Поскольку в обыденной жизни любовь понимается как чувство, общим местом в христианской литературе стало утверждение, что приказать любить нельзя, и, следовательно, Спаситель вкладывал в слово «любовь» какой-то иной смысл. Однако, вопреки мнению Толстого, согласия относительно смысла любви к ближнему достигнуть так и не удалось. Так, христианскую любовь часто понимали в смысле «золотого правила» – известного с древнейших времен нравственного правила, представленного в Ветхом Завете в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15). В пользу такого понимания говорит то, что Христос тоже указывает на это правило, правда, в более сильной, положительной форме: «Во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы» (Мф. 7:12). При таком понимании любовь к ближнему – это что-то вроде разумного указания по устроению человеческой жизни на принципах справедливости. Не случайно христианские проповедники часто делают акцент на том, что этика любви к ближнему – не главное в христианстве, что в этом отношении христианство не имеет принципиальных отличий от других религий. Но совершенно иное впечатление о любви к ближнему складывается при непредвзятом чтении Евангелия. «Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас» (Мф. 5:44). Об ответе злом на зло не может быть и речи: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и желающему с тобою судиться и взять у тебя рубашку твою, оставь и верхнюю одежду» (Мф. 5:39-40). Прощать нужно не до семи раз, а до семижды семидесяти раз (Мф. 18:22). Богатому юноше, который исполнил все заповеди, в том числе и заповедь любви к ближнему, и спросил, что еще он должен сделать, чтобы получить вечную жизнь, дан ответ: «Продай имение твое и отдай нищим» (Мф. 19:16-21). Тот, кто не накормил голодного, не напоил жаждущего, не принял странника, не одел нагого, не посетил больного и заключенного, не может рассчитывать на спасение (Мф. 25:41-45). Ученики должны брать пример с Христа: ведь Он «не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу свою как выкуп за многих» (Мф.

http://bogoslov.ru/article/6165503

Церковь , здание, воздвигнутое на основании-Христе, является также, согласно ап. Павлу, «храмом Божием», так как дух Божий живет в ней (3:16). Участвуя в строительстве Церкви, мы используем, продолжает апостол, «золото, серебро, драгоценные камни», то есть материалы, которым не страшен огонь; или же «дерево, сено, солому», т.е. сгораемые сторойматериалы. При испытании же огнем в День Господень «у кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (3:14). Католические богословы усматривают здесь аргумент в пользу существования чистилища, однако очевидно, что в тексте речь идет не о чистилище (см. BJ, комментарий sub loco). Это место трактуют и как доказательство апокатастасиса: Бог , который есть добро, спасет в конечном итоге всех людей. Однако, вполне очевидно, что ап. Павел здесь имеет в виду не всех людей, а «работников», которые строили на основании Христе. д. 3:18 – 4:21 В заключение первой части послания апостол Павел возвращается к затронутым раньше темам, а кроме того, делает несколько суровых внушений: «Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?»(4:21). Вторая часть 5:1–9:27 Ответы на вопросы, заданные апостолу Павлу коринфянами. а. 5:1–13 Случай кровосмешения в Коринфе. Речь идет о человеке, который осмелился прикоснуться к жене своего отца. Апостол реагирует очень сурово: такого следует «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в День Господа нашего Иисуса Христа» (5:5). Речь идет об изгнании из общины, так что изгнанный оказывается лишенным помощи Церкви в борьбе с Сатаной (ТОВ, sub loco); однако изгнание не исключает последующего раскаяния этого человека и его спасения в конечном итоге. б. 6:1–11 Обращение в суд неверных Апостол Павел восстает против тех христиан, которые, имея тяжбу, осмеливаются подавать жалобу в языческие суды, вместо того, чтобы улаживать свои разногласия у святых в Церкви. с . 6:12–20. Апостол осуждает распутство, так как наши «тела суть члены Христовы» (6:15) и «храм…Святого Духа (6:19), которые Бог воскресит (6:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Сказано о силе молитвы: «…много может усиленная молитва…» ( Иак.5:16 ). Пост, совмещенный с молитвой, еще в большей степени может помочь страждущей во искушениях душе. Сказано: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). То есть бесовский род, искушающий нас, «изгоняется… молитвою и постом». Но и это не всё! Если ко всему выше сказанному мы присоединим еще и милостыню (благотворительность), то действие молитвы несомненно усилится. Читаем: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:8–9 ). Вы слышите! Братия и сестры! Молитва , соединенная с постом и милостынею, даже малою милостынею, способствует очищению наших грехов. И как правильно поступают те из вас, которые жертвуют на дело радиослужения в эфире «Радонежа», здесь даже из малых пожертвований складываются секунды, минуты и часы православного благовествования. И таким образом, жертвуя мало, вы помогаете многим. Итак, Господь Иисус Христос силен нам помочь в искушениях наших, ибо Он и Сам пережил некогда искушения и знает способ их преодоления. Сказано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Но вернемся к апостолам, которых застигла буря, и они, увидев Господа Иисуса, подумали, что это призрак. Почему они так подумали? Блаженный Феофилакт так истолковал это обстоятельство: «Итак, Господь предстал после девятого часа ночи, ходя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, видя столь необыкновенное и дивное дело, почли это за привидение; ибо не узнали Его по виду, как по причине ночи, так и по страху. Тогда Господь, прежде всего, ободряет их: Аз есмь, говорит, Который все может; дерзайте!» То есть, духовное для плотских людей, всегда представляется чем-то призрачным. До принятия Духа Святого в день святой Пятидесятницы апостолы еще оставались плотскими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Выражение не повторяет определенный библейский оборот, но базируется на одной из сквозных идей Б . — идее милосердия, за которое воздает Господь. Помощь бедным предписывает Закон Моисеев: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» ( Втор.15:7–8 ). В житейской практике щедрость имеет одно отличительное свойство: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» ( Притч.11:24 , см. также 28:27). Установление касается не только социальной сферы: дела добра и милосердия угодны Богу и потому всегда обогащают дающего: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяния его» ( Притч.19:17 ); «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» ( Притч.22:8 , см. также Тов.12:9 ). Об этом же говорится и в Н.З. Апостол Павел пишет христианам-коринфянам: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает ввек» ( 2Кор.9:6–9 , см. также Пс.111:9 ; Сир.29:11–16 ). Руки опускаются РУКИ ОПУСКАЮТСЯ у кого Образ строится на описании жеста, свидетельствующего о нежелании человека действовать: он пасует перед трудностями, которые кажутся неодолимыми, признает безнадежность каких-либо попыток справиться с возникшими обстоятельствами или противостоять кому-либо. В тексте Б. понятие «рука» наделяется многими значениями. Нередко оно означает физическую и моральную мощь, силу воли — соответственно, «опустившиеся» руки свидетельствуют об утрате этих качеств. Иногда это выражение подразумевает только физическую усталость: сын царя Давида, восставший против отца и преследующий его, строит планы: «…пойду в погоню за Давидом в эту ночь; и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх…» ( 2Цар.17:1–2 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Во-вторых – в расточительности, когда человек пристращается к деньгам, как к средству для роскошной жизни. Расточительность, подобно скупости, обращается в страсть. Расточительный человек делается ненасытимым в изобретении различных удовольствий, и для приобретения средств к широкой жизни часто решается на преступления: обман, неисполнение обязательства, клятвопреступление, хищение чужой собственности. Господь осудил расточительность в притче о богатом и Лазаре. «Некоторый человек, – говорится в этой притче, – был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях. И желал напитаться крошками, падающими со стола богатого: пси, приходя, лизали струпья его». – Известна участь жестокосердого богача. Евангелие не говорит, чтобы он имел какие-либо другие пороки. кроме расточительности. Она подавила в сердце его любовь к ближнему, без которой не может быть любви к Богу, и подвергла его вечному мучению в пламенном огне. ( Лук. 16:19–31 ). Если вторая заповедь запрещает корыстолюбие, то чему она тем самым научает? Благотворительности и щедрости. Господь Спаситель сказал: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф. 5:42 ). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающия, сокровище не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает» ( Лук.12:33 ). В пример благотворительности можно указать на праведного Иова: " Я был, – говорит он, – глазами слепому и ногами хромому. Отцом был я для нищих» ( Лук.29:15,16 ) Добродетельный Товит внушает сыну своему: «из имения твоего подавай милостыню и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего: тогда и от тебя не отвратится лице Божие». ( Тов. 4:7 ). Особенно поучительные примеры благотворительности в Новозаветной Церкви представляют: Св. Николай чудотворец, Иоанн и Филарет милостивые. – Щедрость есть благотворительность не в отношении только к бедным, нуждающимся в нашей помощи, но ко всем вообще. Щедрость руководствуется правилом: «отдавайте всем должное» ( Рим. 13:7 ). По чувству любви и справедливости щедрый высоко ценит каждую услугу, оказанную ему и старается вознаградить ее с избытком. Щедрость обнаруживает благородную душу, свободную от мелочных расчетов своекорыстия. Все примеры благотворительности истинно христианской, вместе примеры щедрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Но если основываться только на вышеприведенных свидетельствах, то останется непонятным, почему принимали поклонения Архангел Михаил от Иисуса Навина ( Нав.5:15 ), Ангел Рафаил – от Товита и Товии ( Тов.12:6 ) и др.? Почему одни из Ангелов не воспрещали кланяться им, а другие этому противились? Как разрешить это противоречие? Объяснение этому можно найти в словах Ангела, сказанных апостолу Иоанну: « Богу поклонись », сказал Иоанну Ангел, а я « сослужитель тебе и братьям твоим ». Отсюда понятно, что Иоанн, очевидно, приняв Ангела за Самого Бога, хотел воздать ему Божеское почитание. Разумеется, Ангел не мог принять такого поклонения, – приличествующего Одному Богу. По этой же причине апостол Петр не дозволял сотнику Корнилию пасть к его ногам и сказал: «встань, я тоже человек» ( Деян.10:26 ). В другом случае, когда не было опасности от суеверия, апостол Павел, но остановил темничного стража, когда он принял к нему ( Деян.16:29 ). Поэтому, в тех случаях, когда люди воздавали поклонение именно Ангелам, как слугам " Божиим и вестникам воли Господней, Ангелы, как мы видели, не отвергали поклонения людей. 3. О почитании и молитвенном призывании Святых Угодников Под именем Святых Угодников разумеются люди, которые, прославившись при жизни святой Богоугодной жизнию, являются по смерти своей молитвенниками и ходатаями пред Богом за своих братьев, живущих на земле. ( 2Кор.1:11 ). Число Святых Угодников несомненно велико, так как помимо святых лиц, известных Библии и истории, существует много и таких, имена которых не известны людям, а записаны в великой книге жизни на небесах. Подтверждением последнему является чудное видение, открытое писателю третьей книги Ездры. « Я – Ездра , повествует священный писатель, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, – и все они песнями прославляли Творца – Господа. Посреди их был юноша, величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них, и тем более возвышался; я поражен был удивлением. – Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную, и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы » ( 3Ездр.2:42–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Перед уходом Коциньш заявил, что вчера вооруженная группа людей, перешедших с советской территории латвийско-советскую границу, произвела нападение на два пограничных поста. В результате несколько латвийских пограничников убито, часть увезена на советскую территорию, сожжено здание латвийской пограничной стражи и т. д. Коциньш просит дать указание о расследовании этого случая. Тов. Молотов ответил, что он поручит расследовать указанные Коциньшем факты. Беседа закончилась в 14 час. 23 мин. Беседу записал С. Козырев АВП РФ. Ф. 06. Оп. 2. П. 21. Д. 239. Лл. 9–12. Машинопись, заверенная копия. 15. Запись беседы Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с посланником Эстонии в СССР А. Реем 16 июня 1940 г. Тов. Молотов вызвал к себе в 14 час. 30 мин. эстонского посланника Рея и заявил ему, что посланник, наверное, уже знает, о чем тов. Молотов будет с ним говорить. Рей, перебивая тов. Молотова, отвечает, что да, он знает, и он сам хотел проситься к тов. Молотову. Тов. Молотов замечает на это, что он лично удивлен, почему посланник этого не сделал? Рей заявляет, что Эстонское правительство не успело дать ему необходимой инструкции, так как не было полного текста заявления Советского правительства Литве. Однако ему поручено заявить, что Эстония не имеет никакого союза с Литвой. Тов. Молотов перебивает Рея и просит его выслушать по этому вопросу заявление Советского правительства. После прочтения заявления Советского правительства текст его тов. Молотов вручил посланнику (прилагается). 11 Выслушав заявление Советского правительства, зачитанное тов. Молотовым, Рей заявляет, что Эстонское правительство лояльно выполняет Советско-эстонский пакт о взаимопомощи. Посланник вспоминает, что осенью, во время переговоров о пакте, говорилось о военном союзе с Латвией, и тогда Советское правительство не требовало его ликвидации. Сам посланник считает, что конечно, в связи с Советско-эстонским пактом о взаимопомощи союз Эстонии с Латвией потерял свое значение. Тов. Молотов заявляет, что если об этом союзе Эстонии с Латвией когда-либо и говорилось, то никогда, и нигде не говорилось о том, что этот союз может расширяться. Имевшие место в Москве переговоры с Меркисом – премьер-министром Литвы, нам показали, что активность Балтийской Антанты особенно возросла после заключения Пакта о взаимопомощи. Об этом свидетельствуют поездки ген. штабов, создание специального органа «Ревью Балтик» и т. д. Происходит какая-то возня с военным союзом, причем все это от нас прячут, скрывают.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Общий вывод может быть лишь тот, что писатель книги, оставшийся вполне неизвестным, переживший падение Ниневии ( Тов.14:15 ), пережил и падение Иерусалима, а может быть и возвращение иудеев из вавилонского плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии. Но его оригинал не сохранился. Существующий же в разных редакциях греческий перевод, более позднего происхождения, конечно принадлежит эпохе общего распространения греческого языка, не ранее 3-го века до Р.Х. Замечательно, что в Новом Завете и католические и протестантские защитники книги Товита находят очень скудные (всего лишь две цитаты: Тов.4 ­­ Мф.6:19–20 ; Тов.12 ­­ Апок.8:2–4 ) следы знакомства с этой книгой. Но и эти следы не содержат ни имени Товита, ни каких-либо очень точных указаний. Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этой книгой находятся уже в христианской литературе и то не ранней: у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филпп.10 гл. ­­ Тов.12:9 ) и Климента Римского ( 2Кор.16 ­­ Тов.12:8–9 . De virg. 1, 10 ­­ Тов.4:14 ), – но творения, содержащие эти цитаты, подвергаются весьма серьезным спорам в своей подлинности. Из неоспоримо подлинных творений впервые ясная цитата, как из «писания» ( γραφς), из этой книги находится у Климента Александрийского (Strom. VI, 12 ­­ Тов.12:9 ; Strom. 1, 21; 2, 23 ­­ Тов.4:16 …) и Оригена (De orat. 11 ­­ Тов.3:24; 12:12 …). По свидетельству последнего, в его время уже «церкви пользовались книгой Товита» (Ер. ad Afric. 13). Из последних цитат можно заключить, что в конце 2-го века по Р.Х. книга Товита стала распространяться в александрийской Церкви, так как и перевод-то может быть в Александрии был составлен. По мнению некоторых ученых, редактор (или автор) жил в Египте. Но характер всего повествования заставляет считать его палестинским евреем. Более о нем ничего нельзя сказать. С книгой Товита соединяется в вышеупомянутой русской литературе, а равно и в западной, спор об исторических и догматических «недоумениях», вызываемых ее повествованиями. Эти недоумения высказаны были еще митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но его оригинал не сохранился. Существующий же в разных редакциях греческий перевод, более позднего происхождения, конечно, принадлежит эпохе общего распространения греческого языка, не ранее 3-го века до P. X. Замечательно, что в Новом Завете и католические и протестантские защитники книги Товита находят очень скудные (всего лишь две цитаты: Тов.4:9 = Мф.6:19–20 ; Тов.12:15 = Откр.8:2–4 ) следы знакомства с этою книгою. Но и эти следы не содержат ни имени Товита, ни каких-либо очень точных указаний. 205 Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этою книгою находятся уже в христианской литературе и то неранней: у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филип. 10 гл.= Тов.12:9 ) и Климента Римского ( 2Кор.16 = Тов. 12:8–9 . De virg. 1:10= Тов.4:14 ), но творения, содержащие эти цитаты, подвергаются весьма серьезным спорам в своей подлинности. Из неоспоримо подлинных творений впервые ясная цитата, как из «писания» (γραφς) : из этой книги находится у Климента Александрийского (Strom. VI, 12= Тов.12:9 ; Strom. 1:21; 2:23= Тов.4:16 ) и Оригена (De orat 11= Тов.3:24; 12:12 ). По свидетельству последнего, в его время уже «церкви пользовались книгой Товита» (Ер. ad Afric 13). Из последних цитат можно заключить, что в конце 2-го в. по P. X. книга Товита стала распространяться в александрийской Церкви, так как и перевод то может быть в Александрии был составлен. По мнению некоторых ученых, редактор (или автор) жил в Египте. 206 Но характер всего повествования заставляет считать его палестинским Евреем. Более о нем ничего нельзя сказать. С книгой Товита соединяется в вышеупомянутой русской литературе, а равно и в западной, спор об исторических и догматических «недоумениях», вызываемых ее повествованиями. Эти недоумения высказаны были еще митр. Филаретом и повторены митр. Арсением в след. форме. 1) Ангел Рафаил, облеченный человеческою плотью, обманывает людей, называя себя Израильтянином Азариею. 2) Асмодей или злой дух убивает семь мужей Сарры, 207 изгоняется дымом сожигаемых внутренностей рыбы и в верхнем Египте связывается узами; 3) помет врабиев падает вдруг на оба глаза Товии, и ослепленному возвращается зрение посредством рыбьей желчи; 4) Мидийский город Раги, по Страбону, построен Селевком Никатором и 5) Товит представляется плененным Салманассаром (собственно по тексту Енемессаром), отцом Сеннахирима, а по библейским свидетельствам, Неффалимово колено, из коего происходил Товнт, уведено в ассирийский плен Феглафелассаром ( 4Цар.15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010