Но чтобы вам, братья, привлекать к себе других и располагать, дабы они приняли веру вашу, надлежит самим вам не только исповедовать усты своими правую веру, но и жить право по вере вашей. К сожалению, нередко «имя Божие хулится» из-за нашего худого жития, и мы, называясь правоверными, поступаем иногда хуже неверных. Вот град ваш носит название Филадельфии, что означает «братолюбие». Сим как бы дается вам, жителям оного, особый завет братской любви жить в мире и согласии. И подлинно, се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс.132:1 ). Но скажите, где у вас эта братская любовь? Всему миру известна «славянская рознь» и русская, а здешние люди дают еще одно лишнее подтверждение такой розни. Раздоры между православными и униатами, между русскими из России и русинами из Австрии, между галичанами и угроруссами, между «москалями» и украинцами – как часто это водится здесь, и как о сем чуть ни ежедневно печатается! И видя, «как вы снедаете брат брата», кто пойдет к вам? Кто примет веру вашу, когда она «без добрых дел мертва?» Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и кротостью; но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь тем, что вы содержите правую веру, и не лгите на истину ( Иак.3:13–14 ). «Не срамляя вас, сие пишу, но яко чада возлюбленная наказуя». В недалеком будущем вы собираетесь приступить к созданию у себя более обширного и благолепного храма. Берегитесь же, чтобы и в это святое дело не внести раздора, а напротив, отложив всякую злобу, зависть и злословие, и очистив души к нелицемерному братолюбию, к любви от чистого сердца, и сами, как живые камни, устрояйте из себя храм духовный и народ святый, призванный к тому, чтобы и другим, неведущим, возвещать чудный свет истинной веры Христовой (см. 1Пет.1:22; 2:1,5,9 ). Беседа в храме города Майфилд, 18 февраля 1907 года Мы слышали, братья, слова святого апостола Павла, читанные днесь на Литургии: вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего ( 1Кор.6:12 ). Все позволительно христианину, но не все полезно; все позволительно, но и позволенным он должен пользоваться так, чтобы оно не возобладало им, не сделало его покорным рабом своим. Сегодняшнее евангельское чтение и показывает на примере блудного сына, к каким печальным последствиям приводит человека неправильное пользование дозволенным и неумелое употребление свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О человеке прямо сказано в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» 27 . Человек, как и его Творец, соборен и иерархичен в телесном составе, а в душевном существе – триедин. Но человек в его отдельности ещё не венец Божественного творчества. Правда, сотворив его в 6-й день, Бог почил от дел Своих; но Господь наш Иисус Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» 28 . Но это Божественное делание уже не непосредственный вызов стихий и существ Божественным Словом из небытия к бытию, а зодчество из данных в первые дни стихий и сил, совершаемое при посредстве созданных тогда же разумных тварей, главным образом – человеков и ангелов. Человек не только телеснодушевное существо, но и носитель духа, доброго или злого. А мы, ученики Христовы, призваны Им, Господом нашим Иисусом Христом, к созиданию Церкви – Тела Его. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Нем же всякое создание составляемо растёт в Церковь святую о Господе: о Нем же и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.:4:1). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова2 ( Еф.4:11–13 ). Церковное наше священноначалие идёт и получает своё освящение и благодатную силу и власть не от избрания снизу, а сверху. «Не вы Меня избрали, – говорит Христос ученикам, – но Я вас избрал» 29 . И Он дал им власть учить и священнодействовать, вязать и решить, и пасти Его стадо, и от апостолов передаётся преемственно эта власть чрез святительское рукоположение доныне. По православному нашему пониманию, Церковь не только общество верующих, но – Тело Христово; тело же возглавляется единою главою, и все члены его от неё получают веления, куда им двигаться или что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«После сего я увидел, – продолжает Богослов, – иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» ( Откр.18:1–2 ). «И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» ( Откр.18:4 ). Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим образам, с своей стороны бросающим яркий луч света на данные события. «Можно неоднократно усматривать ещё в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют ещё другое, высшее и окончательное исполнение» (не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для оправдания делаемых мною сопоставлений, которые я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатию Духа Истины, без Которого наши человеческие соображения о предметах духовных часто оказываются лишь «пленной мысли раздраженьем». Ни самая широкая учёность, на самый глубокий природный ум, ни самая утончённая естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения тайн Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведённого мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона, вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход. Один чрезвычайно учёный, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипсиса так отвечает на этот вопрос: «тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда» ... «Это познала на своём опыте первенствующая Церковь , которая вышла из развалин Израиля и Иерусалима: сигналом освобождения Её был суд над ветхозаветным народом».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Та подошла к Святейшему и, слыша от него такую же просьбу, сказала: «Вам тяжело будет дышать, Ваше Святейшество». «Ах, так... Ну хорошо, не надо», – ответил Святейший. Затем немного уснул. Проснувшись, он подозвал келейника и сказал: «Пригласи доктора». Сейчас же было послано за доктором Щелканом, а до его прибытия пришли врачи лечебницы. Пришедший Щелкан стал на колени у постели Святейшего, взял его за руку и спросил; «Ну, как здоровье? Как Вы себя чувствуете?» Святейший не ответил. Щелкан держал руку Святейшего; замирающий пульс говорил ему, что здесь совершается таинство смерти. Он обвёл глазами присутствующих врачей, в знак того, что жизнь угасает, надежда на благополучный исход иссякла. Минута проходила за минутой. Святейший лежал с закрытыми глазами. После маленького забытья Святейший открыл глаза и спросил: «Который час?» – «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», – сказал Святейший, точно только этого часа он и ждал, и стал креститься. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – повторил он и снова перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и занёс руку для третьего крестного знамени [я ]... Патриарх всея России, новый священномученик за веру православную и Русскую Церковь , тихо отошёл ко Господу. В среду, 26 марта ст.ст. в 5 час. утра, когда вся Москва ещё спала, в карете скорой помощи, тихо и незаметно Патриарх всея России из лечебницы Бакуниных был перевезён в Донской монастырь. Останки почившего сопровождали: Высокопреосвященный митрополит Пётр [Полянский], епископ Борис [Рукин]. Много дум вызывает эта смерть и сопровождавшие её обстоятельства. Верно слово Спасителя нашего: «Аще Мене изгнаша и вас изженут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут; но сия вся творят вам за имя Мое» ( Ин. 15:20–21 ). И в судьбах Церкви, как и отдельных Её представителей, повторяется история земной жизни Господа нашего. Наш дорогой Святейший страдал за всех. Но как Христос был распят по требованию первосвященников и книжников, так и Святейший Патриарх больше всего страдал и пострадал от своих доморощенных первосвященников, фарисеев и саддукеев. Так и на Святейшем Патриархе Тихоне исполнилось предсказание пророка (Исаии): “Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих... и как овца ведён был Он на заклание... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” ( Ис.53:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Таким помощником для мужа и является жена. Как живущая по преимуществу сердцем, женщина, со свойственными ее сердцу чертами: нежною любовью, покорной преданностью, кротостью, долготерпением, сострадательностью – является лучшим товарищем, другом, утешителем и помощником для мужчины. В дарах женской природы муж находит восполнение своих сил – ума, твердости характера, и от доброй жены он получает поддержку и ободрение: нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которыми бы не примирила мужа любящая его жена. Посему ветхозаветный мудрец и говорит, что приобретающий жену приобретает помощницу и опору спокойствия: благодать на благодать – жена стыдливая, и нет цены ей! Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполняет миром; любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие утучнит кости его; с нею у богатого и бедного сердце довольное, и лицо во всякое время веселое ( Сир. 26:1–4,16–18; 36:26–29 ). Наслаждайся же, сын мой, жизнью с женою, которую любишь и которую дал тебе Бог , это – доля твоя в жизни и в трудах твоих ( Еккл.9:9 ). И доля эта – супружеское сожитие – угодна и в очах Божиих. Ныне в вечерних песнопениях святая Церковь восхваляла светлейшее и равноангельское житие преподобного Макария Египетского . Он был красен добротами, в особенности воздержанием и молитвою. Однако этот великий подвижник однажды услышал глас: «Макарий! Ты еще не сравнялся в совершенстве с двумя женщинами, которые живут неподалеку от тебя». Услышав это, святой старец отыскал тех жен и спросил, как они живут и чем угождают Богу. Женщины отвечали ему со смирением: «Мы грешны и живем в суетах мирских; нет в нас добрых дел, и одним лишь не прогневляем Бога, что вот уже пятнадцать лет вышли замуж за двух братьев и живем так мирно, что и слова неприятного не сказали друг другу». Так, значит, совершенно и угодно Богу брачное сожитие, но угодно – когда в основу его положены не какие-нибудь корыстные расчеты и низменные побуждения, а взаимная любовь и преданность супругов, соединенные с самоотвержением, постоянством, кротостию и долготерпением, когда муж любит свою жену и заботится о ней, а жена почитает своего мужа и повинуется ему, как главе, чего требует от супругов святая Церковь (см. Еф.5:22–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Церковь и духовенство издавна несли эту службу и многие даже из современных пастырей заслужили благодарность за помощь в голодные годы. Быть может, небезынтересно то, что прихожане одного рабочего района в Москве высказали пожелание, чтоб патриарх проходатайствовал пред нашими правителями о свободной продаже хлеба. Думаю, что власти станут скоро обвинять патриарха не только в контрреволюции, а и в спекуляции. Но это не важно, а гораздо важнее и ценнее взгляд верующих прихожан на представителей Церкви как на лиц, правомочных говорить от имени народа, каковую монополию усвояют себе только так называемые «наркомы и исполкомы», – важен взгляд на Церковь как на учреждение, могущее и обязанное иметь попечение о земном, житейском спасении нашей Родины. Возвратимся же к началу, к словам сегодня празднуемого святителя Ермогена: «Спасение Руси – от Церкви Православной». Среди переживаемых русской жизнью разрушений Церковь одна выходила целой из пламени и вновь собирала воедино распавшееся на части народное тело. Подвергалась и она ударам тяжким, но «смерти не предал ее Господь» (см.: Пс.117:18 ). «Не умру, но буду жить и повем дела Господня» (см.: Пс.117:17 ). Она одна из всего народа осталась нам «как гроздь от винограда, светильник, поставленный в темном месте и как пристань и корабль, спасенный от бури« ( 3Езд.12:42 ). Верим, что она вновь должна стать средоточием нашей народной надежды. То разрушительное движение, которое на наших глазах разрастается, не может быть остановлено никакой внешней материальной силой, – вещественное оружие тут бессильно. Только сила нравственная, духовная может положить предел всеобщему разложению, резне, грабежу, насилию. И Церковь , как носительница и провозвестница этой силы, внушающая любовь к ближним и уважение к человеку как образу и подобию Божию, указует нам путь спасительный не только для отдельных лиц, но и для целых народов: спасение Руси – от Церкви Православной. И сегодняшнее апостольское чтение говорит: братие, «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ныне ближе к нам спасение, нежели раньше. Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь непотребствам, ни ссорам и зависти» (см.: Рим.13:11–13 ). Начнем пост светло, не во вражде и брани. Ныне «прощеный» день, когда особенно Церковь призывает нас сказать друг другу «братие», обнять и простить все согрешения, и тогда мир и благословение Божие снизойдут на нашу грешную землю, и последует спасение Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 2 часа 40 мин. на свидание с гр – ном Беллавиным попросилась делегация церковного Поместного собора в количестве восьми человек, которая и была допущена. От имени делегации митрополит Петр Блинов 79 обратился к гр – ну Беллавину с указанием, что состоялось постановление собора епископов и церковного Поместного собора о лишении его сана, звания и монашества. Гр – н Новиков 80 стоя прочел определение собора епископов, акт – постановление церковного Поместного собора, принятый на заседании церковного собора при шести воздержавшихся, и предложил г – ну Беллавину расписаться в том, что означенные акты ему прочитаны. Гр – н Беллавин поинтересовался, кто были те, кто воздержался при голосовании, и ему гр – н Новиков ответил, что это были четыре мирянина, один пензенский священник и епископ Филипп Рыбинский. Гр – н Беллавин заметил, что из подписавших постановление епископов добрая половина епископов ему неизвестна. На предложение расписаться на постановлениях гр – н Беллавин указал, что он расписаться может, но не признает правильность указанных постановлений, т. к. в них нарушены канонические правила. На это возражение митрополит Блинов указал ему, что от него требуется расписка только в прочтении ему постановлений. Гр – н Беллавин спросил, какие же каноны им нарушены, на что Новиков указал ему, что по этому вопросу есть подробнейший доклад, а здесь только определение. Гр – н Беллавин задал вопрос: были ли на заседании собора епископов голоса за то, чтобы вызвать его на это заседание, на что митрополит Блинов ответил, что этот вопрос не поднимался и голосов за приглашение не было, на что Беллавин указал выражением: «Какие же они канонисты». После этого гр – н Беллавин подписывает постановление собора епископов и церковного Поместного собора. После подписания Беллавиным означенных постановлений митрополит Блинов обратился к гр – ну Беллавину, указывая, что ввиду предстоящего суда над ним и ввиду постановления собора о снятии с него патриаршего звания и монашеского сана необходимо гр – ну Беллавину снять с себя одежды священника, т. к. он теперь является обыкновенным мирянином. Гр – н Беллавин на это предложение ответил, что он его не принимает и снимать одежды отказывается. Митрополит Петр Блинов обратился вторично к нему с этой же просьбой и с указанием, что делегация собора настаивает на снятии одежды, и указал, что делегация считает при этом этот факт неподчинения постановлению собора преступным. Гр – н Беллавин вторично отказался исполнить требование делегации. Митрополит Петр Блинов обратился к гр – ну Беллавину в третий раз с предложением снять одежды, указывая, что делегация считает недопустимым и преступным это неподчинение. Указал на те последствия, могущие возникнуть вследствие этого отказа, и настоятельно предложил снять одежды. Гр – н Беллавин ответил, что он исполнить требование делегации не может. Митрополит Петр Блинов указал, что гр – н Беллавин продолжает не подчиняться и также упорствовать в своем решении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первый отрывок: Тов. Красиков. Обращаясь к гражданину Беллавину, говорит, что вам придется объявить свою позицию до конца, и, указав на Карловацкий Собор и контрреволюционную деятельность духовенства за границей, говорит, что вы должны ясно и определенно реагировать, а также вы должны сказать ясно и определенно о национализации церковного имущества. Тов. Самсонов. Предлагает гр. Беллавину говорить яснее и определеннее по существу вопроса, относительно того, как намерен поступить Беллавин с к. – рев. духовенством за границей, в частности, Евлогием 60 и Антонием 61 , и какая мера наказания им будет определена. Тов. Менжинский. Обращаясь к Беллавину, говорит, что Евлогия и Антония вы можете пригласить к себе в Москву, где потребуете личного объяснения. Беллавин. Разве они приедут сюда? Второй отрывок: Красиков. Дать воззвание о том, что власть распорядилась национальн. и имущество 62 вполне справедливо. Беллавин. Я просил дать мне конкретные требования. Красиков. Необходимо остановить кровопролитие. Беллавин. Разве мы проливаем кровь? Красиков. Необходимо отдать все, за исключением самого необходимого. Беллавин. Все? Никогда. Красиков говорит о канонах и об ужасах голода... Беллавин. Почему вы запрещали создание церковных комитетов ПОМГОЛа? Красиков дает заграничную газету и говорит о выступлении Антония Храповицкого и о том, что дальше это нетерпимо. Беллавин. Дайте протоколы этих собраний. Красиков. Вы должны категорически отмежеваться от реакционного духовенства. Красиков. Ваш отзыв о том, что вы осуждаете, – платонический. Он должен быть обоснован юридически. Читает обращение Антония Храповицкого к Деникину. Самсонов. Будете ли вы осуждать священников, которые выступают против правительства? Беллавин. Принципиально мы никогда не сойдемся. Самсонов. Будете ли реагировать на то, что ваши подчиненные идут против власти? Беллавин. Я их осуждаю, о чем уже писал. Самсонов. Это надо сделать публично. Красиков читает послание Антония Храповицкого из «Нового времени». Беллавин. Для суда нужно двенадцать епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010