«19 марта 1990 г. Понедельник Крестопоклонной седмицы». На основной горизонтальной полосе креста написано: «Животворящий крест сей смиренно преподносится от Общества за Россию Великому Господину Святейшему Тихону Патриарху Московскому и всея Руси» На наклонной полосе креста начертано: «В день поставления на Патриарший престол 21 ноября 1917 года» Ниже на вертикальной полосе креста патриарх Тихон поставил крестик, а затем написал: «Братству при Александро-Невской Лавре в Петрограде Смиренный Патриарх Тихон 3 июля 1921 года» Крестик, поставленный патриархом, и сейчас хорошо виден. Слова же, начертанные им, потускнели. Святейший патриарх Тихон при написании даты часто пользовался новым стилем. Это следует, в частности, из опубликованного в упомянутой выше книге о «Братстве...» рапорта, поданного 12/25 марта 1925 года святейшему патриарху Тихону епископом Иннокентием (Тихоновым). Накладывая резолюцию, патриарх поставил дату: «25 марта 1925 года». В книге: «Акты Святейшего Патриарха Тихона» дата на многих резолюциях патриарха также соответствует новому стилю. На кресте написано: «3 июля 1921 года». По новому стилю это был день воскресный – день Всех Русских святых. О том, что данное знаменательное событие в жизни Братства произошло в день этого праздника, говорит, в частности, то, что в годы гонений при жизни золотого фонда Братства в Средней Азии службы тайно совершались в доме на престоле в честь Русских святых. Знаменательно и то, что 3 июля – день перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, покровителя владыки Гурия. Особо же знаменательно то, что через два дня после (того, 5 июля 1921 года, профессор Петроградской Духовной академии А. А. Бронзов в своем отзыве на диссертацию будущего исповедника игумена Варсонофия написал: «При чтении сочинения г. Веревкина бросается в глаза та необыкновенная любовь, какою автор, бесспорно, был проникнут по отношению к его теме. Видно, что молитва интересовала его не просто как предмет лишь изучения, а гораздо больше. Как нечто самое близкое и дорогое его сердцу... Автор, знакомясь со святоотеческими воззрениями, плодом зрелым и жизненно полезнейшим, видимо, желал бы провести их, эти воззрения, в свою собственную жизнь... Приходится только удивляться, как он при самых неблагоприятных условиях, в каких находился во время изучения вопроса о молитве, сумел так внимательно и глубоко вдуматься в дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Касаясь истории происхождения этого акта, следует заметить, что, как удалось выяснить впоследствии, при разборке в Москве личного архива Преосвященного Гомельского Тихона [Шарапова], инициатором и автором этого послания являлся сам этот Преосвященный, всего за несколько дней до этого принявший на себя, по указу Святейшего Патриарха от 17(30) марта 1925 г. «духовное попечение о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу»; что он должен был совмещать одновременно с управлением вверенной ему Гомельской епархией, расположенной невдалеке от польских рубежей (учитывая тогдашние государственные границы). Так, среди архивных бумаг и документов, на одной из страниц невыясненного зарубежного русского издания в Польше, посвящённого местным церковным вопросам (кажется, это был лист из брошюры, озаглавленной: «О том, как была введена автокефалия Православной Церкви в Польше», – но это предположительно), был воспроизведён текст этого патриаршего послания, на коем рукою Преосвященного Тихона [Шарапова] написано следующее: «Сей Акт написан мною, мною же представлен к подписи Патриарха и, по подписании, послан в Польшу на имя сенатора Богдановича В. В. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. 2 мая 1934 г. [ст. ст.?) Москва». Таким образом, следует думать, что подписание этого акта Святейшим Патриархом было произведено в Бакунинской лечебнице накануне дня своей кончины, т. е. 24 марта (6 апреля) 1925 г., в канун Благовещения. В действительности, однако, дело это могло обстоять и несколько иным образом; Святейший мог подписать это послание и несколькими днями раньше, т. е. будущим числом (хотя это обычно и не практиковалось), так как Преосвященный Тихон [Шарапов] ещё за несколько дней до кончины Патриарха, отправляясь в Гомельщину на свою епархию, мог предложить Патриарху послание к подписи во время своего прощального визита в Бакунинскую лечебницу. Иначе остаётся предположить, что подписание этого акта происходило (под Благовещение) уже в отсутствии составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не Наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчинённых и была «страшна не для добрых дел, а для злых» ( Рим.13:3 ). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 ). Тихон, Патриарх Московский и всея России. 25 октября (7 ноября) 1918 года. Вестник русского студенческого христианского движения. 1968. Фрагменты Обращения Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции (из различных изданий) 1 . «...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Мф.7:9–10 )... Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порождённой вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати... злобные богохульства и кощунства... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей... Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины – прихода... разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви... Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим то будет свидетельством справедливости Наших обличений... Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лк.11:50 ). и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Мф.26:52 )». ...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу? О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает Нас в трепет. Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России. Наступающие дни святого Успенского поста особенно благоприятны для этого. Посему Мы и назначаем их, особенно дни 2 и 3 августа, для нарочитого всенародного молитвенно-покаянного подвига. Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалью вашей перед лицом нашей Заступницы усердной и всем сонмом великих угодников Божиих. Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть пред духовным отцом и укрепится приобщением животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа. Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и Духом владычним, Духом силы и крепости утверди нас. Воссияй в сердцах наших свет Твоего разума, и «посети виноград сей, и сверши и, егоже насади десница Твоя» ( Пс.79:15–16 ). Аминь. Тихон, Патриарх Московский и всея России Следственное дело С. 826–827. Обращение к чадам Святой Православной церкви в земле Литовской (Не позднее 24 августа (6 сентября)1918 г.) Чадам Святой Православной церкви в земле Литовской Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ( 1Кор 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С. 13. Л. Д. 45, об., т. 1. К словам: «...Это воззвание было распространено тихоновцами...» Подчёркнуто. С. 13. Л. Д. 46, т. 1; Л .Д. 47, об., т. 1. К словам: «...Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем...» Таким образом, бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за ее пределами». Отчёркнуто. С. 13. Л. Д. 131. об., т. 1. К словам: «По признанию самого обвиняемого Беллавина, во время гражданской войны 1917–1919 годовой оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку...» Отчёркнуто. «Ввиду моих настроений в то время я лишь оказывал Д. и К. моральную поддержку, не доходившую, однако, до дачи им благословения». С. 14. Л. Д. 123. т. 4. «К этому времени же относится связь обвиняемого...» Слово «связь» подчёркнуто. Л. Д. 155, т. 4. К словам: «Все это хорошо было известно гр. Беллавину, который, однако, как сам он это признает, ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года (невмешательство духовенства в политику), прикрывшись формальной отговоркой, что с Архангельском не существовало прямой связи и что архиепископ Нафанаил [Троицкий], ответственное по Архангельской епархии лицо, находился тогда в Москве». Отчёркнуто. Слова «ничего не считал нужным сделать в осуществление своего собственного предписания от 19 января (1 февраля) 1918 года» подчёркнуты. С. 14. Л.Д. 153, т. 1. К словам: «Беллавиным была установлена связь с контрреволюционерами в Ставрополе...» Подчёркнуто, «а». С. 14. Л. Д. 121, 122, т. 4. К словам: «...преступные сношения со своими зарубежными единомышленниками...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности 6 ноября 2019 г. 18:04 6 ноября 2019 года в здании Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московского и всея Руси Кирилл и заместитель председателя Общества русской словесности, ректор МГУ академик В.А. Садовничий возглавили пленарное заседание II съезда Общества русской словесности. Делегатами и гостями съезда стали преподаватели ведущих гуманитарных и педагогических вузов, учителя русского языка и литературы из разных регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительских и общественных организаций, студенты филологических и педагогических вузов. В работе съезда приняли участие представители Русской Православной Церкви: председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон , главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков  и другие. На повестке пленарного заседания были вопросы, связанные с местом русской словесности в системе гуманитарных знаний, ролью учителя русского языка и литературы в современном гуманитарном пространстве, современными подходами и технологиями преподавания словесности, психолого-педагогическими проблемами дошкольного, школьного и вузовского образования, ролью музеев и библиотек в формировании современной социокультурной среды, а также общим состоянием филологической культуры в стране и культурно-просветительской деятельностью.  В начале заседания В.А. Садовничий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла, делегатов и гостей съезда. Ректор МГУ, в частности, отметил: «Первый съезд Общества прошел в мае 2016 года. За три года насыщенной и плодотворной работы под председательством Его Святейшества Общество зарекомендовало себя как авторитетная общественная организация, деятельность которой направлена на консолидацию усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, мировой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы, укрепления единого культурно-образовательного пространства и культурно-просветительской деятельности».

http://patriarchia.ru/db/text/5527147.ht...

Кто-то может упрекнуть автора фильма в пристрастности. Ведь и русские князья неоднократно плавали в Царьград с той же самой целью – пограбить богатых византийцев. Однако о. Тихон вовсе не обходит молчанием эти эпизоды. Он лишь оговаривается: «Русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии! Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство и науки. Главным сокровищем Византии был Бог... И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии». То есть одни выбрали хлам, а другие – храм. Вот и вся разница между Западом и Россией. Конечно, западопоклонничество в России болезнь застарелая, и ее не искоренить одним (даже самым прекрасным и убедительным) фильмом. Но, во-первых, об этом следует постоянно напоминать молодым и говорить прямо – так или подобно тому, как сказал о. Тихон. Ведь замалчивание этой темы толкает новые и новые поколения молодежи в рабскую зависимость от западных ценностей. Во-вторых, об этом следует напоминать власть предержащим, среди которых немало тех, кто, исповедуя культ золотого тельца, строит в России ту самую политическую, экономическую и финансовую системы, которые не имеют ничего общего с нашей историей, с нашей национальной традицией. Фильм о. Тихона не скрывает проповеднических задач. Абсолютно точно определяет его жанр – как поучение, наставление – Андрей Фефелов в газете «Завтра»: «По сути, фильм отца Тихона – укорененная в русской духовной традиции форма увещевания власть имущих при помощи метафорически точного и зримого сходства Московской Руси с Царством Нового Рима. Письмо псковского старца Филофея к Великому князю Василию, обращение митрополита Московского и всея Руси Макария к молодому Ивану Грозному, патриаршие послания Никона к царю Алексею Михайловичу – все они содержали в себе некий знаменательный и важный «византийский урок». Действительно, либералы, которые, едва оторвавшись от еще не остывших телеэкранов, начали историческую критику «Византийского урока», тут же сели в лужу, поскольку фильм лишь отчасти исторический, гораздо в большей степени аллегорически-дидактический. Можно в этой связи вспомнить и язык оды XVIII в., где правитель и государство представлялись в неких условно-исторических образах. Вспомним знаменитое державинское:

http://pravoslavie.ru/36477.html

Еще 12 марта 1917 года, вы «епископы, клир церковный и представители мирян; собравшись в Мцхете, в католикосском всея Грузии храме Двенадцати Апостолов, – как говорится в одном составленном вами документе, – единогласно и единодушно постановили – с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление Грузии и, пока произведены будут канонические выборы католикоса Грузинской церкви, местоблюстителем его назначить Преосвященного Леонида, Епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления церковию, под его председательствованием, учредить временное управление Грузинской церкви в составе духовных и светских лиц». Тогда же вы заявили Экзарху Грузии, архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону, что он «юридически и фактически перестает быть Экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, и лишается права распоряжаться грузинскими епархиями». Порвав канонические отношения с Православною Русскою Церковью , вы поспешили исхлопотать у Временного Правительства особое постановление от 27 марта относительно автокефалии Грузинской церкви. И хотя в этом постановлении было сказано, что Временное Правительство не касается канонической стороны восстановления автокефалии Грузинской церкви и выражает твердую уверенность, что «закрепление церковно-канонических основ акта самоопределения Грузинской церкви» совершится «в духе церковного мира и любви, по сношении церкви Грузинской с Православною Русскою Церковью», вы, однако, продолжали пребывать вне всякого общения с Русскою Церковью, не признавали канонической над собою власти Святейшего Синода и действовали с полным пренебрежением к русскому церковному представительству в Закавказье. Одновременно вами допускались разные нарушения церковного порядка в епархиях с русским православным населением и по отношению к тамошним русским деятелям на поприще управления и просвещения и совершались захваты принадлежащего русским учреждениям имущества. Ваши неканонические действия завершились 8 сентября избранием епископа русской церкви, Преосвященного Кириона, католикосом всея Грузии, открытием новых митрополичьих и епископских кафедр и возведением на них подчиненных Святейшему Синоду епископов и архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Еще 12 марта 1917 года вы, «епископы, клир церковный и представители мирян, собравшись в Мцхете, в католикосском всея Грузии храме Двенадцати Апостолов, – как говорится в одном составленном вами документе, – единогласно и единодушно постановили – с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить Преосвященного Леонида [Окропиридзе], епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью , под его председательствованием, учредить Временное управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц». Тогда же вы заявили Экзарху Грузии, архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону [Рождественскому], что он «юридически и фактически перестает быть Экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, и лишается права распоряжаться грузинскими епархиями». Порвав канонические отношения с Православной Русской Церковью, вы поспешили исхлопотать у Временного правительства особое постановление от 27 марта относительно автокефалии Грузинской Церкви. И хотя в этом постановлении было сказано, что Временное правительство не касается канонической стороны восстановления автокефалии Грузинской Церкви и выражает твердую уверенность, что «закрепление церковно-канонических основ акта самоопределения Грузинской Церкви» совершится «в духе церковного мира и любви, по сношении Церкви Грузинской с Православной Русской Церковью», вы, однако, продолжали пребывать вне всякого общения с Русской Церковью, не признавали канонической над собой власти Святейшего Синода и действовали с полным пренебрежением к русскому церковному представительству в Закавказье. Одновременно вами допускались разные нарушения церковного порядка в епархиях с русским православным населением и по отношению к тамошним русским деятелям на поприще управления и просвещения и совершались захваты принадлежащего русским учреждениям имущества. Ваши неканонические действия завершились 8 сентября избранием епископа Русской Церкви, Преосвященного Кириона, Католикосом всея Грузии, открытием новых митрополичьих и епископских кафедр и возведением на них подчиненных Святейшему Синоду епископов и архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010