Среди публикаций «Американского православного Вестника» мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ и семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на североамериканском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке для подготовки национальных кадров священнослужителей. «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с «азов» свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь... Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными... С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела...». Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было ограничено не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии на период 1899–1900 гг, святитель Тихон писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не Наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчинённых и была «страшна не для добрых дел, а для злых» ( Рим.13:3 ). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 ). Тихон, Патриарх Московский и всея России. 25 октября (7 ноября) 1918 года. Вестник русского студенческого христианского движения. 1968. Фрагменты Обращения Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции (из различных изданий) 1 . «...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Мф.7:9–10 )... Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порождённой вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати... злобные богохульства и кощунства... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей... Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины – прихода... разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви... Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим то будет свидетельством справедливости Наших обличений... Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ). и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 )». ...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из объяснения самого Патриарха, таким образом, устанавливается, что он вёл разговоры, не имеющие никакого отношения к религиозным вопросам, а наоборот, на чисто политические темы с представителями враждебного правительства, выслушивая его соображения и оказывая содействие своим авторитетом и влиянием на акты, прямо направленные против установленного Правительства. Л. Д. 167, т. 4. Этого мало. Тихон вёл сношения с заграничными церковными организациями Швеции и Норвегии, равным образом, по вопросу о создании вселенской организации, ставящей себе целью, по выражению Содерблюма, архиепископа Упсальского, противостоять «противопагубным и вредным страстям» не только войны, но и революции. В то же время внутри страны специально «церковная» часть программы кн. Ухтомского была полностью проведена в жизнь тихоновцами. Вслед за изданием декрета от 23 января 1918 года [н. ст.] об отделении Церкви от государства и под непосредственным влиянием и в прямой связи с Соборным постановлением от 25 января [ст. ст. ] того же года, которым «весь народ православный» призывался сплотиться, как и встарь, «вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни», по всей стране началось широко задуманное церковниками движение по организации такого сплочения. Эта задача для инициаторов и зачинщиков такого движения значительно облегчалась тем, что отдельные группы контрреволюционно настроенных церковников уже в первых числах января обнаружили стремление положить начало правильно оформленным в организационном отношении ячейкам будущего объединения. Ц. В. 3 107 ; Л. Д. 5; Прил. 2 к т. 3. Так, 11 января 1918 г. [ст. ст.] в Москве состоялось собрание так называемого пастырского союза, на котором рассматривался, по докладу священника Медведя, вопрос об устройстве при церквах и приходах особых братств. Эти братства, по мысли доклада, должны были «служить средством организации всех истинно-церковных (не верующих, а именно «церковных») элементов в целях защиты Православной Церкви от нападок со стороны врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Слово «преступные» подчёркнуто. Два вопросительных знака. С. 15. Л.Д. 127, т. 4. К словам: «...письма самого Тихона, – с другой, в которых он пишет о том, что «опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, [епископ] Ефрем [Кузнецов] 111 и Варжанский А., может быть, их участь лучше, чем нас, оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите...». Отчёркнуто. С. 15. Л.Д. 197. т. 4. К словам: «...под руководством бывшего Патриарха Тихона...» Слова «под руководством» подчёркнуты. «Откуда это? " ’ С. 16. Л. Д. 67. книга 1 С. Д. К словам: «...должны были быть представлены...» Подчёркнуто. Л. Д. 2 18. т. 15; Л. Д. 220, т. 4. К словам: «Выше, впрочем, было показано, что связь «Святейшего» Тихона с Ставропольским Собором и белогвардейцами была отнюдь не «мысленная», а совершенно реальная, как реальны были и тихоновские благословения». Дважды отчёркнуто. Слова: «а совершенно реальная, как реальны были и тихоновские благословения» подчёркнуты. «Свр. В.» 112 С. 17. Л. Д. 318, т. 4. К словам: «...вёл переговоры...» Подчёркнуто. С. 17. Л. Д. 121.т. 1. К словам: «по признанию». Подчёркнуто. С. 18. Л. Д. 194. т. 4. К словам: «Из объяснения самого Патриарха, таким образом, устанавливается, что он вёл разговоры, не имеющие никакого отношения к религиозным вопросам...» Подчёркнуто, «б». С. 19. Л. Д. 298, т. 3-а. К словам: «Как видно из циркуляра, центральной фигурой, религиозным авторитетом которой цементировалась вся эта контрреволюционная организация, вдохновителем и руководителем ее являлся сам Патриарх Тихон». Отчёркнуто. «Посл.» С. 22. Л. Д. 284. т. 3-а. К словам: «Вот как отвечал Восторгов и иже с ним на воззвание Тихона от 19 января 1918 г., раскрывая заодно истинный смысл той борьбы, которую должны были повести против Правительства эти «дружины пасомых». Отчёркнуто. С. 25. Л. Д. 143. т. 3. К словам: «Доказательства святости этих благочестивых людей, избранных Богом в посредники между небом и землёй, – в нетленности их смертных останков, в сохранении их в своём «свежем» виде, без разложения тканей и нетлении кожных покровов».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Понимание своих полномочий по управлению Православной Русской Церковью Вы неоднократно излагали в своих письмах к разным лицам, недоумевающим относительно их законности, – писали и мне и затем свои доводы представили печатно в статье «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и Его Заместителя», помещённой в 1 «Журнала Московской Патриархии» Документальными основаниями для Ваших утверждений служат; 1) завещание Святейшего Патриарха Тихона, в силу коего митрополит Пётр воспринял звание Патриаршего Местоблюстителя; 2) Распоряжение митрополита Петра от 23 ноября (6 декабря) 1925 г., коим “переданы” Вам обязанности Местоблюстителя; 3) резолюция митрополита Петра от 19 января (1 февраля) 1926 г., коею не только (как Вы утверждаете) проектировалось «передать высшее управление Церковью коллегии из трех архиереев», а действительно управление это передавалось, но резолюция была отменена до приведения её в исполнение и отмена её потребовала нового подтверждения о несении Вами своих заместительских обязанностей «по-прежнему», причём указан и срок их: «до окончания дела митрополита Петра». 1 . Патриаршие права и обязанности определены, утверждены и изложены Собором 1917–1918 гг. Завещание патриаршее, на основании коего митрополит Пётр воспринял свои полномочия, издано не в силу этих, Собором утверждённых патриарших прав, а на основании соборного поручения, данного Собором 1917–1918 гг. лично Святейшему Патриарху Тихону на случай, «когда не окажется в наличии Собором уполномоченного учреждения» – цитирую Вашу статью. Передавая на основании сего соборного поручения патриаршие права и обязанности, Святейший Тихон не мог передать и не передал с ними лично ему на определенный случай Собором данного и им исполненного поручения, а митрополит Пётр, действительно воспринявший после патриаршего завещания все патриаршие права и обязанности, не мог воспринять и не воспринял права передавать все патриаршие права и обязанности архипастырю по своему выбору. Утверждение, будто митрополит Пётр совершил такую передачу своим распоряжением 23 ноября (6 декабря) 1925 г., на основании патриаршего завещания, делает почившего Патриарха повинным в установлении для Русской Православной Церкви осуждённого Вселенской Церковью порядка завещательной передачи церковных полномочий, а митрополита Петра – в применении такого порядка в жизни церковной. Всеми силами души протестую против такого оговора почившего Патриарха и его Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожителю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел. О себе лично скажу, что я прошёл все виды страданий, которые можно себе представить, казалось, что у меня одно время года – время скорби, но Господь, видимо не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжёлыми условиями изгнания, и вносит в душу упокоение, которое, если и отравляется, то только болью о Церкви. Милость Божия да будет с Вами, Вашего Высокопреосвященства Послушник М[итрополит] П[ётр]. Архив редакции Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом Представители советской печати обратились с рядом вопросов к митрополиту Сергию и присутствовавшим при беседе членам Синода. На поставленные вопросы митрополит Сергий и Синод дали следующие ответы: Вопрос. Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется? Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того. Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. [н. ст.] совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию. Вопрос . Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие? Ответ . Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, a по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными. Вопрос . Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т. д.? Ответ . Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что в прошлом, как это всем хорошо известно, [она] слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли своевременно оценить всего значения совершившегося великого социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против воли народа И быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя как политические противники советского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

к) Комитету присваивается печать с изображением в средине красного креста и вокруг надписи: «Церковный комитет помощи голодающим». Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учрежденного мною Церковного комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей. Питаю уверенность, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет не откажет во всеобщем осведомлении о существовании Церковного комитета помощи голодающим и о предоставленных ему правах и предупредит все подведомственные учреждения, как в центре, так и на местах, на предмет оказания ему всемерной поддержки. Патриарх Тихон Вестник ПСТГУ С. 183–185. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 03 (16) июня 1923 года В Верховный Суд РСФСР от содержащегося под стражей патриарха Тихона (Василия Иванов [ича] Беллавина) ЗАЯВЛЕНИЕ. Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее. Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922-м. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи. Тем не менее немедленное осуществление реформы календаря встречает на своем пути большие затруднения. Во-первых, для закономерного введения нового стиля требуется согласие всех автокефальных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А мы, здесь. разве не соблазнялись?! Не могли простить в «послании» одного даже слова «наше» (в отношении к советскому правительству), писали горькие фельетоны, умаляя подвиг того, кто и без того шёл уже мученическим путём... Прости. Святейший Отец! Преждевременной смертью – только на 60-м году – закончился тяжёлый жизненный подвиг Патриарха. Эта смерть ещё раз явила всему православному миру величие и значение почившего Российского Патриарха. Сотни тысяч верующего народа окружали гроб Патриарха; часами простаивали люди, чтобы молитвенно в последний раз взглянуть на изнеможённый лик старца-исповедника и облобызать ту достойную руку, которая верно и мужественно держала руль церковный. Не только православный мир оценил христианский подвиг почившего Патриарха. Бывают такие, к сожалению, редкие моменты, когда христианство забывает свои разделения; так, английские христиане поднесли богатое святительское облачение, в котором и похоронен Патриарх Тихон, – как дань уважения Англиканской Церкви духовному вождю гонимой Православной Церкви и, быть может, – как символ той духовной близости, которая все больше и теснее соединяет Православную и Англиканскую Церкви. А вот яркая оценка почти всем христианским миром почившего Патриарха. Стокгольмский всехристианский конгресс, называемый некоторыми Собором, в августе 1925 г., в своём высоком собрании, в присутствии наследника шведского престола, почтил память Святейшего Патриарха Тихона торжественной панихидой... Молитвенной скорбью и достойным словом на горестную смерть Российского Патриарха отозвался весь Православный Восток, в лице всех Патриархов и всех Глав Автокефальных Церквей... И мы, православные люди Польши, плоть от плоти, кость от кости Российской Церкви, мысленно склоняемся перед могилой Святейшего Патриарха Тихона, который так близок был нашей стране, где целые годы учил, пастырствовал и где начал своё святительство... Но поистине в христианстве скорбь так близка радостному упованию... И так понятна скорбь всего православного мира о кончине почившего Патриарха, уже теперь – только год спустя – смягчается и умеряется радостным сознанием, что высокая жизнь и достойная смерть этого исповедника Православной Церкви даст и уже даёт благодетельные плоды для Русской Церкви Православной, Которая давно стала центром Православия и где – так казалось врагам Православия – последнее в первую очередь будет погребено...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Д. Кузнецов предлагает воздержаться от официального открытия занятий Собора и ещё некоторое время ожидать решения вопроса о судьбе семинарских зданий) 4 . Святейший Патриарх Тихон: Вопрос этот сейчас обсуждался в Соборном Совете. Соборный Совет постановил предложить Н. Д. Кузнецову подать заявление в Центральный Исполнительный Комитет с тем, чтобы вопрос о семинарии был так или иначе разрешен в течение трех дней – к четвергу. В пятницу утром и в тот же день [? – Сост.] будет доложен Собору. Угодно ли кому-нибудь высказаться по этому вопросу или угодно принять постановление Соборного Совета? (Голоса: просим принять постановление Совета) Ставлю вопрос о принятии постановления Соборного Совета на голосование. 5 . Постановлено: Принять постановление Соборного Совета. 6 . Частное совещание закрыто в 1 ч. 15 м. дня. Выписки из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись. М., 1929 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на протоколе совещания Соборного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем императоре Николае 2 ( Мф.12:46–50 ), отвечал ей: «Блаженни слышащие Слово Божие и хранящий е», т.е. больше, чем родные Мне по плоти, счастливы те, которые близки Мне по духу, которые слушают Мои слова и хранят их, живут так, как Я учу словами жить. Значит, счастье, блаженство наше, заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твёрдо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех , и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается, как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010