При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сперва песни Священного Писания были петы без канонов, с VII же века, когда составлены новозаветные песнопения – каноны, с того времени с песнями Священного Писания поются и каноны. 414 Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем последует в повечерии. Святый Андрей Критский , в каноне, собрав песнопения Ветхого и Нового Завета, от Адама далее и до самого Вознесения и апостольской проповеди, поучает убо сим всякую душу еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе; еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве богослужением (Триодь, Синаксарь, четверт. 5-й нед. вел поста). 416 В седмице мясопустной не поется же междучасие и канон молебный Пресвятой Богородице, поемый на повечерии... Такожде творим и в седмице сырной, разве среды и пятка (Тип., послед. нед. блудного сына). В среду сырную вечера повечерие поем малое и поем канон Минеи наряду в субботу хотящего прилучитися святого (Тип., послед. среды сырной нед.); в пяток сырный на повечерии поем канон усопших Октоиха, наряду гласа (Тип., послед. пятка сырного). 417 Упраздняются же и междучасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятой Богородицы (Тип., послед. понед. Святого Духа). 418 В попразднство Рождества Христова и Богоявления поются повечерия малые, без канона богородична (Тип., 26 дек.). 419 Полунощница совершается в монастырях иногда не в храме, а в келиях. Так от среды страстной седмицы не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. великой среды. Вечер). 420 По уставу Афонской горы (Часосл., изд. в Москве, 1849 г., л. 15) и по богослужебным книгам киевских изданий полагаются, после молитвы: «Помяни, Господи, в надежди воскресения», – тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава – «Господи, помилуй», И ныне – «Милосердия двери», и затем произносимая иереем ектения, состоящая из двух прошений. После первого прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» поется: «Господи, помилуй», трижды. Второе прошение: «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему» и т. д., есть то самое, которое произносится на литии на бдении всенощном. После него произносится «Господи, помилуй», 40 раз. Затем следует возглас: «Услыши ны, Боже», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше», Слава и ныне, «Господи, помилуй», трижды, Благослови. Отпуст (Часосл., изд. в Киево-Печ. лавре, 1742 г., л. 17 на обороте. Последование утрени, вечерни и полунощн., изд. в Киеве, 1861 г., л. 22 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На 6-м часе поется тропарь: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» 543 . На 9-м часе поется тропарь: «Иже, в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас» 544 . Касательно пения этих тропарей должно заметить: 1) Тропари великопостных часов поются иначе, нежели тропари праздника или святому. В Великую Четыредесятницу и страстную седмицу (в понедельник, вторник, среду) тропари великопостных часов поются со стихами, и при пении их творятся коленопреклонения. Это совершается таким образом: иерей (или учиненный чтец), выйдя на средину храма, пропоет тропарь на положенный глас 545 , затем тропарь поется велегласно ликами трижды: правым ликом – дважды, а левым – едножды (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). Именно, после иерея, поет правый лик. Засим иерей говорит 1-й стих, и левый лик поет тропарь. Наконец, иерей говорит второй стих, и правый лик поет тропарь. Когда иерей поет тропарь или говорит стих, тогда коленопреклонения творят лики и народ; когда же поют тропарь лики, тогда иерей совершает коленопреклонения (Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста и последование понед. страстной седмицы). 2) На часах в среду и пяток сырные, хотя положены тропари великопостпые, но они не поются, а читаются. В Типиконе сказано: «тропарь: “Заутра услыши” скоро без пения» (Тип., послед. сырной среды. Сн. Тип., послед. 14 ноября, 3-е зри). 3) Указанные тропари не поются на великопостных часах в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в день храмовый (Тип., храм. гл. 34 и 35), в день празднования великому святому (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник или день постен 2-й, З-й, 4-й седмиц Великой Четыредесятницы). Тогда на место их поются тропари праздника или святому. На царских же часах после псалмов поется «Слава и ныне». «Аллилуиа» трижды и на «Слава» – особый тропарь. На царских часах в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления на «Слава» поется тропарь предпразднства сих праздников, и на всех часах один и тот же тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После сих псалмов, точно так же, как и на литургии, поется песнь, изображающая воплощение Господа: «Единородный Сыне и Слове Божии, безсмертен сый». Так как Изобразительные псалмы суть торжественные песнопения, то в дни поста не читаются 564 . Потому в Великую Четыредесятницу в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) и в понедельник, вторник, среду страстной седмицы последование Изобразительных (совершается ли на часах пред литургией или без литургии), следуя сряду за конечною молитвою 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе», начинается пением «Блаженн». Блаженнами называются стихи Слова Божия, в коих Христос обещает блаженство за разные добродетели ( Мф.5:1–9 ) (См. далее, литургию). Блаженства евангельские составляют как бы продолжение изобразительных псалмов. Как в псалмах изображаются благодеяния Божии к людям, и они призываются к благодарению Господа, так и «Блаженства» изображают нам Спасителя Господом единым, блаженным, истинно нас ради обнищавшим, показавшим в Себе кротость и смирение сердца, единым, праведным, алкавшим и жаждавшим правды и творившим ее, милостивым и щедрым, единым чистым сердцем, святым, миротворцем и Начальником мира, и самым миром, Сыном Божиим по естеству, гонимым за истину, правды ради, невинно поносимым, преследуемым и бесчестивым, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, имеющим неизглаголанную радость и веселие (Блаж. Симеона Фессал. о священнодействиях и таинствах Церкви, § 295-й) 565 . Пение «Блаженств» на великопостных часах бывает иначе, нежели на самой литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . На литургиях между евангельскими стихами о «Блаженствах» поются тропари канонов. Но на великопостных часах между евангельскими стихами о «Блаженствах» поется исповедание и молитва разбойника, висевшего на кресте, чрез которые он обрел рай – Царствие Небесное, и поется так: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Блажени плачущий, яко тии утешатся» и т. д. Когда последование Изобразительных совершается вместо литургии, тогда, после пения всех стихов о «Блаженствах», читается Апостол и Евангелие. После пения всех стихов о «Блаженствах» возносится молитва к Пресвятой Троице: «Помяни нас, Господи ... помяни нас, Владыко ... помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Петь стихи о «Блаженствах» на великопостных часах положено на 8-й глас (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и Часослов). Но в среду и пяток сырные (Тип., послед. среды сырной), в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февр., 9-го марта), в дни храма (Тип., храм. гл. 84), в Великий четверток и в Великую субботу (Тип., послед. сих дней) глаголются «Блаженны» и «Помяни нас, Господи», поскору, без пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В великом посте на часах совершается особый звон помимо благовеста пред часами; на 3 часе положено ударять в малый колокол редко три раза, на 6–м шесть раз, на 9-м девять раз (тип. послед. понедельника 1-й седмицы великого поста); в среду же и пяток сырные, день Благовещения, а также в праздники с полиелеем в посте «на часах в кампан не ударяет», т.е. пред часами благовест бывает (обыкновенный, не протяжный), а отдельно на каждом часе в колокол не ударяют (тип. последование часов среды сырной, 24 февр. и 25 марта). Звон бывает ещё при некоторых особенных не ежедневных службах: 1) При молебных пениях в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (см. Табель изд. Св. Синодом). Обыкновенно бывает благовест пред молебном и при начале его и по окончании трезвон. 2) Звон бывает при крестных ходах таким образом – сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого хода бывает звон во вся. 3) Звон бывает во время освящения воды (малого) в дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, благовестят в каждый из колоколов отдельно, начиная с большого, ударяют раз по 10, перебрав все, опять начинают с большого. При погружении креста в воду бывает звон во вся. 4) Звон бывает при погребении Архиереев, Архимандритов, иереев и иеромонахов, а на юге России и мирян. При выносе тел из дома в церковь бывает перезвон такой, какой указан при выносе плащаницы в великую субботу; по внесении же тела в храм совершается звон во вся. При выносе тела из храма к могиле тоже сначала бывает перезвон, а при опускании в могилу звон во вся. Необходимо напомнить, что в городах к церковным службам, совершаемым одновременно со службою в соборе, не должны начинать благовеста ранее собора. П) О крестных ходах Многочисленные крестные ходы в епархии, имеющие такое громадное духовное и воспитательное значение для народа, происходят не всегда с соблюдением положенного порядка, благочиния и благоговейного отношения священнослужителей и не руководствуются в должной мере – о.о. благочинными, ключарями собора и настоятелями церквей, из которых они идут. Всякий церковный ход внушителен, красив и торжествен только тогда, когда во всём виден порядок, стройность, гармоничность и соблюдается священнослужителям и серьёзность и тишина. Шествие должно быть умеренное, неспешное, покойное, цельное, без разрывов и под зорким наблюдением ключаря и благочинного. Оба эти священнослужителя, не надевая фелони, в одних епитрахилях, должны идти на концах крестного хода, один – впереди, а другой позади и первый сдерживать ход, смотря по шагу первенствующая в служении, чтобы все шествие имело гармоничный, цельный вид. Обыкновенно – же молодые священники, шествующие впереди, не обращают внимания на идущих за ними, и поэтому крестные ходы растягиваются, и нарушается порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Первый из них поется без стиха, а другие два со стихами Священного Писания. Тропари царских часов, по своему содержанию, суть тропари пророчества 547 . После тропарей пророчества произносится пред паремиею прокимен. На великопостных часах (на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, и на 1-м часе – в Великий четверток) один прокимен произносится пред паремиею, а другой прокимен – после нее (см. сказанное о прокимнах Великого поста на вечерне). На великопостных часах пред прокимном священник или чтец не произносит слова «прокимен», как то обыкновенно бывает прежде пения прокимна, но он говорит только: «Глас такой-то». О сем читаем такое указание в Типиконе, в последовании сырной среды, что после пения тропаря пророчества говорит иерей: «Вонмем», и чтец «прокимен» не глаголет, точию скажет глас 6... После чтения паремии иерей (произносит): «Вонмем». Чтец гл. 7-й прокимен: «Господь крепость людем своим даст» ... Сице глаголати иерею и чтецу во всю святую Четыредесятницу прокимен пред паремиями 548 . После прокимна и паремии на царских часах следует чтение Апостола. После чтения апостола читается Евангелие. Евангелие положено читать, кроме царских часов, на великопостных часах, именно: в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. В Типиконе сказано: «Ведомо же буде, яко Евангелие от Матфея все чтется, подобне и от Марка и от Луки. От Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий» (т. е. до 46-го зачала, гл. 13:31). «Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается» (оканчивается) «в среду на 9-м часе. Бывают же от Луки чтения три, прочая же по два» (т. е. все Евангелие Луки разделяется на три чтения, а каждое Евангелие прочих Евангелистов делится на два чтения). «Вкупе всех чтений девять и вящше ничтоже» (Типикон, последов. Великого понедельника утра). В приходских церквах обыкновенно начинается чтение Четвероевангелия ранее, в седмицу пред Неделею ваий. На великопостных часах чтение Евангелия бывает на 3-м и 9-м часах после тропаря и Богородична часа, а на 6-м часе – после паремии и прокимна. Пред началом чтения каждого из четырех Евангелистов диакон глаголет: «И, о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Лик поет: «Господи, помилуй» трижды. диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим святого Евангелия». Иерей: «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Иерей именует Евангелиста, которого чтется Евангелие. Но «сия глаголются точию к началом Евангелистов. К началом же (т. е. каждого чтения из Евангелия) «глаголет токмо: “Премудрость, прости” и тако чтет иерей Тетроевангелие» (Тип., послед. понед. страст. седм. утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

364 В Служебнике в конце этой молитвы напечатано так: «Возглашение. Яко подобает Тебе всякая слава» и т. д. Но это окончание молитвы, обыкновенно, священник не возглашает, а произносит, как и самую молитву, тайно. 365 Обыкновенно затворение Царских дверей бывает не сряду по входе иерея в алтарь, а после пения прокимна (Сн. Тип., гл. 2 и Служебн., послед. вечерни). 366 Порядок псалмов, из которых в Постной Триоди находятся в седмнчные дни, кроме суббот, прокимны для 6-го часа и вечерни, следующий: Страстная седмица седмица седмица седмица седмица седмица седмица На 6-м часе дельник На вечерне На 6-м часе На вечерне На 6-м часе На вечерне На 6-м часе Четвер На вечерне На 6-м часе На вечерне Псалмы отступают от ряда: 83-й, 96-й и 117-й. Нет прокимнов из псалмов: 81-го, 82-го, 95-го и 116-го. 367 Иерей: Вонмем. «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (Тип., посл. сырной среды, вечера). 368 Прокимны, называемые великими, имеют при себе не по одному стиху, а по три, и потому поются продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога. 369 Хотя на малой вечерне в субботу поется тот прокимен, который и на великой вечерне в этот день, но на малой вечерне этот прокимен не есть великий; ибо на малой он состоит только из двух стихов. «Господь воцарися», и стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася», и паки: «Господь воцарися» (Тип., гл. 1). На великой же вечерне читаем: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася»; стих: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижется»; стих: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний, и паки: «Господь воцарися» (Тип., гл. 2). 370 При указании Типикона на утрени «чтение» разумеется толкование Евангелия, или синаксарь и подобное чтение, указанное в 10 главе Типикона. 371 Исключение составляют дни 1-го и 13-го сентября. На эти дни положены паремии, а на утрени не поется полиелей. 372 Паремии святым одного лика, или чина назначаются одно и те же. Поэтому в Типиконе иногда указываются книги Св. Писания и главы их, откуда взяты паремии, а иногда только пишется: «чтения три преподобническия» (Тип., послед. 11-го янв.), «чтения три святительския» (Тип., послед. 27-го янв. и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010