубокое, столь же утешительное, как и назидательное. А чтобы сие брашно было удобнее для употребления всех и каждого, для сего раздробим его посредством вопросов и ответов на малые участки. Кто называется Ангелом Хранителем? Ангелом Хранителем называется такой Ангел, который даруется от Бога человеку при его вступлении в Царство благодати – при Крещении, дабы хранить его в продолжение всей жизни и руководить к Небесному Отечеству. Откуда известно, что у каждого христианина есть Ангел Хранитель? Это несомненно известно, во-первых, из многих свидетельств о сем слова Божия. Еще святой Давид воспевал о человеке, любящем Бога и закон Его: «Ангелом Своим заповест о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» ( Пс. 90:11–12 ). Сам Спаситель пред учениками и народом свидетельствовал, что Ангелы детей «выну видят лице Отца... Небеснаго» ( Мф. 18:10 ). Наконец, апостол Павел говорит, что Ангелы все «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ). Во-вторых, присутствие при человеке Ангела Хранителя неоспоримо утверждается многими примерами и опытами. Так, еще в самой глубокой древности слышим, как патриарх Иаков благословляет детей своих от имени Ангела, который сопровождал и хранил его самого на всех путях его жизни ( Быт. 48:16 ). В древней же священной истории потом видим, как праведный Товит сопровождается Ангелом Хранителем на пути, избавляется им от бедствий, и наконец слышит от Него, что он издавна был хранителем его и свидетелем всех его поступков ( Тов. 12:12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Первых веков Христиане всегда умеренность, а в подобающее время пост с молитвою соединяя, за собственной между собою знак честного, гражданского, христианского жития ставили, от роскошной же жизни и от излишества всегда удалялися. О чем святой Климент Александрийский в книге 2, пед. в главе 1 и 2-й свидетельствует. 176 Но пост телесный содержа, непременно надобно содержать и душевный, то есть, постяся телеснее и моляся, должно удалятся вседушно от всякого беззакония и неправды и напротив того быть милостивым, и всякому делу Богоугодному прилежать. Благо бо молитва с постом, милостынею и правдою: Тов.12:8 . Если же бы кто и пост держал, да без любви и правды к ближнему, таковый пост Богу неприятен: не сицевого бо, сказует Господь, поста аз избрах, и дне еже смирити человеку свою душу, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен.. Не такового (бо) поста аз избраз, глаголет Господь: но [постяся] разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушения в свободу, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей и от свойственных племене твоего не презри. Тогда воззвеши (моляся), и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Исаии.58:5–7, 9. Подобное сему чрез пророка Захарию подает наставление Господь, в главах 7, 8. 138 177 Где же поста и трезвости не бывает, но вместо того всегдашнее пресыщение от брашен и пития, там бесчисленная злая не токмо телесная, но и душевная раждаются. Иакова.4:1 . Там святыни и чести, в коих апостол каждому завещает сосуд свой стяжевати. Места не обретается, 1Солун.4:4–5, 7 , но единое жилище люты скотским и бесовским страстям. Мф.12:44–45 . 139 Истину сию содомское развращение и погибель, и другие примеры, неоспоримо доказывают. 178 Дабы чин молитвы и все последование других должностей, с нею сопряженных, можно в целости соблюсти, то конечно надлежит в нас быть трезвости и бдения духовному, а притом и телесного не оставлять. Правило сие сам Господь наш Христос Иисус предписал: блюдите, рече, бдите и молитеся. А яже глаголю вам, всем глаголю, бдите. Марк.13:33, 37 . Мф.24:42 . И паки: се гряду яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходить. Апок.16:15 . В следствие словес Христовых и апостолы к тому же нас приводят: трезвитеся, рече, бодрствуйте. 1Пет.5:8 . И паки: да не спим якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся. 1Солун.5:6 . Таковое бдение и трезвость столь нужно есть Христианом, сколь очи 140 в теле, и чувственный свет очесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010