Председатель: Вот, в связи с этим и ставится вопрос: не с точки зрения церковных канонов, а с точки зрения юридической: вот, имеется закон о том, что все церковное имущество изъято от Церкви и принадлежит государству, следовательно, распоряжаться им может только государство, а ваше послание касается распоряжения имуществом и даёт соответствующие директивы, законно или нет это? Св. Патриарх Тихон: С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно. Обвинитель: Значит, с советской точки зрения незаконно, и это вы учитывали и знали, когда писали послание? Св. Патриарх Тихон: В моем послании нет, чтобы не сдавать. А вот я указываю, .что кроме советской есть церковная точка зрения и вот с этой точки зрения – нельзя. Обвинитель: Вы говорите, что вы не указывали, чтобы не подчиняться советской власти, а как вы думали, в какое положение поставили вы своим посланием верующих? Св. Патриарх Тихон: Они сами могут разобраться. Я выпустил послание и отдал его Никандру [Феноменову] для того, чтобы он сообщил в Синод и епархии. Председатель: Вам известно, что было в Шуе при изъятии? Св. Патриарх Тихон: Известно. Обвинитель: Ну вот это, что было в Шуе, и есть результат того, что вы предоставили своим гражданам разбираться. Св. Патриарх Тихон: Почему же вы думаете, что это? А в других местах граждане иначе разбирались. Обвинитель: А как в Москве происходило изъятие, вам известно? Св. Патриарх Тихон: По газетам. Обвинитель: И вам известно, что здесь граждане тоже сами разбирались? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в громадном большинстве совершенно спокойно. Председатель: А в некоторых местах? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в Дорогомилове... Обвинитель: Вам известны взгляды священников на это воззвание? Св. Патриарх Тихон: Каких священников – московских? Обвинитель: И других местностей. Св. Патриарх Тихон: Мною было сдано Никандру [Феноменову]... Обвинитель: Вам известно, что среди духовенства имеется противоположная точка зрения на возможность изъятия ценностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Так. Председатель: Значит, в этом вопросе можно понять, что вы эту пастырскую совесть не хотели успокоить? Св. Патриарх Тихон: Я вас не понимаю. Председатель: Если бы вы дали своё благословение, то совесть пастыря была бы спокойна и он отдал бы все, но так как не было благословения, а чувство христианской совести ему подсказывало, что надо отдать, то совесть его была в смятении, поэтому Трибунал и делает вывод, что вы не только не успокоили совесть, но наоборот, сделали так, что она должна была быть неспокойна, и породили сопротивляющихся. Св. Патриарх Тихон: Нет, не сопротивляющихся, ведь я не стою на точке зрения вашей советской власти, вы говорите, надо взять, и забираете. Председатель: Я призываю вас к порядку. Вы находитесь в Трибунале; Трибунал судит и ничего не забирает. Св. Патриарх Тихон: Простите, я имел в виду... Обвинитель: Скажите, мнение других священников было таково, что ваша ссылка на каноны совершенно ложна. Я просил бы поэтому вас ответить мне на следующий вопрос: что вы считаете святотатством и что означает этот термин, – содержит ли он в себе оценку преступления? Св. Патриарх Тихон: Эти слова я взял из канона. Обвинитель: Г-н Беллавин, я прошу вас отвечать на мои вопросы и желаю знать ответ без всяких увёрток, что значит святотатство. Вы, Патриарх, можете ответить? Св. Патриарх Тихон: Забрать священные вещи. Обвинитель: А слово «тать» – это что значит по-русски? Св. Патриарх Тихон: «Тать» это вор. Обвинитель: Значит, святотать – это вор по святым вещам? Св. Патриарх Тихон: Да. Обвинитель: Такими вы нас считаете? Св. Патриарх Тихон: Кого? Обвинитель: Представителей советской власти. Св. Патриарх Тихон: Нет, просите, т.е. ... (Сильный шум в зале. Председатель обращается к публике, затем к Суду, распорядителю, коменданту и предлагает удалить из зала всех шумевших во время дачи показаний Беллавиным и объявляет перерыв) Перерыв. Председатель: Заседание продолжается. Обвинитель Логинов, продолжайте ваши вопросы. Л. Д. 118. Обвинитель: Я вам задал вопрос, сознательно ли в своём воззвании вы употребили выражение, которое должно бы быть отнесено к советской власти, выражение, по смыслу которою ясно, что вы представителей советской власти называете ворами?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Это в другом смысле. Обвинитель: Значит, может быть и грешный, но не святейший? Св. Патриарх Тихон: Это по моему адресу? Председатель: Прошу обвинителя держаться ближе к существу дела. Обвинитель: Я хочу выяснить, разве для Патриарха Тихона не было святейших? Св. Патриарх Тихон: Святейший – это титул. Обвинитель: Что же, он никакого смысла не имеет? Св. Патриарх Тихон: Ну как же не имеет? Обвинитель: Что же, он для вас безразличен? Св. Патриарх Тихон: У католиков архиерея зовут «Ваше превосходительство». Председатель: Обвинителя, по-видимому, интересует: из того, что вы носите такой титул, не следует ли, что у священников есть мнение о вас, как о святейшем и непогрешимом? Св. Патриарх Тихон: Нет. Председатель: Ещё имеются вопросы?.. Здесь священник Михайловский указывал на то, что не мог огласить у себя в церкви ваше послание до конца, так как боялся, что оно вызовет в храме среди верующих возбуждение, и объяснил это, что слова эти содержали в себе угрозу настолько большую для верующих, что её было рискованно прочитать. Так оценил ваше послание священник уже старый, работающий несколько десятков лет. Вы считаете его оценку необоснованной? Л. Д. 123. Св. Патриарх Тихон: Не знаю, если не хотел, ну и не прочитал. Я даже удивляюсь, как он здесь, на скамье подсудимых. Я издал и поручил, чтобы архиерей разослал, а заставлял и принуждал ли он читать – я не знаю. Вот Михайловский не прочёл. Председатель: Вы говорите, что удивляетесь, что он на скамье подсудимых? Св. Патриарх Тихон: Да. Председатель: Хотя он и не прочёл, но только часть. А вам известно, что подав­ляющее большинство священников здесь потому, что они исполнили вашу волю: читали послание и делали все, что из него проистекает? Св. Патриарх Тихон: Я думал, что они здесь на скамье подсудимых по недоразумению. Председатель: По вашим инструкциям и директивам они вели всю кампанию против изъятия ценностей в духе вашего послания и развивали его дальше, произносили проповеди и теперь вот обвиняются по обвинительному акту в контрреволюционных действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: Значит, это у вас частная дискуссия? Вы сказали, что живете в одном доме. У вас канцелярия какая-нибудь есть? Св. Патриарх Тихон: У нас живут: я, управляющий епархией, затем Совет и есть ещё 13 комнат, которые числятся, что я занимаю. Председатель: Значит, вы занимаетесь все в одном помещении? Св. Патриарх Тихон: В общем помещении. В этом, кажется, нет ничего преступного. Председатель: Епархиальный совет, управляющий епархией были там же? Кажется, и Синод? Вы не помните, чтобы после такой дискуссии отменялась какая-нибудь из ваших резолюций? Не было таких случаев? Св. Патриарх Тихон: Я такого случая не припомню. Впрочем, вы, вероятно, разумеете... Председатель: Что? Св. Патриарх Тихон: Насчёт новшества богослужений, раскрытия церковных врат? Председатель: На эту тему вы и дискуссировали? Кто говорил вам на эту тему? Речь шла, вероятно, о священнике, который ввёл эти новшества? Св. Патриарх Тихон: Да, говорили члены епархиального совета. Председатель: А архиепископ Никандр [Феноменов] говорил с вами на эту тему? Св. Патриарх Тихон: На эту тему, я думаю, не говорил, потому что это было при покойном митрополите Евсевии [Никольском]. Председатель: Кто же вам доказал, что нельзя допускать новшеств? Св. Патриарх Тихон: Нельзя сказать, чтобы доказали, так как отец Борисов ссылался на такое основание и делал вывод, который был неправилен, поэтому я и взял назад резолюцию, которую раньше дал по поводу вводимых им новшеств. Председатель: Значит, такой случай был, и из этого факта, что вы все живете вместе, можно сделать предположение, что он был не единственный? Св. Патриарх Тихон: Это не преступление, а их долг. Они ближе стоят к народу и Никандру [Феноменову] и могли заявить мне, что это неудобно – такое воззвание. Председатель: К вам никто из обвиняемых не обращался по этому поводу? Вот о Борисове? Св. Патриарх Тихон: Не помню; кажется, Добролюбов обращался. Председатель: А через кого вы дали ваше первое разрешение служить при открытых дверях, и через кого оно было отменено?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: Если вам канон предписывает церковным имуществом управлять, а декрет говорит, что имущество принадлежит народу и им может распоряжаться только народная власть, вы считаете в данном случае необходимым подчиниться канонам и незаконно управлять церковным имуществом или соответствующему законодательству, на этот предмет существующему в государстве? Св. Патриарх Тихон: Управлять церковным имуществом я не могу, по той причине, что оно от меня отнято. Как вы изволите знать, папа считал себя государем без государства, когда итальянское правительство отняло у него имущество. Председатель: Вы считаете, что и вы государь, от которого отнято церковное имущество? Св. Патриарх Тихон: Конечно. Председатель: Это формально, а по существу дела вы считаете, что церковное имущество принадлежит духовенству? Св. Патриарх Тихон: Нет, – Богу, а по канону – Церкви. Председатель: Понятно, что если вы так оцениваете имущественное право, то духовные лица считают себя обязанными владеть им и управлять? Св. Патриарх Тихон: Нет, мы привлекаем и другой элемент. Председатель: Самый факт, что вы в послании устанавливаете, что некоторые сосуды нельзя брать, доказывает, что церковным имуществом этой категории может распоряжаться только иерархическая власть. Св. Патриарх Тихон: Поэтому я и просил приходские советы, что когда будут отбирать, чтобы они просили п замене сосудов равноценным капиталом, на что было обещание. Председатель: Вы просили епархиальные советы? Значит, проект о том, чтобы состоялись заявления об отмене, тоже исходил от вас? Св. Патриарх Тихон: Вы сказали епархиальные, а я говорил – приходские, и в этом нет ничего такого. С просьбой можно обращаться? Председатель: Можно. Итак, это от вас исходило? Св. Патриарх Тихон: Нет, это не точно, – и от других. Председатель: Но предложение это внесли вы? Св. Патриарх Тихон: Вносить не вносил, но когда приходили – говорил. Председатель: Какую форму управления паствой вы применяете? Ну вот мы знаем послание. Какими ещё путями вы управляете паствой в смысле передачи людям ваших мыслей, воли, указаний, распоряжений и т. д. Как осуществляется эта работа?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: Тут большая разница. Значит, за границей это одно, а дать самим – это другое. Вот когда нужно было, вы сочли возможным заявить за границей, а когда коснулся вопрос о немедленной близкой помощи, то вы выступили против. Св. Патриарх Тихон: Нет, прошу обратить внимание на то воззвание, которое прошло раньше. Председатель: Это старое воззвание? Св. Патриарх Тихон: На протяжении пяти дней сделанное мною предложение было отвергнуто на том основании, что с иностранными лицами, которых кто-то предлагал, не следует входить в отношения, т, е. вести переговоры с иностранцами может только сама власть. Председатель: Имеются ещё вопросы? Л. Д. 121. Обвинитель: К вам обращался кто-нибудь с просьбой подписать воззвание о помощи голодающим? Св. Патриарх Тихон: Нет. Обвинитель: А протоиерей Ледовский? Св. Патриарх Тихон: Вообще ко мне приходило много народу. Если Ледовский был вместе с Русановым, то я знаю, что вы имеете в виду. Но того, что Ледовский – миссионер или эксперт, этого я не знаю. Обвинитель: Как это могло случиться, что вы на одной и той же неделе за одно и то же и проклинали, и благословляли? Вы проклинали всех, кто будет изымать ценности, а когда священник Ледовский представил вам послание обратного значения, вы собственноручно подписали, что с ним согласны. Св. Патриарх Тихон: Но оно не прошло. Обвинитель: Как? Св. Патриарх Тихон: Оно не прошло. Я обращался в Помгол, и оно не прошло. Председатель: Значит, то ваше послание, которое вы послали для утверждения, не прошло, а прошло то, которое вы не посылали на утверждение? Св. Патриарх Тихон: Мы и теперь ждём ответа. Обвинитель: К нам в комитет приходили ходоки, крестьяне из Саратовской губернии, и заявляли, что Патриарх от своей точки зрения отказался, перестал упираться и благословил на изъятие. Св. Патриарх Тихон: Я это говорю не с целью агитации. Обвинитель: Какие обстоятельства заставили вас отступить от старой точки зрения и вместо проклятия дать благословение? Это так, и в подтверждение этого у меня имеется документ, исходящий от вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 125. Св. Патриарх Тихон: Мы с паствой непосредственно не соприкасаемся, а приходится соприкасаться с архиереями, которые от себя – с духовенством. Председатель: Значит, вы сообщаетесь с паствой по иерархической лестнице? Св. Патриарх Тихон: Да. Патриарх, Синод, епархиальный архиерей, викарий, затем благочинный и т. д. Председатель: Вы знаете о том, о том что церкви переданы в распоряжение групп верующих и никаких объединяющих организаций, в том числе и иерархии, как юридического лица, декрет не предусматривает? Св. Патриарх Тихон: Знаю. Председатель: Значит, здесь вы тоже сознательно не хотели подчиниться? Св. Патриарх Тихон: Это дело внутреннее; можно завести Патриарха, а можно завести и митрополита. Председатель: Подводя итоги, можно, значит, сделать вывод, что управление всей иерархией ведёте вы и что управление церковным имуществом вы считаете своей обязанностью, поскольку это вытекает из канона? Св. Патриарх Тихон: Но фактически, по существу, как видите, не могу. Председатель: Но попытки делаете? Здесь важно то, что знаете, что не можете, а все-таки делаете попытки. Св. Патриарх Тихон: Ведь советская власть не непогрешима. Папа не непогрешим. Почему же, если вы вступили в стадию переговоров, почему же нам нельзя переговорить с советской властью? Председатель: Но вы знали, что все эти, до иерархической лестницы, организации юридической силы не имеют и в этом смысле государством признаны быть не могут? Св. Патриарх Тихон: Да, но Церковью признаны. Обвинитель: Один из обвиняемых показал, что вместе с вашими посланиями ему была послана, через епархиальное управление, форма протеста против декрета. Вам известно о существовании таких протестов? Св. Патриарх Тихон: Я в них участия не принимал, затем я не думаю, чтобы это были протесты. А вот обращение, когда ко мне приходили, я советовал выдавать. Мы хотели заем устроить. Обвинитель: Я бы хотел получить ответ на вопрос, который задал. Священник Рязанов говорил здесь, что получил с 19 воззваниями 19 образцов протеста, которые рассылались по благочиниям. Что вам известно об этих протестах, кто их фабриковал?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Тогда же. Это было в начале первой недели. Председатель: Какой общий порядок у вас составления посланий? Вы всегда самостоятельно пишете или у вас есть какой-либо Совет, который предварительно обсуждает и советами которого вы пользуетесь? Св. Патриарх Тихон: Вы спрашивали меня – кто был инициатором, я говорил, что я, и что не принимает ли участие профессор Громогласов и другие. Председатель: Трибунал интересуется вопросом – какой общий порядок писания посланий у вас был всегда: вы сами или у вас были помощники, сотрудники, советники, которые бы обдумывали текст воззваний? Св. Патриарх Тихон: Текст воззвания и обдумывают, может быть, иногда, но я сам пишу. Раз моя подпись, то я отвечаю за это. Председатель: Кто ещё вырабатывает эти воззвания? Св. Патриарх Тихон: Раз я отвечаю, то какое имеет значение, кто помогает или вырабатывает? Председатель: Трибунал интересует вопрос об управлении иерархии, как идет это управление? И вопрос о воззваниях, пишутся ли они собственной вашей рукой, или могут быть составлены кем-нибудь другим и представлены на ваше утверждение? Св. Патриарх Тихон: Это я сам составлял, а послание в Помгол составил отец протоиерей Цветков, потому что это дело он вел. А к этому воззванию он никакого участия не имел. Председатель: Считаете ли вы то, что жертвовать нужно все, что предусмотрено декретом Центрального Исполнительного Комитета, кроме священных сосудов, или ещё что-либо нельзя было жертвовать? Св. Патриарх Тихон: Да, я находил, что это вообще надо. Председатель: Кроме священных предметов? Св. Патриарх Тихон: Имеет широкое значение, казалось бы, все, что освящено практикой, но так как есть разница между кадилом или кропилом и сосудом, то, конечно, можно. Председатель: Вы сделали разграничение? Св. Патриарх Тихон: Но в общем и целом не определяли, что можно взять и чего нельзя. Не с вашей, конечно, точки зрения. Только сосуды. Председатель: Значит, можно так считать, не только одни сосуды, но и различные священные предметы богослужения?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Нет, я не забыл. Это в известном случае сказано, а к данному случаю это не касается. Если на вашей точке зрения стоять, то как объяснить, что женщина вылила миро, а Иуда сказал: «Отдать лучше нищим»? Обвинитель: С точки зрения христианской и не изувера, что лучше: оставить стоять сосуд на том месте, где он находится, и дать возможность тринадцати миллионам человек умереть с голода, – или наоборот? Я спрашиваю вас, что с точки зрения христианской морали было бы приемлемей? Св. Патриарх Тихон: Да я думаю, такого вопроса не может быть. Председатель: Почему же не может быть? Св. Патриарх Тихон: Потому что в такой плоскости его не нужно ставить. Конечно, выше, чтобы сосуды не были пустые, но при каких условиях. Обвинитель: Так вы считаете, что советская власть может спасти эти 30 миллионов [? – Сост.] только на те средства, какие есть? Св. Патриарх Тихон: Очень желал бы, но не знал, чем располагает советская власть. Обвинитель: А что, Цветков не говорил вам, что 12 миллионов [? – Сост.] обречены на верную смерть? Св. Патриарх Тихон: Но ведь я читал в ваших газетах, что советская власть справится. Председатель: Вы все время говорите: «в ваших газетах», «ваши постановления», «ваша власть». Создаётся впечатление, что вы этим подчёркиваете – «этим постановлением» и «этой властью» противопоставляете какие-то другие газеты, другие постановления и другую власть. Что вы имеете в виду? Св. Патриарх Тихон: Это не о контрреволюционном я говорю, а о ваших правительственных газетах. И я прошу занести в протокол, когда я посылал свое первое обращение за границу, я даже не понимал, что, невзирая на существующий образ правления, который, быть может, не всем нравится за границей, вы все-таки должны нам помогать, какая власть стоит у нас. Это известно было. Обвинитель: А вы думаете как? Если авторитетом Патриарха подчёркивается то обстоятельство, что существующая власть грабит? Св. Патриарх Тихон: А если Патриарх заявляет, что не взирайте на то, какая бы ни была власть, ей вы помогайте?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св. Патриарх Тихон: Проф. Кузнецов не сказал, что это не религиозного характера. Обвинитель: Постольку, поскольку оно затрагивает вопросы церковного имущества. Св. Патриарх Тихон: Есть вопросы не то что религиозные, есть вопросы догматические, – таковых нет в послании, но есть вопросы канонические, – таковые есть. А религиозные – это не совсем точный термин. Председатель: Экспертиза установила, что ваше воззвание религиозного характера не носит и никаких вопросов христианского вероучения не затрагивает. Когда это было выяснено экспертизой и наряду с этим установлен смысл и значение слова «святотатство», которое не могло не действовать разжигающе на население, и затем ваша угроза в конце послания об отлучении, т. е. естественно возникает вопрос, не преследовало ли это воззвание чисто политического характера, т. е. вызвать население, – на почве защиты Церкви, – к действиям против правительства. Вот этот вопрос и ставит вам обвинитель, он также интересен для Трибунала. Считаете ли вы до сих пор, что ваше воззвание действительно не затрагивает вопросов политического характера и является воззванием строго религиозным? Св. Патриарх Тихон: Позвольте вам сказать, – я уже отвечал, что я не могу сказать, что беру христианским учением потому, что церковная каноника и церковное управление имуществом – это не вероучение. Но, во всяком случае, оно носит религиозный характер, и я думаю, что эксперты глубоко заблуждаются, они, может быть, конца не читали, а затем экспертиза может быть просто другая. Председатель: Значит, вы с этой экспертизой не согласны? Св. Патриарх Тихон: Не согласен. Обвинитель: Вот экспертиза отвечала на вопросы: является ли изъятие священных предметов для целей милосердия святотатством или кощунством, и ответила – не является. Св. Патриарх Тихон: Напрасно. Обвинитель: Значит, вы считаете, что это святотатство? Св. Патриарх Тихон: По канону. Председатель: А не по канону? Св. Патриарх Тихон: Может быть, с точки зрения нравственности и благотворительности. Председатель: Разве каноны не являются выражением нравственности?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010