1. Известия ЦИК, 1924. 22 марта. 67 2. Гидульянов П. В. Отделение Церкви от государства. М., 1924 Беседа Святейшего Патриарха Тихона с корреспондентом РОСТА в связи с состоявшимся постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о прекращении производством «Дела гр. Белавина и др.» Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре бывшего Патриарха Тихона. Вчера утром Тихон ещё не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал: «Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность как от меня, так и от моей паствы за такое милосердное отношение к моей прошлой деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдёт во мне лояльнейшего гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти». В дальнейшей беседе Тихон опроверг сообщение газеты «Накануне» о том, что с ним был удар. Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займётся теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор. Что касается замешанного в контрреволюционной деятельности американского митрополита Платона [Рождественского], то Тихон заявил, что уже наметил ему заместителя, который в скором времени и будет послан в Америку для вручения Платону указа о вызове в Москву и для принятия от Платона дел. Тихон отрицает газетные сообщения, исходящие из кругов Синода, о своих сношениях с католическою церковью. – Ни у меня, ни у моих епископов, – говорит Тихон, – не только не было разговора о каком бы то ни было примирении с католичеством, но и не возникало этого в мыслях. Примирения с Ватиканом нет и быть не может. Этот план противоречил бы всему мировоззрению Православной Церкви. Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по-прежнему ждёт покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года [дата неверна, правильно: 25(10)/7(11). – Сост.]. Взяв за эпиграф стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) «все, взявшие меч, мечем погибнут» ... Тихон Беллавин берет на себя... выступить против... правительства... с выпадами, называемыми им «горьким словом правды» ... В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон обвиняет... власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы», «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон Беллавин и восклицает: «от каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайком вывозите в Германию не вами накопленное золото» ... «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим» Отечество – «бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции...» Гр. Тихон Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели, вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. «Но какими названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 8, т. 5. Это воззвание знаменательно в следующих отношениях: оно определяет, прежде всего, отношение Тихона к Советской власти и изданным ею правительственным актам: 1) Тихон не может их одобрить, как будто бы кто-либо его об одобрении спрашивает; 2) Тихон грозит исполнителям закона – отлучением мирянам от Церкви и священнослужителям извержением из сана, призывая их этим самым к прямому противодействию требованиям закона; 3) Тихон знает в то же время, что власть 1922 года – это не власть 1918 года, в прочности которой ещё можно было сомневаться; 4) и тем не менее Тихон открыто идёт опять на борьбу с ней, несмотря на голод, несмотря на явную исключительность обстоятельств, вызвавших подобный акт, отчётливо сознавая все возможные последствия своего воззвания. В соответствии с позицией белогвардейской прессы, описанной выше, и с постановлениями Карловицкого собора, определявшими позицию белогвардейцев и Тихона в 1921 году, этот акт Тихона не может быть иначе квалифицирован, как новое продолжение той же политики борьбы с Советской властью всеми средствами, какие есть под руками, как послушное исполнение предписаний Карловицкого собора, с деятелями которого поддерживалась все время связь. Что дело обстояло именно так, доказывается тем, как и в истории с «мощами», что Тихон и в этом случае, как и раньше, не остановился ни перед подлогами, ни перед сознаваемой им возможностью провоцировать кровавые жертвы, которые должны были наступить в результате его послания. Специальная экспертиза, произведённая при судебном рассмотрении ряда дел по сопротивлению изъятию церковных ценностей, и, в частности, экспертиза в составе проф. Кузнецова, епископа Антонина [Грановского], протоиерея Ледовского и священника Калиновского, установила с несомненностью полное несоответствие с церковными канонами и историей древней Церкви тех ссылок, которые были на них сделаны бывшим Патриархом Тихоном в своём воззвании. Экспертиза установила, что каноническими правилами отнюдь не запрещено обращение церковного имущества на дела благотворения, вследствие чего Тихон не имел никакого, ни канонического, ни исторического права говорить о недопустимости этого изъятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: О каком документе вы говорите? Обвинитель: Священник Ледовский, Русанов и др. представили воззвание, которое в «Известиях ЦИК» было напечатано. Это воззвание собственноручно было подписано Патриархом. Председатель: Что это за воззвание? Св. Патриарх Тихон: Об изъятии ценностей. Председатель: Вы поняли, о каком воззвании идёт речь? Св. Патриарх Тихон: Да, но о чем оно говорило, я не знаю. Председатель: В этом воззвании говорилось о необходимости пойти на изъятие церковных ценностей, и вы там написали «согласен» и не возражаете. Вот обвинитель и спрашивает, как случилось: подписавши это воззвание, вы потом высказывались против изъятия? Св. Патриарх Тихон: Хорошо бы огласить это воззвание. Председатель: Обвинитель, у вас есть этот документ? Обвинитель: Нет. Председатель: Значит, вы приобщить его к делу не можете? Тогда я прошу не ссылаться на этот документ, и все вопросы, связанные с ним, устраняю. Обвинитель: Это может подтвердить священник Ледовский. Председатель: Тогда вы можете подтвердить вопрос о вызове Ледовского для освещения этого вопроса в качестве свидетеля, если этот момент имеет с вашей точки зрения отношение к обвинению, предъявленному к подсудимому [? – Сост.], но ссылаться на неизвестный или не приобщённый к делу документ вы не можете. Обвинитель: Священники, которые были на собрании у архиепископа Никандра [Феноменова], заявляют по очереди, что критиковать и обсуждать воззвания они не имели права. Правда ли это? Св. Патриарх Тихон: Не думаю. Обвинитель: Значит, они солгали? Св. Патриарх Тихон: Зачем выражаться так резко? Они могут стоять на своей точке зрения. Л. Д. 122. Обвинитель: Что вы с ними сговориться не можете? Каким образом оказались священники, которые позволяют себе критиковать? Это как раз те, которые заявили, что они боятся быть лишёнными сана. Вы говорите, что у них своя точка зрения. Что же, выходит, вы верили в непогрешимость людей? Св. Патриарх Тихон: Я вам скажу – мы даже не верим в непогрешимость папы. Обвинитель: А можно назвать грешных людей святыми?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 213. т. 1. На вопрос же о том, насколько вправе был гр. Беллавин-Тихон ссылаться на 73-е правило Апостольское и 10-е правило Двукратного Собора, говоря о святотатстве, экспертиза твёрдо установила, что и этого права у обвиняемого не было, ибо эти каноны разумеют исключительно случаи присвоения церковных предметов, составляющих принадлежность храмов и богослужения, священниками и иными лицами для собственных потребностей. Тихон и его соучастники – церковники выступили в этом случае против Рабоче-Крестьянской власти, просто цепляясь за всякую возможность и за всякий факт политической и общественной жизни, дабы вызвать какие-либо затруднения для Республики. Последнее, впрочем, признается самими авторами этого воззвания. Л. Д. 107, т. 1; Л. Д. 109, т. 1; Л. Д. 102, Т. 1. Обвиняемый Тихон-Беллавин признал, что это воззвание могло усилить волнения верующих на почве недовольства декретом 23 февраля 1918 года [н. ст.], точно так же, как и обвиняемый Никандр Феноменов, отдававший, как он заявил на допросе, отчёт себе в том, что оно должно было вызвать волнения верующих. Л. Д. 93. 94. т. 1. Это преступное воззвание от 15(28) февраля было составлено самим Патриархом Тихоном по совету и инициативе архиепископа Московского и Коломенского Никиндра Феноменова, епископа Серафима [Чичагова] Тверского, проф. Успенского и других близких Тихону лиц, следствием не установленных. Составив черновик этого воззвания, гр. Беллавин обсуждал его с гр. Феноменовым, который предложил внести в него, в виде дополнения, извлечение из 7-й главы книги Иисуса Навина о том, что еврей Ахан, укравший часть добычи, посвящённой Богу, был всенародно побит камнями. Л. Д. 107, т. 1. Тихон, однако, эту поправку отклонил. Составленное таким образом воззвание через того же архиепископа Никандра [Феноменова] было гр. Беллавиным передано управляющему канцелярией ВЦУ обвиняемому Гурьеву с указанием размножить и вручить тем лицам, которых он, Тихон, будет к нему направлять. Л. Д. 127, т. 1. Как показал впоследствии обвиняемый Гурьев, к нему было направлено обвиняемым Беллавиным 7– 8 человек, которым он и вручал эти воззвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 29, об., т. 1. Объявляя этот мир позорным, послание обращается к русскому народу, называя его «обольщённым», и призывает его: 1) прекратить свою классовую борьбу («разделять родную страну на враждующие станы» [в документе «страны». – Ред. 1) и 2) молить Бога, чтобы Он «даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые бы поправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные...» К вопросу о Брест-Литовском мире гр. Тихон-Беллавин возвращается неоднократно, варьируя мысли, высказанные им в послании от 5(18) марта 1918 г., но особенно подробно он останавливается на нем в своём обращении к Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918 года. Л. Д. 40, т. 1. Взяв за эпиграф, стих из Евангелия от Матфея ( Мф.26:52 ) – «все взявшие меч мечем погибнут», обвиняемый Тихон-Беллавин берет на себя дерзость выступить против Правительства Рабоче-Крестьянского государства с контрреволюционными выпадами, называемыми им «горьким словом правды», в действительности же являющимися обычной монархическо-буржуазной агитацией противопролетарского характера. В этом обращении гр. Беллавин, он же так называемый Патриарх Тихон, обвиняет Советскую власть в том, что она дала русскому народу «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». «Народу, изнурённому тяжёлой кровопролитной борьбой, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций», – продолжает Тихон-Беллавин и восклицает: «От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью. Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина сама провоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото...» Это обращение было издано гр. Беллавиным в октябре, после 4-го Съезда Советов, одобрившего политику СНК и ратифицировавшего Брестский мир. «Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, – продолжает Тихон, – а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир», «подменившим отечество – бездушным интернационалом» и стремящимся «руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«По долгу пастырского служения заявляю вам, – надменно обращается к Совнаркому Тихон-Беллавин, – что всякое оскорбление религиозного чувства народа... нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Полная уверенность Тихона в своей безнаказанности в праве «поучать» Правительство, дерзкое указание, что в случае неповиновения он, Тихон, предпишет народу «более повиноваться Богу, нежели человекам», – все это показывает, до какой степени наглости дошла в этот момент церковная контрреволюция и какую силу она за собой чувствовала. Одновременно Патриарх Тихон не пренебрегал и иного рода средствами, не менее уголовного характера, хотя отнюдь далеко не такого «божественного» происхождения. По делу вскрытия мощей Сергия Радонежского, чтобы предотвратить исполнение решения Сергиевского Исполкома о водворении «мощей» в Московский музей, Тихон вошел в тайное соглашение с инспектором РКИ гр. Мольвером, посланным Совнаркомом для специального обследования положения вещей на месте по жалобе Тихона на местных товарищей, и добился представления доклада, где Мольвер отстаивал точку зрения Тихона на недопустимость переноса «мощей» и требовал признания поведения Исполкома неправильным. Преданный по постановлению Совнаркома за ложный доклад суду Московского Трибунала, Мольвер заплатил пятью годами тюрьмы за свою стачку с Тихоном. Приёмы Тихона не теряют от этого своей характерности. Наконец, последним средством, применявшимся в крайнем случае, было провоцирование народных волнений путём набатного звона и натравливание нафанатизированной толпы на агентов власти при исполнении ими своих служебных обязанностей. Процессы 1918 и 1919 гг. показали, что и тут дело происходило по строго согласованному и тщательно подготовлявшемуся плану при участии церковников. Так, обманом и ложью, фабрикацией «мощей» и затем их «очищением», официальными петициями и нелегальными организациями, возбуждающими проповедями и прямой связью с контрреволюционерами, использованием советских чиновников и организацией бунтов, переговорами с английскими и французскими капиталистами и объединением усилий с русскими белогвардейцами – всеми этими средствами пользовалась и вела борьбу церковная иерархия, предводительствуемая Тихоном в период открытой гражданской войны в 1919–1920 гг., против Советской власти, – вела последовательно и планомерно, во исполнение поставленной Поместным Собором задачи – свержения Власти Советов и восстановления порядка, наиболее любезного церковникам, – царского самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Президиума Общества русской словесности 21 мая 2019 г. 18:31 21 мая 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности. В мероприятии приняли участие: председатель Патриаршего совета по культуре , ответственный секретарь Общества русской словесности митрополит Псковский и Порховский Тихон ; ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий; член Комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности О.П. Ткач; советник Президента РФ по вопросам культуры, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровая; президент Российского книжного союза, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; статс-секретарь — заместитель министра просвещения РФ П.С. Зенькович; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ; президент Фонда изучения исторической перспективы Н.А. Нарочницкая и другие. Заседание открылось вступительным словом председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, поблагодарил ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего за согласие занять пост заместителя председателя Общества.  В завершение своего выступления Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня заседания. Затем выступил ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. Основным направлениям деятельности Министерства просвещения России по сохранению, защите и развитию русского языка посвятил свой доклад статс-секретарь — заместитель министра просвещения П.С. Зенькович. Об основных результатах и развитии процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов. Новые возможности педагогического образования стали темой выступления ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова. Президиум утвердил Положение о премии «Лучший учитель русской словесности». Затем состоялось обсуждение вопросов подготовки Съезда Общества русской словесности. Президиум Общества русской словесности, заслушав прозвучавшие выступления и комментарии, постановил: По окончании заседания состоялась презентация новой книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Диалог с историей». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5438275.ht...

Гр. Тихон-Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели; вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. Л. Д. 43, об., т. 1. «Но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями». За эти «преступления» Советской власти Тихон-Беллавин и призывает гнев своего Бога на голову Рабочего правительства. Л. Д. 45, об., т. 1: «Взыщется всякая кровь праведная, вами проливаемая» ( Лк.11:5 ) и «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» ( Мф.26:52 ). Это воззвание было распространено тихоновцами не только в пределах РСФСР, но было перепечатано и распространено в стане Деникина, причём так называемое «Русское бюро печати» сопроводило его следующим примечанием: Л. Д. 46, т. 1: «Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Л. Д. 47, об., т. 1. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем... Таким образом бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за её пределами. Примечание «Русского бюро печати» о том случайном пути, которым обращение бывшего Патриарха будто бы дошло до эмигрантских кругов, впрочем, ни в малой степени не соответствует действительности. Подробное обследование в этом направлении привело к совершенно иным выводам. На самом деле между Тихоном-Беллавиным и вождями зарубежной контрреволюции установилась с первых дней Октябрьской революции тесная и непрерывная связь, не прекращавшаяся, в сущности говоря, ни в один из периодов борьбы белых против Красной Республики.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При таких условиях вступил на Патриарший Престол Святейший Тихон, при таких условиях в течение семи с половиной лет правил патриархатом. Ясно, сколь труден был его подвиг. Тем с большим духовным удовлетворением ныне мы свидетельствуем, что Святейший Тихон при окончании земного поприща имел полное право вместе со святым Павлом сказать: «Подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим.4:7 ). Он не допустил к чистой святой вере никаких примесей. Среди всеобщего разрушения и разложения он сумел сохранить и канонический организм церковный в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушение которого оказалось не под силу всесветным разрушителям. Подобно святителю Николаю, Патриарх Тихон для своих пасомых и сопастырей был тем «правилом (образцом) веры», держась которого верующие пребывали в вере, невзирая ни на что. Это значение Патриарха понимали противники веры, поэтому борьба их с верою в значительной степени обратилась в борьбу с «Тихоном». Хотя вкратце проследим те приёмы борьбы, которые были применены к нему и против коих он с честью устоял. Первый приём – обольщение: ценою признания власти разрушителей и поработителей, ценою публичного призыва народа к таковому признанию Патриарху давалась возможность купить себе все те внешние блага, какие способна дать своим сторонникам наличная власть. На эти искушения Патриарх ответил своими всему миру известными посланиями к народу, в коих он объявляет наличную власть безбожною и беззаконною и предаёт её анафеме. Нельзя отрицать того, что эти послания по содержанию своему являются не столько религиозно-церковными, сколько национально-политическими посланиями. Представители и наёмники Третьего Интернационала усмотрели в этих посланиях вмешательство Церкви в политику и всячески поносили и поносят за них Патриарха и его сторонников. Но родной Патриарху народ, история и живое христианское сознание не могут не видеть в этих посланиях высочайшего проявления христианского и гражданского мужества и верности национальному и патриаршему долгу. Подобно св. Филиппу и св. Гермогену, в тяжёлую для родины годину Патриарх должен был осветить народу текущие события с церковной точки зрения, и он этот свой долг исполнил. Значение этих посланий громадно: ими раз навсегда установлено в среде православных народных масс определенное мнение о наличной власти как власти безбожной, достойной анафемы, и этого мнения не рассеять ни прямым представителям Третьего Интернационала, ни их жалким наёмникам. Мы твёрдо уверены, что за эти послания и всю совокупность его национально-политических деяний не только мудрый град Ярослава Мудрого, но и вся Россия признает его своим «почётным гражданином”.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010