Епископ Владимир (Соколовский), первый переводчик основных церковных песнопений на английский язык, с клириками и церковным хором Сан-Франциско Некоторые из сих проречений могут быть приложены и к вашей Церкви, братья, и желал бы я, дабы исполнились и на вас обетования, высказанные Богом о древней Филадельфийской Церкви. «Отворил Я дверь пред тобою, и никто не может затворить ее». Около десяти лет тому назад в вашем граде впервые была открыта дверь благовестия православной веры: небольшая горстка людей из Австрии познали здесь правую веру. Гонимые сродниками своими по плоти, оставшимися в прежней вере, они образовали свою церковную общину и наняли небольшое помещение для совершения богослужений, но их было мало и не было у них своего душепастыря, который бы оберегал их и наставлял в Законе Господнем; казалось, что искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет, и враги готовы были уже торжествовать свою победу. Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. «Вы сохранили слово терпения Его, за то и Он сохранил вас: в годину искушения» прибыли в ваш град люди из святой великой России – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам. Вскоре явился у вас и свой душепастырь, собравший ваше стадо воедино, умноживший его и приобретший настоящий храм. Так была открыта в сем великом граде дверь для благовестия православной веры, и никто уже не может затворить ее, как бы ни старались о сем враги ваши. Правда, и теперь еще «не много вы имеете силы» и слабы по сравнению с противниками своими, но важно то, что, невзирая на слабость свою и недостатки, все же вы «сохраняете слово Божие, не отрекаетесь» от веры православной; «держите же то, что имеете, дабы кто не восхитил венца вашего», и тогда, верим, что и на вас исполнится обетование Божие о том, что окружающие вас люди, родные вам по плоти и по прежней вере, те люди, которые тоже о себе говорят, что они православные, но не суть таковы, а лгут, – что эти люди со временем придут еще к вам и соединятся с вами. Сие буди и буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Журнал Московской Патриархии. 1960. 8 Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное в храме Христа Спасителя (в Москве) перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово. Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт.11:1, 4–5, 7–8 ). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги ( Быт.3:5 ), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают ( Пс.126:1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих ( Апок.3:17 ). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простёр руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач.2:1–2; 1, 1–2, 5, 10–12; 4, 4–5; 5, 2–4 ). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И слышит Иаков голос Божий: Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего, не бойся; Я дам тебе эту землю, на которой ты спишь, и семя твое распространится здесь и на море, и на север, и на восток. Я буду сохранять тебя на всяком пути твоем, куда ни пойдешь ты, и не оставляю тебя (см. Быт.28:12–15 ). Нечто подобное сему библейскому повествованию нахожу и я в вашей жизни, братья. По разным причинам вы покинули дорогую родину, отчий дом и пошли в неведомую для вас далекую страну, за море, за тридевять земель. Не раз и вас при этом смущали думы о том, что ожидает вас на чужой стороне, как вы будете жить здесь среди чужих людей, как будете обходиться без храмов Божиих, которыми так богата святая Русь и которые так любит русский народ. И что же? Не слышится ли и вам голос Божий? Я Бог отцов ваших, Бог земли русской, не бойтесь! Я буду сохранять вас на всех путях ваших, и умножу вас, и распространю семя ваше на сей земле. И разве мы не видим, как умножается и укрепляется здесь русский православный народ! Вспомните, братья, как еще недавно мало было вас в граде сем, всего несколько десятков, как вы сначала совсем не имели храма; потом несколько лет принуждены были молиться в тесном чужом доме, а ныне у вас уже обширный благолепный храм, теперь вас уже не десяток здесь, а целые сотни и тысячи. То же и в других местах страны сей: количество русских людей все умножается, увеличивается и число храмов наших по лицу земли сей от севера и моря, востока и запада; растет и крепнет здесь святое Православие. Только бы русские люди оставались верны Богу земли русской, соблюдали веру отцов своих, веру православную, а Милосердный Господь не оставит и здесь Своими милостями, и Споручницею в этом, Ходатаицею за нас грешных является Пресвятая Богородица, Которую, по толкованию святых отцов, и прообразовала лестница, виденная Иаковом. Она соединяет небо с землею, Бога с людьми, и низводит милости Божии на род людской, и в частности, на народ русский. Пресвятая Дева издавна была Пречистою Матерью русского края, Избранною Воеводою русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Многие из вас, вероятно, желали бы, чтобы и впредь здесь оставался архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее; однако лучше, если я поеду отсюда в другое место. Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже, как архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они тогда из Аляски, то приход этот был единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны архиерея, и следовательно, ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что может быть оставлена на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас. Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско с перенесением архиерейской кафедры как бы умаляется; но укажу вам, братья, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я не Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться ( Ин.3:27–30 ). Так и вам, братья, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй ( Ин.4:36 ). Но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его деяния пожинал и другой. Вот вы сеяли семя Православия в стране сей, положили начало Церквам в Штатах, давали у себя пристанище архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим Церквам на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Молим вас, возлюбленные, беречь это наследие ваше и иметь его, как то было в святой литовской старожитности, оплотом Православия – под знаменем заповеди Господней: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Пишу и вам, братства. Святая Церковь переживает ныне бурные дыхания «врат адовых» и взывает к помощи сильных, опытных и крепких стоятелей за святую истину Христову и спасительную правду Православия. В деятельном памятовании о доблестях славного прошлого литовских братств в стоянии их за святую веру, «станьте же добре«, братчики, достойно звания вашего и ныне и «подвигом добрым» ( 2Тим.4:7 ) покажите, что спасительная слава братств западнорусских в судьбе Православия края принадлежит не прошлому только времени, что душа их жива и сила и оружия крепки и действенны и в настоящее лихолетье стада Христова. Пишу и вам, пастыри Церкви Литовской. Как сопастырь ваш, молю вас, усугубите ревность вашу в спасении Церкви Божией, «яко дние лукави суть« ( Еф.5:16 ), и близки к вам «волки лютые, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). Помните грозное слово Господне: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя... вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их« ( Иез.34:8.10 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Трудно нам, любезные сопастыри, при настоящих злых обстояниях пасение стада Христова. Но об этом нам надлежит не печалиться, а радоваться: ибо чем труднее борьба, тем славней победа и выше награда, – каковой да сподобит вас Небесный Пастыреначальник. В молитвенном единении со всеми вами пред Господом за Церковь Литовскую призываю на всех вас, чад сей Церкви, благословение Божие, – да мышца Господня укрепит вас в подвиге веры святой. Аминь. БС 6 С. 240–243. Воззвание перед сбором пожертвований 31 августа (13 сентября) 1918 г. Святая Православная Церковь с настоящего года лишена денежного пособия от государства, отняты у нее и все другие средства, какими располагала она для выполнения лежащих на ней обязанностей. Но Церковь надеется, что та щедрая рука православных, на трудовые копейки коих воздвигнуты многие тысячи храмов, школ, богаделен, приютов, и ныне, в тяжелую годину, не оставит ее без средств на издание книг Священного Писания , богослужебных и нравоучительных, на дело призрения старых и убогих, на обучение Закону Божию малолетних и просвещение еще сидящих во тьме язычества, на ограждение православной веры от врагов ее – сектантов, подготовление пастырей и архипастырей; она верит, что чуткое сердце православных откликнется на призыв о помощи, с которым Священный Всероссийский Собор и Святейший Патриарх обращаются ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Находясь в Лавре, я имел духовное утешение совершить поминовение 19 ноября святителя Филарета (Дроздова) – по поводу 50-летия со дня его кончины. Вот если бы он был жив, тогда не нужно было бы долго задумываться над тем, кого выбирать в патриархи. Это был человек, который отмечен перстом Божиим и был вполне походящим для патриаршества. Не именуясь патриархом, он был на деле как бы патриархом Русской Церкви. Но всё же при нем патриаршества не было, оно восстанавливается при нас. Господь, по нашей немощи и по нашей духовной бедности, когда у нас нет такого человека, какими были прежде великие святые, нашел благовременным дать одному из нас духовный дар – патриаршество. Сознавая вполне всю свою скудость и немощность, патриарху нечего и думать о том, чтобы получить власть и господство над Церковью. Нет, ему это не по силам. Я говорил как-то в речи на Соборе, что мы должны искать не своей выгоды, не почета, не честолюбия, а иметь в виду пользу и благо Святой Православной Церкви. Это благо созидается общей работой всех, общим сотрудничеством. Как в живом организме каждый член должен быть на своем месте и содействовать общей работе всего организма, так и в церковном теле. И это содружество в работе мы видим на Соборе. Здесь каждый член Собора вносит в общее дело свою лепту, вкладывает кирпич в фундамент церковного здания. Я вполне надеюсь и на дальнейшую Вашу плодотворную работу по устроению Церкви Божией, верю в это и уповаю и от души молитвенно призываю благословение Господа на вас и на ваши труды. Акты С. 65–66. Слово, сказанное в храме Христа Спасителя в Москве перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово 1(14) января 1918 г. Москва Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? «На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не говори мне, что таким образом у нас образовалась Центральное Управление и образуются местные управления и получается видимость внешнего спокойствия Церкви, или, как говорит воззвание, «законное существование Церкви», – это и подобное сему любят говорить и все раньше уловленные врагом диаволом в отпадении от Церкви Православной. Что пользы, если мы сами, соделавшиеся и называющиеся Храмом Божиим ( 2Кор.6:16 ), стали непотребны и омерзительны в очах Божиих, а внешнее управление себе получили. Пусть же мы не будем иметь никогда никакого управления, а будем скитаться, даже не имея где главу приклонить, по образу тех, о которых некогда сказано: «скитались в овечьих и козьих кожах, терпели лишения и озлобления. Те, коих не достоин был мир, блуждали по горам и пустыням, в пещерах и ущельях земли» ( Евр.11:37–38 ). Но пусть путём таких страданий сохранятся души православные в благодати спасения, которой лишаются все, уловленные диаволом подобными внешними предлогами. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам»; каждой душе предстоит быть испытанной и каждому месту просеяну, чтобы от соломы отделилось зерно, хотя и в небольшом количестве, так как мало «избранных», сказал Господь; «но горе тому человеку, от которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). Мы же, други мои, не будем подавать соблазна Церкви Божией, чтобы нам не быть осужденными судом Господним. «Блюдите, да никто же вас прельстит, мнози бо придут во имя Мое... и многих прельстят», предупреждает Господь ( Лк.21:4–5 ), а св. Апостол, попечительствуя о нас, говорит: «смотрите, осторожно ли вы ходите, не поступайте, как неразумные, но как мудрые, сообразуя время, ибо дни лукавы суть» ( Еф.5:15–16 ). Да не ожесточит Господь и сердца подписавших воззвание, но да покаются и обратятся и да очистятся грехи их. Если же не так, то будем беречь себя от общения с ними, зная, что общение с увлечёнными есть наше собственное отречение от Христа Господа. Други мои, если мы истинно веруем, что вне Церкви Православной нет спасения человеку, то когда извращается истина ея, не можем оставаться безразличными, ночными чтителями ея, но должны пред всеми исповедовать истинность Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Некто имел двух сыновей; и сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения»; получив и собрав все, он пошел на дальнюю сторону ( Лк.15:11–13 ). Младший сын чувствовал избыток сил, ему хотелось их применить на деле, хотелось пожить самостоятельно, свободно, без опеки, без стеснений, быть может иногда и лишних со стороны старика-отца. И такое стремление молодого сына, одно, само по себе, предосудительного не заключало; оно допустимо, но, как и можно было ожидать, оказалось не на пользу: никем не стесняемый, не удерживаемый, вдали от любящего родительского ока богатый молодой человек расточил все свое имение, живя распутно; друзья, вино, женщины довели его до печальной нищеты; пока были деньги, он постоянно веселился, а потом пришлось пасти ему свиней. Вероятно, иные из его удовольствий были позволительны, но в должных границах. Слово Божие не осуждает радостей земных: «Ешь с веселием хлеб твой, – говорит Премудрый, – и пей в радости сердца твоего вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим; да будут одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей; наслаждайся жизнью с женою твоею, которую любишь и которую дал тебе Бог . Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых будешь говорить: нет мне удовольствия в них, но помни, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.9:7–9; 11:9 ). Чистые радости и невинные удовольствия вполне позволены христианину, ими скрашивается горечь житейская; но если кто в них полагает весь смысл жизни, делает их целью своею, живет только для того, чтобы есть, пить и веселиться, во все дни предается им, тогда такой – раб своих страстей и погибший человек; его ожидает та же печальная участь, что и блудного сына. И вот святая Церковь и Христовою притчею о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но да не обладан буду от чего ( 1Кор.6:12 ). К свободе призваны вы, братья, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовию служите друг другу ( Гал.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Несомненно, уже вскоре после сего ты стал скорбеть о соделанном. Ибо не мог уже ты службу Божию приносите и входить в теснейшее единение со Христом. А затем тебя ожидало еще горшее: ты покинул родину с ее храмами и святынями и очутился в стране и городах, где их не было. Каково было пережить это тому, кто сам был служителем алтаря Божия, кто привык приметатися в дому Божию?! Думаю, что не раз ты горько плакал пред Господом и приносил Ему вздохи покаяния о попрании высоких обетов священства. И вот Бог милосердный, зря твое покаяние, яко отец чадолюбивый снова приближает тебя к Себе. Сначала Он подал тебе утешение видеть храм в твоем граде и посещать в нем службы церковные; затем Он врачует тебя от болезни предстательством преподобного Серафима Саровского , имя которого тебе ныне дано. Недавно неожиданно для тебя Он отзывает в загробный мир спутницу твоей жизни, и ты снова свободен, но уже, конечно, не для мирской жизни, а для иной. И как раз в сии же дни у нас устрояется монастырь, где ты можешь отречься от мира и вступить в иной путь жизни. И вот на тебе днесь совершилось то, что могло совершиться 40–50 лет тому назад. И ты снова в чине духовном. Снова живешь во дворе Господнем. Снова участвуешь в чтении и пении. Снова проповедуешь слово Господне. Снова созерцаешь ежедневно красоту службы Божией! Снова Господь близ тебя, и ты близок Ему. Вот Он грядет к тебе в Своем лике, подаваемом в благословение тебе от моего недостоинства. Возьми же Господа Твоего и отныне не оставляй Его, и Той восприимет, и обымет, и защитит тя, возлегая и восставая с тобою, услаждая и веселя сердце твое, сподобляя тя и части святых, во иночестве просиявших во веки. Аминь. Слово в храме города Филадельфия, 31 января 1907 года Храм ваш, братья, посвящен одному из святых апостолов – Андрею Первозванному, и это обстоятельство дает мне повод перенестись мыслью ко временам апостольским, к тем Церквам, которые существовали при апостолах. Одна из этих Церквей была соименная вашей – Филадельфийская, и о ней было сказано некогда Богом чрез тайнозрителя – Иоанна: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя; держи же, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего ( Откр.3:8–9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010