Подчёркнуто. На левом поле знак:=. Обвинительное заключение... М, 1923 Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 114 В Верховный Суд РСФСР содержащегося под стражей Патриарха Тихона (Василия Ивановича Белавина) Заявление Обращаясь с настоящим в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее: Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям Уголовного Кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции. 16 июня 1923 г. [н. ст.] Патриарх Тихон (Василий Белавин). 1. Безбожник. 1923. 23 2. Сахаров К. И. Патриарх Тихон. М, 1925 3. Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 2. С. 148–149 Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР Протокол 56 распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 12 (25) июня 1923 года в составе председателя тов. Карклина и членов тт. Галкина и Челышева при секретаре тов. Вишняк. Слушали: Заявление гр. Белавина Василия Ивановича (бывшего Патриарха Тихона) об изменении принятой в отношении его меры пресечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Аналогично, как и Тимбо, ведет себя иеродиакон Тихон Горбатенко, который бравирует якобы получаемыми от Вас непосредственно письмами и директивами и также вносит большую смуту в среду верующих людей своими некорректными выступлениями, всячески критикуя все проводимые нами мероприятия, козыряет тем, что он по моем вступлении в должность Управляющего округом меня еще не видел и ни разу не брал у меня благословения. Иеродиакон Тихон представляет собой человека, вся деятельность которого направлена не к созиданию, а наоборот, к разрушению достигнутого с большим трудом умиротворения в среде вверенной мне паствы. Было бы весьма полезно, если бы Вы, дорогой Григорий Иванович, также прислали бы для него небольшое внушение с предложением вести себя несколько корректнее по отношению к своему архипастырю и бывшему духовному отцу (о. Тихон был мною пострижен в монахи и рукоположен в сан иеродиакона). Пишу Вам об этом и прошу Вашего содействия, т. к. полагаю, что это будет много лучше и без всякого шума принесет свою пользу. Земно кланяюсь Святейшему Патриарху и любимой Москве. Бог благословит все Ваши благие дела. Духовно расположенный Ваш богомолец Архиепископ Нестор. 62 137 Святейшему Патриарху Алексию 18 августа 1946 г. г. Харбин Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество Всемилостивый Архипастырь и Святейший Отец. С чувством душевного трепета и сыновней покорности приношу вам свою сердечную благодарность за то доверие, которым Ваше Святейшество облекли мое недостоинство, назначив Экзархом Московской Патриархии по Восточной Азии с возведением в сан митрополита. 138 Ваш указ о преобразовании митрополичьего округа в Восточно-Азиатский Экзархат поистине является высоким актом отеческого Вашего попечения об утверждении авторитета Русской Православной Церкви здесь, за границей, на Дальнем Востоке. Указ получен в Харбине 8-го сего августа в 9 часов вечера накануне престольного в приделе нашей Обители Милосердия праздника в честь св. великомученика Пантелеймона и как раз в годовщину объявления войны с Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Заседание Президиума Общества русской словесности 17 марта 2017 года 17 марта 2017 года в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности. Общество, созданное в марте 2016-го, за год существования уже провело ряд мероприятий и проделало значительную работу. Целью состоявшегося заседания стало подведение промежуточных итогов. Состав Президиума был избран на I Съезде Общества русской словесности. Участие в заседании приняли: Святейший Патриарх Кирилл, являющийся председателем Общества русской словесности, в начале заседания произнес вступительное слово . Затем слово взяла президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Л.А. Вербицкая, рассказавшая о Концепции языковой политики Российской Федерации. Решение о создании данной концепции содержалось в резолюции Съезда Общества: «Съезд постановляет: под патронатом Общества русской словесности провести экспертизу состояния нормативно-правового обеспечения языковой политики и начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации; провести широкое научное и общественное обсуждение перечня произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе». Л.А. Вербицкая сообщила о проделанной в этом направлении работе и очертила круг задач на текущий год. Другой важной темой заседания стало обсуждение проекта «Пушкинский союз», старт которому был дан в конце 2016 года. О перспективах развития и плане ближайших мероприятий рассказал епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре и секретарь Общества русской словесности. С докладом о работе Общества российской словесности выступила министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева. Далее состоялось обсуждение доклада О.Ю. Васильевой. В нем приняли участие Святейший Патриарх Кирилл, Л.А. Вербицкая, А.Д. Беглов, епископ Егорьевский Тихон, В.Р. Легойда и др.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Судьба возлюбленной Невесты Христовой Церкви Святой, коея он был Первосвятителем, никогда не может подлежать случаю. Кто стяжал Её не серебром и золотом, а бесценною Кровию Своею, Тот не воздремлет, ниже уснет, храняй Её. Как всеведущий, Он твёрдо знает, когда нужно послать в Первосвященники Её Аарона, когда другого кого-либо из сынов пророческих и заранее Сам уготовляет избранных на дело служения пастырского. Ещё на студенческой скамье почившего Первосвятителя в шутку называли «Патриархом» за его серьёзность и величавость и спокойствие. Кто бы тогда мог подумать, что эта невинная шутка была отзвуком голосов иных и что она рано или поздно осуществится в действительности? Но она осуществилась, и митрополит Московский Тихон Всероссийским Поместным Собором после молитв к Богоматери был избран в Патриарха Московского и всея Руси. Мы не знаем, что сделали бы другие на этом посту кормчего Русской Церкви в такие трудные годы, но знаем и видим, что почивший Первосвятитель служил делу примирения. Надо было острие развернувшейся борьбы притупить, надо было найти общий язык, чтобы сохранить церковный корабль от потопления. Медленно шла эта серьёзная работа, но она шла, и общий язык постепенно находили. Здесь требовалось много такта и мудрости, много терпения и проницательности, много любви к своему делу и желания мира. В этом подвиге служения примирению церковный корабль, руководимый почившим Патриархом, иногда наклонялся слишком налево или слишком направо. Люди церковно сознательные в недоумении разводили руками, готовы были осудить своего Патриарха, заподозрить его в неверности и гибельном уклоне. Но время проходило, корабль выпрямлялся и средь бурь шёл величаво-спокойным ходом к цели Христовой. Мы не знаем, на что были [бы способны другие на этом посту, но мы знаем, что мудрость и любвеобильный такт Патриарха спасали положение. Знаем мы и другое, как болело сердце Патриарха от распрей церковных. Знаем, на какие жертвы он шёл, чтобы и отколовшихся чад собрать воедино. И многие иерархи и пастыри нашей Церкви вняли голосу любви своего Первосвятителя, на призыв своего Отца и Архипастыря: «Симон Ионин, любишь ли Мя» ( Ин.21:15 ) – они ответили Петровым: “Ей, Отче, Ты знаешь, что мы любим Тебя”, – и покаянно облобызали рамена почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

схиархимандрит Пантелеймон (Агриков) (1918–15.11.2000) Воспоминания Нравственно-аскетические труды Пастырское богословие Патрология Сборники Аудиокниги схиархимандрит Пантелеймон (Агриков) Духовный писатель, проповедник. Преподаватель и духовник в МДАиС. Биография Как автор схиархимандрит более известен под именем Тихон (Агриков). В миру - Агриков Василий Петрович, родился в 1918 году. Родной брат игумена Алексия (Агрикова). Ветеран Великой Отечественной войны, которую прошёл от начала до конца. По его словам, побывал не один раз на волосок от страшной смерти, пережил все страхи и муки войны. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. Служение в Троице-Сергиевой Лавре Начал монашеский путь в Троице-Сергиевой Лавре. В Лавре же закончил духовную семинарию, а потом академию. По окончании остался преподавать и духовничествовать в Московских духовных школах. Наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков) - будущий патриарх Московский и всея Руси - очень любил иеромонаха Тихона и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре тогда служились две Божественные литургии: наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон был его заместителем. Ему поручали ответственные посты: с 1954 года проходил послушание эконома Лавры, а с сентября 1955 года стал казначеем обители. Был исключительным тружеником и подвижником. Кроме перечисленных трудов, также заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам - на правом. Руководил также и любительским хором. Говорили, что спал он всего по двадцать минут кряду. В 1950-60-х годах стал широко известным духовником, снискал горячее почитание студентов, многие монахи также искали его духовного руководства. Всецело отдавался служению Богу и людям. Имел дар пробуждать в людях покаяние. Когда он проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, весь храм плакал. Перед исповедью всегда говорил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь - перед праздниками зачастую исповедовал с 10 часов вечера до 4 часов утра. Имел дар слез, дар молитвенного плача. Многие по молитвам старца исцелялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил расширенное заседание Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 г. 14:35 22 февраля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре . Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Краткий обзор деятельности Патриаршего совета за минувший год представил ответственный секретарь этого органа архимандрит Тихон (Шевкунов). «Одной из главных задач, которые ставились перед Патриаршим советом по культуре, было приведение в порядок взаимоотношений с музейным сообществом, с министерством культуры», — напомнил отец Тихон. Секретарь Патриаршего совета выразил надежду, что к сегодняшнему дню удалось в основном решить поставленную Его Святейшеством задачу. Итогом неоднократных встреч и обсуждения спорных моментов стало соглашение между Русской Православной Церковью и Министерством культуры РФ, которое может быть подписано в течение ближайшего месяца. По словам отца Тихона, в числе совместных проектов Церкви и министерства культуры — курсы повышения квалификации клириков и мирян в области сохранения памятников архитектуры и искусства, на которые предполагается направить десятки представителей Русской Православной Церкви, отвечающих за музейное дело. Еще одним направлением работы Совета стало взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний в области воспитательной работы. Намечена задача обеспечить кабельное телевещание во всех местах лишения свободы, что позволило бы регулярно знакомить заключенных с учебными и просветительскими материалами, а также шедеврами киноклассики. «Взаимодействие с ФСИН происходит достаточно интенсивно, хотя есть и организационные проблемы. Но уже в 60% мест лишения свободы проведены телевизионные кабели, и основной вопрос сейчас касается сбора контента», — уточнил отец Тихон. «После принятия соответствующего закона (о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения — Ред.), вокруг которого кипели такие страсти, я не получил ни одного негативного сигнала», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, продолжая затронутую отцом Тихоном тему, и попросил заместителя министра культуры РФ А.Е. Бусыгина охарактеризовать текущий уровень отношений между Церковью и музейным сообществом.

http://patriarchia.ru/db/text/2029336.ht...

(духовные лица лишь сопричисляются к орденам, но не состоят кавалерами оных); 3) при представлениях не делать ему земных поклонов. (“Церк.Ведом.” 1907 г., 28). Во время поездок по епархии Преосвященный Тихон однажды усмотрел, что в некоторых церквах проскомидийные деньги кладутся прямо на жертвенник. Чтобы в дальнейшем избежать такого неблагоговейного отношения к священному месту, он предписал завести по церквам епархии особые кружки, специально назначенные для проскомидийных денег. (“Церк.Вед.“ 1907, 30). Еще более показательным для архипастырского духа Преосвящ. Тихона явилось его распоряжение о ставленниках, приезжающих в Ярославль для рукоположения. Он предписал им не привозить с собой жен и останавливаться либо в Спасском монастыре, где имелось помещение для ставленников, либо у родных и знакомых, но не в гостиницах, где обстановка не способствует духовной сосредоточенности и молитвенному настроению, столь необходимым при рукоположении. («Церк.Вед.” 1907, 35). Все свои распоряжения и воспитательные мероприятия Преосв. Тихон проводил с необыкновенным тактом, не допускавшем никаких резких выпадов против виновных. Однако такое отношение к ним не было выражением излишней мягкости. Напротив, он был тверд и неподкупно справедлив, но свою твердость он осуществлял в отеческом терпении и благожелательности к подчиненным, которые любили его, как отца. Всеобщая любовь к архипастырю усугублялась его беспримерной доступностью и для духовенства и для мирян. Он не уставал оказывать самое трогательное внимание каждой просьбе и всякой нужде, пленяя сердца своей исключительной добротой и участливостью. Его внимание к подчиненным простиралось даже до того, что он записывал себе на память даты для дней Ангела, чтобы затем аккуратно посылать им письменные поздравления. Что это не было исканием популярности, а только выражением подлинно отеческого внимания, свидетельствует такой факт, уже в бытность владыки Тихона Патриархом старый швейцар Петербургской духовной академии в день своих имениу получил от него поздравительную телеграмму. Такое постоянство в отеческом внимании и такая простота в отношениях с людьми показывали в Преосвященном Тихоне необыкновенно чистое и смиренное сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Юкону. «В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – это летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной, грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках». Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров». Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по североамериканскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние в 7 300 миль или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов. «Всех провожавших его – здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении». От миссионерской епархии к поместной Церкви в Америке После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии, которая была непосредственно связана с помощью из России. Фактически после возникновения единой многонациональной Православной Церкви в Америке встал вопрос о независимости ее от Русской Православной Церкви и создании условий для формирования автокефальной Православной Церкви в Америке. Во многом это был результат особого апостольского видения и церковного строительства, которое навсегда связаны с именем святителя Тихона, просветителя Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1919 г. Божиею милостью Мы, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви. Господь не перестает являть милости Свои Православной Русской Церкви. Он дал Ей испытать Себя и проверить Свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внешнего Ее благополучия, а и во дни гонений. День ото дня прилагаются Ей новые испытания. День ото дня все ярче сияет Ее венец. Многажды беспощадно опускается на Ее озаренный смирением лик бич от враждебной Христу руки, и клеветнические уста поносят Ее безумными хулами, а Она, по-апостольски – в тщету вменяет горечь Своих страданий, вводит в сонм небожителей новых мучеников и находит утеху для Себя в благословении Своего небесного Жениха: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь» ( Мф. 5:11–12 ). Чада Мои! Пусть слабостью кажется иным эта Святая незлобивость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной человеческой привязанности к благам земли и удобствам мирской жизни христианских идеалов; пусть «невместимо» и «жестоко» кажется омирщенному пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за Христа, – но Мы умоляем вас, умоляем всех Наших православных чад не отходить от этой единственной спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного Нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения. Не омрачайте подвига своего христианского возвращением к такому пониманию защиты благополучия, которое бы унизило Ее и принизило бы вас до уровня действий Ее хулителей. Убереги, Господи, нашу Православную Русь от такого ужаса. Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг, и когда угнетенный страдалец призывает изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысл Божий уже ставит перед некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти, вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагеря. Разрастается пожар, сведение счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимоистребление – в партизанство со всеми его ужасами. Вся Россия – поле сражения! Но это еще не все. Дальше еще ужас. Доносятся вести о еврейских погромах, избиении племени, без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослепленной жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своем сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой-либо партии и с некоторых перенес свою озлобленность на всех. И в массовой резне тонут жизни вовсе непричастных причинам, пролившим такое озлобление.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 205, т. 3. Остов преподобного Феодосия подвергся значительному тлению и при растирании высохших костей превращался в порошок. При таком положении вещей вполне оказывалось понятным то беспокойство, которое проявили в деле вскрытия мощей церковные князья во главе с Тихоном. Л. Д. 147. т. 3. Результатом этого беспокойства и явился доверительный циркуляр, разосланный Патриархом 4(17) февраля 1919 г. по 62 адресам, причём самая рассылка происходила весьма конспиративным способом: в глухих конвертах, не сразу, а сам Тихон собственноручной надписью на рапорте Рункевича обозначал, кому посылать в первую очередь. Конспирация была, действительно, необходима, ибо в письме речь шла ни больше ни меньше, как о необходимости приведения мощей в порядок до их вскрытия для предупреждения неизбежного скандала. Л. Д. 150, т. 3. «Господу угодно было, – пишет Тихон по епархиям, – прославить некоторых святых Своих нетлением их тела; честные мощи таковых угодников Божиих открыто почивают в храмах в драгоценных раках-гробницах, сооружённых любовью верующих... Благочестивое усердие верующих, окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела, располагая в них, в подобающих облачениях, кости праведников и другие частицы святых их мощей... Считая необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю вашему Высокопреосвященству, по Вашему непосредственному усмотрению и распоряжению, с архипастырской заботливостью и рассуждением устранишь всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду. Молю Господа, да поможет Он Вам в этом деле и сохранит вас беспреткновенно в нынешних лютых для Церкви обстояниях». И вот на местах началась работа по перетряхиванию монастырской моли и мясных мух. Одно за другим идут донесения – отклики на патриаршее послание. Мощи проветриваются; вата убирается; подушки и воск удаляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010