Л. Д. 131, об., т. 1. По признанию самого обвиняемого Беллавина, во время гражданской войны 1917–1919 гг. он оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку. На деле, однако, поддержка эта была иного рода. Л. Д. 18, об., т. 4. На юге России, где царствовал тогда Деникин, Краснов и другие «правители», рука об руку с Тихоном действовал Антоний Храповицкий, состоявший руководителем Высшего Церковного Управления Ставропольского церковного Собора, организованного с благословения Тихона, членом же Синода ВЦУ был архиепископ Новочеркасский Митрофан [Симашкевич], с которым Тихон все время находился в непосредственной связи. Л. Д. 134, т. 4. Оба – крайние реакционеры и монархисты, боровшиеся против Советской Республики под открыто выброшенным лозунгом: «за царя из дома Романовых». От них к бывшему Патриарху Тихону в течение 1918–1919 гг. неоднократно приезжал, как это точно установлено следствием, некий «Федя», привозивший деловые бумаги от Киевского Антония [Храповицкого] и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича]. Л. Д. 141, т. 1. Каким именно путём этот «Федя» перебирался через фронт, следствию установить не удалось. Л. Д. 162, т. 1. Осенью же 1918 г. Тихон вошёл в официальную связь с гетманом Скоропадским, в лице его уполномоченного Кривцова, посетившего бывшего Патриарха со своим адъютантом. Гр. Беллавин-Тихон дал ему своё благословение на «его деятельность». Л. Д. 124, т. 4. Гетманское правительство, безоговорочно признававшееся Тихоном, хотя, по его словам, «гетман пока ещё не государь», проявляло и со своей стороны по отношению к Тихону внимание, сообщая ему по радио о состоявшемся избрании Киевского епископа. Л. Д. 123, т. 4. К этому же времени относится связь обвиняемого Беллавина и с архангельскими церковниками-белогвардейцами, хлопотавшими тогда через архиепископа Кентерберийского об оставлении в Архангельске английских войск, о чем ими и было сообщено в Москву Тихону через находившегося в это время здесь архиепископа Нафанаила [Троицкого]. Епископ Павел [Павловский], протоиерей кафедрального собора Лемохин и ряд других лиц высшего духовенства в Архангельске вели бешеную агитацию против Советской России, принимая на себя и прямую заботу о формированиях партизанских отрядов, их снаряжении и снабжении. Священник Лемохин лично ездил в Лондон, где добивался присылки в Архангельск английского десанта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Среди публикаций «Американского православного Вестника» мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ и семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на североамериканском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке для подготовки национальных кадров священнослужителей. «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с «азов» свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь... Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными... С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела...». Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было ограничено не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии на период 1899–1900 гг, святитель Тихон писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 318, т. 4. Следствием было установлено, что в этот же период времени (конец 1918г. – начало 1919г.) бывший Патриарх Тихон вёл переговоры с представителями крупнейших контрреволюционных организаций, известных под именем Тактического Центр 105 и Национального Центра 106 , стремившихся, как это было с точностью выяснено судебными властями, к свержению Советской власти и установлению в России генеральской диктатуры, знаменующей реставрацию капиталистического строя и дореволюционных порядков. Л. Д 117. т. 1. Видные деятели Тактического Центра, в своё время осужденные за свою контрреволюционную деятельность, С. М. Леонтьеву Д. М. Щепкин и С. Д. Урусов информировали гр. Беллавина – Тихона о своей преступной работе, получали от него советы и «благословение» вместе с пожеланием этой работе успеха. Л. Д. 121, т. 1. От лица «Национального Центра» в этот же период времени гр. Беллавина-Тихона посещали деятели этой организации С. А. Котляревский и А. В. Карташев, причём эти последние, по признанию С. А. Котляревского, имели с обвиняемым Тихоном беседу о наличии в Москве антисоветской организации, ставившей себе целью борьбу с Советской властью, в целях замены её буржуазно-демократической властью. Л. Д. 194, т. 4. В тот же период времени Тихон находился в сношениях с представителями английского и французского правительств. Первый из них, английский консул Оливер, по словам самого Беллавина, посетил его дважды, передавая будто бы приветствия от архиепископа Кентерберийского. По показаниям же Рене-Маршана устанавливается, что в мае – августе 1918 г. он, Рене-Маршан, и тогда заведующий отделом пропаганды при французском генеральном консульстве граф де Шевильи несколько раз посетили Тихона по поручению французского генерального консула Гренар, как официальные представители французского правительства, что было Тихону известно. Во время этих бесед был затронут вопрос о низвержении Советской власти, восстановлении при помощи чехословаков Восточного фронта и о высадке с севера союзных войск. Патриарх Тихон, по заявлению Рене-Маршана, отнесся вполне сочувственно к плану союзников, заявляя, что он не признает Брестского мира, и на прямой запрос графа де Шевильи, сообщившего о начале военной интервенции против России, ответил, что он «благословляет» последнюю, лишь бы она не закончилась так неудачно, как «бесплодный опыт Ярославского дела». О полученном от Беллавина-Тихона благословении было тогда же сообщено Гренару и протелеграфировано в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

85 Православное Богородичное Здолбуновское Братство, о котором говорится в справке 133, было организовано иеромонахом Тихоном [Шараповым] с целью ограждения начал Православия от покушения на них со стороны польско-католических притеснителей, а также для укрепления среди местного населения верности Московскому Патриаршему Престолу. Здолбуново – крупный железнодорожный узел на Волыни, несколько южнее г. Ровно. Оказавшись здесь после окончания войны 1914–1918 гг., иеромонах Тихон [Шарапов] развил широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи раненым солдатам и огромному количеству беженцев из различных местностей России, попавших сюда так же случайно, как и он сам, и испытывавших множество всевозможных лишений и нужд в своём кочевом положении. Так зародилось Здолбуновское Братство при местном храме Почаевского подворья. После ликвидации тяжёлых последствий войны деятельность Братства, как выше было сказано – в связи с притеснением поляками любого проявления русского Православия, – была направлена на самооборону против польско-католического нападения. Далее, после возникновения инспирированной иезуитскими кругами, пресловутой «автокефалии Русской Церкви» в Польше, Братство, стоя на страже интересов Московской Патриархии, всячески сопротивлялось антиканоничным начинаниям «автокефалистов». В связи с тем, что прокатолические возглавители русского Православия в Польше, митрополиты: Георгий [Ярошевский], Дионисий [Валединский] и иже с ними, начали жесточайшее преследование и утеснение Братства, как только усмотрели в нем непримиримого противника своим бесчинствам, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод, осведомлённые о многополезной деятельности Братства и угрозе его существованию со стороны митрополичьих кругов в Варшаве, присвоили ему, по ходатайству председателя оного, иеромонаха Тихона [Шарапова], права патриаршей ставропигии и, таким образом, изъяли его из юрисдикции русской иерархии в Польше, продавшейся католичеству. После ряда лет героического сопротивления патриархистов в Польше своему автокефальствующему священноначалию Здолбуновское Братство, разумеется, было наконец разгромлено полицейскими силами, а несколько виднейших руководителей этого сопротивления заточены в монастыри и тюрьмы или высланы за пределы Речи Посполитой. В частности, иеромонах Тихон [Шарапов] был выслан из Польши в Германию, где проживал до 1925 г. в Берлине, при бывшей посольской, Князь-Владимирской церкви на Находштрассе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1. Зитворник А. Обновленцы... Уфа, 1927 2. Новшества тихоновцев, или так называемых старотолковник. Краснодар, 1926 Указ (постановление) Святейшего Патриарха Тихона по делу митрополита Североамериканского Платона [Рождественского] Ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях Североамериканского митрополита Платона [Рождественского], направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви, постановляем: 1 . Уволить митрополита Платона от управления Североамериканской епархией со дня объявления настоящего Нашего распоряжения. 2 . Иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру – коему и предписать объявить настоящее моё распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной мною ему инструкции. 3 . Предложить митрополиту Платону (Рождественскому) прибыть в Москву, в Наше распоряжение. 16 января 1924 г. Патриарх Тихон. Известия ЦИК. 1024. 22 янв 28. Выписка из постановления Святейшего Патриарха Тихона по делу митрополита Североамериканского Платона [Рождественского] Ввиду имеющихся данных о выступлениях Североамериканского митрополита, направленных против Советской власти, пагубно отражающихся на Православной Церкви, – уволить митрополита Платона [Рождественского] от управления Североамериканской епархией со дня объявления ему настоящего распоряжения. 2 . О кандидате на Североамериканскую кафедру иметь особое суждение, коему и предписать – объявить настоящее распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной ему инструкции. 3 . Предложить митрополиту Платону прибыть в Москву в Наше распоряжение. Патриарх Тихон, архиепископ Тихон [Оболенский] (бывший Уральский), архиепископ Серафим [Александров] (ныне митрополит Казанский), и архиепископ Пётр [Полянский] (ныне митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель). Журнал Московской Патриархии. 1934. 18/19 (?).01.1924. 28. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Священного Синода об устранении от управления Североамериканской епархией митрополита Платона [Рождественского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я лично знал почившего с 1903 г., видел его на различных ответственных постах, в различных, иногда неимоверно сложных положениях, но никогда я не видел его хотя бы на время утратившим дивную христианскую ясность духа. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». Град Ярослава Мудрого так полюбил своего доброго и мудрого архипастыря, что при расставании с ним оказал ему совершенно исключительную честь, избрав его «почётным гражданином» г. Ярославля. В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжёлый архипастырский путь в пору тяжёлого военного времени без преткновений. Когда в 1917 г. первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву, оказавшую ему исключительную честь и доверие. Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 г. он состоял активным и почётным членом в одной из политических партий определенно националистического направления и в духе этой партии работал, особенно при выборах в Государственные Думы от первого до последнего созыва. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого Интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пожалуй, никогда и никто не говорил в Советской России властям предержащим и самому русскому народу такую горькую правду. Во время разнузданной кампании по вскрытию мощей Патриарх не мог не обратиться к председателю Совнаркома Ленину с резким заявлением: «По долгу пастырского служения заявляю Вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызывает в нем естественную скорбь и справедливое негодование и может волновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни, а нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5:29 )». В годы гражданской войны Патриарх Тихон «многократно с церковной кафедры обращается к верующим со словом пастырского назидания о прекращении распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую междоусобную брань», с предостережением против мщения: «Все православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в Твои, православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, – отбрось далеко, так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы найти его». Осуждая политику кровопролития и призывая к прекращению междоусобной брани, в послании 1919 г. Патриарх Тихон отвергал участие Церкви в борьбе против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. «Помятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет св. апостола: «блюдите себя от творящих распри и раздоры» (ср.: Рим. 16:17 ), уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, «повинуйтесь всякому человеческому начальству» в делах мирских (ср.: 1Петр. 2:13 ), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, «ибо Богу», по апостольскому же наставлению, «должно повиноваться более, чем людям» ( Деян. 4:19 , Гал 1:10 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин возглавили Попечительский совет Фонда поддержки строительства храмов города Москвы 29 апреля 2011 г. 15:15 29 апреля 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы. Со вступительным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Также прозвучали выступления мэра г. Москвы С.С. Собянина , первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И. Ресина, председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы А.В. Кузьмина и председателя правления Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, руководителя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископа Подольского Тихона . Были представлены материалы по выделению участков земли для строительства храмов и типовые проекты храмов. В ходе заседания было утверждено положение о Попечительском совете и его состав. Председателем Попечительского совета был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сопредседателем мэр г. Москвы С.С. Собянин. Был утвержден состав рабочей группы Попечительского совета. Председателем рабочей группы был избран В.И. Ресин, сопредседателем епископ Подольский Тихон, секретарем рабочей группы начальник управления первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Г.И. Гущина. В состав Попечительского совета вошли заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, заместитель председателя Правительства РФ И.И. Сечин, министр финансов РФ А.Л. Кудрин, министр транспорта РФ И.Е. Левитин, министр промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко, министр связи и массовых коммуникаций РФ И.О. Щеголев, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин , президент Сбербанка России Г.О. Греф, президент ВТБ А.Л. Костин, председатель правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер, генеральный директор ФГУП «Концерн «Росэнергоатом» С.А. Обозов, президент компании «Интеррос» В.О. Потанин и другие. Попечительский совет одобрил работу, проведенную в 2010-м — I квартале 2011-го года Правительством Москвы и Московской Патриархией по реализации проекта строительства быстровозводимых православных храмовых комплексов в Москве. Было отмечено конструктивное взаимодействие Правительства Москвы и Русской Православной Церкви по всем вопросам реализации проекта строительства храмов. Также Попечительский совет одобрил работу, проведенную Правительством Москвы по подбору земельных участков для размещения храмовых комплексов на территории Москвы, и работу, проведенную проектными институтами ГУП «Моспроект-2», ГУП «МНИИТЭП», ГУП «Моспроект-3» по проектированию православных храмовых комплексов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1465356.ht...

Однако все эти СМИ намеренно скрыли продолжение, которое следовало за цитируемым ответом священника. Оно опубликовано на следующей странице: «И если где у нас батюшки и бедствуют, то это далеко от крупных городов. Там, что бы ни подарили, хоть пол мешка картошки – батюшка будет благодарен. Здесь, конечно мы люди более избалованные. Но ведь все хором говорят: главное не что дарить и как это дорого, а главное сердечное желание». Но если публиковать ответ целиком, то все рассуждения о фантастическом богатстве Церкви, о стяжательстве, жадности, алчности священнослужителей пойдут прахом. Кстати, изъятие церковных ценностей, проводившееся Троцким-Лениным в 1922 году, было поддержано улюлюканьем прессы, писавшей о том же «стяжательстве попов». Обернулось это кровавой расправой над священниками и монахами, расстрелянными в течение только одного года в количестве 8100 человек. В этой связи вспоминается малоизвестное стихотворение В. Маяковского «Когда мы побеждали голодное лихо, что делал патриарх Тихон?» 1923 года: Тихон патриарх, прикрывши пузо рясой, звонил в колокола по сытым городам, ростовщиком над золотыми трясся: " Пускай, мол, мрут,                                    а злата -                                                не отдам! " Чесала языком их патриаршья милость, и под его христолюбивый звон на Волге дох народ,                                    и кровь рекою лилась - из помутившихся на паперть и амвон. Осиротевшие в голодных битвах ярых! Родных погибших вспоминая лица, знайте:            Тихон                        патриарх благословлял убийцу. За это власть Советов, вами избранные люди, - господина Тихона судят. …Кстати, деньги, вырученные за продажу церковных ценностей, по свидетельству историков, большевики пустили на мировую революцию. «Мы на радость всем буржуям мировой пожар раздуем». Умирающим же от голода ничего не перепало. 5 апреля. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси выступила с официальным заявлением по поводу отредактированной фотографии Святейшего Патриарха Кирилла, на которой удалено изображение часов на левой руке Патриарха при сохранении отражения часов на поверхности стола.

http://pravoslavie.ru/54282.html

ТИХОН не подчинился решению Собора русской и греческой Церкви. Явочным порядком он возглавляет идущие за ним церковные массы. С точки зрения церковной, он является тяжким преступником, нарушающим мир церковный, но и с точки зрения государственной, ТИХОН является социально вредным. Ибо тихоновщина есть зло церковное, поскольку она несёт разделение Церкви, она и зло государственное, так как около ТИХОНА объединяются все контрреволюционные силы страны от монархистов до меньшевиков. Священный Синод, стоящий на страже Церкви, а равно исполненный искренней гражданской лояльности в отношении Советской Власти, предоставившей декретом своим об отделении Церкви от Государства действительную свободу совести, ведёт неустанную борьбу с тихоновщиной, как злом церковным и государственным. Тихоновщина ставит нам три преграды: наше неправославие, нашу экономическую слабость, нашу лояльность к Советской Власти. Две первые причины мы более или менее успешно, можем отстранить. Обновленцы в течение этих месяцев установили связь с православным Востоком, трудами ряда своих научных работников выяснили каноничность обновленчества – все это имеет громадное значение в глазах подлинно-верующих, которых тихоновщина запугивала нашим мнимым неправославием, что сейчас нами разоблачено достаточно авторитетно. Тихоновщина бьёт нас экономически. Сила их в этом отношении громадна. Тихоновцы капитально отремонтировали свои храмы, заваливают червонцами своих архиереев и священников. Между тем обновленцы терпят страшную нужду, влача буквально нищенское состояние (епархии Псковская, Екатеринославская, Полтавская и ряд других), но все же не сдают своих позиций. Тихоновцы пытались неоднократно (Митрополиту Александру Введенскому и др.) давать взятки, соблазняя и др. материальными благами, лишь бы переманить к себе. Понемногу мы справимся, как во многих епархиях и справились, и с этой стороны дела без чьей бы то ни было поддержки. Но тихоновщина бьёт нас политически – и здесь мы бессильны, так как тихоновцы действуют нецерковными методами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010