Позднее, при Исаии, ценность сикля падает еще ниже: каждая виноградная лоза оценивалась в сикль и виноградник в 1000 лоз стоил 1000 сиклей ( Ис. 7:23 ). У пророка Осии 15 сиклей и полтора холера ячменя стоит блудница, мужняя жена ( Ос. 3:1–2 ): очевидно посредством цифр здесь имеем символическое выражение ничтожности и презренности той, что блудила с другими, имея у себя любящего мужа. Сравнительно небольшую цену дает пророк Иеремия за поле Анамеила –17 сребренников ( Иер. 32:9 ), но по праву родства Иеремии принадлежал выкуп этого поля у своего дяди. При том это было время нашествия Вавилонян на Иудею (ст. 1–2. 15. 24. 29. 36. 43–44), когда имения в опустелой стране не могли иметь никакой ценности. Как символ презрения со стороны избранного народа к пастырскому и отеческому попечению о нем Бога, тридцать сребренников являются у Зах. 11:12–13 : это – рабская и ничтожная цена, какою Иудеи оценивают Иегову – своего Хранителя и Попечителя. Из времен, более или менее соответствующих евангельской истории, можем указать на поденную плату провожатая Товии в одну драхму, при всем необходимом, с обещанием прибавки в случае благополучного путешествия ( Тов. 5:15–16 ), что вполне соответствует дневной плате рабочему в Палестине в один динарий ( Мф. 20:2 ), так как динарий равен драхме. Соответственно этому 30 сиклей дадут около 120 (менее 120, если сикль считать равным не 4, a 3½ драхмам) или 60 дней чернорабочего палестинского. Но надо иметь в виду дешевизну труда в то время, особенно просторабочего поденщика, чтобы представить себе всю ничтожность этой суммы для тогдашнего времени. И в наше время плата за дневной труд случайного рабочего невелика, так что заработок 100 – 60 дней составит неважную сумму. С этим согласуются два динария самарянина гостиннику на двухдневное (по-видимому) содержание за израненного разбойниками путника, с обещанием уплатить потом, если постоялодворец издержит что более ( Лк. 10:35 ). О ничтожности данного Иуде вознаграждения можно также судить потому, что Никанор, по известию 2Мак. 8:10–11 , для взноса дани Римлянам в 2 тысячи талантов, решил пополнить её от пленения иудеев, для чего послал в приморские города объявление о продаже иудеев в рабы по 90 человек за один талант.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

550, д. 148, л. 1] Опускаем дальнейшее перечисление их «преступных» деяний . 12 февраля Трибунал, «применив к ним амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 г., [приговорил] к условному наказанию митрополита Арсения, протоиереев Яковцевского и Соколова, граждан Финикова и Скородумова сроком на пять лет каждого, а епископа Алексия (Симанского) и протоиерея Вихрова (Венедикта) на три года каждого... Кроме того, [постановил] в целях ограждения завоеваний Октябрьской революции и в интересах трудящихся масс избрать постоянным местопребыванием митрополита Арсения – город Архангельск... Настоящий приговор может быть обжалован ...в кассационном трибунале при ВЦИК в течение 48 часов с момента вручения с него копии». Копия была препровождена митрополиту Арсению 15 февраля. 17 февраля митрополит Арсений подал кассационную жалобу, где, между прочим, указал, что: ..II. «Применение... двух наказаний, а именно – условного лишения свободы и ссылки на житье в Архангельск недопустимо, как являющихся двойным наказанием за одно деяние... III ...Согласно параграфа II Циркуляра НКЮ от 3 января 1919 г. по вопросу об отделении Церкви от государства, ссылка служителей Церкви из пределов одной губернии в другую не допускается. IV. Действия мои ...не носят преступного характера, на что косвенно указывает в своем постановлении и заведующий церковным отделом Левендаль...» [ oai ?a, д. 149, л. 1]. Кассационный трибунал ВЦИК в составе Красикова (предсе-датель), тов. Карклина и Анского в присутствии члена-докладчика трибунала т. Нехамкина в своем заседании 16 июня 1921 г. «рассмотрел жалобу на приговор Новгородского Революционного трибунала от 12 февраля 1921 г. по делу митрополита Арсения и иже с ним в противодействии политике Советской власти и приговоренных к условному наказанию на 5 лет Арсения и еще трех лиц из Епархиального Управления, а епископа Алексия [Симанского] и прот. Вихрова на три года, и решил: – в виду отсутствия поводов к отмене приговора, оставить приговор в силе, отменив лишь высылку в Архангельскую губернию митрополита Арсения, и выяснить через ВЧК обстоятельства печатания Епархиальных Ведомостей (откуда бумага, типография, разрешение [на печатание] с выяснением виновных в упущениях лиц и учреждений и пр.» [д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

25:35-36). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 98. О нищелюбии    Нищелюбие и братолюбие суть две ветви оливы, плод которой благоухает всем и из которого умащают Господу главу и ноги (ср. Лк. 7:37), а Он отплачивает умащающему Царством Небесным. Ибо столь нищелюбивый слышит, как ему говорят: Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою… и обрящеши благодать (Притч. 3:3) и: старайся о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8:21); Путие же праведных подобно свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Притч. 4:18). Заповедует же и Закон, говоря: отверзая, да отверзеши руку твою бедному, да не возопиет на тебя ко Господу (Втор. 15:8-9). Приточник же: живота нищаго не лиши… и души алчущего не оскорби… продолжай даяния требующему, раба скорбяща не отрей и не отврати лица твоего от нищаго (Сир. 4:1-3). И опять-таки: Души своей благотворит муж милостивый, погубляет же тело свое немилостивый (Притч. 11:17). И пророк Осия: Сейте себе в правду (Ос. 10:12), милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос. 12:6). И Даниил Навуходоносору: Сего ради царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами [Col. 1732] убогих (Дан. 4:24). И Давид: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века (Пс. 111:9). И: любит милостыню и суд Господь (Пс. 32:5); Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40:2). Иов же говорит: аще же и оставих маломощного изыти из дверей моих тощим недром (Иов. 31:34). И другой: приклони ухо твое к нищему и отвещай ему мирная в кротости (Сир. 4:8) и всяцей милости сотвори место (Сир. 16:14). Ибо каждый за дела свои обрящет [воздаяние]. Иже дает убогим — не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе (Притч. 28:27). Все, что может рука твоя творить, насколько ты в силах — твори (ср. Тов. 4:8-10), души своей благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). И: благословение Господне на главе дающего (Притч. 10:6); Избавление мужа души свое ему богатство (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

    Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4.    Здесь мы соединили синодальный и церковнославянский тексты для лучшего понимания фразы.    То есть заботу. Слово 120. О начатк а х    По поводу начатков: всяким образом подобает то, что принадлежит Богу, Богу же и приносить от своих трудов и от своей силы, которую Он нам подает и, промышляя, заботится о нас, по Писанию: Чти, говорит, Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Да исполнятся житницы твоя множеством [Col. 1808] пшеницы (Притч. 3:9). И Закон: да не явишися предо Мною тощь… Начатки первых жит твоих да внесеши в дом Господа Бога твоего (Исх. 23:15, 19); Не ослушайся Его… имя бо твое есть на нем (Исх. 23:21); Начатки от гумна и от точила твоего да не косниши принести (Исх. 22:29) и:принесеши жертву от начатков жит твоих (Лев. 2:14), и да помолится о нем жрец греха ради его, и оставится ему (Лев. 4:26). И еще: И принесоша, говорит, князи… дары своя пред олтарь (Чис. 7:10). Говорит же и Иезекииль: Вси же людие да дадят сей начаток старейшине (Иез. 45:16). Поэтому и Товия сказал [о себе]: начатки произведений земли отдавал священникам… для жертвенника (Тов. 1:7). И другой: да не явишися пред Господом тощь (Исх. 23:15). Итак, все это по заповеди отдай Вышнему, и даянием Своим Он седмижды воздаст тебе. Оком благим прослави Господа и не умали от начатка рук твоих (Сир. 35:7). И всякое даяние совершай с веселым лицом, потому что приношение праведного умащает жертвенник. Хранитель заповедей Давид говорит: Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы (Пс. 65:13-15). И в другом увещательном слове: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни (Пс. 28:1), возмите жертвы и входите во дворы Его (Пс. 95:8) и: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары (Пс. 75:12), то есть приближающиеся Ему (Пс. 148:14). И Апостол говорит: чтобы мне быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

    5:25. Болезнь, которой страдала женщина, возможно, была вызвана нарушением менструального цикла, и по закону она постоянно была ритуально нечистой (Лев. 15:25—28) — т. е. ее физический недуг осложнялся социальной и религиозной проблемами.     5:26. Методы, применявшиеся как еврейскими, так и языческими врачевателями, сводились в основном к разнообразным заговорам, поэтому нет ничего удивительного, что они оказались неэффективными (ср.: 2 Пар. 16:12; Тов. 2:10; кумранский апокриф «Книга Бытие», 20:19,20). Хотя многие врачи в эллинистическом мире были рабами, источники, дошедшие до нас из еврейской Палестины, показывают, что врачи вПалестине получали немалые доходы.     5:27—29. Коснувшись чьих-то одежд, эта женщина переносила на человека свою ритуальную нечистоту (ср.: Лев. 15:26,27). Полностью избежать осквернения (ритуальной нечистоты) было невозможно, но неудобства, связанные с процессом очищения, заставляли мужчин всячески избегать ситуаций, чреватых осквернением. Поскольку женщина своим прикосновением оскверняла всех, к кому прикасалась, она не имела права даже находиться в толпе. Позднейшая иудаистская традиция проявляет в этом отношении даже большую строгость, чем Книга Левит (напр., Мишна), так что многие учителя избегали вообще прикасаться к женщинам, чтобы случайно не оскверниться. Таким образом, ни она не могла прикоснуться к другим, ни к ней никто; возможно, она никогда не была замужем или была разведена, т. е. была отверженной в еврейском обществе.     5:30—34. Евреи верили, что только учителя, наиболее приблизившиеся к Богу, обладают высшим знанием. Иисус использует это недоступное людям знание, чтобы определить, кто к Нему прикоснулся, несмотря на то что в глазах присутствовавших это подтверждало факт осквернения. Принимая во внимание, что ученики-мужчины часто проявляли маловерие (8:17—21; 9:19), следует отметить, что рассказ Марка о вере этой женщины (ср.: 7:29; 12:44; 15:40,41), должно быть, показался очень необычным читателям, в чьей культуре женщины считались неспособными на твердые убеждения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

218 . Мытарства за грехи: 1) мытарство словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, песни, хохот: Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ); 2) мытарство лжи: призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, утаение грехов; 3) мытарство клеветы: осуждение, уничижение, ругательства, насмешки; 4) мытарство чревоугодия: объедение, пьянство, вкушение пищи без молитвы, нарушение постов, рано- и тайноядение, пресыщение, пирование. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лк.6:25 ), и только милостыня от смерти избавляет ( Тов.12:9 ); 5) мытарство лености, на котором сочтены все дни и часы, проведенные в лености, в нерадении о службах, унынии, оставлении церковных и домашних молитв, тунеядство, судятся снедающие чужие труды и нехотящие трудиться; 6) мытарство воровства, на котором рассматривают всякого рода похищения и воровства – явные и тайные, грубые и благовидные; 7) мытарство сребролюбия и скупости; 8) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого; 9) мытарство неправды, где уличаются неправедные судии, оправдывающие виновных и осуждающие невинных, ложные весы и меры; 10) мытарство зависти; 11) мытарство гордости, где надменные духи истязывают гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, непочитание родителей, духовенства; 12) мытарство гнева и ярости; 13) мытарство памятозлобия; 14) мытарство убийства; 15) мытарство волхования, где истязуются чародейства, обаяние, составление отрав, наговоры, призывание бесов; 16) мытарство блуда, где истязуется мечтание помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения; 17) прелюбодейное мытарство – истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, несохранение супружеской верности и брачного ложа неоскверненным, похищения и насилия, падения посвященных Богу; 18) мытарство содомское – истязуются противоестественные грехи и кровосмешения; 19) мытарство ересей – истязуются грехи против единого истинного исповедания веры;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

18. Ответ на 13., Silvio63: Роман Василия Гроссмана " Жизнь и судьба " , о котором идет речь, был опубликован не через 300 лет, как предполагал тов.Суслов, а гораздо раньше. Та на что Вы намекаете? 17. Ответ на 3., Вятчанин: Кто сталкивался лично с этой " элитой " , преисполненной чванства и ненависти к быдлу, тот никогда не станет вступать с ней в диалог. Вы совершенно правы. В Россия власть нерусская, неправославная. Все, что делает эта власть, преследует одну цель - развращение и уничтожение русского народа и православного духа - последней удерживающей силы. 16. Re: Страсти от власти " Наоборот, всегда стараюсь выступать в поддержку власти и оправдываю ее действия. Ибо считаю, что даже самая негодная власть лучше, чем безвластие. Это проверено горьким историческим и житейским опытом " . Если всякая власть от Бога, то зачем печалиться о нравственной составляющей власти? Не все ли равно? Выходит, что и Гитлера надо было восхвалять? (Что, впрочем, в РПЦЗ и было)... " Почему мы равнодушны, когда обливают ложью кого-то другого? Или нам на других наплевать? Главное, чтобы меня не коснулось… Коснется всех! И еще, как коснется! " Не потому ли, что привыкли подстраиваться под удобные формулировки? Вместо " да " или " нет " , как и велел Господь? " Пусть враги России в этих помоях плавают. А мы не хотим и не будем. Тогда и Господь простит нам, что мы такое допустили " . Враги плавают в других местах. И вполне довольны собой. А вот за то, что мы это допустили своим молчанием и оправданием вакханалии, придется расплачиваться именно нам - русскому народу. 15. Re: Страсти от власти Начало обнадёживающее. А вот продолжение... Если " представитель верховной государственной власти обвинил нас в «агрессии», которая воплощается в «преступные деяния» и даже в «преследовании автора» за произведение, которое пока еще никто не видел. " Приведите эти слова этого представителя власти, а не ссылку на чью-то не совсем или вовсе не корректную статью. Будем воздержаны в помыслах и словах. 14. Ответ на 12., рудовский:

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/28/st...

    6:1—4 Милостыня втайне     6:1. Этот стих представляет собой тезис, предваряющий три примера личного благочестия в 6:2—16. Иудаизм подчеркивал, что добрые поступки нельзя совершать ради вознаграждения, но, вместе с тем, обещал награду, о чем говорит здесь и Иисус; эта награда вручается в день суда, как в иудаизме. Молитва, пост и милостыня были тремя столпами еврейского благочестия (Тов. 12:8), и многие раввины классифицировали свойства (напр., добродетелей, на которых был основан мир) группами по три в каждой.     6:2—4. Греки и римляне не одобряли личную благотворительность; щедрые пожертвования на общественные проекты или на содержание клиентов были рассчитаны на то, чтобы прославиться в общественном мнении. С другой стороны, благотворительность была центральным моментом еврейского благочестия; некоторые авторы даже говорили, что она спасает человека, хотя позднейшие еврейские законы формально не позволяли давать больше двадцати процентов сверх десятины.    Некоторые комментаторы воспринимают слова «не труби перед собою» буквально, тогда как это обычная гипербола (люди не трубили в трубы, когда подавали милостыню) и, скорее всего, игра слов (коробки для подаяний часто имели форму трубы). Явную гиперболу представляет собой и фраза «пусть левая рука не знает, что делает правая».     6:5—15 Молитва втайне    Параллелизм построения всего раздела (6:1—18) и фрагмента, посвященного молитве, подчеркивается включением образца молитвы (6:9—13); о том, как не следует молиться, мы узнаем из 6:5,7,8, а о том, как надомолиться — из 6:6,9. В иудаизме постоянной молитве уделялось гораздо большее внимание, чем в религии греков и римлян.     6:5,6. Проблема не в самой публичной молитве, а в мотивах, которыми руководствуются люди, заботясь о том, чтобы произвести впечатление на окружающих, а не быть услышанными Богом. Вероятно, было принято, чтобы благочестивые люди возносили свои личные молитвы в синагоге; о том, молились ли во времена Иисуса во всех синагогах одновременно, ничего неизвестно. «Комната» могла быть простой кладовой; убольшинства людей не было личных комнат в доме, и только в кладовке была дверь, которую можно было закрыть. Молились стоя — это была обычная молитвенная поза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ангельские трубы есть бедствия, посылаемые на землю, но какие именно, сказать трудно. Многие из них напоминают древние египетские казни. По области действия трубы имеют почти полный параллелизм с семью чашами гнева Божия (Апок. 16). При этом трубы уступают чашам по своей силе: они поражают только на треть, тогда как чаши – полностью.   73 Ср.: ранее всадник четвертой печати имел власть поражать смертью четвертую часть земли (Апок. 6, 8). У иудеев было распространено мнение, что перед явлением мессианского века на земле наступит период бедствий, страданий и катастроф. Этот период они сравнивали с родовыми муками женщины: земля в великих страданиях будет рождать мессианский век. Некоторое указание на это можно видеть и в словах Христа, когда Он, перечисляя бедствия последних времен, сказал: «Все же это – начало болезней» (Мф. 24, 8). Греческое слово «ωδν», переведенное на русский как «болезни», дословно означает «боли при родах», «родовые схватки», и лишь в переносном значении «муки», «страдания». 1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.  Многие толкователи считали, что снятие седьмой печати означает переход нашего мира к грядущему Царству Христа. Безмолвие – таинство Будущего века. В то же время откровение, которое дает Христос Иоанну, еще не заканчивается и поэтому безмолвие возникает лишь на символическое время, «на полчаса», после которого тайнозрителю предстоит снова вернуться назад и увидеть многие другие события эсхатологической эпохи. Исходя из такого понимания, «безмолвие на небе» может означать еще и благоговейный страх святых небожителей перед наступлением великих Божественных судов: наказанием мирового зла, упразднением мира, изведением из него праведников и явлением Будущего века. И поистине эти великие события и финальные суды по своему значению сравнимы разве что с событиями сотворения мира. 2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Существует предание, идущее еще от ветхозаветной Церкви, что перед Богом на небе предстоят семь высших Архангелов, каждый из которых имеет свое особое служение (см., например, Тов. 12, 15). В пользу того, что речь здесь идет именно о них, свидетельствует слово εστκασιν, точный перевод которого не «стояли», а «встали и стоят», и смысл, следовательно, тот, что Ангелы эти не просто на данный момент стояли, но всегда, вечно предстоят перед Богом. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Обратную сторону религиозности составляют также черты фарисейства или, вернее, асидейства, начавшие заметно обнаруживаться уже в первое время господства Селевкидов над Палестиной в противоположность саддукейству, утвердившемуся в Палестине за полвека или за целое столетие до маккавейских войн. В противоположность именно саддукеям, провозвещавшим свободу жизни, мышления и стремлений 260 в книге Иудифь проводится мысль о необходимости подчинения всем постановлениям закона как письменного, так и дошедшего по преданию. Это намерение автора по преимуществу обнаруживается в тех чертах, в которых он рисует нравственно-религиозный образ Иудифи, именно – в строгом соблюдении постов, суббот [сн. ( 1Мак.2:32–42 )], праздников (для проведения праздничных и субботних дней у Иудифи был назначен даже особый дом) и их канунов, в ношении траурного платья ( Иудиф.8:5–6 ), в большом уважении к начаткам плодов и десятинам, доходящем до крайности ( Иудиф.11:13 ), в удалении от всякого рода языческой пищи, хотя бы это был только хлеб ( Иудиф.10:5, 12:2, 19 ); сн. ( Дан.1:8 ) и далее; ( Есф.4:17 , Тов.1:10 ) и далее; ( 2Мак.5:27 ), в омовениях ( Иудиф.12:7 ) и т. п. Но не в одном благочестии Иудифи, а также в указании автора на её богатство и уважение к ней ( Иудиф.8:7, 8 ) можно видеть реакцию против саддукейства, потому что приверженцы этой секты славились своим богатством и обыкновенно пользовались гораздо большим уважением, нежели лица не принадлежавшие к ней 261 . Также и то обстоятельство, что автор книги Иудифь при всяком удобном случае делает указание на промыслительное отношение Бога к людям и на ответственность их пред своим Творцом ( Иудиф.5:17–21, 7:25–28 , Иудиф.8:15–20, 23, 25–27, 31, 33, 35, 9:2–14 , Иудиф.10:8, 11:6, 10, 11, 15, 17 , Иудиф.13:4, 5, 7, 11, 14–20 , Иудиф.14:10, 15:8, 10 , Иудиф.16:2, 5, 15, 17 ), даёт основание заключать, что он имеет в виду саддукеев, отрицавших божественное мздовоздаяние и зависимость жизни человеческой от определений Высшего Существа 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010