В период израильской монархии территория колена стала стратегически значимой областью для царской администрации как ее сев. форпост и, вероятно, включала регионы, принадлежавшие ранее колену Гада (см.: 3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4). Воины из колена Н. присутствовали при избрании на трон царя Давида (1 Пар 12. 34). Значение колена в библейской истории подчеркивается родством его представителей с царским домом (3 Цар 4. 15). На территории колена Н. была построена крепость Асор - важный стратегический пункт на сев. направлении (3 Цар 9. 15). Лидирующее положение этого колена среди др. сев. племен в этот период отражено в наименовании Галилеи как «всей земли Неффалимовой» (4 Цар 15. 29). Из весьма скудной информации об этом периоде известно, что значительная часть территории колена Н. подверглась нападению сир. правителя Венадада, вмешавшегося в конфликт иудейского царя Асы против израильского царя Ваасы (3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4). Во время правления израильского царя Факея ассир. царь Тиглатпаласар III (в синодальном переводе Феглаффелласар) захватил «всю землю Неффалимову и переселил их в Ассирию» (4 Цар 15. 29); вероятно, это коснулось лишь части населения, но территория колена стала ассир. провинцией. Земля Н. упоминается как объект реформы царя Иосии, направленной на религ. и политическое объединение сев. колен (2 Пар 34. 6). Из Пс 67. 28 известно, что представители колена Н. и еще 3 колен Израилевых были избраны для участия в храмовой процессии. Из колена Н. происходил Товит (Тов 1. 1). Возможно, происхождение Н. как рожденного от рабыни повлияло на низкое положение его колена в списке колен Израилевых, где сыновья, рожденные от рабынь (Валлы и Зелфы), следуют за сыновьями от Лии и Рахили. Колено Н. занимает 10-е (Быт 49. 21; Быт 35. 25; 1 Пар 2. 1), 11-е (Втор 33. 23; Числ 1. 15, 42) или последнее место (Быт 46. 24; Числ 1. 42; Втор 27. 13), преимущественно рядом с коленом Дана. В списке запечатленных печатью спасенных праведников в Откровении св. Иоанна Богослова, где отсутствует колено Дана, представители колена Н.

http://pravenc.ru/text/2565170.html

Третий чин – Престолы ( Кол.1:16 ). Это такие ангелы, на которых непостижимо и благодатно почивает Сам Бог, отчего они называются Богоносными. Посредством этих ангелов Господь передает Свои праведные суды ( Пс. 9:5 ): вот у каких ангелов наши судии пусть испрашивают для себя уменье право судить человеков. Далее, четвертый чин ангельский составляют Господства ( Кол.1:16 ), которые господствуют над низшими ангелами. У них мы можем просить помощи, если стараемся господствовать над нашей грешной плотью с ее страстями и похотями, если желаем разумно владеть нашими душевными силами, если стремимся мудро устроять все дела наши. Пятый чин составляют Силы ( 1Пет.3:22 ), посредством которых Бог совершает чудеса и проявляет Свою всемогущую волю. Силам и станем молиться мы, труждающиеся и обремененные скорбями, немощами и бедами. Шестой чин – суть Власти ( 1Пет.3:22 ; Кол.1:16 ). Так называются ангелы, имеющие власть над диаволом и сохраняющие людей от искушений его. У них следует просить помощи во время наших искушений от лукавого. Седьмой чин – ангельский. Начала начальствующие над другими ангелами, управляющие миром, а так же царствами и народами земными. Они руководители для добрых начальников, верой и правдой служащих Царю и Отечеству. Восьмой чин – Архангелы. Они возвещают людям великие тайны Божии и этим между людьми утверждают веру в Бога. Так Архангел Гавриил открыл Пречистой Деве Марии тайну воплощения от Нее – Искупителя мира. В последнем, девятом чине состоят те ангелы, которые ежедневно при богослужении церковном называются «ангелами мирными, верными наставниками, хранителями душ и телес наших». Из всех чинов ангельских мы знаем по именам только восемь ангелов: Михаила ( Дан.10:13; 12:1 . Иуд.9 . Откр.12:7–8 ) – победителя супостатов, Гавриила ( Дан.8:16 ; Лк.1:26 ) – вестника таин Божиих, Рафаила ( Тов.3:16; 12:15 ), врача недугов человеческих, Уриила ( 3Ездр.4:1; 5:20 ) – просветителя омраченных, Салафиила ( 3Ездр.5:16 ), молитвенника о людях, возбуждающего их к молитве; Иегудиила, славителя Божия, побуждающего людей к Божию славословию; Варахиила, подателя Божиих благословений и благодеяний, и Иеремиила ( 3Ездр.4:36 ), имя которого значит возвышение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Если рассматривать в целом весь корпус новозаветных текстов, то обнаружится, что та же антиномия (не будем употреблять термина «противоречие») присутствует в двух взаимодополняющих эсхатологических картинах. С одной стороны Христос Сам возвещает в начале Своей проповеди: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:15). Но с другой стороны в том же Евангелии от Марка перечислены предзнаменования Второго Пришествия Господа так же из уст Христа (Мк.13; ср. Мф. 24 и Лк. 21). На протяжении всего Нового Завета постоянно возникает антиномия между «уже исполнившимися» во Христе и «еще не исполнившимися» до Пришествия Господа. Что же касается 2 Фес, то нисколько не намереваясь усомниться в его подлинности, мы не можем не отметить, что нигде в Новом Завете антиномия между двумя эсхатологическими картинами не вызывает таких трудностей для объяснения, как здесь. Разделы Послания Обращение 1:1–2 Первая часть. 1:3–12. Молитва благодарения. Вторая часть. 2:1–12. Эсхатологическая доктрина. Третья часть. 2:13 – 3:16. Наставления верующим. а. 2:13 – 3:5. Призыв к стойкости. б. 3:6–16. Предостережение от праздности. Заключение. 3:17–18. Экзегеза 2 Фес. Обращение 1:1–2. «Отправители здесь те же, что и у 1 Фес.: Павел, Силуан и Тимофей; адресат тот же: Фессалоникийская Церковь . Пожелание благодати и мира от Бога Отца. Первая часть 1:3–12. Молитва благодарения. Она во многом похожа на благодарственную молитву 1 Фес: апостол Павел благодарит Бога за то, что вера фессалоникийцев «возрастает» (1:3), и это является предметом гордости апостола. Апостол с уверенностью пишет, что в День Господень фессалоникийцы окажутся достойны Царствия Божия, в то время как злые будут наказаны. Вторая часть 2:1–12. Эсхатология. а. 2:1–5. По-видимому, фессалоникийцы были встревожены некими откровениями, словами или посланиями, якобы исходившими от апостола Павла (1,2). Они, вероятно, поддались уверениям, что День Господень «νσηκν» (2:2). Как следует перевести этот глагол, который употреблен в перфекте и, следовательно, обозначает уже совершенное действие? В ТОВ. читаем: «День Господень настал». Подобный перевод удивляет в a priori, так как, если бы День Господень уже наступил, а значит, был бы для всех очевиден, то для убеждения фессалоникийцев были бы не нужны ни откровения, ни слова, ни послания. В BJ и Seg дается такой вариант: «День Господень уже здесь»; этот перевод непонятен: если «День Господень уже здесь», то это подразумевает, что он наступил. Бюзи перевел это место следующим образом: «…как если бы День Господень был близок». Однако перевод «был близок» не передает перфект греческого глагола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Лютеране говорят: «нет в Свящ. Писании ни заповеди, ни обетования, ни примера на то, чтобы мы прнзывали святых умерших». Напрасно. Пример для призывания святых отшедших из здешней жизни читаем в 1 Паралипом. гл. 29, ст. 18, где Давид Царь воспоминает отшедших из жизни сей праведников для подкрепления молитвы своей, точно также как и ныне православная Церковь призывает Христа Истинного Бога нашего молитвами Пречистые Его Матери и всех святых (см. Простран. Христ. Катех. в изъяснении 9-го Члена). Святые – не мертвы. И Бог наш – несть Бог мертвых, но Бог живых; ecu бо Тому живи суть ( Мф.22:32 ). Церковь Бога жива небесная и земная есть единое и нераздельное тело Христово ( Ефес.1:23; 4:4; 5:30 ). Бывший Иерусалим, к которому принадлежат святые, есть мать всем нам ( Гал.4:26 ). Мы имеем тот же со святыми город небесный Иерусалим. В тот же город записаны на небесах сущий и пребывающий во веки, которого и святые желали пламенно. Несмы странни и пришельци, но сожители есмы святым и приснии Богу, назданные на основании Апостол и пророк сущу, краеугольну Самому Иисусу Христу ( Ефес.2:19, 20 . Евр.12:22 ). Из Священного Писания мы видим, что святые, блаженствуя на небе, принимают участие в судьбе членов Церкви воинствующей вообще, и в судьбе тех или других членов ее в частности ( Иер.15:1, 5 , 2Пет.1:15 . Апок.5:8; 6:10; 8:3, 4 . Дан.10:11 . Зах.1:12 . Тов.12:12 . Мф.18:10 ). Так всегда и исповедовала Церковь, зная и по опытам, что святые принимают участие в судьбе христиан, и знают молитвы их, возносимые в тайне сердец. Как же нам, много согрешающим пред Богом ( Иак.3:2 ), а между тем имеющим таких соучастников в судьбе нашей, молитва которых много может ко благосердию Владыки ( Иак.5:16–18 ), не молиться им о сообщении нам плодов сего соучастия, или о не оставлении нас оным соучастием? И Лютеране исповедуют, что каждый член Церкви Христовой, живя на земле, может просить предстательства у святых, живущих на земле. За чем же утверждают они, что каждый член Христовой же Церкви, живущий на земле, не может просить предстательства у святых, торжествующих на небе, когда те и другие суть сожителие друг друга и приснии Богу ( Еф.2:19 )? и сколь близкие сожители! Вы приступили, – говорит христианам бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Кто должен платить этот налог. Обмен денег на предписанную древнюю монету. Ящики для сбора пожертвований в храме. Ковчег договора. Очищение храмовой завесы. Высокая ценность завесы, находящейся перед святилищем. Иома (  ) - День очищения) (Лев 16). Подготовка первосвященника; жребий для 2 козлов; 3 исповедания грехов первосвященника и его 3-кратное вхождение в Святая святых. Запреты, относящиеся к Дню очищения. Сукка (   - Шалаш); иногда во мн. ч.- Суккот (праздник Шалашей) (Лев 23. 33-43; Числ 29. 12-35; Втор 16. 13-15). Устройство праздничных шалашей и используемые материалы; обычай есть и спать в шалашах; праздничный букет (лулав, этрог); обряд возлияния воды. Беца (   - Яйцо (1-е слово трактата)), или Иом Тов (Праздник). О запрете работать по праздничным дням (Исх 12. 16; Лев 23. 7, 21, 25, 35, 36). Отличие от субботы и разные мнения по этому поводу в школах Гиллеля и Шаммайя. Рош Хашана (     - Новый год) (Лев 23. 24 сл.; Числ 29. 1 слл.). Четыре Новых года (в месяцы Нисан, Элул, Тишри, Шеват). Фиксация и освящение новолуний. Обычай трубить в шофары. Порядок благословений на новогодний праздник: 10 малкиййот (библейские стихи, в которых упом. Царство Божие), 10 зихронот (библейские стихи о памяти Божией), 10 шофарот (стихи, в к-рых упом. шофар). Таанит (   во мн. ч.   - Посты (Таанийот)). Когда требуется начинать молиться о дожде и поститься. Семидневные посты и соответствующие молитвы. В какие дни не следует поститься. Какие еще бывают поводы для поста. Здесь же (Таан. 3. 8) рассказывается история Хони-«кругочертителя» (Хони ха-Меаггел), мудреца, жившего во время постов 17 таммуза, 9 и 15 ава. Мегилла (   - Свиток). В тексте трактата большое внимание уделено свитку Есфирь, к-рый в Пурим читается в синагогах (ср.: Есф 9. 17-32). Когда и как читают этот свиток. Литургические чтения из Торы и пророков; какие тексты не разрешается читать публично, а какие - не должны переводиться. Моэд Катан (     - Малый Моэд, или Менее священные праздники). Даны указания о времени между 1-м и 7-м днем Песаха и между 1-м и 8-м днем праздника Шалашей, в к-рые разрешается работать.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

Запрет поклоняться и взывать к ангелам в иудейской раввинистической литературе воспринимается некоторыми авторами как доказательство бытования подобной практики среди иудеев . Отсюда делается вывод о том, что корни молитвенного поклонения Христу следует искать здесь же. Впрочем, имеющийся материал не позволяет утверждать, что среди иудеев эпохи Второго Храма существовало культовое поклонение ангелам . Тем не менее существуют дошедшие свидетельства некоторых форм почитания и практики взывания к ангелам за различной помощью, которые не шли в разрез с монотеизмом и культовым поклонением Яхве . В иудейской традиции эпохи Второго Храма наиболее почитаемым был архангел Михаил, однако не существует каких-либо свидетельств включения Михаила в культовое поклонение совместно с Богом . Большинство ученых не считают, что дохристианское почитание ангелов среди иудеев могло сыграть ключевую роль в формировании ранней христологии . Наиболее серьезным аргументом против идеи выведения практики поклонения Христу из иудейской традиции призывания ангелов служит Апокалипсис Иоанна, в котором подчеркнуто проводится принципиальное различие между статусом ангелов и Агнцем (Иисусом Христом). Апокалипсис содержит прямой запрет на поклонение ангелам (Отк. 19:10, 22:8-9). Данный мотив типичен для апокалиптической иудейской традиции (Тов. 12:16-22; «Апок. Софонии» 6:11-15, 3 Еноха 1:7, 16:2-5, «Иосиф и Асенефа» 15:11-12; 2 Ен. 1:4-8, Апок. Авр. 10:3-6). И напротив, поклонение Агнцу описывается как совершенно нормативная и правоверная практика (Отк. 1:17, 5:8, 12) . Более того, мотив поклонения в Апокалипсисе отнюдь не вторичен и имеет явное теологическое значение. Композиционно культ поклонения образу зверя противопоставляется на страницах Апокалипсиса поклонению истинному Богу и Агнцу. В ближайшей исторической перспективе под поклонением образу зверя подразумевался идолопоклоннический культ поклонения римскому императору . Также необходимо отметить, что 1 и 2 главы в послании к Евреям носят явный характер полемики автора послания с «ангельской христологией», очевидно, бытовавшей среди его адресатов. Автор подчеркивает качественное превосходство и принципиальное отличие от ангелов посредством сравнения и противопоставления Сына Божьего и ангелов. Так, ангелы поклоняются Христу (Евр. 1:6) , подчеркивается вечность Сына и Его участие в сотворении (1:2, 11-12), а также Божественность (1:8, 9) и власть (Евр. 2:5). 

http://bogoslov.ru/article/6025041

И тогда – о каким прекрасным стало все тогда! По свершившемся поединке Ангелы Божии, духи истины и света, несметные небесные воинства, окружили Господа Иисуса и поставили себя на служение Ему – Победителю силы вражией. А о бесплотных духах света, о славных Божиих Ангелах, прочитай, Феодул, в Писании и удостоверься в том, что без них не вершится драма жизни ни одного людского поколения от сложения мира. Ангелы неоднократно являлись Аврааму ( Быт.22:11.15 ). Ангелы спасли праведного Лота [, выведя его] из Содома ( Быт.19:15 ). Ангел утешил [скорбящую] Агарь ( Быт.16:8–13 ). Иаков видел лестницу от земли до небес, по которой нисходили и восходили Ангелы Господни ( Быт.28:12 ). Ангел Божий явился Моисею на Синае ( Исх.3:2 ). Ангел Божий шел пред народом израильским, путеводствуя его из Египта в землю обетованную ( Исх.14:19 ). Пророки Исаия и Иезекииль постоянно видели (букв:, видели страшный вид. – Ред.) Серафимов и Херувимов, лицезря и прочие тайные Силы света, окружающие престол Всевышнего ( Ис.662–6 ; Иез.гл.10). В пророке Данииле изнемогла крепость, когда узрел он Ангела Божия ( Дан.8:18 ). Слепого Товию вел в дальний путь Архангел Рафаил ( Тов.3:16 ). Один-единственный Ангел Господень как-то ночью напал на войско царя Сеннахирима под Иерусалимом, и одного его удара хватило на то, чтобы во мгновение ока истребить 185 000 языческих солдат ( 4Цар.19:35 ). Значит, один Ангел света могущественнее восемнадцати легионов ратников! Слышишь ли, Феодул? Видишь ли, какова мощь одного светозарного Ангела! Далее читай, что говорится о пророке Илии: Ангел Божий пробудил его ото сна и принес ему пищи ( 3Цар.19:7 ). Затем внемли написанному о пророке Елисее, как отверз он глаза своему испуганному служителю, дабы удостоверился тот, что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними (то есть с неприятелем) ( 4Цар.6:16 ). Прочти и книги Маккавеев и стяжи уверенность в том, что сонмы Ангелов предшествуют воинствам праведников, разбивая их противников. Запомни и то, как Ангел Господень явился Маною и его бездетной жене и предвестил рождение славного Самсона ( Суд.13:2–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Стих 15. Вина и сикера не имать пити; иначе – он должен быть Назореем ( Чис.6:3 ), как Сампсон, Самуил, Рехавиты ( Иер.35:6–19 ). Сикер – водка из фиников и других фруктов, или вообще всякий опьяняющий напиток – не из винограда. Стих 17. Духом и силою Илииною. Илия отличался пламенною ревностью против нечестия и строгим образом жизни. Евангелисты сравнивают Иоанна с Илией ( Мф.3:1–4 ; Мк.1:2 ). Сам Иисус Христос называет его Илией ( Мф.11:14, 17:11–13 ). Изображение Илии у Сираха ( Сир.48:1–13 ). Оттуда ( Стих 10 ) взято и выражение: – обратите сердца Отцем на чада=сделать своими убеждениями так, что чада будут обращаться к Богу с таким же сердцем, как и отцы (Авраам, Исаак, Иаков); что подтверждается и синонимическим выражением: – и противные (обратит) в (=к) мудрости праведных. Стих 19. Аз есмь Гавриил. (Гавриил=крепост Божия). Объявление Ангелом своего имени должно было служить для Захария подтверждением того, что Бог силён совершить возвещаемое ему рождение сына в старости. – Сами имена Ангелов даются им, конечно, по должности или по значению действия их. Имена Ангелов сделались известны у Иудеев только со времени плена. Гавриил и Михаил у пророка Даниила ( Дан.8:16, 9:21, 10:13,21, 12:1 ). В книге Товита и 3-й Ездры встречаются другие имена, и число главных Ангелов определяется до семи ( Тов.12:15 ; 3Ездр.4:1,36, 5:20 ). В Новом Завете встречаются только имена Гавриила ( Лк.1:19,26 ) и Михаила ( Откр.12:7 ). Стих 20. Будеши молча. Немота от глухоты. Можно думать, что и Захария стал не только нем, но и глух: потому что с ним объясняются знаками (Стих Лк.1:62 -й). Впрочем, глухота служит причиной немоты только при первоначальном образовании языка в детстве: те же, которые уже говорили, хотя и делаются глухими, не теряют способности говорить; Захария же потерял: значит его немота особенная, чудесная. – Сомнение Захарии наказано немотой, а сомнение Авраама, Пресвятой Девы не наказывается, потому что оно отлично по внутреннему характеру, хотя внешне одинаково. Авраам сомневается, потому что ещё не знает примеров рождения детей в старости, и только как бы ищет средств увериться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Архангел Михаил - описание Архангел Михаил (память 6 сентября и 8 ноября по старому стилю) Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил. Архангел Михаил в Писании именуется " князем " , " вождем воинства Господня " и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование " архистратиг " , т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. " И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною " . Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

http://pravicon.com/info-900

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью! Архангел Михаил — вождь небесного воинства Архангел Михаил Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. Празднование 8 ноября по старому стилю, 21 ноября по новому стилю. Упоминается в канонических книгах: Дан. 10:13; 12:1. Иуд. ст. 9. Откр. 12:7-8. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы  Рафаил ,  Уриил ,  Салафиил ,  Иегудиил и  Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания.  Архангел Гавриил  обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита  архангел Рафаил  говорит о себе: «Я —  Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010