С. 13. Л. Д. 45, об., т. 1. К словам: «...Это воззвание было распространено тихоновцами...» Подчёркнуто. С. 13. Л. Д. 46, т. 1; Л .Д. 47, об., т. 1. К словам: «...Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем...» Таким образом, бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за ее пределами». Отчёркнуто. С. 13. Л. Д. 131. об., т. 1. К словам: «По признанию самого обвиняемого Беллавина, во время гражданской войны 1917–1919 годовой оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку...» Отчёркнуто. «Ввиду моих настроений в то время я лишь оказывал Д. и К. моральную поддержку, не доходившую, однако, до дачи им благословения». С. 14. Л. Д. 123. т. 4. «К этому времени же относится связь обвиняемого...» Слово «связь» подчёркнуто. Л. Д. 155, т. 4. К словам: «Все это хорошо было известно гр. Беллавину, который, однако, как сам он это признает, ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года (невмешательство духовенства в политику), прикрывшись формальной отговоркой, что с Архангельском не существовало прямой связи и что архиепископ Нафанаил [Троицкий], ответственное по Архангельской епархии лицо, находился тогда в Москве». Отчёркнуто. Слова «ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года» подчёркнуты. С. 14. Л.Д. 153, т. 1. К словам: «Беллавиным была установлена связь с контрреволюционерами в Ставрополе...» Подчёркнуто, «а». С. 14. Л. Д. 121, 122, т. 4. К словам: «...преступные сношения со своими зарубежными единомышленниками...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

142 В последнем абзаце своего заявления во ВЦИК от 17(30) сентября 1924 г., по вопросу о введении «нового» стиля, Святейший Патриарх Тихон пишет: «В настоящее время мы лишены возможности войти в сношение с Востоком, чтобы иметь точные и вполне достоверные сведения о движении [календарной. – Сост.] реформы в православном мире, и для Нас даже неясно, в каких легальных формах допустимы необходимые Нам, как Главе Российской Церкви, сношения с Православными Церквами за пределами Республики...» и т. д. Это – одно из бесконечного множества стеснений, умышленно придуманных для максимального ограничения деятельности руководителей Русской Церкви, – относится отнюдь не только к вопросу о календарной реформе, а решительно ко всем сферам церковной деятельности. В неоднократно цитированной нами работе митрополита Елевферия [Богоявленского] эта связанность по рукам и ногам Русской Церкви иллюстрируется более тяжкими последствиями для Неё, чем вопрос о каком-то переходе на «новый» стиль, в котором Она как раз совершенно не была заинтересована и даже наоборот! Так, он пишет: «До легализации Патриаршей Церкви [Декларация 1927 г. – Сост.] высшая власть Её не могла без риска репрессий сноситься ни с предстоятелями автокефальных Церквей, ни тем менее с иерархами Церквей заграничных, чтобы поддерживать их каноническое единение с Собою или по крайней мере определять, выяснять их отношение к Себе. Если бы была возможность действительного общения высшей власти с заграницей, то едва ли произошла так называемая «Карловацкая» смута. Едва ли и появились бы тогда самые попытки организации канонически беспочвенной высшей заграничной церковной власти. А в противном случае высшая каноническая власть своевременно остановила бы их, и каноническое сознание епископата восторжествовало бы во смирении. Но, видимо, Богу угодно было, чтобы каждый из заграничных иерархов выявил себя, как он, при отсутствии канонической принудительности или отеческого фактического попечения, понял каноническую свободу и при каких условиях он осуществил своё понимание её...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он же лично восставал против обсуждения вопросов политического характера, хотя и не всегда успешно. Признавая далее факт своего участия в заседаниях членов Синода по заслушанию письма Патриарха Тихона в Совет Народных Комиссаров к годовщине Октябрьской Революции, обвиняемый Стадницкий заявил, что он лично высказывался против посылки такого письма, ввиду резкости такового. Оправдывая своё участие в заседании Синода для обсуждения послания Тихона, направленного против Советской власти, приступившей к вскрытию мощей с целью разоблачения векового обмана верующих масс, проводимого Церковью путём внедрения в сознание их убеждения о нетленности мощей так называемых святых угодников, Стадницкий показал, что принятое на заседании Синода решение о предварительном освидетельствовании мощей являлось по существу тем правом церковной власти, каковым, как он выразился, к сожалению она прежде, чем вопрос этот не был выдвинут гражданской властью, не пользовалась. По существу своего воззвания к верующим Новгородской епархии, призывавшего, с одной стороны, к пожертвованию на помощь голодающим, а с другой стороны, указывавшего, что согласно постановлению Патриарха Тихона добро­ вольная отдача церковных ценностей, имеющих богослужебное значение, карается по канонам Церкви отлучением мирян от Церкви и извержением духовных лиц из сана, обвиняемый Стадницкий показал что, получив воззвание Патриарха Тихона от 15(28) февраля и, положившись на каноны, указываемые в патриаршем послании, он призывал верующих в своём послании к сдаче ценностей, не имеющих богослужебного значения, считая, что такие предметы, как чаша и дискосы, не могли быть отдаваемы Советской власти. После же происшедших в Старой Руссе беспорядков, ознакомившись лично с теми канонами, на которые сделал ссылки в своём воззвании Патриарх Тихон, он убедился, что ссылки эти сделаны были неправильно, и выпустил к верующим вторичное воззвание, призывающее верующих к содействию Советской власти при осуществлении ею мероприятия по изъятию ценностей, за что ему была принесена благодарность представителями местных властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Судьба возлюбленной Невесты Христовой Церкви Святой, коея он был Первосвятителем, никогда не может подлежать случаю. Кто стяжал Её не серебром и золотом, а бесценною Кровию Своею, Тот не воздремлет, ниже уснет, храняй Её. Как всеведущий, Он твёрдо знает, когда нужно послать в Первосвященники Её Аарона, когда другого кого-либо из сынов пророческих и заранее Сам уготовляет избранных на дело служения пастырского. Ещё на студенческой скамье почившего Первосвятителя в шутку называли «Патриархом» за его серьёзность и величавость и спокойствие. Кто бы тогда мог подумать, что эта невинная шутка была отзвуком голосов иных и что она рано или поздно осуществится в действительности? Но она осуществилась, и митрополит Московский Тихон Всероссийским Поместным Собором после молитв к Богоматери был избран в Патриарха Московского и всея Руси. Мы не знаем, что сделали бы другие на этом посту кормчего Русской Церкви в такие трудные годы, но знаем и видим, что почивший Первосвятитель служил делу примирения. Надо было острие развернувшейся борьбы притупить, надо было найти общий язык, чтобы сохранить церковный корабль от потопления. Медленно шла эта серьёзная работа, но она шла, и общий язык постепенно находили. Здесь требовалось много такта и мудрости, много терпения и проницательности, много любви к своему делу и желания мира. В этом подвиге служения примирению церковный корабль, руководимый почившим Патриархом, иногда наклонялся слишком налево или слишком направо. Люди церковно сознательные в недоумении разводили руками, готовы были осудить своего Патриарха, заподозрить его в неверности и гибельном уклоне. Но время проходило, корабль выпрямлялся и средь бурь шёл величаво-спокойным ходом к цели Христовой. Мы не знаем, на что были [бы способны другие на этом посту, но мы знаем, что мудрость и любвеобильный такт Патриарха спасали положение. Знаем мы и другое, как болело сердце Патриарха от распрей церковных. Знаем, на какие жертвы он шёл, чтобы и отколовшихся чад собрать воедино. И многие иерархи и пастыри нашей Церкви вняли голосу любви своего Первосвятителя, на призыв своего Отца и Архипастыря: «Симон Ионин, любишь ли Мя» ( Ин.21:15 ) – они ответили Петровым: “Ей, Отче, Ты знаешь, что мы любим Тебя”, – и покаянно облобызали рамена почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 218–219, т. 1. Деятельное участие в распространении воззваний принимал и архиепископ Никандр [Феноменов], пославший один экземпляр в Киев митрополиту Михаилу [Ермакову] и в Астрахань епископу Павлу; он же переслал это воззвание и митрополиту Петроградскому Вениамину [Казанскому]. Распространяемое таким образом воззвание от 15(28) февраля стало известно по всем епархиям Республики и вызвало в ряде губерний при проведении в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей массовые волнения и беспорядки, приобретавшие контрреволюционный характер, сопровождавшиеся погромными лозунгами, влекшие за собой кровавые эксцессы. Цель, таким образом, была достигнута. Л. Д. 34, 35, 48, 63, 84, 136, 151, 168, 231, 283, т. 5. Патриарх Тихон не мог не знать, однако, и того, что своим воззванием он провоцирует не только жертвы со стороны несознательных мирян или исполняющих служебный долг красноармейцев, но что он провоцировал также и кару на головы подчинённых ему священников. И тем не менее на все это он пошёл. О результатах явствует из приложенных к делу документов-протоколов судебных заседаний и приговоров ряда Трибуналов по делам о сопротивлении изъятию ценностей, оказывавшемся священниками и мирянами, покорными воззванию Тихона. В находящихся в производстве Губернских Трибуналов Республики делах имеется ряд документов, свидетельствующих о значительном количестве случаев, указанных выше. Часть этих документов приобщена к настоящему делу, а именно: из производства Новгородского Трибунала за 155; Верховного Трибунала о беспорядках в Шуе за 62; Ростовского Областного Трибунала за 3692; Верховного Трибунала о смоленских церковниках; Новгородского Ревтрибунала о беспорядках в Ст. Руссе; Петроградского за 1287; Иваново-Вознесенского за 298; Московского за 690 и 279. Л. Д. 314, 315, 317, 318, 320, 322, 324, 325, 328, 330, 333, 334, 337, 338, 340, 342, 344, 345, 347, 348, 349,359, т. 5. Приговорами Трибуналов: Тульского, Витебского, Московского, Череповецкого, Новгородского, Чувашской области, Рыбинского, Донского, Костромского, Астраханского, Гомельского, Ярославского и Екатеринбургского установлена прямая связь между воззванием 15(28) февраля и беспорядками, вызванными оглашением на местах этого воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу? О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает Нас в трепет. Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России. Наступающие дни святого Успенского поста особенно благоприятны для этого. Посему Мы и назначаем их, особенно дни 2 и 3 августа, для нарочитого всенародного молитвенно-покаянного подвига. Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалью вашей перед лицом нашей Заступницы усердной и всем сонмом великих угодников Божиих. Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть пред духовным отцом и укрепится приобщением животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа. Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и Духом владычним, Духом силы и крепости утверди нас. Воссияй в сердцах наших свет Твоего разума, и «посети виноград сей, и сверши и, егоже насади десница Твоя» ( Пс.79:15–16 ). Аминь. Тихон, Патриарх Московский и всея России Следственное дело С. 826–827. Обращение к чадам Святой Православной церкви в земле Литовской (Не позднее 24 августа (6 сентября)1918 г.) Чадам Святой Православной церкви в земле Литовской Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ( 1Кор 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В настоящие дни испытаний «смирим себя под крепкую руку Господню, все печали наши возвергше Нань, яко Той печется о нас« (см.: 1Пет. 5:7–8 ). В совершающихся с нами научимся уразуметь перст Господень, указующий нам, как говорил и приветствовавший меня при входе в храм, идти ко славе чрез страдания, ибо «многими скорбьми надлежит внити в Царствие Божие» (см.: Деян.14:22 ). Посему мы во всем должны являть себя как «служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях« ( 2Кор.6:4–5 ). Помолитесь, отцы и братие, чтобы Господь дал нам силу утвердиться в таких мыслях и о «еже Господу доброе намерение и желание верных своих во благое исполняти и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, от всякого обстояния избавляя верных рабов Своих» (из чина благодарственного моления). Патриарх Тихон БС 6 С. 158–159. Письма к властям Обращение к СНК 8 в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции 25 октября (7 ноября) 1918 г. Все, взявшие меч, мечем погибнут ( Мф.26:52 ). Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции: но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (см.: Мф.7:9–10 ). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

He задерживаясь долго на вышеизложенном, обычной обновленческой беспардонной болтовне, отметим лишь в двух словах следующее. 1. Рядом с такими действительно крупными каноническими преступниками и церковными негодяями, как А. И. Введенский , В. Д. Красницкий или Боярский, Калиновский, Платонов и иже с ними, с которыми А. Левитин якшался всю свою жизнь, Владимир Путята со всеми своими «художествами» являлся величиной значительно меньшего масштаба. 2. Путята примкнул к живоцерковному расколу и, поддерживаемый большевистской властью, учинил большую церковную смуту в городе, вступив в борьбу с назначенным в Пензу замечательным епископом Иоанном [Поммэром]. 3. Пальма первенства в услужении доносами, предательстве и разного рода провокациях бесспорно и несомненно навсегда закреплена за «лидерами» обновленчества. Это известно буквально всему миру. 4. Нравственный облик Путяты и его поведение в этом отношении, в связи с чем он будто бы и был осуждён (как заявляет вполне неосведомленный автор) и чего в действительности не было, в сравнении с колоритными фигурами обновленцев и в первую очередь самого А. И. Введенского , известного потаскуна и эротомана, не выделяется как-то особенно. Имеются свидетельства о том, как в Пензенском храме совершалось венчание Путяты (вновь усвоившего себе архиерейское достоинство) с уже беременной от него невестой. 5. Что же касается его церковной вины, то, во-первых, если таковая и была в своё время, то в последующем необходимо иметь в виду отношение к его делу со стороны такого светоча Православия, каковым являлся Святейший Патриарх Тихон, бывший временами весьма близким к тому, чтобы решить вопрос о возвращении сана Владимиру Путяте в положительном смысле. Известно, что в одно из своих посещений Патриарха, все по тому же вопросу, Владимир Путята услышал от Святейшего следующую фразу: “Если даже и была ваша вина когда-то, то после того, как ныне прощены многие тягчайшие канонические преступники, от неё уже ничего не остаётся...” Заканчивая на этом примечание о деле Путяты, приводим в виде концовки всеми забытое теперь, а в своё время довольно нашумевшее открытое письмо «Владимир Путята – Тихону», опубликованное в нашей печати в начале 20-х гг. Оно иллюстрирует взаимоотношения этих двух церковных фигур в то время и лишний раз свидетельствует документально о бесконечной благости и незлопамятности Патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ввиду того, что Священный при Мне Синод, а равно и вызываемые Мною для участия в его работах Преосвященные архипастыри не зарегистрированы гражданской властью, нахожу благовременным, впредь до особого Моего распоряжения, работу Священного при Мне Синода прекратить, уведомив... Первое письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] от 18 сентября 1929 г 523. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления, положенная на адресе Елисаветградского духовенства Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о. Красницким, особенно в газетной передаче о. Красницкого, вместо радости возбуждают тревогу и опасения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи на журнале от 8 (21) мая 1921 года об учреждении при Мне ВЦУ считать недействительными. [Вариант:] Копия резолюции Его Святейшества от 26 июня (9 июля) 1924 г. за 523. Я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия. И если всякие толки и слухи о примирении, особенно в газетном изображении о. Красницкого и других, вместо радости возбуждают в сердцах верующих скорбь и тревогу, что подтверждается и многочисленными заявлениями архипастырей, пастырей и мирян, то, ввиду сего, почитаю благовременным прекратить всякие переговоры о примирении с о. Красницким и подписи на журнале от 8(21) мая 1924 г. об образовании при Мне Высшего Церковного Управления считать недействительными. Патриарх Тихон. С подлинным верно. За секретаря священник Пётр Шипков. [Печать] Первое письмо митрополита Кирилла [Смирнова] к митрополиту Сергию [Страгородскому]. Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа от 2(15) мая 1929 г «Беседа с Тихоном» («К примирению Тихона с Красницким»)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

J1. Д. 6, об., прил. 2 к т. 3. Будьте готовы на подвиг, на великие жертвы достоянием и даже жизнью. Если надо – умрём за Христа... Православные люди, объединяйтесь, со Христом и во Христе объединившись, все сделаем для Церкви, если надо, и умрём...» Не удовлетворённый, однако, ни своим посланием от 19 января 1918 г. [ст. ст.], принятым как прямая директива по собиранию сил с целью противодействия Советской власти, ни той широкой инициативой, которую проявили за этот период времени на местах церковные деятели, разбуженные и поднятые на ноги своим Патриархом, Тихон издаёт 15 (28) февраля 1918 г. от своего имени и от имени Синода постановление, которое окончательно должно было оформить и организационно укрепить дело объединения приходов, братств, союзов и проч. Л. Д. 223. т. 2. Здесь содержатся раньше всего казуистические указания, как, обходя советские законы, церковные организации могут сохранить за собой церковное имущество (п. 4), выступая под фиктивными наименованиями. Затем даются указания на предмет сплочения монахам (п. 6), учащим (п. 7) – не замещать мест, занимавшихся удалёнными (п. 10). Несколько статей, посвящённых вопросам о захвате церковного имущества (ст. ст. 12–15) и о церковных наказаниях (ст. ст. 16–27), рекомендуют, в случае покушения «грабителей и захватчиков» на церковное достояние, бить в набат, рассылать гонцов и т. п. Одновременно с этой прямой контрреволюционной работой та же тактика контрреволюционного возбуждения масс верующих проводилась ещё и иными способами. Л. Д. 192, т. 2. Для наиболее правильного и планомерного руководства организацией противосоветского общественного мнения церковников постановлением Собора от 14(27) марта 1918 г., Л. Д. 1, т. 2. Патриарха Тихона и ВЦ Совета от 11(24) апреля 1918 г. была создана так называемая делегация из семи лиц, Л. Д. 157, т. 2. со включением в их число и представителей приходских общин для «защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви». Эта делегация логикой вещей тотчас же превратилась в центральную фабрику противосоветских нападок и инсинуаций, сознательно и нарочно подхватывавшую и раздувавшую «легальным способом» вздорные и заведомо лживые сообщения тихоновских корреспондентов с мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010