Л. Д. 88. т. 1. 1) Антония Храповицкого до его заграничных выступлений он, Беллавин, врагом Рабоче-Крестьянской власти не считал, теперь же находит, что митрополит Антоний [Храповицкии] действительно является заклятым врагом рабочих и крестьянских трудящихся масс России; однако он, Беллавин , признал, что ему было известно, что Храповицкий находился в стане Деникина, а может быть, и Врангеля, и Скоропадского, будучи руководителем Высшего Церковного Управления. Сведения эти он, Беллавин, имел через Новочеркасского архиепископа Митрофана [Симашкевича], бывшего при Деникине членом Высшего Церковного Управления. В показании же своём от 30 января 1923 года [н. ст.], обвиняемый Беллавин признал, что ему была известна ещё в 1920 году связь Антония [Храповицкого] с Врангелем, к которому он приезжал из Крыма «пару раз». Что касается связи Антония [Храповицкого] с Деникиным, опорой которого, по словам Тихона, он был и которому оказывал денежную поддержку, то об этом ему было известно в 1919 и 1920 гг. через архиепископа Иосифа [? – Сост.], который доставил Тихону из-за той стороны фронта записку на «клочке бумаги». В этом же показании гр. Беллавин признал, что дал свое благословение Высшему Церковному Управлению, организованному Антонием [Храповицким] в Константинополе. Л. Д. 88, об., т. 1 2) С Антонием Храповицким , как и с другими бежавшими за границу контрреволюционными церковниками, он, Беллавин, был в переписке, причём письма получал через иностранные миссии: Латвийскую, Эстонскую, Финляндскую и Польскую, а иногда и через Чехословацкую. Письма приносили ему чиновники миссий или же курьеры. Письма же из Польши приносил член миссии Моравский. Через эти же миссии письма посылались им, Тихоном, и за границу, причём эта переписка происходила таким образом, что письма им, Беллавиным, сдавались в незапечатанном виде Гурьеву, управляющему канцелярией, а Гурьев совершал уже дальнейшую отправку через миссии соответствующих стран. Что касается переписки с Польской епархией, то иногда он, Беллавин, лично передавал паке ты упомянутому выше Моравскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гр-н Беллавин ответил, что он исполнить требование делегации не может. Митрополит Пётр Блинов указал, что гр-н Беллавин продолжает не подчиняться и также упорствовать в своём решении. Архиепископ Леонид задал гр-ну Беллавину вопрос, явится ли он в суд в одеянии священника или же в обыкновенном мирском платье, на что гр-н Беллавин ответил, что он будет на суде в одежде священника. Архиепископ Леонид указал, что они категорически протестуют против этого шага гр-на Беллавина и ещё раз потребовали снятия одежды священника. Гр-н Беллавин указал, что на их протест о решении явиться в суд в одежде священника он вторично протестует против их постановления о снятии с него сана. Митрополит Пётр Блинов указал, что его решение быть на суде в одежде священника является кощунством, т. к. он в настоящий момент является обыкновенным мирянином и им, духовенству, будет стыдно того, что гр-н Беллавин появляется в суде в не присвоенных ему одеждах. На это указание гр-н Беллавин сказал, что ему за них, духовенство, стыдно, за их постановление. Представитель мирян Украины от лица украинских мирян предлагал гр-ну Беллавину снять одежды, т. к. неподчинение постановлению Собора повторит все те кровавые эксцессы, которые связаны с именем патриарха Тихона. Гр-н Беллавин опять отказался снять одежды священника. Делегацией составляется акт об отказе гр-на Беллавина снять одежды священника. В 3 часа гр-н Беллавин подписывает составленный акт, который также подписывается и всеми присутствующими членами делегации» 66 . Документ этот, составленный сухим канцелярским языком, не может не внушить отвращения к тем, кто в течение получаса издевался над престарелым Святителем, только что доставленным из тюрьмы ГПУ. О том, какие нравственные страдания претерпевал в это время Святейший, мы можем только догадываться. 3. Состояние обновленческого раскола после «собора» 1923 г. 16 июня 1923 г., стремясь сохранить Апостольскую преемственность иерархии и канонически верный церковный центр, патриарх Тихон подал заявление в Верховный суд с просьбой об освобождении из-под стражи и 27 июня 1923 г. был освобождён. В своём заявлении патриарх высказал раскаяние «в проступках против государственного строя» и просил освободить его из-под стражи. «При этом я заявляю Верховному Суду, – писал патриарх в заявлении, – что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года [дата неверна, правильно: 25(10)/7(11). – Сост.]. Взяв за эпиграф стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) «все, взявшие меч, мечем погибнут» ... Тихон Беллавин берет на себя... выступить против... правительства... с выпадами, называемыми им «горьким словом правды» ... В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон обвиняет... власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы», «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон Беллавин и восклицает: «от каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайком вывозите в Германию не вами накопленное золото» ... «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим» Отечество – «бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции...» Гр. Тихон Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели, вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. «Но какими названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 29, об., т. 1. Объявляя этот мир позорным, послание обращается к русскому народу, называя его «обольщённым», и призывает его: 1) прекратить свою классовую борьбу («разделять родную страну на враждующие станы» [в документе «страны». – Ред. 1) и 2) молить Бога, чтобы Он «даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые бы поправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные...» К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон-Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года. Л. Д. 40, т. 1. Взяв за эпиграф, стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) – «все взявшие меч мечем погибнут», обвиняемый Тихон-Беллавин берет на себя дерзость выступить против Правительства Рабоче-Крестьянского государства с контрреволюционными выпадами, называемыми им «горьким словом правды», в действительности же являющимися обычной монархическо-буржуазной агитацией противопролетарского характера. В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон, обвиняет Советскую власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной борьбой, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон-Беллавин и восклицает: «От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото...» Это обращение было издано гр. Беллавиным в октябре, после 4-го Съезда Советов, одобрившего политику СНК и ратифицировавшего Брестский мир. «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим отечество – бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 213. т. 1. На вопрос же о том, насколько вправе был гр. Беллавин-Тихон ссылаться на 73-е правило Апостольское и 10-е правило Двукратного Собора, говоря о святотатстве, экспертиза твёрдо установила, что и этого права у обвиняемого не было, ибо эти каноны разумеют исключительно случаи присвоения церковных предметов, составляющих принадлежность храмов и богослужения, священниками и иными лицами для собственных потребностей. Тихон и его соучастники – церковники выступили в этом случае против Рабоче-Крестьянской власти, просто цепляясь за всякую возможность и за всякий факт политической и общественной жизни, дабы вызвать какие-либо затруднения для Республики. Последнее, впрочем, признается самими авторами этого воззвания. Л. Д. 107, т. 1; Л. Д. 109, т. 1; Л. Д. 102, Т. 1. Обвиняемый Тихон-Беллавин признал, что это воззвание могло усилить волнения верующих на почве недовольства декретом 23 февраля 1918 года [н. ст.], точно так же, как и обвиняемый Никандр Феноменов, отдававший, как он заявил на допросе, отчёт себе в том, что оно должно было вызвать волнения верующих. Л. Д. 93. 94. т. 1. Это преступное воззвание от 15(28) февраля было составлено самим Патриархом Тихоном по совету и инициативе архиепископа Московского и Коломенского Никиндра Феноменова, епископа Серафима [Чичагова] Тверского, проф. Успенского и других близких Тихону лиц, следствием не установленных. Составив черновик этого воззвания, гр. Беллавин обсуждал его с гр. Феноменовым, который предложил внести в него, в виде дополнения, извлечение из 7-й главы книги Иисуса Навина о том, что еврей Ахан, укравший часть добычи, посвящённой Богу, был всенародно побит камнями. Л. Д. 107, т. 1. Тихон, однако, эту поправку отклонил. Составленное таким образом воззвание через того же архиепископа Никандра [Феноменова] было гр. Беллавиным передано управляющему канцелярией ВЦУ обвиняемому Гурьеву с указанием размножить и вручить тем лицам, которых он, Тихон, будет к нему направлять. Л. Д. 127, т. 1. Как показал впоследствии обвиняемый Гурьев, к нему было направлено обвиняемым Беллавиным 7– 8 человек, которым он и вручал эти воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архиепископ Леонид 81 задал гр – ну Беллавину вопрос, явится ли он на суд в одеянии священника или в обыкновенном мирском платье, на что гр – н Беллавин ответил, что он будет на суде в одежде священника. Архиепископ Леонид указал, что они категорически протестуют против этого шага гр – на Беллавина и еще раз потребовали снятия одежды священника. Гр – н Беллавин указал, что на их протест о решении его явиться в суд в одежде священника он вторично протестует против их постановления о снятии с него сана. Митрополит Петр Блинов указал, что его решение быть на суде в одежде священника является кощунством, т. к. он в настоящий момент является обыкновенным мирянином и им, духовенству, будет стыдно того, что гр – н Беллавин появляется в суде в неприсвоенных ему одеждах. На это указание гр – н Беллавин сказал, что ему за них, духовенство, стыдно, за их постановление. Представитель от мирян Украины от лица украинских мирян предлагал гр – ну Беллавину снять одежды, т. к. неподчинение постановлению собора повторит все те кровавые эксцессы, которые связаны с именем патриарха Тихона. Гр – н Беллавин опять отказался снять одежды священника. Делегацией составляется акт об отказе гр – на Беллавина снять одежды священника. В 3 часа гр – н Беллавин подписывает составленный акт, который также подписывается и всеми присутствующими членами делегации. В 3 часа 05 минут делегация удаляется. После удаления делегации я и тов. Тучков оставили помещение, занимаемое гр – ном Беллавиным». Прочитав эту классическую докладную записку, испытываешь большее омерзение не к чекистам, исполнявшим свои революционные репрессивные обязанности, а к священнослужителям, предавшим своего пастыря ради прибавки к жалованью да епископских одежд. Говорят, что спустя годы, когда чекист Тучков уже не занимался уничтожением Православной Церкви, он добрым словом вспоминал «тихоновцев» за их честность и принципиальность, а об обновленцах говорил с нескрываемым презрением. Проведя лжесобор, обновленцы торжествовали. Ведь их поддержали в борьбе с патриархом не только Советская власть, не только смалодушничавшее духовенство, но и некоторые восточные патриархи, добиваясь политической игрой помощи у такой мощной военизированной державы, как СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Так. Председатель: Значит, в этом вопросе можно понять, что вы эту пастырскую совесть не хотели успокоить? Св. Патриарх Тихон: Я вас не понимаю. Председатель: Если бы вы дали своё благословение, то совесть пастыря была бы спокойна и он отдал бы все, но так как не было благословения, а чувство христианской совести ему подсказывало, что надо отдать, то совесть его была в смятении, поэтому Трибунал и делает вывод, что вы не только не успокоили совесть, но наоборот, сделали так, что она должна была быть неспокойна, и породили сопротивляющихся. Св. Патриарх Тихон: Нет, не сопротивляющихся, ведь я не стою на точке зрения вашей советской власти, вы говорите, надо взять, и забираете. Председатель: Я призываю вас к порядку. Вы находитесь в Трибунале; Трибунал судит и ничего не забирает. Св. Патриарх Тихон: Простите, я имел в виду... Обвинитель: Скажите, мнение других священников было таково, что ваша ссылка на каноны совершенно ложна. Я просил бы поэтому вас ответить мне на следующий вопрос: что вы считаете святотатством и что означает этот термин, – содержит ли он в себе оценку преступления? Св. Патриарх Тихон: Эти слова я взял из канона. Обвинитель: Г-н Беллавин, я прошу вас отвечать на мои вопросы и желаю знать ответ без всяких увёрток, что значит святотатство. Вы, Патриарх, можете ответить? Св. Патриарх Тихон: Забрать священные вещи. Обвинитель: А слово «тать» – это что значит по-русски? Св. Патриарх Тихон: «Тать» это вор. Обвинитель: Значит, святотать – это вор по святым вещам? Св. Патриарх Тихон: Да. Обвинитель: Такими вы нас считаете? Св. Патриарх Тихон: Кого? Обвинитель: Представителей советской власти. Св. Патриарх Тихон: Нет, просите, т.е. ... (Сильный шум в зале. Председатель обращается к публике, затем к Суду, распорядителю, коменданту и предлагает удалить из зала всех шумевших во время дачи показаний Беллавиным и объявляет перерыв) Перерыв. Председатель: Заседание продолжается. Обвинитель Логинов, продолжайте ваши вопросы. Л. Д. 118. Обвинитель: Я вам задал вопрос, сознательно ли в своём воззвании вы употребили выражение, которое должно бы быть отнесено к советской власти, выражение, по смыслу которою ясно, что вы представителей советской власти называете ворами?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: Вот, в связи с этим и ставится вопрос: не с точки зрения церковных канонов, а с точки зрения юридической: вот, имеется закон о том, что все церковное имущество изъято от Церкви и принадлежит государству, следовательно, распоряжаться им может только государство, а ваше послание касается распоряжения имуществом и даёт соответствующие директивы, законно или нет это? Св. Патриарх Тихон: С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно. Обвинитель: Значит, с советской точки зрения незаконно, и это вы учитывали и знали, когда писали послание? Св. Патриарх Тихон: В моем послании нет, чтобы не сдавать. А вот я указываю, .что кроме советской есть церковная точка зрения и вот с этой точки зрения – нельзя. Обвинитель: Вы говорите, что вы не указывали, чтобы не подчиняться советской власти, а как вы думали, в какое положение поставили вы своим посланием верующих? Св. Патриарх Тихон: Они сами могут разобраться. Я выпустил послание и отдал его Никандру [Феноменову] для того, чтобы он сообщил в Синод и епархии. Председатель: Вам известно, что было в Шуе при изъятии? Св. Патриарх Тихон: Известно. Обвинитель: Ну вот это, что было в Шуе, и есть результат того, что вы предоставили своим гражданам разбираться. Св. Патриарх Тихон: Почему же вы думаете, что это? А в других местах граждане иначе разбирались. Обвинитель: А как в Москве происходило изъятие, вам известно? Св. Патриарх Тихон: По газетам. Обвинитель: И вам известно, что здесь граждане тоже сами разбирались? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в громадном большинстве совершенно спокойно. Председатель: А в некоторых местах? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в Дорогомилове... Обвинитель: Вам известны взгляды священников на это воззвание? Св. Патриарх Тихон: Каких священников – московских? Обвинитель: И других местностей. Св. Патриарх Тихон: Мною было сдано Никандру [Феноменову]... Обвинитель: Вам известно, что среди духовенства имеется противоположная точка зрения на возможность изъятия ценностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

05.03.1854 08.09.1854 МИНГРЕЛЬСКАЯ 30.08.1865 04.01.1871 Тимон Русанов КУСТАНАЙСКАЯ Тимофей КРУТИЦКАЯ 22.07.1404 (22.03.1416) Тимофей Зайков ЧЕБОКСАРСКАЯ, обн. 22.04(05.05)1923 24.07(06.08)1923 ЧЕБОКСАРСКАЯ, обн., паки 29.02(13.03)1924 23.04(06.05)1928 Тимофей Котлеров-Вещезеров СТАРОРУССКАЯ 07.10.1828 13.03.1834 СМОЛЕНСКАЯ 13.03.1834 16.05.1859 Тимофей Успенский ЛИВНЕНСКАЯ, обн. 25.06(08.07)1923 в/у ОРЛОВСКАЯ, обн. 25.06(08.07)1923 в/у БРЯНСКАЯ, обн. (Тимофей Штретер (ПАЦ) ЛЮБЛИНСКАЯ ПАЦ ХОЛМСКАЯ ПАЦ БЕЛОСТОКСКАЯ ПАЦ 09(22)06.1948 в/у ВАРШАВСКАЯ ПАЦ 09(22)06.1948 Тимофей Щербацкий (Щербак) КИЕВСКАЯ 10.03.1748 22.10.1757 МОСКОВСКАЯ 22.10.1757 18.04.1767 КАЗАНСКАЯ 23.03.1589 КОЛОМЕНСКАЯ 28.02.1520 Св. Тихон Беллавин ЛЮБЛИНСКАЯ 19.10.1897 14.09.1898 АМЕРИКАНСКАЯ 14.09.1898 25.01.1907 ЯРОСЛАВСКАЯ 25.01.1907 22.12.1913 ВИЛЬНЮССКАЯ 22.12.1913 23.06.1917 МОСКОВСКАЯ 23.06.1917 21.11.1917 ВСЕРОССИЙСКАЯ 21.11.1917 25.03(07.04)1925 Тихон Василевский БАЛТСКАЯ 26.05.1903 16.06.1905 КОСТРОМСКАЯ 16.06.1905 11.07.1914 КУРСКАЯ 11.07.1914 15.05.1917 ВОРОНЕЖСКАЯ в/у АЛАТЫРСКАЯ в/у СИМБИРСКАЯ ВОРОНЕЖСКАЯ, обн. 07.1923 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 07.1923 08.1923 КИЕВСКАЯ, обн. 08.1923 11.1923 ВОРОНЕЖСКАЯ, обн., паки 11.1923 04(17)07.1926 Тихон Воинов КРУТИЦКАЯ 21.04.1695 25.03.1699 КАЗАНСКАЯ 25.03.1699 24.03.1724 Тихон Донебин-Троицкий САРАПУЛЬСКАЯ 18.07.1882 08.03.1886 КРАСНОЯРСКАЯ 08.03.1886 28.03.1892 ИРКУТСКАЯ 28.03.1892 29.06.1911 Тихон Емельянов в/у НОВОСИБИРСКАЯ 12(25)01.1990 05(18)08.1990 НОВОСИБИРСКАЯ 06(19)08.1990 03(16)07.1995 БРОННИЦКАЯ 03(16)07.1995 13(26)12.2000 НОВОСИБИРСКАЯ, паки 13(26)12.2000 Тихон Клитин МУРОМСКАЯ 26.04.1892 30.11.1895 ПРИЛУКСКАЯ 30.11.1895 15.11.1896 ОРЕНБУРГСКАЯ 15.11.1896 05.12.1896 Тихон Лобковский в/у ЕЙСКАЯ 11(24)12.2004 21.03(03.04)2005 ЕЙСКАЯ 21.03(03.04)2005 Тихон Малинин ВОРОНЕЖСКАЯ 19.05.1775 06.05.1788 ТВЕРСКАЯ 06.05.1788 18.05.1792 АСТРАХАНСКАЯ 18.05.1792 14.11.1793 Тихон Малышкин ЯРОСЛАВСКАЯ 15.01.1490 15.01.1503 Тихон Морошкин КИРОВОГРАДСКАЯ 08.09.1895

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель: Трибунал интересуется вопросом – какой общий порядок писания посланий у вас был всегда: Вы сами или у Вас были помощники, сотрудники, советники, которые бы обдумывали текст воззваний? Св. Патриарх Тихон: Текст воззвания и обдумывают, может быть, иногда, но я сам пишу. Раз моя подпись, то я отвечаю за это. Председатель: Кто еще вырабатывает эти воззвания? Св. Патриарх Тихон: Раз я отвечаю, то какое имеет значение, кто помогает или кто вырабатывает? Председатель: Трибунал интересует вопрос об управлении иерархии[ей], как идет это управление? И вопрос о воззваниях, пишутся ли они собственной Вашей рукой или могут быть составлены кем-нибудь другим и представлены на Ваше утверждение? Св. Патриарх Тихон: Это я сам составлял, а послание в Помгол составил отец протоиерей Цветков, потому что это дело вел он. А к этому воззванию он никакого участия не имел (Акты..., С. 196) Обвинитель: Я прошу, чтобы свидетель объяснил, как понимать святотатство по канону. Св. Патриарх Тихон: По канонам это святотатство. Обвинитель: А с точки зрения нравственности? (Акты..., С. 200) Обвинитель: Скажите, мнение других священников было таково, что Ваша ссылка на каноны совершенно ложна 32 ... Что Вы считаете святотатством и что означает этот термин, – содержит ли он в себе оценку преступления? Св. Патриарх Тихон: Эти слова я взял из канона. Обвинитель: Г-н Беллавин, я прошу вас отвечать на мои вопросы и желаю знать ответ без всяких уверток, что значит святотатство. Вы, Патриарх, можете ответить? Св. Патриарх Тихон: Забрать священные вещи. Обвинитель: А слово «тать» – это что значит по-русски? Св. Патриарх Тихон: «Тать» это вор. Обвинитель: Значит, святотать – это вор по святым вещам? Св. Патриарх Тихон: Да. Обвинитель: Такими вы нас считаете ? Св. Патриарх Тихон: Кого? Обвинитель: Представителей советской власти. Св. Патриарх Тихон: Нет, простите, т. е. ... (Сильный шум в зале. Председатель обращается к публике, затем к Суду, распорядителю, коменданту и предлагает удалить из зала всех шумевших во время дачи показаний Беллавиным и объявляет перерыв) (Акты..., С. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010